Научная статья на тему 'Уникальная невьянская икона 1843 г. как исторический источник'

Уникальная невьянская икона 1843 г. как исторический источник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Урал / Невьянск / горнозаводская промышленность / Г. Ф. Зотов / исторический источник / старообрядчество / иконописание / Богатыревы / Библия / Ural / Nevyansk / mining industry / G. F. Zotov / historical source / Old Believers / iconography / Bogatyrev / Bible

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юхименко Елена Михайловна

Статья посвящена анализу содержания и художественных особенностей иконы «Воздвижение Креста, с дополнительными сюжетами», в 2020 г. появившейся на антикварном рынке и затем приобретенной частным коллекционером, благодаря чему памятник впервые стал доступен для изучения. Икона была выполнена в 1843 г. выдающимися невьянскими иконописцами Богатыревыми по заказу известного знатока горного дела Г. Ф. Зотова, история которого всколыхнула общественное мнение второй четверти XIX в. Этот образ сложной иконографии является не только редким датированным и подписным памятником иконописания, но также своего рода историческим документом. В статье раскрыты три важнейшие темы, касающиеся данного памятника. Благодаря полному прочтению памятной надписи на нижнем поле иконы установлено, что икона была написана в память освобождения Г. Ф. Зотова из ссылки по царскому распоряжению 14 сентября 1841 г. Анализ уникальной иконографической программы, сюжетов, изображенных на иконе, и текстов надписей привел автора статьи к выводу о том, что икона, написанная по специальной, глубоко продуманной программе, заключала в себе самооправдание Г. Ф. Зотова и его своеобразное зашифрованное послание потомкам. По своим художественным достоинствам, совершенству композиции, тонкости письма, изысканному колориту икона является одним из лучших произведений невьянских иконописцев Богатыревых и может служить эталонным произведением для этой признанной школы старообрядческого иконописания. Однако помимо высочайших художественных достоинств данный уникальный памятник обладает всеми признаками исторического источника, содержащего ценные неизвестные ранее факты биографии выдающегося деятеля металлургической промышленности России Г. Ф. Зотова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Unique Nevyansk Icon of 1843 as a Historical Source

The article is devoted to the analysis of depiction and artistic features of the icon "The Exaltation of the Cross, with additional plots", which appeared on the antique market in 2020 and was acquired by a private gatherer, thanks to which the artifact became available for studying for the first time. The icon was painted by the outstanding Nevyansk icon painters Bogatyrevs in 1843 by order of the famous mining expert G. F. Zotov, whose story stirred up public opinion in the second quarter of the 19th century. This image of complex iconography is not only a rare dated and signed monument of icon painting, but also a kind of historical document. The article reveals three most important topics related to this monument. Thanks to a full reading of the commemorative inscription on the lower field of the icon, it has been established that the icon was painted in memory of the release of G. F. Zotov from exile by Tsar`s order on September 14, 1841. The analysis of the unique iconographic program, and the plots depicted as well as the texts of the inscriptions led the author of the article to the conclusion that the icon, written according to a special, deeply thought-out program, contained self-justification of G. F. Zotov and a kind of his encrypted message to descendants. According to its artistic merits, and perfection of composition, subtlety of painting, and exquisite color, the icon becomes one of the best works of the Nevyansk icon painters Bogatyrevs and can serve as a reference work for this recognized school of Old Believers’ icon painting. However, in addition to its highest artistic merits, this unique monument has all the signs of a historical source containing valuable and previously unknown facts of the biography of G. F. Zotov, an outstanding figure of the metallurgical industry of Russia.

Текст научной работы на тему «Уникальная невьянская икона 1843 г. как исторический источник»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 39. 166-180

УДК 93/94+75.046

Б01: 10.24412/2224-5391-2022-39-166-180

Е. М. Юхименко

уникальная нЕвьянскАя иконА 1843 г. как исторический источник

Аннотация. Статья посвящена анализу содержания и художественных особенностей иконы «Воздвижение Креста, с дополнительными сюжетами», в 2020 г. появившейся на антикварном рынке и затем приобретенной частным коллекционером, благодаря чему памятник впервые стал доступен для изучения. Икона была выполнена в 1843 г. выдающимися невьянскими иконописцами Богатыревыми по заказу известного знатока горного дела Г. Ф. Зотова, история которого всколыхнула общественное мнение второй четверти XIX в. Этот образ сложной иконографии является не только редким датированным и подписным памятником иконописания, но также своего рода историческим документом. В статье раскрыты три важнейшие темы, касающиеся данного памятника. Благодаря полному прочтению памятной надписи на нижнем поле иконы установлено, что икона была написана в память освобождения Г. Ф. Зотова из ссылки по царскому распоряжению 14 сентября 1841 г. Анализ уникальной иконографической программы, сюжетов, изображенных на иконе, и текстов надписей привел автора статьи к выводу о том, что икона, написанная по специальной, глубоко продуманной программе, заключала в себе самооправдание Г. Ф. Зотова и его своеобразное зашифрованное послание потомкам. По своим художественным достоинствам, совершенству композиции, тонкости письма, изысканному колориту икона является одним из лучших произведений не-вьянских иконописцев Богатыревых и может служить эталонным произведением для этой признанной школы старообрядческого иконописания. Однако помимо высочайших художественных достоинств данный уникальный памятник обладает всеми признаками исторического источника, содержащего ценные неизвестные ранее факты биографии выдающегося деятеля металлургической промышленности России Г. Ф. Зотова.

