Научная статья на тему 'УМБОНОВИДНЫЕ ПОЯСНЫЕ ПРЯЖКИ КАРА-БЫЗСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ТИПОЛОГИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ'

УМБОНОВИДНЫЕ ПОЯСНЫЕ ПРЯЖКИ КАРА-БЫЗСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ТИПОЛОГИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кара-абызская культура / Шиповский могильник / Охлебининский могильник / Биктимировский могильник / эпоха раннего железа / пряжка / типология / хронология / происхождение / Kara-Abyz culture / Shipovo burial ground / Okhlebinino burial ground / Biktimirovo burial ground / Early Iron Age / buckle / typology / chronology / origin

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьева Светлана Леонидовна

Кара-абызская археологическая культура относится к эпохе раннего железа, ареал распространения памятников – Южное Приуралье. Памятники датируются V в. до н.э. – IV в. н.э. Погребальный костюм кара-абызской культуры – хронологический индикатор и показатель культурного взаимодействия в эпоху раннего железа. В данной статье рассмотрены умбоновидные пряжки кара-абызской культуры, которые появились в III в. до н.э. в составе мужских погребальных комплексов. Всего рассмотрено 36 изделий из 36 погребений. Пряжки найдены в Шиповском грунтово-курганном и Охлебининском грунтовом могильнике в Иглинском районе Республики Башкортостан, в Биктимировском могильнике в Благовещенском районе Республики Башкортостан. Происхождение умбоновидных пряжек связано с трансформацией поясных блях, сделанных из сарматских зеркал с умбоном в центре, и крючков, являвшихся атрибутом женского костюма в караабызской культуре и колчанных крючков в сарматских мужских комплексах. Составленная типология умбоновидных пряжек свидетельствует о том, что они появились в III в. до н. э. и просуществовали до II в. н. э. С чем связано изменение системы крепления на пряжках, на данный момент сказать сложно, возможно, это хронологический показатель. В Шиповском грунтовом могильнике нет умбоновидных изделий в комплексах III в. до н. э., они появляются здесь только на рубеже эр. Остается открытым и вопрос о происхождении самих застежек, так как они обнаружены в единичных экземплярах. Умбоновидные пряжки были местным, локальным элементом убранства кара-абызского костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELT BUCKLES WITH A ROUND PROTRUSION OF THE KARA-ABYZ CULTURE: TYPOLOGY AND ORIGIN

The Kara-Abyz archaeological culture dates back to the early Iron Age. Monuments of the KaraAbyz culture are common in the Southern Urals. The monuments date back to the 5th century BC – 4 th century AD. The burial costume of the Kara-Abyz culture is a chronological indicator and an indicator of cultural interaction in the early Iron Age. This article discusses the belt buckles with a round protrusion of the Kara-Abyz culture, which appeared in the 3rd century BC, as part of male burial complexes. A total of 36 items from 36 burials were examined. The buckles were found in the Shipovo, Okhlebinino and Biktimirovo burial grounds in the Republic of Bashkortostan. The occurrence of belt buckles with a round protrusion is associated with the transformation of belt plaques made of Sarmatian mirrors with an umbil in the centre, and hooks, which were an attribute of a woman's costume in the Kara-Abyz culture, and quiver hooks in Sarmatian male complexes. The compiled typology of umbilical buckles indicates that they appeared in the 3rd century BC. and existed until the 2nd century AD. It is difficult to say what was the reason for the changes in the fastening system on the buckles these days , perhaps this is a chronological indicator. In the Shipovskoye ground burial ground, there are no umbonous objects in the complexes of the 3rd century. BC e., they appear here only at the turn of the era. The question of the origin of the fasteners also remains open, since they were found in single copies. Umbon buckles were a local, element of the decoration of the Kara-Abyz costume.

Текст научной работы на тему «УМБОНОВИДНЫЕ ПОЯСНЫЕ ПРЯЖКИ КАРА-БЫЗСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ТИПОЛОГИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ»

УДК 902.01 UDC 902.01

DOI: 10.24412/2713-0231-2021-2-34-41

Воробьева Светлана Леонидовна

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Национальный музей Республики Башкортостан,

Россия, 450000, г. Уфа, Советская, д. 14, тел. +7(9273565975), e-mail: sveta_legion@mail.ru

Vorobyeva Svetlana Leonidovna

Ph.D. (History), Senior Researcher, Bashkortostan National Museum,

Ufa, Russia

УМБОНОВИДНЫЕ ПОЯСНЫЕ ПРЯЖКИ КАРА-БЫЗСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ТИПОЛОГИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

