Научная статья на тему 'Уникальный памятник русской культуры XIV В. В нижнем Поволжье'

Уникальный памятник русской культуры XIV В. В нижнем Поволжье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уникальный памятник русской культуры XIV В. В нижнем Поволжье»

Е. П. МЫСЬКОВ (Волгоград)

УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIV В. В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ

Одним из самых интересных средневековых памятников Нижнего Поволжья является Водянское городище, расположенное на правом берегу Волги у г. Дубовки Дубовского района Волгоградской области. Уже более 100 лет оно привлекает к себе внимание исследователей. Здесь работали археологические экспедиции из Москвы, Казани, Саратова, Волгограда. В результате многолетних исследований был получен богатый и разнообразный материал, характеризующий культуру мусульманского населения этого золотоордынского города, а также выявлены остатки раннего русского поселка, более позднего русского квартала и раскопаны большие участки христианского кладбища.

Первые документированные сведения о русском населении Водянского городища были получены в результате широкомасштабных раскопок Поволжской археологической экспедиции (далее ПАЭ) под руководством Г. А. Федорова-Давыдова1. В результате этих работ стало ясно, что средневековые русские комплексы сконцентрированы в восточной части городища, на берегу Волгоградского водохранилища. На основании полученных материалов авторами раскопок были сделаны выводы о том, что в начальный период существования города русский квартал занимал всю его прибрежную часть вдоль Волги. Постепенное расширение города привело к значительному сокращению площади русского квартала, большую часть которого заняли кирпичные дома мусульман. Слой с русской керамикой и участок славянского кладбища, перекрытые более поздними мусульманскими постройками, были связаны с жизнью русских пленных

рабов, бывших основной рабочей силой при строительстве золотоордынского города 2. Яма 1-го раскопа 11-67 была интерпретирована как очень небольшое, тесное жилище, что послужило дополнительным аргументом по обоснованию положения о тяжелых жизненных условиях зависимого русского населения. По мнению М.Д. Полубояриновой, плохое качество керамики, изготовленной русским населением в татарском городе, наглядно свидетельствует о низком уровне их жизни и производства3.

Через 14 лет после завершения работ ПАЭ на Водянском городище были возобновлены археологические раскопки, которыми в 1988 1990 гг. руководил

А.Г. Мухамадиев, а в 1992 2005 гг. ав-

тор этих строк. За это время здесь вскрыто 4800 м2, причем все раскопы разбивались на берегу водохранилища 4. Прежде чем перейти к характеристике русских материалов, полученных в результате раскопок Водянского городища в 1989-м, 1992 2005 гг., необходимо рассмотреть вопрос

о дате основания этого золотоордынского города. Многие исследователи полагают, что он существовал уже в XIII в., и именно его посещал Гильом Рубрук со своими спутниками в июле 1253 г.5 Однако эта точка зрения не согласуется с данными Гильома Рубрука. В его книге сказано, что от поселка, населенного русскими и

1 Федоров-Давыдов, Г. А. Четверть века изучения средневековых городов Нижнего Поволжья / Г. А. Федоров-Давыдов // Сов. археология. М., 1984. № 3. С. 83-84.

2 Егоров, В. Л. Археологические исследования Водянского городища в 1967-1971 гг. /

B. Л. Егоров, М. Д. Полубояринова // Города Поволжья в средние века.М., 1974. С.67,73.

3 Полубояринова, М. Д. Русские люди в Золотой Орде / М. Д. Полубояринова. М., 1978.

C. 74, 87, 94.

4 Мыськов, Е. П. Русский поселок и русский квартал Водянского городища / Е. П. Мыськов // Материалы по археологии Волго-Донских степей. Волгоград, 2001. Вып. 1. С. 250-2б0.

5 Баллод, Ф. В. Приволжские Помпеи / Ф. Баллод. М.; Пг., 1923. С.42-43; Егоров, В. Л. Историческая география Золотой Орды /

В. Л. Егоров. М., 1985. С. 76; Мухамадиев, А. Г. Раскопки двойного дома на Водянском городище / А. Г. Мухамадиев // Города Поволжья в средние века. М., 1974. С. 80; Полубояринова, М. Д. Русские люди в Золотой Орде / М. Д. Полубоя-ринова. М., 1978. С. 72.

