В-третьих, использование слов, которые часто употребляются или связаны с актуальной тематикой, в создании маркеров горизонтов ожидания той или иной инокультурной аудитории.
В-четвертых, соблюдение точности в указании топонимов, имен собственных, дат и всех сопутствующих публикации данных, особенно если они касаются исторических, общественных или политических событий в стране целевой аудитории.
В-пятых, необходимо избегать развития тем, которые могут быть табуированы в той или иной культуре, могут затрагивать честь и достоинство слушателей или каким-либо образом помешать установлению и развитию межгосударственных отношений.
В целом медиабезопасность включает в себя также и соблюдение различных стилисти-
ческих норм, журналистской этики, принципа точности и достоверности информации.
Список литературы
1. Белоножко, Н. В. Дискурс как социальная интеракция [Электронный ресурс]. URL: http:// do .gendocs.ru/docs/index-13710.html?page=16
2. Дейк ван, Т. К определению дискурса [Электронный ресурс]. URL: http://psyberlink. flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm
3. Ходжаева, А. К. Культурные стратегии региональных средств массовой коммуникации в постсоветский период: на примере республики Татарстан : автореф. дис. ... канд. со-циол. наук [Электронный ресурс]. URL: http:// www.dissland.com/catalog/kultumie_strategii_re-gionalnih_sredstv_massovoy_kommunikatsii_v_ postsovetskiy_period_na_primere_res.html
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 295-299.
Т. Р. Копылова
УМОЛЧАНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА РОССИИ В ИСПАНСКИХ СМИ
Обсуждается вопрос о том, как стратегия умолчания, реализуемая в испанских СМИ различными тактиками, создает имидж России, диссонансный стереотипному восприятию россиян; анализируется, каким образом через имидж России оказывается воздействие на образ родной страны в испанском массовом сознании.
Ключевые слова: информационная безопасность, умолчание, стратегия, тактики, политическая коммуникация, воздействие, имидж.
В современном информационном обществе коммуникация становится важнейшим фактором развития как общества в целом, так и отдельного человека в частности, создавая некое глобальное информационное пространство, одной из основных черт которого является общедоступность к мировым информационным ресурсам. Информация, формируя некое «информационное сознание», способна активно влиять на протекающие политические процессы в мире, создавать новые стандарты жизни, изменять ценностную систему и человека, и целой нации, что, несомненно, ставит перед обществом вопрос, как защитить себя, свой мир от агрессивной информации [1]. Как утверждается в Доктрине информа-
ционной безопасности Российской Федерации, именно сейчас, в эпоху глобализации и интеграции, в эпоху постоянных межкуль-турных контактов, непосредственных, межличностных, и опосредованных, через СМИ, проблема воздействия информации в сфере духовной жизни человека приобретает особую важность, так как приводит к внутренним психологическим конфликтам - конфликтам стереотипов, ценностей, оценок, восприятия, мировоззрения. При этом особый акцент делается на воздействие через слово, текст, обладающий высоким коммуникативным потенциалом, настолько высоким, что даже слово несказанное, замолчанное, способно создать новое знание.
Стратегия умолчания является одной из основных стратегий политической коммуникации. Данная стратегия позволяет вольно играть с информацией, утаивать целые информационные блоки, либо только позитивные, либо, наоборот, только негативные; замалчивать отдельные факты, статистику; формировать определенные коннотации [2; 4; 5]. В современном информационном обществе в средствах массовой коммуникации стратегия умолчания связана не столько с дезинформацией или выборочным подходом к информации, сколько с созданием имиджа страны, специально или случайно созданного стереотипа. Говоря о СМИ, мы чаще всего имеем дело с искусственным стереотипом, определяющим восприятие страны в массовом сознании. Имидж страны выстраивает желаемые отношения «гражданин - государство», «человек - власть», формирует гражданскую позицию, влияет на систему ценностей, вырабатывает определенную общественную оценку. Речь идет не только о создании имиджа собственной страны, но и о создании имиджа другого государства, конструируемого не под влиянием интереса к внешним событиям, а прежде всего с целью решения внутренних проблем - упрочения положительного стереотипного восприятия родной страны в массовом сознании через актуализацию оппозиции «свой - чужой», «лучше - хуже».
