Научная статья на тему 'УНИЧТОЖЕНИЕ ЛЕСА, КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО СОКРЫТИЯ ЕГО ХИЩЕНИЯ'

УНИЧТОЖЕНИЕ ЛЕСА, КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО СОКРЫТИЯ ЕГО ХИЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / УНИЧТОЖЕНИЕ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / FOREST PLANTATIONS / ILLEGAL FELLING OF FOREST PLANTATIONS / DESTRUCTION OF FOREST PLANTATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет Им. Н. Г. Чернышевского, Вестов Фёдор Александрович, Шамьенов Наиль Рушанович

В статье рассматриваются вопросы квалификации незаконной рубки лесных насаждений и возможности сокрытия данного преступления путём уничтожения леса. Предлагаются пути совершенствования уголовного законодательства в сфере охраны лесных и нелесных насаждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREST DESTRUCTION AS CIRCUMSTANCE CONCEALMENT HIM THEFT

The article discusses the issues of qualification of illegal felling of forest plantations and the possibility of concealing this crime by destroying the forest. The ways of improving the criminal legislation in the field of protection of forest and non-forest plantations are proposed.

Текст научной работы на тему «УНИЧТОЖЕНИЕ ЛЕСА, КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО СОКРЫТИЯ ЕГО ХИЩЕНИЯ»

А л Л<

УДК 34

УНИЧТОЖЕНИЕ ЛЕСА, КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО СОКРЫТИЯ ЕГО ХИЩЕНИЯ

FOREST DESTRUCTION AS CIRCUMSTANCE CONCEALMENT HIM THEFT

© Вестов Фёдор Александрович

Fedor A. Vestov

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного, экологического права и криминологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).

PhD (Law), Associate Professor, Professor of the Department of Criminal and Ecological Law and of Criminology, Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov).

И vestovfa@mail.ru

© Шамьенов Наиль Рушанович

Nail R. Shamienov магистрант кафедры уголовного, экологического права и криминологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).

undergraduate Department of criminal, environmental law and criminology, Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov).

ED shamenov.ru@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы квалификации незаконной рубки лесных насаждений и возможности сокрытия данного преступления путём уничтожения леса. Предлагаются пути совершенствования уголовного законода -тельства в сфере охраны лесных и нелесных насаждений.

Ключевые слова: лесные насаждения, незаконная рубка лесных насаждений, уничтожение лесных насаждений.

Abstract The article discusses the issues of qualification of illegal felling of forest plantations and the possibility of concealing this crime by destroying the forest. The ways of improving the criminal legislation in the field of protection of forest and non-forest plantations are proposed.

Key words: forest plantations, illegal felling of forest plantations, destruction of forest plantations.

BX

i

►XXI веке древесина является ) ценным биржевым и важнейшим стратегическим ресурсом экономики каждого государства, в том числе и правового государства России. Запасы древесины России составляют четверть мировых запасов, что является народным достоянием Российского правового государства и источником пополнения бюджетов федерального и регионального уровня [1]. Вместе с тем, на сегодняшний день, незаконные вырубки лесов, пожары и их хищение приобрели в России масштаб национального бедствия, который суще-

ственно сдерживает развитие и инвестиционную привлекательность лесной промышленности, параллельно нанося экологический ущерб с существенными экономическими издержками для России [2]. Причинённый незаконными рубками лесных насаждений ущерб (в объёме

I,1 млн. куб. м.) в России за 2018 год составил

II,6 млрд. рублей [3]. В то время как ущерб от уничтожения лесных насаждений, как в целом, так и с целью скрыть незаконную рубку, несмотря на трудности подсчёта и факты его установления, даже по умеренным подсчётам составляет десятки млрд. рублей. Отметим, что предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 (незаконная рубка лесных насаждений)

%

SIS4Ü'

и 261 (уничтожение или повреждение лесных насаждений) УК РФ, являются лесные насаждения. Под этим понимается, что это: «деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесённые к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека» [4].

