Научная статья на тему 'Умные дороги, как основа ресурсосберегающих технологий в транспортной инфраструктуре'

Умные дороги, как основа ресурсосберегающих технологий в транспортной инфраструктуре Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
751
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОРОЖНЫЕ ПАНЕЛИ / УМНАЯ ДОРОГА / ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ЕНЕРГОЗБЕРіГАЮЧі ТЕХНОЛОГії / ДОРОЖНі ПАНЕЛі / РОЗУМНА ДОРОГА / ДОРОЖНЯ РОЗМіТКА / АЛЬТЕРНАТИВНі ДЖЕРЕЛА ЕЛЕКТРОЕНЕРГії / ENERGY SAVING TECHNOLOGIES / ROAD PANELS / SMART ROADS / ROAD MARKING / ALTERNATIVE ENERGY SOURCES

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Гнатов Андрей Викторович, Аргун Щасяна Валиковна, Киценко Олег Русланович

Проведена разработка и расчет панелей дорожного покрытия для системы «Умная дорога» с анализом количества сгенерированной и потребленной электроэнергии. Представлено конструктивное исполнение и раскрыт принцип действия системы «Умная дорога». Проведен расчет количества сгенерированной электроэнергии на единицу площади дорожного покрытия. Показано, что для обеспечения собственных нужд дорожные панели будут использовать до 71,25% от общего количества сгенерированной энергии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Smart roads, as the basis of resourcesaving technologies in transport infrastructure

Reasoning from the quality of roads, one may draw a conclusion as to the level of the state economic development. Nowadays there appear new generation roads, so-called «Smart Roads». «Smart Roads» must by themselves ensure power supply and road markings depending on traffic conditions; they must glow in the darkness, warn drivers of potentially dangerous road sections, monitor traffic conditions, react to emerging problems, charge electric vehicles in motion, etc. Therefore they must be equipped with a complex of the latest achievements in the fields of science and technology. The article proposes the design of the«Smart Roads» system panels, describes its operation principle and functionality. In the article, road paving panels for «Smart Roads» system have been calculated with an analysis of the amount of generated and consumed electric energy. This system is completely self-sufficient, i.e., it acts as an alternative and decentralized source of energy. In the daytime, solar energy from the solar panels is accumulated in the batteries by the side of the road. Also, energy comes from the piezoelectric elements when a car moves on the panel. When it gets dark, the accumulated energy is expended on the operation of the panel itself and on the LEDs that draw road markings and highlight certain parts of the road (if necessary). Excess electrical energy is supplied to other consumers of electricity. The amount of electricity generated per unit of road surface has been calculated. It is shown that for their own needs road paving panels will consume up to 71,25% of the total energy generated

Текст научной работы на тему «Умные дороги, как основа ресурсосберегающих технологий в транспортной инфраструктуре»

Серiя: Техшчш науки ISSN 2225-6733

УДК 629.341

© Гнатов А.В.1, Аргун Щ.В.2, Киценко О.Р.3

УМНЫЕ ДОРОГИ, КАК ОСНОВА РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ

Проведена разработка и расчет панелей дорожного покрытия для системы «Умная дорога» с анализом количества сгенерированной и потребленной электроэнергии. Представлено конструктивное исполнение и раскрыт принцип действия системы «Умная дорога». Проведен расчет количества сгенерированной электроэнергии на единицу площади дорожного покрытия. Показано, что для обеспечения собственных нужд дорожные панели будут использовать до 71,25% от общего количества сгенерированной энергии.

Ключевые слова: энергосберегающие технологии, дорожные панели, умная дорога, дорожная разметка, альтернативные источники электроэнергии.

