Научная статья на тему 'Uml-моделирование предметной области при проектировании информационной системы управления квалификацией персонала'

Uml-моделирование предметной области при проектировании информационной системы управления квалификацией персонала Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1489
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UML-МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Журба А. К., Продан Е. А., Сушкова М. С.

При помощи унифицированного языка моделирования UML разработано проектное решение по автоматизации управления квалификацией персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Uml-моделирование предметной области при проектировании информационной системы управления квалификацией персонала»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 004+681+005.95/.96

А. К. Журба, Е. А. Продан, М. С. Сушкова

студенты 3 курса факультета информационных технологий и управления Южно-Российский государственный политехнический университет (НиИ) имени М.И. Платова,

г. Новочеркасск, Российская Федерация

^ml-моделирование предметной области

ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА

Аннотация

При помощи унифицированного языка моделирования UML разработано проектное решение по автоматизации управления квалификацией персонала.

Ключевые слова

UML-моделирование, проектирование информационных систем, автоматизация, квалификация персонала.

Квалифицированные кадры - это основная составляющая для успешной работы организации. К таким кадрам относится персонал, оценка знаний и умений которых соответствует установленным требованиям. Так называемые «ведущие специалисты», которые являются самыми квалифицированными кадрами, - главная сила предприятия. Конкуренция на рынке труда поднимает планку необходимых навыков на высокий уровень. В соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями функционирования организации требуются квалифицированные сотрудники, с полным уровнем подготовки.

Для более полного и наглядного представления процесса управления квалификацией персонала проектные решения представлены в виде UML-диаграмм с учётом рекомендаций методики [1-2]. UML — унифицированный язык моделирования для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования систем, где большая роль отводится описанию бизнес-процессов в информационных системах, а именно переходу от концептуального представления к объектной модели прикладных объектов конфигурации.

Для подробного описания деловых процессов предметной области используется диаграмма деятельности языка UML [3]. Диаграмма деятельности - это технология, позволяющая описывать логику процедур, бизнес-процессы и потоки работ (рис. 1).

Функции, которые должна предоставлять информационная система управления квалификацией персонала для соответствия предъявляемым к проекту требованиям, представлены на рис. 2 в виде диаграммы прецедентов [4]. Диаграмма прецедентов в UML - диаграмма, отражающая отношения между актёрами и прецедентами и позволяющая описать систему на концептуальном уровне.

Модели прикладных объектов системы построены в виде диаграммы классов языка UML (рис. 3). Диаграмма классов - это диаграмма, демонстрирующая классы системы, их атрибуты, методы и взаимосвязи между ними. Диаграмма классов является ключевым элементом в объектно-ориентированном моделировании.

В языке UML структурные связи между прикладными объектами конфигурации на диаграмме классов позволяют представить отношения ассоциации [5]. Мощность связей отражается указанием кратности прикладных объектов.

(Отправить на 1 курсы J

Рисунок 1 - Диаграмма деятельности информационной системы управления квалификацией персонала

Сотрудник

Сформирование^ ^ Ведение N. ✓^Формирование N документов У ^слравотнико^^ ^____отчетов

гттт гттп

«include» |

1

( Подача заявки

„«delude»

«include»

«include»

1 v /"Анализ резулЬтатовЧ. f Анкеты ■ ^ч^^тестирования ^^^^ _____У

«include»

«include»

С Результаты I I /Отправление на^ч ^^ч .

К— — М М Анализ тестирования К- —

тестирования^/ курсы V/

| «include»

^/Анализ результатаВч тестирования

«include»

— >^^Отчет по ОпЛ^Г^^ «include»

(Сс тестировани^

Рисунок 2 - Функциональная модель информационной системы управления квалификацией персонала

* *

*

&

«документ >> ПодачаЗаявки

**Ссылка: Строка ♦Номер: Строка, 9 ♦Дата: Дата ♦Сотрудник:

СправочникСсылка. Сотрудники; СправочникСсылка. Кандидаты ♦Должность:

СправочникСсыжа. Должность ♦Тест: СправочникСсылка.Тесты

Ж

Тесты

^Ссылка: Строка

иНомерСтроки: Число

*Тест: СправочникСсылка.Тесты

«справочник >> Сотрудники

'♦Ссылка: Строка ♦Код: Число ♦Наименование: Строка,25 ♦ДатаРождения: Дата ♦Пол: Строка,10 ♦Должность:

