Научная статья на тему '«Умный колледж»: синергетика качества квалификаций как ценностное отношение'

«Умный колледж»: синергетика качества квалификаций как ценностное отношение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНО-КОРПОРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО / ЭНДАУМЕНТ-ФОНД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович, Байбародских Андрей Александрович, Клочков Александр Николаевич

К критическому обсуждению предлагаются содержательные компоненты практико-ориентированной Концепции «умного колледжа» как регионального образовательного комплекса, концентрирующего ресурсы государственного органа управления образованием, бизнес-сообщества, региональных НКО, домохозяйств и личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Умный колледж»: синергетика качества квалификаций как ценностное отношение»

«Умный колледж»: синергетика качества квалификаций как ценностное отношение

НИКИТИН

Михаил Валентинович,

доктор педагогических наук, профессор, вице-президент Академии профессионального образования (АПО), Москва

БАЙБАРОДСКИХ Андрей Александрович,

кандидат психологических наук, заместитель начальника отдела регионального развития Департамента образования ЯНАО, г. Салехард (ЯНАО)

КЛОЧКОВ

Александр Николаевич,

директор Новоуренгойского многопрофильного колледжа, г. Новый Уренгой (ЯНАО)

«Национальная технологическая инициатива», предложенная Президентом РФ, предполагает наращивание критической массы успешных, целеустремленных, креативных молодых квалифицированных специалистов. Разработка практико-ориентированных компонентов в рамках данной инициативы в крупном колледже — образовательном комплексе должна стать значимым драйвером для всех субъектов, заинтересованных в кадровом импортозамещении.

Аннотация

К критическому обсуждению предлагаются содержательные компоненты практико-ориентиро-ванной Концепции «умного колледжа» как регионального образовательного комплекса, концентрирующего ресурсы государственного органа управления образованием, бизнес-сообщества, региональных НКО, домохозяйств и личности

Ключевые слова:

«умный колледж», программа развития «умного колледжа», конкурентные преимущества «умного колледжа», частно-корпоративно-государственное партнерство, профессиональное портфолио, эндаумент-фонд

3 декабря 2014 года на заседании выездной коллегии Департамента образования ЯНАО прошло критическое обсуждение Концепции «умного колледжа», которая была разработана Академией профессионального образования и коллективом Новоуренгойского многопрофильного колледжа.

Концепция «умного колледжа»

Гипотеза Концепции основана на том, что подготовку новых кадров на базе колледжа — образовательного комплекса для новых экономических укладов можно осуществлять эффективно и качественно, если:

- перечень профессий, специальностей и технологий обучения будет отвечать потребностям многоукладной экономики и рынка квалификаций, а обучающиеся получат возможность большего выбора образовательных траекторий для профессиональной карьеры (стажер, рабочий, мастер, техник-технолог, ремесленник, фермер, предприниматель);

- будут трансформированы традиционные статусы педагогических, методических, учебно-вспомогательных работников УСПО на основе освоения ими 1Т-квалификаций: «сетевой преподаватель», «дистант-преподаватель», «преподаватель (методист)-консультант», «педагогический дизайнер курса», «мастер-тьютор обучения лиц с ОВЗ», «диспетчер курса», «лаборант депозитария образовательных модулей», «системный администратор», «студент-коуч», «сетевой психолог», «преподаватель (методист)-модератор», «веб-мастер», «мастер-ментор стартапов», «методист-организатор проектного обучения», «преподаватель инфор-матики-координатор образовательной онлайн-платформы» и др.;

- требования к результатам обучения и воспитания студентов по специальностям СПО будут спроектированы с учетом профессиональных стандартов, где качество результата будет доказываться рейтинговым местом студента в конкурсах профессионального мастерства, предметных олимпиадах, спортивных и творческих конкурсах. Процессуальные результаты будут фиксироваться в профессиональном портфолио, а конечные — в государственном дипломе СПО. Специальность СПО определена ядром для дополнительных квалификаций и условием обеспечения качества жизни. Компоненты гипотезы коррелируют с апробированными моделями эффективного контракта с преподавателями, мастерами, методистами и руководителями учреждений СПО на основе установления взаимосвязи между показателями качества и эффективности профессионального образования с объемами стимулирующих финансовых выплат;

