"7^ЕСТНИК ВпК^роваЕ.В. Л Л К
//'S УНИВЕРСИТЕТА УМК как основной вид дидактического сопровождения 11^3
/ У имени o.e. кут-афина (мгюа) при формировании творческих способностей студентов
УМК КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДИДАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
Создание инновационных программ и учебно-методических комплексов (УМК) с современным дидактическим сопровождением предусматривает соблюдение принципов систематичности и последовательности, технологичности и доступности, научности и гуманистической направленности. В связи с этим особую важность приобретает личностно ориентированный творческий подход и использование интерактивных методов. В статье даны практические рекомендации по развитию навыков интерактивного общения на основе обобщения опыта преподавателей Московского государственного юридического Университета имени О.Е. Кутафина. Ключевые слова: инновационные программы, дидактическое сопровождение, принцип систематичности, последовательности и доступности, гуманистическая направленность, компетентностный подход, творческие способности, учебно-методический комплекс, личностно ориентированный подход, дифференцированный процесс обучения.
Елена
Валентиновна ВЛАДИМИРОВА,
старший
преподаватель кафедры английского языка № 2 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
VLADIMIROVA E.V.,
Senior Lecturer, Kutafin Moscow State Law University, English Department № 2
LEARNING MATERIALS PACKAGE AS A TYPE OF DIDACTIC ACCOMPANIMENT IN STUDENTS' CREATIVITY FORMATION
The creation of innovative programs and learning materials packages with modern didactic accompaniment envisages compliance with the principles of consistency and accessibility alongside the employment of updated technologies and adherence to humanistic educational doctrine. While meeting this challenge in teaching and learning, special attention should be given to application of interactive methods and bringing to light students' creativity by means of personal approach. The article contains practical advice on the development of interactive communication skills on the basis of joint experience of the lecturers of Kutafin Moscow State Law University. Keywords: innovative programs, didactic accompaniment, principle of consistency and accessibility, humanistic educational doctrine, expertise approach, creativity capacities, learning materials package, personal approach, selective way of teaching.
Im
□ 4
n □
4
Xm
Ш □ TD
Л>
□ >
X >
Xs
"0
Й
s
X m
n
л
§ Ik
ВУЗЕ
© Е. В. Владимирова, 2015
116 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ
1,0 ЯЗЫКОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ /¿Ь)УНИВЕРСИТЕТА
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Говоря об основополагающих принципах разработки стандартов третьего поколения1, следует отметить необходимость создания инновационных программ с современным дидактическим сопровождением, использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с опорой на грамотно подобранный дидактический материал, использование модульной структуры учебных планов. При разработке учебных планов необходимо соблюдать принципы систематичности и последовательности, унификации и дифференциации, информационной технологичности и доступности2, преемственности содержания образования данной ступени, научности и гуманистической направленности, а также принцип единства воспитания, обучения и развития, который всегда соблюдался в российской и советской педагогике.
При этом основным подходом, определяющим разработку образовательных программ всех специальностей, включая юридическую, на основе ФГОС ВПО третьего поколения3, должен быть компетентностный подход.
Поскольку содержание образования отражено в учебных планах, программах, учебно-методических комплексах, учебных пособиях и учебниках, только правильно подобранный дидактический материал может создать эффективное учебное пособие и эффективный учебно-методический комплекс4.
Особую значимость в современном процессе обучения приобретает личност-но ориентированный подход5. Наиболее соответствующим данному подходу является, с точки зрения современной дидактики, учебно-методический комплекс (УМК). УМК — это открытая система учебных пособий, сборник дидактических материалов, рассчитанный на самостоятельную работу обучающихся по отдельным разделам курса.
Учебно-методический комплекс воспроизводит обучающий цикл и рассчитан на максимально возможное программирование учебной деятельности. Он последовательно ориентирует обучающихся на четко поставленные цели. При использовании УМК предусматривается следующее: постановка цели, предъявление информации, тестирование, корректировка обучения с учетом промежуточных результатов6.
Создание УМК связано с развитием программированного обучения в разных странах и стало применяться с 60-х годов прошлого века. В настоящее время учебно-методический комплекс представляет собой обучающий цикл и охватывает небольшие фрагменты предметного содержания, которые включаются в различные организационные формы обучения. Особенно часто данный дидактиче-
Макет Федерального государственного образовательного Стандарта высшего профессионального образования подготовки магистра. М., 2008.
