Научная статья на тему 'УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODEL / ACTIVITY / SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна, Кириллова Яна Владимировна

Данная статья представляет собой исследование особенностей социально-педагогической деятельности и установление общей природы трех видов деятельности: педагогической, социально-педагогической и социокультурной. Анализируется их взаимосвязь. Социально-педагогическая деятельность представлена в виде универсальной модели, которая включает наряду с методологическими признаками (цель, задачи, подходы, структуру) общее и особенное. Раскрыто значение универсальности модели как открытой системы, реализация которой способствует оптимизации процесса социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL MODEL OF SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY

The purpose of this article is to study the characteristics of socio-pedagogical activity and to establish the general nature of three types of activity: pedagogical, socio- pedagogical and sociocultural. To show, what is the connecting core between them and to present socio-pedagogical activity in the form of a universal model, which includes, along with methodological features (goal, objectives, approaches and structure), the general and the special, reveal the significance of the universality of the model as an open system, the implementation of which helps to optimize the process of socialization of the individual.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.013.42 ББК 74.66

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-4-81-86

Р.А. Литвак

(Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия) Я.В. Кириллова

(Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная статья представляет собой исследование особенностей социально-педагогической деятельности и установление общей природы трех видов деятельности: педагогической, социально-педагогической и социокультурной. Анализируется их взаимосвязь. Социально-педагогическая деятельность представлена в виде универсальной модели, которая включает наряду с методологическими признаками (цель, задачи, подходы, структуру) общее и особенное. Раскрыто значение универсальности модели как открытой системы, реализация которой способствует оптимизации процесса социализации личности.

Ключевые слова: модель, деятельность, социально-педагогическая деятельность, социализация, структура социально-педагогической деятельности

R.A. Litvak |

o

(Chelyabinsk State Institute of Culture, |

<D

Chelyabinsk, Russia) Ya.V. Kirillova

(Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia)

UNIVERSAL MODEL OF SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY

ro s J

The purpose of this article is to study the characteristics of socio-pedagogical g activity and to establish the general nature of three types of activity: pedagogical, socio-pedagogical and sociocultural. To show, what is the connecting core between them and to present socio-pedagogical activity in the form of a universal model, which includes, along with methodological features (goal, objectives, approaches and structure), the general and the special, reveal the significance of the universality of the model as an open system, the implementation of which helps to optimize the process of socialization of the individual.

Keywords: model, activity, socio-pedagogical activity, socialization.

го m о

с; ц

03 ОС

го

CG

Ol

Социальная педагогика как научная отрасль, учебный предмет и практика тесно взаимосвязаны с оказанием адресной помощи и поддержкой человека, оказавшегося в трудной ситуации, и этическим компонентом в общении с ним. Как верно замечает И.А. Липский, деятельность социального педагога в этом случае определяется объектом и предметом социальной педагогики на основе аксиологического подхода [6].

В этом случае социально-педагогическая деятельность носит преобразовательный характер и направлена на объект, то есть на человека в его социальной среде. Предметом является процесс взаимодействия человека и среды. Отсюда логично определяется цель социально-педагогической деятельности - гармонизация человека со средой.

Специфика социально-педагогической деятельности определяется исходя из ее цели, объекта и предмета с учетом категориального аппарата социальной педагогики. Для ее определения мы обратимся к ключевому понятию «деятельность» человека.

Философы Л.П. Буева, М.А. Каган определяют деятельность как способ бытия социальной действительности, способ организации своей жизнедеятельности и влияния на окружающую действительность, выраженные в общении и отношении к окружающему миру, людям, природе, обществу [2; 5]. Категория «деятельность» имеет общее значение для всех общественных наук, в том числе и для социальной педагогики. Так, Р.А. Литвак рассматривает «деятельность» с позиции совместных активных действий партнера - социального педагога и человека, который нуждается в помощи, оказавшийся в трудной жизненной ситуации [7].

