7. Петрова О.Г. Информационно-коммуникационная предметная среда обучения биологии как средство повышения качества общего биологического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012.
8. Розина И.Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005.
9. Latour B. A Collective of Humans and Nonhumans // Pandora's Hope: Essays on the Reality of Science Studies (Paperback) / Bruno Latour. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1999.
С.А. Жданов
УНИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Ключевые слова: Амстердамский договор, Болонская декларация, глобализация, национальная система высшего образования, образовательные услуги, Сорбонская декларация, ученая степень.
В условиях, когда Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию и стремится к всемерному расширению хозяйственно-экономических связей с развитыми странами, фактором, затрудняющим и осложняющим этот процесс, может стать отличие российской системы высшего образования от систем высшего образования других стран. Кроме того, следует уже сейчас задуматься и над проблемами, с которыми могут столкнуться многие российские высшие учебные заведения в новых условиях, ведь уже имеются возможности получения образования на Западе, и все большая часть российской молодежи стремится получить высшее образование именно там. В условиях демографического спада в нашей стране эта проблема может лишь обостриться. Следовательно, необходимость унификации систем высшего образования в России более чем назрела. Для ее решения нелишне обратиться к опыту стран Запада, решавшего аналогичную проблему ранее.
Необходимость унификации систем высшего образования в Западной Европе возникла достаточно давно - после окончания Второй мировой войны, по мере расширения хозяйственных связей, однако особенно сильно она дала о себе знать после принятия Римского договора и провозглашения им принципа свободы передвижения граждан стран ЕЭС по территории Европейского союза. Проблема эта была достаточно быстро осознана как актуальная и для решения конкретных задач в сфере высшего образования был создан Европейский социальный фонд (ЕСФ), деятельность которого направлялась на стимулирование занятости внутри стран ЕЭС путем оказания помощи депрессивным регионам, а также неразвитым территориям, особенно в периоды роста уровня безработицы. Этим фондом были разработаны меры по единой миграционной политике и разработана координация стратегии в области занятости, в частности, в тех областях, где происходит подготовка профессиональных кадров, способных к адаптации на рынке труда.
© Жданов С.А., 2013
Важная роль в развитии принципа свободы передвижения людей и создании единого рынка труда отводится Амстердамскому договору (1997 г.), указывавшему, что «...сообщество имеет своей задачей... содействовать гармоничному, сбалансированному и устойчивому развитию экономической деятельности, высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию мужчин и женщин.» [3, с. 181]. С целью обеспечения унификации социальных прав и гарантий для населения стран Европейского союза необходимо было провести ликвидацию технических границ, которые являлись существенной преградой при передвижении рабочей силы. К мерам, которые были приняты, также необходимо отнести взаимное признание дипломов, что обеспечивает равный доступ к разным системам образования.
Серьезной помехой для экономической глобализации может стать наличие национальных систем высшего образования, ведь происходит затруднение гармонизации, и не в последнюю очередь из-за таких факторов, как возрастающий уровень автономии вузов и децентрализации системы национального образования. Структура учебных планов и система оценивания знаний являются теми параметрами, которые очень легко откорректировать с целью международной стандартизации. Прямым доказательством этому выступают Сорбон-ская и соответственно Болонская декларации.
Сорбонская декларация была подписана 25 мая 1998 г. министрами образования Великобритании, Франции, Италии и Германии на встрече по поводу годовщины основания Сорбонского университета. Сорбонская декларация предполагает интернационализацию в образовательной сфере посредством постепенной унификации дипломов, степеней и образовательных программ. В свою очередь, Болонская декларация, преследующая в качестве основных целей рост конкурентоспособности европейской системы высшего образования и повышение мобильности студентов и рабочей силы в пределах Европы, была подписана в июле 1999 г. При этом для достижения указанных целей были определены следующие задачи [9, с. 23]:
- разработка системы квалификационных степеней;
- создание двухуровневой системы высшего образования, на первом уровне которой студенты должны проходить подготовку к использованию знаний на рынке труда. Переход на второй уровень предполагает успешное освоение первого уровня;
- разработка системы получения и взаимного признания зачетных курсов (кредитов);
- обеспечение высокого уровня мобильности студентов, преподавателей и научных работников;
- разработка европейского стандарта высшего образования.
