Забузов О.Н.
к.полит.н., доцент, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН; Московский
государственный лингвистический университет
zabuzov@mail.ru
«УМНЫЕ ГОРОДА»: ОПЫТ РОССИИ И КИТАЯ
Ключевые слова: «умный город», Россия, Китай, население, инфраструктура, урбанизация, территория, пространство, благоустройство, технологии, практики, власть.
Keywords: smart city, Russia, China, population, infrastructure, urbanization, territory, space, improvement, technologies, practices, political power.
По данным Всемирного банка, начиная с 1960 г. мировой уровень урбанизации растет практически в арифметической прогрессии. Если в 1960 г. количество проживающих в городах составляло чуть более 33%, то в 2019 г. -более 55%1. Уже сейчас, большинство населения Земного шара проживает в городах.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. уровень урбанизации в России составляет 73,72%2. По данным China Statistical Yearbook 2019, уровень урбанизации в Китае составляет - 59,58%3. Уровень урбанизации в обеих странах превышает среднемировые показатели.
И Россия, и Китай имеют сходные особенности в расселении жителей по своей территории. Основные заселенные территории России приходятся в основном на южную часть страны, протягивающуюся с запада на восток. Северные и Арктические территории страны слабо заселены и имеют низкую плотность расселения. Схожая картина наблюдается и в Китае. Население этой страны сосредоточено в восточной части Китая, его прибрежных территориях. Западная же часть страны менее заселена, и как следствие менее освоена.
Очевидно, что малозаселенные территории обеих стран необходимо осваивать. В этом плане определенное место и роль отводится развитию городов. Именно становление и развитие городов как центров развития определенных территорий является тем драйвером, который будет способствовать экономическому росту регионов.
В истории имеется опыт строительства городов с нуля. Это и строительство Санкт-Петербурга, и ведущееся в настоящее время строительство городского района Сюнань, расположенного в провинции Хэбэй примерно в двух часах езды от центра Пекина.
Естественно, развитие уже существующих городов, проектирование новых городов необходимо осуществлять с учетом передового мирового опыта, базирующегося на концепции умного (smart) города.
Прежде чем обратиться к опыту России и Китая по развитию умных городов, стоит сделать несколько замечаний относительно понятия «умный город».
Ряд авторов отмечают, что умный город - город с принципиально новыми механизмами управления самим городом. Трансформация управления городом проявляется как в системе городского и муниципального управления городскими образованиями, так и в более широком привлечении жителей города к его управлению в совершенно различных аспектах, вплоть до возможности влиять на формирование и распределение городского бюджета и на элементы городской инфраструктуры.
Немаловажным аспектом признается развитие умного городского транспорта и умной транспортной инфраструктуры. К примеру, индийский г. Ахмадабад реализует программу скоростного автобусного движения. Бремен держит пальму первенства по развитию каршеринга. Эта услуга активно развивается и в России, а в Китае уже доступна аренда электромобилей.
В тесной связи с концепцией умный город находится проблема развития жилья в городе. Это не только умный дом, но и концепции развития умных улиц с адаптивным освещением, реинновационные программы по жилью, реализуемые по модели джентрификации, строительство экологичного жилья.
Немаловажным фактором является развитие умных общественных пространств в системе развития умного города, которое осуществляется различным образом. Торонто активно развивает набережные, Сингапур практически завершил интеграцию всех городских парков в единую сеть. В ряде городов устраиваются специальные площадки для проведения митингов, без обычного в таких случаях уведомления властей по принципу английского Гайд-парка.
1 Urban population (% of total population). - https://data.worldbank.org/indicator/SP.URB.TOTL.IN.ZS?end=2019&start=1960& view=chart&year_high_desc=true
2 Всероссийская перепись населения 2010 года. Т. 1. Численность и размещение населения - https://gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/Documents/Vol1/pub-01-05.xlsx
3 New Statistical Yearbooks Published by China Statistics Press. - http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2019/indexeh.htm
Достаточно противоречивы оценки места и роли ИКТ в концепции умного города. Ряд авторов отождествляют процессы развития умного города с процессами распространения ИКТ в городской среде. Существует и другое видение места и роли ИКТ в системе умного города, в котором ИКТ рассматриваются как своего рода нервная сеть городской среды, т.е. не как самодостаточный феномен в системе умного города, а как средство реализации различных городских практик в системе умного города. В связи с этим следует подчеркнуть, что «"умные города" - это скорее процесс постоянных изменений, а не статичный результат»1.