ключевые слова: Урал, Невьянск, горнозаводская промышленность, Г. Ф. Зотов, исторический источник, старообрядчество, иконописание, Богатыревы, Библия.

Цитирование. Юхименко Е. М. Уникальная невьянская икона 1843 г. как исторический источник // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 39. С. 166-180. Б01: 10.24412/2224-5391-2022-39-166-180

166

© Е. М. Юхименко, 2022

Памятная надпись на нижнем поле иконы «Воздвижение Креста, с дополнительными сюжетами»

Эпизоды из Книг Исход и Иисуса Навина.

Фрагмент иконы «Воздвижение Креста, с дополнительными сюжетами»

Эпизод из Книги Бытие.

Фрагмент иконы «Воздвижение Креста, с дополнительными сюжетами»

Сведения об авторе. Юхименко Елена Михайловна — доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея (Россия, г. Москва). E-mail: em_yukhim@mail.ru

Поступила в редакцию 02.06.2022 Принята к публикации 09.09.2022

Важное значение авторских и владельческих надписей на памятниках книжности и декоративно-прикладного искусства хорошо известно. Они содержат информацию о создании и бытовании предметов, об отдельных исторических фактах и деталях биографии людей прошлого. Однако и в этом ряду недавно открытая икона, о которой пойдет речь в настоящей статье, по полноте и уникальности информации явление исключительное.

В 2020 г. на антикварном рынке появилась, а затем была приобретена частным коллекционером икона1, выполненная выдающимися невьянскими иконописцами Богатыревыми по заказу известного знатока горного дела, история которого всколыхнула общественное мнение второй четверти XIX в. Этот образ сложной иконографии является не только редким датированным и подписным памятником иконописания, но и своего рода историческим документом.

На нижнем поле иконы в картуше помещена пространная памятная надпись, выполненная полууставом, даты и наиболее важные лексемы выделены золотом (в каталоге французского аукциона надпись прочитана частично, даты не установлены, фамилия Богатыревых и название города пропущены): «Написанъ бысть сей святыи образ в лето 7351(1843)-го месяца марта въ 15 день в Сибире иконописцами / Богатыревыми, по усердию Григорья Федо-тьича Зотова, в память с ним события в 14 день сентября 7350 (1841) года / получения Высочайшей милости Самодержавнейшаго Великаго Государя Н<иколая> П<авловича>, даровавшаго свободу / ему, Григорью Зотову, находящемуся в финляндском города Кексголме, а в вечное благодарное воспо-мина/ние о нем, Государе и Государыне оказанных щедротъ и благоволения и в поколении избавленнаго».

Анализ новооткрытого памятника следует провести по трем главным позициям.

1 Millon: Art Russe / Русское искусство. Samedi, 27 novembre 2021. Но1е1 Drouot, Paris. P. 28-29. Lot 43. Икона ошибочно датирована около 1800 г. В аннотации отмечена принадлежность Г. Ф. Зотову. Согласно надписи, работа над иконой была завершена в Невьянске 15 марта 1843 г. Икона (дерево, левкас, темпера, золото) размером 33x27,5 см написана на доске без ковчега; тыльная сторона затянута бархатом. Новый владелец иконы провел реставрацию памятника, основанную на научном подходе.

1. Заказчик и «белые пятна» его биографии.

Икона как исторический источник

Григорий Федотович (Федотьевич) Зотов (род. в 1775 г.) хорошо известен в истории горнозаводского Урала: мастеровой из крепостных, благодаря большому организаторскому таланту и глубоким знаниям по горному делу не только получил вольную, но и стал управляющим Верх-Исетским горнозаводским округом, основоположник каслинского художественного литья, основатель города Карабаш.