После проведения Болонских соглашений с дальнейшей публикацией доклада Болон-ской конференции были созданы инициативные группы, целью которых является дальнейшее развитие и внедрение поставленных на конференции задач. Самые жесткие дискуссии развернулись вокруг вопросов признания европейских квалификационных степеней и сроков обучения. После того как были достигнуты и подписаны Болонские соглашения, подобное признание стало возможным в рамках стран Европейского союза. Наиболее радикальным
шагом в развитии данной тенденции могло бы стать принятие единой системы дипломов о высшем образовании для стран Европейского союза. Шагом, который по своему характеру является менее радикальным и более реальным с точки зрения выполнимости, было бы согласование единой системы оценивания и признания уровня образования.
Учитывая то, что на территории фактически каждой страны имеются вузы, которые по требованиям при присуждении квалификационной степени резко отличаются, существование такой градации существенно затрудняет процедуру признания дипломов и периодов обучения. Также возникают сложности и с применением универсальных единиц измерения трудоемкости обучения, именуемых кредитами. Уровень удовлетворения потребностей в образовательных услугах является для вузов основным аргументом при привлечении студентов. Вузам при приеме студентов следует принимать во внимание и идею пожизненного образования, учитывая и оценивая предшествующее образование и опыт работы данных студентов, а также строить процесс обучения с учетом социального, семейного и профессионального положения студентов.
У проблемы имеется и еще один аспект. Чтобы быть конкурентоспособными, вузы -как научно-образовательные предприятия не могут ограничиться лишь рамками национальных границ своих стран [9, с. 23]. Количество вузов, которые предлагают свои образовательные программы за рубежом, постоянно растет. В свою очередь, это требует разработки систем оценки управления качеством подобных программ, систем профессиональной и образовательной подготовки, а также уровня преподавателей и специалистов. От вузов требуется осуществление гибких подходов при оценке и признании предшествующих периодов, а также результатов обучения и опыта; особое внимание следует уделять различной мотивации студентов при предложении разных по периоду длительности программ обучения, готовности вести совместные программы с вузами других стран, осуществления внедрений собственных образовательных программ за рубежом.
Прослеживается тесная связь между вопросами интернационализации и качества высшего образования, так как считается, что интернационализация и деятельность вузов на международном уровне способствуют повышению качества образования. Многие документы по проблемам образования как национального, так и европейского уровня, датированные 1980-1990 гг., рассматривают процесс интернационализации не как самоцель, но как инструмент повышения качества оказанных услуг. Повышение качества образования играло важную роль и в продвижении таких программ интернационализации, как программа стимулирования международной мобильности студентов «Эразмус» [9, с. 24].
Европейский парламент весной 2003 г. предложил программу «Эразмус-мундус», которая делает новый шаг в процессах продвижения межкультурного взаимопонимания и сотрудничества вузов стран ЕС. Данная программа была рассчитана на 2004-2008 гг. Этот шаг был вызван всевозрастающим движением студентов, обучающихся на магистерских программах в США, и возникшим в связи с этим дисбалансом в потоках студентов непосредственно в Европе. Целью «Эразмус-мундус» являлось формирование партнерских сетей европейских и неевропейских вузов, имеющих совместные магистерские программы [9, с. 25].
В XXI веке процесс интернационализации высшего образования существенно отличается, принимает новые черты и изменения. К подобным изменениям можно отнести: изменение мотивов интернационализации (от культурных до экономических). В свою очередь, экономические мотивы могут иметь как краткосрочный характер, который проявляется в желании вуза получить дополнительный доход в виде платы за обучение иностранцев, так и долгосрочный, который подразумевает заключение партнерских соглашений между вузами для подготовки специалистов соответствующей квалификации.