Самовольная рубка лесных насаждений без лицензии (порубочного билета), получение которого связано с требованием предоставить определённые основания и оформить необходимые документы (в частности, договор аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, и иные) - считается незаконной. Уголовное законодательство Российской Федерации запрещает незаконную рубку лесных насаждений, предусматривая уголовную ответственность в одноимённой ст. 260 УК РФ. «Под рубкой лесных насаждений или не отнесённых к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спили-вание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня» [4].

В п. 21 ППВС РФ ОТ 18.10.12г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» прописано, что «действия лица, совершившего незаконную рубку лесных насаждений, а затем распорядившегося древесиной по своему усмотрению, не требуют дополнительной квалификации по статьям Особенной части Уголовного кодекса РФ об ответственности за хищение чужого имущества». Так как «вывоз незаконно спиленной древесины относится к способу совершения преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ» [5], а умысел направлен на незаконную рубку лесных насаждений.

Поэтому при незаконной рубки лесных насаждений не квалифицируется в качестве предмета хищения: древесина, кустарники и лианы. Также не квалифицируется как хищение вырубка чужого арендованного участка, так как пока не вложен труд - нет кражи собственности. К слову, древесина в качестве предмета хищения чужого имущества может рассматриваться лишь в 1 случае: при незаконном завладении древесиной, заготовленной другими лицами.

Также, как хищение в отношении «лесных насаждений» возможно квалифицировать толь-

ко: порубку с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, а также иные вторичные ресурсы вроде смолы и сока, поскольку там деревья и кустарники являются продукцией товарного производства, и изначально производятся для продажи, выполняя экономические, а не экологические функции. Тем самым переходя в плоскость частных интересов, где предмет преступления отнесён к категории личного имущества. В свою очередь, уничтожение или повреждение такой древесно-кустарниковой растительности является общественно опасным деянием против собственности и при наличии признаков состава преступления квалифицируется по статьям 167 или 168 УК РФ. Именно здесь проведена грань между предметом как преступления против собственности и экологическим преступлением. Однако, если лицо действовало с корыстной целью, то здесь вполне реально может быть одна из форм хищения.

Таким образом, ещё не говоря о намеренном уничтожении леса в целях сокрытия следов его хищения, уже необходимо обозначить, что в работе «хищение леса» рассматривается с точки зрения незаконного присвоения древесины в результате незаконной рубки лесных насаждений, что, как уже было сказано, образует самостоятельный состав преступления и не требует дополнительной квалификации, поскольку вывоз незаконно спиленной древесины относится к способу совершения преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ. Однако поскольку устойчивая форма восприятия данного явления по смыслу наглядных последствий подразумевает совершение именно «похищения леса» как логичной корыстной (потребительской) цели преступного деяния, то тема названа соответствующим образом в широком смысле. Всё-таки самоцелью незаконных рубок является не нанесение экологического ущерба как такового, а, прежде всего, хищение древесины как товара, так как именно полезные потребительские свойства древесины представляют интерес для «браконьеров». К тому же ФЗ от 10.01.2002г. № 7 «Об охране окружающей среды» установил, что «природные ресурсы, в том числе и лес, имеют потребительскую ценность». Что не должно восприниматься как умаление приоритетных экологических интересов которым наносится вред в данном преступлении.

Переходя к уничтожению лесных насаждений с целью сокрытия незаконной рубки, нас интересует исключительно квалификация с прямым умыслом по ч.з и ч.4 ст. 261 УК РФ. Основным способом уничтожения леса является поджог, имеющий очень низкую раскрываемость, что объясняется его совершением в условиях неочевидности. К иным общеопасным способам уничтожения лесных насаждений относятся любые другие способы, которые могут повлечь

уничтожение лесных и иных насаждений: взрывчатые вещества, яды, затопление, бактериологические и другие биологические средства, массовое распространение болезней и вредителей растений, выбросы или сбросы вредных веществ).