- организационные формы получения среднего профессионального образования будут сопряжены с ресурсами электронной информационно-образовательной среды колледжа для обеспечения доступности модульных образовательных программ, массовых открытых онлайн-курсов для всех возрастных групп граждан, в том числе для профессиональной подготовки малочисленных коренных народов Крайнего Севера и лиц с ОВЗ;

- правовые, управленческие, финансовые, информационно-технологические механизмы взаимодействия среднего профессионального образования, бизнес-сообщества, государства, некоммерческих и сетевых организаций будут осуществляться на принципах заказа и частно-государственного партнерства, а также на основе приоритетов внешней общественно-про-

фессиональной аккредитации и сертификации квалификаций;

- будут определены гибкие механизмы интернационализации среднего профессионального образования на основе признания квалификаций неформального, спонтанного обучения, вхождения в программу «двойных дипломов» и участия в международных конкурсах профессионального мастерства ШогЫ8кЛк

Теоретическая база

Теоретической базой Концепции «умного колледжа» стали приоритетные исследования российских ученых по психологии выбора профессии и становления профессионализма (Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, А. В. Фонарев, Д. И. Фельдштейн, А. А. Урмина и др.), управлению профессиональной карьерой в условиях многоукладности экономики (Т. Дейвенпорт, А. А. Климов, М. В. Никитин, С. И. Сотникова и др.) и синергетический подход (Е. А. Солодо-ва и др.), на основе которого крупный региональный УСПО — образовательный комплекс рассматривается как инновационный ресурс для субъектной самоорганизации участников образовательного процесса (специалист, группа, команда, бригада, кафедра, сообщество и т.п.) и условие накопления опыта успешной профессиональной деятельности.

Синергетика, как научная дисциплина, занимается исследованием открытых систем, состоящих из большого количества элементов, компонентов, структур, которые нелинейно взаимодействуют между собой.

Такими сложными самоорганизующимися системами становятся УСПО — крупные образовательные комплексы, условием развития которых становится «живой порядок самоорганизации», где этические нормы успешной трудовой, профессиональной деятельности транслируются в социальную среду и гармонизируют отношения в экономике, обществе, семье, государстве.

Принципы реализации Концепции «умного колледжа»:

- саморазвитие образовательной организации колледжа с сетью филиалов на основе концентрации ресурсов и кооперативных взаимодействий различных субъектов, цель которых — повышение качества жизни человека (здесь и сейчас);

- профессиональная квалификация есть репутационный (этический) капитал личности, формируемый в различных форматах самостоятельной учебной, профессиональной, спортивной, досуговой, общественной деятельности;

- непрерывность и доступность образования через всю жизнь как возможность выбора различных интегрированных программ, курсов, квалификаций;

- приоритетность воспитания делом, примером, ситуацией, отношениями. Логика

успешности гражданского воспитания: потребности — условия — организационная структура по управлению воспитательной работой — продукт — результат — эффект. Приоритетная модель — модель воспитания выпускника колледжа как гражданина (специалиста)-нало-гоплательщика.

Стратегические цели «умного колледжа»:

- форсированное наращивание конкурентных преимуществ и персонала и выпускников УСПО — образовательного комплекса на основе повышения качества воспитания, профессионального образования/подготовки квалифицированных рабочих, а также их самозанятость;

- квалификации в большей степени начинают формироваться в ходе практик, стажировок, самостоятельного выполнения предпринимательских проектов. Квалификации обучающихся рассматриваются как результат совместного вклада обучающегося, УСПО и отраслевого работодателя (заказчика кадров).

Практико-ориентированные задачи «умного колледжа»

Становление региональных колледжей — образовательных комплексов среднего профессионального образования как инновационного социального института невозможно без активизации «инновационных регуляторов» и решения следующих практико-ориен-тированных задач.

Первая задача: определение ассоциациями работодателей кратко- и среднесрочных прогнозов потребностей в трудовых ресурсах применительно к развитию территориально-отраслевых кластеров, что позволит согласовать механизм госзадания КЦП (контрольных цифр приема студентов) с категорией заказчика и снизить диспропорцию по уровню и структуре квалификаций. Предложен к апробации новый макет КЦП.

Проектирование контрольных цифр приема в колледж (техникум) — образовательный комплекс должно включать следующие пропорции:

- прием на обучение школьников (первый поток) после 9 класса — 70-75%;

- прием на обучение школьников (второй поток) после 11 класса — 15-20%;

- прием на обучение взрослых, безработных, малообеспеченных, инвалидов, лиц с ОВЗ, демобилизованных (третий поток) по программам профессиональной подготовки, повышения квалификации — 15-5%.