СправочникСсыжа. Должность ♦Адрес: Строка, 50 ♦Телефон: Строка, 10 ♦ЭлектроннаяПочта: Строка,50 ♦Подразделение: Строка,30

«справочник > ^^^олжност^

^Ссылка: Строка ♦Код: Число

♦Наименование: Строка,25

«документ >> АнализРезультатовТестирования

«♦Ссылка: Строка ^Номер: Строка, 9 ♦Дата: Дата ♦Должность:

СправочникСсылка. Должность ♦ДокументОснование: ДокументСсылка. РезультатыТестирования

"Ж"

I

<< отчет >> АнализРезультатовТестирования

<<документ >> РезультатыТестирования

^Ссылка: Строка ♦Номер: Строка, 9 ♦Дата: Дата

♦Тест: СправочникСсылка.Тесты ♦ Д окументОснование: ДокументСсылка. ПодачаЗаявки

<<отчет >> Анкеты

I

<<справочник >> Тесты

^Ссылка: Строка ♦Код: Число

♦Наименование: Строка,25 ♦Описание: Строка,200

ВариантыОтветов

^Ссылка: Строка ^НомерСтроки: Число ♦СтрокаОтвета: Строка,20 ♦Правильный: Булево

Вопросы

^♦Ссылка: Строка

Т^НомерСтроки: Число

♦Вопрос: СправочникСсыжа. В опросы

Оценки

Ссылка: Строка НомерСтроки: Число

♦ НаименованиеОценки: Справочник Ссылка. Оценки

♦ МинимальныйБалл: Число,3_

1

<<справочник > Кандидаты

**Ссыжа: Строка ♦Код: Число

♦Наименование: Строка,25 ♦ДатаРождения: Дата ♦Пол: Строка,10 ♦Должность:

СправочникСсылка. Должность 'Адрес: Строка, 50 ♦Телефон: Строка, 10 ♦ЭлектроннаяПочта: Строка,50 ♦Подразделение: Строка,30

<<справочник > Вопросы

^Ссылка: Строка ♦Код: Число

♦Наименование: Строка,25 ♦ОписаниеВопроса: Строка,30

♦ Шкала: СправочникСсылка. Шкалы

♦ КоличествоБаллов: Число,2

^♦Ссылка: Строка

♦ НомерСтроки: Число

♦ Шкала: СправочникСсылка. Шкалы

♦ МинимальнаяОценка: СправочникСсылка.Оценки

<<справочник >> Оценки

»♦Ссылка: Строка ♦Код: Число

♦Наименование: Строка,200 ♦Зачет: Булево

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<<справочник >> Шкалы

'♦Ссыжа: Строка ♦Код: Число

♦Наименование: Строка,25

1

<<отчет >> АнализТестирования

«регистр сведений >> Ст атусТестирования

♦Сотрудник:

СправочникСсылка. Сотрудники ♦Должность:

СправочникСсылка .Должность ♦Тест:СправочникСсыжа.Тесты ♦ПолученнаяОценка: СправочникСсылка.Оценки

Т"

ДанныеПоРезультатам

V Ссылка: Строка Т# НомерСтроки: Число ♦Шкала: СправочникСсылка.Шкалы

♦ Н еобходимаяОценка: СправочникСсылка.Оценки

♦ Набранная оценка: Строка,10

Оценки

иСсыжа: Строка иНомерСтроки: Число ♦Н аименованиеОценки: СправочникСсылка. Оценки ♦МинимальныйБал: Число,3

<<отчет >> ОтчетПоОплате

«регистр накопления >> СтоимостьОбученияСотрудников ♦Сотрудник:

СправочникСсылка.Сотрудники ♦Курс: СправочникСсылка. Курсы ♦Предприяте:

СправочникСсылка. Сотрудничающие Предприятия ♦Сумма: Число, 10

<<документ >> ОтправлениеНаКурсы

^Ссылка: Строка ♦Номер: Строка, 9 ♦Дата: Дата ♦Сотрудник:

СправочникСсыжа. Сотрудники ♦Курс: СправочникСсыжа.Курсы ♦Предприятие: СправочникСсылка.Сотрудничающие Предприятия ♦ДатаНачала:Дата ♦ДатаОкончания:Дата