Григорий Зотов горное дело изучал на практике, начав с работы кричного мастера. В 1798 г. был переведен с Уткинского завода в главное Верх-Исетское правление, в 1801 г. назначен главным приказчиком Верх-Исетского завода. За 20 лет его управления деревянные здания сменились каменными, обновили оборудование, построили механическую фабрику для изготовления паровых двигателей, было освоено бронзолитейное производство, появилась новая продукция — листовое кровельное железо. За свои заслуги крепостной Г. Ф. Зотов получил вольную, в 1809 г. за заслуги отца был «отпущен вечно на волю» сын Александр. Эта кардинальная перемена социального положения позже позволила А. Г. Зотову жениться на дочери крупного уральского заводчика купца Льва Ивановича Расторгуева Александре (1797-1857). Другая дочь Л. И. Расторгуева, Мария, была замужем за Петром Яковлевичем Харитоновым, будущим главой Екатеринбурга. Все три фамилии — Зотовы, Расторгуевы и Харитоновы — не просто принадлежали к старообрядчеству, а были его главной опорой.

После смерти Л. И. Расторгуева в 1823 г. наследники передали управление Кыштымскими и Каслинским заводами «опытнейшему и искуснейшему в заводских делах» Г. Ф. Зотову, который наладил производство и на этих заводах.

Знания и способности Г. Ф. Зотова по достоинству оценил император Александр I. Во время поездки по Уралу осенью 1824 г. в Екатеринбурге он останавливался в доме П. Я. Харитонова. 26 сентября 1824 г. император посетил Верх-Исетский завод, который, особенно на фоне казенных уральских заводов, произвел на него очень благоприятное впечатление. Узнав, что предприятием более 20 лет руководит Г. Ф. Зотов, Александр I велел пригласить его на беседу. 27 сентября Зотов был представлен императору, затем между ними состоялась полуторачасовая беседа. Александр был настолько впечатлен Г. Ф. Зотовым, что повелел ему изложить в письменном виде и отправить в Петербург свое мнение относительно способов совершенствования горнозаводского хозяйства на Урале. Император неоднократно ставил Г. Ф. Зотова в пример чиновникам Горного ведомства, а в письме императрице написал: «Первый раз в жизни встретил мужика с таким светлым умом и опытностью во всех отраслях горного искусства»2.

2 Тарасов Д. К. Император Александр I. Последние годы царствования, болезнь, кончина и погребение. Пг., 1915. С. 134-142.

Однако вскоре судьба Г. Ф. Зотова резко переменилась. Тяжелейшие условия труда, строгость и порою жестокость заводского начальства привели в 1826 г. к волнениям среди рабочих сначала на Соймоновском прииске, а затем на Кыштымских заводах. Началось следствие. В обвинительном акте 1827 г., представленном графом А. Г. Строгановым министру финансов Е. Ф. Канкрину, утверждалось, что Г. Ф. Зотов, не имевший законной доверенности на управление Кыштымскими заводами, продолжал вслед за Л. И. Расторгуевым угнетение рабочего люда, скрывал истинное положение, заявляя в донесениях министру финансов о благополучии кыштымских рабочих. Все попытки рабочих подать жалобы, в том числе по случаю прибытия на Урал императора Александра I, пресекались, а жалобщики подвергались телесному наказанию и многомесячному содержанию в кандалах, принуждались к отказу от своих претензий.

Г. Ф. Зотов, находясь под надзором около десятилетия, пытался затянуть организованное против него дело с помощью апелляций, жалоб на здоровье и прочих ухищрений. Часть обвинений против него попала под амнистию или была отвергнута за недостаточностью улик. Лишь когда делом занялся лично министр внутренних дел, доложивший Николаю I о значительном участии Г. Ф. Зотова в общине старообрядцев, император, проводивший политику «искоренения раскола», заключил: «Лишив медалей и доброго имени, сослать на жительство в Кексгольм». Вместе с Г. Ф. Зотовым в ссылку отправили и П. Я. Харитонова.

В контексте анализа представленной иконы важно подчеркнуть, что точных сведений о заключительном периоде жизни Григория Зотова не имеется; исследователи высказывают различные версии. По одной из них, Г. Ф. Зотов и П. Я. Харитонов умерли в ссылке в Кексгольме (ныне г. Приозерск Ленинградской обл.). В летописи Вознесенской церкви Каслинского завода говорилось о том, что Зотов был сослан на Кавказ, откуда поддерживал связь со своим племянником Титом Зотовым и через него управлял общиной староверов. По третьей версии, Г. Ф. Зотов и П. Я. Харитонов в 1830-х гг. поселились в Петербурге и находились там вплоть до своей смерти (Харитонов — в 1838 г., Зотов — в начале 1840-х)3. В недавно вышедшей монографии екатеринбургских исследователей указывается, что Г. Ф. Зотов был выслан в Кексгольм, откуда «частенько "тайно" приезжал в Петербург, где "жил на широкую ногу, водя знакомство с влиятельными людьми". Там и скончался в 1850-е гг.»4 (заметим, приведенная дата не имеет подтверждения; на предшествующей странице монографии указаны такие даты жизни Зотова: 1775 — после 1838)5.

Совершенно очевидно, что в настоящее время достоверных известий о последних годах жизни Г. Ф. Зотова не выявлено. Тем ценнее сведения, сообщае-

3 Агеев С. С., Микитюк В. П. Рязановы — купцы екатеринбургские. Екатеринбург, 1998. С. 82-83.