Учитывая, что город - это место проживания значительной части населения, есть все основания предположить, что городская умная среда по своей структуре соответствует структуре общества в целом. Ввиду этого в структуру умного города будет входить составляющие, которые (1) регулируют и развивают политическое городское пространство; (2) регулируют и развивают экономическое городское пространство; (3) регулируют и развивают социальное городское пространство и (4) информационное (духовное) пространство.
Российский опыт развития умных городов
Президент России В. Путин на конференции по искусственному интеллекту Artificial Intelligence Journey (AI Journey 2020) отметил, что «алгоритмы искусственного интеллекта в Москве применяются в здравоохранении и образовании, в сфере безопасности и в формировании так называемого умного города. Причём многие технические решения значительно опережают развитие нормативно-правовой базы на уровне всей страны»2.
В России проект «Умный город» реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика».
Проект «Умный город» направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан и базируется на пяти ключевых принципах:
1) ориентация на человека;
2) технологичность городской инфраструктуры;
3) повышение качества управления городскими ресурсами;
4) комфортная и безопасная среда;
5) акцент на экономической эффективности, в том числе сервисной составляющей городской среды.
Основной инструмент реализации этих принципов - широкое внедрение передовых цифровых и инженерных
решений в городской и коммунальной инфраструктуре. Цель развития «Умного города» состоит не только в цифровой трансформации и автоматизации процессов, но и в комплексном повышении эффективности городской инфраструк-
3
туры .
В российском видении компонентами умного города являются:
- эффективное городское управление;
- инновации для городской среды;
- интеллектуальные системы безопасности;
- инфраструктура сетей связи;
- умное ЖКХ;
- умный городской транспорт;
- интеллектуальные системы экологической безопасности;
- туризм и сервис.
Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика» выявил ряд успешных проектов в номинации «Умный город». Так, в Мурманске, для вовлечения граждан в решение актуальных проблем и для обсуждения вопросов городского развития создан портал «Наш Север». Портал состоит из пяти функциональных модулей: 1) прием и обработка сообщений; 2) проведение голосований; 3) прием инициатив; 4) информирование о проектах благоустройства; 5) карта работ. Для неопытных пользователей доступен бот-помощник. Пройдя регистрацию или воспользовавшись учетной записью gosuslugi.ru, любой житель Мурманской области может, к примеру, сообщить о проблеме: помочь власти контролировать и своевременно устранять недочеты по состоянию инфраструктуры коммунального хозяйства и благоустройства (за 10 рабочих дней жителю придет ответ). В личном кабинете можно отследить решение проблемы и оценить качество ее решения, принять участие в голосованиях (жители имеют возможность повлиять на развитие городской среды, учет мнения встроен в управленческий процесс по выбору проекта благоустройства), выступить с инициативой по благоустройству. Портал «Наш Север» также является информационным ресурсом о планах по развитию муниципальной инфраструктуры и перспективах ее развития.
В г. Новомосковске Тульской области, развитие системы повседневного управления городским хозяйством привело к необходимости интеграции различных муниципальных подсистем. В городе уже установлена интеграционная платформа и проведено поэтапное объединение имеющихся в городе подсистем мониторинга и управления. Платформа представляет собой так называемый «цифровой двойник города». «Двойником» охвачено 16 направлений
1 Еремеев С.Г. Smart City: управленческие аспекты и компетенции Smart City-менеджера // Власть. - М., 2019. - № 2. -С. 57-62.
