_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 004+681+005.95/.96
А. К. Журба, Е. А. Продан, М. С. Сушкова
студенты 3 курса факультета информационных технологий и управления Южно-Российский государственный политехнический университет (НиИ) имени М.И. Платова,
г. Новочеркасск, Российская Федерация
^ml-моделирование предметной области
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА
Аннотация
При помощи унифицированного языка моделирования UML разработано проектное решение по автоматизации управления квалификацией персонала.
Ключевые слова
UML-моделирование, проектирование информационных систем, автоматизация, квалификация персонала.
Квалифицированные кадры - это основная составляющая для успешной работы организации. К таким кадрам относится персонал, оценка знаний и умений которых соответствует установленным требованиям. Так называемые «ведущие специалисты», которые являются самыми квалифицированными кадрами, - главная сила предприятия. Конкуренция на рынке труда поднимает планку необходимых навыков на высокий уровень. В соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями функционирования организации требуются квалифицированные сотрудники, с полным уровнем подготовки.
Для более полного и наглядного представления процесса управления квалификацией персонала проектные решения представлены в виде UML-диаграмм с учётом рекомендаций методики [1-2]. UML — унифицированный язык моделирования для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования систем, где большая роль отводится описанию бизнес-процессов в информационных системах, а именно переходу от концептуального представления к объектной модели прикладных объектов конфигурации.
Для подробного описания деловых процессов предметной области используется диаграмма деятельности языка UML [3]. Диаграмма деятельности - это технология, позволяющая описывать логику процедур, бизнес-процессы и потоки работ (рис. 1).
Функции, которые должна предоставлять информационная система управления квалификацией персонала для соответствия предъявляемым к проекту требованиям, представлены на рис. 2 в виде диаграммы прецедентов [4]. Диаграмма прецедентов в UML - диаграмма, отражающая отношения между актёрами и прецедентами и позволяющая описать систему на концептуальном уровне.
Модели прикладных объектов системы построены в виде диаграммы классов языка UML (рис. 3). Диаграмма классов - это диаграмма, демонстрирующая классы системы, их атрибуты, методы и взаимосвязи между ними. Диаграмма классов является ключевым элементом в объектно-ориентированном моделировании.
В языке UML структурные связи между прикладными объектами конфигурации на диаграмме классов позволяют представить отношения ассоциации [5]. Мощность связей отражается указанием кратности прикладных объектов.
(Отправить на 1 курсы J
Рисунок 1 - Диаграмма деятельности информационной системы управления квалификацией персонала
Сотрудник
Сформирование^ ^ Ведение N. ✓^Формирование N документов У ^слравотнико^^ ^____отчетов
гттт гттп
«include» |
1
( Подача заявки
„«delude»
«include»
«include»
1 v /"Анализ резулЬтатовЧ. f Анкеты ■ ^ч^^тестирования ^^^^ _____У
«include»
«include»
С Результаты I I /Отправление на^ч ^^ч .
