Научная статья на тему 'Унификация национальных систем высшего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности высших учебных заведений'

Унификация национальных систем высшего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
867
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АМСТЕРДАМСКИЙ ДОГОВОР / БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИО-НАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОРБОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Унификация национальных систем высшего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности высших учебных заведений»

7. Петрова О.Г. Информационно-коммуникационная предметная среда обучения биологии как средство повышения качества общего биологического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012.

8. Розина И.Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005.

9. Latour B. A Collective of Humans and Nonhumans // Pandora's Hope: Essays on the Reality of Science Studies (Paperback) / Bruno Latour. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1999.

С.А. Жданов

УНИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Ключевые слова: Амстердамский договор, Болонская декларация, глобализация, национальная система высшего образования, образовательные услуги, Сорбонская декларация, ученая степень.

В условиях, когда Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию и стремится к всемерному расширению хозяйственно-экономических связей с развитыми странами, фактором, затрудняющим и осложняющим этот процесс, может стать отличие российской системы высшего образования от систем высшего образования других стран. Кроме того, следует уже сейчас задуматься и над проблемами, с которыми могут столкнуться многие российские высшие учебные заведения в новых условиях, ведь уже имеются возможности получения образования на Западе, и все большая часть российской молодежи стремится получить высшее образование именно там. В условиях демографического спада в нашей стране эта проблема может лишь обостриться. Следовательно, необходимость унификации систем высшего образования в России более чем назрела. Для ее решения нелишне обратиться к опыту стран Запада, решавшего аналогичную проблему ранее.

Необходимость унификации систем высшего образования в Западной Европе возникла достаточно давно - после окончания Второй мировой войны, по мере расширения хозяйственных связей, однако особенно сильно она дала о себе знать после принятия Римского договора и провозглашения им принципа свободы передвижения граждан стран ЕЭС по территории Европейского союза. Проблема эта была достаточно быстро осознана как актуальная и для решения конкретных задач в сфере высшего образования был создан Европейский социальный фонд (ЕСФ), деятельность которого направлялась на стимулирование занятости внутри стран ЕЭС путем оказания помощи депрессивным регионам, а также неразвитым территориям, особенно в периоды роста уровня безработицы. Этим фондом были разработаны меры по единой миграционной политике и разработана координация стратегии в области занятости, в частности, в тех областях, где происходит подготовка профессиональных кадров, способных к адаптации на рынке труда.

© Жданов С.А., 2013

Важная роль в развитии принципа свободы передвижения людей и создании единого рынка труда отводится Амстердамскому договору (1997 г.), указывавшему, что «...сообщество имеет своей задачей... содействовать гармоничному, сбалансированному и устойчивому развитию экономической деятельности, высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию мужчин и женщин.» [3, с. 181]. С целью обеспечения унификации социальных прав и гарантий для населения стран Европейского союза необходимо было провести ликвидацию технических границ, которые являлись существенной преградой при передвижении рабочей силы. К мерам, которые были приняты, также необходимо отнести взаимное признание дипломов, что обеспечивает равный доступ к разным системам образования.

Серьезной помехой для экономической глобализации может стать наличие национальных систем высшего образования, ведь происходит затруднение гармонизации, и не в последнюю очередь из-за таких факторов, как возрастающий уровень автономии вузов и децентрализации системы национального образования. Структура учебных планов и система оценивания знаний являются теми параметрами, которые очень легко откорректировать с целью международной стандартизации. Прямым доказательством этому выступают Сорбон-ская и соответственно Болонская декларации.

Сорбонская декларация была подписана 25 мая 1998 г. министрами образования Великобритании, Франции, Италии и Германии на встрече по поводу годовщины основания Сорбонского университета. Сорбонская декларация предполагает интернационализацию в образовательной сфере посредством постепенной унификации дипломов, степеней и образовательных программ. В свою очередь, Болонская декларация, преследующая в качестве основных целей рост конкурентоспособности европейской системы высшего образования и повышение мобильности студентов и рабочей силы в пределах Европы, была подписана в июле 1999 г. При этом для достижения указанных целей были определены следующие задачи [9, с. 23]:

- разработка системы квалификационных степеней;

- создание двухуровневой системы высшего образования, на первом уровне которой студенты должны проходить подготовку к использованию знаний на рынке труда. Переход на второй уровень предполагает успешное освоение первого уровня;

- разработка системы получения и взаимного признания зачетных курсов (кредитов);

- обеспечение высокого уровня мобильности студентов, преподавателей и научных работников;

- разработка европейского стандарта высшего образования.