Гнатов А.В., Аргун Щ.В., Киценко О.Р. Розумт дороги, як основа ресурсозбер^ гаючих технолояй у транспортнш тфраструктури Проведено розробку i розра-хунок панелей дорожнього покриття для системи «Розумна дорога» з аналiзом м-лькостi згенерованог i споживаног електроенергИ. Представлено конструктивне виконання i розкрито принцип дИ' системи «Розумна дорога». Проведено розраху-нок ^brn^i згенерованог електроенергИ на одиницю площi дорожнього покриття. Показано, що для забезпечення власних потреб дорожм панелi будуть викори-стовувати до 71,25% вiд загальног кiлькостi енергп, що згенеровано. Ключовi слова: енергозберiгаючi технологи, дорожт панелi, розумна дорога, до-рожня розмтка, альтернативш джерела електроенергИ.

A. V. Gnatov, SсК. V. Argun, O.R. Kitsenko. Smart roads, as the basis of resource-saving technologies in transport infrastructure. Reasoning from the quality of roads, one may draw a conclusion as to the level of the state economic development. Nowadays there appear new generation roads, so-called «Smart Roads». «Smart Roads» must by themselves ensure power supply and road markings depending on traffic conditions; they must glow in the darkness, warn drivers of potentially dangerous road sections, monitor traffic conditions, react to emerging problems, charge electric vehicles in motion, etc. Therefore they must be equipped with a complex of the latest achievements in the fields of science and technology. The article proposes the design of the «Smart Roads» system panels, describes its operation principle and functionality. In the article, road paving panels for «Smart Roads» system have been calculated with an analysis of the amount of generated and consumed electric energy. This system is completely self-sufficient, i.e., it acts as an alternative and decentralized source of energy. In the daytime, solar energy from the solar panels is accumulated in the batteries by the side of the road. Also, energy comes from the piezoelectric elements when a car moves on the panel. When it gets dark, the accumulated energy is expended on the operation of the panel itself and on the LEDs that draw road markings and highlight certain parts of the road (if necessary). Excess electrical energy is supplied to other consumers of electricity. The amount of electricity generated per unit of road surface has been calculated. It is shown that for their own needs road paving panels will consume up to 71,25% of the total energy generated.

1 д-р техн. наук, профессор, Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, г.Харьков, kalifus 76@gmail. com

2 канд. техн. наук, доцент, Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, г. Харьков, shasyana@gmail. com

3 студент, Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, г. Харьков, kicenko196835@gmail. com

Серiя: Техшчш науки ISSN 2225-6733

Keywords: energy saving technologies, road panels, Smart Roads, road marking, alternative energy sources.

Постановка проблемы. На сегодняшний день дороги являются визитной карточкой как страны в целом, так и каждого населенного пункта по отдельности. По их качеству можно определить уровень экономического развития государства. Поэтому в последнее время во всем мире появилось очень много различных проектов и концептов, которые кардинальным образом меняют представление о дорогах [1-3].

В сфере дорожного строительства наметились тенденции к активной реализации глобальных финансовых программ, направленных на преобразование и улучшение качества дорог, внедрение новых материалов и технологий. Современную дорогу уже стоит воспринимать как отдельный элемент строительства, это уже яркий неотъемлемый элемент всего архитектурного ансамбля местности, подчеркивающий красоту и неповторимость экстерьера города [1, 4-7].

Одним из основных требований к современным дорогам является то, что они должны полностью себя обслуживать, быть автономными. Вторым не менее важным требованием является то, что они должны стать альтернативными и децентрализованными источниками энергии как для элементов дорожной инфраструктуры, так и для других (сторонних) потребителей электрической энергии [6-12].

Анализ последних исследований и публикаций. Одной из первых идей при разработке новых инновационных дорог стало нанесение дорожной разметки с помощью специальной фотолюминесцентной краски [1]. Днем краска поглощает световую энергию и таким образом «заряжается», а ночью - «отдает» свет в окружающую среду. Заряда энергии хватает более чем на 10 часов. Этого вполне достаточно для освещения дорог в темное время суток. Похожую футуристическую дорогу, оснащенную интерактивным освещением и сообщающую о погодных условиях, разработал голландский дизайнер Daan Roose gaarde при содействии компании Heijmans. Небольшой участок такой дороги был построен в 2013 г. в голландской провинции [13].

