Научная статья на тему 'Умения письменной речи в целях обучения иностранному языку в языковом вузе'

Умения письменной речи в целях обучения иностранному языку в языковом вузе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
616
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ / УМЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / EDUCATIONAL STANDARDS / LANGUAGE ACQUISITION LEVEL / WRITING SKILLS / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павельева Т. Ю.

Статья посвящена анализу современных образовательных стандартов России, Европы и США, в частности, анализу умений письменной речи учащихся на каждом из уровней данных образовательных стандартов. Недостаточно полное представление умений письменной речи в государственных образовательных стандартах языковых вузов выявила необходимость их более детальной разработки. В статье представлены умения письменной речи, которыми должны овладевать студенты языковых вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Writing skills in the aim of foreign language teaching in the higher educational establishments

This article is devoted to the analysis of the modern educational standards of Russia, Europe and the USA, in particular, to the analysis of writing skills at each stage of these standards. As writing skills are not sufficiently presented in the standards of higher education, the necessity of its full working out has arisen. In the article the writing skills students of linguistic universities should get are presented.

Текст научной работы на тему «Умения письменной речи в целях обучения иностранному языку в языковом вузе»

нимать речь на слух // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. С. 14.

9. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух. (Окончание) // Иностранные языки в школе. 2008. № 2. С. 20-21.

Поступила в редакцию 18.03.2009 г.

Kireyeva N.V. The notion of complex speech skill and the peculiarities of its usage at the lessons of a foreign

language at non-linguistic universities. The article is devoted to the phenomenon of complex speech act. The author studies linguistic and methodical peculiarities of the phenomenon within the limits of communicative-pragmatic approach, gives the definition of the notion, and also considers the possibilities of the optimization of the process of teaching the foreign language with the use of the combined verbal skills.

Key words: speech act; combined speech act; complex speech skill; communicative-pragmatic approach; combined speech skills.

УДК 811.161.1

УМЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ЦЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© Т.Ю. Павельева

Статья посвящена анализу современных образовательных стандартов России, Европы и США, в частности, анализу умений письменной речи учащихся на каждом из уровней данных образовательных стандартов. Недостаточно полное представление умений письменной речи в государственных образовательных стандартах языковых вузов выявила необходимость их более детальной разработки. В статье представлены умения письменной речи, которыми должны овладевать студенты языковых вузов.

Ключевые слова: образовательные стандарты; уровень владения языком; умения письменной речи; коммуникативная компетенция.

Основная цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В этой связи нельзя не учитывать значимость письменного вида речевого общения, особенно при наличии современных средств коммуникации, таких как электронная почта и интернет. В последнем случае письмо как вид речевого общения развивается на основе только аутентичных материалов [1, 2]. Таким образом, письмо выступает как цель обучения иностранному языку, которая предполагает развитие специальных умений письменной речи.

Рассмотрим умения письменной речи в государственных стандартах Европы, США и России.

Согласно образовательному стандарту начального общего образования по иностранному языку одной из целей изучения иностранного языка является заложение основы для «формирования умений общаться на иностранном языке (элементарной коммуникативной компетенции: речевой, языко-

вой) и, соответственно, развитие элементарных коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности: говорении,

аудировании, чтении, письме».

В государственном образовательном стандарте основного общего образования развитие умений письменной речи прослеживается на всех ступенях: начальной, средней и старшей и на всех уровнях: базовом и среднем. Рассмотрим умения письменной речи на всех уровнях образовательного процесса.

В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников у школьников должны быть развиты следующие умения письменной речи:

- написание письма личного характера;

- написание официального письма;

- рецензия;

- сочинение-описание;

- сочинение-повествование;

- эссе с аргументацией «за» и «против»;

- эссе с элементами рассуждения по теме.

В государственном образовательном

стандарте высшего профессионального обра-

зования по направлению 520500 - Лингвистика практический курс первого и второго иностранных языков предусматривает развитие общей и коммуникативной (лингвистической, социокультурной, прагматической) компетенций применительно ко всем видам коммуникативной деятельности в различных сферах речевой коммуникации.

Анализ существующих российских образовательных требований и стандартов (Государственный образовательный стандарт общего среднего образования 2004, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 520500 - Лингвистика 2000) показал, что требования для средних школ значительно шире, чем стандарты языковых вузов. Следует отметить, что в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования умения письменной речи детально не представлены. Во-первых, они ориентированы на государственный стандарт среднего общего образования, т. е. отражают знания выпускников. Во-вторых, возникает необходимость разработки детальных требований к уровню развития умений письменной речи для языкового вуза.

В отличие от России в США и Европе языковые стандарты едины для средней школы и вуза.

Согласно российского государственного стандарта общего образования к концу обучения в школе учащиеся должны достигнуть уровня В1 (базовый уровень) и В2 (профильный уровень). Из этого следует, что уровни С1 и С2 относятся к вузу.

Анализ требований, предъявляемых к уровню С1 показывает, что по сравнению с требованиями к уровню В2 (профильный уровень), к уровню С1 добавляются следующие умения письменной речи:

- описание статей на социальные и профессиональные темы;

- использование стилистических приемов при написании текстов;

- написание четких, структурированных, детальных текстов на сложную тематику.