Россия - важный игрок на международной политической арене. Стабилизация экономики, развитие социальных отношений, повышение уровня жизни, снижение преступности, Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, полеты в космос, «первая страна по добыче газа и нефти» - все это создает некий оптимизм в восприятии россиянами родной страны. Позитивный образ современной России, умноженный на впитанные с молоком матери «богатство русской культуры», «русскую духовности» часто является неиссякаемым источником гордости, подъема патриотических чувств у нас, россиян, находящихся за рубежом. С какой Россией сталкиваемся мы в зарубежных СМИ? И для чего зарубежным СМИ нужна такая Россия?
Россия с бурными политическими и экономическими событиями последних десятилетий вызывает интерес зарубежных СМИ. Для испанцев она близка и многими историческими и культурными параллелями, многочисленными точками соприкосновения. Не случайно 2011 г. стал годом России в Испании и Испании в России. Российская тема достаточно часто подни-
мается и на страницах газет, журналов и в телеэфире. По данным Корпуса испанского языка Королевской Академии наук, за последние 20 лет в периодической печати России было посвящено 2785 текстов (для сравнения, за тот же временной период Китаю - 2501, Украине - 325) [3]. Корпорация RTVE включает в себя множество радио- и телеканалов (La1, La
2, 24H, Teledeporte, Clan TVE, La 1 Cataluña, La 2 Cataluña), ведет свои трансляции во многих странах мира (TVE Internacional America, TVE Internacional Europa / Africa, TVE Internacional Asia / Oceania). В период с 2009 по 2013 гг. российским новостям было посвящено 4610 репортажей (китайским - 175, украинским - 8).
Каков же взгляд на Россию испанских журналистов?
Анализ новостных программ за 20112012 гг. позволил выделить основные темы, привлекшие внимание журналистов: Россия и Иран, Россия и Сирия, Россия и ООН, спорт, Евровидение, Роскосмос, выборы 2012 г. Из многочисленного спектра российских событий на первый план выходят наиболее важные для всего мирового сообщества, что представляется абсолютно естественным.
Одной из самых популярных и частотных тем RTVE, как и российских новостных каналов, является экономика, мировой кризис. За последние годы RTVE посвятило экономическим проблемам еврозоны 10800 сюжетов, теме финансового кризиса - 14200, российской экономике - 3760 (http: //www.rtve.es). Экономика России в основном представлена информационными блоками «российская экономика - последняя, вступившая в ВТО», «сырьевая зависимость российской экономики», «Газпром», «газовая война Украина - Россия». Блоки «стабилизация российской экономики», «рост ВВП на 3,7 %», «падение инфляции», «снижение темпов безработицы до 5,7 %», характеризующие российские средства массовой информации, в испанских СМИ не представлены. Отдельные сюжетные линии, создающие благополучный образ российской экономики, рассматриваются сквозь политическую призму.
Интересным с этой точки зрения представляется сюжет, посвященный предложенной Россией помощи европейским странам, вышедший в эфир RTVE 31 октября 2011 г. Основу сюжет составляет выступление А. Дворковича о том, что Россия готова предоставить через МВФ помощь в размере 10 миллиардов долларов проблемным странам еврозоны. Данную информа-
цию подтвердил и премьер-министр В. Путин на брифинге глав правительств стран Шанхайской организации сотрудничества в Петербурге. Как указывают российские СМИ, и В. Путин, и А. Дворкович обосновывают позицию России обеспокоенностью кризисным состоянием европейской экономики, заинтересованностью России в европейской стабильности. В. Путина говорит и об экономических возможностях России, при этом подчеркивает, что со стороны Европы никаких ответных шагов либо компромиссов не ожидается. Интересно, что основу для испанского репортажа составило выступление А. Дворковича, а не премьер-министра, что заметно снижает статус заявления о финансовой помощи. Сопоставительный анализ репортажей позволил выявить единицы информации, замалчиваемые в испанских СМИ (табл. 1).