Происходит развитие и укрепление конкурентного международного рынка образовательных услуг. Определенные ограничения при предложении образовательных услуг конкретного уровня и качества в отдельно взятых регионах лишь способствуют росту спроса на международном рынке. Следует учитывать тот факт, что интерес к рынку проявляется как со стороны традиционных вузов, так и со стороны крупных вузов, представляющих большое количество направлений для обучения на коммерческой основе. Образование превращается в крупный бизнес, который на пути своего развития использует следующие инструменты: офшорные кампусы, франчайзинг, дистанционное обучение. Подобные инструменты в сфере образования являются новыми и предоставляются из-за рубежа или по дистанционным сетям. Международный рынок образовательных услуг работает не только с теми регионами, где достаточно слаб спрос на образовательные услуги, но и с развитыми областями и странами, у жителей которых имеется желание получить международные дипломы. Примером этого может выступать аккредитация вузов Австралии и США в Европе.
Процесс глобализации экономики, безусловно, влияет на высшее образование. Договора, заключенные на региональном или международном уровнях, способствуют мобильности профессиональных услуг и специалистов. Для этого необходимо внедрять глобальные подходы к определению качества образования, а также осуществить разработку общих критериев оценки качества. Как средство укрепления международной мобильности специалистов появляются системы лицензирования и аккредитации. Все более в образовательных процессах наблюдается и либерализация. В национальные системы регулирования образования с большим трудом можно вписать требования открытости рынков образовательных услуг, отношений между региональными и международными провайдерами и т.д. В свою очередь, меняется роль правительств в регулировании образовательных процессов. Как показывает опыт, государственное регулирование сферы образования уменьшается. Используя рыночные механизмы, вузы становятся более автономными и независимыми. Обострение конкуренции, глобализация экономики и сокращение государственного финансирования побуждает вузы расширять свою деятельность за пределами национальных границ [9, с. 25].
Также изменяется в процессе обучения возраст студентов и профиль их деятельности. Процесс создания информационного общества, а также задачи непрерывного образования привели к тому, что (как на национальном рынке, так и на общеевропейском уровне) возникли задачи обеспечения большего разнообразия в образовательных программах, большей гибкости в сроках и задачах образования, включая оценку предшествующего образования, перевод кредитов и т.п. Все вышеуказанные меры привели к необходимости принятия мер укрепления конкурентоспособности на международном уровне.
На протяжении последних десяти лет экспорт образовательных услуг проявил себя с точки зрения перспективности развития внешних связей. Скорее всего, подобная тенденция сохранится и в будущем, ведь обучение иностранных студентов во многих развитых странах является фактором, стимулирующим экономический рост [5, с. 96]. В настоящее время данные об объеме современного рынка образования сильно разнятся. Так, по оценкам ВТО, он составляет приблизительно 50-60 млрд долл., а ОЭСР оценивает объем рынка образования всего в 30 млрд долл. Также важной характеристикой мирового рынка образовательных услуг является количество студентов, обучающихся за рубежом. В 2004 г. данный показатель достигал двух миллионов [11]. К 2025 г., как оценивает ЮНЕСКО, численность иностранных студентов вырастет до 7 млн, две трети из которых будут составлять выходцы из Азии, прежде всего из Индии и Китая [11].
Образовательные услуги для иностранных студентов предлагают в настоящее время многие страны. При этом основная конкурентная борьба за обучение иностранцев развернулась между странами Западной Европы, Северной Америки и Австралией. В странах данной группы обучается более 4/5 всех иностранных студентов [7]. В 2000 г. лидерами международного рынка образовательных услуг являлись США (около 550 тыс. иностранных граждан), Великобритания (230 тыс.), Германия (200 тыс.), Франция (160 тыс.), Испания (120 тыс.). Россия в данном списке находилась на 8 месте в мире (более 95 тыс.) [12, с. 5]. По данным 2008 г., предоставленным Департаментом международного сотрудничества в образовании и науке Министерства образования и науки России, в нашей стране обучалось более 120 тыс. иностранных студентов, из которых основную долю (70 тыс.) составляли граждане СНГ. При этом в филиалах российских вузов, открытых за рубежом, обучались 25 тыс. студентов. Следовательно, на Россию приходилось не более 3 % от общего числа иностранных студентов (на США - 22 %, Великобританию - 12 %, Германию - 9 %) [2]. Что касается советских времен, наша страна тогда находилась на третьем месте в мире по данному показателю [8].