Также голландская компания Volker Wessels работает над проектом пластикового дорожного покрытия (концепция дорог из пластиковых отходов) [5]. Такая дорога быстро собирается из блоков, при этом отдельные панели будут не сплошными, а полыми. В полостях разместятся кабели, трубопроводы, коллекторы и другие элементы инфраструктуры. Конструкция пластиковых дорог компании Volker Wessels имеет следующие преимущества: практически исключается фактор некачественного покрытия; полностью ликвидируется необходимость земляных работ при ремонте труб. Если же панель выйдет из строя, то ее можно будет изъять и заменить новой. По предварительным расчетам пластиковые дороги выдерживают температуры от -40 до +80 °С и пригодны для прокладки на любой почве, включая пески и болота. К тому же, они практически не выделяют в атмосферу углекислый газ (в отличие от асфальта).

Последним достижением современности стало проектирование, разработка и внедрение в практику дорог нового поколения, называемых «Умные дороги». Они самостоятельно обеспечивают свое функционирование по электропитанию, прорисовывают разметку в зависимости от дорожных условий, светятся в темноте, предупреждают водителей о появлении опасных участков, отслеживают состояние трафика, реагируют на возникающие проблемы, заряжают электромобили при их движении и т.п., то есть оснащены комплексом последних достижений науки и техники [2, 7-9].

Целью данной работы является разработка и расчет панелей дорожного покрытия для системы «Умная дорога» с анализом количества сгенерированной и потребленной электрической энергии.

Изложение основного материала. Проведение анализа существующих видов современных инновационных дорог и учет их преимуществ и недостатков позволило разработать систему «Умные дороги». Данная система предполагает автономное функционирование дороги в независимости от источников энергии. Она сама является альтернативным и децентрализованным источником энергии, который полностью покрывает свою потребность в энергии, а излишки отдает другим потребителям.

В Харьковском национальном автомобильно-дорожном университете на кафедре автомо-

Серiя: Технiчнi науки ISSN 2225-6733

бильной электронике коллективом авторов предложен один из вариантов конструкции панелей системы «Умная дорога», рис. 1 [14-17].

Панели

Пьезоэлектрические элементы

б

Рис. 1 - Конструктивное выполнение дорожной панели «Умная дорога»: а - конструкция панели; б - техническая реализация системы; 1 - прозрачная защитная крышка; 2 - опора крышки; 3 - нагревательные волокна; 4 - пьезоэлемент; 5 - солнечная панель; 6 - светодиоды; 7 - подкладка из стеклотекстолита; 8 - отсек для платы управления; 9 - желоб для электрических соединений

а

Каждая панель состоит из 3-х основных составляющих элементов. Первый - защитная верхняя крышка с опорами. Этот элемент конструкции выполнен из высокопрочного оргстекла с наклеенным с внутренней стороны электрическим нагревательным элементом в виде нагревательных волокон. В основе опор установлены пьезоэлектрические элементы, которые, в свою очередь, также способны вырабатывать электричество при сжатии. Второй - блок солнечных батарей со светодиодами. В данном элементе светодиоды и солнечные панели расположены по всей плоскости. Третий - основа панели с электронными платами управления и желобом для кабельной проводки. Тысяча таких панелей присоединены к одной аккумуляторной батарее (АКБ), находящейся в технологическом отсеке, расположенном рядом с «умной дорогой», под обочиной, рис. 1, б (справа).

Принцип работы системы «Умные дороги». В светлое время суток солнечная энергия через солнечные панели накапливается в АКБ под обочиной дороги. Также энергия поступает от пьезоэлементов при проезде автомобиля по панели. В темное время суток энергия, накопленная в АКБ, расходуется на работу самой панели и на светодиоды, которые прорисовывают дорожную разметку и подсвечивают (в случае необходимости) определенные части дороги. Избыток электрической энергии идет к другим потребителям электроэнергии (прилегающим к дороге сооружениям, домам, предприятиям, электрозаправкам и т. п.). «Умная дорога» способна проводить динамическую подсветку дороги перед автомобилем. Это определяется программным обеспечением панели в случае необходимости [17].

