Научная статья на тему 'Универсальная история: коэволюционные аспекты'

Универсальная история: коэволюционные аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
292
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гетманов Иван Петрович, Кимстач Владимир Николаевич, Рядинских Любовь Васильевна

В статье утверждается идея универсального эволюционизма, предполагающего коэволюционный процесс, который пронизывает всю иерархию систем Вселенной, от субэлементарных частиц до человеческого общества, включая системы, изобретенные и созданные человеческим разумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universe history: coevolutional aspects

The article state the idea of Universe evolutionism which presupposes coevolutional process piercing the whole hierarchy of universe systems from subelementary articles to human society including systems invented and created by the human intellect.

Текст научной работы на тему «Универсальная история: коэволюционные аспекты»

ВРЕМЯ. ИДЕИ. НАУКА НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИй

универсальная история:

коэволюционные аспекты

И.П. Гетманов, В.Н. Кимстач, Л.В. Рядинских

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Проходящие процессы глобализации имеют своей причиной переживаемый человечеством системный цивилизационный кризис и актуализируют исследования коэволюционных процессов в контексте Универсальной истории (от Universum - Вселенная).

Нынешний этап познания мира определяется как постнеклассический. Его основным концептом становится формирующаяся эволюционно-синергетическая парадигма. Принцип Универсального эволюционизма, предполагающий невозможность зарождения и существования любых структур вселенной вне общей эволюции, тесно связанный с концепцией фундаментального единства материального мира, является одной из важнейших составляющих новой парадигмы.

Другой составляющей постнеклассиче-ской парадигмы познания является синерге-тический подход - представление об универсальности алгоритма развития как проявления самоорганизации в самых разнообразных природных и социальных системах. Синерге-тические аспекты Универсального эволюционизма имеют методологическую значимость, так как эволюционный процесс, проходя через точки бифуркации, приобретает свойства уникальности, невоспроизводимости. Если допустить возможность повторения биологической или социальной эволюции, то она привела

Гетманов Иван петрович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Южно-Российского государственного университета (НПИ);

Кимстач Владимир Николаевич - аспирант Северо-Кавказского научного центра высшей школы;

Рядинских Любовь Васильевна - аспирант Северо-Кавказского научного центра высшей школы.

Мудрость без науки

есть лишь тень совершенства,

которого нам никогда не достичь.

И. Кант

бы к совершенно иным результатам. С точки зрения общих эволюционно-синергетических принципов, процесс эволюции Вселенной и ее очень малой крупицы - планеты Земля - есть процесс, направление и характер которого в известной мере определяются случайными факторами.

Термин "эволюция" рассматривается нами как последовательные изменения исходного состояния во времени, ведущие к возникновению чего-то нового, причем эволюция представляет собой не только процесс, но и результат. Универсальный эволюционизм предполагает изменение любой природной системы во взаимосвязи с другими системами, что предопределяет совместную их эволюцию - коэволюцию.

По мнению Ю.В. Сачкова, "любой эволюционный процесс берет свое начало не с хаотического состояния, а является порождением других эволюционных процессов" [1]. Современные "убеждения в том, что изначальное состояние природы хаотично, а порядок есть нечто, вносимое в хаос, подпитываются онтологизацией второго начала термодинамики" [2]. В то же время существует и другая философская традиция имманентности организации: "Вначале было Слово". Авторы настоящей статьи придерживаются гипотезы апостериорности: векторные процессы обусловлены не априорной программой развития, а ответами системы на обостряющиеся кризисы существования. так, Вселенную в целом можно рассматривать как упорядоченную структуру, в которой имеются вкрапления хаотических элементов, т.е. порядок больше распространен, чем хаос. И. Пригожин характеризует эволюцию как ряд переходов: "...хаос - порядок - хаос - порядок...", регулируемых энтропийным при-

нципом. Д.Г. Егоров, ссылаясь на то, что для образования структур необходимым условием является не поток энтропии, а поток энергии, предлагает заменить схему И. Пригожина на: "...порядок ± хаос - порядок ± хаос - порядок..." [2].

Идея об эволюционном процессе, который, охватывая всю Вселенную, определяет эволюционность включенных в нее подсистем, составляет содержание Универсального эволюционизма, утвердившегося в современной науке. Сутью принципа Универсального эволюционизма является идея коэволюции, пронизывающая всю иерархию материальных систем, от субэлементарных частиц до человеческого общества, включая системы, изобретенные и созданные человеческим разумом.

В природе непрерывно происходит увеличение разнообразия и сложности. Неизбежно возникает вопрос: Что является "смыслом" такого развития - "поиск" природными системами большей устойчивости, или же "сохранение" систем через повышение организации и уровня неравновесия со средой? Изменения происходят на всех уровнях организации материальных структур. По-видимому, и само существование этих уровней есть результат эволюционных процессов. Попробуем выстроить доказательства того, что человек как разумный субъект - не эпифеномен природных процессов, а их высший продукт, воплощение и носитель концентрированного опыта мета-галактической коэволюции, способный играть возрастающую роль в дальнейшей эволюции Универсума.

наиболее полно учение о развитии и качественном изменении в классической философской мысли было разработано г. гегелем. Оно оказало сильнейшее воздействие на все последующие концепции эволюции. гегелевское учение является синтезом концепции античной цикличности (исключающей развитие) и христианской прямолинейности (от сотворения к страшному суду). согласно гегелю, диалектика отношений конечного и бесконечного вскрывается через саморазвитие отдельного нечто, заключающегося в его внутреннем противоречии. Природа же самого бесконечного "состоит в том, чтобы выходить за свои пределы, отрицать свое отрицание и становиться бесконечным" [3]. Материальный мир - Универсум - ограничен (очерчен, охвачен) бытием, ибо он сам являет нам бытие движущейся материи в ее вечных переходах,

но наличие границы подразумевает и выход из нее, т.е. существование чего-то за ней и, как следствие, соприкосновение с небытием - переход в небытие. сущность является нам через свое собственное движение бытия. движение от ничто к ничто обязательно через нечто - для становящейся сущности. "становление есть данность бытия так же, как и небытия", а "переход есть то же, что становление" [3]. Таким образом, сам Универсум существует как постоянный переход из бытия в небытие, и из небытия в бытие, охватывая две эти сущности.

