УДК 5527
Смирнова В.Н.
магистрант кафедры промышленного дизайна Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
(г. Нижний Новгород, Россия)
Научный руководитель: Прохожев О.А.
канд. филосов. наук., зав. кафедрой пром. дизайна Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
(г. Нижний Новгород, Россия)
УНИКАЛЬНОСТЬ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности стрит-арта в Нижнем Новгороде. Проведен анализ нахождение хронологии развития и предпосылок появления граффити в Нижнем Новгороде. Изучен аналитический обзор существующих статей и документов в области граффити, просмотр видеодокументов известныхрайтеров и интервью людей, находящихся в этой сфере. И в конечном итоге выявлены особенности на конкретных примерах. Актуальность темы обусловлена тем, что стрит-арт в разных городах России имеет уникальную характеристику, относящуюся к определенному городу и выявление этих особенностей в Нижнем Новгороде - главная цель этой работы. Так же проведено сравнения нижегородского граффити с другими городами, претендующим на место «Столица стрит-арта».
Методологически работа поделена на две части: анализ предпосылок появления граффити в Нижнем Новгороде, первые выставки и проекты, и также выявление особенностей нижегородского граффити на основе приведенных примеров.
Ключевые слова: граффити, настенная живопись, стрит-арт, особенности уличного искусства, граффити Нижнего Новгорода, столица стрит-арта.
Нижний Новгород появился на карте российского уличного искусства во второй половине 1990-х годов, когда в городе возникли первые граффити-команды, тесно связанные с хип-хоп-культурой, и прошли само-организованные фестивали граффити. С начала 2000-х граффити-сцена становится более целостной и заметной: появились пространства, с которыми художники систематически работали, а фестивали стали носить общегородской характер, привлекая СМИ и широкую аудиторию.
К 2006 году в городе сложилась устойчивая граффити-субкультура и даже появился свой журнал - Urban Roots, который издавался Александром Шимановым в 2006-2012 годах. Журнал имел большое влияние на локальное граффити-сообщество и формировал качественные критерии, предъявляемые к произведениям стрит-арта. Он был сфокусирован на райтинге и представлял его как граффити конформистского типа, осваивающее заброшенные и неполитизированные территории, а также на приемах коммерческого применения граффити в частных и общественных пространствах. [1]
Стрит-арт продолжает развиваться, и уже в 2009 году открываются первые выставки. В 2009 году в кинотеатре «Рекорд» открылась первая выставка нижегородских граффитистов «ARTерия», затем, в 2010 году, в Нижегородском государственном выставочном комплексе прошла выставка «Crosspoint». В экспозиции были представлены работы Артема Филатова, Никиты Nomerz, Александра Фрухта и других художников. В 2011 году в «Арсенале» была проведена выставка «Subway». В 2015 г. начинает работу галерея «Толк», в которой существенная доля отведена творчеству стрит-художников. Ещё годом позже вышел первый документальный фильм о нижегородском стрит-арте -«Тёплые стены». В нём показаны интереснейшие работы по росписи старых деревянных зданий [2].
Специфика городской среды Нижнего Новгорода в 2010 году достигла своего апогея. Исторический центр того года - это руина, опустевшие улицы, расселенный старые деревянные дома. В связи с этими разрушениями, динамическими изменениями городского пространства в нем постоянно
раскрывались новые интересные уголки и территории. «Благодаря городской ситуации, обилию старой архитектуры и деревянных или заброшенных домов, выселенных заводских территорий, уличное искусство расцвело ярким цветом»
[3].
Искусство одновременно и обнаруживало травму городских развалин, и, подобно природе, смягчало ее и даже идеализировало - масштабные росписи с изображениями растений, камней, животных, птиц и выдуманных персонажей проявляли в городском пространстве распадающиеся следы прошлого и делали этот распад предметом созерцания. Ввиду тесной связи с городским пространством, нижегородское уличное искусство можно назвать неповторимым, его «нижегородскость» не поддавалась экстраполяции на уличное искусство в целом и существовало только в своих географических границах.
Стрит-арт в Нижнем Новгороде - одно из авторитетных направлений на карте российского уличного искусства. «... если говорить о русском стрит-арте, то стрит-арт в Нижнем Новгороде - это, наверное, и есть русский стрит-арт. Он сильно отличается от всего остального».