Как мы видим, в данном случае об искажении информации не может быть и речи. Факт
возможной материальной помощи России неблагополучным с точки зрения экономики странам ЕС остается фактом. Умалчивание, в данном случае фильтрация информации, ее частичная передача, с точностью наоборот меняет отношение к предложению России материальной помощи странам, оказавшимся в трудном положении, в том числе, кстати, и Испании. С точки зрения россиян, Россия (мы) -богатая страна, для нее (для нас) легко выделить 10 млрд долларов, помощь предлагается от чистого сердца, Россия обеспокоена проблемами других. Для испанских потребителей факт предложенной помощи ложится на уже созданный информационный фон («ресурсы», «нефть», «газ»): Россия выделяет 10 млрд долларов, скорее всего, нефтедолларов, с одной целью - увеличение своего влияния. Фраза «lo que implicaría un mayor poder del país en el fondo» («что подразумевало бы большую власть в
Сопоставительный анализ информационных блоков испанского и российских репортажей
Репортаж RTVE (http: //www.rtve.es/no-ticias) А. Дворкович (http://myfin.net/ukraine/business- ua/rossiya-predlozЫla-evrope-10- milliardov-dollarov-59103837.html) В. Путин (http://www.ibra.com.ua/finansy/ 31684-rf-dobivaetcj-politicheckogo- vlijnia)
Rusia estaría dispuesta a ayudar a los países de la zona euro Россия готова предоставить Евросоюзу финансовую помощь. РФ готова помочь МВФ финансово для получения поддержки от ЕС
hasta 10.000 millones de dólares a través del Fondo Monetario Internacional (FMI) до 10 млрд долл. через Международный валютный фонд. Путин подтвердил намерение Москвы участвовать в спасении европейских должников через финансирование МВФ.
- РФ заинтересована в европейской стабильности. Мы заинтересованы в том, чтобы в еврозоне не было проблем, чтобы они были минимизированы.
- - Но, разумеется, мы не будем связывать это ни с энергетикой, ни с чем-либо другим».
- - У нас таких проблем как в еврозоне нет.
- - В России госдолг 10 процентов, из них только три процента - внешние заимствования, то есть фактически он нулевой.
- - Мы можем говорить о здоровом характере наших финансов и чувствовать себя уверенными».
lo que implicaría un mayor poder del país en el fondo - -
фонде») вплетается в основной текст, по сути, безоценочный, и оформляется как присоединительная конструкция, что из разряда предположения, гипотезы переводит ее в разряд утверждения, разъяснения, замечания: «Rusia estaría dispuesta a ayudar a los países de la zona euro hasta 10.000 millones de dólares a través del Fondo Monetario Internacional (lo que implicaría un mayor poder del país en el fondo)».
По мнению испанских исследователей СМИ, одной из частотных тактик стратегии умолчания является тактика нейтрализации негативной информации (Neutralización de la información negativa), предполагающая сопровождение негативных новостей положительными, что значительно снижает отрицательное впечатление [2]. Эффект сокрытия, утаивания происходит неявно, путем переключения внимания на более сильный раздражитель. Что касается имиджа России, то здесь, скорее, более работает тактика нейтрализации положительной информации. Текст композиционно разделен на 2 части: позитивная информация, противительный союз / уступка, отрицательная информация. Отрицательная информация, как правило, относится к заключительной части текста, выделяется интонационно, что уже само по себе является сильным приемом воздействия.
В репортаже «Rusia a dos revoluciones» (http: // www.rtve.es/noticias/20111202/portada-rusia-dos-revoluciones) сравнивается Россия 1991 и 2011 гг. Современная Москва предстает перед зрителем как колоссальная витрина потребительского общества: необыкновенные машины, гигантские рекламные щиты, коммерческие центры, бары, рестораны, гостиницы... Жизнь в Москве улучшилась. Несомненно, это информация со знаком «+», но заканчивающаяся таким же несомненным «минусом» - это самый дорогой город в мире: «Sin duda, la vida en Moscú ha mejorado, pero a la vez es una de las ciudades más cáras del mundo» («Без сомнения, жизнь в Москве улучшилась, но это один из самых дорогих городов мира»). Положительная информация «люди спустя 20 лет стали очень приятными», «явно, живется лучше» обесценивается тем, что «господствует коррупция», «средствам массовой информации затыкают рот», «будущее политики предсказуемо». Прием нейтрализации позитивной информации усиливается и языковыми средствами: сложные предложения с противительным союзом но (la vida en Moscú ha mejorado,pero a la vez es
una de las ciudades más caras del mundo / жизнь в Москве улучшилась, но это один из самых дорогих городов мира; la vida ha mejorado pero la democracia ha empeorado (жизнь улучшилась, но с демократией стало хуже); se vive mejor pero también lo es que hay un regreso al pasado (живется лучше, но в то же время это регресс в прошлое).