Учитывая, что бытие представлено как объективной реальностью, так и субъективной, существует цельная реальность бытия. тогда полным отражением фрагмента Универсума будет многослойное движение, где основной слой - материальное движение (движущаяся материя), являющее объективную реальность, а другие слои - движение свойств материи (идеального и перцептуального), являющее субъективную реальность.

Рассуждая об эволюции материи, Тейяр де Шарден писал: "Если рассматривать эволюцию материи в ее центральной, наиболее ясной части, то она сводится. к постепенному образованию, путем возрастающего усложнения различных элементов, выявленных физико-химией" [4, с. 48]. Он также отмечал: "в самом низу, в начале, еще непосредственная, невыразимая образно простота световой природы. Затем, внезапно (?) - кишение элементарных частиц, положительных и отрицательных..." [4, с. 49]. По мнению Шардена, материя с самого начала подчиняется закону "усложнения", все тела образуются путем комбинации первоначального типа частиц и в этом заключается история Универсума. Отсюда вытекает важный мировоззренческий и методологический вывод: "начиная со своих самых отдаленных образований, материя выступает перед нами в процессе развития" [4, с. 49].

с понятием эволюции тесно связано понятие времени как возраста природных систем. в рамках эволюционной концепции для любого объекта становится естественным описание, учитывающее неразрывное единство трех стадий: рождения, развития и смерти. неизменная последовательность этих стадий задает стрелу времени. Каждому иерархическому уровню организации материи соответствует свой характерный масштаб шкалы времени. направленность стрелы времени

едина и определяется сутью процессов эволюции в природе - развитием всех природных структур в направлении увеличения разнообразия и сложности. Эволюционные процессы необратимы, как необратимо и время, течение которого связано с Универсальным эволюционным процессом.

Процессы, проходящие в Универсуме, дискретны в пространстве и времени - в любой момент времени в разных частях вселенной происходят изменения (движения), принадлежащие к разным структурным уровням развития материи. справедливо и то, что в одном пространстве вселенной могут происходить разнопорядковые явления. "Исторически ткань универсума концентрируется во все более организованных формах материи" [4, с. 50]. Универсальный эволюционный процесс можно представить в частных его проявлениях: излучение, вещество, галактическая эволюция, эволюция солнечной системы, эволюция земли, химическая эволюция, биологическая эволюция, социокультурная эволюция, эволюция техники и т.д. Направление этого процесса определяется фундаментальным наблюдаемым фактом нестационарности вселенной. По мере расширения вселенной и ее "остывания" происходит последовательный рост разнообразия и сложности форм материи. Единый Универсальный процесс эволюции состоит из локальных, частных процессов эволюции.

В последней четверти ХХ в. к новой ветви естествознания - синергетике - отнесены законы, обусловливающие самоорганизацию и саморазвитие материи. По мнению К.А. Адамова, "к синергетическим законам относятся все законы физики, механики, электроники, химии, биохимии и жизни, а также законы мышления" [5]. Интересны суждения данного автора об интеллектике: "человек на основе познанных законов синергетики с помощью разума, посредством мышления изобретает или формулирует новые законы развития материи - законы интеллектики, которые действуют только по его программам и под его управлением. законы интеллекти-ки - это законы общественных отношений, организации государств, формирования эпохи ноосферы, законы технологий производства бытовых предметов, машин, строительства сооружений, изменяющих геологию планеты. Бытовые предметы, машины и другие объекты, изобретенные человеческим разумом

и построенные или изготовленные трудом человеческих рук, следует рассматривать не только как объекты потребления, но и как новые объекты материи на планете Земля и во Вселенной, т.е. как развитие материи человеком. Эти объекты без участия мыслящего человека немыслящая материя по синергетическим законам самоорганизации и саморазвития создать не может" [5].

Анализ переломных эпох социальной истории и предыстории демонстрирует обстоятельства, парадоксальные с точки зрения принятых экологических концепций. Периодически обострявшиеся антропогенные кризисы радикально разрешались не за счет приближения культуры к природе, а, наоборот, за счет того, что общество с каждым разом все более удалялось от естественного (дикого) состояния.

Так, неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства к скотоводству и земледелию - стала ответом на тяжелый кризис верхнего палеолита, вызванный тупиковым развитием охотничьих технологий; промышленная революция последовала за затяжным и весьма болезненным кризисом сельскохозяйственной цивилизации в Европе; происходящая на наших глазах информационная революция обусловлена острым кризисом индустриализма. всякий раз скачок сопряжен с усложнением технологических приемов, организационных связей и когнитивных процедур, т.е. с повышением опосредования отношений между культурой и природой.

Качественное усовершенствование материальных технологий, социальной организации и интеллекта (технологического и гуманитарного) решительно повышало вместимость экологической ниши, и население увеличивалось на 1-3 порядка. Возрастание энергетической продуктивности живого вещества биосферы во все эпохи происходило не за счет возрастания входящего ресурса солнечной энергии, но исключительно благодаря наращиванию внутреннего разнообразия. Отсюда вытекает весьма обнадеживающий вывод: демографический рост чреват социальными опасностями, поскольку он опережает рост культурного разнообразия.