В опоры верхней крышки установлены пьезоэлементы, генерирующие энергию при нажатии, они передают сигнал о том, что на панель находится под нагрузкой. По величине значения сигнала определяется масса нагрузки. При необходимости система «Умная дорога» может отслеживать не только трафик на определенном участке дороги, но и тип автомобиля, его массу и скорость движения.

Серiя: Технiчнi науки ISSN 2225-6733

Функционал системы «Умная дорога» определяется следующими позициями:

- подсветки в ночное время (динамическая светодиодная разметка и предупреждающие знаки);

- подогрев панелей в холодное время года;

- просушка панели за счет подогрева (после дождя);

- сигнальная система (предупреждение о поломках панели); определения веса нагрузки на панель;

определение скорости передвижения транспортного средства;

- зарядка электромобилей от солнечных панелей; генерация электроэнергии; подсветки определенной части дороги;

- динамическая подсветка дороги перед автомобилем;

- предупреждение о необходимости снизить скорость в случае, если датчики нагрузки (пьезоэлементы) установят появление препятствия на дороге.

Расчет солнечной панели. Заполнение «Умной дороги» солнечными панелями составляет 75%. Для генерирования 1 кВт энергии при 100% заполнении солнечной панелью необходимо 6,6 м2 «разумной дороги». Тогда определим площади дороги при 75%-ном ее заполнении солнечными панелями:

6,6 х 6,6 • 25 „ ^ 2

— = —, х = —-= 1,65 м2. (1)

100 25 100

Исходя из полученного значения, вычислим реальную площадь дороги на 1 кВт генерированной мощности:

6,6 +1,65 = 8,25 м2. (2)

Т. е. для генерирования 10 кВт мощности электроэнергии необходимо 82,5 м2 дорожного покрытия системы «Умная дорога».

Т. к. радиус R шестиугольной дорожной панели составляет 0,46 м, тогда ее площадь определяется:

S = ^ = 3^°,462 = 0,55 м' (3)

2 2

Рассчитаем необходимое количество дорожных панелей, которые обеспечат генерацию 10 кВт мощности электроэнергии:

Ширина одной полосы движения дороги - 3,75 м. Тогда ширина дороги с двумя полосами движения составит 7,5 м. Определим площадь участка «Умной дороги» с двумя полосами для движения, который генерирует 10 кВт мощности электроэнергии:

82,5

= 11 м. (5)

7,5

То есть участок дороги шириной 7,5 м и длиной 11 м сгенерирует 10 кВт мощности электроэнергии за один час.

Следует учесть реальные условия (затенение дороги, загрязнение дорожных панелей, угол падения солнечных лучей на солнечные элементы панели и т. д.), которые увеличивают длину этого участка дороги до 15 м. Т.е. в реальных условиях участок дороги 7,5x15 м обеспечивает генерацию 10 кВт/ч, что соответствует площади 112,5 м2.

С учетом реальных условий эксплуатации рассчитаем количество панелей системы «Умная дорога», которые обеспечат генерирование 10 кВт мощности электрической энергии:

1125 . 205. (6)

0,55

Так как 1 LED RGB светодиод максимально потребляет 0,064 Вт, следовательно, при установке 150 LED RGB светодиодов их суммарное потребление мощности будет 9,6 Вт. Тогда на светодиодное освещение для питания 205 панелей необходимо ~2 кВт мощности электроэнергии (на один час работы).

Далее рассчитаем потребляемую мощность нагревательного элемента для одной панели.