сарацинами, который он видел на берегу Волги, до городов «Великой Болгарии к северу считается пять дней пути»1. Это конкретное указание не соответствует местонахождению Водянского городища 2. Убедительно доказано, что путь Гильома Рубрука в ставку Бату пролегал намного севернее 3. Кроме того, среди сотен археологических объектов, исследованных на Во-дянском городище, нет ни одного, который можно было бы уверенно датировать временем ранее начала 20-х годов XIV в.

Русский поселок. Судя по данным стратиграфии и нумизматическим материалам, самые ранние комплексы городища располагались в северо-восточной части памятника. Удалось обнаружить убедительные свидетельства того, что первыми поселенцами здесь были русские. Именно поэтому северо-восточная окраина Водян-ского городища получила условное наименование русского поселка. Здесь исследовано 25 хозяйственных ям с высоким процентным содержанием русской керамики. Кроме большого количества фрагментов русской и золотоордынской посуды в ямах русского поселка найдены: железный наконечник стрелы, 2 железных рыболовных крючка, 6 фрагментов железных ножей,костяное кольцо для натягивания лука, лепное глиняное пряслице, стеклянная бусина, каменный оселок, деревянный поплавок от сети или невода, 5 каменных грузил для рыболовных сетей и 2 обломка каменных жерновов от ручных мельниц. Несомненный интерес представляют находки двух бронзовых крестов-тельников и литой нательной бронзовой иконы с изображением распятия, а также бронзовый оконечник ножен меча или сабли.

Кроме хозяйственных ям, на территории поселка исследованы остатки типичной русской землянки. Это прямоугольное сооружение с входным коридором-тамбуром, ровным глиняным полом, большой глинобитной печью и столбовой конструкцией перекрытия. Судя по расположению многочисленных столбовых ямок,

1 Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С. 118.

2 Федоров-Давыдов, Г. А. Золотоордынские города Поволжья / Г. А. Федоров-Давыдов. М., 1994. С. 32.

3 Кожемякин, А. В. Рубрук в Среднем Подо-

нье / А. В. Кожемякин // Из истории Воронежского края. Воронеж, 1966. С. 46-52.

вдоль стен жилого помещения располагались нары, а земляные стенки котлована были облицованы досками или плахами. Общая площадь этой постройки 12 м2. Размеры, планировка и конструктивные особенности землянки находят многочисленные аналогии в материалах городищ и селищ средневековой Руси.

Следует обратить особое внимание на нумизматические материалы, полученные в процессе раскопок русского поселка. Прежде всего отметим, что при раскопках ПАЭ в прибрежной и центральной частях Водянского городища на площади более 5000 м2 не было найдено ни одной монеты, отчеканенной ранее начала 30-х годов Х^в.4 На территории русского поселка на площади всего 930 м2 таких монет найдено 35 (15 анонимных сарайских пулов с изображением пятиконечной звезды в круге 721 г.х. (1321г.), 18 анонимных сарайских пулов с изображением сокола 726 г.х. (1325 1326 гг.), 1 пул хана Узбека с тамгой дома Бату чекана Мохши 722 г.х. (1322 г.) и 1 недатированный анонимный пул чекана Крыма с тамгой дома Бату). Связь этих нумизматических находок именно с русским населением в настоящее время представляется бесспорной, т.к. все монеты 20-х годов XIV в. обнаружены только в той части городища, где представлен ранний русский культурный слой. С другой стороны, в закрытых комплексах русского поселка не обнаружено ни одной монеты, выпущенной в обращение после начала 30-х годов XIV в. Все это убедительно свидетельствует о том, что ранний русский поселок на северо-восточной окраине Водянского городища был основан в самом начале 20-х годов XIV в. и просуществовал всего около 10 лет, причем уже в начальный период его функционирования русское население было в полной мере вовлечено в общую систему денежного обращения Золотой Орды.

Русский квартал. Находится в прибрежной части на юго-восточной окраине Водянского городища. Многолетние раскопки на территории русского квартала не выявили никаких следов золотоордынских кирпичных или каменных построек.

