Научная статья на тему 'Улыбаемся и пашем. Обзор рынка плугов'

Улыбаемся и пашем. Обзор рынка плугов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
154
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
АгроФорум
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Ольга Лютых

Плуг – одна из самых сложных машин в сельском хозяйстве с точки зрения точности конструирования и проектирования. Основная задача вспашки – качественная подготовка почвы для получения максимального урожая. Даже в тех хозяйствах, где применяются ресурсосберегающие технологии обработки почвы (mini-till и no-till), без плугов не обойтись: хотя бы раз в несколько лет эти агрегаты используются на полях. Кроме того, без плуга не обойтись там, где вводятся в оборот залежные земли. А пропашные и овощные культуры могут технологически возделываться только с применением пахоты. Об особенностях выбора и эксплуатации нам рассказали специалисты компаний «Lemken», Pöttinger, «Kverneland», «Kunh», «НПФ Престиж» и НПО «Сур».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Улыбаемся и пашем. Обзор рынка плугов»

АГРОФОРУМ

спецвыпуск «АГРОСАЛОН»

www.pegas-agro.ru Тел./факс: +7 (846) 977-77-37

Ольга Лютых, шеф-редактор,

Институт развития сельского хозяйства

УЛЫБАЕМСЯ И ПАШЕМ

Плуг - одна из самых сложных машин в сельском хозяйстве с точки зрения точности конструирования и проектирования. Основная задача вспашки - качественная подготовка почвы для получения максимального урожая. Даже в тех хозяйствах, где применяются ресурсосберегающие технологии обработки почвы (mini-till и no-till), без плугов не обойтись: хотя бы раз в несколько лет эти агрегаты используются на полях. Кроме того, без плуга не обойтись там, где вводятся в оборот залежные земли. А пропашные и овощные культуры могут технологически возделываться только с применением пахоты. Об особенностях выбора и эксплуатации нам рассказали специалисты компаний «Lemken», Pöttinger, «Kverneland», «Kunh», «НПФ Престиж» и НПО «Сур».

Запрягаем коня. Железного

Сейчас плуг - не просто машина для переворачивания пласта земли. Современное машиностроение предлагает плуги под конкретные задачи. Но один из первых вопросов, на который предстоит ответить - каким клиент владеет трактором, - рассказывает Матвей Пащенко, Управляющий продажами по ЮФО компании КиЫН («КУН»). Например, у самых мощных тракторов в 450-500 лс, в 99% случаев

отсутствует навесное устройство, позволяющее соединять плуг с трактором. Значит нужно рассматривать приобретение или навесного устройства, или покупать специальный адаптер, который имитирует трехточечную навеску, вынесенную в отдельную тележку.

Конечно нужно понимать, по какому агрофону будет работать плуг. Какой трактор имеет клиент, какой мощности, какого производителя. Под мощность и тяговые

характеристики подбираем плуг. К тракторам малой мощности (до 220-250 лс) рекомендуются навесные плуги, потому что у них меньшее количество корпусов, - продолжает Владимир Бугаев, представитель ЬЕМКЕЫ на Юге России. Если хозяйство имеет трактор мощностью свыше 250 лс, можно использовать навесные плуги с максимальным количеством корпусов, или полунавесные с минимальным количеством корпусов. Навесные плуги, как правило не больше 7 корпусов, более маневрены, на малых полях они требуют меньше разворотной полосы, например, на рисовых чеках. На больших площадях используют тракторы от 300 лс, и можно работать полунавесными плугами. Ну а прицепные плуги имеют 12-13 корпусов. Например, у нашей компании есть большой плуг «Титан», который по своей комплектации может иметь адаптер, позволяющий работать без трехточечной навески у трактора, становясь прицепным, либо использоваться как полунавесной без адаптера, - добавляет Владимир Бугаев.

спецвыпуск «АГРОСАЛОН»

ДГРОФОРНМ

Если сельхозпроизводитель располагает тракторами тягового класса 1.4 (мощность трактора от 80 до 110 лс), то с такими тракторами агрегатируются плуги с малой шириной захвата, - поясняет Сергей Старцев, директор компании «НПФ Престиж». В этом случае зачастую ширина плуга меньше ширины трактора, и трактору приходится двигаться одной стороной колес в открытой борозде. Скоростные широкозахватные плуги ПБС устраняют данный недостаток и эти тракторы, как и тракторы тягового класса 3-5, имеющие мощность двигателя от 150 до 300 л.с., могут агрегатировать плуги двигаясь по необработанному полю.