А такие умения, как: написание различных видов писем; написание эссе; написание короткой статьи в журнал; рецензия на книгу или кинофильм, уже должны быть развиты.

Уровень С2 - это высший уровень владения иностранным языком, на котором кро-

ме вышеперечисленных умений письменной речи появляются такие, как:

- суммирование информации из различных устных и письменных источников;

- овладение всеми видами письменной речи.

Сравнение стандартов ACTFL со стандартами, отраженными в Common European Framework of Foreign Language Learning and Teaching, и российским Государственным стандартом общего среднего образования показывает, что в стандартах ACTFL умения письменной речи представлены наиболее полно.

Проанализировав стандарты ACTFL -American Council on the Teaching of Foreign Languages и сравнив их с российским Государственным стандартом общего среднего образования, мы приходим к выводу, что выпускники средней школы должны иметь уровень Intermediate, а уровни Advanced и Superior относятся к вузу.

Таким образом, на уровне Advanced должны быть развиты следующие умения письменной речи:

- умение поддерживать официальную и личную переписку;

- писать пересказы, доклады, конспекты;

- показывать глубокое знание грамматических структур и словарного запаса.

Уровень Superior предполагает развитие следующих умений письменной речи:

- написание исследовательских работ на широкий спектр практических, социальных, академических и профессиональных тем;

- использование разнообразных структур грамматики и синтаксиса;

- умение изменять стиль, тон и формат в соответствии с требованиями дискурса;

- четкое соотношение идей;

- соблюдение принципов причины и следствия, сравнения, хронологии;

- высокий контроль грамматики, синтаксиса, общего и профессионального словарного запаса, орфографии и правописания.

Как мы видим, в целом в стандартах и требованиях к уровню подготовки выпускников наблюдается сходство. Следующие умения письменной речи являются общими для всех стандартов на профильном уровне (российский стандарт), уровнях В1-В2 (Common European Framework for Foreign Language Teaching and Learning), Advanced

(American Council on the Teaching of Foreign Languages):

- написание личных и деловых писем;

- умение сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (анкета, автобиография, резюме, формуляр);

- умение писать пересказы, доклады, конспекты;

- написание рецензии;

- написание различных видов эссе (ар-гументативное);

- написание коротких статей на профессиональные и социальные темы.

Как мы указывали раньше, умения на уровне С1-С2 (Common European Framework for Foreign Language Teaching and Learning) и Superior (American Council on the Teaching of Foreign Languages) соотносятся с умениями, которые должны быть развиты у студентов российских языковых вузов. Так как стандарты вузовского образования детально не разработаны, то представляется целесообразным выделить умения письменной речи, которые должны развиваться в языковых вузах:

1) умение вести официальную и деловую переписку;

2) умение писать конспекты, исследовательские работы на широкий спектр практических, социальных и профессиональных тем;

3) варьирование стилей письменной речи;

4) использование многообразия языковых средств;

5) использование стилистических приемов в письменной речи;

6) обсуждение предложенной проблемы как конкретно, так и абстрактно;

7) соблюдение принципов причины и следствия, сравнения, хронологий;

8) высокий контроль грамматики и синтаксиса, общего и профессионального словарного запаса, орфографии и правописания.

Проанализировав образовательные стандарты по овладению иностранными языками (Common European Framework for Foreign Language Teaching and Learning и American Council on the Teaching of Foreign Languages, Государственный образовательный стандарт

основного общего образования), мы полагаем, что следующие умения письменной речи необходимо развивать у студентов языкового вуза:

1) написание личного письма;

2) составление развернутых планов прослушанных или прочитанных текстов;

3) написание проектной / курсовой работы;

4) составление письменной оценки доклада, проектной / курсовой работы;

5) написание рецензии на просмотренный фильм, доклад, проектную / курсовую работу;

6) написание официального письма (письмо-жалоба, письмо о приеме на работу);

7) написание изложения (развернутого, сжатого, свободного);

8) реферирование и аннотирование;

9) написание сочинения (сочинение описательного характера, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение);

10) умение участвовать в дискуссиях и семинарах в письменном виде.

1. Басова А.В. К вопросу о письме и письменной речи в обучении иностранному языку. Языковая культура. Образование // Чтения Ушинского: сб. материалов междунар. науч. конф. / науч. ред. О.С. Егорова. Ярославль, 2006. Вып. 2.

2. Сысоев П. В. Языковое поликультурное образование: теория и практика. М., 2008.

Поступила в редакцию 22.06.2009 г.

Pavelyeva T.U. Writing skills in the aim of foreign language teaching in the higher educational establishments. This article is devoted to the analysis of the modern educational standards of Russia, Europe and the USA, in particular, to the analysis of writing skills at each stage of these standards. As writing skills are not sufficiently presented in the standards of higher education, the necessity of its full working out has arisen. In the article the writing skills students of linguistic universities should get are presented.

Key words: educational standards; language acquisition level; writing skills; communicative competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.