Научная статья на тему 'Универсальная двухкаскадная модель управления государственным заказом'

Универсальная двухкаскадная модель управления государственным заказом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / UNIVERSAL MODEL / MANAGEMENT / PUBLIC ORDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексанян В. К.

Описан алгоритм решения задачи управления процессами размещения государственного заказа и универсальная двухкаскадная модель управления государственным заказом. Разработана система критериев для оценки эффективности размещения государственного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL TWO-STAGE MODEL FOR MANAGING THE STATE ORDER

An algorithm for the solution of process control placement of state orders and versatile two-stage model of management of the state order. A system of criteria for evaluating the effectiveness of state orders.

Текст научной работы на тему «Универсальная двухкаскадная модель управления государственным заказом»

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДВУХКАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗОМ

Алексанян В.К., аепирант НОУ ВПО РосНОУ

Описан алгоритм решения задачи управления процессами размещения государственного заказа и универсальная двухкаскадная модель управления государственным заказом. Разработана система критериев для оценки эффективности размещения государственного заказа.

Ключевые слова: универсальная модель, управление, государственный заказ.

UNIVERSAL TWO-STAGE MODEL FOR MANAGING THE STATE ORDER

Aleksanyan V., the post-graduate student, RosNOU, NOU VPO

An algorithm for the solution of process control placement of state orders and versatile two-stage model of management of the state order. A system of criteria for evaluating the effectiveness of state orders.

Keywords: universal model, management, public order.

Основным отличием системы управления государственным заказом от технических систем управления является то, что в тех-ничес-ких системах в задачах автоматизированного управления рассматриваются непрерывные или дискретные скалярные величины, а в системе управления государственным заказом, в том числе и векторные величины, отражающие эволюцию уровня требований со стороны заказчика, с одной стороны, и динамику восприятия требований государственного заказа исполнителем, с другой стороны. Эволюция требований к государственному заказу проявляется в изменении векторной величины требований, начиная от директивных требований заказчика, основанных на соответствии государственного заказа стандартам, и заканчивая векторной величиной требований к государственному заказу, основанной на ожидаемых потребностях рынка.

На основе обоснования необ-ходимости разработки информационно-аналитической системы управления государственным заказом, обеспечивающей рационализацию процессов размещения государственного заказа, с учетом ее последующей интеграции в информационное пространство системы единого государственного заказа, построен алгоритм решения задачи управления государственным заказом (рис.1).

Предложенный алгоритм содержит четыре последовательных уровня совершенствования системы управления государственным заказом в соответствии с формализацией задачи управления.

Начало (объявление тендера на исполнение государственного заказа)

> Заявки потенциальных исполнителей на ^ получение государственного заказа (ГЗ)

Система исходных требований к ГЗ (А)

Совершенст вование системы требований к ГЗ ГА+В)

Совершенст вование системы требований к ГЗ

(А+В+С)

Совершенст вование системы требований к ГЗ

(A+B+C+D)

Конец

Рис.1. Алгоритм решения задачи управления государственным заказом.

Совокупность требований к государственному заказу на каждом уровне управления как управляемая величина представляется кортежами:

K A = {Q,W, E, R, T, Y, S}

KB = {Q* ,W*, E*, R*, T *, Y*, S*, I}

K { = {Q", W **, E **, R**, T **, Y **, S **, I * , U}

K D = {Q***, W***, E***, R***, T***, Y***, S ***, I ** ,U *, O}

(1)

где , E, R, T, Y, S - совокупность требований к государственному заказу уровня А (соответствие стандарту) по общим

функциональным, эксплуатационным, стоимостным требованиям, номенклатуре, объему и срокам поставки, другим требованиям стандарта, соответственно;

Q , W , E , R , T , Y , S , I - совокупность требований к государственному заказу уровня В (соответствие фактическому

использованию) по скорректированным с учетом требований фактического использования функциональным, эксплуатационным, стоимостным требованиям к ГЗ, номенклатуре, объему и срокам поставки, другим требованиям стандарта, а также требованиям фактического использования, соответственно;

2** ТТ7-** j-,** j*.** rj!** TZ** р,** Т* TJ

,W , E , R , T , Y , S , I , U - совокупность требований к государственному заказу уровня C (соответствие сформировавшимся рыночным требованиям) по скорректированным с учетом рыночных требований функциональным, эксплуатационным, стоимостным требованиям к ГЗ, номенклатуре, объему и срокам поставки, другим требованиям стандарта, требованиям фактического использования, а также рыночным требованиям соответственно;

2*** *** *** *** /-77*** ~*** _** 7" т* ✓-Л

, W , E , R , T , Y , S , I , U , O - совокупность требований к государственному заказу уровня D (соответствие нарождающимся рыночным требованиям) по скорректированным с учетом прогнозируемых запросов рынка функциональным, эксплуатационным, стоимостным требованиям к ГЗ, номенклатуре, объему и срокам поставки, другим требованиям стандарта, требованиям фактического использования, сложившимся рыночным требованиям, а также ожидаемым рыночным требованиям соответственно.