Большая ошибка - не настраивать сам трактор, - уточняет Владимир Бугаев. Сначала нужно выставить равномерное давление в шинах, настроить заднюю ось трактора по ширине - расставить задние шины на более широкое расстояние, вертикальные рас-

косы навески должны быть одинаковой длины. При использовании полунавесных плугов, нижние рычаги должны быть зажаты, без боковых смещений. На навесных плугах они должны быть отпущены, и смещаться свободно вправо-влево, быть не фиксированными. Балансировка трактора должна быть в соответствии с весом плуга, необходимо использование фронтальных и задних грузов, если это требуется, чтобы не было пробуксовки, иметь более точное ведение. Если не уделить должного внимания этим настройкам, то помимо того, что трактор будет смещаться при движении в сторону, это также приведет к повышенному расходу топлива и рабочих органов - замечает Владимир Бугаев.

Согласно инструкции, балластировка трактора традиционной компоновки осуществляется в соотношении 40/60, однако у машин с шарнирным сочленением соотношение отличается,

об этому нужно помнить и обратиться при необходимости за информацией к производителю, - напоминает Андрей Пьяных, продукт менеджер по плугам компании Квернеланд Груп СНГ. Если номинальная мощность трактора превышает необходимое значение для агрегата, то есть большой риск возрастания нагрузок на узлы прицепного орудия и как следствие может привести к повреждениям или другим поломкам. Также, может быть и наоборот, когда из-за нехватки мощности трактора будет страдать качество пахоты и производительность, - продолжает Андрей Пьяных. При подборе плуга к трактору по мощности рассчитывают на соотношение 35-40 л. с. на корпус. Соответственно, при восьмикорпусном плуге нужен трактор мощностью около 300 л. с.. а ещё лучше, если превысить этот показатель на несколько десятков единиц в качестве запаса.

Берем землю в оборот

Рабочая часть плуга состоит из лемеха и отвала. Лемех - это своего рода лезвие, которое подрезает верхний слой почвы и начинает ее крошение, отправляя его на отвал. Отвал - это та часть, которая и производит рыхление и разбивку земляного кома. Таким образом, почва после прохождения плуга получается максимально ровная. Хотя бывают случаи, когда необходимо произвести ребристую поверхность. Вообще, существует более 20 видов отвалов. Однако, наиболее распространенными сейчас являются полосовые (или перьевые) и винтовые (сплошные).

Полосовые (или перьевые отвалы) используются на твердых почвах. Благодаря тому, что пласт грунта попадает на отвал состоящий из разных пластин - разбивка земляного кома происходит эффективнее. Такая форма минимизирует залипание грунта и сопротивление самого корпуса. Часто используют лемех с выдвижным долотом.

Винтовой или сплошной отвал не так хорошо крошит землю, зато лучше остальных переворачивает пласт. Он полностью убирает пожнивные остатки под землю. Но после такого плуга поверх-

ность поля не такое ровное, как после полосового отвала, и может требовать дополнительной обработки грейдером.

Если в регионе использования плуга выпадает много осадков, более 500 мм в год, то лучше использовать лемешно-отвальные плуги, которые выполняют полный оборот пласта, - рассказывает Сергей Старцев, директор компании «НПФ Престиж». В районах с меньшим количеством осадков, рекомендуется безотвальная технология обработки почвы, с сохранением стерни на поверхности поля, без оборота пласта.

В случае, если на поле остается много пожнивных остатков, и воз-делываются, допустим, не только зерновые культуры, но и бобовые, технические культуры, то можно применять комбинированную технологию. Есть плуги-рыхлители, в которых рабочие органы одновременно выполняют частичный оборот пласта и глубокое рыхление. Если поле имеет короткий гон, то применяются оборотные плуги, они работают челночным способом, не делая свально-развальных борозд. Поле получается более ровное. Это важно для сева и уборки низкосрезаемых

www.pegas-agro.ru Тел./факс: +7 (846) 977-77-37 nggc

культур, таких как бобовые: соя, нут - говорит Сергей Старцев.