Стрит-арт в Нижнем Новгороде - давно признанное общественностью явление. Местные газеты пишут о нем огромные материалы, проводятся экскурсии, достаточно давно проходят выставки. Есть штамп, который очень любят использовать СМИ. То Екатеринбург, то Нижний Новгород провозглашается «столицей стрит-арта». В СМИ, между этими городами как будто постоянно идет какая-то борьба. На самом деле художники не борются за этот статус, а наоборот, он им кажется достаточно абсурдным. «Это что-то очень провинциальное - перетягивать на себя статус столицы» [4]
В Нижнем Новгороде и Екатеринбурге совершенно разный стрит-арт. Нижний Новгород - это древний город, это определенная застройка, исторический центр промыслов; художники всегда работают в историческом контексте. Екатеринбург - уральский город, у него своя специфика, например много текстового стрит-арта, шрифтового. Они очень разные, но постоянно
взаимодействуют между собой. В Нижнем Новгороде в шестой раз проходит фестиваль «Место», в Екатеринбурге в пятый раз пройдет фестиваль «Карт-бланш». Уличные художники рисуют на «Месте», потом едут на «Карт-бланш», потом весь «Карт-бланш» приезжает в Нижний Новгород. Это бесконечный круговорот стрит-арта между Екатеринбургом и Нижним Новгородом.
Особенности нижегородского граффити.
Для нижегородского уличного искусства характерны нарочитая эстетизация -замысловатое и чрезмерное приукрашивание художественного высказывания -и архаичность культурного кода. Все уличные работы - это то, что по-английски называется site-specific, то есть очень сильно зависят от места, стены или поверхности на которой нарисованы. Места для стрит-арта занимали многослойные смысловые конструкции, не имевшие очевидной прикладной -оформительской, повествовательной или провокационной функции. Так, на стене дома № 13 по улице Короленко в Нижнем Новгороде в 2015 году появилась инсталляция серпуховского художника Романа Мураткина. Этот дом известен как «Дом с конюшнями», поскольку раньше здесь жила семья, содержавшая лошадей. Узнав историю этого дома от людей, которые сейчас там живут, Роман разместил во дворе фанеры с изображением кучера, лошадей, выглядывающих из окон «конюшни», и мальчика на лавочке. Художникам важно знать историю дома, на котором они творят. Локальный контекст - одна из составляющих уличного искусства.
Часто сюжеты представляют собой современное бытописание. Так, например, была создана картина Кирилла Ведерникова «На дальних берегах», находящейся на улице Алексеевская. «Я максимально ее связал с историей города, его основанием» - описывает автор [5]. Центральная фигура работы -князь Юрий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода. В руках он держит башню - Михайло-Архангельский собор, который был основан в то же время, что и город. Рядом с князем русское войско - образ России. А внизу сам город, Кремль. Но картина была повреждена ураганом, который прошел в городе через несколько дней после ее создания. Из-за обрушения утеплительной плитки,
установленной на фасаде здания незадолго
до создания росписи, работа была уничтожена.
Также в качестве одной из особенностей Нижегородского стрит-арта можно говорить о взаимодействии с руиной, одомашниванием тех пространств, в которые художники попадают. Коренные жители центра, которые живут в этих деревянных домах, заинтересованы в сохранении своего города и считают, что искусство на стенах их домов поможет сохранить дом. Дом №8 на улице Варварской, известный как дом Щелоковых, является памятником архитектуры, одним из немногих образцов деревянной застройки периода классицизма. Долгое время здание находилось в плачевном состоянии. Вдохнуть новую жизнь в памятник архитектуры решил художник из Екатеринбурга Илья Мозги.
Художник выкрасил фасад здания в черный цвет и на контрасте оставил жизнеутверждающее послание жителям Нижнего Новгорода: «Здесь больше нет огня, но каждую секунду теплей от тебя». Однако работа художника подверглась вандализму или переосмыслению. Неизвестный художник закрасил некоторые слова, в результате на фасаде осталась надпись: «Здесь боль каждую секунду от тебя». Позднее Никита Коте^ вернул арту его первоначальный вид. Можно говорить о фланерстве, прогулках, перемещениях по городу и этот поиск, динамика движения по городскому пространству для художников очень важны. Для них важна категория времени и конструирования в их произведениях некого безвременья. Художники проводят для горожан и туристов экскурсии по улицам и дворам, хранящим самые примечательные граффити, панно, инсталляции. Экскурсии по арт-объектам входят также в программу фестиваля «Открытая карта».
Многие художники делают еще какие-то работы из дерева будь то рисование на дереве или вырезание. Тема дерева очень мощно представлена практически у каждого из них и благодаря этому появилась Нижегородская художница Вера Ширдина создала стрит-арт посвященный исчезновению памятников деревянного зодчества в Нижегородском районе. Работа выполнена в рамках фестиваля «Место». Об этом сообщается на официальной странице
проекта в Instagram. Художница изобразила женщину-хранительницу, находящуюся между двух эпох. В верхней части работы образ строительного крана - символ постоянно растущего мира, вытесняющего все застывшее во времени. Внизу образ деревянного дома, напоминающий нам об истоках нашей истории. И лишь тонкая ткань хрупкой девушки отделят один мир от другого. Арт-объект можно найти по адресу: улица Пискунова, 39А.
