Научная статья на тему 'Умение слушать как показатель социальной зрелости студента вуза'

Умение слушать как показатель социальной зрелости студента вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1355
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ / ABILITIES / УМЕНИЯ СЛЫШАТЬ / ABILITIES TO HEAR / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / SOCIAL MATURITY / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATIVE CULTURE / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / HUMANITARIAN CULTURE / НЕУМЕНИЯ СЛУШАТЬ / INABILITY TO LISTEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савва Л.И.

Материал посвящен актуальной педагогической проблеме развития у студентов вуза умения слушать, которое рассматривается показателем социальной зрелости обучающихся. В исследовании раскрыта сущность данного умения, выявлены его основные признаки у человека. В статье предлагаются критерии разграничения умений слышать и слушать. Автором представлено описание и анализ проведенного опроса по проверке указанного умения у студентов технического вуза. Доказано, что данным умением на должном уровне владеют не все опрошенные студенты. Новизна данной статьи заключается в попытке проанализировать основные показатели умения и неумение студентов слушать. К числу последних автор относит: невнимательность, отсутствие интереса, уход в себя, увлечение собой, нежелание, склонность к критике, боязнь критики, отвлеченность, недопонимание, небрежность, отсутствие ответственности за результаты труда, неосведомленность, воспоминание, звуковая окраска речи и др. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании того, что рассматриваемое умения выступает не только показателем коммуникативной культуры и индикатором гуманитарной культуры, но и одним из показателей социальной зрелости будущего специалиста. В связи с этим делается вывод о необходимости поиска новых педагогических условий, направленных на развитие данных умений у студентов в социокультурной образовательной среде вуза. Автор полагает, что, с одной стороны, следует повысить ответственность самих обучающихся за развитие этих умений в образовательном процессе, с другой стороны ответственность педагогов за качество проведения лекции, развития интереса к изложению материала, применение интерактивных технологий, способствующих развитию не только умений говорить и убеждать, но слушать друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Умение слушать как показатель социальной зрелости студента вуза»

УДК 378: 316. 613

Л. И. Савва (Магнитогорск, Россия)

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

СТУДЕНТА ВУЗА

Аннотация. Материал посвящен актуальной педагогической проблеме развития у студентов вуза умения слушать, которое рассматривается показателем социальной зрелости обучающихся. В исследовании раскрыта сущность данного умения, выявлены его основные признаки у человека. В статье предлагаются критерии разграничения умений слышать и слушать. Автором представлено описание и анализ проведенного опроса по проверке указанного умения у студентов технического вуза. Доказано, что данным умением на должном уровне владеют не все опрошенные студенты. Новизна данной статьи заключается в попытке проанализировать основные показатели умения и неумение студентов слушать. К числу последних автор относит: невнимательность, отсутствие интереса, уход в себя, увлечение собой, нежелание, склонность к критике, боязнь критики, отвлеченность, недопонимание, небрежность, отсутствие ответственности за результаты труда, неосведомленность, воспоминание, звуковая окраска речи и др. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании того, что рассматриваемое умения выступает не только показателем коммуникативной культуры и индикатором гуманитарной культуры, но и одним из показателей социальной зрелости будущего специалиста. В связи с этим делается вывод о необходимости поиска новых педагогических условий, направленных на развитие данных умений у студентов в социокультурной образовательной среде вуза. Автор полагает, что, с одной стороны, следует повысить ответственность самих обучающихся за развитие этих умений в образовательном процессе, с другой стороны - ответственность педагогов за качество проведения лекции, развития интереса к изложению материала, применение интерактивных технологий, способствующих развитию не только умений говорить и убеждать, но слушать друг друга.

Ключевые слова: умения, умения слышать, социальная зрелость, коммуникативная культура, гуманитарная культура, неумения слушать.

Социально зрелая личность студента выступает многофункциональным членом общества, который умеет в гармонии сочетать не только профессиональные и общественные, но и личные интересы. Кроме того, ей присущ целый комплекс социально значимых качеств, в числе которых: ответственность, компетентность, коммуникабельность, автономность, гражданственность, социальная активность и др. [6]. Поэтому поиск педагогических условий, направленных на развитие социальной зрелости студентов вуза, находится в центре внимания современных ученых-педагогов и практиков.