Совершение поджога с целью скрыть совершение другого преступления, в данном случае, незаконной рубки лесных насаждений, квалифицируется как умышленное уничтожение или повреждение лесных насаждений, за что предусмотрена уголовная ответственность ст. 261 УК РФ. Особенного внимания заслуживает отсутствие цели снизить общественную опасность маскируя более общественно-опасное преступление, ведь чтобы скрыть одно преступление (прорубку) за которое максимальный размер наказания равен 7 годам лишения свободы, совершается более тяжкое (уничтожение лесов) за которое максимальный размер наказания равен 10 годам лишения свободы. Данное деяние оправдано именно снижением рисков, поскольку раскрываемость поджога лесов чрезвычайно низка (5%) и трудно доказуема.

Переходя к главному, тема уничтожения лесов с возможной целью сокрытия его хищения стала чрезвычайно актуальной после лесных пожаров Сибири в 2019 году, когда Генпрокуратура заявила о намеренных поджогах лесов в Сибири, после чего, согласно СМИ, следователи выявили намеренные поджоги, в том числе с целью сокрытия следов незаконной рубки. Стоит обратить внимание на то, что поджоги могут скрыть отсутствие уходов за культурами, но сплошные рубки ими не замаскируешь. Сама идея уничтожения леса с целью скрыть его хищение не предполагает достижение ожидаемого результата. Значительно чаще поджоги делают для того, чтобы легализовать увеличение объёма рубок, затрагивая пограничные от места пожара здоровые территории.

Сперва разрушим популярный миф о чёрных лесорубах, устраивающих пожары, на который обратил внимание руководитель лесного отдела Гринпис Алексей Ярошенко, приведя ряд рациональных аргументов: «пожаром невозможно скрыть следы рубки; важно быстрее закончить; пожар скорее привлекает внимание к следам рубок, а не наоборот; сжигать леса незачем» [6], поскольку исчезнет возможность оставлять преступления

неучтёнными, что не вызовет резонанса усиленного контроля. Также следует пояснить, что при сплошной вырубке наблюдается наличие пустых полей и создаются условия невозможности сильного обгорания пней. Рассматривая вариант частичной вырубки - следы спилива-ния или рубки не обгорают до неузнаваемости, молодой пень максимум может слегка обгореть от упавшего на него горящего ствола другого дерева, если его не облить горючим веществом, и даже тогда потребуются затраты и останутся новые следы поджога, совершенно неактуальные для преступников. Особенно неактуальны пожары также по той причине, что сам «пожар привлекает внимание к месту незаконной рубки», что позволяет зафиксировать факт преступления, а не наоборот. Интернет полон снимков опустевших кусками лесов после незаконной вырубки, но лишён доказательств подстроенных пожаров со снимками очевидцев существования леса из пней, вокруг или рядом с которыми был пожар. К тому же после пожаров в большинстве случаев остаются стоять обгоревшими стволы деревьев, которые даже в случае падения не превращаются в пепел, а наличие рядом разбросанных пней просто невозможно было бы не заметить. Предполагаемые поджоги лесов Сибири в 2019 году с целью скрытия следов незаконной рубки по итогу не подтвердились, а после обследования таких обгоревших участков не нашлось свидетелей доказывающих обратное. Хотя и МЧС установил факт массовых первичных возгораний со стороны дорог, что свидетельствует о наличии человеческого фактора, но, как было предположительно высказано, это произошло вследствие неосторожного обращения с огнём. В действительности существуют сплошь вырубленные участки, но не так, чтобы рядом с ними была линия пожара. За каким-нибудь ожидаемым статистическим исключением.