Еще одна из особенностей нижегородского стрит-арта в том, что практически все работы объединяет отсутствие фона. Часто это монохромное изображение, черно-белое очень деликатное. Ярких цветов вообще практически никто не использует. Если говорить о формировании визуальных практик нижегородского уличного искусства и его постепенного ухода от устоявшихся стрит-артовских правил, то одним из первых принято считать последовательный отказ от фона и от покрытия фоновым слоем поверхности, с которым работает художник. Второе - отказ от баллонов в пользу кистей.
Весь этот специфический набор материалов характерен для всех нижегородских уличных художников. Еще один очень важный момент, который объединяет всех нижегородских художников - связь с природой, так как это неотъемлемая часть локального городского контекста, поскольку исторический центр Нижнего Новгорода расположен на слиянии рек Оки и Волги, а его планировка такова, что находясь в самом центре города можно запечатлеть и деловой и исторический центр одновременно.
В 2014 году Артем Филатов на базе Google Maps составил интерактивную карту нижегородского уличного искусства, которая пополнялась как самим художником, так и силами зрителей - любой желающий мог прислать фотографии обнаруженных в городе работ или опубликовать в социальных сетях под хештегом #streetartnn. Карта стала источником информации для горожан, иногородних туристов и исследователей. 1 июля 2022 года было зафиксировано около 293 существующих и 105 утраченных произведений [6].
К граффити можно относиться по-разному, но нельзя отрицать, что именно стрит-арт создает особую атмосферу Нижнему Новгороду, которая
привлекает талантливых художников. Начав с простых текстовых граффити, художники Нижнего Новгорода достаточно быстро пришли к социально-полезному творчеству. Делая росписи на стенах старинных деревянных домов, мастера стрит-арта вызывают интерес горожан к прошлому родного города, помогают сохранять исторические здания. Нижний Новгород с каждым годом преображается, и вклад стрит-арта в развитие городской культуры очевиден. Зрелищность, колористическая насыщенность произведений, их включенность в городской контекст и вместе с тем точное соблюдение необходимой дистанции между позицией художника и окружающей средой превращали встречу горожан с искусством и городом в сильное личное переживание.
Каждый город России, в котором процветает уличное искусство имеет свои особенности и уникальный стиль. Художники тщательно подходят к выбору поверхности и сюжету картины. На основе просмотренных примеров, можно сделать вывод о неповторимости и ярко выраженных особенностях граффити, которые есть только в Нижнем Новгороде. Говорить о статусе «Столицы стрит-арта» тяжело, так как постоянное появление новых работ и утрата старых не дает полной картины города, но благодаря этому появляется соревновательный интерес, который побуждает к созданию все более значимых для города картин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Савицкая, А. Краткая история нижегородского уличного искусства/ Савицкая А., Филатов, А., - Москва.: ГАРАЖ, 2019. - С. 13.
2. Степнов, Д. Теплые стены. Документальный фильм/ Степанов Д., Филатов, А., - Нижний Новгород. 2015.
https://www.youtube.com/watch?v=q5BY_bGByxo&t=1s
3. Интервью с Нистратова, А. (2015, 15 июня), Интервью для онлайн-издания art and you. Независимое издание об искусстве/ ав. Карцева Е., Нистратова, А., https://artandyou.ru/interview/art-professionals/nnovgorod_street_art/
4. Интервью с Ковальски, М. (2021, 29 июня), Интервью для «АфишаDaily»/ Ковальски, М., ав. Лащева, М. https://daily.afisha.ru/brain/20050-nizhniy-novgorod-esche-odna-stolica-strit-arta-vot-kak-v-nem-prohodit-festival-mesto/
5. Интервью с Ведерников, К. (2018, 23 мая), Интервью для официального сайта «Новости Нижнего Новгорода»/ Ведерников, К., ав. Новикова, В. https://www.nn.ru/text/gorod/2018/05/23/54466171/
6. «Карта уличного искусства» Нижнего Новгорода доступна по адресу https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1xZXBBihtMkmSR4lQrntNuWMXU7 Q&hl=ru&U=56.32329142908987%2C43.99672573419296&z=14
Smirnova V.N.
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
(Nizhny Novgorod, Russia)
Scientific advisor: Prokhozhev O.A.
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
(Nizhny Novgorod, Russia)
THE UNIQUENESS OF STYLISTIC ELEMENTS OF STREET ART IN NIZHNY NOVGOROD
Abstract: this article deals with the peculiarities of street art in Nizhny Novgorod. It analyzes the chronology of development and preconditions for the appearance of graffiti in Nizhny Novgorod. Analytical review of existing articles and documents in the field ofgraffiti, watching video-documents offamous writers and interviews ofpeople in this field were studied. And finally the peculiarities on specific examples are revealed. The relevance of the topic is due to the fact that street art in different cities of Russia has a unique characteristic relating to a particular city and the identification of these features in Nizhny Novgorod is the main purpose of this work. The comparison of Nizhny Novgorod graffiti with other cities that claim to be the "Capital of Street Art" is also carried out.
Keywords: graffiti, wall painting, street art, street art features, graffiti of Nizhny Novgorod.