У нас был случай, когда в Поволжье, где сильные ветра и снег весь сдувает с полей, был запрос

- пахать развально, на максимальной ширине захвата, чтобы получить ребристые борозды для максимального снегозадержания,

- вспоминает Дмитрий Муратов, директор регионального развития компании Петтингер (Pöttinger). Некоторые агрономы высказывают мнение, что на суглинках нужен полосовой отвал. Полосовой (перьевой) отвал соприкасается меньшей поверхностью корпуса с почвой. За счет этого снижается сопротивление почвы, его легче тянуть. Классический отвал на суглинках, на глинистых почвах может не справиться с задачей из-за того, что на него налипает больше почвы, становится тяжелее тянуть плуг, и порой хозяйственники принимают решение в пользу полосовых отвалов. Например, в таких регионах как Черноземье и Кубань, поясняет Дмитрий Муратов, директор регионального развития компании Петтингер (Pöttinger). Иногда отвал может быть произведен из синтетических материалов. Их используют для болотистой местности, где высок риск залипания грунта. Состав отвала делают таким, чтоб почва

максимально легко сходила и не слипалась.

Типы почвы, присутствующие на полях, пожалуй, один из первостепенных вопросов, при выборе плуга, - соглашается Матвей Пащенко, Управляющий продажами по ЮФО компании KUNH («КУН»). Не всегда одинаково один и тот же корпус работает в разных условиях, на разных видах почв. Наша компания предлагает корпуса для глубокой вспашки, для средней вспашки и для мелкой вспашки. Вообще, вспашка считается довольно дорогостоящим процессом. Но химические вещества, применяемые при защите растений, тоже дорожают с каждым годом, и получается, что вспахать - куда более дешевый способ защиты растений от болезней. Природа сама уничтожает все болезни, когда мы переворачиваем пласт земли и растительные остатки уходят внутрь земли. Много высевается зерновых по зерновым, например, по пшенице ячмень, или пшеница по пшенице. Одним из самых дешевых и эффективных методов борьбы с одинаковыми для предшественника и последующей культуры болезнями является вспашка полупаром (мелкая вспашка, до 20 см). Но у большинства производителей плуги не могут пахать на глубину, меньше чем 20 см. Для полупара, чтобы еще дополнительно сэкономить, можно использовать специальные корпуса, которые производит на данный момент только наша компания. Такие агрегаты пашут в диапазоне от 12 до 20 см. Это существенное снижение затрат для хозяйства, ведь сокращение вспашки на каждый см глубины захвата экономит примерно 1 л солярки, - добавляет Матвей Пащенко. Компания КиЫН поставляет на рынок 4 вида отвалов. 2 вида сплошных отвалов и 2 вида перьевых отвала. Сплошной отвал - более универсальный агрегат. Мы рекомендуем его практически для всех видов почв. На песчаных почвах перьевой отвал будет работать не так качественно. Хуже будет оборот пласта, из -за того, что у него есть отверстия между перьями, земля будет просто просыпаться, крошиться. А если рассматривать такие почвы как Чернозем, то полосовой отвал будет выигрывать, лучше кроша пласт, - резюмирует Матвей Пащенко.

Есть на рынке и преимущественно иной вид плугов - наш плуг серии ПСК, - говорит руководитель НПО «СУР» Сергей Святкин. Отличие заключается в принципиально новом рабочем органе отвального типа, который выполняет работу культурного и винтового корпуса, глубоко рыхлящего чизельного типа. Это дает высокую степень крошения и оборота пласта почвы, предупреждает переуплотнение подпахотного горизонта, снижает водную эрозию при обработке склоновых полей. Плуги рыхлят сухой пласт почвы высокой твердости в диапазоне от 12 до 30 см с полной заделкой стерни, что равноценно двум проходам тяжелыми дисковыми боронами. Резко уменьшается засоренность почвы при весенней вспашке паров - семена сорняков уходят в глубину за счет полного оборота пласта. Всходы сорных растений ослабляются и появляются на 30 дней позже. Улучшение сложения пахотного и особенно подпахотного слоя позволяет повысить урожайность сельскохозяйственных культур на 15-20%. Полевая доска в наших плугах заменена противодействующим лемехом. Применено три режущих органа: правый лемех и два оборотных лемеха, левый и вертикальный. Плуги можно использовать как для овальной, так и для безотвальной технологии вспашки, заглубляя агрегат до 45 сантиметров. Удлиненная стойка полностью исключает забивание плуга растительными и пожнивыми остатками. Производитель гарантирует, что без смены лемехов можно вспахать плугом ПСКу-8 не менее 400 гектаров, - завершает Сергей Святкин.