BELT BUCKLES WITH A ROUND PROTRUSION OF THE KARA-ABYZ CULTURE: TYPOLOGY AND ORIGIN

Аннотация

Кара-абызская археологическая культура относится к эпохе раннего железа, ареал распространения памятников - Южное Приуралье. Памятники датируются V в. до н.э. - IV в. н.э. Погребальный костюм кара-абызской культуры - хронологический индикатор и показатель культурного взаимодействия в эпоху раннего железа. В данной статье рассмотрены умбоновидные пряжки кара-абызской культуры, которые появились в III в. до н.э. в составе мужских погребальных комплексов. Всего рассмотрено 36 изделий из 36 погребений. Пряжки найдены в Шиповском грунтово-курганном и Охлебининском грунтовом могильнике в Иглинском районе Республики Башкортостан, в Биктимировском могильнике в Благовещенском районе Республики Башкортостан. Происхождение умбоновидных пряжек связано с трансформацией поясных блях, сделанных из сарматских зеркал с умбоном в центре, и крючков, являвшихся атрибутом женского костюма в кара-абызской культуре и колчанных крючков в сарматских мужских комплексах. Составленная типология умбоновидных пряжек свидетельствует о том, что они появились в III в. до н. э. и просуществовали до II в. н. э. С чем связано изменение системы крепления на пряжках, на данный момент сказать сложно, возможно, это хронологический показатель. В Шиповском грунтовом могильнике нет умбоновидных изделий в комплексах III в. до н. э., они появляются здесь только на рубеже эр. Остается открытым и вопрос о происхождении самих застежек, так как они обнаружены в единичных экземплярах. Умбоновидные пряжки были местным, локальным элементом убранства кара-абызского костюма.

Abstract

The Kara-Abyz archaeological culture dates back to the early Iron Age. Monuments of the Kara-Abyz culture are common in the Southern Urals. The monuments date back to the 5th century BC - 4 th century AD. The burial costume of the Kara-Abyz culture is a chronological indicator and an indicator of cultural interaction in the early Iron Age. This article discusses the belt buckles with a round protrusion of the Kara-Abyz culture, which appeared in the 3rd century BC, as part of male burial complexes. A total of 36 items from 36 burials were examined. The buckles were found in the Shipovo, Okhlebinino and Biktimirovo burial grounds in the Republic of Bashkortostan. The occurrence of belt buckles with a round protrusion is associated with the transformation of belt plaques made of Sarmatian mirrors with an umbil in the centre, and hooks, which were an attribute of a woman's costume in the Kara-Abyz culture, and quiver hooks in Sarmatian male complexes. The compiled typology of umbilical buckles indicates that they appeared in the 3rd century BC. and existed until the 2nd century AD. It is difficult to say what was the reason for the changes in the fastening system on the buckles these days , perhaps this is a chronological indicator. In the Shipovskoye ground burial ground, there are no umbonous objects in the complexes of the 3rd century. BC e., they appear here only at the turn of the era. The question of the origin of the fasteners also remains open, since they were found in single copies. Umbon buckles were a local, element of the decoration of the Kara-Abyz costume.

Ключевые слова: кара-абызская культура, Шиповский могильник, Охлебининский могильник, Биктимировский могильник, эпоха раннего железа, пряжка, типология, хронология, происхождение.

Keywords: Kara-Abyz culture, Shipovo burial ground, Okhlebinino burial ground, Biktimirovo burial ground, Early Iron Age, buckle, typology, chronology, origin.

Введение

В эпоху раннего железа (V в. до н.э. - IV в. н.э.) Южное Приуралье становится центром сложения и развития кара-абызской культуры, носители которой оставили яркий погребальный костюмный комплекс В III—II вв. до н. э. в мужском костюме носителей кара-абызской культуры появляются умбоновидные изделия, распространившиеся на всем ареале обитания кара-абызского населения. На данный момент найдено 36 умбоновидных пряжек в 36 мужских погребениях из Шиповского грунтово-курганного и Охлебининского грунтового могильников в Иглинском районе Республики Башкортостан, Биктимировского могильника в Благовещенском районе Республики Башкортостан. В данной статье будет рассмотрена типология и возможные пути происхождения изделий в кара-абызской культуре.