Для справедливости стоит также заметить, что теоретически допустимо совершение уничтожения леса в целях сокрытия его хищения (буквально) - для этого необходимо незаконно завладеть древесиной правомерно заготовленной другими лицами, после чего поджечь лес, который скроет следы хищения чужой древесины, при условии, если те могли бы сгореть полностью. Однако это лишь теория, на практике такая ситуация крайне маловероятна даже в единичном масштабе.

В этой связи более примечательным будет пример незаконных рубок, которые проводят под видом «санитарных» на основании актов лесопатологического обследования, ущерб от которых может достигать десятков миллиардов рублей [7], согласно сообщению зампреда Центральной ревизионной комиссии ОНФ, депутата Госдумы Владимира Гутенева. Однако здесь идёт речь не о сплошной, а выборной прорубке, которая в результате должна быть слабо заметна при оценке участка местности с тем, что было до рубки, что абсолютно не свойствен-

%

SIS4Ü'

но большинству преступников совершающих незаконную рубку лесных насаждений. Хотя и часто происходят преступления именно такого плана, когда лесопатолог, дающий оценку лесов, представляет подложное заключение в отношении конкурсной фирмы, которая под видом санитарных рубок вырубается качественный лес, зачастую обходя стороной законодательно установленный перечень работ. Например, за подобное в июне 2019 г. был арестован министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда, поскольку за его подписью под видом санитарных рубок под пилы ушло 116 га здорового, по мнению прокуратуры и привлечённых ведомством экспертов, леса в заказнике Туколонь на севере региона. В денежном эквиваленте ущерб, по разным подсчётам, составил 750-880 миллионов рублей. Для установления истинного ущерба важное значение имеет экологический аудит, осуществляемый во многих странах, но в России не нашедший должного правового регулирования [8].

И, идя от обратного с пожарами, аналогичным образом можно санкционировать санитарную вырубку обгоревшей территории леса, что подразумевает сперва уничтожение лесных насаждений путём организации пожара с последующей незаконной рубкой лесных насаждений на законных основаниях, подкупив должных лиц, чтобы те закрыли глаза на излишки исчезнувшей качественной древесины. Однако это аналогично технически неактуальная модель совершения преступления.

Возвращаясь к проблемам незаконной рубки, основная проблема заключается в латентно-сти совершаемых преступлений, как незаконной рубки, так и уничтожения леса. До суда доходит только 1/3 уголовных дел по незаконной рубке (согласно статистики ВС РФ за 2019г. осуждено свыше зтыс. человек: по ч. 1 - 884; по ч. 2 - 662; по ч. 3 - 1749) и не более 5% по уничтожению лесов (по ч. 3 - 43; по ч.4 - 44) [9]. Только за период (начало 2018-середина 2019г.) ущерб по данным категориям преступлений перевалил за 27 млрд. рублей. Это, прежде всего, связано с тем, что выстроена система перевозки; преступления совершаются группой лиц по предварительному сговору или ОПГ; присутствуют коррупционные проявления должностных лиц; отлажена система сбыта через другие регионы, что образует дополнительную квалификацию по ст. 191.1 УК РФ «Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины».

Разгул преступности в этой сфере обусловлен тем, что значительной проблемой является планомерное падение численности лесничих, осуществляющих надзор и контроль за лесом. Одновременно мы часто слышим информационные заявления о том, что предлагается решить данный вопрос. «Вплоть до 1 января 2005 года государственная лесная охрана в России основывалась на системе обходов участков леса, каждый

из которых был закреплён за конкретным лесником. Всего таких обходов было около 70 тысяч» [10], но уже тогда была масса прецедентов, когда за одним лесником закрепляли контроль более 1 участка. В 2007 году с введением нового лесного кодекса все лесники были уволены, на их места были наняты лесничие. «По состоянию на 1 января 1966 г. общая площадь лесного фонда СССР определена в 12,33 млн. км2» [11], на которые приходилось 85 тыс. сотрудников лесоохраны, в то время как на 8,09 млн. км2 леса Российской Федерации на начало 2020 года приходится примерно 22 тысячи штатных лесничих, а фактическая численность государственных лесных инспекторов составляет порядка 19 тысяч человек. Однако заявленная численность лесных инспекторов, необходимая для исполнения норматива патрулирования лесов, составляет 40 тыс. штатных единиц. В итоге мы имеем огромные безнадзорные территории, что пассивно порождает условия для развития преступной деятельности в этой сфере.