Подобные конструкции приводят к необычным антонимичным и синонимичным отношениям, также обладающим силой воздействия: жизнь лучше - демократия хуже (демократия Ф хорошая жизнь), люди стали приятнее, жить стали лучше - регресс в прошлое (хорошая жизнь = регресс, прошлое). Сам по себе текст, основанный на противопоставлении, порождает, с одной стороны, двоичную систему оценивания «плюс» / «минус», «хорошо» / «плохо», «черное» / «белое», отрицая идею поэтапного развития, многогранности истины, с другой стороны, заставляет делать выбор между «хорошая жизнь» и демократия, который, россияне, по-видимому, уже сделали в сторону «хорошая жизнь»: «Todos saben quién será el próximo presidente o primer ministro. El futuro político y económico está diseñado y a la mayoría de rusos les parece perfecto, de momento» («Все знают, кто будет будущим президентом или премьер-министром. Будущая политика и экономика предсказуемы, и большинству россиян на данный момент это кажется идеальным»).
Часто воздействие стратегии умолчания достигается при совмещении нескольких тактик или приемов: непреднамеренная ложь, умышленная путаница, нейтрализация положительной или отрицательной информации, дымовая завеса, фильтрация, Off the record и др. О максимальном эффекте воздействия посредством формирования имиджа страны в массовом сознании мы можем говорить в том случае, когда максимально открытая и полная информация о событиях в стране, позитивная или негативная, в данном случае не имеет значения, перемежается с выборочной информацией о положении дел в другой стране. Создается иллюзия достоверности информации, СМИ воспринимаются как реальный источник информации, воздействие не носит явного характера, чем усиливает свой эффект.
Последние годы в Испании характеризуются массовыми акциями протеста, вызванными экономическим кризисом и достаточно жесткими антикризисными мерами правительства. Практически нет дня, чтобы в СМИ не упомя-
нули о тех или иных выступлениях недовольных. Репортажи о российских акциях протеста на Болотной площади конца 2011 г. и первой половины 2012 г. занимают значительное место в эфире. Сюжет от 6.05.2012 г. транслируется на фоне многочисленных сюжетов об испанских акциях протеста (31.03.2012 - всеобщая забастовка, обсуждение ее результатов, 2.05.2012 заявляет о забастовке против мер правительства Синдикат медиков, 6.05.2012 в эфире вспоминают Молчаливую забастовку (El huelga de silencio), направленную против режима Франко). Информация о российской акции протеста, представленная блоками «Las fuerzas antidisturbios han detenido etse domingo a más de 250 opositores que realizaron una sentada en el centro de Moscú» («Силами ОМОНа были задержаны в это воскресенье более 250 протестующих в центре Москвы»), «La mayoría fueron detenidos en la plaza Bolótnaya, donde se congregaron los manifestantes de “La Marcha de Millones”» («Большинство было задержано на Болотной площади, где собрались протестующие “Марша миллионов”»), «la policía impidió que una gran columna de opositores pudiera unirse a los manifestantes de la plaza» («полиция помешала тому, чтобы большая колонная оппозиционеров объединилась с манифестантами на площади»), акцентирует внимание зрителя на возможности открыто заявлять о своей позиции в Испании, свободно реализовать свое
право на волеизъявление; создает имидж Испании, страны, испытывающей временные экономические трудности, но зато отличающейся развитой демократией.
Современное общество - общество, которым правит информация. Слово способно донести информацию, сказать об информации, солгать, молчание - создать. Общество с каждым днем все эффективнее борется с явным, сказанным, но как защитить себя от неявного, утаенного, непроизнесенного?
Список литературы
1. Мартин, У. Дж. Информационное общество // Теория и практика общественно-научной информации : ежеквартальник. 1990. № 3. С.115-123.
2. Canel, M. J. Comunicación política: técnicas y estrategias para la sociedad de la información. Madrid, 1999.
3. Diccionario de La Lengua Española de Real Academia de España. Madrid, 2001.
4. García Beaudoux, Virginia. Propaganda gubernamental: tácticas e iconografías del poder. Buenos Aires, 2011.
5. New media and politics. London, 2001.
6. Parlamento y comunicación (nuevos retos) : XI Jornadas de la Asociación Española de Letrados de Parlamentos . Madrid, 2005.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 299-302.
Н. Н. Кошкарова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ МЕЖКУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ: ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
Дан анализ коммуникативного поведения участников политического интервью межкультур-ного уровня с позиций эколингвистики. Рассматриваются стратегии и тактики интервьюера и интервьюируемого как представителей определенного национально-культурного сообщества в ситуации конфликта и (или) для ее предотвращения.
Ключевые слова: политическое интервью межкультурного уровня, эколингвистика, общая тональность, грамматические особенности, оценочность.
Целью настоящего исследования является лингвистики. Актуальность такого взгляда на анализ коммуникативного поведения участни- исследование выбранного жанра политической ков политического интервью через призму эко- коммуникации не вызывает сомнения. Под-