4 Белобородов С. А., Боровик Ю. В. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII — начала XX в. Екатеринбург, 2017. С. 147.

5 Там же. С. 146.

мые в надписи на иконе, которая в этом случае приобретает несомненное значение исторического источника.

В тексте надписи, сделанной 15 марта 1843 г., прямо говорится, что 14 сентября 1841 г. Зотову, находившемуся в это время в Кексгольме, по высочайшей милости императора Николая I была дарована свобода. По всей видимости, были сняты и все обвинения, поскольку подчеркнуто: «в поколении избавлен-наго». В «вечное благодарное воспоминание» об императорском благоволении и была заказана иконописцам-землякам данная икона.

Сведения об освобождении Г. Ф. Зотова по царскому распоряжению 14 сентября 1841 г. уникальны, а датировка иконы 1843-м годом вносит большую определенность относительно смерти Зотова: после 1843 г.

2. Уникальная иконография. Икона как зашифрованное послание потомкам

Написанный по заказу Г. Ф. Зотова образ имеет сложную иконографию; наиболее корректно, на наш взгляд, предложить название: «Воздвижение Креста, с дополнительными сюжетами».

Совершенно очевидно, что памятник был создан по специальной программе, которая носит весьма личностный характер. Это дает основание считать, что в ее разработке непосредственное участие принимал сам заказчик — Г. Ф. Зотов.

Изображения на иконе представлены в двух регистрах. Центральный образ верхнего регистра и всей композиции в целом — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня с исторически верным изображением святой равноапостольной царицы Елены6 (именующая надпись вязью в картуше сверху: «Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня»). Напомним, что именно на этот праздник, 14 сентября 1841 г. Г. Ф. Зотову была дарована высочайшая милость.

По обеим сторонам данного сюжеты помещены ростовые изображения святых: Николы Чудотворца (слева, в варианте Николы Зарайского) и царицы Александры. Это небесные покровители императора Николая I (1795-1855, император с 1825) и императрицы Александры Федоровны (1798-1860). Царица Александра, пострадавшая в 303 г. в Никомедии вместе с вмч. Георгием Победоносцем и традиционно изображавшаяся в царском одеянии и венце поверх плата, была святой покровительницей русских императриц7, и в частности супруги императора Николая I Александры Федоровны. Образы свт. Николы Чудотвор-

6 Как известно, при обретении Креста присутствовала именно царица Елена, предпринявшая поездку в Иерусалим с целью поисков Креста Господня по совместному решению с сыном, византийским императором Константином. На большинстве образов они оба изображаются в предстоянии Кресту.

7 Бугаевский А. В., Никифорова А. Ю., Е. А. Л. Александра царица // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 558-559.

ца и царицы Александры были созданы для главного иконостаса Исаакиевского собора8. В царствование Николая I во имя Александры Царицы в Москве были построены несколько церквей: в Александринском дворце в Нескучном саду (1835) и в Александровском военном училище на Знаменке (1835).

Перечисленные выше изображения относятся к аспекту благодарной памяти заказчика иконы. Другие же отражают его восприятие случившихся с ним жизненных перипетий. Словесно программная идея образа 1843 г. выражена в тексте, помещенном на ленте на верхнем поле иконы: «Порази Крестомъ сво-имъ борющихся с нами». Эти слова взяты из текста тропаря 4-го гласа службы 1-го часа («Аще ли постъ, по Отче наш, глаголются тропари сия, гласъ 4»: «Скоро предвари, даже не поработимся, врази бо хулятъ тя, и претятъ намъ, Христе Боже. Но порази Крестомъ своимъ борющихся с нами, да разумеютъ, колико можетъ православныхъ вера, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче»)9.

Ниже сюжета Крестовоздвижения на ленте написаны слова из Псалтири: «И душа моя Тому живетъ, / И семя мое поработаетъ Ему» (Пс 21. 30-31). Смысл этих стихов заключается в благодарности человека и его потомков Богу.

Программа иконы, заказанной Г. Ф. Зотовым, опирается на текст службы Воздвижению Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Это вполне логично, поскольку связано с центральным образом иконы, и вместе с тем дает возможность сделать очевидный акцент на идее, созвучной мыслям заказчика и выраженной фразой тропаря 1-го гласа на малой вечерне: «...победы на со-противныя даруй» (текст полностью: «Спаси, Господи, люди своя и благослови достояние свое. Победы благоверному царю нашему на сопротивныя даруй (даруя) и своя сохраняя Крестомъ люди»10.

Служба на Крестовоздвижение содержит не только прославление силы Креста, но и включает примеры из библейской истории, являющиеся прооб-ражением Креста Христова в Ветхом Завете. Некоторые из этих сюжетов изображены в нижнем регистре иконы.

