Научная статья на тему 'Уменьшение энергопотребления швейными машинами при замене электропривода'

Уменьшение энергопотребления швейными машинами при замене электропривода Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
201
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / ШВЕЙНАЯ МАШИНА / ЧАСТОТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОДПРИВОД / ФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Горяинов Михаил Федорович, Ядыкин Виктор Семенович, Гунько Виталий Алексеевич

Работа посвящена исследованию режимов работы частотно-регулируемого электропривода в швейных машинах. Поскольку у фрикционного привода электродвигатель работает постоянно, а в частотно-регулируемом электродвигатель включается только на момент выполнения технологической операции, при замене привода происходит уменьшение энергозатрат. Авторами разработана система частотного управления асинхронным электроприводом, которая позволяет значительно повысить скоростные характеристики швейной машины, сократить время на вспомогательные операции, а так же снизить потребление электроэнергии. Результаты исследования показали, что у швейной машины, работающей от частотно-регулируемого электропривода потребление электроэнергии на 24-28% меньше, чем у машины с фрикционным электроприводом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Горяинов Михаил Федорович, Ядыкин Виктор Семенович, Гунько Виталий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уменьшение энергопотребления швейными машинами при замене электропривода»

Уменьшение энергопотребления швейными машинами при замене электропривода

М.Ф. Горяинов, старший преподаватель В.А. Гунько, аспирант В.С. Ядыкин, к.т.н., доцент СТИС (филиал) ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», г. Ставрополь

При замене фрикционного привода швейных машин на частотно-регулируемый изменяется режим работы асинхронного электродвигателя. У фрикционного привода электродвигатель работает постоянно с переходом от режима холостого хода в режим нагрузки при выполнении технологической операции. В частотно-регулируемом приводе электродвигатель включается только на момент выполнения технологической операции.

Для выполнения на швейных машинах различных операций электропривод помимо основной функции вращения главного вала должен обеспечивать повторнократковременный режим работы, автоматический и ручной пуск швейной машины, автоматический останов швейной машины по окончании операции с иглой в заданном положении. Изменение частоты вращения главного вала швейной машины в зависимости от выполняемой технологической операции должно происходить при соответствующей команде от системы управления, причем время пуска и останова швейной машины должно быть минимальным (0,4—0,5 с).

Для обеспечения указанных режимов работы швейные машины известных мировых фирм-производителей таких как: «Juki» (Япония), «Durkopp», «Pfaff», «Strobel» (Германия), «Sun Star» (Корея) и др., оборудованы частотно-регулируемым электроприводом с электронной системой управления.

В процессе выполнения исследований ставилась задача объединения в единую систему различных по природе функционально законченных элементов асинхронного привода с помощью унифицированных сопрягающих устройств-интерфейсов.

В результате была разработана система частотного управления асинхронным электроприводом, которая позволяет значительно повысить скоростные характеристики швейной машины, сократить время на вспомогательные операции, и, соответственно, существенно увеличить производительность труда, а так же снизить потребление электроэнергии.

Мощность, потребляемая электроприводом из сети Р1, отличается от мощности на валу швейной машины Р2 на значение мощности потерь в электроприводе АР, т.е.

Р = Р2 + АР.

Чем меньше потери АР. Тем больше КПД электропривода. Мощность потерь складывается из мощности электрических, магнитных и механических потерь.

Электрические потери АР э возникают в обмотках статора и ротора, т.е. АРэ = АРэ1 + АРэ2 (здесь АРЭ1 - потери в обмотке статора и АРэ2 - потери в обмотке ротора). Магнитные потери в магнитопроводе АРМ1 возникают за счет явлений гистерезиса и вихревых токов в статоре АРМ1 и роторе АРМ2, т.е. АРМ = АРМ1+АРМ2. Потери механические вызваны силами трения в подшипниках о скользящую среду АРМЕХ .