2 http://kremlin.ru/events/president/news/64545
3 Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город». - https://minstroyrf.gov.ru/trades/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsii-gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/?sphrase_id=1300592
сферы ЖКХ, городского транспорта, общественной безопасности и управления городом. В 2019 г. в качестве пилотных решений установлены рабочие места, интегрированные с ЕДДС в ОМВД по г. Новомосковск, скорой медицинской помощи, тепловой компании.
Реализуемый в Белгороде проект «Народная экспертиза» - это создание региональной онлайн-платформы, которая ставит перед собой цель эффективного взаимодействия между жителями Белгородской области, органами власти, управляющими компаниями, коммунальными службами и ресурсоснабжающими организациями. На платформе жители могут сообщить о проблеме, предложить идею для реализации, оценить работу муниципального учреждения, участвовать в опросах и высказать свое мнение. С ростом популярности портала увеличивается объем сообщений, которые необходимо обрабатывать. Виду этого, в 2019 г. был внедрен алгоритм автоматического определения категории и темы сообщения, а также ответственного исполнителя. Алгоритм работает с точностью выше 90% в отношении более чем 300 тематических линий и около 200 ответственных исполнителей.
В Новороссийске в рамках проекта «Умный город» проведена цифровая трансформация городского управления: создана единая дежурная диспетчерская служба, которая обладает всей актуальной информацией о городской экосистеме и обеспечивает информирование жителей и оперативное реагирование на сообщения о проблемах от населения. В органах местного самоуправления введена в действие система электронного документооборота. Для оперативного обнаружения проблем функционирования транспортной системы внедрена единая информационная система мониторинга пассажиропотока общественного транспорта. Установлены новые остановочные павильоны. Внедрена безналичная система оплаты проезда на платных парковочных пространствах. В городе появился городской велопро-кат. Кроме того, переведены на безналичную оплату платежи в образовательных учреждениях города, услуги ЖКХ, покупка билетов в городской театр и в муниципальный кинотеатр через мобильное приложение. Создано мобильное приложение для жителей и гостей города - это дополнительный источник доступа к информации о городе и возможность обращения в организации и органы власти. В приложении имеется и доступ к видеокамерам в режиме реального времени.
В сфере ЖКХ, осуществлено подключение автопарка дорожной и коммунальной техники к ГЛОНАСС. В рамках проекта в 2019 г. был реализован энергосервисный контракт. Произведена замена 15,5 тыс. светильников наружного уличного освещения на энергосберегающие. Экономия энергопотребления составила 62 % в сравнении с аналогичным периодом 2018 г.
На территории города, в местах массового скопления жителей и гостей, созданы точки притяжения: установлены арт-объекты, подключенные к Wi-Fi в целях организации комфортной и современной городской среды, популяризации культуры и искусства среди населения. Данные мероприятия расширяют культурное (цифровое) пространство города1.
Опыт Китая по развитию умных городов
В настоящее время Китай переживает период ускоренной урбанизации. В целях устойчивого городского развития строительство умных городов для КНР стало реальностью и важнейшей тенденцией дальнейшего городского развития. В Китае в настоящее время строится 500 умных городов. Четыре кластера умных городов сформированы в Бо-хайском экономическом районе, в дельте реки Янцзы, в дельте реки Чжуцзян и на Среднем Западе2.
Генеральный секретарь Си Цзиньпин подчеркнул во время своего визита в Чжэцзян: «Использование больших данных, облачных вычислений, блокчейна, искусственного интеллекта и других передовых технологий для продвижения инновационных методов городского управления, моделей управления и концепций управления, от оцифровки до интеллекта и интеллекта, чтобы сделать города умнее и умнее, - это неизбежный этап модернизации системы го-
« 3
родского управления и возможностей управления, который имеет широкие перспективы» .
Такие практики уже сейчас успешно реализуются в Китае. К примеру, платформа Smart Community Service интегрирует систему сбора данных об услугах, использующих мобильную измерительную систему Trimble MX7, установленную на транспортном средстве; систему съемки городских пространств SMUC собственной разработки, а также другие передовые технические средства, собирающие информацию для обеспечения интеллектуальных услуг. Платформа может поддерживать голосовое, графическое и текстовое взаимодействие в режиме реального времени между организациями и гражданами, а агентства по обеспечению услуг сообществу могут интегрироваться в общественные службы4.