<<справочник >> СотрудничающиеПредприятия

'♦Ссылка: Строка ♦Код: Число

♦Наименование: Строка,200 ♦АдресПредприятия: Строка,200 ♦ИНН: Строка,20 ♦КПП: Строка,20 'ОГРН: Строка,20

Z

КонтактныеЛица

'♦Ссылка: Строка '♦НомерСтроки: Число ♦ФИО: Строка,200 ♦Должность: Строка,50 ♦Телефон: Строка,12

<<отчет >> СтатусТестирования

<<справочник >> Курсы

^Ссылка: Строка ♦Код: Число

♦Наименование: Строка,25

<<документ >> КадровыеКонкурсы

»♦Ссылка: Строка ♦Номер: Строка, 9 ♦Дата: Дата ♦ Должность: СправочникСсылка.Должность

Вопросы

и Ссылка: Строка

НомерСтроки: Число ♦Вопрос: СправочникСсылка. В опросы ♦Правильно: Булево

Кандидаты

»♦Ссылка: Строка ?»НомерСтроки: Число ♦АнализРезультатовТестирования: ДокументСсылка. РезультатыТестирования ♦НабранныйБалл: Число,10

<<отчет >> КадровыйКонкурс

Рисунок 3 - Объектная модель данных информационной системы

На основе разработанных ПМЬ-моделей на платформе «1С:Предприятие 8.3» создана конфигурация, позволяющая оценивать уровень знаний сотрудников и кандидатов при переводе на другую должность и приеме на работу.

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Список использованной литературы:

1. Широбокова С.Н. Использование методики построения UML-моделей экономических информационных систем на платформе "1С:Предприятие" при подготовке выпускных квалификационных работ бакалавров направления "Прикладная информатика" // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. тр. XVI Междунар. науч.-практ. конф. "Новые информационные технологии в образовании" (Применение технологий "1С" в условиях модернизации экономики и образования).- 2016.- М.: ООО «1С-Паблишинг».-С. 451-454.

2. Широбокова С.Н. Аспекты методики UML-моделирования предметно-ориентированных экономических информационных систем на платформе "1С: Предприятие" // Перспективы науки.- 2015.- № 10.- С. 119-125.

3. Широбокова С.Н., Барышева В.В., Ситник В.В. Применение методики формализованного представления предметной области с использованием языка UML при разработке информационных систем на платформе "1С: Предприятие 8.3": Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: X Междунар. науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 17-18 апр. 2015 г. // Международный научный институт "Баисайо".- Новосибирск, 2015.- № 3.- Ч. 2.- С. 50-56.

4. Широбокова С.Н., Ерко Н.С., Яровая А.С.Использование методики построения объектно-ориентированных UML-моделей при разработке приложений на платформе "1С:Предприятие" // Компьютерные технологии в науке, производстве, социальных и экономических процессах : материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., Новочеркасск, 12 дек. 2014 г., г. Новочеркасск / Юж.-Рос. гос. политехн. унт (НПИ) имени М.И. Платова.- Новочеркасск: ЮРГПУ, 2015.- С. 101-105.

5. Широбокова С.Н. Методические указания по проектированию информационных систем на платформе "1С:Предприятие 8.2" с использованием языка UML/Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ).-Новочеркасск: ЮРГТУ, 2010.-15с.

© Журба А. К., Продан Е. А., Сушкова М. С., 2016

УДК 336.7

Забара А.С.

магистр ЮЗГУ, г. Курск, Россия E-mail: [email protected]

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПРОЦЕНТНОГО РИСКА

В Российской экономике к началу 2015 года под влиянием волны экономического кризиса сложилась непростая ситуация, значительно затронувшая деятельность кредитных организаций, которые являются непосредственными участниками финансовых рынков.

Внешние воздействия вынуждают банковский сектор непрерывно сталкиваться с банковскими рисками [1, c.55]. В этой связи важна и актуальна такая проблема, как система управления процентным риском. Управление риском требует полного понимания процесса анализа структуры процентной ставки, правильности выбора основного метода оценки и управления, а также учета всех факторов, влияющих на степень процентного риска.

В качестве основных методов регулирования процентного риска выступают [2, c.93]:

- постоянный мониторинг таких ключевых показателей в банковской деятельности, как чистый спред и чистая процентная маржа;

- GAP-анализ (метод разрывов);

- метод дюрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.