Научная статья на тему 'УМК «Весёлый день дошкольника» в рамках российского образовательного стандарта'

УМК «Весёлый день дошкольника» в рамках российского образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARDS / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА" / METHODICAL COMPLEX "FUN DAY FOR PRESCHOOLERS" / STAKEHOLDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренблит С. С., Арушанова А. Г., Волосовец Т. В.

Рассматриваются пути решения задачи индивидуализации образования, субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, поставленной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:. Как адекватный путь реализации данного принципа заявляется учебно-методический комплекс «Весёлый день дошкольника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коренблит С. С., Арушанова А. Г., Волосовец Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAMM "FUN DAY PRESCHOOLERS" IN THE FRAMEWORK OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL STANDARD

The ways of solving the problem of individualization of education, a subject position of the child in the educational process, as set out in Federal state educational standards of preschool education :. As an adequate way to implement this principle states methodical complex "Fun day for preschoolers."

Текст научной работы на тему «УМК «Весёлый день дошкольника» в рамках российского образовательного стандарта»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

66

УДК: 81,80.063

УМК «ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА»

В РАМКАХ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Коренблит С.С., композитор, н. рук., E-mail:[email protected], ФГУ ФИРО Арушанова А.Г., к.п.н., с.н.с., E-mail: [email protected],

Волосовец Т.В. к.п.н., проф., E-mail: [email protected],

Институт психолого-педагогических проблем детства РАО,

Москва, Россия

Аннотация. Рассматриваются пути решения задачи индивидуализации образования, субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, поставленной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:. Как адекватный путь реализации данного принципа заявляется учебно-методический комплекс «Весёлый день дошкольника».

Ключевые слова: образовательный стандарт, индивидуализация образования, субъект деятельности, учебно-методический комплекс «Весёлый день дошкольника».

THE PROGRAMM "FUN DAY PRESCHOOLERS"

IN THE FRAMEWORK OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL STANDARD

Korenblit S., composer, scientific Director, E-mail: [email protected], FIED, Arushanova A., PhD., E-mail: [email protected],

Volosovets T.V., PhD., prof., Director, E-mail: [email protected] Institute of psycho-pedagogical problems of childhood of RAE,

Moscow, Russia

Abstract. The ways of solving the problem of individualization of education, a subject position of the child in the educational process, as set out in Federal state educational standards of preschool education :. As an adequate way to implement this principle states methodical complex "Fun day for preschoolers."

Keywords: educational standards, individualization of education, stakeholder, methodical complex "Fun day for preschoolers."

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задал вектор развития системы дошкольного образования: индивидуализация образования, субъектная позиция дошкольника в образовательном процессе. Принцип индивидуализации образования провозглашался и раньше, но его реализация наталкивалась на непреодолимые трудности: авторитарная ментальность педагога, скученность детей, фронтальные формы организации обучения, понимание обучения как прямой передачи знаний, умений, навыков в организованной взрослым учебной деятельности, учебно-дисциплинарная модель ДОУ.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

67

В борьбе с указанными препятствиями родилась и пытается реализовать себя идея вариативного образования, построения индивидуальных траекторий развития детей, обучения по методу проектов, через обогащение предметно-развивающей среды и другие инновации. Разработаны многочисленные примерные, авторские и парциальные образовательные программы.

Каждая из перечисленных идей имеет право на существование и решает какой-то один аспект проблемы, сохраняя нерешенными многочисленные вопросы проблемы в целом. Так, вариативность в образовании, связанная с многообразием типов дошкольных учреждений и примерных образовательных программ, предоставляет семье право выбирать детский сад и образовательную программу. Но при этом ребенок все равно попадает в рамки определенной технологии, программы, которые выбрали за него взрослые. А, учитывая настрой родителей на раннее обучение языкам, математике, чтению и письму для повышения конкурентоспособности будущего ученика, нельзя быть уверенным, что родители сделали правильный выбор. Сюда еще примешивается и некомпетентность многих родителей в вопросах психологии и педагогики. Как отмечает академик Е.А.Ямбург, в современных семьях нарушен эмоциональный контакт между детьми и родителями. В силу загруженности и педагогической необразованности они перепоручают воспитание своих младенцев в руки посторонних женщин, часто плохо владеющих русским языком. Формируется эмоциональная отчужденность, которая имеет последствием духовную нищету, эмоциональную глухоту.