"КОЭВОЛЮЦИЯ" VERSUS "ЭВОЛЮЦИЯ"

Термин "Универсальная эволюция" отражает явление эволюции Вселенной как целостной системы, которая представляет

собой многоуровневое материальное образование. Проблема космической эволюции может и должна быть поставлена применительно к каждому из уровней ее организации. Поэтому мы рассматриваем любую материальную систему не метафизично, а через механизмы ее взаимодействия с одно- и разнопорядковыми объектами организации материи, и считаем, что следует говорить не столько об эволюции, сколько о совместном развитии - коэволюции.

В начале 1970-х гг., осмысливая содержание концепции ноосферы, Н.Н. Моисеев ввел термин "коэволюция". По его мнению, «он не совсем удачен: лучше было бы говорить о "соразвитии" ..» [6]. Развитие системы подразумевает такое ее изменение, в результате которого нарастают разнообразие элементов системы и сложность организации, в первую очередь сложность и многообразие связей между элементами, и сложность самих элементов. но каждый элемент системы, в свою очередь, тоже является некоторой системой. Отсюда коэволюцией (соразвитием) элемента и системы н.н. моисеев называет "такое развитие элемента, которое не нарушает процесса развития системы" [6].

В природе коэволюционное становление и сохранение биосистем осуществляется как объективный процесс в рамках естественного отбора, оставляющего из всех возможных трансформаций тех или иных компонентов лишь взаимно совместимые. Развитие биоты и биосферы в целом происходит в режиме коэволюции живого и косного (согласно терминологии В.И. Вернадского) вещества. На протяжении всей истории нашей планеты шло непрерывное усложнение организации биосферы, росло многообразие организационных форм как живой, так и косной составляющих планетарной оболочки. Понятие "коэволюция" часто используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. согласно коэволю-ционному подходу, человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы.

По нашему мнению, термин "коэволюция" имеет более широкий смысл - коадап-тация и взаимообусловленность любых природных, искусственных и идеальных систем,

относящихся к разным уровням структурной организации, а также согласованность изменений отдельных частей и целого в космических масштабах. При этом особое значение мы придаем коадаптивной изменчивости биологического и социального в человеке, разума и биосферы, разума и космоса, человека и техники, мировоззрения человека и цивили-зационных проблем. Рассуждения в данной логике неизбежно приводят к пониманию Универсального эволюционизма как суммы коэволюционных процессов во Вселенной.

Космологическая концепция Г. Мин-ковского, исходящая из представления о четырехмерном пространстве-времени, усиливает обоснование объективного наличия коэволюционных процессов. Если время выступает вектором событийного процесса, то временной промежуток между двумя последовательными событиями - инвариантен в любой системе отсчета. Отсюда выводится возможность стягивания вероятных состояний будущего и причинно-следственных связей прошлого (если перевести язык релятивистской механики в сферу философской терминологии) к моменту наличного бытия. Вместе с тем понятие эволюции смещается к представлению о необратимых процессах, причем именно необратимость задает векторную направленность событий, которую мы называем "стрелой времени". Различные потоки событий являются не только необратимыми, но и взаимосвязанными. Поэтому при рассмотрении сосуществующих систем следует учитывать их коэволюцию - взаимообусловленность необратимых процессов. Причем коэволюционный подход охватывает как одноуровневые, рядоположенные системы, так и системы "вложенные", относящиеся к разным структурным уровням материи. Коэволюционные зависимости существуют также между объективными и субъективными реальностями, составляющими цельную реальность бытия.

Последний вывод очень важен для доказательства объективности ноосферогенеза, основывающегося на сопряженной эволюции разноуровневых материальных образований, включающей основной компонентой сознательную деятельность человека. Система верхнего уровня может отбраковать тот элемент, развитие которого нарушает возможность развития системы более высокого порядка. В теории синергетики кризисы, предшествую-

щие перестройкам любых систем, в том числе и живых, называют словом "бифуркация". Используя данный термин, можно сказать, что кризис любой системы, популяции, любого биологического вида, идеи, социального института, культуры, общества в целом, является в конечном итоге нарушением условий коэволюции. Но здесь уместно заметить, что данное явление можно считать и результатом коэволюции.

Ярким примером подобных явлений, на наш взгляд, является бифуркация, связанная с заменой прокариотической биоты эукарио-тической. Первоначально в атмосфере земли преобладал углекислый газ, и первыми живыми организмами были прокариоты, многие из которых использовали его для дыхания. но одновременно они вырабатывали кислород - газ, смертельный для прокариотов. Тогда это стало причиной появления организмов с кислородным дыханием, энергетически гораздо более эффективных. Постепенная замена прокариотической биосферы эука-риотической привела к резкому ускорению всех процессов развития биоты эукариотов. Примечательно, что эукариоты-фотосинтетики используют углекислый газ в качестве питания. Снижение содержания в атмосфере Земли - это такая же трагедия для живого, как и обеднение ее кислородом. Поэтому, сжигая ископаемое топливо, человек исполняет одну из составляющих своей биосферной функции - поддержание устойчивости природных систем. Именно поэтому угроза глобального потепления от повышения выбросов углекислого газа в атмосферу нам представляется мало обоснованной "страшилкой". Увеличение поступлений углекислого газа в атмосферу повышает продуктивность биосферы - флора Земли питается углекислым газом и продуцирует органику из него. Ископаемое топливо можно рассматривать как "запас устойчивости" биосферы в целом, а не отдельно взятого социально-экономического состояния цивилизации (здесь мы вновь рискуем получить упрек экологов). отметим, что устойчивость системы - понятие относительное, и достигается она на качественно новом уровне сложности и неравновесности.

