Научная статья на тему 'Универсальная "формула" оценки бизнеса'

Универсальная "формула" оценки бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ КОМПАНИИ / ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ДОХОДНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цуркан Анастасия

Определение рыночной стоимости компании является важным элементом стратегического управления. Необходимо правильно определять применение подхода к оценке организации для минимизации используемых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Универсальная "формула" оценки бизнеса»

УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ФОРМУЛА» ОЦЕНКИ БИЗНЕСА Цуркан А. (Российская Федерация)

Цуркан Анастасия - студент магистратуры, кафедра экономики и финансов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: определение рыночной стоимости компании является важным элементом стратегического управления. Необходимо правильно определять применение подхода к оценке организации для минимизации используемых ресурсов. Ключевые слова: стоимость компании, оценка стоимости компании, затратный подход, сравнительный подход, доходный подход.

Бизнес.... Сплошь и рядом мы слышим это слово. Но что есть бизнес на самом деле, какова суть и что закладывает в себя этот термин, навряд ли все понимают.

Основополагающим моментом является тот факт, что бизнес создается не только ради реализации товаров и услуг, за которые в итоги мы получаем средства. Бизнес есть еще и инвестиции. Инвестируя, можно создавать не одну, а множество компаний, которые впоследствии продаются собственниками. И тут всплывает потребность в оценке стоимости компании.

Стоимость любой компании очень важна и необходима, и определена она соответствующими целями, которые насчитываются порядка двадцати, но три из них являются ключевыми:

1. Получение объективных данных о состоянии бизнеса и эффективности управленческого аппарата в нем. Учитывая их, собственники всегда способны скорректировать курс.

2. Невозможно вести поиск новых инвесторов, новых источников финансирования, не владея реальной информацией о стоимости компании, информации о реальной стоимости компании. В противном случае, есть опасность не получить того, к чему стремились.

3. В период своего экономического функционирования у компании возникают активы. Корректность, методичность, предельная четкость их учета полностью зависит от оценки.

Однозначно, будет не компетентно считать, что стоимость оценивается лишь для покупки или продажи готового бизнеса. Оценка - наиважнейший знаменатель при стратегическом управлении компанией, при выпуске ценных бумаг, акций и выходе на фондовый рынок.

Ключевым моментом является сам процесс проведения оценочной экспертизы. Кластерами, которой являются: недвижимость, оборудование и машины, запасы на складах, все нематериальные активы, финансовые вложения. Инвестируя в своё дело, в свою компанию, безусловно, предприниматель ожидает возврат вложений с прибылью. Но та самая грань между всеми вложениями и доходами очень протяжна, она составляет немалое время, но для определения реальной стоимости компании это огромный «плюс», ведь специалист анализирует деятельность компании на длительном отрезке, скрупулёзно изучая каждое событие, и по блокам производит оценку: прошлых, имеющихся и грядущих доходов, эффективности всей работы компании, перспективы бизнеса, конкурентов на функционирующем рынке [3]. Далее, когда эксперт владеет всеми этими данными, компанию, которую мы оцениваем. После получения этих данных оцениваемую компанию сравнивают с другими аналогичными фирмами. Только комплексный анализ помогает рассчитать реальную стоимость компании. Таким образом, из всего вышесказанного можем сделать следующий вывод: оценочная стоимость

компании - это процесс, целью которого является выявление наиболее точной аппроксимативной цены бизнеса в случае продаж.

Подробнее рассмотрим, какие же все-таки существуют виды стоимости. В России оценочная деятельность регламентирована федеральным стандартом «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2) [5], в котором и выделяются основные виды стоимости любого объекта.

Начнем с рыночной стоимости. Данная стоимость является самой вероятной ценой оцениваемого объекта, в нашем случае бизнеса.

В каких же случаях применима рыночная стоимость? Рассмотрим:

1) в случаях если имущество предприятия или сама же организация отчуждается для государственных нужд;

2) в случае если Общество приобретает размещенные акции, необходимо определение цены акций;

3) если предприятие выступает в качестве залога при ипотеке или кредите, то также есть необходимость определить стоимость организации;

4) при дефиниции размера немонетарной части уставного капитала компании;

5) в случае, когда собственник проходит порядок банкротства;

6) при необходимости выявления размер имущества, которое получено безвозмездно.

Отметим, что рыночная стоимость - это самый независимый показателем, который существует не в тандеме с желаниями участников процесса купли-продажи, рыночная стоимость соответствует [1], по сути, отражает реальную экономическую ситуацию.