Нижний регистр разделен на две части. В левой части на фоне общего пейзажа — две сцены. Первый сюжет (вверху слева) посвящен пророку Моисею и представляет собой иллюстрацию к тексту, написанному на картуше рядом: «Взыде / Моисей на го/ру, имея жезлъ в / руку и воздвизаше / руце кресто-образ/но и одолеваше Изра/иль. руце же ему отя/жели поддержаста А/аронъ и Иоръ до за/хождения сол/нца».

Этот эпизод войны израильтян против амаликитян, когда Израиль одолевал противника именно в моменты молитвы пророка Моисея, излагается в Книге Исход: «.Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей под-

8 Религиозный Петербург / Государственный Русский музей. СПб., 2004. С. 252. Кат. 437.

9 Часослов. М., 1652. Л. 88 об. - 89.

10 Минея служебная, сентябрь. М., 1644. Л. 199, 204-204 об.

нимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Ама-лик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх 17. 10-13). Как видим, иконописец предельно точно иллюстрирует библейский текст: Моисей сидит на камне на вершине холма, Аарон и Ор поддерживают его руки, сложенные крестообразно.

В службе на Воздвижение сюжет с пророком Моисеем звучит неоднократно, в том числе в контексте утверждения страдальцев, т. е. их духовного укрепления: «Моисей прообразуя тя, руцЬ простеръ на высоту, поб-ждаше Амалика мучителя, Кресте честныи, верным похвало, страдалцемъ утвержение, апос-толомъ украшение, праведнымъ възбранниче и всЬмъ преподобнымъ спасителю. ТЬмъ тя воздвизаема зрящи тварь, веселится, и торжествуетъ славящи Христа, иже тобою разстоящая собравшаго концемъ благодатию» (стихира 6-го гласа)11; «Честнаго Креста Христе дЬтель прообразивъ Моисей, победи противнаго Амалика в пустыни СинайстЬй. Егда бо протираше руцЬ, креста образъ творя, и укрЬпляхуся людие» (стихира 4-го гласа)12.

Второй сюжет левой части нижнего регистра, изображенный на переднем плане, связан с израильским полководцем Иисусом Навином. Пояснительный текст в картуше на левом поле утрачен из-за осыпи золота, но сохранилась надпись золотом на фоне: «Исус Наввинъ крестообразно руцЬ простре на высоту». На иконе проиллюстрировано чудо, совершенное преемником пророка Моисея, вождем израильского народа в битве при ханаанском городе Гаваоне. Иисус Навин остановил солнце и луну в их обычном течении (на золотом фоне цировкой изображены оба небесных светила) и тем продолжил день, давший ему возможность докончить поражение врагов: «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалон-скою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день"?» (Нав 10. 12-13).

Прообразование Креста Иисусом Навином воспевается в седальне 8-го гласа канона Кресту: «Проначерташе тайно древле временемъ Исусъ Наввинъ Креста образ. Якоже руцЬ простре крестообразно, Спасе мой, и ста солнечное течение, дондеже враги погуби, противящаяся ТебЬ, Богу. ТЬмже зайде на Крест- Тя зря, и долЬ державу смерти разоривъ и ада связалъ еси»13. Служба

11 Минея служебная, сентябрь. Л. 199 об.

12 Там же. Л. 203.

13 Канонник. М., 1636. Л. 113.

на Крестовоздвижение в дореформенной редакции такого седальна не вклю-чает14. В отредактированном виде он был добавлен в издание 1690 г.: «Прооб-ражаше таинственно древле Иисусъ Навинъ Креста образъ: егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста с(о)лнце, дондеже враги низложи противосто-ящыя Тебе, Богу. Ныне бо зайде на Кресте Тя зря, и державу смертную раз-рушивъ, весь мир совоздвиглъ еси»15. Не вызывает сомнения, что иконописец пользовался старопечатным источником, поскольку в тексте надписи на поле иконы: «Исус Наввинъ крестообразно руце простре на высоту» мы обнаруживаем не только наименование вождя народа израильского в старообрядческой традиции, но и текстологическую примету дореформенной редакции седальна: «крестообразно», а не «крестовидно».

В двух описанных выше сюжетах, изображенных на иконе, подчеркиваются сила пророков и благоволение к ним Господа в противоборстве с врагами.

Сюжет, связанный с торжеством над ненавистниками и также вошедший в службу на Крестовоздвижение, изображен в правой части нижнего регистра. Он носит название «Благословение праотцем Иаковом детей Иосифа». На иконе пояснительные тексты помещены в картушах на правом поле; по хронологии событий сначала следует нижний: «Иосифъ / приведе чадъ / своих Манасию и Е/фрема ко отцу сво/ему патриярху И/якову и благослови их, / возложи руце кре/стообразно, левую / на стар<шаго?>, а десную / на юнаго», затем верхний — «Прообразуя / крестъ твой, Христе, / патриархъ Ияковъ, / внукомъ благо/словение даруя, на глав(а)х / пременены ру/це сотвори».