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХШЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2017р. Серiя: Техшчш науки Вип. 35

ISSN 2225-6733

Исходя из того, что 2,7 м нагревательного волоска потребляет 50 Вт, а для одной панели достаточно 1,35 м:

50

— = 25 Вт. (7)

2

25 Вт электроэнергии необходимо для разогрева для одной дорожной панели. Для 205 панелей это соответствует:

25 • 205 = 5,125 кВт. (8)

Соответственно, в зимние месяцы участок дороги, генерирующий 10 кВт мощности электроэнергии, в темное время суток будет потреблять в час:

5,125 + 2 = 7,125 кВт. (9)

Это составляет ~71,25% от общей мощности. Т. е. система «Умные дороги» способна обеспечить электроэнергией собственные потребности. При этом не учитывалась мощность сгенерированной электроэнергии от пьезоэлементов. Опираясь на экспериментальные данные, эту мощность для участка дороги 7,5х 15 м можно принять равной 1.. .1.5 кВт/ч.

На основе полученных данных выработки электроэнергии солнечными панелями, рис. 2 (г. Харьков), с учетом КПД панели, который отвечает реальным условиям эксплуатации, вычислим значение выработки электроэнергии солнечными панелями за каждый месяц (таблица).

123456789 10 11 12

Месяцы

Рис. 2 - График выработки электроэнергии солнечными панелями по месяцам для г. Харькова

Таблица 1

Реальные значения выработки электроэнергии солнечными элементами дорожных панелей за каждый месяц

Месяц Энергия (полная), кВтч Энергия с учетом собственных нужд, кВтч Месяц Энергия (полная), кВтч Энергия с учетом собственных нужд, кВтч

январь 357 139,23 июль 2380 1451,80

февраль 707 275,73 август 2275 1387,75

март 1540 600,60 сентябрь 1540 939,40

апрель 1960 1195,60 октябрь 1050 640,50

май 2520 1537,20 ноябрь 420 256,20

июнь 2450 1494,50 декабрь 350 213,50

За год 17549 10132,01

Серiя: TexHÍ4HÍ науки ISSN 2225-6733

В результате выполненных расчетов получаем, что участок дороги шириной 7,5 м, длиной 15 м, покрытый дорожными панелями системы «Умная дорога», за год сгенерирует 17549 кВт-ч электрической энергии. На собственные нужды (обогрев в зимние месяцы и светодиодное освещение в темное время суток) будет потрачено 7417 кВт-ч. В результате, излишек энергии, которая будет направлена на нужды других потребителей, составит 10132 кВт-ч. Причем следует отметить, что это «чистая» или «зеленая» энергия, то есть полученная без сжигания углеводородного топлива.

Выводы

1. Предложена конструкция панелей системы «Умная дорога», описан ее принцип работы и функциональные возможности.

2. Проведена разработка и расчет панелей дорожного покрытия для системы «Умная дорога» с анализом количества сгенерированной и потребленной электрической энергии.

3. Определено, что участок дороги, покрытый панелями системы «Умная дорога» площадью 112,5 м2 (7,5x15 м), способен сгенерировать 10 кВт мощности электрической энергии за 1 час своей работы.

4. В зимнее время года на собственные нужды системы «Умная дорога» (в том числе и на обогрев для растапливания льда и снега) необходимо 71,25% сгенерированной энергии.

5. Проведенные расчеты для харьковского региона Украины показали, что на 1 кВт номинальной мощности дорожными панелями системы «Умная дорога» будет сгенерировано 17549 кВт-ч, при этом внешним потребителям будет передано порядка 10132 кВт-ч.

Список использованных источников:

1. Дергунов С.А. Дороги будущего - дороги перемен / С.А. Дергунов, С.А. Орехов, Е.С. Бородина // Инновации в науке: сборник статей по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 26 февраля 2014 г.). - Новосибирск, 2014. - С. 95-103. - Режим доступа: http://sibac. info/13581.

2. Гнатов А.В. Энергосберегающие технологии на транспорте / А.В. Гнатов, Щ.В. Аргун, О.А. Ульянец // Науковi нотатки. - Луцьк, 2016. - Вип. 55. - С. 80-86.