Матросов В. Л. Педагогическое образование в России: проблемы и тенденции развития // Педагогика. 2005. № 6. С. 3—9.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. М., 2000.
Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2004.
Рифкин Б. О новых тенденциях в высшем образовании США // Высшее образование в России. 2009. № 5.
Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.
2
3
4
5
в
Владимирова Е. В.
УНИВЕРСИТЕТА УМК как основной вид дидактического сопровождения 117
имени o.e. кугафина(мгюд) при формировании творческих способностей студентов
ский подход используется в дистанционной форме обучения. УМК, применяемый как основной дидактический материал, охватывает небольшие фрагменты предметного содержания, подразделяется на «модули», каждый из которых строго рассчитан на определенное время.
В ряде случаев (это происходит, например, у нас в Университете, когда по одному модулю занимаются студенты с разным уровнем языковой подготовки) в модулях выделяется материал различного уровня сложности и предусмотрена возможность дифференцированного процесса обучения7. Иногда при создании УМК предусматриваются альтернативные способы достижения дидактических задач, проработки определенной учебной информации с учетом языковых, психологических и творческих особенностей студентов8 той или иной группы. Необходимо отметить, что идея УМК как основной современной единицы дидактического сопровождения требует издания и проработки большого диапазона учебной литературы, а также высокой подготовки преподавателей, занимающихся разработкой УМК.
В УМК входят:
— учебные пособия и руководства по самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
— средства контроля, предусматривающие достижение поставленных учебных задач;
— основная и дополнительная литература;
— глоссарий.
Особая роль в УМК, разрабатываемых преподавателями нашей кафедры, отводится интерактивным методам9. Интерактивные методы предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем и тем самым способствуют формированию творческих навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества между преподавателем и студентами. Интерактивные методы в наибольшей степени соответствуют личностно ориентированному подходу в обучении. При этом обучающиеся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организа- Н Е тора процесса обучения, создателя условий для инициативы студентов, особенно
частей выступлений, обсуждение правил презентации). Студенты анализируют
мыми знаниями и с реальной жизнью10. Я □
Какие же реальные советы можно дать преподавателям, чтобы студенты ЫД
приобрели не только навыки интерактивного общения, но и получили стимул для К >
□ ■ П □
студентов старших курсов. Консультирование преподавателями английского язы- РЕ
ка осуществляется в ходе урока (ответы на вопросы, заслушивание отдельных > К
I >
1-П
и обобщают полученные результаты, устанавливают их связь с социально значи- f ^
X m
□ Ш Ш >
дальнейшего их развития? Обобщив методы и приемы работы преподавателей различных кафедр МГЮА, можно дать следующие практические рекомендации: Щ И
РЯ
7 Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 5
М., 2000. Д
8 Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д : Феникс, 2001. Ч
Е
9 Добрынина Т. Н. Интерактивная форма семинарских занятии в высшей школе // Педагогическое образование и наука. 2009. № 8. С. 73—75. О
10 Киселев А. С. Инновационная система опережающего образования в контексте социологической перспективы инновационного общества. СПб., 2007. ВУЗЕ
11/2015
>
118 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ
118 ЯЗЫКОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ /¿Ь)УНИВЕРСИТЕТА
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
— пригласите студента к размышлению и сотрудничеству;
— дайте возможность студенту объяснить причины и мотивы своего поведения, провести самооценку;
— найдите успехи в действиях студента и отнеситесь с уважением к его идеям;
— выскажите одобрение самостоятельным находкам студента, его оригинальным предложениям.
Особенно стимулирующим дальнейшую творческую деятельность студента будет такое поведение педагога, когда вы демонстрируете свою личную заинтересованность в деятельности студента. Если речь не идет о жесткой формулировке, то можно дать понять студенту, что в данной конкретной ситуации единственно верного решения не существует и возможны другие варианты, которые вы с удовольствием готовы рассмотреть. Высказываться надо, по возможности, кратко и конкретно, а критикуя, ограничиваться двумя-тремя замечаниями по существу.