Каждый из уровней управления государственным заказом, представленный алгоритмом (рис.1), предложено описать универсальной двухкаскадной моделью (рис.2). Применение двухкаскадной модели управления отвечает принципам используемого для управления государственным заказом инструментария TQC, CWQC, TQM и MBQ, согласно которым деятельность управляемой социально-экономической системы должна ориентироваться как на решение тактических задач в соответствии со сложившимися требованиями (внутренний контур), так и на решение стратегических задач, реализующих перспективные требования (внешний контур).

Рассогласование

Рис.2. Модель двухкаскадного регулирования качества государственного заказа.

Каждая из величин кортежей К1 2(А в с С) представляет собой множество групповых требований. Так, например, группа 8 - соответствие требованиям стандарта, на уровне требований А в ИС2 отражена следующей совокупностью данных: выполнение плана закупок по оперативному календарю размещения заказа (по сумме); доля проведенных процедур в общем объеме объявленных процедур (по количеству); доля проведенных процедур в общем объеме объявленных процедур (по сумме); доля запланированных процедур (лотов) среди субъектов малого предпринимательства (СМП) в общем объеме процедур (лотов), потенциально возможных к размещению среди СМП (по сумме); доля контрактов, заключенных на основании торгов (по количеству); доля контрактов, заключенных на основании торгов (по сумме); доля запросов котировок в контрактах (по количеству); доля запросов котировок в контрактах (по сумме); доля торгов без участников (по количеству); доля торгов без участников (по сумме); доля торгов с одним участником (по количеству); доля торгов с единственной поданной заявкой (по количеству); доля торгов с единственной допущенной заявкой (по количеству); доля торгов с одним участником (по сумме); доля торгов с единственной поданной заявкой (по сумме); доля торгов с единственной допущенной заявкой (по сумме); доля аукционов в структуре торгов (по количеству); доля аукционов в структуре торгов (по сумме); опыт проведения электронных аукционов; среднее количество участников на торгах; среднее количество участников на запросах котировок; среднее количество участников - СМП на торгах; среднее количество участников - СМП на запросах котировок; доля заказа, размещаемого среди СМП (по количеству); доля

заказа, размещаемого среди СМП (по сумме); доля заказа, который может быть размещен среди СМП (по сумме); доля заказа, который может быть размещен среди СМП (по количеству); частота внесения изменений в извещения и конкурсную документацию; частота внесения изменений в протоколы; соотношение дополнительных соглашений и контрактов; доля контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся аукционов по согласованной цене (по количеству); доля контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся аукционов по согласованной цене (по сумме); доля протоколов с нарушением срока размещения; снижение стартовых цен процедур; дополнительное снижение цен по несостоявшимся аукционам; доля контрактов с нарушением срока заключения; доля контрактов с нарушением срока регистрации; доля контрактов с нарушением срока исполнения; доля контрактов, по которым велась претензионная работа; доля контрактов, по которым применялись штрафные санкции за срыв сроков исполнения; количество обоснованных жалоб в общем объеме проведенных процедур (по количеству).

Поскольку множества групповых требований кортежей не являются компонентами оптимального множества по Парето, их целесообразно представить линейными комбинациями вида:

Q =La • Qg

W =L в •w*

E h = L Xj • E

R ■■ =L ф / Rl

T ■ =Lvv • v Tv

Y = = Ly • n Yn

U = L^m m ■Um

S- p • S p

I = --Lv I f

f

O =L°x Ox

(2)

x

Таким образом, был построен алгоритм решения задачи управления процессами размещения государственного заказа. Предложенный алгоритм позволяет оценить рассогласование между достигнутым уровнем качества государственного заказа и уровнем качества, определяемым объективными рыночными требованиями, с учетом динамики внешних условий и их влияния на принятие управленческих решений отдельными государственными заказчиками. На основе проведения системного анализа деятельности отдельного государственного заказчика сформирована база данных, необходимая для построения струк-турных, функциональных и информационных моделей информационно-аналитической системы оценки эффективности размещения государственного заказа. Разработана система критериев для оценки эффективности размещения государственного заказа.

Литература:

1. Каранатова Л. Г. Государственный заказ как один из способов реализации приоритетов экономической политики Российской Федерации // Экономика и управление. - 2010. - № 4. - С. 17-19.

2. А. Н. Асаул, В. П. Грахов, В. А. Кощеев, В. Е. Чибисов

Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в регионе. Под ред. д. э. н., проф. А. Н. Асаула. — СПб.: «Гуманисти-ка», 2005. — 240 с.

3. Каранатова Л. Г. Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики: монография. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010. - 216 с.

4. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. - М.:ИЭ РАН,2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.