4 Егоров, В. Л. Археологические исследования Водянского городища в 1967-1971 гг. ... С. 48-79; Мухамадиев, А. Г. Раскопки двойного дома на Водянском городище ... С. 88.

Даже обломки жженых кирпичей, которыми усеяна вся площадь городища, здесь почти не встречаются. Всего на территории русского квартала исследовано 45 хозяйственных ям, в которых обнаружено 25000 фрагментов керамики и десятки тысяч обломков костей животных, птиц и рыб. Кроме того, при раскопках русского квартала найдены 3 цилиндрических пружинных замка, 3 железных ключа, железные шарнирные ножницы, многочисленные фрагменты железных ножей, железные гвозди и скобы, железная пряжка, 9 железных рыболовных крючков, небольшая железная мотыга, фрагменты двух бронзовых зеркал с рельефной орнаментацией, бронзовая серьга, 12 пряслиц из фрагментов стенок красноглиняных гончарных сосудов, 12 каменных оселков, перстень из синего стекла, бусы из цветного стекла и камня. Следует отметить многочисленные находки грузил для рыболовных сетей из больших окатанных камней с выдолбленными отверстиями. В раскопах, заложенных на территории русского квартала с 1967 г. по 2000 г., найдено 4 серебряные и 8 медных монет XIV в. Самые ранние монеты 2 сарайских дирхема хана Узбека 717 г.х. (1317-1318 гг.) и 722 г.х. (1322г.), самые поздние 2 медных пула хана Хызра 762 г.х. (1360 1361гг.), чеканенные в Гюлистане и Сарае ал-Джедид. Кроме того, найдена

1 анонимная медная монета 731 г.х. (1330 1331 гг.). Как известно, серебряные дирхемы ханов Узбека и Джанибека находились в обращении до конца XIV в., хотя после реформы 1380 г. большая часть их была обрезана под новый весовой стандарт 1. Судя по находкам медных пулов, русский квартал на юго-восточной окраине Водянского городища существовал с начала 30-х до начала 60-х годов XIV в., т. е. всего около 30 лет. Следовательно, он был основан сразу же после того, как русский поселок перестал существовать.

Судя по распределению керамики и процентным соотношениям различных типов посуды в русских хозяйственных комплексах Водянского городища, можно с полной уверенностью говорить о том, что в 20-х годах XIV в. жители русского поселка в повседневном быту использо-

1 Мухамадиев, А. Г. Булгаро-татарская монетная система ХІІ—ХУ вв. / А.Г. Мухамадиев. М., 1983. С.99 112.

вали главным образом посуду, изготовленную по традиционной технологии русскими мастерами. Красноглиняной керамики было довольно мало, хотя она и не являлась редкостью или диковиной. В 30 50-х годах XIV в. в хозяйстве русского населения красноглиняная посуда получила гораздо более широкое распространение, однако по-прежнему продолжала использоваться и русская керамика. В начале 60-х годов XIV в. жители русского квартала отдавали явное предпочтение высококачественной красноглиняной посуде. Русская керамика здесь почти полностью вышла из употребления и использовалась в весьма ограниченном количестве 2.

Происхождение большинства красноглиняных сосудов русских керамических комплексов Водянского городища особых сомнений не вызывает. Все типы такой керамики находят многочисленные аналогии в материалах жилых и хозяйственных сооружений мусульманского населения как самого Водянского городища, так и других средневековых памятников Нижнего Поволжья. Такую посуду большими партиями изготовляли золотоордынские ремесленники-гончары для продажи на рынке.

Наиболее вероятно, что жители русского поселка, основанного на берегу Во-дянской балки еще до возникновения здесь золотоордынского города, получали высококачественную красноглиняную посуду, в основном от купцов, переправлявших свои товары через Волгу и, очевидно, пользовавшихся при этом услугами именно русских перевозчиков 3. Об этом убедительно свидетельствуют достаточно многочисленные находки фрагментов красноглиняных амфор причерноморского производства, которые могли попасть на Нижнюю Волгу только по донскому судоходному пути и при условии функционирования Волго-Донской переволоки. По-видимому, этот источник был не очень надежным, что в какой-то мере объясняет относительную малочисленность фрагментов красноглиняной керамики в ямах русского поселка.