Следует отметить, что в процессе интерактивной деятельности у студентов-юристов происходит развитие творческих, коммуникативных и даже литературных навыков. Этому способствует изучение произведений англоязычных авторов. Так, со студентами с высоким уровнем знания английского языка мы анализируем произведения Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. При этом активизируются не только знания юридического английского, но и развивается творческое и аналитическое мышление при формулировании различных правовых концепций и теорий, углубляются знания правовых систем англоговорящих стран11. Также студенты проводят анализ современных политических и экономических событий, содержащихся в материалах СМИ (события на Украине, выступление Президента на встрече с прессой и Обращение к Федеральному Собранию, последствия терактов и т.д.) Конечно, здесь тоже активно происходит обмен не только языковой информацией (на определенном этапе языковой фактор уже не является доминирующим), но и информацией политического, экономического и правового характера.
Вследствие вышеизложенного можно утверждать, что от современного преподавателя требуется не только очень высокий уровень знания языка, но и умение ориентироваться в реалиях современной жизни и политической обстановки12. Являясь одним из соавторов учебника «Английский язык для юристов» / отв. ред. Н. Ю. Ильина, Т. А. Аганина, я отвечала за раздел «Законодательство и конституция». Нет сомнения в том, что ввиду изменений политических реалий, соответствующие изменения должны быть внесены в данный раздел учебника, а именно присоединение Крыма к России — вхождение в состав Российской Федерации территории полуострова Крым с расположенными на ней Автономной Республикой Крым и городом Севастополем.
Огромное значение для успешного творческого педагогического процесса имеет взаимодействие на межкафедральном уровне, когда нас, преподавате-
11 Бонди Е. А. О профессиональной направленности при обучении иностранному языку на гуманитарных факультетах в неязыковых вузах // Вопросы методики преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах университета. М. : Изд-во МГУ, 1971. С. 37—39.
12 Бурков В. Правовому государству нужны квалифицированные кадры // Российская юстиция. 1994. № 11. С. 28—30.
^Р)ШШл1Ж В"адимиР°ва Е В■ Л Л О
^ ) УНИВЕРСИТЕТА УМК как основной вид дидактического сопровождения
L_-У имени o.e. кугафина(мгюд) при формировании творческих способностей студентов
лей-лингвистов, консультируют преподаватели с кафедр конституционного права, кафедр гражданского и уголовного процесса, международного публичного права и других. Разумеется, если для многогранной деятельности Университета требуются квалифицированные специалисты со знанием иностранных языков (например, для перевода статей в издаваемом Университетом журнале «Lex Russica»), сотрудники нашей кафедры берут на себя эту задачу и успешно справляются с ней, обеспечивая таким образом последовательность и разносторонность учебного процесса и поднимая престиж нашего учебного заведения.
Именно такой подход к процессу обучения, который стал нормой для преподавателей нашего Университета, способствует активному формированию профессиональных компетенций, в том числе языковых компетенций. Сформированные языковые компетенции13, в свою очередь, служат средством практической деятельности, которая тесно связана с личным опытом и профессиональными интересами молодежи. Студенты учатся применять знания, полученные в процессе моделирования определенных ситуаций, в аналогичных ситуациях в реальной жизни.
Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу в обучении. Ведь они предполагают сообучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий, где максимально могут проявиться творческие способности личности. В современных условиях творческий педагог — это, прежде всего, исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью.
А поскольку мы стремимся доказать необходимость творческого подхода к обучению, то педагог должен быть очень требователен к себе, он должен обладать критическим анализом, развитой педагогической интуицией, потребностью в профессиональном росте и самовоспитании. Это должен быть высоконравственный, творчески мыслящий человек14. Только так его педагогическая деятельность может принести достойные плоды. Именно этих качеств требует от нас, преподавателей, реформа российского высшего образования.
Создание инновационной педагогической среды в Московском государственном юридическом Университете имени О.Е. Кутафина происходит благодаря сотрудничеству преподавателей и студентов. Инновационная концепция педагогики предполагает подготовку педагогов, которые бы разрабатывали новые программы, техники и технологии15, то есть принципиально новое дидактическое сопровождение, которое позволит развить творческий подход в профессиональной деятельности обучаемых и поставит педагогическое творчество на новый уровень.
13 Ермакова Л. И. Коммуникативная компетентность как цель обучения чтению в неязыковом вузе // Коммуникативно-ориентированная методика обучения иностранному языку в высшей школе. М. : Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1985. № 257. С. 97—101.
14 Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. № 9. С. 80—83.
15 Коржуев А. В., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М. : Изд-во МГУ, 2003.