Основная часть

Умбоновидные пряжки происходят из Биктимировского, Охлебининского и Шиповского грунтового и курганного могильников кара-абызской культуры. Подобные элементы убранства костюма встречаются в пьяноборских памятниках [Васюткин 1986: рис. 10: 1-3: 108; Пшеничнюк 1986: рис. 3: 8: 49]. Но в основном здесь распространены изделия меньших размеров, использующиеся в качестве обувных застежек [Генинг 1970: табл. VIII: 9, 10].

Рис. 1. Трансформация умбоновидных пряжек кара-абызской культуры: 1 - Шиповский Курганный могильник (III гр., подъемный материал) [Овсянников 2008: рис. 278: 7: 103]; 2-4, 7-10, 12, 14 - Охлебининский могильник (2 - погр. 367/У1-80-82 [Пшеничнюк 1993: рис. 10: 12: 47]; 3 - погр. 12/1-80-82 [Научные фонды Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН (далее - НА ИЭИ УФИЦ РАН), А/715/55]; 4 - погр. 113/180-82 [далее - НА ИЭИ УФИЦ РАН, А/715/612]; 7 - 50/1-65 [далее - НА ИЭИ УФИЦ РАН, А/161/2079]; 8 - погр. 28/1-65, 9 - погр. 83/11-65 [Пшеничнюк 1993: рис. 15: 6, 7: 81]; 10 -погр. 50/1-65 [далее - НА ИЭИ УФИЦ РАН, А/161/2079]; 12 - погр. 179/Ш-80-82 [далее - НА ИЭИ УФИЦ РАН, А/715/996]; 14 - погр. 142/11-80-82 [Пшеничнюк 1993: рис. 8: 6: 44]); 5-6, 11, 13, 15-16 - Шиповский грунтовый мольник (5 - погр. 3/Ш-66 [там же 1976: рис. 22: 1: 63]; 6 - погр. 12/ХУ1-06 [Овсянников 2008-А: рис. 210: 1: 97]; 11, 13, 15-16 - погр. 1/1Х-90, 2/1Х-90, 124/УШ-78, 319/ХШ-93 [там же 2007: рис. 28: 1, 9: 115; рис. 21: 1: 108; рис. 77: 1: 164]). 1-16 - бронза

Все умбоновидные пряжки сделаны из бронзы методом литья и состоят из круглого щитка, обрамленного мелкими сферическими выступами и слегка выступающим пояском, на который нанесен орнамент - имитация шнура. К щитку припаяна петля с неподвижным крючком, а на оборотной стороне - от 1 до 4 петель или крючок с петлей для крепления. Размеры изделий варьируются от 8 х 6,5 до 12 х 8 см. Учитывая то, что форма самого изделия остается неизменной, при составлении классификации в качестве главного признака выделен

способ крепления пряжки к ремню, то есть количество петель и крючков на оборотной стороне щитка. Как выяснилось, этот признак является еще и хронологическим маркером. По оформлению щитка изделия разделены на варианты:

а - орнаментированы выпуклыми вдавлениями в центре; б - орнаментированы припаянной бляшкой в центре; в - с отверстием в центре; г - с лучевым орнаментом в центре1.

При пополнении источниковой базы четко структурированную типологию не надо будет изменять.

Подтип 1. Пряжки с одной петлей на обороте (20 экз.).

Вариант а - изделия, орнаментированные выпуклыми вдавлениями в центре (табл. 1, рис. 1: 1-3). Пряжки данного типа обнаружены в погребениях ГУ-Ш вв. до н. э.

Таблица 1. Пряжки типа 1.а

Могильник К-во погр. К-во пряж. Муж. Жен. Реб. Оружие На поясе У ног

Биктимировский 1 1 - 1 - - - 1

Охлебининский 7 7 6 0 1 6 4 -

Шиповский КМ - 1 - - - - - -

Итого 8 8 6 1 1 6 4 1

А. Х. Пшеничнюк связывает появление умбоновидных пряжек с ГГГ хронологической группой (ГГ в. до н. э. - ГГ в. н. э.) [Пшеничнюк 1993: 44-45]. Учитывая сопровождающий инвентарь погребений с зооморфными пряжками в виде оленей, можно утверждать, что они появляются не позже ГГГ в. до н. э. О ранней датировке говорит и то, что пряжки в перекрывающих друг друга погребениях располагаются в стратиграфически ранних комплексах (Охлебининский мог., погр. 491/ХГ-80-82; погр. 296/ГУ-80-82; погр. 367/УГ-80-82), которые датируются ГГГ вв. до н. э.

В одном погребении застежка лежала на поясе с накладками из зубов медведя, в остальных - без накладок.