К— — М М Анализ тестирования К- —
тестирования^/ курсы V/
| «include»
^/Анализ результатаВч тестирования
«include»
— >^^Отчет по ОпЛ^Г^^ «include»
(Сс тестировани^
Рисунок 2 - Функциональная модель информационной системы управления квалификацией персонала
* *
*
&
«документ >> ПодачаЗаявки
**Ссылка: Строка ♦Номер: Строка, 9 ♦Дата: Дата ♦Сотрудник:
СправочникСсылка. Сотрудники; СправочникСсылка. Кандидаты ♦Должность:
СправочникСсыжа. Должность ♦Тест: СправочникСсылка.Тесты
Ж
Тесты
^Ссылка: Строка
иНомерСтроки: Число
*Тест: СправочникСсылка.Тесты
«справочник >> Сотрудники
'♦Ссылка: Строка ♦Код: Число ♦Наименование: Строка,25 ♦ДатаРождения: Дата ♦Пол: Строка,10 ♦Должность:
СправочникСсыжа. Должность ♦Адрес: Строка, 50 ♦Телефон: Строка, 10 ♦ЭлектроннаяПочта: Строка,50 ♦Подразделение: Строка,30
«справочник > ^^^олжност^
^Ссылка: Строка ♦Код: Число
♦Наименование: Строка,25
«документ >> АнализРезультатовТестирования
«♦Ссылка: Строка ^Номер: Строка, 9 ♦Дата: Дата ♦Должность:
СправочникСсылка. Должность ♦ДокументОснование: ДокументСсылка. РезультатыТестирования
"Ж"
I
<< отчет >> АнализРезультатовТестирования
<<документ >> РезультатыТестирования
^Ссылка: Строка ♦Номер: Строка, 9 ♦Дата: Дата
♦Тест: СправочникСсылка.Тесты ♦ Д окументОснование: ДокументСсылка. ПодачаЗаявки
"Г
<<отчет >> Анкеты
I
<<справочник >> Тесты
^Ссылка: Строка ♦Код: Число
♦Наименование: Строка,25 ♦Описание: Строка,200
ВариантыОтветов
^Ссылка: Строка ^НомерСтроки: Число ♦СтрокаОтвета: Строка,20 ♦Правильный: Булево
Вопросы
^♦Ссылка: Строка
Т^НомерСтроки: Число
♦Вопрос: СправочникСсыжа. В опросы
Оценки
Ссылка: Строка НомерСтроки: Число
♦ НаименованиеОценки: Справочник Ссылка. Оценки
♦ МинимальныйБалл: Число,3_
1
<<справочник > Кандидаты
**Ссыжа: Строка ♦Код: Число
♦Наименование: Строка,25 ♦ДатаРождения: Дата ♦Пол: Строка,10 ♦Должность:
СправочникСсылка. Должность 'Адрес: Строка, 50 ♦Телефон: Строка, 10 ♦ЭлектроннаяПочта: Строка,50 ♦Подразделение: Строка,30
<<справочник > Вопросы
^Ссылка: Строка ♦Код: Число
♦Наименование: Строка,25 ♦ОписаниеВопроса: Строка,30
♦ Шкала: СправочникСсылка. Шкалы
♦ КоличествоБаллов: Число,2
^♦Ссылка: Строка
♦ НомерСтроки: Число
♦ Шкала: СправочникСсылка. Шкалы
♦ МинимальнаяОценка: СправочникСсылка.Оценки
<<справочник >> Оценки
»♦Ссылка: Строка ♦Код: Число
♦Наименование: Строка,200 ♦Зачет: Булево
<<справочник >> Шкалы
'♦Ссыжа: Строка ♦Код: Число
♦Наименование: Строка,25
1
<<отчет >> АнализТестирования
«регистр сведений >> Ст атусТестирования
♦Сотрудник:
СправочникСсылка. Сотрудники ♦Должность:
СправочникСсылка .Должность ♦Тест:СправочникСсыжа.Тесты ♦ПолученнаяОценка: СправочникСсылка.Оценки
Т"
ДанныеПоРезультатам
V Ссылка: Строка Т# НомерСтроки: Число ♦Шкала: СправочникСсылка.Шкалы
♦ Н еобходимаяОценка: СправочникСсылка.Оценки
♦ Набранная оценка: Строка,10
Оценки
иСсыжа: Строка иНомерСтроки: Число ♦Н аименованиеОценки: СправочникСсылка. Оценки ♦МинимальныйБал: Число,3
<<отчет >> ОтчетПоОплате
«регистр накопления >> СтоимостьОбученияСотрудников ♦Сотрудник:
СправочникСсылка.Сотрудники ♦Курс: СправочникСсылка. Курсы ♦Предприяте:
СправочникСсылка. Сотрудничающие Предприятия ♦Сумма: Число, 10
<<документ >> ОтправлениеНаКурсы
^Ссылка: Строка ♦Номер: Строка, 9 ♦Дата: Дата ♦Сотрудник:
СправочникСсыжа. Сотрудники ♦Курс: СправочникСсыжа.Курсы ♦Предприятие: СправочникСсылка.Сотрудничающие Предприятия ♦ДатаНачала:Дата ♦ДатаОкончания:Дата
<<справочник >> СотрудничающиеПредприятия
'♦Ссылка: Строка ♦Код: Число
♦Наименование: Строка,200 ♦АдресПредприятия: Строка,200 ♦ИНН: Строка,20 ♦КПП: Строка,20 'ОГРН: Строка,20
Z
КонтактныеЛица
'♦Ссылка: Строка '♦НомерСтроки: Число ♦ФИО: Строка,200 ♦Должность: Строка,50 ♦Телефон: Строка,12
<<отчет >> СтатусТестирования
<<справочник >> Курсы