В данной статье мы хотели бы остановиться на педагогической проблеме, связанной с поиском педагогических условий развития у студентов вуза умения слушать, которое считаем показателем их социальной зрелости.

Многочисленными исследованиями в области психологии и лингвопсихологии (И. Атватер, В. А. Артемов, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, И. Р. Гальперин, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, З. И. Клычникова, В. А. Ковшиков, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, А. Н. Соколов и др.) доказано, что слушание как вид речевой деятельности не менее сложный процесс, чем говорение, поэтому он рассматривается учеными с тех же, что и говорение, позиций анализа структуры (изучения фаз и ступеней процесса), психологического содержания, продукта (умозаключение), видов (активное и пассивное слушание), уровневой природы данного процесса, его результата (внутреннего результата как осмысления: понимание или непонимание разного уровня и качества, внешнего результата - как реакции слушателя: согласия-несогласия) [1; 2; 3; 5; 6; 11].

Природа наделила человека способностью слышать, то есть воспринимать звуки, слова, но слушать, воспринимая и понимая выраженную собеседником мысль. человек должен

научиться. Слушать означает делать сознательное усилие услышать звук, физически воспринимать его или обратить на него внимание. Человек слышит в результате автоматической реакции органов чувств и нервной системы. Но, чтобы услышать, необходимо желание, ибо слушание - это волевой акт, включающий и высшие умственные процессы, активный процесс в том смысле, что требует определенных умений и навыков [1;

4].

В современных условиях мы настолько привыкли общаться посредством новейших каналов связи, таких как электронная почта, форумы, чаты, что постепенно несколько теряем умение слушать, а главное, слышать собеседника. Проведенные нами опросы подтверждают данные ранее проведенных психологических исследований, что умением слушать владеют далеко не все студенты вуза. По результатам нашего опроса, проведенного среди студентов технического вуза 2 курса, выяснилось, что:

-70 % опрошенных считают, что не умеют слушать;

- 5 % никогда не задумывались над этим вопросом;

- 10 % полагают, что умение слушать у них развито нормально;

- 15 % студентов не считают умение слушать важным.

Кроме того 36% респондентов признали, что внимательно слушают преподавателей и товарищей не на каждом занятии. Очевидно, что данное умение требует усилий, заставляя студентов «включать» его только в определенных случаях.

Мы обратились непосредственно к преподавателям с вопросами: уделяют ли они в процессе профессиональной подготовки должное внимание проблеме развития умений слушать у студентов, стремятся ли они к тому, чтобы его развивать? Из числа опрошенных преподавателей:

- 50 % считают, что умение слушать следует обязательно развивать, но это вопрос самообразования студентов;

- 30 % отметили, что нужно активно (целенаправленно) развивать умение слушать у студентов;

- 20 % полагают, что студенты уже должны приходить в вузы с уже сформированным умением слушать.

Проведенный нами опрос не только подтвердил предположение о том, что умение слушать у студентов технического университета развито недостаточно, но и то, что этому вопросу не уделяется должного внимания ни самими обучающими, ни большинством педагогов.

Умение слушать является прежде всего одним из показателей коммуникативной компетентности студентов, а под коммуникативной компетентностью мы понимаем «совокупность качеств личности, а также совокупность умений и навыков, обеспечивающих эффективный процесс общения» [9, с. 287]. Коммуникативная компетентность во многом «совпадает с человеческим качеством, обозначаемым словом «воспитанность», к сожалению, обесцененным в последнее время из-за частого и неаккуратного употребления» [7, с. 279]. Современные условия социально-экономического развития требуют от студентов вузов высокого уровня сформированности этой компетентности потому, что та тесно связанна с ответственностью за качество учебного труда и, в конечном счете, за качество профессиональной подготовки.

