Т Р А Н С П О Р Т
УДК 629.114.2.01
УНИФИКАЦИЯ И ТИПИЗАЦИЯ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ
СЕМЕЙСТВА «БЕЛАРУС»
Докт. техн. наук ГУСЬКОВ В. В.1, канд. физ.-мат. наук ПАВЛОВ В. В.1, канд. экон. наук ПАВЛОВА В. В.1, канд. техн. наук РАВИНО В. В. , инж. РАДЧЕНКО П. В.1, канд. техн. наук ГУСЬКОВ А. В.2
1 Белорусский национальный технический университет, 2ОАО «Минский автомобильный завод»
Показатели унификации трактора разделяют на основные и дополнительные отраслевые (табл. 1) [1]. Основными показателями унификации являются коэффициенты применяемости Кпр и повторяемости Кп. Коэффициент применяемости определяется как выраженное в процентах отношение числа типоразмеров унифицированных деталей в тракторе, т. е. всей номенклатуры деталей за вычетом оригинальных, к общему числу типоразмеров деталей трактора. Он характеризует уровень общей конструктивной преемственности составных частей в разрабатываемом тракторе. Коэффициент повторяемости определяется как выраженное в процентах отношение повторяющихся деталей трактора к общему числу деталей в тракторе. Он характеризует внутрипроектную унификацию трактора, т. е. насыщенность трактора повторяющимися составными частями. Дополнительные показатели унификации характеризуют отдельные частные ее стороны - насыщенность трактора стандартными и заимствованными, в том числе покупными составными частями и необходимы для оценок состояния межотраслевой, отраслевой и заводской унификации, определения затрат на освоение производства трактора, проекта его цены и др.
Для определения показателей унификации трактор разделяют на составные части - детали или изделия, изготовленные из материала одной марки, без применения сборочных операций (рис. 1). Разделению подлежат все разъемные и неразъемные (сварные, клепаные, напрессованные и др.) сборочные единицы (изде-
лие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями), за исключением покупных изделий - комплектующих, получаемых предприятием в готовом виде и изготовленных по технической документации предприятия-поставщика. Каждое покупное изделие при расчете показателей унификации учитывают как одну единицу, независимо от числа входящих в него деталей. Например, к числу таких изделий относятся двигатель и тяга рулевого управления. В первом случае это несколько сотен деталей, во втором - менее десятка.
Из совокупности образующих трактора деталей и покупных изделий выделяют и исключают при расчете показателей уровня унификации стандартные детали: болты и винты, гайки, шайбы, понки всех видов, шпильки, заклепки, штифты, шплинты, крючки, подвески, ушки, рым-болты, слесарно-сборочный инструмент и принадлежности, пробки, заглушки, прокладки, фирменные и указательные таблички. Расчету показателей унификации трактора предшествует классификация входящих в него деталей, за исключением стандартных и других, оговоренных выше, по группам (рис. 2). Оригинальными (О) считают детали, разработанные впервые для данного трактора и на момент расчета показателей уровня унификации применяемые только в этом тракторе. Когда эта деталь затем применяется в другом выпускаемом тракторе, она перестает считаться оригинальной и переходит в число унифицированных (У), т. е. применяемых в конструкторской документации нескольких изделий.
Наука итехника, № 1, 2013
Таблица 1
Показатели унифицированного трактора
Показатель Расчетная формула Определение величин
Основные показатели: коэффициент применяемости (коэффициент унификации) и — и Апр и — = ^•100% и п - общее количество типоразмеров деталей в изделии (Д); п0 - количество типоразмеров оригинальных деталей (О); пу = пс + пн + пз - количество типоразмеров унифицированных деталей (У); N - общее количество деталей (в штуках)
коэффициент повторяемости Ы-п кп= ' " -100% и
Дополнительные показатели: стандартных общемашиностроительных составных частей кс= 100% и пс = псп + псс - количество типоразмеров стандартных общемашиностроительных деталей (С); псп - количество типоразмеров покупных стандартных общемашиностроительных деталей (Сп); псс - количество типоразмеров покупных стандартных общемашиностроительных деталей собственного изготовления (Сс)
покупных стандартных общемашиностроительных частей кш =-сп-100% и
стандартных отраслевых составных частей ксп = 100% и пн = пнп + пнс - количество типоразмеров стандартных отраслевых деталей (М); пнс - количество типоразмеров покупных стандартных отраслевых деталей собственного изготовления (Мс); пнп - количество типоразмеров покупных стандартных отраслевых деталей (Мп)
покупных стандартных отраслевых составных частей к1ш= 100% и
Коэффициент заимствования: общий кз=—■• 100% и пз - количество типоразмеров заимствованных деталей (З); пзз - количество типоразмеров заимствованных деталей того же завода (Зз); пзс = пзп + пзсс - количество типоразмеров деталей, заимствованных из (для) изделий сторонних заводов (Зс); пзп - количество типоразмеров покупных деталей, заимствованных из (для) сторонних заводов (Зп); пзгд - количество типоразмеров деталей собственного изготовления
того же завода кзз= ^ 100% и
стороннего завода кзс= -100% и
покупных составных частей кзп=-п -100% и
Коэффициент общей применяемости покупных составных частей а +и +11 кп0К = сп "нп "зп -100% 11
Унифицированные детали, в свою очередь, разделяют на стандартные общемашиностроительные (С); стандартные отраслевые (М); заимствованные (З). Внутри каждой из этих групп выделяют детали собственного изготовления и покупные. К стандартным общемашиностроительным относятся детали и покупные изделия, которые выпускаются по государственным и отраслевым стандартам или техническим условиям и разработаны для применения в изделиях двух и более отраслей промышленности.