В Китае создана современная система анализа логистики, основанная на технологии географической информационной системы (ГИС, GIS). Данная технология использует мобильный Интернет и Интернет вещей, большие данные, блокчейн и другие современные технологии. С помощью этой системы осуществляется контроль всего логисти-
1 Комфортная городская среда и ЖКХ. Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика». - Ьйр8://тт81гоуг1:". gov.ru/upload/iblock/e78/Sbornik_LMP_2020_v2_compressed.pdf
2 ШФШШ - https://baijiahao.baidu.com/s?id=1613471886697164742&wfr= spider&for=pc
3 АЙЙ - https://baijiahao.baidu.com/s?id=1669616700062072981&wfr= spider&for=pc
4 - http://tougao.njsuhu.cn/index.php?s=&c=content&a=issue&id=17072& key=6418
ческого процесса - отгрузки, транспортировки, получения, расчетов и др., что позволяет снизить отраслевые затраты, улучшить качество перевозок и реализовать на практике идею создания интеллектуальной сети грузоперевозок1.
Город Чэнду стал лидером в развитии цифровой экономики Китая. Это первый город в Китае, имеющий гигабитную сеть. Жители Чэнду могут решать через приложения различные вопросы, относящиеся в том числе к дорожному движению, образованию, здравоохранению, занятости и коммерческим услугам. Возможность «оплаты лицом» будет использоваться во все большем числе магазинов. При входе в магазин можно использовать свой мобильный телефон для сканирования QR-кода, чтобы связать свой номер мобильного телефона, а затем «заплатить лицом».
В Шанхае существует платформа общественных услуг для граждан - Citizen Cloud. В настоящее время на платформе предоставлено 104 государственных услуги, охватывающие шесть категорий. К ним относятся личная информация, медицина и здравоохранение, транспорт, социальное обеспечение, общественная жизнь, туризм и отдых, на платформе зарегистрировано более 7,6 миллионов граждан.
Шанхай создал основу для информатизации дорожного движения, включая комплексную службу информации о дорожном движении, службу информации об общественном транспорте и службу информации об общественных парковках. На автобусных остановках города установлено более 1600 ЖК-экранов и более 1700 электронных табло, с которых пассажиры получают информацию о фактическом времени прибытия автобусов. В будущем пассажиры смогут покупать билеты на метро, «расплачиваясь лицом».
В области интеллектуальной экономики облачные вычисления, большие данные, искусственный интеллект и другие смежные отрасли становятся приоритетными направлениями в Шанхае2.
Стоит отметить, что Китай проявляет интерес к феномену умного города не только в плане реализации реальных городских практик, но и в отношении теоретического осмысления и привлечения передовых разработчиков решений умного города со всего мира.
К примеру, академический журнал «Умный город» издаваемый Институтом научной информа-
ции провинции Ляонин призван отражать возможности страны для развития умных городов, направлять и продвигать его через платформы печатных СМИ, активно участвовать в процессе строительства и развития умных городов3.
В этой связи стоит упомянуть и Пекинскую международную ярмарку умных городов, имеющую существенное значение для ускорения индустриализации, информатизации, урбанизации, модернизации сельского хозяйства, интеграции, повышения потенциала устойчивого городского развития .
1 Й^ОККда^^Г^аШ^ЙЙ^Ж^Ш - http://tougao.njsuhu.cn/index. php?s=&c= content&a=issue&id=17072&key=6423
2 Chris Quan. Top 8 Smart Cities in China. - https://www.chinahighlights.com/travelguide/top-china-smart-cities.htm
3 [Электронный ресурс]. URL: http://tougao.njsuhu.cn/index.php?c=content&a=show&id=17072 (дата обращения: 30.07.2021).
4 China Beijing International Smart City Fair 2021. CantonFair.net. China Trade Show Guide [Электронный ресурс]. URL: https://www.cantonfair.net/event/1078-china-beijing-international-smart-city-fair (дата обращения: 30.07.2021).