3. Представлено концепт лiхтаря на сонячних батареях з функщею очищення повггря [Елект-ронний ресурс] : [Веб-сайт]. - Електронш даш. - 2015. - Режим доступу: www.ecotown.com.ua/news/Predstavleno-kontsept-likhtarya-na-sonyachnykh-batareyakh-z-funktsiyeyu-ochyshchennya-povitrya-/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В Англии испытают «электрические дороги» с беспроводной зарядкой автомобилей [Электронный ресурс] : [Веб-сайт]. - Электронные данные. - 2015. - Режим доступа: www.geektimes.ru/post/260262/.

5. Голландцы начинают строить «вечные» пластиковые дороги [Электронный ресурс] : [Вебсайт]. - Электронные данные. - 2015. - Режим доступа: www.bigpicture.ru/?p=696783.

6. Угорський стартап винайшов бруювку з переробленого пластику для отримання сонячно! i кшетично! енерги [Електронний ресурс] : [Веб-сайт]. - Електронш даш. - 2017. - Режим доступу: www.ecotown.com.ua/news/Uhorskyy-startap-vynayshov-brukivku-z-pereroblenoho-plastyku-dlya-otrymannya-sonyachnoyi-i-kinetychn/.

7. Solar Roadways: как превратить дороги в электростанции [Электронный ресурс] : [Вебсайт]. - Электронные данные. - 2012. - Режим доступа: www.novate.ru/blogs/080812/21279/.

8. Умные дороги «Solar Roadways» [Электронный ресурс] : [Веб-сайт]. - Электронные данные. - 2015. - Режим доступа: www.blog.pwrg.ru/solar-roadways.

9. Pat. US D712822 S USA, LOC (10) Cl. 13-02, USPC D13/102. Solar roadway panel / S.D. Bru-saw, J A. Brusaw. - № 29/452723; filed 19.04.13; publ. 09.09.14. - 5 p.

10. Пат. 2482568 РФ, МПК Р 01 L 41/113, Е 01 F 11/00. Сбор энергии с дорог и взлетно-посадочных полос / Х. Абрамович, Е. Хараш, Ч. Милгром, У. Амит, А.Л. Эдери. -№ 2482568; заявл. 19.01.09; опубл. 20.01.13, Бюл. № 14. - 37 с.

11. Gnatov A. New method of car body panel external straightening. Tools of method / A. Gnatov, Sch. Argun // International Journal of Vehicular Technology. - 2015. - Vol. 2015. - Pp. 1-7. -Mode of access: DOI: 10.1155/2015/192958.

Серiя: Техшчш науки ISSN 2225-6733

12. По дорожным солнечным панелям начали ездить первые автомобили [Электронный ресурс] : [Веб-сайт]. - Электронные данные. - 2016. - Режим доступа: www.ecotechnica.com.ua/energy/solntse/1875-po-dorozhnym-solnechnym-panelyam-nachali-ezdit-pervye-avtomobili-frantsiya-zapustila-wattway.html.

13. В Нидерландах появилась «Умная дорога» [Электронный ресурс] : [Веб-сайт]. - Электронные данные. - 2016. - Режим доступа: www.auto.tsn.ua/news/v-niderlandah-poyavilas-umnaya-doroga-360906.html.

14. Пат. 110807 Украша, МПК E 01 C 5/00, E 01 C 11/24, E 01 H 5/00, H 02 K 7/00. Багатофунк-щональш панелi дорожнього покриття / А.В. Гнатов, Щ.В. Аргун, Г.А. Гнатова, О.Р. Кице-нко. - № u201603332; заявл. 31.03.16; опубл. 25.10.16, Бюл. № 20. - 4 c.

15. Пат. 110808 Украша, МПК E 01 C 5/00, E 01 C 17/00. Автоматична дорожня розмггка для керування рухом транспортних засобiв / А.В. Гнатов, Щ.В. Аргун, Г.А. Гнатова, О.Р. Кице-нко. - № u201603334; заявл. 31.03.16; опубл. 25.10.16, Бюл. № 20. - 3 c.