2 Мыськов, Е. П. Керамические комплексы русского поселка и русского квартала Водянского городища / Е. П. Мыськов // Нижневолжский археологический вестник. Волгоград, 2002. Вып.5. С. 126-147.

3 Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука М., 1957. С. 109.

Строительство города и создание по меньшей мере нескольких крупных ремесленных мастерских, специализировавшихся на производстве неполивной красноглиняной керамики, обеспечили благоприятные условия для быстрого распространения высококачественной красноглиняной посуды среди жителей русского квартала. У русского населения Бодянского городища появилась возможность приобретать такую керамику на городском рынке. Вряд ли можно сомневаться в том, что это было действительно так, поскольку иначе очень трудно объяснить факт наличия в культурном слое и ямах русского квартала десятков тысяч фрагментов красноглиняных сосудов. Об этом же убедительно свидетельствует и типовой состав красноглиняной посуды из русских керамических комплексов Водянского городища. Основу коллекций красноглиняной керамики поселка и квартала составляют фрагменты больших одноручных кувшинов для воды, а также достаточно многочисленные обломки двух типов горшков, которые по профилировкам и общим пропорциям близки некоторым типам русских сосудов. Хорошо известно, что ассортимент продукции золотоордынских керамических мастерских был достаточно широк. Кроме одноручных кувшинов для воды и различных типов горшков, в огромном количестве выпускались большие двуручные сосуды, афтобы, туваки, кувшинчики, хумчи, светильники, глубокие миски, чаши и т. д. 1 Однако все эти формы в русских керамических комплексах Бодянского городища либо вообще не представлены, либо представлены единичными фрагментами. По-видимому, такая посуда русским людям была просто не нужна, т.к. она не находила применения в хозяйстве, не соответствовала особенностям национальной кухни, конструктивным особенностям печей, ассортименту употребляемых в пищу продуктов, способам их приготовления и потребления.

1 Михальченко, С. Е. Систематизация массовой неполивной керамики золотоордынских городов Поволжья / С. Е. Михальченко // Сов. археология. 1973. № 3. С. 122-130; Перевозчиков, Б.И. Неполивная керамика Азака/Б.И. Перевозчиков// Средневековые кочевники и городская культура Золотой Орды. Волгоград, 1992. С. 25; Хлебникова, Т. А. Неполивная керамика Болгара / Т. А. Хлебникова // Город Болгар (очерки ремесленной деятельности). М., 1988. С. 54-100.

Огромная коллекция керамики русского производства, собранная в процессе раскопок поселка и квартала, достаточно своеобразна и показательна. Судя по некоторым особенностям керамической посуды, изготовленной русскими гончарами Водян-ского городища (оформление венчиков, своеобразие орнаментации), видно, что русские люди были переселены сюда из южных регионов Рязанской земли. Однако, население раннего поселка в этническом отношении было неоднородным, т.к. в русских комплексах здесь обнаружены отдельные фрагменты своеобразной лепной керамики, близкой мордовской.

Наиболее вероятно, что деятельность русских гончаров на Водянском городище почти полностью прекратилась уже в середине 50-х годов XIV в. Мелкотоварный русский гончарный промысел не выдержал конкуренции с мощным массовым керамическим производством золотоордынских городов и постепенно деградировал, т.к. попросту стал убыточным. По-видимому, русскому населению Водян-ского городища было выгоднее приобретать не русскую, а красноглиняную посуду, поскольку качество последней было намного выше, а себестоимость производства и рыночная цена несколько ниже. Достаточно яркие примеры подобного упадка различных ремесленных промыслов, в том числе и керамического, дают нам некоторые этнографические материалы2.

Русское кладбище. Достаточно интересную информацию о жизни русского населения Водянского городища удалось получить при раскопках большого христианского кладбища, первые научные раскопки которого проводились сотрудниками ПАЭ под руководством Г.А. Федорова-Давыдова во второй половине 60-х годов XX в. Всего было исследовано 17 погребений, которые на основе изучения антропологических материалов были интерпретированы как захоронения славян 3. В 1989, 1996-м и 2000-м годах раскопки на территории русского кладбища продолжа-

2 Болонев, Ф. Ф. О гончарстве русского населения Забайкалья / Ф. Ф. Болонев // Этнография народов Сибири.Новосибирск,1984. С. 30-32.