спецвыпуск «АГРОСАЛОН»

АГРОФОРУМ

Пашем с размахом

Не всегда правильный выбор плуга, сводится к простому - чем больше, тем лучше, - добавляет Андрей Пьяных, продукт менеджер по плугам компании Квернеланд Груп СНГ. Речь здесь идёт о ширине и других геометрических параметрах корпусов. На полях с общей площадью около 80-100 га, 8-9 корпусной плуг -куда более эффективное решение, чем использование сразу 12 корпусов. Причина этого предельно проста - за счёт больших размеров и габаритов, а тем более если плуг с трактором соединен через тележку-навеску, потребуются более длительные развороты и затраченное на работу время возрастает, как и расход топлива. Это нецелесообразно с точки зрения экономии, а 8-9 корпусной плуг более манёвренный и требует меньший радиус разворота.

Подводя итог, можно свести все к более простым показателям: для действительно больших полей (ЮФО, Зауралье и другие регионы) подойдут широкозахватные

плуги в 12 корпусов, для небольших полей сложной геометрии (рисовые чеки и т. д.) будет достаточно 3-4, а для большинства хозяйств со средними размерами полей прекрасно справятся агрегатами в 7-8 корпусов.

На большинстве моделей плугов сейчас есть возможность отсоединить корпус механическим путем. Это достигается особенностью агрегата и возможностью комплектации отсоединить один корпус и более, - продолжает Андрей Пьяных. Но есть и другие способы регулировки ширины захвата плуга - это ступенчатая регулировка (как правило, пошагово, с интервалом 5 см), или гидравлически изменяемая из кабины трактора. Также, есть модели плугов с фиксированной шириной захвата, ширина которых регулируется только путем установки и снятия дополнительного корпуса. И если в хозяйстве актуально изменение ширины захвата корпусов в процессе работы (например, при работе на разных типах

почв, на холмистой местности, при вспашке в разные времена года и т. д.), то стоит подумать о гидравлическом регулировании. Так, во время работы в сырых условиях или в предгорьях (после дождя, осенняя пахота и т. д.), ширину захвата уменьшают, чтобы помочь машине, а при спуске с горки - увеличивают, чтобы не терять производительность. Гидравлическая регулировка -легкий и простой способ, доступный к работе из кабины трактора, в отличие от моделей с пошаговой регулировкой, где изменение ширины захвата корпусов занимает определенное время, и не всегда она выполняется операторами, так как необходимо менять угол на каждом корпусе, тратя на это время, что приводит к уменьшению производительности, - добавляет Андрей Пьяных.

У Лемкен все плуги оборотные, - рассказывает Владимир Бугаев, представитель LEMKEN на Юге России. Каждый плуг комплектуется под желания и запросы каждого клиента. Ширина плуга зависит от мощности трактора. У нас есть система изменения ширины захвата на каждый корпус. Если, допустим, захват одного корпуса 33 см, то умножая на количество корпусов, получаем общую ширину прохода в см. Есть система как механического изменения рабочей ширины плуга, так гидравлическая (без ступенчатая). У нашей компании - это системы Евро и Вари. Имея систему Вари, при помощи гидроцилиндра двойного действия можно установить рабочую ширину от 22 до 60 см на корпус, при этом настройки можно осуществлять прямо из кабины трактора. Подобная регулировка позволяет адаптировать плуг к любым почвенным условиям.

Забота о механизаторе

Классическая вспашка - когда трактор идет в борозде, - отмечает Матвей Пащенко. Но сейчас вспашка по полю наиболее предпочтительна и доступна, т.к. это прежде всего удобство механизатора. Ну а чтобы избежать виляния по полю, получить ровный ход, нужно использовать навигацию. В этом случае качество вспашки будет более качественное.

Трактор и плуг должны двигаться по необработанной части поля, - рассказывает Сергей Старцев, директор компании «НПФ Престиж». Бывает, что плуг уже трактора, или вынесен за габариты трактора, поэтому двигаясь по открытой борозде, колеса трактора уплотняют ее, что негативно сказывается на движении воды из низлежащих слоев почвы и создают неудобства механизатору.

www.pegas-agro.ru Тел./факс: +7 (846) 977-77-37 П^ГАС

Ему приходится всю смену работать в наклоненном положении, находясь в некомфортной позе. От этого человек не только устает быстрее, но и может быть нанесен определенный вред здоровью, -добавляет Сергей Старцев.

