Научная статья на тему 'Уникальный исторический труд. Рец. На кн. : дадаева Ю. У. Наибы и мудиры Шамиля. Махачкала, 2009. 624с'

Уникальный исторический труд. Рец. На кн. : дадаева Ю. У. Наибы и мудиры Шамиля. Махачкала, 2009. 624с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
654
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уникальный исторический труд. Рец. На кн. : дадаева Ю. У. Наибы и мудиры Шамиля. Махачкала, 2009. 624с»

Вестник института ИАЭ. 2010. № 3. С. 139-142.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Х. Х. Рамазанов, А.М. Магомеддадаев

УНИКАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРУД Рец. на кн. Ю.У. Дадаева. Наибы и мудиры Шамиля.

Махачкала, 2009. 624 с.

Борьба горцев во главе с народным полководцем Шамилем оставила заметный след в кавказской и мировой истории. Она снискала горцам огромную славу, ею восхищались народы мусульманского мира, европейцы и американцы. Для людей, не подверженных конъюнктуре, совершенно очевидно, что события на Кавказе положили начало мощному сопротивлению мировому колониализму, и в этом историческое значение борьбы горцев Северного Кавказа в 20-60-х гг. XIX в. Борьба горцев занимает особое место в истории народов по своим масштабам, продолжительности, накалу, регионально-кавказским и международным последствиям.

Историческая наука призвана изучать историю объективно. Как говорил выдающийся русский историк В.О. Ключевский, «ложь в истолковании прошлого приведет к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем». Наряду с трудами, внесшими большой вклад в разработку сложных вопросов движения горцев Кавказа, немало, к сожалению, работ, в которых многие вопросы фальсифицированы. Задача историков состоит в том, чтобы исправить допущенные ошибки и энергично исследовать недостаточно разработанные вопросы истории борьбы горцев. Одним из крайне мало исследованных является вопрос о роли и месте наибско-мудирского корпуса Шамиля в истории борьбы горцев в 20-50-х гг. XIX в.

Рецензируемая работа Ю.У. Дадаева «Наибы и мудиры Шамиля» - это первое монографическое исследование, специально посвященное изучению и освещению института наибов, мудиров, их роли и места в системе военноадминистративного, политико-правового и гражданского управления в имамате Шамиля.

Особо хочется сказать об обширной источниковой базе этой монографии. К первой группе относятся специальные материалы, исходящие от властей. Вторая группа источников имеет наибольшую ценность. Это письма Шамиля, наибов, мудиров, решения Государственного совета и общеимаматских съездов. Третья группа - это труды русских, европейских и восточных авторов. Четвертая группа - это архивные данные, основная часть которых вводится в научный оборот впервые. Исключительную ценность представляет новый полевой материал, собранный автором в течение 20 лет в аулах Дагестана, Чечни и других регионах Кавказа, где он многократно бывал, беседуя с потомками наибов, что позволило ему более подробно исследовать их военно-гражданскую деятельность и биографии.

На высоком научном уровне освещена историография проблемы. Критический анализ трудов по исследуемой проблеме позволил автору раскрыть их дос-

тоинства и недостатки, в частности, субъективизм и предвзятое отношение к тем или иным процессам и личностям.

Вопросы уровня общественного развития отражены правильно, значительное место отведено начальному этапу формирования имамата и его социальноэкономической структуре. Останавливается автор и на политике Турции, Ирана, Англии, которые стремились превратить Кавказ в свой стратегический плацдарм и использовать борьбу горцев в своих корыстных целях.

На основе большого количества достоверных данных подвергнуты критике утверждения, бытующие в трудах отечественных и зарубежных исследователей, в которых искажена роль наибов Шамиля: их показывали угнетателями народных масс, утверждали, что отношения между наибами и Шамилем всегда были напряженными, и он проводил по отношению к ним политику «кнута и пряника», считали, что на место светских феодалов пришли духовные, что Шамиль и его наибы превратились в крупных феодалов. Ни Шамиль, ни его наибы не были феодалами до начала борьбы и не стали ими в период борьбы.

Ю.У. Дадаев рисует исторические портреты руководителей горцев на основе достоверных фактов, без сочинительства и художественного вымысла. Наибы были людьми личного обаяния, недюжинного военного дарования, завидной храбрости, подлинными лидерами горцев, они первыми шли навстречу опасности, многие из них пали в борьбе как истинные герои.

Все наибы были образованными людьми, многие из них знали несколько языков, отличались красноречием, среди них были и поэты, даже хафизы, которые знали наизусть Коран. Вообще движение горцев в 20-50-х гг. XIX в., пожалуй, единственное в мире, во главе которого было образованное руководство. Автор не идеализирует наибско-мудирский корпус Шамиля. Он пишет и о негативных действиях ряда наибов (измена присяге, переход на сторону противника, игнорирование имама).

Наибы и мудиры играли огромную роль в армии и уникальном государстве Шамиля со значительными элементами гражданского общества. Имамат своей демократичностью стоял выше дагестанских ханств, кавказских феодальных деспотий, колониальных форм управления, введенных здесь царизмом, а также стран Ближнего и Среднего Востока, Африки.

