Научная статья на тему 'Умственное воспитание подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка в школах III-IV вида'

Умственное воспитание подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка в школах III-IV вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / MENTAL EDUCATION / ADOLESCENTS WITH PROFOUND VISUAL IMPAIRMENT / THE LESSON OF RUSSIAN LANGUAGE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Н. П.

В данной статье раскрываются особенности умственного воспитания подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка в школах III IV вида; определяются педагогические условия, на основе которых строится педагогическая технология, используемая в процессе умственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Умственное воспитание подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка в школах III-IV вида»

Полякова Н.П. ©

Соискатель кафедры психолого-педагогических основ специального образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»; учитель коррекционных дисциплин КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Минобразования Чувашии

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛАХ III-IV ВИДА

Аннотация

В данной статье раскрываются особенности умственного воспитания подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка в школах III-IV вида; определяются педагогические условия, на основе которых строится педагогическая технология, используемая в процессе умственного воспитания.

Ключевые слова: умственное воспитание; подростки с глубокими нарушениями зрения; урок русского языка; педагогические условия; педагогическая технология.

Keywords: mental éducation; adolescents with profound visual impairment; the lesson of Russian language; pedagogical conditions; pedagogical technology.

В связи с тем, что в настоящее время постоянно происходит увеличение потока разнообразной информации, требующей её обязательной переработки и усвоения как для общего развития, так и для успешного осуществления профессиональной деятельности, сегодня возрастает роль умственного воспитания. На формирование запаса знаний, их качество влияет уровень овладения языком.

Под языком понимается система знаков, выступающая в качестве средства человеческого об -щения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поко -ления к поколению и хранения информации.

В семантическом значении слова любого языка могут быть заложены разнообразные понятия, благодаря чему возможно осмысленное отражение действительности, хранение и передача информации, управление человеческим поведением.

Процесс овладения языком оказывает влияние на все стороны психики человека, является условием формирования его сознания [10, 912].

Под умом понимается способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни; такая способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта [8, 820].

Исходя из всего выше сказанного, нами под умственным воспитанием в процессе изучения русского языка понимается целенаправленная психолого-педагогическая деятельность по формированию мышления, познавательных мотивов, языковых компетенций, культуры умственного труда, а также конкретных, адекватных действительности представлений на ограниченной сенсорной основе, активизацией их познавательной деятельности с опорой на все сохранные анализаторы.

Умственное воспитание детей при глубоких нарушениях зрения должно строиться при учёте определённых педагогических условий.

Педагогические условия умственного воспитания детей при глубоких нарушениях зрения нами были определены как необходимые меры, в совокупности оказывающие существенное влияние и способствующие успешности обучения.

Нами были выделены следующие педагогические условия:

- адекватно сформулированные цели, решаемые на их основе задачи, базирующиеся на основных положениях тифлопедагогики и тифлопсихологии;

- учёт тифлопедагогической, тифлопсихологической специфики;

- эргономические, гигиенические требования.

У детей с глубокими нарушениями зрения подростковый возраст протекает специфически, сложно и противоречиво.

В подростковом периоде в поведении у детей с глубокими нарушениями зрения можно наблюдать агрессивность, браваду, игнорирование своего дефекта (идея гиперкомпенсации). Отмечаются частые случаи аутизма - ухода в себя (безынициативность, бездеятельность, недоступность, необщительность). Умственное воспитание подростков с глубокими нарушениями зрения должно быть

© Полякова Н.П., 2012 г.

направлено на преодоление этих сложностей и противоречий.

В подростковый период у детей с глубокими нарушениями зрения, также как и у их зрячих сверстников, происходят важные изменения в речевом развитии, все большую роль начинает играть письменная речь, совершенствуется владение литературно-разговорным языком, усложняется структура предложений, расширяется словарный запас, полнее осваивается семантическая структура многозначных слов, повышается интерес к точному определению понятий, к раскрытию значения но -вых, непонятных слов, более строгими и осознанными становятся требования к логической стройности высказываний, в связи с усвоением литературных норм возрастает критическое чутье к чужой и своей речи, формируется индивидуальный стиль речи, в связи с чем умственное воспитание в процессе изучения русского языка начинает приобретать особое значение.