Диверсификация самозанятости и трудоустройства выпускников регионального колледжа будет иметь более сложную структуру: малоквалифицированные работники (курьеры, разносчики рекламы, уборщики и др.); квалифицированные рабочие; высококвалифицированные рабочие как база инженерных специальностей; мастера; ремесленники; организаторы малого бизнеса (индивидуальные

Глоссарий базовых понятий

«Умный колледж» —

региональная практико-ориентированная модель концентрации ресурсов образовательной сети (разноуровневых образовательных организаций) для снижения кадрового дефицита региональной многоукладной экономики, развития гражданского общества на основе личностного и профессионального самоопределения человека

Конкурентные преимущества «умного колледжа», как сложной самоорганизующейся системы, проявляются в следующих его характеристиках:

а) доступность видов деятельности для выбора образовательных маршрутов различными возрастными группами молодежи, в том числе лицами с ОВЗ;

б) профессиональная квалификация есть ценностная норма, характеризующая развитие личности на основе мотивации к обновлению квалификаций в течение всей жизни;

в) снижение кадрового дефицита региональной многоукладной экономики на основе трансфера ее потребности в квалификациях

в виды образовательных программ

Программа развития «умного колледжа» -

инструмент проектирования механизмов поэтапного наращивания конкурентных преимуществ колледжа (техникума) как вневузов-ского профессионального образования с участием бизнес-сообщества, региональных НКО и Ассоциаций успешных выпускников УСПО

Конкурентные преимущества проектируемой региональной модели «умного колледжа»

и традиционной модели УСПО

№ п/п Традиционная модель УСПО Проектируемая модель «умного колледжа»

1 Цель — подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (техников) Цель — форсированное наращивание конкурентных преимуществ персонала и выпускников УСПО на основе повышения качества профессионального образования и подготовки квалифицированных рабочих и их трудоустройства Квалификации начинают формироваться в большей степени в ходе практик, стажировок, самостоятельного выполнения предпринимательских проектов. Квалификации обучающихся рассматриваются как результат совместного вклада обучающегося, УСПО и отраслевого работодателя (заказчика кадров) Способом разрешения противоречий между потребностями многоукладной экономики в кадрах с разным уровнем квалификации, государством, обществом и личностью станет «выращивание» «умного колледжа» в региональный Институт прикладных квалификаций (вуз) на основе сопряжения программ СПО и практи-ко-ориентированного бакалавриата (3 + 2 года)

2 Приоритет партнерства с внешней средой — монополия госструктур управления образованием на основе контрольных цифр приема, госзадания, лицензирования, государственной аккредитации и государственной собственности на имущественный комплекс Приоритет партнерства с внешней средой — частно-корпоративно-государственное партнерство с ориентацией на качество и ценности профессиональных квалификаций. Делегирование полномочий по общественно-профессиональной аккредитации, независимой оценке качества и сертификации квалификаций бизнес-сообществу, а форматов трудоустройства — заказчикам кадров и выпускникам УСПО

3 Ориентация на требования ФГОС СПО и длительные сроки освоения программ (2,5-4 года) Ориентация на требования Национальной рамки квалификаций, требования профессиональных стандартов и включение колледжа в систему международных конкурсов профессионального мастерства WORLDSKILLS, систему «двойных дипломов» и академических обменов преподавателями и студентами с зарубежными колледжами

Централизация функций управления (финансирование, контроль, надзор) у государственного учредителя, в том числе УСПО — государственное бюджетное учреждение Деконцентрация механизмов управления колледжем — образовательным комплексом между госучредителем, бизнес-сообществом, отраслевыми профсоюзами, муниципальными образованиями и НКО. Переход к управлению на основе заказов и программ, в том числе разработка штатных расписаний на программу и реализация госзадания на основе норматива подушевого финансирования

5 Оптимизация региональной сети на основе реорганизации и укрупнения учреждений СПО Формирование крупных региональных (городских) горизонтально-интегрированных образовательных комплексов, в структуру которых , как правило, входят: межшкольный учебный комбинат, вечерняя (сменная) школа, малокомплектная сельская школа, детский сад, центр профориентации и региональные учреждения НПО. Ядром комплекса должно стать УСПО — лидер в обеспечении качества профессионального образования и предпринимательских ориентаций

