УДК 351.711 ББК 67.401.11
DOI 10.24411/2312-0444-2018-10052
УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Анна Владимировна ЦЫКОРА, сотрудник ГУ МВД России по Ростовской области, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;
предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Рецензент: Е.А. Суколенко, кандидат юридических наук
Аннотация. Отношения государства и собственности составляют приоритетное направление реализации экономической функции государства, определяют развитие общества и государственности. Поэтому в настоящее время ощущается объективная потребность в качественном управлении государственными унитарными предприятиями, обеспечивающими достижение стратегических целей и соблюдение национальных интересов государства.
Ключевые слова: государственные унитарные предприятия, имущество, собственность, право хозяйственного ведения и управления, федеральная собственность.
Необходимость теоретического исследования правового положения государственных унитарных предприятий предопределяется тем, что государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Однако многие теоретические и практические вопросы правового положения государственных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя. Здесь уместно заметить, что экономическая эффективность присуща не только российским государственным предприятиям. О ней давно говорят и пишут в других странах мира. Таким образом, данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования как экономистами, так и юристами.
В обстоятельствах формирования новых финансовых взаимоотношений, постепенного
Annotation. Relations between the state and property constitute a priority direction for the realization of the economic function of the state, determine the development of society and statehood. Therefore, at the present time there is an objective need for good governance of state unitary enterprises that ensure achievement of strategic goals and compliance with national interests of the state.
Keywords: state unitary enterprises, property, property, the right of economic management and management, federal property.
поддержания государственного сектора в рыночных взаимоотношениях увеличивается значимость и роль муниципальных компаний, которые наделены возможностями по управлению общегосударственной собственностью.
Государственные унитарные компании отличаются по своим видам и юридическим характеристикам. Так, в соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается торговая корпорация, не наделенная правом имущества на прикрепленное за ней владельцем имущество. Собственность унитарного предприятия считается неделимой и не может быть распределена согласно взносам, в том числе среди сотрудников компании. В форме унитарных компаний могут быть сформированы только государственные и муниципальные компании.
Помимо этого, собственность может быть зафиксирована за унитарным предприятием или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления. Во-первых, унитарные компании постоянно формируются владель-
№ 3/2018
цем — страной; во-вторых, статут — это исключительный образовательный акт государственных унитарных компаний. Помимо этого, национальное унитарное предприятие по согласованию с федеральным законодательством является торговой организацией, которая имеет особую, т.е. целевую, а никак не общую правомочность, равно как другие торговые компании.
Особенностью формирования правительственного унитарного предприятия, которое основано на льготе хозяйственного ведения, считается то, что оно формируется согласно заключению уполномоченного на то правительственного органа РФ на основе государственной собственности. Владелец собственности в лице надлежащего органа устанавливает объект и цель работы правительственного унитарного предприятия и утверждает его распорядок, решает вопросы о реорганизации либо ликвидации компании, устанавливает управляющего, контролирует применение по предназначению и безопасность собственности.
При анализе исторического аспекта нужно указать, что вплоть до принятия ГК РФ государственные федеральные компании формировались согласно заключению Госкомимущества РФ. Данный порядок был определен в постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность, республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», в котором указывалось, что правом распоряжения муниципальным имуществом обладают только Госкомимущество РФ (по согласованию с министерствами и ведомствами) и комитеты по управлению собственностью (в отношении имущества, которое принадлежит субъектам Федерации).
Как отмечено в законе, в настоящее время от имени РФ либо субъекта РФ полномочия владельца собственности унитарного предприятия реализовывают органы общегосударственной власти РФ либо аппараты общегосударственной власти субъекта РФ в рамках их возможностей, установленных актами, которые устанавливают статус данных организаций. От имени РФ полномочия владельца собственности федерального государственного предприятия может реализовывать Государственная компания по атомной энергии «Росатом» в режиме, определенном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Как установлено в постановлении Правительства РФ № 7393 от 3 декабря 2004 г., решения по вопросам, которые связаны с формированием и предоставлением работы федерального государственного унитарного предприятия принимаются федеральными органами исполнительной власти в отношении подвластных ему компаний, за которыми зафиксирована в хозяйственном ведении собственность, с учетом мотивированной позиции Федерального агентства по управлению муниципальным имуществом, что в письменной форме предоставляется в федеральные аппараты исполнительной власти не позже десяти рабочих дней со дня получения определенных услуг.
Федеральное агентство по управлению муниципальным имуществом уведомляется о принятых решениях по вопросам в течение пяти рабочих дней со дня их принятия.
Согласно ст. 295 ГК РФ владелец собственности, которая передана муниципальному унитарному предприятию, имеет возможность осуществлять решения о формировании, реорганизации и ликвидации государственного унитарного предприятия; кроме того, устанавливать объект и цели его работы, получать часть его прибыли, контролировать деятельность компании.
Несомненно, муниципальные унитарные компании обладают определенной хозяйственной самостоятельностью. Но она ограничивается объектом и целями работы, которые учтены в статуте компании.
В данных границах государственное унитарное предприятие самостоятельно решает проблемы собственной хозяйственной работы. Муниципальные органы не должны вторгаться в зону ответственности унитарных компаний.
Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно планирует свою деятельность и устанавливает возможности формирования, создает собственные взаимоотношения с муниципальными органами, другими бизнесменами и организациями на условных началах.
Данное предприятие самостоятельно устанавливает тенденции применения прибыли, которая остается в его директиве после уплаты налогов и других неотъемлемых платежей, за отчислением прибыли, что подлежит перечислению владельцу в определенном режиме, открывает расчетные и другие счета.