В процессе умственного воспитания у подростков с глубокими нарушениями зрения при изучении русского языка формируется чувственный опыт, развивается слуховое восприятие, речь (пись -мо, говорение, слушание, аудирование), память и мышление, идеалы и эстетические вкусы, взгляды и убеждения, происходит овладение стройной многоуровневой системой лингвистических понятий, отражающей сложные отношения и связи между предметами, явлениями реальной действительности, сведениями о происхождении, развитии, общественном характере и общественных функциях языка, имеющих важное значение для формирования у подростков с глубокими нарушениями зрения пред -ставлений о природе и назначении языковой системы.

У подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка в тесной связи с умственным воспитанием проходит процесс формирования научно-лингвистического мировоззрения, т.е. взгляд на язык как на объективно существующую коммуникативную систему людей.

При организации в процессе изучения русского языка умственного воспитания подростков с глубокими нарушениями зрения необходимо иметь в виду, что оно должно:

1. Учитывать, что русский язык как учебный предмет имеет огромное образовательное, воспитательное, развивающее и коррекционное значение; он играет важнейшую роль при формировании личности школьника с глубокими нарушениями зрения; ему отводится важнейшая роль, как средству, участвующему в развитии мышления, речи, словарного запаса учащихся с глубокими наруше -ниями зрения.

2. Включать в себя коррекционно-направленное структурное построение, методическую организацию урока русского языка; использование методических разработок по развитию слухового вос -приятия на уроках русского языка, как дополнительного канала, позволяющего получать информацию; оценивание навыков и умений учащихся с глубокими нарушениями зрения на уроках русского языка с учётом современных требований общей и специальной методики; использование на уроках русского языка тифлотехнических средств.

3. Быть направлено на формирование, обогащение чувственного опыта, способствующего развитию речи подростков с глубокими нарушениями зрения.

Нами предлагается педагогическая технология умственного воспитания подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка в школах Ш-1У вида, которая строится на основе следующих педагогических условий:

1. Адекватно сформулированные цели. Нами выдвигаются следующие цели, базирующиеся на основных положениях тифлопедагогики и тифлопсихологии: социальная адаптация и интеграция в обществе подростков с глубокими нарушениями зрения; отработка учебной информации с позиции максимальной активности, работы всех анализаторов каждого конкретного подростка с глубокими нарушениями зрения; организация эффективных условий умственного воспитания в процессе изуче -ния русского языка; гуманизация, внимание к личности каждого подростка с глубокими нарушения -ми зрения; дифференциация и индивидуализация обучения, создание условий для всестороннего гар -моничного развития подростков с глубокими нарушениями зрения; демократизация обучения, обеспечивающая создание предпосылок для развития активности и инициативности подростков; сохранение и укрепление здоровья подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе умственного воспитания на уроках русского языка; организация условий для саморазвития личности подростка, его познавательных и созидательных способностей; реализация стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку с учетом специфики обучения подростков с глубокими нарушениями зрения и коррекционной направленности образовательного процесса.

2. Учёт тифлопедагогической, тифлопсихологической специфики. В процесс обучения необходимо включать экскурсии, предметные уроки, практические занятия. Учебно-воспитательный процесс должен быть коррекционно-направленным, причём эта направленность определяется в процессе умственного воспитания на уроках русского языка не только индивидуальными и возрастными осо -

бенностями подростков с глубокими нарушениями зрения, но и программным содержанием русского языка. При организации урока русского языка учитываются следующие ключевые особенности структурного построения урока: специальные пропедевтические периоды в этапном построении заня -тий; чередование зрительной и тактильной работы учащихся со слуховым восприятием учебного материала; в структуру урока включается зрительная гимнастика; учитывается темп учебной работы в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков учащихся.

3. эргономические, гигиенические требования. Учитываются состав и структура нарушенных зрительных функций школьников, диагноз заболевания и вытекающие из этих данных эргономические и гигиенические рекомендации.

На основе предложенных педагогических условий нами была выстроена педагогическая технология умственного воспитания.

Под педагогической технологией умственного воспитания подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка в школах III-IV вида нами понимается система форм, методов, подходов, средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение по -ставленных целей. Структурными составляющими педагогической технологии умственного воспитания подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка в школах III-IV вида явились:

1. Цель. Целью умственного воспитания подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка является формирование у них позитивного отношения к знаниям, уме -ниям, навыкам и способам собственной познавательной деятельности, развивающей различные виды мышления и эмоционально-чувственную сферу на ограниченной сенсорной основе.

2. Содержание обучения. На базовом уровне в 5 - 10 классах в специальной школе III-IV вида обучение строится не только на основе компетентностного подхода, в результате чего у подростков с глубокими нарушениями зрения развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, но и базируется на коррекционной направленности, т.е. в курсе русского языка ведётся работа по обогащению представлений на основе формирования, углубления чувственного опыта, развития слухового восприятия и речи (письмо, говорение, слушание, аудирование) подростков, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовке руки к письму.

