Научная статья на тему 'Унификация и типизация колесных тракторов семейства «Беларус»'

Унификация и типизация колесных тракторов семейства «Беларус» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
178
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИФИКАЦИЯ / ТИПИЗАЦИЯ / КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР / СЕМЕЙСТВО "БЕЛАРУС" / STANDARDIZATION / CLASSIFICATION / WHEEL-TYPE TRACTORS / FAMILY "BELARUS"

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гуськов В.В., Павлов В.В., Павлова В.В., Равино В.В., Радченко П.В.

Предложена методика определения унификации и типизации тракторов не только внутри тягового класса, но и между классами. Методика реализована на примере колесных тракторов «Беларус».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standardization and classification of wheel-type tractors family “Belarus”

It is suggested the determining Methods of Standardization and classification of tractors not only inside of this type but also between different types (classes) of tractors. This methodology is realized on the example of wheel-type tractors “Belarus”.

Текст научной работы на тему «Унификация и типизация колесных тракторов семейства «Беларус»»

Т Р А Н С П О Р Т

УДК 629.114.2.01

УНИФИКАЦИЯ И ТИПИЗАЦИЯ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ

СЕМЕЙСТВА «БЕЛАРУС»

Докт. техн. наук ГУСЬКОВ В. В.1, канд. физ.-мат. наук ПАВЛОВ В. В.1, канд. экон. наук ПАВЛОВА В. В.1, канд. техн. наук РАВИНО В. В. , инж. РАДЧЕНКО П. В.1, канд. техн. наук ГУСЬКОВ А. В.2

1 Белорусский национальный технический университет, 2ОАО «Минский автомобильный завод»

Показатели унификации трактора разделяют на основные и дополнительные отраслевые (табл. 1) [1]. Основными показателями унификации являются коэффициенты применяемости Кпр и повторяемости Кп. Коэффициент применяемости определяется как выраженное в процентах отношение числа типоразмеров унифицированных деталей в тракторе, т. е. всей номенклатуры деталей за вычетом оригинальных, к общему числу типоразмеров деталей трактора. Он характеризует уровень общей конструктивной преемственности составных частей в разрабатываемом тракторе. Коэффициент повторяемости определяется как выраженное в процентах отношение повторяющихся деталей трактора к общему числу деталей в тракторе. Он характеризует внутрипроектную унификацию трактора, т. е. насыщенность трактора повторяющимися составными частями. Дополнительные показатели унификации характеризуют отдельные частные ее стороны - насыщенность трактора стандартными и заимствованными, в том числе покупными составными частями и необходимы для оценок состояния межотраслевой, отраслевой и заводской унификации, определения затрат на освоение производства трактора, проекта его цены и др.

Для определения показателей унификации трактор разделяют на составные части - детали или изделия, изготовленные из материала одной марки, без применения сборочных операций (рис. 1). Разделению подлежат все разъемные и неразъемные (сварные, клепаные, напрессованные и др.) сборочные единицы (изде-

лие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями), за исключением покупных изделий - комплектующих, получаемых предприятием в готовом виде и изготовленных по технической документации предприятия-поставщика. Каждое покупное изделие при расчете показателей унификации учитывают как одну единицу, независимо от числа входящих в него деталей. Например, к числу таких изделий относятся двигатель и тяга рулевого управления. В первом случае это несколько сотен деталей, во втором - менее десятка.

Из совокупности образующих трактора деталей и покупных изделий выделяют и исключают при расчете показателей уровня унификации стандартные детали: болты и винты, гайки, шайбы, понки всех видов, шпильки, заклепки, штифты, шплинты, крючки, подвески, ушки, рым-болты, слесарно-сборочный инструмент и принадлежности, пробки, заглушки, прокладки, фирменные и указательные таблички. Расчету показателей унификации трактора предшествует классификация входящих в него деталей, за исключением стандартных и других, оговоренных выше, по группам (рис. 2). Оригинальными (О) считают детали, разработанные впервые для данного трактора и на момент расчета показателей уровня унификации применяемые только в этом тракторе. Когда эта деталь затем применяется в другом выпускаемом тракторе, она перестает считаться оригинальной и переходит в число унифицированных (У), т. е. применяемых в конструкторской документации нескольких изделий.

Наука итехника, № 1, 2013

Таблица 1

Показатели унифицированного трактора

Показатель Расчетная формула Определение величин

Основные показатели: коэффициент применяемости (коэффициент унификации) и — и Апр и — = ^•100% и п - общее количество типоразмеров деталей в изделии (Д); п0 - количество типоразмеров оригинальных деталей (О); пу = пс + пн + пз - количество типоразмеров унифицированных деталей (У); N - общее количество деталей (в штуках)

коэффициент повторяемости Ы-п кп= ' " -100% и

Дополнительные показатели: стандартных общемашиностроительных составных частей кс= 100% и пс = псп + псс - количество типоразмеров стандартных общемашиностроительных деталей (С); псп - количество типоразмеров покупных стандартных общемашиностроительных деталей (Сп); псс - количество типоразмеров покупных стандартных общемашиностроительных деталей собственного изготовления (Сс)