Благоприятной предпосылкой для перемен в сфере лесоохраны стало выступление 30 сентября 2020 г. Президента РФ В. В. Путина в ходе совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, на котором глава государства поручил запретить экспорт необработанной древесины. После чего уже 6 октября 2020 г. В. В. Путин вновь обратил внимание на существующую проблему незаконной рубки лесных насаждений, заявив «о невозможности больше терпеть хищническую вырубку леса» во время встречи с руководителями четырёх фракций нижней палаты российского парламента. Что позволяет сделать предварительный вывод о серьёзных намерениях изменить существующую ситуацию.

Таким образом, уничтожение леса путём поджогов в целях сокрытия его хищения - это миф преувеличенный жёлтыми СМИ. Проблема незаконной рубки лесных насаждений действительно актуальна, но совершение поджога не скроет следов и лишь привлечёт внимание к территории и позволит установить факт преступления при наличии контроля со стороны прокуратуры, местных органов и общественности [12].

В целях совершенствования уголовного законодательства в области борьбы с незаконной рубкой и уничтожением лесных насаждений, предлагаем:

1) в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 разъяснить, что: отсутствие лесной декларации является крими-нообразующим признаком незаконной рубки;

2) ввести административную ответственность за нахождение на землях лесного фонда с механизированными орудиями заготовки древесины (бензопилы, лесные машины для заготовки) в отсутствие разрешительных документов. Предупреждение преступления в данном случае лишь временно пресекает его совер-

шение. При контроле и координации лиц, подвергнутых административной ответственности по соответствующей статье, позволит заранее частично сформировать базу подозреваемых лиц, что существенно позволит повысить эффективность установления преступных лиц при проверках;

3) улучшить мониторинг транспортировки необработанной древесины и заготовок на наличие установления источника законного сруба сырья;

4) усилить ответственность за систематическое нарушение лесного законодательства, установив его безусловным основанием для досрочного прекращения права пользования лесами;

5) значительно увеличить численности лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной и пожарный надзор в лесах, конкретизируя их действия при передаче материалов в правоохранительные органы.

Материалы поступили в редакцию 05.10.2020 г.

Библиографический список (References)

1. Рамазанова, К. С. Особенности профилактики лесных пожаров и уголовная ответственность за их возникновение в РФ / К. С. Рамазанова, Ф. А. Вестов. -Текст : непосредственный // Правовые институты и методы обеспечения экологической и природоресурсной безопасности в России, странах СНГ и Европейского союза: законодательство, социальная и экологическая эффективность : матер. VI междунар. научно-практ. конф. преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов. - Саратов : Саратовский источник, 2019. - 247 с. -ISBN 978-5-6043808-6-4.

2. Емелина, А. А. Проблемы правового регулирования возмещения экологического вреда / А. А. Емелина, М. Д. Емельянова, Ф. А. Вестов. - Текст : непосредственный // Правовые институты и методы обеспечения экологической и природоресурсной безопасности в России, странах СНГ и Европейского союза: законодательство, социальная и экологическая эффективность : матер. VI междунар. научно-практ. конф. преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов. - Саратов : Саратовский источник, 2019. - 247 с. -С. 44-46. ISBN 978-5-6043808-6-4.

3. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ. -Текст : электронный // - URL: http:// www.mnr.gov.ru (дата обращения: 20.09.2020).

4. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 // РГ. - 2012. - № 251. - Текст : непосредственный.