Коэволюция человека происходит при сохранении генетических констант вида Homo sapiens и реализуется через взаимосвязанные процессы развития социальных структур, общественного сознания, производственных

систем, науки и техники, материальной и духовной культуры. При анализе проблемы коэволюции основной интерес представляют воздействия человека на биосферу. Качественный характер, тип, структура этих воздействий меняются, прежде всего, вследствие научно-технического прогресса, техноэво-люции. В основе коэволюционного процесса общества и природы лежат дополнительные механизмы, определяющие направление и скорость соразвития этих систем, принадлежащих к разным уровням структурной организации материи и включающие субъективную реальность человека.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОСТЬ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

эволюция Универсума включает в себя множество разнонаправленных процессов: прогресс, регресс, циклы, круговороты и т.д., которые оказываются определенным образом упорядоченными, взаимосвязанными, являясь моментами, ступенями единого Универсального процесса. Причем такого процесса, где "каждое последующее состояние Вселенной включает в себя итоги предшествующего развития и некоторое новое качество, новую форму материи и движения" [7, с. 55]. Данное утверждение согласуется с гегелевской концепцией развития, когда будущие качества определяются ставшими. "для эволюционных процессов любого характера, в том числе и глобального, определяющим является такой детерминизм, когда переходящие друг в друга, развивающиеся материальные образования объединены генетической связью" [8, с. 45]. Таким образом, Универсальная эволюция представляет собой сменяющиеся, качественно различные стадии, состояния, обозначаемые категорией качества материи.

В некоторых философских работах, касающихся эволюции Вселенной, в значении магистральной линии развития выделяется развитие от низшего к высшему. "Все другие направления объявляются моментами, сторонами этого восхождения материи, необходимыми для магистральной, прогрессивной линии развития" [7, с. 60]. Здесь следует отметить, что, во-первых, происходит неправомерное присвоение статуса главного магистрального направления эволюции всей материи, исходя из анализа эволюции лишь одной из ее систем. Во-вторых, понятия прогресса и регресса ассоциируются, соответ-

ственно, с восходящей и нисходящей линиями развития материи, т.е. ее движением от простого состояния к сложному и наоборот. Но понятие сложности системы есть понятие относительное, поэтому применение к процессу эволюции Вселенной таких характеристик как регрессивный и прогрессивный носит субъективный характер. Скорее всего, существуют не раскрытые до конца основания эволюционизма Вселенной, задающие направленность и определяющие "скорость" эволюции.

Для уточнения содержания Универсальной эволюции обратимся к типам взаимообусловленных явлений в современных детерминистских концепциях. На основе способа типологизации выделяются два конструкта [8, с. 163]:

1. Причинная детерминация, выступающая решающей по отношению к непричинной. Причем подчеркивается, что причинно-следственная связь (казуальнось, или просто причинность) есть лишь малая часть объективно-реальной всемирной связи, лишь одно из определений универсальной связи.

2. отношения между взаимосвязанными явлениями, не имеющими непосредственного причинного характера, поскольку здесь отсутствует момент порождения одного явления другим. заметим, что постнеклассическая философия придерживается нестрогой детерминации.

Следует признать, что адекватное понимание причинности в философских основаниях синергетики еще не выработано, поэтому продолжаются попытки применения в синергетике традиционных физических концепций причинности. И.С. Добронравова пишет: "При рассмотрении концепции действующей причины применительно к типичным для нелинейной динамики особым точкам (в частности, к ситуациям бифуркации) оказывается чрезвычайно эффективным трактовать их как ситуации формирования причины. При этом реальная необходимость действия крупномасштабной флуктуации как причины самоорганизации включает в себя случайность выбора в особой точке одного из возможных вариантов самоорганизации, основанием которой является в определенных условиях нелинейность среды" [9]. Поэтому в трактовку формирования действующей причины для процессов самоорганизации целесообразно

включать рассмотрение детерминированного хаоса.

Анализируя последовательность ступеней всякого развития вообще и основных форм материи, в частности, следует указать на его закономерный характер. Таким образом, последовательность основных форм материи имеет обязательный характер, т.е. содержание каждой последующей ступени развития детерминировано содержанием предшествующей. Необходимость последовательности основных ступеней развития материи означает "однозначную и определенную связь качеств или сущностей этих ступеней, однако нужно отметить, что не всей совокупности частных свойств и событий, происходящих в рамках данных ступеней. Другими словами, основные ступени развития связаны необходимо как качества или сущности" [10].

Не видя возможности объяснить волевые акты на основе физического детерминизма, исследователи обращаются либо к индетерминизму, либо к трактовке воли как причины самой себя. Но существует и третья возможность - философский детерминизм, который в отличие от физического, признает не только реальность явлений сознания, но и казуальное воздействие на человеческую волю. Г.Д. Левин приходит к выводу, что "вопрос о свободе человеческой воли для философского детерминизма - это вопрос о детерминации ее не только физическими, материальными, но и идеальными факторами. Причем последние играют в этой детерминации ведущую роль" [11, с. 79]. Некоторые авторы не считают такую детерминацию воли причинной. Так, Н.А. Бердяев, с одной стороны, утверждает, что "наиболее общее определение свободы, определяющее все частные определения, заключается в том, что свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа" [12, с. 283], а с другой, - "свобода находится вне причинных отношений" [12, с. 284]. Итак, свобода причины - это ее недетерминированность, а несвобода - однозначная детерминация предшествующими факторами. Явление, однозначно детерминированное всей бесконечной предшествующей историей мира, необходимо; явление, никак не детерминированное ею, - случайно. По мнению Г.Д. Левина, "напрашивается знак равенства между свободой, недерминированностью и случайностью, соответственно, между несво-

бодой, детерминированностью и необходимостью" [11, с. 73].