После проведения Болонских соглашений с дальнейшей публикацией доклада Болон-ской конференции были созданы инициативные группы, целью которых является дальнейшее развитие и внедрение поставленных на конференции задач. Самые жесткие дискуссии развернулись вокруг вопросов признания европейских квалификационных степеней и сроков обучения. После того как были достигнуты и подписаны Болонские соглашения, подобное признание стало возможным в рамках стран Европейского союза. Наиболее радикальным

шагом в развитии данной тенденции могло бы стать принятие единой системы дипломов о высшем образовании для стран Европейского союза. Шагом, который по своему характеру является менее радикальным и более реальным с точки зрения выполнимости, было бы согласование единой системы оценивания и признания уровня образования.

Учитывая то, что на территории фактически каждой страны имеются вузы, которые по требованиям при присуждении квалификационной степени резко отличаются, существование такой градации существенно затрудняет процедуру признания дипломов и периодов обучения. Также возникают сложности и с применением универсальных единиц измерения трудоемкости обучения, именуемых кредитами. Уровень удовлетворения потребностей в образовательных услугах является для вузов основным аргументом при привлечении студентов. Вузам при приеме студентов следует принимать во внимание и идею пожизненного образования, учитывая и оценивая предшествующее образование и опыт работы данных студентов, а также строить процесс обучения с учетом социального, семейного и профессионального положения студентов.

У проблемы имеется и еще один аспект. Чтобы быть конкурентоспособными, вузы -как научно-образовательные предприятия не могут ограничиться лишь рамками национальных границ своих стран [9, с. 23]. Количество вузов, которые предлагают свои образовательные программы за рубежом, постоянно растет. В свою очередь, это требует разработки систем оценки управления качеством подобных программ, систем профессиональной и образовательной подготовки, а также уровня преподавателей и специалистов. От вузов требуется осуществление гибких подходов при оценке и признании предшествующих периодов, а также результатов обучения и опыта; особое внимание следует уделять различной мотивации студентов при предложении разных по периоду длительности программ обучения, готовности вести совместные программы с вузами других стран, осуществления внедрений собственных образовательных программ за рубежом.

Прослеживается тесная связь между вопросами интернационализации и качества высшего образования, так как считается, что интернационализация и деятельность вузов на международном уровне способствуют повышению качества образования. Многие документы по проблемам образования как национального, так и европейского уровня, датированные 1980-1990 гг., рассматривают процесс интернационализации не как самоцель, но как инструмент повышения качества оказанных услуг. Повышение качества образования играло важную роль и в продвижении таких программ интернационализации, как программа стимулирования международной мобильности студентов «Эразмус» [9, с. 24].

Европейский парламент весной 2003 г. предложил программу «Эразмус-мундус», которая делает новый шаг в процессах продвижения межкультурного взаимопонимания и сотрудничества вузов стран ЕС. Данная программа была рассчитана на 2004-2008 гг. Этот шаг был вызван всевозрастающим движением студентов, обучающихся на магистерских программах в США, и возникшим в связи с этим дисбалансом в потоках студентов непосредственно в Европе. Целью «Эразмус-мундус» являлось формирование партнерских сетей европейских и неевропейских вузов, имеющих совместные магистерские программы [9, с. 25].

В XXI веке процесс интернационализации высшего образования существенно отличается, принимает новые черты и изменения. К подобным изменениям можно отнести: изменение мотивов интернационализации (от культурных до экономических). В свою очередь, экономические мотивы могут иметь как краткосрочный характер, который проявляется в желании вуза получить дополнительный доход в виде платы за обучение иностранцев, так и долгосрочный, который подразумевает заключение партнерских соглашений между вузами для подготовки специалистов соответствующей квалификации.