К стандартным отраслевым относятся детали и покупные изделия, которые выпускаются
по государственным и отраслевым стандартам и альбомам рабочих чертежей унифицированных конструкций и имеют отраслевое назначение. К заимствованным относятся нестандартные детали, заимствованные для данного трактора из любого другого изделия.
По тракторам показатели унификации рассчитывают по количеству, массе и стоимости деталей, так как они отличаются насыщенностью покупными изделиями особой сложности и высокой цены (дизель, изделия гидравлики, гидротрансмиссия; электрооборудование, элементы системы автоматики, шины и др.) и высокой повторяемостью одноименных деталей.
Наука итехника, № 1, 2013
Трактор
Узлы и детали
Группы
х
Узлы и агрегаты
Функциональное назначение
Создание и передача мощности
Двигатель
Муфта сцепления
Зависящие о^В Не зависящие от
мощности мощности
| |
Корпусные детали Фильтры
Подшипники Насосы
Муфты Механизмы
управления
Валы Уплотнения
Шестерни Распределители
Коробка передач
Ведущие мосты
Валы отбора мощности
Приводные валы
Узлы системы охлаждения
Другие
Обеспечение требований агротехники и условий эксплуатации
Несущая система
Ходовая система
Тормозная система
Навесная система
Органы управления
Система стабилизации остова
Система автоматического вождения агрегата
Другие
Обеспечение условий труда и техники безопасности
Сиденье
Агрегаты микроклимата
Светосигнальная и осветительная аппаратура
Система привода тормозов прицепа
Оборудование кабины
Посты управления
Каркас кабины
Другие
Ограничител ь-ные факторы -1-
Удельное давление на почву
Нагрузка на ось
Тяговое усилие
Проходимость
Размеры
Универсальность
Вписываемость в междурядья
Безопасность работы
Агрегатирование
Лимитная цена
Рис. 1. Классификация узлов, агрегатов и деталей трактора
_I-
Учитываемые (А)
Детали
тракторов |
Неучитываемые
Оригинальные (О)
Унифицированные (У)
Стандартные общемашиностроительные (С)
Стандартные отраслевые (М)
Заимствованные (З)
X
I
Из изделий того же завода (Зз)
1
Из изделий других заводов (Зс)
Покупные
(С„)
Собственного изготовления _(Сс) _
Покупные
(М„)
ZZI_
Собственного изготовления _(Мс) _
_С
Покупные
(З„)
X
1_
Собственного
изготовления
_(Згд)_
Рис. 2. Классификация деталей трактора
Наука итехника, № 1, 2013
По результатам расчетов показателей унификации составляют карту унификации трактора по ОСТ 23.2.430-81 с учетом следующих требований. В разделе «Показатели унификации трактора» в основной таблице приводят количество типоразмеров по каждой группе деталей и показатели унификации по количеству деталей, массе, стоимости. Допускается на начальных стадиях проектирования не заполнять графы по покупным изделиям (Сп, Мп, Зп) и не определять коэффициенты Ксп, Кнп, Кзп и Кпок. Для тракторов серийного производства заполнение этих граф обязательно.
В разделе «Повторяемость деталей в изделии» приводят данные о номенклатуре деталей и их количестве (в штуках), а также коэффициенты повторяемости.
В разделе «Основные источники заимствования деталей» перечисляют основные изделия, детали из которых заимствованы в конструкцию данного трактора, а также указывают количество взаимозаменяемых деталей.
В разделе «Общая характеристика унификации трактора» указывают, является ли трактор базовой моделью или модификацией, входит ли в состав семейства тракторов, и если да, то приводится ли коэффициент межпроектной унификации Кму (табл. 2), взамен которого создан данный трактор.
Пример расчета коэффициента межпроектной (взаимной) унификации Кму семейства тракторов «Беларус» приведен в табл. 2.