Другой вид стоимости - инвестиционная, которая напрямую вязана с доходами предприятия касаемо определенного инвестора в настоящих условиях момента оценки.

Инвестиционная стоимость зависит от инвестиционных требований. Данную стоимость предприятие исчисляет, ориентируясь на ожидания вкладчика и ставку капитализации этих инвестиций [4]. К инвестиционному виду стоимости прибегают при купле-продаже бизнеса, а также при слиянии, поглощении компании.

Если требуется реорганизация компании, деление его имущества или же компания хочет применить процедуру банкротства, иными словами предвидеться финал функционирования предприятия, то в таких случаях рассчитывается ликвидационная стоимость. При исчислении данного вида оценки организации, выявляется наиболее реальная цена, по которой компанию возможно продать за самые короткие сроки, но в случае если собственник вынужден пойти на сделку по взиманию его имущества.

Немного о кадастровой стоимости, данный вид стоимости - это такой вид рыночной стоимости, который утвержден и установлен законодательством Российской Федерации в части кадастровой оценки недвижимости. Кадастровая стоимость применима в большинстве случаев для налогообложения имущества [2].

Как и любой другой процесс, проведение оценки стоимости компании, сопровождается определенным перечнем обязательных документов, который может быть сокращен или дополнен по запросу оценщика. Таким образом, очевидно, что то, чем «измеряется» эффективность работы существующего бизнеса является его стоимость, которая позволяет исчислить цену [5], по которой собственник может продать своё дело при конкурентных условиях, а также спрогнозировать значимость компании в будущем и, следовательно, заложить ее ценность.

Для того чтобы получить корректную оценку, следует сформулировать основополагающую цель самого процесса расчета стоимости. Например, можно использовать следующие варианты (Рисунок 1).

Итак, оценка бизнеса - это расчет его стоимости как имущественной составляющей, которая увеличивает прибыль собственника. При расчете стоимости

компании важно учесть все материальные и нематериальные активы (недвижимость, техоснащение, автомобили, складские запасы и т.д. После в обязательном порядке рассчитываются прошлые и прогнозируемые доходы, планы развития компании, конкурентно-экономическая среда. По завершению комплексного анализа производится сравнение полученных результатов с данными об аналогичных компаниях, и только после этих этапов генерируется реальная стоимость компании.

Зачем рассчитываем стоимость компании?

V

V

Для правовых действий:

обращаемся к лицензированному независимому оценщику,

оформляющий свое заключение в «Отчете об оценке», которое регламентировано Федеральным законом № 35.

Хотите узнать, какова реальная цена вашего бизнеса на рынке: в таком случае регламентирующих действий не понадобиться, т.е. отчет не обязателен.

Рис. 1 Основополагающая цель процесса расчета стоимости организации

В указанном процессе используются три метода: доходный, затратный, сравнительный. Использование самого подходящего метода расчета зависит от конкретной ситуации, проблемы, условий и др.

Например, в случае с гостиничным бизнесом мы имеем дело с постояльцами как источником дохода фирмы. В методе, который называют доходным, именно этот источник будет сравниваться с операционными расходами для оценки доходности предприятия. Этот метод базируется на дисконтировании прибыли от сдачи в аренду собственности компании [3]. В заключение после оценки входит стоимость и зданий, и земли.

Оценку стоимости компании проводят при помощи затратного метода, когда речь идет о бизнесе, который не подлежит купле-продаже, как в случае с правительственными учреждениями или поликлиниками. Такая оценка учитывает цену постройки здания, амортизацию и износ недвижимости [4].

Сравнительный метод применяют, когда есть рынок подобного бизнеса. Это рыночный метод оценки стоимости, который опирается на анализ уже проданных похожих объектов на других рынках.

Все вышеперечисленные подходы в итоге демонстрируют нам одинаковую величину стоимости.

Список литературы

1. Бусов В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для академического бакалавриата / В.И. Бусов, О.А. Землянский. Люберцы: Юрайт, 2016. 382 с.

2. Касьяненко Т.Г. Оценка стоимости бизнеса: Учебник для академического бакалавриата / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. Люберцы: Юрайт, 2016. 412 с.

3. Кэхилл М. Инвестиционный анализ и оценка бизнеса: Учебное пособие / М. Кэхилл. М.: ДиС, 2015. 432 с.

4. Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник / Н.Ф. Чеботарев. М.: Дашков и К, 2015. 256 с.

5. Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. М.: Дашков и К, 2017. 256 с. 11.

6. Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник / Н.Ф. Чеботарев. М.: Дашков и К, 2015. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.