Научная статья на тему 'Уникальность человеческого голоса'

Уникальность человеческого голоса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
922
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОС / ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / THE VOICE / VOKAL ART

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Покровский А. В.

В статье исследуется феномен человеческого голоса, параметры его уникальности, природа образования, а также воздействие голоса человека на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уникальность человеческого голоса»

Покровский А.В. ©

Магистрант, кафедра сольного пения и оперной подготовки, Петрозаводская государственная консерватория им. А.К.Глазунова

УНИКАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГОЛОСА

Аннотация

В статье исследуется феномен человеческого голоса, параметры его уникальности, природа образования, а также воздействие голоса человека на окружающую среду.

Ключевые слова: голос, вокальное искусство Keywords: the voice, vokal art

«Голос - это замок, строящийся в воздухе. Воображение - архитектор этого замка.

Нервы осуществляют задуманное. Мышцы - рабочие. Душа его населяет».

Джованни Батиста Ламперти

В теории познания мира человек одновременно выступает субъектом и объектом познания. В этом качестве он является личностью, представляющей определенный социум, и индивидом, обладающим множеством психосоматических характеристик. Одной из важнейших уникальных особенностей человека является голос. Если разложить его на составляющие, то он, как любой звук, различается по параметрам: сила, высота и тембр. Кроме того, голос обладает свойствами: благозвучность, полетность и подвижность. Как величины эти элементы можно рассматривать по отдельности, но в действительности, подобный анализ не представляет собой реального выражения голоса, поскольку все они образуют единый неделимый комплекс, являющий собой уникальный феномен человеческого голоса.

Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека... Тембр голоса, манера говорить, интонации смогут многое рассказать о его чувствах, характере. Ведь голос бывает теплый и холодный, мягкий и твердый, уверенный и робкий, грубый и нежный, торжествующий и вкрадчивый и еще с множеством других оттенков, способных выразить чувства, эмоции человека и даже его мысли. В своё время древний учёный Сократ, обращаясь к одному из учеников, сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел», - мудрый и очень правильный путь познания человека, его сущности. Действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке человеческого голоса!

В детстве многие думают, что голос существует сам по себе, что изо рта вылетают какие-то звуки, которые мы слышим. В школе на уроках физики нам объясняют, что голос - это звуковые колебания, образующиеся при проходе потока воздуха через голосовые связки. Но откуда берется голос, в чем его уникальность, где он образуется, как этот механизм работает, какое воздействие на окружающих способен оказать? Об этом практически никто, кроме специалистов по вокальному искусству и сценической речи, всерьез не задумывается.

При рождении каждый человек обладает чистым, сильным и совершенным голосом. Новорожденный младенец, имеющий минимальный объем легких, издает крик, достигающий удивительной силы звука, порой до 110 децибел, что сравнимо со звуком работающего двигателя реактивного самолета. Потом в течение жизни человек должен постоянно тренировать все двести мышц, участвующих в образовании голоса, не меньше,

© Покровский А.В., 2012 г.

чем тренирует мышцы ног, брюшного пресса или бицепсов. Иначе постепенно, в силу различных воздействий и обстоятельств, природный голос теряется, что происходит в большинстве случаев, и лишь немногие способны сохранить его до старости.

Работе над голосом и правильному воспроизведению звуков уделялось огромное внимание с древнейших времен, а его значение веками вызывало пристальный интерес религиозных культов и мистиков, пытающихся овладеть тайными силами управления стихиями. В древности считалось, что пение является священнодействием: отсюда появление теургии, литургии, хорового пения в храмах. История полна описанными примерами, когда сакральные звуки, мантры посвященных, молитвы святых или заговоры колдунов и шаманов, произносимые вслух, действительно вызывали видимые глазом изменения в окружающем мире. В одном из древних богослужебных руководств, позднее описанных в Авесте, говорится, что тот, кто не умеет правильно произносить некоторые звуки, не имеет права читать мантры и молитвы в богослужении, потому что через тембр голоса и звуки речи осуществляется взаимодействие человека с космосом.

По силе эмоционального воздействия на психику человека с голосом не может сравниться ни один музыкальный инструмент. Вот почему поклонников и фанатов у вокалистов всегда намного больше, чем у самых лучших инструменталистов. На концертах известных певцов зрители впадают в экстатическое состояние и в буквальном смысле сходят с ума, причем было это всегда. Во время обрядов шаманов, во время выступлений Шаляпина и Карузо поклонники точно так же теряли сознание, как и на концертах «Биттлз» или Майкла Джексона. Одним словом, голос - это страшная сила. Бывали в истории случаи, когда даже один звук, одно слово, синхронно произнесенное большой массой людей, порождало самые непредсказуемые результаты воздействия на человеческую психику. Например, во время сражения в Вирджинии, 21 июля 1861 года, в Гражданской войне между Севером и Югом США, звучал клич «Revel Yell». Это был продолжительный, пронзительный вопль на высоких тонах, восходящий к древнему боевому кличу кельтских воинов, повергавший врагов в панический ужас и заставлявший противника без сопротивления оставлять поле боя, лишь бы хоть как-то защититься от разрушающего сознание жуткого звука. Согласно воспоминаниям солдата Харви Дью из Вирджинии, свидетеля описываемого феномена, ширина диапазона этого «хорового» воя напоминала вопли индейцев или завывание волчьей стаи и «вызывала особое, скребущее душу ощущение, будто позвоночник проваливается вниз...».

Веками способность человеческого голоса даже без слов выражать чувства и эмоции не раз подтверждалась композиторами, написавшими вокализы и прекрасно передавшими такие чувства, как любовь и тревогу, вожделение и скорбь, ликование и надежду.

Голос является настолько неотъемлемым свойством каждого человека, что итальянцы в старину включали в паспорт в числе особых примет также и тембр голоса. В наши дни голос по-прежнему признается визитной карточкой человека. Именно поэтому в крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы не на фразу-пароль, а на голос владельца. Стоит одному обертону отклониться в сторону, и заветная дверца ни за что не откроется. Можно изменить внешность, прическу, придать нужное выражение своему лицу, но в голосе всегда почувствуется фальшь. Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится: «Черным-черна однажды затесалась Ворона между черными дроздами. Ее никто не распознал бы в стае, Сумей она попридержать язык!»

Дандин (Индия, около VII в.)

Опираясь на все вышеперечисленные факты, мы убеждаемся, что людям даны неограниченные возможности, которые не могут сравниться ни с одним техническим устройством. Ровестник человечества, голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже душевные свойства человека. Он обладает исключительной мощью и силой воздействия на психику окружающих. Согласно оккультным знаниям, с его помощью можно даже общаться с другими мирами. Раскованный и естественный, с красивым богатым тембром голос помогает человеку решать жизненно важные задачи. Однако, не смотря на все аргументы, многие не задумываются о том, насколько полно они используют этот инструмент в повседневной жизни и, испытывая в себе неуверенность, предпочитают его не раскрывать. Этот уникальный дар преподнесен каждому ребенку, а как распорядиться таким даром впоследствии, люди решают сами.

Литература

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000. - 368 с.

2. Глоба П.П. Космогенезис. - СПб.: Тритас, 1991. - 216с.

3. Кестинг Ю. Мария Калласс. - М.: Аграф, 2001. - 400с.

4. Кулаков С.А. Психосоматика. - СПб.: Речь, 2010. - 320с.

5. Маль К.М. Гражданская война в США 1861-1865. - М.: Аст, 2000. - 592с.

6. Цодоков Е. Опера. Энциклопедический словарь. - М.: Композитор, 1999. - 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.