По словам французского историка Рене, Шамиль вводил демократические порядки в своем государстве, находившимся «среди феодального варварства». Шамиль провел многочисленные реформы, что являлось новым словом в политической истории народов, решительно искоренял адаты из жизни людей. В этих и других масштабных делах бесценную роль играл наибско-мудирский корпус. Наибы, по образному выражению источника, являлись цементным раствором в каменной крепости имамата. Академик М. Покровский писал: «Имамат представляет собой высокую точку, до которой поднималось когда-либо политическое творчество кавказских горцев».

Во второй и третьей главе подробно исследованы такие важные вопросы, как структура органов системы управления, возникновение института наибства, механизм подбора и назначения наибов, функциональные обязанности наибов, меры борьбы Шамиля со злоупотреблениями наибов и др.

Четвертая и пятая главы посвящены созданию в имамате мудирств, деятельности мудиров, в них рассмотрены причины ликвидации мудирств. Все вопросы в

главах глубоко и всесторонне проанализированы на основе нового фактического материала.

Бесспорная научная заслуга автора состоит в том, что впервые в исторической науке он осуществил комплексную постановку и решил блестяще вопросы, связанные с введением института мудиров и мудирств, глубоко исследовал причины их введения и упразднения, дал характеристику всем мудирам государства Шамиля и при этом ввел в научный оборот десятки новых документов. Необходимо сказать, что монография Ю.У. Дадаева это новое и веское слово в исследовании национально-освободительной борьбы народов Северо-Восточного Кавказа в XIX в. и в целом в кавказоведении.

Новизна работы Ю.У. Дадаева заключается не только в том, что это первое монографическое исследование, специально посвященное наибам и мудирам имама Шамиля, но и в том, что в ней поставлены и решены такие вопросы, как проблемы освещения борьбы горцев Северо-Восточного Кавказа, причины и сущность фальсификаций, перемены и перегибы в их оценках и т.д., также здесь одновременно исследованы проблемы отечественной истории указанного периода.

Авторские оценки освещаемых событий глубоко аргументированы, объективны, они не вызывают сомнений и возражений. Позиция и аргументация Ю.У. Дадаева заставляют взглянуть на сущность проблемы по-новому, представить ее в контексте мировой истории.

Глубокое освещение всех затронутых в исследовании проблем позволили Ю.У. Дадаеву представить читателям зрелую в научном отношении работу. Основные положения, выводы и материалы монографии несомненно найдут широкое применение в научно-практической деятельности, при подготовке монографий по истории народов Северного Кавказа, школьных и вузовских учебников по истории Дагестана, при разработке спецкурсов. Работа выполнена на высоком научно-теоретическом уровне.

Вместе с тем в монографии Ю.У. Дадаева имеются отдельные недостатки:

1. Следовало бы выразить свое отношение к публикациям, вышедшим в конце XX - нач. XXI в. (М.М. Блиев, В.Б. Виноградов, В.В. Дегоев, А.-Х.А. Султы-гов, Д.Г. Завгаев и др.), в которых борьба горцев оценивается с антинаучных позиций.

2. Каждая из глав обширного исследования нуждается в кратком обобщении.

Указанные пожелания ни в коей мере не умаляют проделанной автором значительной работы, важности его исследования. Главное в данной монографии то, что ее автор представил читателям завершенную самостоятельную работу, которая актуальна в научном, политическом и практическом отношениях и значимость которой выходит далеко за рамки Дагестана и Северного Кавказа. Перед нами труд хорошо подготовленного, сформировавшегося специалиста, научного работника, способного вести поисковую работу, анализировать и обобщать источники и литературу, владеющего навыками источниковедения и историографии.

В работе во всей многогранности исследована проблема борьбы горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX в., что делает монографию Ю.У. Дадаева многоплановой, объемной и в то же время цельной, включающей в себя все основные выделенные в оглавлении вопросы.

В целом монография Ю.У. Дадаева «Наибы и мудиры Шамиля» представляет собой серьезное научное исследование по актуальной теме, выполненное на высоком научном уровне.

Необходимо отметить, что в Дагестане формируется школа шамиловедения под руководством Ю.У. Дадаева, которая достойно переняла эстафету старшего поколения северокавказских шамиловедов.

Следует также сказать, что за последние 20 лет в своих трудах автор уделяет особое внимание исследованию проблем национально-освободительной борьбы народов Северного Кавказа в XIX в., показу прогрессивного всемирноисторического значения вхождения этих народов в состав России в XIX в., исторической необходимости дальнейшего укрепления дружбы и единства всех народов и интернациональной целостности многонационального российского государства сейчас в XXI в. и для будущих поколений. Он стал новой яркой звездой последних лет в исторической науке, в частности кавказоведении. Большой интерес вызывают среди ученых и общественности его научные труды - их более 100. Только за последние тринадцать лет им написано и издано десять монографий, среди которых такие капитальные труды, как: «Национально-освободительная борьба Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля». Сборник документов (2005 г.), Государство Шамиля (2006 г.), Столицы Шамиля (2007 г.), Ахбер-дил Мухаммад - знаменитый наиб Шамиля (2009 г.), Наибы и мудиры Шамиля (2009 г.).

За написание исторических документальных повестей «По тропам шамилев-ских сражений» (1997 г.) и «Ахульго - боль моя» (1998 г.) в 2001 г. Ю.У. Дадаев удостоен Государственной премии Республики Дагестан в области литературы.

Его научная, педагогическая и общественно-политическая деятельность сегодня заслуживает самой высокой оценки, в том числе выдвижения в члены-корреспонденты Российской академии наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.