Говоря о роли коммуникативной компетентности в социальном развитии личности, мы полагаем, что она является важной предпосылкой для успешной адаптации человека в ближайшей окружающей среде и подготовке к жизни. Действительно, без развитых коммуникативных способностей и умения слушать выпускнику технического вуза тяжело будет адаптироваться к профессиональной среде: ему необходимо уметь общаться с работодателями, понимать задачи и требования руководителя, находить общий язык с

коллегами и подчиненными по работе, выстраивать необходимые социальные контакты с окружающими, быть социально активной личностью.

На первый взгляд умение слушать может показаться легко формируемым и большинству доступным. Вместе с тем исследования показывают, что даже в среде профессионально подготовленных к деловому общению людей - руководителей, менеджеров, педагогов - лишь немногие умеют выслушать своего собеседника [2]. Поэтому умение профессионально слушать, слышать и понимать своего собеседника можно по праву считать важнейшим показателем социальной зрелости человека. К тому же умение слушать -это и способ выразить уважение к другому человеку. Выслушивая собеседника, мы поддерживаем в нем самоуважение. Люди чувствуют исходящую от вас поддержку, когда человек проявляет такт во время беседы, выражает заинтересованность в том, что говорит собеседник [8; 10]. У человека, которого слушают, повышается самооценка и возникает столь необходимое многим ощущение значимости. Несформированность данного умения оказывает влияние и на продуктивность общения, а сформированное умение слушать выступает своеобразным индикатором гуманитарной культуры студентов в образовательном процессе.

По общему заключению ученых, данному умению в образовательных учреждениях целенаправленно не обучают, хотя неумение слушать является одной из самых распространенных проблем школьников и студентов. Она связана с плохой самоорганизацией обучающихся и, безусловно, отражается на качестве их образования [5].

Может показаться, что процесс слушания происходит полностью «автоматически», подсознательно, а человек не может или не должен стараться контролировать его. В ходе опроса некоторые студенты заявляли, что слушать - это, значит, просто молчать, хотя доказано, что это далеко не так и что этот процесс нуждается в организации и самоорганизации.

В основе такого убеждения лежит «внешнее» восприятие процесса, потому что слушание не сопровождается активными действиями со стороны субъекта. Неумение слушать начинается с неумения отрефлексировать признаки плохого слушания. К причинам, которые могут привести к неэффективному слушанию, относят целый ряд факторов. Студенты должны знать их, уметь отслеживать и соответственно корректировать свое восприятие устной речи. Причинами, взывающими недостаток слушания, могут быть:

- невнимательность (часто, выслушав речь лектора или выступающего на семинаре товарища, студент не можем вспомнить и половины его сообщения; некоторые обучающиеся привыкают слушать, улавливая лишь основной смысл сообщения, не обращая внимания на смысл отдельных слов);

- отсутствие интереса (студент не слушает, когда тема кажется ему сложной или неинтересной; он погружается в собственные мысли, обдумывает, что сказал бы по этой проблеме сам, в то время как выступающий продолжает говорить);

- уход в себя (студенты не слушают, потому что поглощены собой, своими переживаниями, заботами, проблемами; отвлекаются телефонными сообщениями; просто чем-либо расстроены);

- отсутствие ответственности за результаты труда (студенты попросту не хотят напрягаться, не умеют бороться с ленью, считают главным достигаемым результатом на лекции или семинаре лишь свое присутствие);

- склонность к критике (некоторые студенты не слушают во время занятия других потому, что оценивают речь собеседника предубежденно в силу своей склонности к осуждению, критическим оценкам действий других);

- боязнь критики (студент не слушает другого (обычно в случаях оценки его предшествующих действий), потому что воспринимается любую критику как покушение на свой авторитет; попытки защититься мешают принять конструктивную часть речи собеседника, извлечь для себя пользу);

- небрежность (как ни парадоксально, но общение с хорошо знакомыми людьми в учебной группе отличается раскрепощенностью и уверенностью собеседников в том, что ничего полезного и важного они друг от друга не услышат);

- отсутствие сосредоточенности (в отдельные моменты студент отвлекается от восприятия содержания лекции, дискуссии, будучи в возбужденном или утомленном состоянии);