3 Егоров, В. Л., Археологические исследования Водянского городища в 1967 1971 гг. С. 6972; Полубояринова, М. Д. Русские люди в Золотой Орде... С. 76-79.

ла Волго-Ахтубинская археологическая экспедиция Волгоградского государственного педагогического университета под руководством автора. За эти годы было открыто еще 40 захоронений, и, таким образом, общее число погребений, исследованных на территории русского кладбища, достигло 571.

В подавляющем большинстве погребений русского кладбища Водянского городища не найдено никаких вещей. Лишь в 4 могилах обнаружены отдельные предметы, причем их безусловная связь с тем или иным погребальным комплексом не всегда бесспорна. Без особых сомнений к предметам сопровождающего инвентаря можно отнести только мелкие украшения округло-уплощенную бусину из непрозрачного черного стекла с полихромным пятнистым орнаментом и проволочную бронзовую серьгу в виде колечка с заходящими концами. В одном погребении найдена половина жернова от ручной мельницы, которая лежала за черепом погребенного. Кроме того, в одном из погребений обнаружена недатированная анонимная медная монета (ЛС: «Чекан Сарая ал-Джедид». ОС: Птица со змеей (?) в клюве, летящая вправо). Наиболее вероятная дата чеканки монеты середина 70-х годов XIV в. Однако связь этой находки с погребением представляется весьма проблематичной, т.к. монета была обнаружена среди ребер скелета в норе грызуна.

Особое значение имеют антропологические материалы, полученные при раскопках русского кладбища Водянского городища. Из 57 захоронений пол удалось установить для 37, причем количество женских и мужских погребений оказалось почти одинаковым: женских 20 и мужских 17. Обращает на себя внимание и очень высокий процент погребений, в которых были похоронены люди старческого возраста. Они составляют почти 35% от общего числа умерших, возраст которых удалось установить достаточно точно. Поэтому можно утверждать, что представители русского населения Водянского городища нередко доживали до почтенного возраста, а среди населения русского

1 Мыськов, Е. П. Русское кладбище Водян-ского городища / Е. П. Мыськов // Нижневолжский археологический вестник. Волгоград, 2001. Вып. 4. С. 123-135.

поселка и русского квартала было немало стариков.

Ни у кого из антропологов и археологов не вызывает особых сомнений то, что подавляющее большинство погребений, исследованных на юго-восточной окраине Водянского городища, оставлено русским населением 2. По мнению М. А. Балабановой, антропологическая коллекция русского кладбища обнаруживает наибольшее сходство с материалами средневековых могильников южных регионов рязанской земли 3. Тем не менее в настоящее время можно считать установленным, что русский квартал Водянского городища населяли не только славяне. На южном участке кладбища исследованы две могилы, в которых были похоронены люди европеоидного облика с ощутимой монголоидной примесью. Весьма показательно, что оба эти погребения отнюдь не производят впечатления случайных или инородных, т.к. не имеют никаких существенных отличий от других захоронений и очень четко вписаны в общую планировку русского кладбища.

Интересная информация о жизни русского населения Золотой Орды имеется в сочинении Гильома Рубрука. В его книге достаточно подробно описан русский поселок на Дону, в котором он жил несколько дней в июле 1253 г. В первый день русские дали Гильому Рубруку и его спутникам «большую свежую рыбу чебак (borbotam), на второй день ржаной хлеб и немного мяса, которое управитель селения собрал, наподобие жертвы, в разных домах, на третий день сушеной рыбы, имевшейся у них там в большом количестве ... наконец ... они дали нам быков и людей, самим же нам надлежало идти пешком. В то время они жали рожь. Пшеница не родилась там хорошо, а просо имеют они в большом количестве. Русские жен-

2 Егоров, В. Л. Археологические исследования Водянского городища в 1967-1971 гг. ... С. 67,70; Полубояринова, М. Д. Русские люди в Золотой Орде ... С. 80; Балабанова, М. А. Антропологический состав и происхождение населения Царевского городища / М. А. Балабанова // Историко-археологические исследования в Нижнем Поволжье. Волгоград, 1999. Вып. 3. С. 216.