Коэффициент (%) межпроектной унификации
где j - общее количество однотипных изделий; п, - количество типоразмеров составных частей в изделии; п2 - общее количество типоразмеров составных частей, применяемых в группе изделий; п - общее количество наименований рассматриваемых составных частей в данной группе изделий.
С учетом положений оптимизации показателей унификации и типизации, изложенных
ранее, был произведен расчет этих показателей [2] для тракторов семейства «Беларус».
Результаты расчета показаны на рис. 3 и 4, из которых видно, что унификация базового семейства тягового класса 1.4 («Беларус-82.1, 920, 592, 892, 952, 920.2, 892.2, 952.2, 920.3, 952.2») находится в пределах 81-97 %, что представляет высокую степень унификации.
Следует отметить, что приведенный пример относится к так называемой горизонтальной унификации, т. е. унификации базовой модели с модификациями одного тягового класса.
Таблица 2
Пример расчета коэффициента межпроектной (взаимной) унификации Кму семейства пропашных тракторов «Беларус»
Позиция Наименование составных частей (позиций) Модели тракторов Всего типоразмеров составных частей во всех моделях
1 2 3
1 Двигатель + + + 1
2 Сцепление в коробке передач + + + 1
3 Задний мост + + Д 2
4 Передний мост Д Д Д 3
5 Карданная передача - Д — 1
6 Задние колеса + + Д 2
7 Передние колеса Д Д Д 3
8 Рулевое управление + + Д 2
9 Кабина + + — 1
10 Облицовка + + Д 2
11 Гидросистема + + + 1
12 Задний вал отбора мощности + + + 1
13 Боковой вал отбора мощности — — Д 1
14 Буксирный крюк + + — 1
15 Электрооборудование + + + 1
Примечание. Знаком «+» обозначены одинаковые составные части в различных моделях тракторов; знаком «Д» - оригинальные, неповторяющиеся составные части; знаком «-» - отсутствие данной составной части в данной модели трактора.
Однако следует обратить внимание и на вертикальную унификацию. т. е. унификацию между различными тяговыми классами.
Наука итехника, № 1, 2013
Рис. 3. Унификация колесных тракторов семейства «Беларус»
Рис. 4. Типизация колесных тракторов семейства «Беларус»
Например, унификация между тяговыми классами 3.0 и 4.0 достигает 65,5 %, а между классами 5.0 и 6.0 - более 98 %, между классами 6.0 и 4.0 - 48 %. Те же результаты относятся и к типизации. Приведенные данные показывают высокую степень проработки конструкции тракторов семейства «Беларус» с точки зрения типизации и унификации.
В Ы В О Д Ы
1. Разработанная методика унификации и типизации позволила сократить номенклатуру деталей и удешевить производство тракторов семейства «Беларус».
2. Отмечается высокий уровень унификации и типизации не только внутри класса (горизонтальный уровень), но и между классами (вертикальный уровень).
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Ксеневич, И. П. Проектирование универсально-пропашных тракторов / И. П. Ксеневич. - Минск: Наука и техника, 1980. - 370 с.
2. Пуховой, А. А. Основные положения и практическая реализация создания типоразмерного ряда тракторов «Беларус» / А. А. Пуховой, П. А. Пархомчик, И. Н. Усс // ПО «Минский тракторный завод». - Минск, 2006. - 603 с.
Поступила 22.02.2008
УДК 656.13.05
ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДСКИХ ОЧАГАХ АВАРИЙНОСТИ
Канд. техн. наук, доц. КАПСКИЙ Д. В.1, докт. техн. наук, проф. РЯБЧИНСКИЙА. И.2
1 Белорусский национальный технический университет, 2 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
В процессе многолетних расчетно-экспе-риментальных исследований дорожного движения на регулируемых перекрестках и искусственных неровностях выявлены случаи несоответствия существующей организации движения и применяемых технических средств регулирования объективным закономерностям движения. Это позволило наметить и в ряде случаев разработать ряд рекомендаций по совершенствованию организации дорожного движения и технических средств регулирования с целью повышения качества дорожного движения, в первую очередь его безопасности [1, 2].
Переходной интервал в светофорном цикле - это время от момента выключения зеленого сигнала в предыдущем направлении до момента включения зеленого сигнала в после-
дующем конфликтном направлении. Он необходим для бесконфликтной передачи приоритета от одного направления к другому. За это время последние транспортные средства предыдущего направления должны освободить все конфликтные точки до того, как к ним подойдут первые транспортные средства последующего направления. В отличие от других параметров светофорного цикла переходной интервал должен быть не меньше и не больше требуемого. Однако на практике, если недостаточные переходные интервалы встречаются редко, то избыточные - довольно часто. Ясно, что если переходной интервал недостаточен, то в критических конфликтных точках - самых удаленных для предыдущего направления и самых ближних для последующего направ-
Наука итехника, № 1, 2013