Оп-!апЬ, т.е. вспашка вне борозды, изначально изобретался для широкогабаритных тракторов со спаренными колесами или гусеничных тракторов. Эти тракторы физически не могут пахать в борозде, - отмечает Владимир Бугаев, представитель LEMKEN на Юге России. На сегодняшний день трактор может иметь ширину 4,2 метра для работы с системой «вне борозды», если мы

говорим об использовании плугов Лемкен. Но сейчас в России большинство фермеров отдают предпочтение вспашке Оп-!апЬ вне зависимости от габаритов трактора. На Юге особенно, да и, пожалуй, по всей России продается около 80% плугов с системой вне борозды, и только 20% в борозде. И это вполне оправданно, поскольку система вне борозды более универсальна. Она позволяет работать как в сложенном состоянии в борозде, так и в разложенном виде вне борозды. Так же хочу заметить, что с плугами Лемкен, при правильной настройке, нет проблем и при работе в борозде.

Все по инструкции

Одна из главных причин плохой работы плуга, или его поломок - это то, что никто не читает инструкцию по эксплуатации,

- замечает Владимир Бугаев, представитель LEMKEN на Юге России. Все полагаются на опыт, на практику. Но это влечет за собой ошибки и дальнейшие, порой нелепые, поломки. На плуге в работе мы регулируем глубину. Передняя и задняя части должны идти на одной глубине. Обязательно настраиваем вертикальность стоек. Ширина настройки переднего корпуса влияет на слитность почвы, т.е. отвечает за то, чтобы не было гребня на разделительных проходах. Если появляется гребень

- значит передняя поверхность перебрасывает, если образуется впадина - это значит, что плуг не добрасывает.

Почти у всех плугов есть опция Трекшен контроль (Traction control), - поясняет Дмитрий Муратов. Опция позволяет снизить пробуксовку трактора, в результате чего достигается экономия до 2 л. топлива на 1 га пашни,

- добавляет он.

Немаловажную роль в качестве обработки играет предплужник, - напоминает Матвей Пащенко. Это, казалось бы, маленькая деталь, но от его правильной или не правильной настройки зависит, насколько качественно будет работать плуг. Ведь слитность и чистота почвы- главные критерии качественной вспашки.

Регулировка предплужника обязательна, - добавляет Владимир Бугаев. В идеале поверх-

ность должна быть без пожнивных остатков. У плугов Лемкен минимальные точки настройки, но они очень значимые. У навесного плуга еще регулируется линия тяги, так называемая система Орешек. Она регулирует линию тяги, соотношение прямолинейности движения трактора и ведения плуга, чтобы не было бокового увода трактора. Это одно из важных требований для навесных плугов. У полунавесных плугов вся геометрия заложена с завода, - поясняет Владимир Бугаев.

Бывают случаи, когда установка предплужников приводит к частому забиванию плуга, при этом комплектация подобрана правильно, с максимальным клиренсом и шириной захвата корпуса плуга, межкорпусным расстоянием и т. д., но это не помогает решить проблему, - добавляет Андрей Пьяных. В таком случае имеется дополнительная опция углосним/соломоотвод, который является альтернативой предплужника и также служит для заделки (сбрасывания на дно борозды) пожнивных остатков. Устанавливается данная опция выше отвала корпуса. Также, углосним/соломоотвод может устанавливаться вместе с предплужниками и при необходимости и уменьшения забивания агрегата демонтируются только предплужники.

Очень часто поломки плугов связаны с их использованием на каменистой, дернистой или просто сложной/тяжелой почве. Для минимизации данных поломок,

В ЮФО и Черноземье очень часто вспашка происходит в засушливый период времени. В таких условиях высока вероятность ежегодной замены комплекта шин трактора, так как они стираются о края борозды до металлического корда, - продолжает Андрей Пьяных. Для решения данного вопроса и необходима опция «Оп^апЬ». Но есть одна особенность работы плугов с системой «Оп^апЬ» - невозможность работы в сырую погоду. Как показывает опыт и практика, трактор буксует и его начинает стягивать в сторону вспашки, что недопустимо во время работы.

необходимо обращать внимание на возможности защиты устройства от поломок. Традиционный болтовой вариант далеко не всегда универсален. При выборе защиты корпусов плуга, необходимо учитывать особенности полей и фона, на котором будет работать техника. При необходимости, стоит рассмотреть безостановочную защиту корпусов и лучше, если это будут гидравлические, рессорные или другие безостановочные модели, - советует Андрей Пьяных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.