Вариант б - изделия, орнаментированные припаянной бляшкой в центре (табл. 2, рис. 1: 8-9). Судя по инвентарю в комплексах с пряжками и нахождение их в перекрывающих друг друга погребениях изделия получили широкое распространение во ГГ в. до н. э. -Г вв. н. э.

Таблица 2. Пряжки типа 1.б

К-во К-во

Могильник Муж. Реб. Оружие На поясе У бедра

погр. пряж.

Охлебининский 7 7 7 1 4 6 1

Вариант в - изделия с отверстием в центре (табл. 3, рис. 1: 10). Одна пряжка найдена в комплексе ГГ—Г вв. до н. э. Охлебининского могильника (погр. 50/Г-65). Аналогичная застежка происходит из Ново-Сасыкульского могильника [Васюткин 1986: рис. 10: 1-3: 108].

1 Далее в тексте отсутствующие варианты типов не упоминаются.

Таблица 3. Пряжки типа 1.в

Могильник К-во погр. К-во пряж. Муж. Оружие На поясе

Охлебининский 1 1 1 1 1

Вариант г - изделия с лучевым орнаментом в центре (табл. 4, рис. 1: 11, 12). Пряжки этого типа встречаются в погребениях II в. до н. э. - II в. н. э. и, как правило, с обувными застежками. В одном погребении (Шиповсий грунтовый мог., погр. 1/IX-90) изделие найдено на поясе с ромбическими накладками, датирующимися В. Ф. Генингом III-II вв. до н. э. [Генинг 1970: рис. 20: 34].

Таблица 4. Пряжки типа 1.г

Могильник К-во погр. К-во пряж. Муж. Оружие На поясе

Охлебининский 2 2 2 2 2

Шиповский грунтовый мог. 2 2 2 2 2

Итого 4 4 4 4 4

Подтип 2. Пряжки с двумя петлями на обороте (5 экз.).

Вариант а - изделия, орнаментированные выпуклыми вдавлениями в центре (табл. 5, рис. 1: 4)1.

Таблица 5. Пряжки типа 2.а

Могильник К-во погр. К-во пряж. Муж. Оружие На поясе

Охлебининский 1 1 1 1 1

Вариант г - изделия с лучевым орнаментом в центре (табл. 6, рис. 1: 13, 14).

Таблица 6. Пряжки типа 2.г

Могильник К-во погр. К-во пряж. Муж. Оружие На поясе

Охлебининский 2 2 2 2 2

Шиповский грунтовый мог. 2 2 2 2 2

Итого 4 4 4 4 4

Все застежки по сопровождающему инвентарю в погребениях датируются ГГ вв. до н. э. -ГГ вв. н. э.

Подтип 3. Пряжки с тремя петлями на обороте (8 экз.).

Вариант а - изделия, орнаментированные выпуклыми вдавлениями в центре (табл. 7,

рис. 1: 5).

Таблица 7. Пряжки типа 3.а

Могильник К-во погр. К-во пряж. Муж. Оружие На поясе

Охлебининский 2 2 2 2 2

Шиповский грунтовый мог. 1 1 1 1 1

Итого 3 3 3 3 3

1 Отсутствующие типы изделий не упоминаются.

Вариант г - изделия с лучевым орнаментом в центре (табл. 8, рис. 1: 15). Погребение 496/Х1-80-82 из Охлебининского могильника с умбоновидной пряжкой расположено над погр. 501/Х1-80-82, датирующимся не ранее рубежа эр. Поэтому изделия данного типа, вероятнее всего, получили распространение в костюме населения кара-абызской культуры в 1-11 вв. н. э.

Таблица 8. Пряжки типа 3.г

Могильник К-во погр. К-во пряж. Муж. Оружие На поясе

Охлебининский 2 3 2 2 2

Шиповский грунтовый мог. 2 2 2 2 2

Итого 4 5 4 4 4

В целом, застежки типа А.3.3 датируются II в. до н. э. - II в. н. э.

Подтип 4. Пряжки с петлей и крючком на обороте (6 экз.).

Вариант а - изделия, орнаментированные выпуклыми вдавлениями в центре (табл. 9, рис. 1: 6). Одна пряжка найдена в Шиповском грунтовом могильнике (погр. 12/XVI-2006). Размер изделия значительно уменьшается (5,5х 4,5 см), а в центре, вместо выпуклого вдавления, появляется шпенек. Ввиду непредставительности сопровождающего инвентаря датировать это погребение достаточно сложно. Ясно только, что найденная пряжка типологически одна из самых поздних.