Универсальная эволюция включает в себя не только развитие качественно новых материальных образований, т.е. моменты созидания - саморазвития материи, но и моменты разрушения - самоуничтожения материальных систем. Поэтому, исследуя эволюционно-си-нергетические процессы в природе, проведем анализ таких фундаментальных сторон развития, как возникновение и уничтожение.

В индийской теологической системе существует замечательный мифологический образ, заключающийся в трехипостастном значении Шивы, выступающем в качестве созидателя и разрушителя. Каждый новый замысел творения Шива предваряет разрушением уже существующего. Но Вишну - охранитель сущего, обеспечивает сохранение того, что ему представляется прекрасным. данный образ схватывает суть философской сентеции сохранения и преобразования качества, относительности движения (изменения) и покоя (сохранения).

В Универсальном эволюционизме сменяющиеся качества материи обладают равноправным статусом. И если по каким-либо параметрам происходит их усложнение, то по другим - может наблюдаться совсем иная картина. это обусловлено, как отмечалось выше, относительностью самого понятия сложности.

Возникновение и уничтожение необходимо рассматривать в их диалектической взаимосвязи и взаимозависимости. Тогда они выступают не как различия разных сущностей, а как различия в единой сущности единого процесса закономерного развития материи. диалектику возникновения и уничтожения в общем процессе развития субстанции по-своему выразил гегель: "Переводя возможное в действительность с ее содержанием, субстанция обнаруживает себя как созидательную мощь, а возвращая действительное в возможность, она обнаруживает себя как разрушительную мощь. Но то и другое тождественно: созидание разрушает, разрушение созидает, ибо отрицательное и положительное, возможность и действительность абсолютно соединены в субстанциальной необходимости" [13].

Возникновение и уничтожение переходят друг в друга, каждое содержит в себе "свое другое", раскрывая себя через другое. Взаимовыражение оказывается возможным в

силу единства сторон возникновения и уничтожения: сохранения и начала, сохранения и конца. "Здесь сохранение означает устойчивость, тождественность, постоянство. Начало всегда содержит в себе конец и наоборот. Однако это тождество диалектично, ибо несет в себе различие" [14]. Начало и конец, а шире - возникновение и уничтожение, неравноправны, доминирующим является первое, второе - производное.

современный этап развития биосферы с включенным в нее человеческим обществом можно рассматривать как очередной антропогенный кризис системы "биосфера-общество", и дальнейшая ее судьба (переход в качественно иное состояние) зависит от ноопрото-элемента - человека. следовательно, имеются основания для утверждения: с появлением разума человека в биосфере реально проходит процесс эволюции эволюционных механизмов. Биосфера уже не "дом" цивилизации; преобразованная за всю историю антропогенеза она становится подсистемой планетарной цивилизации.

СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ

САМООРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ

Для более глубокого понимания ко-эволюционных процессов, проходящих в биосфере, в контексте Универсального эволюционизма важен учет характеристик структурных уровней материи, их взаимосвязей, закономерностей функционирования, а также наличия межуровневого интервала материальных структур.

Познание природы идет через условное разделение материи на относительно независимые структурные формы и изучение каждой из них в отдельности. К настоящему времени открыты следующие структурные формы неживой материи: вакуум, "истинно" элементарные частицы (лептоны, кварки), составные частицы (адроны), ядра атомов, атомы, молекулы, макротела, геологические (внутрипланетарные) образования, планеты и планетные системы, звезды, звездные системы (галактики), системы галактик, метагалактика (видимая Вселенная) и вся (Большая) Вселенная - Универсум. Перечисленная совокупность структурных форм материи обладает признаком иерархической системы: каждая последующая структурная форма является более сложной, так как включает в качестве

составной части предыдущую, более простую форму.

объединение и фракционирование макроструктур Вселенной опирается на гравитационные и электромагнитные силы. Исходя из этого, Р.Е. Ровинский отмечает: "В основе любых других самых сложных форм происходящих в мире процессов объединения частей и распада структур обнаруживаются все те же четыре фундаментальные силы" [15]. Однако эти силы без участия информации не определяют сами по себе направленного характера протекающего развития.

Универсальность фундаментальных взаимодействий оказывается важным методологическим фактором, так как для объяснения всех явлений и процессов в наблюдаемой части Вселенной наука исходит из данных видов взаимодействий.

Жизни как природному явлению присуща своя иерархия уровней организации - определенная упорядоченность, соподчиненность этих уровней, системность и органическая целостность. В соответствии с концепцией структурных уровней они различаются не только сложностью, но и закономерностями функционирования. Низший уровень, где соединяются биология и химия - молекуляр-но-генетический. затем идут клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни.

Переход от неживого к живому произошел после того, как на базе предшествующих предбиологических структур возникли и развились зачатки двух основополагающих жизненных систем: обмена веществ и воспроизводства. Изучение указанных систем дало важнейший попутный результат: сформировалась фундаментальная для всего естествознания идея единства состава и механизмов функционирования живой природы независимо от уровня организации составляющих ее структур.