Как любое юридическое лицо, которое ведет внутреннее делопроизводство, унитарные компании, вне зависимости от того, базируются они
№ 3/2018
на праве хозяйственного ведения либо же оперативного управления, обязаны иметь круглую печать, оттиском которой удостоверяются подписи уполномоченных персон унитарных компаний, а соответствующие локальные акты приобретают юридическую мощь.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие обязано иметь полное фирменное название и имеет право иметь неполное фирменное название на русском языке. Унитарное предприятие имеет право иметь, кроме того, полное и (либо) неполное фирменное название на языках народов РФ и (либо) иностранном языке.
Полное фирменное название государственного либо муниципального предприятия на русском языке обязано включать фразы: «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» либо «муниципальное предприятие» и указание на владельца его собственности — Российскую Федерацию, субъект РФ либо муниципальное формирование.
В качестве примера можно привести Федеральное государственное унитарное предприятие — Российский научный центр «Прикладная химия», Федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» и др.
За унитарным предприятием фиксируется конкретное имущество на праве хозяйственного ведения на балансе, который позволяет обладать, использовать и управлять в установленных законодательных границах. Формирование собственности унитарного предприятия осуществляется за счет:
■ доходов унитарного предприятия от его деятельности;
■ имущества, которое закреплено за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником этого имущества;
■ иных источников, которые не противоречат законодательству.
Право на собственность, что зафиксировано за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления владельцем этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию в случае, если иное
никак не учтено федеральным законом либо никак не определено решением владельца о передаче собственности унитарному предприятию.
Особенности осуществления полномочия хозяйственного ведения и полномочия оперативного управления в отношении недвижимого имущества, которое находится за пределами РФ и считается федеральной собственностью, а, кроме того, ценных бумаг, долей, паев в пребывающих за пределами РФ юридических лицах, формируются Правительством РФ.
При переходе права собственности в государственное либо муниципальное предприятие как имущественный комплекс к иному владельцу государственного либо муниципального имущества такое предприятие оставляет возможность хозяйственного ведения либо возможность оперативного управления на имущество, которое ему относится.
Государственные унитарные компании на льготе хозяйственного ведения имеют все шансы формировать дочерние компании. Последние возникают также в свойстве унитарных компаний и функционируют на льготе ведения в отношении прикрепленной за ними ведущим предприятием собственности. Подобным образом государственное унитарное предприятие приобретает собственность в хозяйственное управление от владельца, а далее без помощи других представляет его в хозяйственное управление дочерним компаниям. При этом необходимо соглашение владельца — страны, субъекта Федерации.
Дочерние компании функционируют, кроме того, на базе статута, который ратифицирован государственным унитарным предприятием — учредителем. Управляющий дочернего предприятия назначается создавшим его государственным предприятием.
Помимо этого, на основании ст. 5 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие по согласованию с владельцем его собственности способно формировать отделения и открывать консульства.
Созданием унитарным предприятием отделений и приобретением офисов на территории РФ занимаются с соблюдением условий указанного Федерального закона и других федеральных законов, а за границами территории РФ также по согласованию с законодательством иностранного государства, на местности которого формируются отделения либо открываются консульства унитарного предприятия.
№ 3/2018
Собственник имущества, на основе которого основано государственное предприятие, не отвечает по обязательствам последнего. Это касается и отношений между государственными унитарными предприятиями и образованными ими дочерними предприятиями.
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает государственное предприятие на праве хозяйственного ведения в качестве правомочного соучастника коммерческой деятельности, который обладает необходимыми правомочиями во взаимоотношениях с кредиторами.
Для предоставления прав кредиторов внедрено правило предоставления статутного капитала чистыми активами, подобное хозяйственным сообществам.
При разрешении споров по поводу собственности следует принимать во внимание, что владелец не наделен правом взыскивать, передавать в аренду или иным способом управлять собственностью, которая находится в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия.
Акты муниципальных организаций и организаций регионального самоуправления по распоряжению собственностью, которая принадлежит муниципальным компаниям на праве хозяйственного ведения, согласно условиям данных компаний обязаны расцениваться как недействительные.
Реорганизация и устранение государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения исполняется по согласованию с функционирующим законодательством. Ликвидация осуществляется согласно заключению уполномоченного федерального органа исполнительной власти и судебных организаций в случае разорения. В этой ситуации то, что осталось после расчетов с кредиторами ликвидируемого государственного унитарного предприятия, используется согласно решению владельца.
Государственное предприятие не имеет права реализовывать недвижимое имущество, которое перешло ему на праве хозяйственного ведения, сдавать его в аренду, под залог, вносить в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ либо другим способом распоряжаться этим имуществом без согласия владельца. Остальным имуществом государственное унитарное предприятие управляет без помощи других. Владелец собственности имеет право на
долю прибыли от использования собственности, которая находится в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия.
Таким образом, в установленных ГК РФ рамках должно осуществляться нормативное регулирование работы государственных унитарных компаний, являющихся активными субъектами рыночных взаимоотношений.
Необходимо обеспечить этим предприятиям бульшую независимость и предоставить практически те же полномочия, что имеют другие коммерческие организации. Только в подобных обстоятельствах можно рассчитывать на конкурентоспособность унитарных предприятий как полноценных управляющих федеральной собственностью.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс РФ // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/ (Дата обращения: 20.05.2018)
2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (послед. ред.) // URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_40241/ (Дата обращения: 20.05.2018)
3. Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии Росатом» от 01.12.2007 г. № 317-Ф3 (послед. ред.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_72969/ (Дата обращения: 20.05.2018)
4. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 (ред. от 24.12.1993 г.) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 208/ (Дата обращения: 20.05.2018)
5. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 г. № 739 (ред. от 05.05.2017 г.) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_50598/ (Дата обращения: 20.05.2018)
№ 3/2018