1. Ramazanova, K. S., Vestov F. A. (2019). Osobennosti profilaktiki lesnyh pozharov i ugolovnaja otvetstvennost' za ih vozniknovenie v RF [Features of prevention of forest fires and criminal liability for their occurrence in the Russian Federation]. Pravovye instituty i metody obespechenija jekologicheskoj i prirodoresursnoj bezopasnosti v Rossii, stranah SNG i Evropejskogo sojuza: zakonodatel'stvo, social'naja i jekologicheskaja jeffektivnost': mater. VI mezhdunar. nauchno-prakt. konf. prepodavatelej, prakticheskih sotrudnikov, studentov, magistrantov, aspirantov. Saratov. Saratovskij istochnik. 247 p. ISBN 978-5-6043808-6-4.

2. Emelina, A. A., Emel'janova, M. D., Vestov, F. A. (2019). Problemy pravovogo regulirovanija vozmeshhenija jekologicheskogo vreda [Problems of legal regulation of compensation for environmental damage]. Pravovye instituty i metody obespechenija jekologicheskoj i prirodoresursnoj bezopasnosti v Rossii, stranah SNG i Evropejskogo sojuza: zakonodatel'stvo, social'naja i jekologicheskaja jejjektivnost' : mater. VI mezhdunar. nauchno-prakt. konj. prepodavatelej, prakticheskih sotrudnikov, studentov, magistrantov, aspirantov. Saratov. Saratovskij istochnik. 247 p. P. 44-46. ISBN 978-5-6043808-6-4.

3. (2020). Oficial'nyj sajt Ministerstva prirodnyh resursov i jekologii RF. [Official website of the Ministry of natural resources and ecology of the Russian Federation]. URL: http://www.mnr.gov. ru (accessed 20 September, 2020).

4. (2012). O primenenii sudami zakonodatel'stva ob otvetstvennosti za narushenija v oblasti ohrany okruzhajushhej sredy i prirodopol'zovanija : postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 18.10.2012 g. № 21 [On the application by courts of legislation on liability for violations in the field of environmental protection and nature management: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 21 of 18.10.2012]. RG. No 251.

5. Приговор Карымского районного суда Забайкальского края. - URL: http://karymsk.cht. sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=i40 (дата обращения: 20.09.2020). - Текст : электронный.

6. Ярошенко, А. Про миф о сжигании лесов ради сокрытия незаконных рубок / А. Ярошенко.

- Текст : непосредственный // Лесной форум Гринпис : сайт. - URL: http://forestforum.ru/ viewtopic.php?f=9&t=24423&view=unread&sid =02426b750397a04i89098207aa2880bb#unre ad (дата обращения: 20.09.2020).

7. Березина, Е. Топорные работы / Е. Березина.

- Текст : электронный // Российская газета : сайт.

- 2019. - № 201. - URL: https://rg.ru/2019/09/09/ reg-sibfo/nezakonnaia-rubka-lesa-pod-vidom-sanitamoj-priniala-razmah-bedstviia.html (дата обращения: 20.09.2020).

8. Кофтина, Е. В. Правовые основы экологического аудита / Е. В. Кофтина, Ф. А. Вестов.

- Текст : непосредственный // Правовые институты и методы охраны окружающей среды в России, странах СНГ и Европейского союза: законодательство и экологическая эффективность : матер. V междунар. научно-практ. конф. преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов. - Саратов : Саратовский источник, 2018. - 201 с. - С. 81-83.

- ISBN 978-5-91879-882-9.

9. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2019 год, отчёт № 10-а. -Текст : электронный // Судебный Департамент при ВС РФ : сайт. - UrL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=5259 (дата обращения: 20.09.2020).

10. Богданова, О. Кто охраняет наши леса? / О. Богданова. - Текст : электронный // Русская Тайга : сайт. - URL: https://v-taige. ru/kto-ohranjaet-nashi-lesa/ (дата обращения: 20.09.2020).