Для понимания причин и механизмов качественных переходов материи рассмотрим структурные формы материи в их взаимосвязи и развитии. С этой целью используем гипотезу Г.А. Котельникова [16] о вертикальном разрезе структуры материи. При построении своей гипотезы он исходит из предположения, что абсолютно простого (элементарного) вида материи не существует. Возможны лишь относительно простые ее виды. Из известных ныне образований материи автор выделяет

следующие четыре уровня разграничения ее физических форм, каждый из которых образует относительно самостоятельный простран ственно-временной континуум:

- субэлементарный (частицы полей) - пространственные значения в пределах от 10-35 до 10-30 см, временные интервалы от 10-45 до 10-40 с (в дальнейшем пространственные и временные интервалы обозначаются термином "квант");

- микроуровень (элементарные частицы, их комплексы, атомы), квант пространства -1014 - 10-8 см, квант времени - 10-24 - 1018 с;

- макроуровень (планеты, планетные системы, звезды) - квант пространства -107-1013 см, квант времени - 10-3-103 с;

- мегауровень (галактики, галактические системы) - квант пространства - 1022-1028 см, квант времени - 1012-1018 с.

Каждое из этих состояний материального мира можно определить как структурный уровень самоорганизации материи (СУСМ). Сокращенно будем именовать: СУСМ-1, СУСМ-2, СУСМ-3, СУСМ-4.

Линейные размеры частиц каждого СУСМ находятся в пределах ограниченного диапазона пространственных значений, промежутки между которыми составляют межуро-вневый интервал. Между СУСМ-1 и СУСМ-2 межуровневый интервал по протяженности равен шестнадцати порядкам, между СУСМ-2 и СУСМ-3 - пятнадцати, между СУСМ-3 и СУСМ-4 - девяти порядкам.

Котельников считает, что существование межуровневого интервала связано с тем, что каждая дискретная физическая форма не может эволюционировать до бесконечности в рамках форм данного класса. После достижения определенного предела дальнейшее развитие физических форм в пределах одного СУСМ становится невозможным и происходит накопление условий для скачка - перехода к следующему уровню самоорганизации материи, преимущественно по фрактальному принципу. В итоге происходит как бы репликация системы самоорганизации на следующем СУСМ, что связано с возрастанием размерности физических объектов от уровня к уровню.

Возрастание размерности физических постоянных от уровня к уровню, как и "перешагивание" через межуровневый интервал, видимо составляет закономерность эволюции форм материи. Поскольку возрастание размер-

ности физических и иных форм происходит во времени, значение времени приобретает относительность (привязанность к определенному материальному субстрату, системе), и каждому этапу в развитии материального мира, иначе говоря, каждому СУСМ соответствует определенный временной эквивалент (темпомир). можно предположить, что он пропорционален протяженности и массе частиц этого уровня. Так, если средняя протяженность частиц микромира приблизительно на двадцать порядков меньше объектов макромира, то и процессы в микромире должны протекать быстрее в такой же пропорции, т.е. на столько же порядков. эту разницу в скорости протекания процессов следует рассматривать как меж-уровневый временной интервал между темпо-мирами, присущий каждому из структурных уровней самоорганизации материи.

Наблюдаемая последовательность сУсм позволяет предполагать, что каждый из них является результатом развития предыдущего. Г.А. Котельников делает обоснованное предположение: "...Поскольку это так и между их сопоставимыми качественными состояниями существует временной интервал, то отсюда следует вывод о том, что в любой из данных моментов материя на всех уровнях вертикальной структуры находится в различных качественных состояниях (как, к примеру, и разные поколения одновременно живущих людей)" [16, с. 31]. Продолжая рассуждение в том же логическом ключе, нетрудно прийти к выводу, что микромир старше нас и имеет более долгую по времени историю на величину межуровневого временного интервала, т.е. на пятнадцать порядков. "Ориентируясь на возраст большинства известных нам макрообразований во Вселенной, можно утверждать, что временной интервал между СУСМ-2 и СУСМ-3 находится в пределах 10-20 млрд. лет" [16, с. 31].

Так как наблюдаются не только пространственный и временной интервалы, но и интервалы по массе и другим фундаментальным значениям, есть все основания предполагать, что между ними существует взаимосвязь, которая должна принимать форму тенденций и закономерностей. Очевидно, что исследование корреляций между формами проявлений межуровневого интервала дает ключ к разгадке многих явлений природы, позволяет выйти на законы взаимосвязи пространства, времени, массы, движения,

скорости, энергии и т.д. Здесь, по всей вероятности, скрыт механизм перехода одних форм движения в другие, механизм действия системообразующих факторов. В принципе, все вопросы, связанные с пониманием сущности эволюционных процессов и процессов развития (в том числе и биологических форм), упираются в познание механизмов заполнения межуровневого интервала, перехода от одного темпомира к другому, механизмов надстраивания одних системообразующих факторов над другими.

между сУсм, являющимися, узловыми пунктами развития физических форм движения материи, находится последовательный ряд химических, геологических, биологических, общественных и иных процессов. В то же время и каждый отдельный элемент сУсм (электрон или протон, планета или звезда) является результатом развития физических, химических, а в некоторых случаях и других процессов на предыдущем уровне. эти процессы находятся в постоянном взаимодействии и при определенных обстоятельствах могут переходить друг в друга. Причем процессы на последующих уровнях оказывают влияние на характер протекания процессов на предыдущем уровне развития.

Развитие материи в целом можно представить в виде медленного, но неуклонного подъема по бесконечной лестнице, где каждая ступенька, повторяя общую конфигурацию предыдущей (по фрактальному принципу), но в гораздо больших масштабах по всем основным измерениям, является очередным этапом развития материального мира, которому соответствует определенный структурный уровень. "Если исходить из такого понимания общей направленности эволюции материального мира, то в каждый данный момент бесконечность имеет реальный смысл лишь в сторону прошлого, следовательно, в сторону объектов все более мелкого масштаба (вниз по вертикали СУСМ). В противоположном направлении (вверх по вертикали) бесконечность должна существовать только в виде возможности бесконечного развития" [16, с. 35]. Как отмечает С.Т. Мелюхин, "можно только предполагать, что метагалактика не составляет последней ступени в структурной организации материи" [17].