Таблица 9. Пряжки типа 4.а

Могильник К-во погр. К-во пряж. Муж.

Шиповский грунтовый мог. 1 1 1

Вариант г - изделия с лучевым орнаментом в центре (табл. 10, рис. 1: 16). Судя по расположению погребений с застежками данного типа относительно других комплексов, перекрывающих их (погр. 354/ГУ-80-82 и погр. 77Л-80-82 Охлебининского могильника), они появляются не ранее I в. до н. э.

Таблица 10. Пряжки типа 4.г

Могильник К-во погр. К-во пряж. Муж. Оружие На поясе

Охлебининский 3 3 3 3 3

Шиповский грунтовый мог. 2 2 2 2 2

Итого 5 5 5 5 5

Составленная типология умбоновидных пряжек свидетельствует о том, что они появились в III в. до н. э. и просуществовали до II в. н. э. На рис. 1 представлена трансформация умбоновидных пряжек кара-абызской культуры. К наиболее ранним изделиям относятся типы 1.а-б. Во II в. до н. э. появляются типы 2 и 3, развитие которых шло параллельно. С чем связано изменение системы крепления на пряжках, на данный момент сказать сложно, возможно, это хронологический показатель. В Шиповском грунтовом могильнике нет умбоновидных изделий в комплексах III в. до н. э., они появляются здесь только на рубеже эр. Остается открытым и вопрос о происхождении самих застежек, так как они обнаружены в единичных экземплярах лишь в пьяноборских памятниках.

Умбоновидные пряжки, так же как и эполетообразные застежки пьяноборской культуры, были местным, локальным элементом убранства кара-абызского костюма. В памятниках дьяковского типа имеются умбоновидные подвески [Кренке 2011: 134-148], но с кара-абызскими их связывают только общекультурные параллели.

Вероятнее всего, пряжки типа 3 могли возникнуть как трансформация дисковидных блях и крючков, появившихся в III в. до н. э. в женском костюме в кара-абызской культуре. Крючки в женском костюме кара-абызской культуры являются трансформацией колчанных крючков из сарматских мужских комплексов. Косвенным доказательством этого является присутствие на дисковидных бляхах, сделанных из сарматских зеркал, небольшой выпуклины в центре диска (так называемые зеркала типа 5.3 по [Скрипкин, 1990: 95]), схема которых повторяет форму умбоновидных пряжек. В Юлдашевском могильнике пьяноборской культуры (III в. до н.э. - I в. н.э.) к умбоновидной бляшке припаян железный крючок с зооморфным орнаментом на конце [Пшеничнюк 1986: рис. 7, 1: 55] - самая ранняя по типу умбоновидная пряжка.

В типологию не вошла пряжка с четырьмя петлями на обороте из Охлебининского могильника (погр. 134/II-80-82), которая, вероятнее всего, была всего лишь единичным вариантом типа 3. А также не удалось типологизировать одно изделие из Шиповского могильника (погр. 87/VII-72), так как не известна его оборотная сторона.

Заключение

В III-II вв. до н. э. в мужском костюме носителей кара-абызской культуры появляются умбоновидные изделия, распространившиеся на всем ареале обитания. Самая ранняя пряжка связана со второй группой Шиповских курганов, но в грунтовой части могильника изделия появляются лишь на рубеже эр, в то время как в Охлебининском комплексе они уже становятся большего диаметра, используются в составе поясного набора и от них происходят поздние пряжки, найденные в Шиповском могильнике. Истоки их появления в костюме кара-абызского населения, вероятнее всего, связаны с трансформацией поясных блях, сделанных из сарматских зеркал с умбоном в центре, и крючков, являвшихся атрибутом женского костюма в кара-абызской культуре и колчанных крючков в сарматских мужских комплексах.

Список литературы

Васюткин С. М., Калинин В. К. Ново-Сасыкульский могильник // Археологические работы в низовьях Белой. Сб. науч. ст. Уфа: БФАН СССР, 1986. С. 95-122.

Генинг В. Ф. История населения Удмуртского Прикамья в пьяноборскую эпоху. Ч. I. Чегадинская культура (III в. до н. э. - II в. н. э.) // Вопросы археологии Урала. Вып. 10. Свердловск: Изд-во «Уральский государственный университет», 1970. 224 с.