^Ссылка: Строка ♦Код: Число
♦Наименование: Строка,25
<<документ >> КадровыеКонкурсы
»♦Ссылка: Строка ♦Номер: Строка, 9 ♦Дата: Дата ♦ Должность: СправочникСсылка.Должность
Вопросы
и Ссылка: Строка
НомерСтроки: Число ♦Вопрос: СправочникСсылка. В опросы ♦Правильно: Булево
Кандидаты
»♦Ссылка: Строка ?»НомерСтроки: Число ♦АнализРезультатовТестирования: ДокументСсылка. РезультатыТестирования ♦НабранныйБалл: Число,10
<<отчет >> КадровыйКонкурс
Рисунок 3 - Объектная модель данных информационной системы
На основе разработанных ПМЬ-моделей на платформе «1С:Предприятие 8.3» создана конфигурация, позволяющая оценивать уровень знаний сотрудников и кандидатов при переводе на другую должность и приеме на работу.
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Список использованной литературы:
1. Широбокова С.Н. Использование методики построения UML-моделей экономических информационных систем на платформе "1С:Предприятие" при подготовке выпускных квалификационных работ бакалавров направления "Прикладная информатика" // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. тр. XVI Междунар. науч.-практ. конф. "Новые информационные технологии в образовании" (Применение технологий "1С" в условиях модернизации экономики и образования).- 2016.- М.: ООО «1С-Паблишинг».-С. 451-454.
2. Широбокова С.Н. Аспекты методики UML-моделирования предметно-ориентированных экономических информационных систем на платформе "1С: Предприятие" // Перспективы науки.- 2015.- № 10.- С. 119-125.
3. Широбокова С.Н., Барышева В.В., Ситник В.В. Применение методики формализованного представления предметной области с использованием языка UML при разработке информационных систем на платформе "1С: Предприятие 8.3": Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: X Междунар. науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 17-18 апр. 2015 г. // Международный научный институт "Баисайо".- Новосибирск, 2015.- № 3.- Ч. 2.- С. 50-56.
4. Широбокова С.Н., Ерко Н.С., Яровая А.С.Использование методики построения объектно-ориентированных UML-моделей при разработке приложений на платформе "1С:Предприятие" // Компьютерные технологии в науке, производстве, социальных и экономических процессах : материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., Новочеркасск, 12 дек. 2014 г., г. Новочеркасск / Юж.-Рос. гос. политехн. унт (НПИ) имени М.И. Платова.- Новочеркасск: ЮРГПУ, 2015.- С. 101-105.
5. Широбокова С.Н. Методические указания по проектированию информационных систем на платформе "1С:Предприятие 8.2" с использованием языка UML/Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ).-Новочеркасск: ЮРГТУ, 2010.-15с.
© Журба А. К., Продан Е. А., Сушкова М. С., 2016
УДК 336.7
Забара А.С.
магистр ЮЗГУ, г. Курск, Россия E-mail: [email protected]
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПРОЦЕНТНОГО РИСКА
В Российской экономике к началу 2015 года под влиянием волны экономического кризиса сложилась непростая ситуация, значительно затронувшая деятельность кредитных организаций, которые являются непосредственными участниками финансовых рынков.
Внешние воздействия вынуждают банковский сектор непрерывно сталкиваться с банковскими рисками [1, c.55]. В этой связи важна и актуальна такая проблема, как система управления процентным риском. Управление риском требует полного понимания процесса анализа структуры процентной ставки, правильности выбора основного метода оценки и управления, а также учета всех факторов, влияющих на степень процентного риска.
В качестве основных методов регулирования процентного риска выступают [2, c.93]:
- постоянный мониторинг таких ключевых показателей в банковской деятельности, как чистый спред и чистая процентная маржа;
- GAP-анализ (метод разрывов);
- метод дюрации.