Более свежие данные свидетельствуют о том, что устойчивый рост числа иностранных студентов наблюдается в развитых странах. Так, в соответствии с докладом «Open Doors», подготовленным Институтом международного образования США (Institute of International Education) и обнародованным в ноябре 2009 г., число иностранных абитуриентов в вузах США достигло по итогам 2008-2009 учебного года рекордной отметки - 672 тыс. чел., а общая сумма инвестиций за обучение составляет в год в среднем 17,8 млрд долл. США. За указанный год количество иностранных студентов выросло на 8 % [5, с. 97].
В связи с этим следует обратить внимание на опыт организации высшего образования в США. Основное направление в содержании высшей школы этой страны состоит в том, что традиционная его система (школа - среднее специальное учебное заведение - вуз) призвана дать фундаментальную общенаучную подготовку, которая позволяет специализироваться в любой области. А специализация все более становится делом внутрифирменного обучения, его осуществляют учебные центры при корпорациях [4, с. 774]. В системе образования США после пятилетнего обучения наступает завершающий двухлетний этап, продолжающийся в учебных центрах корпораций. На данном этапе выпускники университетов изучают при-
кладные дисциплины и знакомятся с особенностями производства на данной фирме. Следовательно, вузы США напрямую нацеливают выпускников на продолжение обучения за стенами университета [4, с. 774], отнюдь не боясь конкуренции с иными образовательными структурами - ориентация на получение студентов из-за рубежа позволяет перекрывать возможные потери контингента учащихся.
Таким образом, унификация образовательных программ вузов позволяет выступать в качестве вполне конкурентоспособных предприятий не только в своей стране, но и за рубежом. Разумеется, это не единственный фактор, повышающий уровень конкурентоспособности университетов и институтов, однако фактор очень важный. Поэтому Российской Федерации, не забывая обо всех сильных сторонах модели ее высшего образования, следует оперативно адаптировать и унифицировать программы обучения вузов с системой высшего образования экономически развитых государств.
Библиографический список
1. Абанкина И.В., Домненко Б.И., Осовецкая Н.Я. Кредитование образования в зарубежных странах // Прогнозис, 2005. - № 3(4).
2. Доля образовательных услуг РФ на мировом рынке снизилась // Федеральный портал «Российское образование», 13.11.2008 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/index.php? page_id=5&topic_id=5&sid=6921 (дата обращения 25.05.2012).
3. Право Европейского союза: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков, П.А. Калиниченко [и др.]. - М.: Проспект, 2011.
4. Колесник В.В. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе использования зарубежного опыта подготовки управленческого персонала // Сборник научных трудов Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект. - Ч. 2. - Донецк, 2007.
5. Козырин А.Н. Государственная поддержка экспорта образовательных услуг // Ежегодник российского образовательного законодательства. - М.: ФГУ ФЦОЗ, АНО ИНПЦ, 2009. - № 3-4.
6. Муравьева М. Высшее образование невысокого качества // Ученый совет. - М.: ИД «Панорама», 2009. - № 2.
7. Папкова Т. Экспорт образовательных услуг как реализация государственных интересов // Дружба. - 2008.18 фев. - № 6 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.forteacher07.ru /content/view/184/57 (дата обращения 25.05.2012).
8. Погонцева К. Знания на экспорт // Российская газета. Экономика Юга России. - № 4675. -2008. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2008/06/03/reg-jugrossii/inostrstudent.html (дата обращения: 25.05.2012).
9. Сагинова О.В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - М., 2004. - № 1. -С. 15-25.
10. Global Education Digest 2004: Comparing Education Statistics across the World. - Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2004;
11. Global Education Digest 2004: Comparing Education Statistics across the World. - Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2005.
12. Opendoors. Report on international educational exchange. - N.Y., 2001.