16. Пат. 110810 Украша, МПК E 01 C 5/00, E 01 C 17/00, H 01 L 31/00. Споаб перетворення сонячно! та кшетично! енергп в електричну за допомогою дорожнього покриття / А.В. Гнатов, Щ.В. Аргун, Г.А. Гнатова, О.Р. Киценко. - № u201603337; заявл. 31.03.16; опубл. 25.10.16, Бюл. № 20. - 2 c.

17. Аргун Щ.В. Еколопчний та енергоефективний автомобшьний транспорт i його шфраструк-тура / Щ.В. Аргун, А.В. Гнатов, О.А. Ульянец // Вюник Житомирського державного техно-лопчного ушверситету. - 2016. - № 2 (77). - С. 18-27. - (Серiя: Техшчш науки).

References:

1. Dergunov S.A., Orehov S.A., Borodina E.S. Dorogi budushhego - dorogi peremen. Sbornik statei po materialam XXXMezhd. nauch.-prakt. konf.«Innovatsii v nauke» [The roads of the future are the roads of change. Collection of articles on the materials of the XXX Int. Sci.-Pract. Conf. «Innovations in Science»]. Novosibirsk, 2014, pp. 95-103. (Rus.)

2. Gnatov A.V., Argun Sch.V., Ulyanets O.A. Energosberegaiushchie tekhnologii na transporte [Energy-saving technologies in transport]. Naukovi notatky - Scientific notes, 2016, no.55, pp. 80-86. (Rus.)

3. Predstavleno kontsept likhtaria na soniachnikh batareiakh z funktsieiu ochishchennia povitria (The concept of a lantern on solar panels with the function of air purification is presented) Available at: www.ecotown.com.ua/news/Predstavleno-kontsept-likhtarya-na-sonyachnykh-batareyakh-z-funktsiyeyu-ochyshchennya-povitrya-/ (accessed 1 June 2017). (Ukr.)

4. V V Anglii ispytaiut «elektricheskie dorogi» s besprovodnoi zariadkoi avtomobilei (In England test «electric roads» with wireless charging of cars are tested) Available at: www.geektimes.ru/post/260262/ (accessed 30 June 2017). (Rus.)

5. Gollandtsy nachinaiut stroit' «vechnye» plastikovye dorogi (The Dutch begin to build «eternal» plastic roads) Available at: www.bigpicture.ru/?p=696783 (accessed 1 June 2017). (Rus.)

6. Ugors'kyj startap vynajshov brukivku zpereroblenogo plastyku dlja otrymannja sonjachnoi' i ki-netychnoi' energii' (Hungarian startup invented a recycled plasterboard for solar and kinetic energy) Available at: www www.ecotown.com.ua/news/Uhorskyy-startap-vynayshov-brukivku-z-pereroblenoho-plastyku-dlya-otrymannya-sonyachnoyi-i-kinetychn/ (accessed 30 June 2017). (Ukr.)

7. Solar Roadways: kakprevratit' dorogi v elektrostantsii (Solar roads: how to turn roads into power plants) Available at: www.novate.ru/blogs/080812/21279/ (accessed 30 June 2017). (Rus.)

8. Umnye Dorogi «Solar Roadways» (Smart Roads «Solar Roads») Available at: www.blog.pwrg.ru/solar-roadways (accessed 30 June 2017). (Rus.)

9. Brusaw S.D., Brusaw J.A. Roadway panel [Roadway panel]. Patent US, no. US D712822 S, 2014.

10. Abramovich Kh., Kharash E., Milgrom Ch., Amit Uri, Ederi Azulai Liusi Sbor energii s dorog i vzletno-posadochnykh polos [Collection of energy from roads and runways]. Patent RF, no.2482568, 2013. (Rus.)

11. Gnatov A., Argun Sch. New method of car body panel external straightening. Tools of method. International Journal of Vehicular Technology, 2015, vol. 2015, pp. 1-7. doi: 10.1155/2015/192958.