Развитие материальных систем в пространственных масштабах тесно связано с временными масштабами и с общей направ-

ленностью вектора времени, с так называемой "стрелой времени" [18], что предполагает определенную последовательность событий. В данном случае имеется в виду последовательность структурных уровней самоорганизации материи, каждый из которых представляет собой новообразование в сравнении с предыдущим. Соотношение уровней во временном аспекте следует рассматривать не только в качестве ступеней развития, но и как взаимосвязь между поколениями структурных уровней.

Из вышеприведенных суждений вытекает следующее. Каждый СУСМ рассматривается как открытая нелинейная система, которая непрерывно обменивается веществом, энергией и информацией с другими уровнями. Основным полем для такого обмена является межуровневый интервал, где за счет "вертикального" взаимодействия накапливаются неравновесные состояния вещества и неустойчивость составляющих его диссипативных структур. Это порождает состояние того самого хаоса, в котором различные флуктуации создают условия для возникновения порядка, ведущего к новой иерархии самоорганизующихся систем.

Далее рассмотрим особенности иерархии живых систем.

Молекулярно-генетический уровень представлен макромолекулами ДНК, РНК и белков с присущими им пространственными, временными, энергетическими и другими параметрами. Уже на этом уровне наблюдаются макроскопичность, воспроизводимость, реагирование на условия среды и проявляются другие свойства живого. Известны опыты с созданием искусственного гена и трудности с активацией гена в бактериальной хромосоме. это привело философов и естествоиспытателей к мысли о своеобразной иррациональности живых систем уже на уровне бактерий [19].

Затем наблюдается скачкообразный переход на клеточный уровень структурной организации, состоящий из огромного числа определенным образом организованных молекул с присущими ему характеристиками. Отдельные клетки могут представлять как самостоятельные организмы (простейшие), так и выступать в роли структурной, функциональной, эволюционной и репродуктивной единицы многоклеточных организмов. Между клеточным

уровнем жизни и молекулярно-генетическим имеется огромная пропасть.

Следующий скачок самоорганизации - многоклеточные организмы (не существует живых систем, состоящих из нескольких клеток), которым присуще также свойство макроскопичности - наличие большого числа звеньев (клеток). Между клеточным и организменным уровнем можно выделить тканевый уровень (или подуровень), представляющий собой совокупности клеток, сходных по строению и функциям, выполняемым ими в организме. Многоклеточность организмен-ного уровня дает колоссальные эволюционные выгоды, ускоряет эволюционный процесс, обеспечивает огромное многообразие живых систем.

Популяционно-видовой уровень организации жизни представляет собой реально существующие системы, включающие множество особей одного вида, в которых действуют законы развития, проявляется известная дарвиновская триада движущих сил эволюции. Е.П. гуськов [20] в одной из своих работ, вызвавшей переполох в сообществе биологов классического толка, предлагает рассматривать коммуникативность фактором органической эволюции. Е.П. гуськов считает, что вопреки общепринятому мнению, главный труд Ч. Дарвина - "Происхождение человека". В нем рассматривается истинное объяснение механизмов эволюции живого, а именно -взаимодействие организмов, а не борьба за существование и выживание наиболее приспособленных. Е.П. Гуськов выдвигает обоснованное предположение об утрате миллиарды лет назад матричной коммуникативностью своего доминирующего значения. И на первый план вышла сенсорная коммуникативность. Единство функционирования особей одной популяции, в которой происходит обмен генами, основано на механизмах субъективного выбора полового партнера. И только потом можно говорить о различных видах наследственной изменчивости и микроэволюционном процессе.

На следующем уровне живой материи находятся биогеоценозы, представляющие неразрывное единство множества видов, принадлежащих к различным царствам живых организмов, различным таксономическим группам, объединенным между собой множественными связями.

И, наконец, высший уровень самоорганизации живой материи представляет собой биосфера - гигантский живой организм, обеспечивающий колоссальные круговороты вещества и энергии в масштабах планеты Земля. Биосфера представляет собой целокуп-ность огромного количества биогеоценозов, между которыми также существуют взаимосвязи и взаимообусловленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переход на макроуровень отмечается появлением многоклеточных образований, при этом происходит процесс дифференциации функций отдельных клеток организма. Организм становится сообществом распределенных по своим функциональным обязанностям клеток, из которых затем формируются отдельные органы. Их деятельность координируется на макроуровне. Переход к многоклеточным животным организмам был сопряжен с процессом формирования полностью автономных, а затем и самоуправляющихся систем на основе выделения в организме клеток, специализирующихся на функциях управления и обработки информации. В результате эволюции возникает мозг как управляющая система индивидуального пользования, действующая на макроуровне.

В восходящих потоках самоорганизации материальных систем, выходящих за рамки структурных уровней самоорганизации материи и преодолевающих межуровне-вый интервал за счет перехода ко все более сложным структурным преобразованиям и формам движения, на определенном этапе возникает то, что мы называем жизнью. "С этого момента начинается новая фаза в процессах самоорганизации, когда они уже не укладываются в рамки физико-химических парадигм описания. Наступает время перехода к биологическим формам самоорганизации, которые затем стали играть решающую роль в эволюционном процессе, по крайней мере, в земных условиях" [16, с. 31]. Прослеживая общую тенденцию эволюции систем самоуправления, самовоспроизводства и самосовершенствования в живой природе, которая приводит к образованию все более сложных биологических видов и, в конечном итоге, к появлению человека, мы видим, как его индивидуально-видовое развитие совмещается с развитием социальным.

Выход в область социальных явлений, неизбежно порождает проблему формирования ноосферы как системы. Синергетика

исследует открытые саморазвивающиеся системы, к которым можно отнести абсолютное большинство социальных систем, биосферу и самого человека.