11. Рубцов, В. И. Лесное хозяйство СССР за 50 лет (1917-1967 гг.) / В. И. Рубцов; Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР. - М. : Лесная промышленность, 1967. -312 с. - Текст : непосредственный.

12. Вестов, Ф. А. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства / Ф. А. Вестов, Ю. Н. Попова. - Текст : непосредственный // Правовые институты и методы обеспечения экологической и природоре-сурсной безопасности в России, странах СНГ и Европейского союза: законодательство, социальная и экологическая эффективность : матер. VI междунар. научно-практ. конф. преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов (СГУ им. Н. Г. Чернышевского, Саратов, 11 октября 2019 г. -Саратов : Саратовский источник, 2019. - 247 с.

- С. 26-30. - ISBN 978-5-6043808-6-4.

-

5. (2020). Prigovor Karymskogo rajonnogo suda Zabajkal'skogo kraja. [The Verdict of the Karymsky district court of the Transbaikal territory]. URL: http://karymsk.cht.sudrf.ru/modules. php?name=docum_sud&id=i40 (accessed 20 September, 2020).

6. Jaroshenko, A. (2020). Pro mif o szhiganii lesov radi sokrytija nezakonnyh rubok [About the myth of burning forests to hide illegal logging]. URL: http: //forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=24423 &view=unread&sid=02426b750397a04i89098207 aa2880bb#unread (accessed 20 September, 2020).

7. Berezina, E. (2019). Topornye raboty [Hatchet job]. Rossijskaja gazeta: sajt. No 201. URL: https:// rg.ru/2019/09/09/reg-sibfo/nezakonnaia-rubka-lesa-pod-vidom-sanitarnoj-priniala-razmah-bedstviia.html (accessed 20 September, 2020).

8. Koftina, E. V., Vestov, F. A. (2018). Pravovye osnovy jekologicheskogo audita [Legal framework environmental audits]. Pravovye instituty i metody ohrany okruzhajushhej sredy v Rossii, stranah SNG i Evropejskogo sojuza: zakonodatel'stvo i jekologicheskajajeffektivnosf: mater. Vmezhdunar. nauchno-prakt. konf. prepodavatelej, prakticheskih sotrudnikov, studentov, magistrantov, aspirantov Saratov. Saratovskij istochnik. 201 p. P. 81-83. ISBN 978-5-91879-882-9.

9. (2020). Svodnye statisticheskie svedenija o sostojanii sudimosti v Rossii za 2019 god, otchjot № 10-a. [Summary statistical data on the state of criminal records in Russia for 2019, report No 10-a]. SudebnyjDepartamentpri VSRF. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5259 (accessed 20 September, 2020).

10. Bogdanova, O. (2020). Kto ohranjaet nashi lesa? [Who protects our forests? ]. Russkaja Tajga. URL: https://v-taige.ru/kto-ohranjaet-nashi-lesa/ (accessed 20 September, 2020).

11. Rubcov, V. I. (1967). Lesnoe hozjajstvo SSSR za 50 let (1917-1967 gg.) [Forestry of the USSR for 50 years (1917-1967)]. Moscow. Lesnaja promyshlennost'. 312 p.

12. Vestov, F. A., Popova, Ju. N. (2019).

Prokurorskij nadzor za ispolneniemjekologicheskogo zakonodatel'stva [Prosecutor's supervision over the implementation of environmental legislation]. Pravovye instituty i metody obespechenija jekologicheskoj i prirodoresursnoj bezopasnosti v Rossii, stranah SNG i Evropejskogo sojuza: zakonodatel'stvo, social'naja i jekologicheskaja jeffektivnost': mater. VI mezhdunar. nauchno-prakt. konf. prepodavatelej, prakticheskih sotrudnikov, studentov, magistrantov, aspirantov. Saratov. Saratovskij istochnik. 247 p. P. 26-30. ISBN 978-5-6043808-6-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.