Построение индивидуальных траекторий развития, предложенное В.Д.Шадриковым в начале девяностых, принято общественностью на ура. Но часто превращается в священную корову, повторяется как заклинание и вырождается в простое бумаготворчество. Чтобы строить индивидуальную программу развития, надо уметь его изучать, отслеживать. Это чрезвычайно трудоемкий процесс, требующий высокой квалификации специалистов, наличия апробированных валидных тестов и диагностических методик, времени для длительных наблюдений за ребенком в детском саду и дома. Невыполнимость этой задачи очевидна разработчикам ФЕОС ДО, которые прямо указали на недопустимость каких бы то ни было выпускных и промежуточных экзаменов для дошкольников. Кроме того, при построении образовательного процесса на основе индивидуальной программы сохраняется старая проблема: это специалист пишет индивидуальную программу, это он, а не ребенок определяет траекторию развития.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

68

При обучении по методу проектов детям действительно предоставляется свобода в выборе содержания и партнеров в деятельности, времени и места для игр и занятий по интересам. Позиция субъекта в педагогическом процессе. Но и этот метод имеет риски: отсутствие систематичности в образовании - главный из них. Чтобы развитие было гармоничным и разносторонним, ребенок должен получить широкую ориентировку в окружающем, видах и формах деятельности, многообразии культурных практик и объектов. Если же он всегда находится в позиции центральной фигуры, определяющей что и как делать, развивается только по принципу саморазвития, он не получает того богатства жизни, которое есть в культуре и носителем которого является взрослый.

Этот же недостаток присущ и идее развития ребенка через обогащение предметно-развивающей среды. Установка на преобладание самостоятельной деятельности, на работу с пособиями, построенными по принципу автодидактизма, существенно ограничивает роль взрослого как носителя культурных форм деятельности, интересного партнера и собеседника.

Разрешение противоречий между требованием индивидуализации образования, обеспечения дошкольнику позиции субъекта в образовательном процессе, и жизненной необходимостью целенаправленного воспитания, последовательного комплексного решения задач всестороннего развития ребенка - возможно через гармонизацию образовательных парадигм (концепция Е.А.Ямбурга).

• Парадигма - ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований или теория, отражающая важные, существенные черты действительности.

• В настоящее время в системе российского образования реально сосуществуют и сталкиваются четыре педагогических парадигмы: когнитиво-информационая, личностная, культурологическая и компетентностная.

• В философском плане в основе конфликта педагогических парадигм лежит столкновение ценностей, приводящее к разным представлениям о целях, смыслах и конечных результатах образования. А в конечном итоге - к разным базовым моделям образования.

• Поскольку все ценности противоречат друг другу, окончательное решение в пользу одной из педагогических стратегий не представляется возможным. Не проясненность данного вопроса в педагогической теории и практике будет неизбежно подталкивать к субъективным, волюнтаристским, конъюнктурным решениям, дестабилизируя школу.

• Каждая из парадигм, как принято сегодня говорить, верно «схватывает» лишь часть действительности.

• Но часть не может заменить целого, поэтому выверенная стратегия развития образования заключается в гармонизации педагогических парадигм.

• Центральной проблемой образования является поиск путей кооперации между всеми педагогическими парадигмами.

Опираясь на базовые философские подходы (представлены в предыдущей статье), определим принципы и условия, позволяющие двигаться в направлении гармонизации различных педагогических парадигм. К ведущим принципам мы относим:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

69

• Принцип педагогического плюрализма: признание равноправного,

партнерского сосуществования всех образовательных парадигм и вытекающих из них педагогических практик. (Среди них нет плохих или хороших, поскольку каждая схватывает какую-то существенную часть действительности).

• Принцип преодоления односторонности, предполагающий трезвое осознание сильных и слабых сторон каждой из ведущих образовательных идей.

• Принцип взаимного дополнения, предполагающий, что на каждом этапе развития личности ребенка оптимальное сочетание подходов будет различаться, но, при этом, оно должно тщательно продумываться, обосновываться и соответствующим образом технологически обеспечиваться.

• Принцип нахождения полей пересечения, позволяющий, с одной стороны, увидеть общие для разных парадигм сферы приложения, а с другой - правильно определить удельный вес каждой из них в решении конкретной педагогической задачи.

• П, наконец, принцип иерархичности образовательных парадигм,

предполагающий выстраивание приоритетов, как для всего непрерывного образовательного процесса в целом, так и для его конкретных, локальных отрезков.

Выделив принципы, на которых строится парадигматическая кооперация, мы должны назвать и те условиях, без которых она не представляется возможной. В общем, философском плане эти условия сводятся к сохранению за образовательным учреждением необходимых степеней свободы. Что в переводе на профессиональный язык организации образовательного процесса означает наличие двух ее параметров:

• Сохранение вариативного образования.

• Вертикальной и горизонтальной дифференциации обучения.