Серiя: Технiчнi науки ISSN 2225-6733

12. Po dorozhnym solnechnym paneliam nachali ezdit'pervye avtomobili (On the road solar panels the first cars began to drive) Available at: www.ecotechnica.com.ua/energy/solntse/1875-po-dorozhnym-solnechnym-panelyam-nachali-ezdit-pervye-avtomobili-frantsiya-zapustila-wattway.html (accessed 30 June 2017). (Rus.)

13. V Niderlandakh poiavilas' «Umnaia doroga» («Smart Road» appeared in the Netherlands) Available at: www.auto.tsn.ua/news/v-niderlandah-poyavilas-umnaya-doroga-360906.html (accessed 30 June 2017). (Rus.)

14. Gnatov A.V., Argun Sch.V., Gnatova G.A., Kitsenko O.P. Bagatofunkcional'ni paneli dorozhn'ogopokryttja [Multifunctional road surface panels]. Patent UA, no.110807, 2016. (Ukr.)

15. Gnatov A.V., Argun Sch.V., Gnatova G.A., Kitsenko O.P. Avtomatychna dorozhnja rozmitka dlja keruvannja ruhom transportnyh zasobiv [Automatic road marking for driving vehicles]. Patent UA, no.110808, 2016. (Ukr.)

16. Gnatov A.V., Argun Sch.V., Gnatova G.A., Kitsenko O.P. Sposib peretvorennja sonjachnoi' ta kinetychnoi' energii' v elektrychnu za dopomogoju dorozhn'ogo pokryttja [A method of converting solar and kinetic energy into electric by means of road sweep]. Patent UA, no.110810, 2016. (Ukr.)

17. Argun Sch.V., Gnatov A.V., Ulyanets O.A. Ekologichnii ta energoefektivnii atomobil'nii transporti iogo infrastruktura [Ecological and energy-efficient atomic transport of its infrastructure]. Visnik Zhitomirs'kogo derzhavnogo tekhnologichnogo universitetu. Seriia: Tekhnichni nauki - The Journal of Zhytomyr state technological university. Series: Engineering, 2016, no.2(77), pp. 18-27. (Ukr.)

Рецензент: Д.М. Клец

д-р техн. наук, проф., ХНАДУ

Статья поступила 11.07.2017

УДК 656.025.2(1-21)

© Бурлакова Г.Ю.1, Данилова Т.Г.2

ДОСЛ1ДЖЕННЯ ВАР1АТИВНОСТ1 СИСТЕМ ОРГАШЗАЦП М1СЬКИХ ПАСАЖИРСЬКИХ ПЕРЕВЕЗЕНЬ

У статт1 розглянуто та проанал1зовано значения оптимально! системи оргатза-цИ м1ських пасажирських перевезень, досл1джуеться можлив1сть застосування двох вар1ант1в ¡снуючих систем оргатзацп перевезень пасажирським м1ським транспортом, проанал1зована необх1дтсть впровадження в роботу м1ського транспорту единого диспетчерського (лог1стичного) центру.

Ключовi слова: м1ський пасажирський транспорт, система пасажирських перевезень, транспортна мережа, единий диспетчерський (лог1стичний) центр.

Бурлакова Г.Ю., Данилова Т.Г. Исследование вариативности систем организации городских пассажирских перевозок. В статье рассмотрено и проанализировано значение оптимальной системы организации городских пассажирских перевозок, исследуется возможность применения двух вариантов существующих систем организации перевозок пассажирским городским транспортом, проанализирована необходимость внедрения в работу городского транспорта единого диспетчерского (логистического) центра.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, система пассажирских перевозок, транспортная сеть, единый диспетчерский (логистический) центр.

1 канд. техн. наук, доцент, ГВУЗ «Приазовський державний техтчний утверситет», м. Марiуnоль, galochkagoogl@gmail. com

2 канд. техн. наук, доцент, старший науковий ствробтник, ДП «ДержавтотрансНД1проект», м. Ки!в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.