Происходит развитие и укрепление конкурентного международного рынка образовательных услуг. Определенные ограничения при предложении образовательных услуг конкретного уровня и качества в отдельно взятых регионах лишь способствуют росту спроса на международном рынке. Следует учитывать тот факт, что интерес к рынку проявляется как со стороны традиционных вузов, так и со стороны крупных вузов, представляющих большое количество направлений для обучения на коммерческой основе. Образование превращается в крупный бизнес, который на пути своего развития использует следующие инструменты: офшорные кампусы, франчайзинг, дистанционное обучение. Подобные инструменты в сфере образования являются новыми и предоставляются из-за рубежа или по дистанционным сетям. Международный рынок образовательных услуг работает не только с теми регионами, где достаточно слаб спрос на образовательные услуги, но и с развитыми областями и странами, у жителей которых имеется желание получить международные дипломы. Примером этого может выступать аккредитация вузов Австралии и США в Европе.

Процесс глобализации экономики, безусловно, влияет на высшее образование. Договора, заключенные на региональном или международном уровнях, способствуют мобильности профессиональных услуг и специалистов. Для этого необходимо внедрять глобальные подходы к определению качества образования, а также осуществить разработку общих критериев оценки качества. Как средство укрепления международной мобильности специалистов появляются системы лицензирования и аккредитации. Все более в образовательных процессах наблюдается и либерализация. В национальные системы регулирования образования с большим трудом можно вписать требования открытости рынков образовательных услуг, отношений между региональными и международными провайдерами и т.д. В свою очередь, меняется роль правительств в регулировании образовательных процессов. Как показывает опыт, государственное регулирование сферы образования уменьшается. Используя рыночные механизмы, вузы становятся более автономными и независимыми. Обострение конкуренции, глобализация экономики и сокращение государственного финансирования побуждает вузы расширять свою деятельность за пределами национальных границ [9, с. 25].

Также изменяется в процессе обучения возраст студентов и профиль их деятельности. Процесс создания информационного общества, а также задачи непрерывного образования привели к тому, что (как на национальном рынке, так и на общеевропейском уровне) возникли задачи обеспечения большего разнообразия в образовательных программах, большей гибкости в сроках и задачах образования, включая оценку предшествующего образования, перевод кредитов и т.п. Все вышеуказанные меры привели к необходимости принятия мер укрепления конкурентоспособности на международном уровне.

На протяжении последних десяти лет экспорт образовательных услуг проявил себя с точки зрения перспективности развития внешних связей. Скорее всего, подобная тенденция сохранится и в будущем, ведь обучение иностранных студентов во многих развитых странах является фактором, стимулирующим экономический рост [5, с. 96]. В настоящее время данные об объеме современного рынка образования сильно разнятся. Так, по оценкам ВТО, он составляет приблизительно 50-60 млрд долл., а ОЭСР оценивает объем рынка образования всего в 30 млрд долл. Также важной характеристикой мирового рынка образовательных услуг является количество студентов, обучающихся за рубежом. В 2004 г. данный показатель достигал двух миллионов [11]. К 2025 г., как оценивает ЮНЕСКО, численность иностранных студентов вырастет до 7 млн, две трети из которых будут составлять выходцы из Азии, прежде всего из Индии и Китая [11].

Образовательные услуги для иностранных студентов предлагают в настоящее время многие страны. При этом основная конкурентная борьба за обучение иностранцев развернулась между странами Западной Европы, Северной Америки и Австралией. В странах данной группы обучается более 4/5 всех иностранных студентов [7]. В 2000 г. лидерами международного рынка образовательных услуг являлись США (около 550 тыс. иностранных граждан), Великобритания (230 тыс.), Германия (200 тыс.), Франция (160 тыс.), Испания (120 тыс.). Россия в данном списке находилась на 8 месте в мире (более 95 тыс.) [12, с. 5]. По данным 2008 г., предоставленным Департаментом международного сотрудничества в образовании и науке Министерства образования и науки России, в нашей стране обучалось более 120 тыс. иностранных студентов, из которых основную долю (70 тыс.) составляли граждане СНГ. При этом в филиалах российских вузов, открытых за рубежом, обучались 25 тыс. студентов. Следовательно, на Россию приходилось не более 3 % от общего числа иностранных студентов (на США - 22 %, Великобританию - 12 %, Германию - 9 %) [2]. Что касается советских времен, наша страна тогда находилась на третьем месте в мире по данному показателю [8].