Кренке Н. А., Лазукин А. В., Тавлицева Е. Ю. Клад украшений с городища Дютьково // Российская археология. 2011. № 1. С. 134-148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Овсянников В. В., Савельев Н. С., Акбулатов И. М. Шиповский могильник в лесостепном Приуралье. Уфа: Гилем, 2007. 166 с.

Овсянников В. В. Отчет об археологических исследованиях Шиповского курганно-грунтового могильника в Иглинском районе Республики Башкортостан в 2006 году // Архив Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН. Уфа, 2008.

Пшеничнюк А.Х. Шиповский комплекс памятников // Древности южного Урала. Уфа: Башкирский филиал Академии наук СССР, 1976. С. 35-149.

Пшеничнюк А. Х. Юлдашевский могильник // Археологические работы в низовьях Белой. Сб. науч. ст. Уфа: БФАН СССР, 1986. С. 45-74.

Пшеничнюк А. Х. Хронология и периодизация погребальных комплексов Охлебининского могильника // Хронология памятников Южного Урала: сб. ст. Уфа: Башкирский филиал Академии наук СССР, 1993. С. 32-61.

Скрипкин А. С. Азиатская Сарматия. Проблемы хронологии и ее исторический аспект. Саратов: Изд-во «Саратовский университет», 1990. 300 с.

References

Vasyutkin S. M., Kalinin V. K. Novo-Sasykul'skij mogil'nik [Novo-Sasykul burial ground]. Arheologicheskie raboty v nizov'yah Beloj [Archaeological work in the lower reaches of the White River.] Ufa, BFAN SSSR, 1986, pp. 95-122. (In Russ.)

Gening V. F. Istoriya naseleniya Udmurtskogo Prikam'ya v p'yanoborskuyu epohu. CH. I. CHegadinskaya kul'tura (III v. do n. e. - II v. n. e.) [History of the population of the Udmurt Kama region in the Pyanobor epoch. Ch. I. Chegadinskaya culture (III century BC-II century AD)] // Voprosy arheologii Urala [Questions of the archeology of the Urals]. Sverdlovsk, iss. 10, Ural'skij gosudarstvennyj universitet, 1970, 224 p. (In Russ.)

Krenke N. A., Lazukin A. V., Tavliceva E. Yu. Klad ukrashenij s gorodishcha Dyut'kovo [A treasure trove of jewelry from the Dyutkovo settlement]. Rossijskaya arheologiya [Russian Archaeology]. 2011, no 1, pp. 134-148. (In Russ.)

Ovsyannikov V. V., Savel'ev N. S., Akbulatov I. M. Shipovskij mogil'nik v lesostepnom Priural'e [Shipovsky burial ground in the forest-steppe Urals]. Ufa, Gilem, 2007, 166 p. (In Russ.)

Ovsyannikov V. V. Otchet ob arheologicheskih issledovaniyah Shipovskogo kurganno-gruntovogo mogil'nika v Iglinskom rajone Respubliki Bashkortostan v 2006 godu [Report on the archaeological research of the Shipovsky burial mound in the Iglinsky district of the Republic of Bashkortostan in 2006]. Arhiv Instituta istorii, yazyka i literatury Ufimskogo federal'nogo issledovatel'skogo centra RAN [Archive of the Institute of History, Language and Literature of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences]. Ufa, 2008 (In Russ.)

Pshenichnyuk A.H. SHipovskij kompleks pamyatnikov [Shipovsky complex of monuments]. Drevnosti yuzhnogo Urala [Antiquities of the Southern Urals]. Ufa, Bashkirskij filial Akademii nauk SSSR, 1976, pp. 35-149. (In Russ.)

Pshenichnyuk A. H. Yuldashevskij mogil'nik [Yuldashevsky burial ground]. Arheologicheskie raboty v nizov'yah Beloj [Archaeological work in the lower reaches of the White River]. Ufa, BFAN SSSR, 1986, pp. 45-74. (In Russ.)

Pshenichnyuk A. H. Hronologiya i periodizaciya pogrebal'nyh kompleksov Ohlebininskogo mogil'nika [Chronology and periodization of the burial complexes of the Okhlebininsky burial ground]. Hronologiya pamyatnikov Yuzhnogo Urala [Chronology of monuments of the Southern Urals]. Ufa, Bashkirskij filial Akademii nauk SSSR, 1993, pp. 32-61. (In Russ.)

Skripkin A. S. Aziatskaya Sarmatiya. Problemy hronologii i ee istoricheskij aspekt [Asian Sarmatia. Problems of chronology and its historical aspect]. Saratov, Saratovskij universitet, 1990, 300 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.