3 Балабанова, М. А. Еще раз о русских в Золотой Орде / М. А. Балабанова // Проблемы археологии Нижнего Поволжья: материалы I Меж-дунар. Нижневолж. археол. конф. Волгоград, 2004.

С. 298-302.

щины убирают головы так же, как наши, а платья свои с лицевой стороны украшают беличьими и горностаевыми мехами от ног до колен» 1.

Представляется вполне вероятным, что условия жизни русского населения Водян-ского городища были во многом близки к условиям жизни русских, населявших этот поселок на Дону. Очень большое количество костей домашних животных, найденных при раскопках русского поселка и русского квартала Водянского городища, убедительно свидетельствуют о занятии скотоводством. Особенно показательны в этом отношении находки костей свиней, мясо которых мусульманское население города в пищу не употребляло и, следовательно, не разводило. Многочисленные находки орудий рыболовного промысла и огромное количество рыбьих костей не оставляют сомнений в том, что рыба занимала одно из ведущих мест в пищевом рационе русского населения Водян-ского городища. Обильные сбросы чешуи свидетельствуют о единовременной обработке больших партий выловленной рыбы и заготовке ее впрок путем соления, вяления или копчения. Хотя земледельческих орудий почти не найдено (обнаружена лишь небольшая железная мотыга и обломок серпа), можно предполагать, что русское население занималось земледелием. На это указывают довольно частые находки фрагментов жерновов от ручных мельниц и выявленный в одной из ям поселка сброс колосковых чешуек злаковых растений (проса ?).

Обнаруженные при раскопках русского квартала замки и ключи свидетельствуют о том, что населявшие его люди владели личным имуществом и, по-видимому, жили в собственных домах. В культурных слоях русского поселка и русского квартала найдено 47 серебряных и медных монет, а это значит, что русское население Водянского городища было вовлечено в систему денежного обращения Золотой Орды. Поскольку на русском кладбище Водянского городища было похоронено много людей старческого возраста, можно с уверенностью говорить об относительно нормальных условиях жизни русского населения. Не позднее 40-х годов XIV в.

1 Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука ... С. 109-110.

начался процесс постепенного смешения русского и мусульманского населения города, в результате которого среди жителей русского квартала появились люди европеоидно-монголоидного облика.

В настоящее время можно не сомневаться в том, что самые ранние русские комплексы располагались на северо-восточной окраине Водянского городища. Этот русский поселок был основан в начале 20-х годов XIV в. в период правления хана Узбека. Скорее всего, русское население было пригнано сюда по распоряжению ханской администрации для создания постоянно действующей переправы через Волгу, поскольку именно здесь находилась одна из древнейших ВолгоДонских переволок. Это предположение представляется тем более вероятным, если учесть, что среди керамического материала русского поселка довольно часто встречаются фрагменты больших красноглиняных амфор причерноморского производства, которые могли попасть в нижневолжские степи только при условии функционирования Волго-Донской переволоки.

Уже в середине XIII в. на берегах Волги и Дона Гильом Рубрук видел два таких же поселка, населенных русскими. Судя по его данным, основной и единственной повинностью русских была переправа через Дон и Волгу послов и других официальных лиц, направлявшихся в ханскую ставку, в остальном же «они не обязаны ни к чему даже и от купцов они получают большую дань»2. Очевидно, такая же повинность была наложена и на население русского поселка Водянского городища. В связи с этим довольно трудно согласиться с точкой зрения, согласно которой русские люди были совершенно бесправными и их пригнали сюда для того, чтобы строить новый золотоордынский город3, особенно если принять во внимание то, что русский поселок возник задолго до основания этого города и при его раскопках не обнаружено никаких дан-

2 Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука ... С. 109.