3. Средства педагогического взаимодействия (специальные приёмы, методы, подходы). Входят четыре группы приёмов: специальные приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с глубокими нарушениями зрения; специальные приёмы организации обучения, т.е. приёмы, сочетающие зрительную и слуховую, письменную и устную работу в зависимости от состоя -ния зрения учащихся и офтальмологических рекомендаций; логические приёмы переработки учебной информации, способствующие формированию адекватных характеристик и образов; приёмы исполь -зования тифлотехники, специальных приборов и оборудования. Методы обучения: словесные (бесе -да, рассказ, объяснение, школьная лекция); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические.

4. Результат деятельности. Выделяются следующие показатели умственной воспитанности подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка: сформированная коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, выработанные представления на основе сформированного чувственного опыта, развитого слухового восприятия и речи (письмо, говорение, слушание, аудирование) подростков.

Особое внимание необходимо уделять применению, лежащих в основе педагогической техно -логии средств преподавания, т.е. развивающего и стимулирующего подходов.

Под развивающим подходом нами понимается совокупность приемов, способов воздействия, направленных на формирование умственной воспитанности, формирование обогащения чувственно -го опыта, развитие слухового восприятия и речи (письмо, говорение, слушание, аудирование). Необходимо проводить работу по расширению и углублению чувственного опыта при помощи различных приемов, упражнений и средств (использование наглядных пособий, экскурсий, объяснительного чте -ния, словарной работы, применения технических средств), так как это позволяет достичь необходимого соответствия между запасом слов и образами обозначаемых ими объектов. Могут использоваться следующие задания и упражнения: творческие работы типа "Моё рабочее место и др."; словарный диктант, включающий в себя полное описание предметов, задания по подбору синонимов, антонимов, паронимов и эпитетов к определенному слову; задания по классификации слов; объяснительное чтение; сознательное чтение предложений и связных текстов.

В процессе развития слухового восприятия необходимо уделять внимание обучению подростков использованию «говорящей книги», как учебного пособия, умению воспринимать текст на

слух, умению сохранять материал в памяти, анализировать его на слух. Предлагаются следующие упражнения, задания: на развитие слухового восприятия; на развитие слуховой памяти; на развитие слухового внимания; на развитие умений слушать аудиотекст; на развитие умений выполнять задания по вычленению и систематизации информации из прослушиваемого аудиотекста.

Под стимулирующим подходом нами понимается система способов воздействия, к их числу относятся рекомендации по использованию тифлотехники, так как её использование открывает подросткам возможность получать информацию из ранее не доступных для них источников, а также правильно организованная оценочная деятельность, где учащийся является не объектом этой деятельно -сти, а полноценным её участником, т.е. знает, за что и почему ему поставлена та или иная отметка.

Таким образом, умственное воспитание подростков с глубокими нарушениями зрения в процессе изучения русского языка в школах III-IV вида реализуется при использовании педагогической технологии, которая строится на основе таких педагогических условий, как: адекватно сформулированные цели, решаемые на их основе задачи, базирующиеся на основных положениях тифлопедагогики и тифлопсихологии; учёт тифлопедагогической, тифлопсихологической специфики; эргономические, гигиенические требования.

Литература

1. Виленская А. М. Некоторые особенности личности учащихся старших классов для слепых детей // Тезисы к сессии по дефектологии. М., 1990. С. 12-13.

2. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

3. Жихарев, А. М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей / А. М. Жихарев. - М. : Просвещение, 1984. - 126с.

4. Земцова, М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности / М. И. Земцова. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 419 с.

5. Костючек, Н. С. Развитие речи учащихся школ слепых (1-5 классы) / Н. С. Костючек. - М. : Просвещение, 1967. - 167 с.

6. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 270 с.

7. Моргайлик, Л. И. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников : учеб. пособие / Л. И. Моргайлик. - Ленинград [СПб.], 1982. - 86 с.

8. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры. - М. : АЗЪ, 1996. - 928 с.

9. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. - М. : Налоговый вестник, 2004. - 320 с.

10. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. - Мн.: Современное слово, 2001 - 928 с.

11. Тупоногов, Б. К. Тифлопедагогические требования к современному уроку : метод. рекомендации / Б. К. Тупоногов. - М., 1999. - 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.