На основе изложенного

Р1 = Р2 + АРЭ1 + АРЭ2 + АРМ1 + АРМ2 + АРМЕХ . (1)

Выражение (1) можно упростить, если пренебречь магнитными потерями в пакете ротора из-за их малости в сравнении с другими слагаемыми. Поэтому практически можно считать, что

Р = Р +АР +АР +АР + АР

1 1 1 2 + АРЭ1 + АРЭ 2 + АРМ1 + АР МЕХ .

Мощность, передаваемая магнитным полем от статора к ротору Рэм, есть мощность, потребляемая из сети за вычетом потерь в статоре, т.е.

Р = Р - АР - Р

РЭМ 1 1 АРЭ1 РМ1 .

Потери в роторе составляют АРЭ2, поэтому

Р = Р + АР

РЭМ Р МЕХ ^АРЭ 2.

Мощность на валу двигателя Р2 отличается от механической на значение механических потерь АРМШ, т.е.

Р = Р + АР

Р 2 РМЕХ ^ арМЕХ На энергетической диаграмме, представленной на рис. 1а, показано распределение мощностей и потерь во фрикционном электроприводе (ФЭП) швейной машины и частотнорегулируемом электроприводе (ЧРЭП) (рис. 1б).

а)

б)

Рис. 1 - Энергетические диаграммы: а) - энергетическая диаграмма ФЭП; б) - энергетическая диаграмма ЧРЭП

Следует отметить, что магнитные потери ЛРМ при изменении нагрузки двигателя от холостого хода до номинальной, являются постоянной величиной, т.е. не зависят от нагрузки. Механические потери ЬРМЕК в электродвигателе мало зависят от нагрузки. Для

фрикционного электропривода следует учитывать потери мощности АРФР от фрикционной муфты, маховика и контрпривода. Поскольку асинхронный электродвигатель в фрикционном электроприводе остается включенным и работает на холостом ходу постоянно в период между проведением технологических операций на швейной машине, то следует учитывать, то, что воздушный зазор между ротором и статором увеличивает магнитное сопротивление магнитопровода и в статоре трехфазного асинхронного двигателя /х составляет 20-45% номинального тока статора.

В таблице 1 проведены расчеты потребления электроэнергии швейными машинами с ФЭП и ЧРЭП.

Т а б л и ц а 1 - Расчеты потребление электроэнергии ФЭП и ЧРЭП

№ п/п Потребление, кВт/ч Фрикционный электропривод Частотно- регулируемый электропривод

1 за одну операцию 0,00048 0,000392

2 в среднем за день 1,86 1,12

3 в среднем за год 494,6 299,17

По данным таблицы 1 построены диаграммы потребления электроэнергии ФЭП и ЧРЭП (рис. 2).

0,0005 У У 0,00048 □ Потребление кВт ч за одну

0,00045- 0,000392

0,0004- ЖШ

0,00035- /

0,0003- /

0,00025- /

0,0002- /

0,00015- /

0,0001 - /

0,00005-

АШ / Г Г

0 н ФЭП ЧРЭП а)

2- 1,86 □ Потребление кВт ч в день

1,8 1

1,6 /

1,4 / Л -10

1,2 / ’ 7\

1 X

0,8 /

0,6

0,4 /

0,2

0 г У , Г

ФЭП ЧРЭП б)

500 У 494,6 □ Потребление кВт ч в год

450

400 /

350 / 299,17

300 /

250 /

200 X

150 /

100 /

50

0^ . г

ФЭП ЧРЭП в)

Рис. 2 - Диаграммы потребления электроэнергии ФЭП и ЧРЭП: а) - за одну технологическую операцию; б) - за один рабочий день; в) - за год

Таким образом, у швейной машины, работающей от частотно-регулируемого электропривода потребление электроэнергии в среднем на 24-28% меньше, чем у швейной машины с фрикционным электроприводом, сократилось время на вспомогательные операции в среднем на 12 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.