Развитие Универсума охватывает неживую природу, живое вещество и общество. "Это три уровня организации материального мира - звенья одной цепи" [21, с. 35].

Человек выступает составной частью живой природы и в то же время занимает в ней особое положение. Оно определяется тем, что человек стал носителем не только жизни, но и разума, а это коренным образом меняет его роль в дальнейшей эволюции природы. Однако прежде чем стать частицей мирового разума, человек как индивидуум и личность стал частью социума. Все это невозможно понять, не обращаясь вновь к тем истокам генезиса живого, где микрокосмическая эволюция вливается в макроэволюцию.

Наше время характеризуется множеством мировоззренческих установок, в науке происходит непрерывный пересмотр традиционных представлений об отдельных явлениях и о картине мира в целом, что ведет к выработке конструктивных идей, способных лечь в основу новых футурологических концепций. В связи с этим следует отметить ведущиеся в последние годы в русле синергетического подхода активные поиски описания таких алгоритмов развития, опираясь на которые можно выстроить адекватную мировым реальностям теорию Универсального эволюционизма.

Возможности приложения концепции Универсального эволюционизма для раскрытия процессов развития биосоциальных систем и его применения в области социального управления, и к ноосферогенезу активно исследуются современными авторами [21-24]. Коэволю-ционный принцип социокультурного развития "означает такую систему запретов (экологических императивов), которая исключала бы возможность изменения параметров биосферы, приближающего ее состояние к границам аттрактора, т.е. той запретной черте, переступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах!" [21, с. 29].

На наш взгляд, идеи самоорганизующегося мира дают естественно-научное обоснование коэволюционного развития человечества в контексте Универсальной истории. Но они не являются исчерпывающими.

Современные исследователи [22] сталкиваются с парадоксом, который предстоит еще

осознать (одному из авторов настоящей статьи уже доводилось писать об информационном ускорении в процессе ноосферогенеза [23]). Имеется в виду перспектива дальнейшего ускорения исторического времени, причем известна математическая закономерность - гипербола, отражающая ускорение эволюции, продолжающееся миллиарды лет, с появлением человека и созданием информационного общества, превращается в вертикаль. это означает, что скорость исторических событий устремляется к бесконечности, а интервалы между фазовыми переходами - к нулю! Как можно интерпретировать полученный результат? По-видимому, нас ожидает переход Универсальной эволюции в следующую ме-гафазу, которая превышает по своей грандиозности возникновение жизни и образование общества. К сожалению, обозначить контуры грядущих эволюционных трансформаций человеческой цивилизации не представляется возможным, так как принципиально невозможно предвидеть постбифуркационный образ системы. А вот выделить вектор дальнейшей эволюции вполне возможно - информационные процессы, ускоренные Разумом человека, умноженным на многие порядки искусственным интеллектом, имеют ноосферную направленность. Но вдумчивый читатель, конечно, понимает, что это не ответ, а, скорее уход от ответа, и, безусловно, нужны дальнейшие исследования данной проблемы.

Остается сделать оптимистический вывод: теория Универсального эволюционизма приложима к управлению цивилизационным развитием, которое возможно лишь на основе глубокого понимания коэволюционно-стоха-стических закономерностей становления и развития социокультурных систем и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке (Вероятность, случайность, независимость, иерархия). М., 1999. С. 78.

2. Егоров Д.Г. «Самоорганизация и развитие: "порядок из хаоса" или "порядок из автономности"?» // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Мат-лы Третьего Российского философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.): В 3 т. Т. 2. Ростов н/Д, 2002. С. 367-368.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

4. Шарден П. Тейяр де. Феномен человека. М., 1987.

5. Адамов А.К. Философские аспекты развития гипотезы В.И. Вернадского о ноосфере // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Мат-лы Третьего Российского философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.): В 3 т. Т. 2. Ростов н/Д, 2002. С. 60.

6. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001. с. 60.

7. Коблов А.Н. Проблема направленности космической эволюции и ее философские аспекты // Развитие материи как закономерный процесс. Пермь, 1978.

8. Кохановский В.П. Диалектико-материалистиче-ский метод. Ростов н/д, 1992.

9. Добронравова И.С. Причинность в синергетике: формирование действующей причины // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Мат-лы Третьего Российского философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.): В 3 т. Т. 2. Ростов н/Д, 2002. С. 367.

10. Орлов В.В. Развитие материи как закономерный процесс. Пермь, 1978. С. 41.

11. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы философии. 2000. № 6. С. 71-76.

12. Бердяев Н.А. Противоречия свободы // Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990.

13. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. Т. 2. М., 1971. С. 206.

14. Коломойцев А.Ф. Диалектика возникновения и уничтожения в закономерном развитии материи // Развитие материи как закономерный процесс. Пермь, 1978. С. 118.

15. Ровинский Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития // Вопросы философии. 2002. № 5. С. 67-77.

16. Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика. Белгород, 2000.

17. Мелюхин С.Т. Философские основания идеи бесконечности Вселенной // Философские науки. 1978. № 1. С. 101-105.

18. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. М., 1986. С. 48.

19. Гуськов Е.П., Жданов Ю.А. Метахимия природы (К 50-летию открытия структуры ДНК) // Научная мысль Кавказа. 2003. № 4. С. 3-15.

20. Гуськов Е.П. Коммуникативность как фактор органической эволюции // Научная мысль Кавказа. 2005. № 1. С. 3-17.

21. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

22. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. М., 2001.

23. Гетманов И.П. Коэволюционная динамика ноосферогенеза. Ростов н/Д., 2004.

24. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26-32.

31 января 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.