Суть этого библейского сюжета заключается в том, что патриарх Иаков перед смертью благословил детей своего любимого сына Иосифа, в свое время преданного братьями и проданного ими в рабство. Такое благословение означало усыновление Иаковом своих внуков и дарование им равного положения с их отцом и дядьями (десять сыновей Иакова и два усыновленных внука стали родоначальниками 12-ти колен израилевых). Иосиф подвел Манасию и Ефрема к одру ослепшего Иакова так, как требовала традиция: старшего Ма-насию под правую руку, а младшего Ефрема — под левую. Однако Иаков, про-

14 См.: Минея служебная, сентябрь. М., 1607. Л. 139; М., 1636. Л. 190; М., 1644. Л. 204 об. Нет этого текста ни в издании Московского печатного двора 1666 г. (М., 1666. Л. 66), ни в единоверческом издании 1832 г. (М., тип. единоверцев, 1832. Л. 164 об.; с издания 1644 г.).

15 Минея служебная, сентябрь. М., 1690. Л. 165 об. См. также: Минея служебная, сентябрь. М., 1704. Л. 159 об. - 160; Минея сентябрь. М.: Издание Московской Патриархии, 1978. С. 373. На новую редакцию службы опирался Стефан Яворский, который в своем сочинении «Камень веры», приводя многочисленные примеры «От проображения Креста Христова в Ветхом завете», под номером 28 указал: «Иисусъ Навинъ молящся крестовидно руце вознесъ. Тако в седалнахъ Воздвиженскаго праздника пишется: проображаше таинственно древле Иисусъ Навинъ Креста образъ: егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи» (СтефанЯворский. Камень веры православно-кафолической восточной церкви. М., 1729. С. 188).

видя грядущее, возложил правую руку на голову Ефрема, а левую — на голову Манасии, тем самым скрестив руки, что христианская экзегеза трактовала как проображение Креста Христова. Иосиф счел действия отца ошибкой и хотел переложить правую руку Иакова на голову своего первенца, но патриарх «не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ» (Быт 48. 19).

Напоминание о данном эпизоде библейской истории неоднократно звучало в службе на Воздвижение. В самогласной стихире 1-го гласа находим источник текста, помещенного во втором пояснительном картуше: «Прообразуя Крестъ Твой, Христе, патриархъ Ияковъ, внукомъ благословение даруя, на гла-вахъ премЬнены руцЬ сотвори. Егоже мы, Спасе, днесь возносяще взываем: даруй христолюбивому царю побЬды, яко Константину одолЬние»16.

В службе на Воздвижение приводятся и другие примеры силы крестной: пророк Моисей жезлом рассек Чермное море, претворил горькую воду в сладкую, победил змей; пророк Иона крестовидно распростер руки и получил избавление от чрева кита; жезлу Иосифа, или скипетру, поклонился Иаков. Однако эти примеры иного рода, чем те, которые были выбраны для иконы: они не связаны ни с противостоянием, ни с противоборством, ни с победой и превосходством над реальными врагами.

Исходя из анализа программы иконы 1843 г. можно заключить, что Г. Ф. Зотов объяснял свое освобождение силой молитвы, но самое главное — оставался в уверенности, что был напрасно оклеветан врагами, добившимися его преследования и ссылки. Силою Креста он одержал над ними победу и получил освобождение.

Таким образом, икона, написанная по специальной, глубоко продуманной программе, заключала в себе самооправдание Г. Ф. Зотова и его своеобразное зашифрованное послание потомкам.

3. одно из лучших произведений иконописцев Богатыревых

Богатыревы — известная династия уральских (невьянских) иконописцев. Основатель династии Иван Васильевич Богатырев (1759 — после 1828) начал работать самостоятельно в 1776-1778 гг. Его сыновья Михаил и Афанасий, внуки Артемий и Герасим, проживавшие с ним в одном доме, тоже занимались иконописанием. Их работы известны вплоть до 1862 г. Во многих часовнях и моленных Урала имелись работы Богатыревых; ныне они находятся в музеях Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, в частных коллекциях и в действу-

16 Минея служебная, сентябрь. М., 1644. Л. 202.

ющих храмах Урала. Творчество Богатыревых оказало большое влияние на не-вьянских мастеров17.

Примечательно, что Богатыревы, принадлежавшие к старообрядцам часовенного согласия, были близки клану Расторгуева — Зотова — Харитонова. В 1800-1810-е гг. иконописцы выполняли заказ на создание образов для домовой моленной в особняке Л. И. Расторгуева (позже П. Я. Харитонова). Сохранились три памятника: «Святитель Лев Катанский, в житии в 12 клеймах» 1818 г.18 (Свердловский областной краеведческий музей; икона небесного покровителя Льва Ивановича Расторгуева), иконы из иконостаса «Рождество Богоматери и Введение в церковь», «О Тебе радуется» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств).