покупных стандартных общемашиностроительных частей кш =-сп-100% и

стандартных отраслевых составных частей ксп = 100% и пн = пнп + пнс - количество типоразмеров стандартных отраслевых деталей (М); пнс - количество типоразмеров покупных стандартных отраслевых деталей собственного изготовления (Мс); пнп - количество типоразмеров покупных стандартных отраслевых деталей (Мп)

покупных стандартных отраслевых составных частей к1ш= 100% и

Коэффициент заимствования: общий кз=—■• 100% и пз - количество типоразмеров заимствованных деталей (З); пзз - количество типоразмеров заимствованных деталей того же завода (Зз); пзс = пзп + пзсс - количество типоразмеров деталей, заимствованных из (для) изделий сторонних заводов (Зс); пзп - количество типоразмеров покупных деталей, заимствованных из (для) сторонних заводов (Зп); пзгд - количество типоразмеров деталей собственного изготовления

того же завода кзз= ^ 100% и

стороннего завода кзс= -100% и

покупных составных частей кзп=-п -100% и

Коэффициент общей применяемости покупных составных частей а +и +11 кп0К = сп "нп "зп -100% 11

Унифицированные детали, в свою очередь, разделяют на стандартные общемашиностроительные (С); стандартные отраслевые (М); заимствованные (З). Внутри каждой из этих групп выделяют детали собственного изготовления и покупные. К стандартным общемашиностроительным относятся детали и покупные изделия, которые выпускаются по государственным и отраслевым стандартам или техническим условиям и разработаны для применения в изделиях двух и более отраслей промышленности.

К стандартным отраслевым относятся детали и покупные изделия, которые выпускаются

по государственным и отраслевым стандартам и альбомам рабочих чертежей унифицированных конструкций и имеют отраслевое назначение. К заимствованным относятся нестандартные детали, заимствованные для данного трактора из любого другого изделия.

По тракторам показатели унификации рассчитывают по количеству, массе и стоимости деталей, так как они отличаются насыщенностью покупными изделиями особой сложности и высокой цены (дизель, изделия гидравлики, гидротрансмиссия; электрооборудование, элементы системы автоматики, шины и др.) и высокой повторяемостью одноименных деталей.

Наука итехника, № 1, 2013

Трактор

Узлы и детали

Группы

х

Узлы и агрегаты

Функциональное назначение

Создание и передача мощности

Двигатель

Муфта сцепления

Зависящие о^В Не зависящие от

мощности мощности

| |

Корпусные детали Фильтры

Подшипники Насосы

Муфты Механизмы

управления

Валы Уплотнения

Шестерни Распределители

Коробка передач

Ведущие мосты

Валы отбора мощности

Приводные валы

Узлы системы охлаждения

Другие

Обеспечение требований агротехники и условий эксплуатации

Несущая система

Ходовая система

Тормозная система

Навесная система

Органы управления

Система стабилизации остова

Система автоматического вождения агрегата

Другие

Обеспечение условий труда и техники безопасности

Сиденье

Агрегаты микроклимата

Светосигнальная и осветительная аппаратура

Система привода тормозов прицепа

Оборудование кабины

Посты управления

Каркас кабины

Другие

Ограничител ь-ные факторы -1-

Удельное давление на почву

Нагрузка на ось

Тяговое усилие

Проходимость

Размеры

Универсальность

Вписываемость в междурядья

Безопасность работы

Агрегатирование

Лимитная цена

Рис. 1. Классификация узлов, агрегатов и деталей трактора

_I-

Учитываемые (А)

Детали

тракторов |

Неучитываемые

Оригинальные (О)

Унифицированные (У)

Стандартные общемашиностроительные (С)

Стандартные отраслевые (М)

Заимствованные (З)

X

I

Из изделий того же завода (Зз)

1

Из изделий других заводов (Зс)

Покупные

(С„)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собственного изготовления _(Сс) _

Покупные

(М„)

ZZI_

Собственного изготовления _(Мс) _

Покупные

(З„)

X

1_

Собственного

изготовления

_(Згд)_

Рис. 2. Классификация деталей трактора

Наука итехника, № 1, 2013

По результатам расчетов показателей унификации составляют карту унификации трактора по ОСТ 23.2.430-81 с учетом следующих требований. В разделе «Показатели унификации трактора» в основной таблице приводят количество типоразмеров по каждой группе деталей и показатели унификации по количеству деталей, массе, стоимости. Допускается на начальных стадиях проектирования не заполнять графы по покупным изделиям (Сп, Мп, Зп) и не определять коэффициенты Ксп, Кнп, Кзп и Кпок. Для тракторов серийного производства заполнение этих граф обязательно.

В разделе «Повторяемость деталей в изделии» приводят данные о номенклатуре деталей и их количестве (в штуках), а также коэффициенты повторяемости.

В разделе «Основные источники заимствования деталей» перечисляют основные изделия, детали из которых заимствованы в конструкцию данного трактора, а также указывают количество взаимозаменяемых деталей.

В разделе «Общая характеристика унификации трактора» указывают, является ли трактор базовой моделью или модификацией, входит ли в состав семейства тракторов, и если да, то приводится ли коэффициент межпроектной унификации Кму (табл. 2), взамен которого создан данный трактор.