Вследствие этого социально-педагогическая деятельность воспроизводит в своей структуре не только элементы, присущие разнообразной деятельности (социально-культурной, педагогической, профессиональной), но и, реализуя со-

циально-педагогическое содержание, обеспечивает адаптацию человека в среде, его реабилитацию, профилактику, коррекцию, компенсацию, просвещение, консультацию со специалистами важной для этого человека сферы жизнедеятельности.

Благодаря таким действиям указанные структурные компоненты социально-педагогической деятельности составляют ее целостную систему. К ним также относятся цель, задачи, объект, предмет, средства, условия, критерии и результат.

Таким образом, структурные компоненты с учетом их функций, назначений, дополнения и взаимодействия раскрывают сущность и указывают на специфику социально-педагогической деятельности.

При всей значимости социально-педагогической деятельности необходимо пояснить ее соотношение с педагогической деятельностью. Учитывая, что социальная педагогика, по утверждению М.А. Галагузовой, имеет родственную связь с общей педагогикой и «отпочковалась» от нее, следует предположить, что она является носителем как общих черт педагогической деятельности, так и приобрела свою особенность, заданную особым положением человека не вполне встроившегося в социальную среду [3].

На основе анализа работ Л.А. Беляевой [1], М.А. Беляевой [1], Н.Н. Ярошенко [10] и др. можно выделить общие социально-культурные функции, коммуникативную природу, гуманистическую направленность как форму организации процесса социокультурного развития личности.

Социально-педагогическая деятельность имеет много общего и с социально-культурной деятельностью, которая направлена на формирование культуры общения, деятельности и отношений, как и социально-педагогическая деятельность. Учитывая, что результатом ее является приобщение человека к культуре социума, она воспринимается человеком как творение культуры и помогает его преобразованию к нормальному образу жизни.

Однако здесь следует заметить, что наряду с проявлением общего, социально-педагогическая деятельность не является заранее спрограммированной. Она отвечает нормативной этике, носит ситуативный характер и не охватывает в обязательном порядке все население, а охватывает только определенные категории людей. Но интегрирует с широкой сетью социальных институтов, занимающихся развитием, воспитанием человека.

Поэтому социально-педагогическая деятельность является особым видом деятельности, направленной на социализацию человека. Социализация есть процесс формирования необходимых качеств личности для вхождения и взаимодействия с социально-культурной средой.

Социально-педагогическая деятельность связана с преобразованием личности, его сознанием, а также с преобразованием окружающей среды, направляя объекты этой среды на гуманное отношение к любой категории человека, оказывая ему помощь и поддержку.

Являясь средством гармонизации отношений человека со средой на основе удовлетворения его интересов и потребностей в адаптации, реабилитации и самоопределении, социально-педагогическая деятельность оказывается востребованной человеком и обществом.

Из проводимого анализа следует, что все виды деятельности (педагогическая, социально-культурная, социально-педагогическая) находятся в интеграции, дополняя и обогащая функции, используя присущие им технологии, повышая тем самым, качества социального взаимодействия личности.

Для конструирования интересующей нас универсальной модели социально-педагогической деятельности необходимо исходить из характеристики функциональных особенностей соответствующей деятельности.

Функции рассматриваются как совокупность действий, операций. Функциональный уровень модели обусловлен назначением метода. Функциональные

методы Л.В. Мардахаев [8] подразделяет на ведущие и обеспечивающие.

Основные или ведущие методы включают человека в определенные действия, направленные на поставленные цели. К обеспечивающим методам относятся методы воздействия на сознание, чувства; методы организации деятельности; методы стимулирования, самоубеждения, саморегулирования и др. [там же].

Большое значение для адаптации и реабилитации человека имеют методы упражнений, тренировки, научения, управления; методы создания ситуационных сред и др. Методы выступают составной частью социально-педагогических технологий, которые находят свое отражение в них.