Творчество Богатыревых вобрало в себя лучшие черты невьянской школы иконописи. Для их работ характерны точный рисунок, выразительная линия, тонкое изящное письмо. Многофигурные композиции отличаются динамичными ракурсами фигур и экспрессивными жестами, используются пышные драпировки, обильно прописанные твореным золотом, и барочно-классицистические архитектурные мотивы, элементы реального пейзажа. Отличительные черты икон Богатыревых — листовое золото фона, роскошное узорочье черненого, расцвеченного и гравированного золота в одеждах и аксессуарах и пространные пояснительные надписи, зачастую заключенные в фигурные картуши. Эти особенности, включая пристрастие к барочному оформлению картушей, хорошо видны на иконе «Святитель Лев Катанский, в житии в 12 клеймах» 1818 г., «Акафист Богоматери» 1800-1810-е гг.19, «Рождество Христово», написанной между 1832 и 1837 г.20 Представлены они и на рассматриваемой иконе «Воздвижение Креста, с дополнительными сюжетами», законченной 15 марта 1843 г., которая по праву должна считаться одним из лучших произведений Богатыревых. По тонкости манеры письма, изысканности колорита (с очевидной тягой к голубым и аквамариновым оттенкам — в иконе 1843 г. в левой части нижнего регистра) и характерному изображению горок, переливающихся различными цветами и напоминающими настольные композиции из уральских самоцветов, к новооткрытому памятнику близки два столь же выдающихся произведения Богатыревых: «Святой Александр Невский со сценами жития (Невская битва и чудесное явление святых Бориса и Глеба)» Ивана Васильевича Богатырева, нача-

17 Невьянская икона / изд. Е. В. Ройзман. Екатеринбург, 1997; Невьянская икона начала — середины XVIII века / авт.-сост. Е. В. Ройзман, М. В. Ратковский, В. И. Байдин. Екатеринбург, 2014; «Писал сий образъ...». Подписная икона и молитвенный образ в собрании Государственного музея истории религии. СПб., 2020. Т. 1. С. 82-89.

18 Опубл.: Невьянская икона. Екатеринбург, 1997. С. 26-29. Кат. 19.

19 Там же. С. 30-35. Кат. 20.

20 Там же. С. 36-39. Кат. 21.

ла XIX в. (Екатеринбургский музей изобразительных искусств) и «Из чрева прежде денницы родих тя (псалом 109)» мастерской Богатыревых 1832 г. (собрание Е. В. Ройзмана; Музей невьянской иконы, Екатеринбург).

Таким образом, икона «Воздвижение Креста, с дополнительными сюжетами», созданная в мастерской невьянских иконописцев Богатыревых в 1843 г., может служить эталонным произведением для этой признанной школы старообрядческого иконописания. Однако помимо высочайших художественных достоинств данный уникальный (в самом прямом и точном значении этого слова) памятник обладает всеми признаками исторического источника, содержащего ценные неизвестные ранее факты биографии выдающегося деятеля металлургической промышленности России Г. Ф. Зотова.

Источники

1. Часослов. М., 1652.

2. Минея служебная, сентябрь. М., 1644.

3. Канонник. 1636 г.

4. Минея служебная, сентябрь. М., 1607.

5. Минея служебная, сентябрь. М., 1636.

6. Минея служебная, сентябрь. М.. 1666.

7. Минея служебная, сентябрь. М., 1832.

8. Минея служебная, сентябрь. М., 1690.

9. Минея служебная, сентябрь. М., 1704.

10. Минея сентябрь. М.: Издание Московской Патриархии, 1978.

11. Стефан Яворский. Камень веры православно-кафолической восточной церкви. М., 1729.

Литература

1. Агеев С. С., Микитюк В. П. Рязановы — купцы екатеринбургские. Екатеринбург, 1998.

2. Белобородов С. А., Боровик Ю. В. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII — начала XX в. Екатеринбург, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бугаевский А. В., Никифорова А. Ю., Е. А. Л. Александра царица // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 558-559.

4. Невьянская икона / изд. Е. В. Ройзман. Екатеринбург, 1997.

5. Невьянская икона начала — середины XVIII века / авт.-сост. Е. В. Ройзман, М. В. Рат-ковский, В. И. Байдин. Екатеринбург, 2014.

6. «Писал сий образъ...» Подписная икона и молитвенный образ в собрании Государственного музея истории религии. СПб., 2020. Т. 1.

7. Религиозный Петербург / Государственный Русский музей. СПб., 2004.

8. Тарасов Д. К. Император Александр I. Последние годы царствования, болезнь, кончина и погребение. Пг., 1915.