Пример расчета коэффициента межпроектной (взаимной) унификации Кму семейства тракторов «Беларус» приведен в табл. 2.

Коэффициент (%) межпроектной унификации

где j - общее количество однотипных изделий; п, - количество типоразмеров составных частей в изделии; п2 - общее количество типоразмеров составных частей, применяемых в группе изделий; п - общее количество наименований рассматриваемых составных частей в данной группе изделий.

С учетом положений оптимизации показателей унификации и типизации, изложенных

ранее, был произведен расчет этих показателей [2] для тракторов семейства «Беларус».

Результаты расчета показаны на рис. 3 и 4, из которых видно, что унификация базового семейства тягового класса 1.4 («Беларус-82.1, 920, 592, 892, 952, 920.2, 892.2, 952.2, 920.3, 952.2») находится в пределах 81-97 %, что представляет высокую степень унификации.

Следует отметить, что приведенный пример относится к так называемой горизонтальной унификации, т. е. унификации базовой модели с модификациями одного тягового класса.

Таблица 2

Пример расчета коэффициента межпроектной (взаимной) унификации Кму семейства пропашных тракторов «Беларус»

Позиция Наименование составных частей (позиций) Модели тракторов Всего типоразмеров составных частей во всех моделях

1 2 3

1 Двигатель + + + 1

2 Сцепление в коробке передач + + + 1

3 Задний мост + + Д 2

4 Передний мост Д Д Д 3

5 Карданная передача - Д — 1

6 Задние колеса + + Д 2

7 Передние колеса Д Д Д 3

8 Рулевое управление + + Д 2

9 Кабина + + — 1

10 Облицовка + + Д 2

11 Гидросистема + + + 1

12 Задний вал отбора мощности + + + 1

13 Боковой вал отбора мощности — — Д 1

14 Буксирный крюк + + — 1

15 Электрооборудование + + + 1

Примечание. Знаком «+» обозначены одинаковые составные части в различных моделях тракторов; знаком «Д» - оригинальные, неповторяющиеся составные части; знаком «-» - отсутствие данной составной части в данной модели трактора.

Однако следует обратить внимание и на вертикальную унификацию. т. е. унификацию между различными тяговыми классами.

Наука итехника, № 1, 2013

Рис. 3. Унификация колесных тракторов семейства «Беларус»

Рис. 4. Типизация колесных тракторов семейства «Беларус»

Например, унификация между тяговыми классами 3.0 и 4.0 достигает 65,5 %, а между классами 5.0 и 6.0 - более 98 %, между классами 6.0 и 4.0 - 48 %. Те же результаты относятся и к типизации. Приведенные данные показывают высокую степень проработки конструкции тракторов семейства «Беларус» с точки зрения типизации и унификации.

В Ы В О Д Ы

1. Разработанная методика унификации и типизации позволила сократить номенклатуру деталей и удешевить производство тракторов семейства «Беларус».

2. Отмечается высокий уровень унификации и типизации не только внутри класса (горизонтальный уровень), но и между классами (вертикальный уровень).

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ксеневич, И. П. Проектирование универсально-пропашных тракторов / И. П. Ксеневич. - Минск: Наука и техника, 1980. - 370 с.

2. Пуховой, А. А. Основные положения и практическая реализация создания типоразмерного ряда тракторов «Беларус» / А. А. Пуховой, П. А. Пархомчик, И. Н. Усс // ПО «Минский тракторный завод». - Минск, 2006. - 603 с.

Поступила 22.02.2008

УДК 656.13.05

ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДСКИХ ОЧАГАХ АВАРИЙНОСТИ

Канд. техн. наук, доц. КАПСКИЙ Д. В.1, докт. техн. наук, проф. РЯБЧИНСКИЙА. И.2

1 Белорусский национальный технический университет, 2 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

В процессе многолетних расчетно-экспе-риментальных исследований дорожного движения на регулируемых перекрестках и искусственных неровностях выявлены случаи несоответствия существующей организации движения и применяемых технических средств регулирования объективным закономерностям движения. Это позволило наметить и в ряде случаев разработать ряд рекомендаций по совершенствованию организации дорожного движения и технических средств регулирования с целью повышения качества дорожного движения, в первую очередь его безопасности [1, 2].

Переходной интервал в светофорном цикле - это время от момента выключения зеленого сигнала в предыдущем направлении до момента включения зеленого сигнала в после-

дующем конфликтном направлении. Он необходим для бесконфликтной передачи приоритета от одного направления к другому. За это время последние транспортные средства предыдущего направления должны освободить все конфликтные точки до того, как к ним подойдут первые транспортные средства последующего направления. В отличие от других параметров светофорного цикла переходной интервал должен быть не меньше и не больше требуемого. Однако на практике, если недостаточные переходные интервалы встречаются редко, то избыточные - довольно часто. Ясно, что если переходной интервал недостаточен, то в критических конфликтных точках - самых удаленных для предыдущего направления и самых ближних для последующего направ-

Наука итехника, № 1, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.