3 Егоров, В. Л., Раскопки золотоордынских городов на Нижней Волге / В. Л. Егоров, А. Г. Му-хамадиев, Г. А. Федоров-Давыдов // Археологические открытия 1970 года. М., 1970. С. 175; Егоров, В. Л. Археологические исследования Во-дянского городища в 1967-1971 гг. ... С. 67; По-лубояринова, М. Д. Русские люди в Золотой Орде...

С. 131.

ных об использовании, а тем более производстве жженых или сырцовых кирпичей.

Не позднее начала 30-х годов XIV в. русский поселок на северо-восточной окраине Водянского городища прекратил свое существование. Его место заняли жилые постройки мусульман, а русское население было переселено на юго-восточную окраину города, в обособленный русский квартал. В настоящее время можно считать установленным, что площадь русского квартала с течением времени заметно сократилась, и всю его северную часть заняло русское кладбище. Судя по нумизматическим материалам, русский квартал окончательно опустел не позднее начала 60-х годов XIV в. Здесь не найдено ни одной монеты эпохи хана Токтамыша, которые часто встречаются при раскопках жилых и хозяйственных построек, погибших в результате разгрома города войсками Тимура в 1395 г. На территории русского квартала не зафиксировано никаких следов большого пожара, здесь не обнаружено ни вещевых, ни монетных кладов, спрятанных или брошенных в спешке вещей. Все это не оставляет сомнений в том, что русский квартал был покинут жителями в относительно спокойной обстановке. Наиболее вероятно, что постепенное сокращение территории русского квартала и его полное запустение были связаны с глубоким кризисом, разразившимся в Золотой Орде в 60 70-х годах XIV в., охватившим все сферы экономической жизни государства и оказавшим пагубное влияние на прогрессивное развитие своеобразной культуры нижневолжских золотоордынских городов.

А. И. ОСМАНОВ ( Санкт-Петербург)

СТАРООБРЯДЦЫ В КУПЕЧЕСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XIX в.

В XIX в. петербургское купечество вполне обоснованно выделяется на общероссийском фоне своим многонациональным и многопрофессиональным составом. Специфическое место, в силу целого ряда субъективных и объективных особенностей, в купеческом сословии занимали старообряд-

цы. Например, в деятельности Петербургской биржи в первой половине XIX в. участвовали лишь лица, принадлежавшие к верхам столичного купечества, прежде всего первогильдийцы. При отсутствии иных представительных учреждений предпринимателей в дореформенный период на первый план стали выдвигаться религиозные объединения, ставшие важнейшей формой развития и защиты частных деловых интересов 1. Происходивший в XVII XVIII вв. в среде старообрядцев распад традиционалистского видения мира сопровождался культивированием ценностей рационализма и утилитаризма. Исключённый из общественной жизни старообрядец, чтобы выжить и обеспечить социальные позиции в обществе, вынужден был посвящать себя хозяйственной и предпринимательской деятельности. Вместе с тем более активная миграция староверов также приводила к ломке привычных жизненных отношений и инициировала актуализацию базовых ценностей культуры предпринимательства. На практике, впрочем, это могло носить весьма своеобразный характер. Например, санкт-петербургский купец и расколоучитель Алексей Осипович Бумажников (1750 1814) приобрел известность в столице своими идеями о сохранении среди беспоповцев первоначального негодующе-скорбного настроения. Он поддерживал учение об антихристе, видимо царствующем; резко порицал браки, считая их неприличными в скорбные времена владычества антихриста.

С другой стороны, старообрядческий тип экономического человека получал своеобразную духовную подпитку из ценностей иосифлянской традиции в русском православии. Иосифляне практиковали аскетический тип спасения; для них были характерны внутренняя собранность и жизненная практичность, что не могло не сказаться на нормах духовной регламентации поведения в сфере экономики. Иначе говоря, заимствованная у иосифлян модель трудовой аскетики стимулировала

1 Расков, Д.Традиции и новации в экономической культуре русского старообрядчества / Д. Расков // Гуманитарные науки — Humanities. СПб., 1999. № 1. C. 98-106; Уэст, Д.Л. Старообрядцы и предпринимательская культура в царской России / Д.Л. Уэст // Предпринимательство и городская культура в России (1861-1914). М., 2002. С. 103-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.