9. Millon: Art Russe / Русское искусство. Samedi 27 novembre 2021. Но1е1 Drouot, Paris.

Elena M. Yukhimenko the unique nevyansk icon of 1843

as a historical source

Abstract. The article is devoted to the analysis of depiction and artistic features of the icon "The Exaltation of the Cross, with additional plots", which appeared on the antique market in 2020 and was acquired by a private gatherer, thanks to which the artifact became available for studying for the first time. The icon was painted by the outstanding Nevyansk icon painters Bogatyrevs in 1843 by order of the famous mining expert G. F. Zotov, whose story stirred up public opinion in the second quarter of the 19th century. This image of complex iconography is not only a rare dated and signed monument of icon painting, but also a kind of historical document. The article reveals three most important topics related to this monument. Thanks to a full reading of the commemorative inscription on the lower field of the icon, it has been established that the icon was painted in memory of the release of G. F. Zotov from exile by Tsar's order on September 14, 1841. The analysis of the unique iconographic program, and the plots depicted as well as the texts of the inscriptions led the author of the article to the conclusion that the icon, written according to a special, deeply thought-out program, contained self-justification of G. F. Zotov and a kind of his encrypted message to descendants. According to its artistic merits, and perfection of composition, subtlety of painting, and exquisite color, the icon becomes one of the best works of the Nevyansk icon painters Bogatyrevs and can serve as a reference work for this recognized school of Old Believers' icon painting. However, in addition to its highest artistic merits, this unique monument has all the signs of a historical source containing valuable and previously unknown facts of the biography of G. F. Zotov, an outstanding figure of the metallurgical industry of Russia.

Keywords: Ural, Nevyansk, mining industry, G. F. Zotov, historical source, Old Believers, iconography, Bogatyrev, Bible.

Citation. Yukhimenko E. M. Unikal'naia nev'ianskaia ikona 1843 g. kak istoricheskii istoch-nik [The Unique Nevyansk Icon of 1843 as a Historical Source]. Vestnik Ekaterinburgskoi duk-hovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2022, no. 39, pp. 166— 180. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-39-166-180

About the author. Yukhimenko Elena Mikhailovna — Dr. hab. (Philology), Chief Researcher of the Department of Manuscripts and Old Printed Books of the State Historical Museum (Russia, Moscow). E-mail: address: em_yukhim@mail.ru

Submitted on 02 June, 2022 Accepted on 09 September, 2022

References

1. Ageev S. S., Mikitiuk V. P. Riazanovy — kuptsy ekaterinburgskie [The Ryazanovs, Merchants of Ekaterinburg]. Ekaterinburg, 1998.

2. Beloborodov S. A., Borovik Yu. V. Starovery gornozavodskogo Urala: stranitsy istorii sogla-siia beglopopovtsev/chasovennykh XVIII — nachala XX v. [Old Believers of the Urals: Pages from History of the Beglopopovtsy and Chasovennyi Concord from the 18th to the Early 20th Centuries]. Ekaterinburg, 2017.

3. Bugaevskii A. V., Nikiforova A. Yu., E. A. L. Aleksandra tsaritsa [Alexandra the Tsarina]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2000, vol. 1, pp. 558-559.

4. Chasoslov [Book of Hours]. Moscow, 1652.

5. Kanonnik [Book of Canons]. 1636

6. Millon: Art Russe. Samedi 27 novembre 2021. Hotel Drouot, Paris.

7. Mineia sluzhebnaia, sentiabr' [Service Menaion, September]. Moscow, 1644.

8. Mineia sluzhebnaia, sentiabr' [Service Menaion, September]. Moscow, 1607.

9. Mineia sluzhebnaia, sentiabr' [Service Menaion, September]. Moscow, 1636.

10. Mineia sluzhebnaia, sentiabr' [Service Menaion, September]. Moscow. 1666.

11. Religioznyi Peterburg [The Religious Petersburg]. Saint Petersburg, 2004.

12. «Pisal sii obraz"...». Podpisnaia ikona i molitvennyi obraz v sobranii Gosudarstvennogo muzeia istorii religii ["This icon is painted by...". The Signatured Icon and Image for Prayer in the Collection of the State Museum of the History of Religion]. Saint Petersburg, 2020, vol. 1.

13. Roizman E. V. (ed.). Nev'ianskaia ikona [Nevyansk Icon]. Ekaterinburg, 1997.

14. Roizman E. V., Ratkovskii M. V., Baidin V. I. (eds.). Nev'ianskaia ikona nachala — se-rediny XVIII veka [Nevyansk Icon of the Beginning — Mid 18th Century]. Ekaterinburg, 2014.

15. Tarasov D. K. Imperator Aleksandr I. Poslednie gody tsarstvovaniia, bolezn', konchina i po-grebenie [Emperor Alexander I. The Last Years of the Reign, Illness, Death and Burial]. Petrograd, 1915.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.