Все активнее в социально-культурной деятельности проявляются социально-культурные технологии в качестве инновационного метода научного, интеллектуального, социально-педагогического ресурса, позволяющего влиять на реальную действительность в прогнозируемом направлении. Социальные технологии позволяют на основе мониторинга влиять на социокультурные процессы и явления, изменяя их в заданном направлении, целенаправленно организовывать социально-педагогические процессы, получать прогнозируемый результат.

По утверждению Р.А. Литвак, социокультурные технологии воспитания детей и молодежи направлены на изменения качественных характеристик личности, способствующих развитию человека, его творческих способностей, вхождению в ценности мировой и отечественной культуры, что связано с направленностью на оптимизацию общего уровня культуры и мотивацию включенности в активную творческую деятельность.

Социокультурные технологии связаны с педагогическими технологиями как таковыми, социальными технологиями и обладают общими чертами им присущими: систематичность, целенаправленность, проектируемость, оптимальность, совершенствование результата деятель-

о

0

1 _0

н

к ф

ч

о ф

т

го

ч

ф

_0 го

S

о о

_0 ц

ф

4

0

5 к го

1

_0 ц

го о

ср ф

ш

ности педагога, механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

Особенностями социокультурных технологий выступают воспроизводство творческих способностей и творческой активности личности, включение личности в культуротворческую деятельность, целевая направленность на решение практических задач специфического объекта воздействия в определенных условиях, акцент на социализирующие воспитательные процессы и аспекты саморазвития, самореализации и саморефлексии личности.

Технологии социально-культурной деятельности вбирают в себя совокупность приемов, которые широко используются в педагогических технологиях и базируются на психолого-педагогических установках личности, а также научно-обоснованные специфические, характерные для социально-культурной деятельности формы, средства и методы [4; 7; 9].

Анализ исследований социокультурной деятельности позволил выделить следующую структуру социокультурных технологий: социальный заказ, цель, содержание (формы, методы, средства), субъектно-объектные отношения, конечный результат.

Совокупность теоретических и эмпирических начал в технологии обусловливают ее важнейшие признаки: концеп-туальность и ситуативность. При этом необходимо различать два пласта технологии - проектирование (инвариантный, идеальный, четко структурированный, внеличностный компонент) и реализацию (вариативный, ситуативный, лич-го ностный компонент). § Технология содержит методологиче-

^ скую (концептуальная основа, цели, за-^ дачи, содержание социально-культурных ™ процессов) и методическую (процессу* альная часть, методы, формы и средства | работы, организация социально-куль-^ турного процесса, его мониторинг и диа-□ь гностика) части.

Реализация социокультурной технологии характеризует деятельность конкретного специалиста в неповторимой социально-культурной ситуации как использование совокупности принципов, методов, способов деятельности применяемых отдельным специалистом в соответствии с особенностями его лич-ностно-профессиональной культуры, что определяет ситуативность социокультурных технологий, их уникальность, отдаленность от алгоритмизации и стандартизации.

Социально-культурная технология близка к форме организации социально-культурной деятельности и воспитания, но не тождественна ей. Используя фундаментальные знания, технология приближает культурно-образовательный процесс к конкретному человеку. Так, создание ситуации развития человека предполагает понимание его своеобразия в целом, фактов, определяющих его становление, формирование тех или иных личностных качеств, закономерностей физических изменений и внутреннего роста (теория) и понимание уникальности каждой личности (опыт непосредственного педагогического взаимодействия). Эти два начала составляют основу социально-культурной деятельности.

Таким образом, универсальная модель социально-педагогической деятельности, которую мы понимаем как теоретическое осмысление исследуемой проблемы, включает структурные компоненты, отражающие категориальный аппарат.

Реакция людей способствует оптимизации процессов адаптации и социализации человека, нуждающегося в адресной помощи и поддержке, а также отвечает потребностям общества развитием человека как субъекта общественных отношений с ориентацией на общечеловеческие ценности и на удовлетворение потребностей человека в продуктивной жизнедеятельности и самореализации. Библиографический список: 1. Беляева Л.А, Беляева М.А. Социально-

культурная деятельность: структур-

но-функциональная модель // Вестник ЧГАКИ. - 2013. - № 1. С. 68-74.

2. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. - Москва, 1996. - С. 76-90.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика / под общ. ред. М.А. Галагузо-вой. - М.: ИНФРА, 2016. - 320 с.

4. Гревцева Г.Я., Литвак Р.А. Педагогические технологии: учеб. пособие. -Челябинск: Изд-во «ЧГИК», 2018. -138 с.

5. Каган М.А. К вопросу о понимании культуры // Философия науки. -1985. - № 5. С. 78-80.

6. Липский И.А. Социальная педагогика: логика формирования объекта и предмета. Понятийный аппарат пе-

дагогики и образования // Философия науки. - 1985. - № 5. С. 78-80.

7. Литвак Р.А., Дуранов М.Е. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика. - Москва: ВЛАДОС, 2009. - 240 с.

8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - Москва: Омега-Л, 2013. - 416 с.

9. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Першина, 2004. - 512 с.

10. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: монография. -М.:МГУКИ, 2007. - 360 с.

Поступила 15.11.2019

Об авторах:

Литвак Римма Алексеевна, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, kaf-ped@chgaki.ru

Кириллова Яна Владимировна, доцент кафедры спортивной медицины и физической реабилитации Уральского государственного университета физической культуры (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, yana082010@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования: Литвак Р.А., Кириллова Я.В. Универсальная модель социально-педагогической деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2019. - Т. 11. - № 4. С. 81-86. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-81-86

References:

1. Belyaeva L. A. Belyaeva, M. A. Socio-cultural activity: structural-functional model // Vestnik ChGAKI. - 2013. - No. 1. P. 68-74. [in Russian]

2. Bueva L.P. Man, culture and education in crisis society Filosofiya obrazovaniya. -Moscow, 1996. - P. 76-90 [in Russian]

3. Galaguzova M.A. Social pedagogy. - M.: INFRA, 2016 . - 320 p. [in Russian]

4. Grevtseva G.Ya., Litvak R.A. Pedagogical technologies. - Chelyabinsk: Izd-vo ChGIK, 2018. - 138 p. [in Russian]

5. Kagan M.A. To the question of understanding culture // Filosofiya nauki. - 1985. - No. 5. P. 78-80. [in Russian]

6. Lipsky I.A. Social pedagogy: the logic of the formation of the object and subject. The conceptual apparatus of pedagogy and education // Filosofiya nauki. - 1985. -No. 5. P. 78-80. [in Russian]

7. Litvak R.A., Duranov M.E. Sociocultural education and personality development of a future specialist: theory and practice. - Moscow: VLADOS, 2009. - 240 p. [in Russian]

8. Mardakhaev L.V. Social pedagogy. - Moscow: Omega-L, 2013. - 416 p. [in Russian]

о

0

1 _0

н

к ф

ч

го

ч

ф

_0 го

S

J

о о

_0 ц

ф

4

0

5 к го

1

_0 ц

го о

ср ф

ш

9. Modern technologies of socio-cultural activities. Ed. by E.I. Grigorieva. - Tambov: Pershina, 2004. - 512 p. [in Russian]

10. Yaroshenko N.N. Socio-cultural activity. - M.: MGUKI, 2007. - 360 p. [in Russian]

About the authors:

Litvak Rimma Alekseevna, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, kaf-ped@chgaki.ru

Kirillova Yana Vladimirovna, Associate Professor, Department of Sports Medicine and Physical Rehabilitation, Ural University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, yana082010@mail.ru

For citation: Litvak R.A., Kirillova Ya.V. Universal model of socio-pedagogical activity // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 4. P. 81-86. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-81-86

CO m

0

с; ц

s ü s

m о;

го

CG

н

s <

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.