Под вертикальной дифференциацией мы понимаем нахождение оптимального сочетания педагогических парадигм на каждом возрастном этапе обучения и развития детей. (Принцип преемственности ступеней образования.)

Под горизонтальной дифференциацией обучения мы подразумеваем построение всего учебного процесса с максимальным учетом психофизических особенностей детей, их способностей и склонностей.

Еоризонтальная дифференциация - это реализация на деле личностной парадигмы образования на каждом возрастном этапе обучения и развития ребенка.

Оба эти процесса, взятые вместе, являются своеобразной системой координат, в которой происходит личностный рост ребенка.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

70

Гармонизация педагогических парадигм не самоцель, но всего лишь средство и одновременно непреложное условие, обеспечивающее необходимую гибкость и целостность учебно-воспитательного процесса. Но без соблюдения этого условия велика опасность перекосов в развитии личности.

Решение задачи индивидуализации образовательного процесса в ДОО требует решения ряда теоретических и практических задач, предполагает многообразие путей их решения (вариативность). Коллективом Института психолого-педагогических проблем детства РАО разработана Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»). (Научный руководитель - композитор С.С.Коренблит, научные редакторы - канд.пед.наук, проф. Т.В.Волосовец и д-р пед.наук, академик РАО Е.А.Ямбург). Программа основывается на авторской образовательной программе синтеза искусств С.Коренблита и предлагает построение индивидуализированного образовательного процесса с использованием инновационных учебно-методических комплексов «ВеДеДо». Разработчики УМК исходили из предположения, что решение новых педагогических задач невозможно при помощи старых средств. Требуется разработка новых пособий, построенных на новых основаниях. Эти основания следующие.

- Для обеспечения широкой ориентировки в окружающем, систематичности образования, в УМК должно быть представлено содержание всех образовательных областей, выделенных в ФЕОС ДО.

В УМК должны быть представлены два типа содержаний образования: интегрировано охватывающие одновременно разные области, и имеющие узкое развивающее значение для какой-то одной области.

- Интегрированное решение образовательных задач предполагает разработку синтетических педагогических продуктов, построенных по принципу синтеза искусств (поэзия, музыка, изобразительное искусство), во взаимосвязи с новыми формами общения и творческими видами деятельности - самостоятельной и совместной с взрослым и сверстниками (сотворчество).

- Необходимы педагогические средства, вовлекающие ребенка в освоение содержания образовательных областей без дисциплинарного принуждения (установка на непроизвольные механизмы внимания и памяти, умные эмоции). Принцип добровольности участия в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.

- Модель образовательного процесса должна предусматривать время и пространство как для непосредственно образовательной деятельности, так и для

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

71

самодеятельной детской активности (игры, продуктивные виды деятельности, музицирование, двигательная активность и др.).

- Установка на многообразие форм организации образовательного процесса (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные). Многообразие позиций взрослого в общении и взаимодействии с детьми: роль организатора, равноправного партнера, ведущего и ведомого.

- Побуждение к деятельности через создание и обогащение культурнообразовательной социальной среды, важную часть которой составляют песни, музыкальные миниатюры, поэзия, изобразительное искусство, современные информационно-коммуникативные технологии.

- Наконец последнее по порядку, но не по значимости: положительный эмоциональный фон, радостное проживание детства, наслаждение искусством, материалами и игрушками, личностно значимым общением.

В рамках Парциальной программы «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») разработано 16 пособий, содержание которых охватывает такие области, как: режим дня, зарядка, игры, театр, сказки, шуточные песни, колыбельные, хороводные, общение с природой, путешествие по азбуке, цифры. В процессе апробации и разработки еще десятки пособий. Каждое пособие содержит диски с песнями и инструментовками, иллюстрации к песням, методические рекомендации для работников ДОО и родителей. Песни написаны композитором С.Коренблитом на слова поэтов классиков (И.Бродский, А.Блок, С.Черный, М.Ццетаева, П.Соловьева и др.) и современных детских поэтов (Н.Иванова, М.Ерозовский, М.Слуцкий). Иллюстрации художников: Е.В.Александровой, Е.А.Румянцевой, Н.М.Юзефович.

В написании методических рекомендаций принимали участие ведущие педагоги и психологи в области дошкольного воспитания: канд.пед.наук, проф. Т.Н.Доронова, канд.пед.наук, доцент М.А.Рунова, канд.пед.наук, доцент Е.В.Соловьева,

канд.пед.наук, ст.н.с. А.Е.Арушанова, канд.пед.наук Е.С.Рычагова, ст.н.с.

Е.В.Кузнецова, работники дошкольных учреждений, педагоги высшей квалификации.