Более свежие данные свидетельствуют о том, что устойчивый рост числа иностранных студентов наблюдается в развитых странах. Так, в соответствии с докладом «Open Doors», подготовленным Институтом международного образования США (Institute of International Education) и обнародованным в ноябре 2009 г., число иностранных абитуриентов в вузах США достигло по итогам 2008-2009 учебного года рекордной отметки - 672 тыс. чел., а общая сумма инвестиций за обучение составляет в год в среднем 17,8 млрд долл. США. За указанный год количество иностранных студентов выросло на 8 % [5, с. 97].

В связи с этим следует обратить внимание на опыт организации высшего образования в США. Основное направление в содержании высшей школы этой страны состоит в том, что традиционная его система (школа - среднее специальное учебное заведение - вуз) призвана дать фундаментальную общенаучную подготовку, которая позволяет специализироваться в любой области. А специализация все более становится делом внутрифирменного обучения, его осуществляют учебные центры при корпорациях [4, с. 774]. В системе образования США после пятилетнего обучения наступает завершающий двухлетний этап, продолжающийся в учебных центрах корпораций. На данном этапе выпускники университетов изучают при-

кладные дисциплины и знакомятся с особенностями производства на данной фирме. Следовательно, вузы США напрямую нацеливают выпускников на продолжение обучения за стенами университета [4, с. 774], отнюдь не боясь конкуренции с иными образовательными структурами - ориентация на получение студентов из-за рубежа позволяет перекрывать возможные потери контингента учащихся.

Таким образом, унификация образовательных программ вузов позволяет выступать в качестве вполне конкурентоспособных предприятий не только в своей стране, но и за рубежом. Разумеется, это не единственный фактор, повышающий уровень конкурентоспособности университетов и институтов, однако фактор очень важный. Поэтому Российской Федерации, не забывая обо всех сильных сторонах модели ее высшего образования, следует оперативно адаптировать и унифицировать программы обучения вузов с системой высшего образования экономически развитых государств.

Библиографический список

1. Абанкина И.В., Домненко Б.И., Осовецкая Н.Я. Кредитование образования в зарубежных странах // Прогнозис, 2005. - № 3(4).

2. Доля образовательных услуг РФ на мировом рынке снизилась // Федеральный портал «Российское образование», 13.11.2008 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/index.php? page_id=5&topic_id=5&sid=6921 (дата обращения 25.05.2012).

3. Право Европейского союза: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков, П.А. Калиниченко [и др.]. - М.: Проспект, 2011.

4. Колесник В.В. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе использования зарубежного опыта подготовки управленческого персонала // Сборник научных трудов Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект. - Ч. 2. - Донецк, 2007.

5. Козырин А.Н. Государственная поддержка экспорта образовательных услуг // Ежегодник российского образовательного законодательства. - М.: ФГУ ФЦОЗ, АНО ИНПЦ, 2009. - № 3-4.

6. Муравьева М. Высшее образование невысокого качества // Ученый совет. - М.: ИД «Панорама», 2009. - № 2.

7. Папкова Т. Экспорт образовательных услуг как реализация государственных интересов // Дружба. - 2008.18 фев. - № 6 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.forteacher07.ru /content/view/184/57 (дата обращения 25.05.2012).

8. Погонцева К. Знания на экспорт // Российская газета. Экономика Юга России. - № 4675. -2008. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2008/06/03/reg-jugrossii/inostrstudent.html (дата обращения: 25.05.2012).

9. Сагинова О.В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - М., 2004. - № 1. -С. 15-25.

10. Global Education Digest 2004: Comparing Education Statistics across the World. - Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2004;

11. Global Education Digest 2004: Comparing Education Statistics across the World. - Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2005.

12. Opendoors. Report on international educational exchange. - N.Y., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.