- приоритет собственного мнения (у студента уже сложилась своя позиция по обсуждаемому вопросу, слушать другое мнение он не готов);

- бедный словарный запас (смысл воспринимаемых слов не всегда точно считывается студентами в силу достаточно большой от разницы между коммуникантами в возрасте, уровне культуры и образования, социальном положении и др. );

- погружение в воспоминание (иногда какие-то фрагменты звучащей речи вызывают в памяти слушателя воспоминания о событиях прошлого; обучающемуся требуется много усилий, чтобы сконцентрировать свое внимание на подлинном смысле того, о чем говорит выступающий);

- звуковая окраска речи ( слушая голос собеседника, студент обычно реагирует и на все другие звуки (фон); кроме того, отвлекать могут акустические характеристики голоса (высота, тембр, громкость) и низкая суггестивность голоса педагога, не умеющего с помощью нюансов тембра овладевает вниманием слушающих и вызывать в них нужные поведенческие реакции) [4; 5; 11].

Некоторые студенты начинают учиться слушать только тогда, когда возникает вынужденная необходимость, рожающая дополнительный мотив к приложению волевых усилий. К сожалению, у многих момент осознания этого происходит достаточно поздно, когда в результате неумения слушать уже произошли серьезные информационные потери, обнаружены ошибки в причинно-следственных связях изучаемых явлений и пр.

Умение слушать у студентов, безусловно, является залогом успешного процесса обучения и социальной активности обучающегося в обществе. Данное умение продолжает оставаться важным и после окончания вуза, в профессиональном и обыденном общении. Уровень его сформированости свидетельствует о способности студентов контактировать с другими людьми, обрабатывать и усваивать необходимую информацию без существенных потерь; об их способности устранять волевыми усилиями негативные факторы, влияющие на качество восприятия речи собеседника.

Таким образом, возникает необходимость поиска (отличных от традиционных) педагогических условий к организации образовательного процесса, с учетом потребности в развитии умения слушать студентов в социокультурной образовательной среде технического университета. В качестве таковых можно предложить следующий комплекс педагогических условий: 1) ориентацию студентов на контроль коллективных и индивидуальных результатов работы на занятиях путем введения лекций вдвоем, рефлексивных, уточняющих вопросов, приемов обобщения, критического мышления, подведения итогов; 2) культивирование взаимоответственной среды в дискуссиях, при обсуждении докладов, в процессе презентаций и защиты научно-учебных проектов на практических занятиях; 3) развитие умений индивидуальной и групповой рефлексии у студентов по итогам семинарских занятий с использованием мини-тестов, эссе, итоговых рисунков, таблиц, используемых как средства активизации слушания и усвоения материала.

Эти условия направлены не только на развитие коммуникативных умений студентов (слушать преподавателя, говорить и убеждать, слышать друг друга), но и на повышение ответственности обучающихся за качество учебного труда, социальной активности,

направленности на формирование критического мышления, сохранение необходимого интереса к излагаемому материалу. Ориентация при обучении умению слушать на потребности общества, на решение профессиональных задач, на самоорганизацию обучающихся позволяет говорить об этом умении как о показателе социальной зрелости личности студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атватер И. Я вас слушаю / Пер. с англ. М. : Экономика, 1988. 110 с.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : Изд-во МГУ, 1982.

200 с.

3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. М. : КомКнига, 2006. 144 с.

4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М. : Смысл; Раритет, 1998. 192 с.

5. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.

6. Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика: теория речевой деятельности : учеб. пособие для студентов педвузов. М. : Астрель ; Тверь : АСТ, 2006. 319 с.

7. Понимание партнера - залог успеха // Психология влияния. СПб. : 2000. Разд. III, С.261-362.

8. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация / В. Н. Панкратов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 208 с.

9. Савва Л. И. Коммуникативный потенциал субъектов образовательного процесса: монография / Л.И. Савва, Л. А. Солдатченко, Е. Ю. Семыкина и др. Магнитогорск: МаГУ, 2005. 345 с.

10. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ . М.: Педагогика-пресс, 1992.

190 с.

11. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов. 2-е изд. М. : Издательство ЛКИ, 2007. 256 с.

L. Savva (Magnitogorsk, Russia)

ABILITY TO LISTEN AS AN INDICATOR OF THE SOCIAL MATURITY OF THE

UNIVERSITY STUDENT

Abstract. The article is devoted to an urgent problem of society development, such as the development of the university students' ability to listen being an indicator of their social maturity. The article reveals the essence of this ability; its main characteristics and its manifestation. The article discloses the difference between the ability to hear and to listen. The author provides the description and the analysis of the conducted survey on checking this ability. It is proved that the analyzed ability of technical university students is not up to the mark. The novelty of this article consists in the fact that the attempt to analyze students' inability to listen and its basic characteristics, was made. Such trai ts as carelessness, lack of interest, indifference, withdrawal, unwillingness, self interest, tendency to criticism, fear of criticism, distraction, misunderstanding, negligence, lack of responsibility for work results, lack of information, recollection, sound coloring of the speech, and others are specified in the article. The theoretical importance of the article consists in the fact that it proves that these abilities act not only as an indicator of communicative culture, but also as an indicator of humanitarian culture, and also as an indicator of social willingness of a future expert. Thereby the conclusion is made that there is a strong need for new pedagogical conditions aimed at the development of these abilities in students in the social cultural educational environment of a higher education institution. So, the author believes that it is necessary to increase students' responsibility for the development of these abilities in the educational process, and teachers' responsibility for lecture quality, interest in the material presenta-

tion, active use of interactive technologies, where students develop not only abilities to speak and convince, but also to hear each other.

Keywords: Abilities, abilities to hear, social maturity, communicative culture, humanitarian culture, inability to listen.

REFERENCES

1. Atvater I. Ya vas slushayu / Per. s angl, Moscow, Ekonomika, 1988. 110 p.

2. Bodalev A. A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom, Moscow, Izd-vo MGU, 1982. 200 p.

3. Gal'perin I. R. Tekst kak ob"ekt lingvisticheskogo issledovaniya. Izd. 4-e, stereotipnoe, Moscow, KomKniga, 2006, 144 p.

4. Deryabo S. D., Yasvin V. A. Grossmeister obshcheniya: illyustrirovannyi samouchitel' psikhologicheskogo masterstva, Moscow, Smysl; Raritet, 1998, 192 p.

5. Zimnyaya I. A. Lingvopsikhologiya rechevoi deyatel'nosti, Moscow, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, Voronezh, NPO «MODEK», 2001, 432 p.

6. Kovshikov V. A., Glukhov V. P. Psikholingvistika: teoriya rechevoi deyatel'nosti : ucheb. posobie dlya studentov pedvuzov, Moscow, Astrel'; Tver', AST, 2006, 319 p.

7. Ponimanie partnera - zalog uspekha // Psikhologiya vliyaniya, St. Petersburg, 2000, Razd. III, pp. 261-362.

8. Pankratov V. N. Manipulyatsii v obshchenii i ikh neitralizatsiya / V. N. Pankratov, Moscow, Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2001, 208 p.

9. Savva L. I., Soldatchenko L. A., Semykina E. Yu. i dr. Kommunikativnyi potentsial sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa: monografiya, Magnitogorsk, MaGU, 2005, 345 p.

10. Satir V. Kak stroit' sebya i svoyu sem'yu / Per. s angl . Moscow, Pedagogika-press, 1992,

190 p.

11. Sokolov A. N. Vnutrennyaya rech' i myshlenie / A. N. Sokolov. 2-e izd. Moscow, Iz-datel'stvo LKI, 2007, 256 p.

Савва Л. И. Умение слушать как показатель социальной зрелости студента вуза. // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 24-29

Savva L. I. Ability to listen as an indicator of the social maturity of the university student. Gumanitar-no-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, Vol. 1, No 1, pp. 24-29

Author:

Liubov' Savva, professor, doctor of Science in Pedagogy, professor at the Department of Pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, sav-va.53@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.