В методических рекомендациях раскрывается технология работы с пособиями, приводятся сценарии игр и развивающего общения с детьми, методика обогащения самостоятельной деятельности. Намечены пути индивидуализации развития детей: работа с подгруппами, добровольность участия, не дисциплинарные форы привлечения и удержания внимания, коммуникативная и игровая мотивация занятий, принятие ребенка как партнера по общению, опережающая инициатива взрослого, положительная интерпретация им поведения ребенка, выделение в режиме дня времени

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

72

и пространства для самодеятельных игр, обогащение предметно-развивающей среды, взаимосвязанное с организованной взрослым деятельностью и др.

Песня звучит для всех детей. Педагог вовлекает их в общий разговор, игру, театр и др. Затем предоставляет в распоряжение детей костюмы, игрушки, материалы для спонтанных игр и самостоятельной деятельности. При этом ребенок сам определяет, какое образование выбрать. Кто-то рисует, кто-то играет на музыкальных инструментах, кто-то наряжается и погружается в образную игру, театр и др. Ребенок выступает как субъект образовательного процесса. Сам определяет свою образовательную траекторию.

УМК ВеДеДо уже надежно апробированы в практике. Экспериментальные сетевые площадки ФЕАО ФИРО под управлением научных руководителей д. пед. наук Уварова А.Ю., д. тех. наук Алексахина С.А., д. пед. наук Шогенова А.К. с мая 2008 г. успешно провели апробацию в нескольких десятках детских садов Московского региона, начала работу сетевая площадка Российской Академии Образования с 2014 г. под научным руководством к.п.н., проф. Волосовец Т.В., директора ФЕНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, которая включает нескольких регионов России.

После пяти лет педагогических поисков и разработок, экспериментальной работы в десятках детских дошкольных учреждениях, встреч и обсуждений с сотнями организаторов образования, руководителей и воспитателей дошкольных учреждений, учеными-педагогами программа ВеДеДо вышла на стадию широкого распространения.

Наблюдения показывают, что работа с пособиями «ВеДеДо» реально обеспечивает детям субъектную позицию в образовании. Участие в деятельности добровольное. Вступают во взаимодействие с педагогом дети, проявляющие интерес к личности педагога и к игрушкам, материалам, наглядным пособиям, которые она вносит в жизнь детей. Музыка звучит для всех детей. Каждый свободно реагирует на нее в соответствии со спонтанными эмоциональными порывами. Никаких дисциплинарных указаний и организующих моментов. Под влиянием музыки, поэзии, изобразительного ряда у детей возникает разнообразная игровая деятельность: образные игры, игры - фантазии, конструктивное творчество, содержательное общение по инициативе детей.

Наблюдения за детьми подтверждают гипотезу: использование специально

созданных детских песен, в сочетании с другими современными элементами образовательной среды, и новыми формами взаимодействия взрослых и детей, детей

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

73

друг с другом, позволяет сформировать субъектную позицию ребенка в образовательном процессе, поддерживает его индивидуализацию и способствует развитию эмоциональной сферы, креативности дошкольника, его творчеству в речевом общении, игре, изобразительной, конструктивной деятельности.

Список литературы

1. Арушанова А.Е., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Проблема целеполагания в современном дошкольном образовании // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17-21 ноября 2014 / Под ред. В.Т. Кудрявцева. В 2 т. Т. 1. - М.: Левъ, 2014. - С. 382 -386.

2. Волосовец Т.В., Торина Н.В., Зверева НИ. и др. Основы логопедии

с практикумом по звукопроизношению: учеб, пособие для студентов учреждений сред, проф. Образования. / Под ред. Т.В. Волосовец. - М. : Academia, 2000. - 199 с.

3. Коренблит С.С. Синтез слова и музыки - основа создания авторской

образовательной программы «Весёлый день дошкольника» - «ВеДеДо» (из личного опыта). Часть 1 http://klauzura.ru, 01.2014 г.

4. Коренблит С.С. Синтез слова и музыки - основа создания авторской

образовательной программы «Весёлый день дошкольника» - «ВеДеДо» (из личного опыта). Часть 2 http://klauzura.ru, 02.2014 г.

5. Коренблит С.С., Арушанова А.Е. Парциальная образовательная программа «Весёлый День Дошкольника»: История с продолжением // Справочник музыкального руководителя. - 2014. - № 12. - С. 8 - 11

6. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. - М.: Логос, 1993. - 181 с.

7. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. -М.: ПЕР СЭ, 2000.-351 с.

8. Ямбург Е.А. Школа и ее окрестности. - М.: Ц,ентр книги Рудомино, 2011 - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.