6 Трудоустройство выпускников УСПО либо рабочими, либо техниками, либо призыв в РА Мотивация школьников к выбору профессиональной карьеры на основе портфо-лио и множественности форматов трудоустройства: волонтер, стажер, квалифицированный рабочий, прораб, мастер, техник-технолог, ремесленник, фермер, индивидуальный предприниматель. Выпускник УСПО будет призываться в РА по профилю полученного гражданского образования и возвращаться в колледж на программу «Как открыть собственное дело и создать семью» Профессиональные квалификации специалиста — это не затраты, а источники конкурентных преимуществ личности, фирмы, экономики

№ п/п Традиционная модель УСПО Проектируемая модель «умного колледжа»

7 Программы дополнительного профессионального обучения не являются обязательным компонентом качества профессиональных квалификаций МЦПК колледжа — образовательная структура, специально созданная для разработки и реализации программ дополнительного профессионального обучения различных возрастных групп. Профессиональные квалификации невозможны без участия обучающихся в системе конкурсов профессионального мастерства, предметных олимпиадах, спортивных и технических соревнованиях Развитие института практик и инновационного, в том числе успешного опыта профессиональной деятельности

8 Студент государственного УСПО социально защищен: стипендия, питание, проезд, учебники, досу-говая деятельность, пользование Интернетом Приоритет социально-профессиональной успешности личности на основе интенсификации образовательного и воспитательного процессов: чем выше личностные показатели в конкурсах, олимпиадах, тем оптимальнее форматы и сроки обучения, тем лучше выбор места для практики, трудоустройства и выше оплата труда

предприниматели, самозанятые); техники-технологи; военные специалисты по профилю гражданской специальности.

Вторая задача: формирование отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов для обеспечения сравнимости квалификаций, получаемых гражданами разных стран, в том числе в результате как формального, так и неформального обучения, что позволит проектировать учебный процесс в «кредитных единицах» как результатах обучения.

Третья задача: проектирование территориально-отраслевых образовательных комплексов, ядром которых должны стать крупные региональные колледжи (техникумы) под внешним управлением Ассоциаций успешных выпускников, эндаумент-фондов и авторитетных Наблюдательных советов.

Горизонтальная «договорная децентрализация» управления как инновационная практика позволит согласовать ресурсы партнеров-заказчиков с качеством квалификаций рабочих, мастеров, ремесленников, фермеров, предпринимателей и перейти «от рынка дипломов к рынку квалификаций». Эффективным инструментом решения этой задачи должны стать многофункциональные центры профессиональных квалификаций.

Логика структурной горизонтально-интегрированной модернизации представлена следующими субъектами: детский сад — школа — региональный колледж — предприятие — армия — собственный бизнес — квартира — семья с тремя детьми — региональный Институт прикладных квалификаций (вуз).

Четвертая задача: освоение гражданами разных социально-возрастных групп ценности качества жизни в соответствии с качеством профессионального образования/ обучения на протяжении всей жизни. Ранняя

профориентация обеспечивает квалификационный капитал личности как стратегию социальной успешности: «больше умеешь — лучше живешь».

Конкурентоспособность и социальная успешность личности, общества, государства зависят от мотивации к профессиональным квалификациям, то есть от наличия людей с «золотыми руками и креативной головой».

Конкурентные преимущества проектируемой региональной модели «умного колледжа» и традиционной модели УСПО наглядно представлены в приведенной выше таблице.

Литература

1. Дейвенпорт Т. Зарабатывая умом. Как повысить эффективность деятельности работников интеллектуального труда / [ Пер. с англ. И. Татариновой]. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2011. — 304 с.

2. Зеер Э. Ф. Профессиональное развитие человека в системе непрерывного образования // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 9. — С. 10.

3. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / В. В. Галкин, Д. С. Зуева, А. Е. Волков, А. А. Климов, Д. С. Ко-нанчук, П. Б. Мрдуляш / Под ред. А. А. Климова. — М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2010. — 104 с.

4. Никитин М. В. Предпринимательский колледж: концепция государственно-частного партнерства // Профессиональное образование. Столица. — 2011. — № 10.

5. Сотникова С. И. Управление карьерой: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 408 с.

6. Урмина И. А. Формирование карьеры современной российской молодежи в эпоху глобализации: в 2-х частях. М.: ФИРО. — 2013. — 88 с.

Становление региональных колледжей — образовательных комплексов невозможно без активизации«инновационных регуляторов»

и решения практи-ко-ориентирован-ных задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.