ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ
ЗДОРОВЬЕ
УДК 61(091)(470.42)"1941/45"
УЛЬЯНОВСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В.И. Горбунов1, Г.В. Возженникова1, А.С. Верушкина2, А.Н. Мардиханов1, Р.И. Рахимова1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», 2ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр), г. Ульяновск
В работе показан вклад медиков г. Ульяновска и Ульяновской области в обеспечение здоровья и сохранение жизни раненых солдат. Показана роль тыловых эвакуационных госпиталей в оказании медицинской помощи. Отражена деятельность медицинских работников по внедрению передовых методов лечения.
Ключевые слова: здравоохранение, Великая Отечественная война, Ульяновская область, тыловые эвакуационные госпитали, раненые.
Введение. Великая Отечественная война для нашей страны стала огромным испытанием, отразившись на всей жизни общества и в т.ч. на здравоохранении. С первых дней войны медицинская служба г. Ульяновска и Ульяновской области испытывала серьезные трудности. Медицинские работники делали все, чтобы скорее поставить раненых на ноги, дать им возможность снова вернуться в бой. Многие врачи Ульяновской области принимали участие в военных действиях. Не вернулись с фронта врачи Ф.М. Михайлов, М.Ф. Му-сорова, Л.А. Козловских, В.П. Кубышкин, М.И. Кузьмин, Л.Н. Круглов, А.Ф. Иванов, М.Н. Троицкий и др. [3].
В связи с этим в год 70-летия Великой Победы большой интерес представляют вопросы организации медицинской службы в г. Ульяновске и Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны.
Цель исследования. Проанализировать вопросы организации медицинского обслуживания раненых и больных в годы Великой Отечественной войны, организационные решения в симбирском (ульяновском) здравоохранении, сложности и трудности, связанные с ними.
Материалы и методы. Наши исследования основывались на изучении архивных документов, имеющихся публикаций, хронологическом анализе деятельности здравоохранения и тыловых эвакогоспиталей в регионе в годы Великой Отечественной войны.
Результаты и обсуждение. Деятельность органов здравоохранения в г. Ульяновске и районах области в военные годы была направлена на активную помощь фронту и укрепление тыла. Многие медицинские работники из г. Ульяновска и ближайших сел были призваны в ряды Красной Армии. В штате городского отдела здравоохранения числилось всего 80 врачей [3]. Ощущался большой недостаток хирургов, офтальмологов, отоларингологов, рентгенологов и других специалистов. Ряды медицинских работников пополнились, когда в Ульяновск эвакуировался Воронежский медицинский институт [11, 13]. Клиники медицинского института располагались в корпусах
краеведческого и художественного музеев (ул. Новый Венец, 5), в ветеринарном техникуме (ул. Новый Венец, 3), в общежитии Педагогического института (ул. Пролетарская, 11), в межрайонной больнице (пл. III Интернационала), в фельдшерско-акушерской школе (ул. Гончарова 6, 37). В них стали успешно проводиться хирургические вмешательства с применением новых методик.
С 25 июня 1941 г. на территории г. Ульяновска стали размещаться тыловые эвакуационные госпитали (ТЭГ) [11, 13]. Под госпитали были отведены самые лучшие помещения. Так, ТЭГ № 1645 был развернут в железнодорожной школе № 65 по ул. К. Либк-нехта 1; ТЭГ № 1647 - в здании средней школы № 1 на площади Ленина, 10/1; госпиталь № 3247 - в межрайонной больнице на площади III Интернационала; ТЭГ № 1646 -в помещении 2-го корпуса общежития Педагогического института.
Из 16 ТЭГ, организованных на территории области, 7 находились в г. Ульяновске: № 1645 (200 коек), № 999 (300 коек), № 1646 (300 коек), № 1647 (300 коек), № 3274 (200 коек). В ноябре 1941 г. в здании школы № 3 разместился прибывший из г. Калуги ТЭГ № 1847. В апреле 1942 г. из Таджикской ССР прибыл и был развернут ТЭГ № 4457 (300 коек) [11].
В г. Мелекессе (с 1972 г. - г. Димитров-град) действовало 3 ТЭГ. В первый месяц войны были организованы ТЭГ № 1652 и № 3273, а в апреле был эвакуирован из Киргизской ССР ТЭГ № 1701. В августе 1941 г. по одному ТЭГ было сформировано в г. Инза (ТЭГ № 3282 на 300 коек), с. Сосновка (ТЭГ № 3286 на 200 коек) и с. Измайловка (ТЭГ № 3281 на 100 коек). В декабре 1941 г. в с. Новоспасском на базе районной больницы был организован ТЭГ № 3283, который вскоре получил № 3999.
В январе 1943 г. из Пензенской в Ульяновскую область был передан Николаевский район с ТЭГ № 2906 на 300 коек [11].
Из всех вновь развернутых ТЭГ 13 (86,1 %) были расположены вдоль линии железной дороги, что в значительной степени облегча-
ло разгрузку и погрузку раненых. Все эвакогоспитали (ЭГ) Ульяновска имели общехирургический профиль и работали с максимальной нагрузкой, обслуживая потоки раненых, поступавших из района Ростова-на-Дону и Сталинграда [1].
С 1943 г., когда была образована Ульяновская область, в Ульяновске стала формироваться собственная система здравоохранения. Уже в военное время началась реконструкция старых больниц в районах, к ним пристраивались родильные и другие отделения. При крупных заводах Ульяновска были организованы санитарные части со стационарами, открыты четыре родильных дома и городские больницы. Во многих районах строились новые здания больниц (в Николаевке, Инзе, Кузоватово, Мелекессе).
Ульяновск в то время был одним из перевалочных пунктов на пути эвакуации с берегов Волги и Дона вглубь страны. Военно-санитарные поезда и суда по Волге непрерывным потоком доставляли раненых в г. Ульяновск. Они поступали непосредственно с передовых позиций с карточками передового района через 6-12 дней после ранения. Большинство бойцов было в тяжелом состоянии, без достаточной иммобилизации раненых конечностей, с гнойными ранами. В ЭГ Ульяновска раненые находились от 2 до 10 дней. За это время они получали необходимую хирургическую и другую помощь, а затем переправлялись в глубокий тыл. Не отправлялись только нетранспортабельные и легко раненные бойцы.
Во время приема раненых на всех постах и участках в обязательном порядке находился весь персонал ЭГ. Кроме того, местные советские органы обратились к населению с просьбой включиться в благородное дело -заботу о раненых бойцах и командирах. Жители г. Ульяновска помогали при погрузке и выгрузке раненых из поездов и судов, обеспечивали уход за ними, создавали уют в палатах, проводили культурно-массовые мероприятия и др. [11]. Медицинские сестры вели первичную санитарную обработку, ускоряли оформление документов, кормили раненых. Хирурги и операционные сестры порой по трое суток не выходили из операционных,
несли дежурства около тяжело раненных бойцов. Из-за перебоев с электричеством зачастую приходилось оперировать при свете коптилок и керосиновых ламп.
Кроме большого количества раненых, г. Ульяновск по решению Ульяновского городского исполнительного комитета от 18 июня 1942 г. принимал эвакуированное население из Ленинграда [4]. В связи с этим на железнодорожной станции и пристани Ульяновска были организованы медицинские комнаты и изоляторы для пребывающих эвакуированных граждан с дежурством врачебного персонала. Больных размещали в лечебные учреждения города. Такие же мероприятия были организованы и для эвакуированных граждан, следующих транзитом.
В связи с трудными условиями фронтовой обстановки, особенно в зимний период, значительно возрос поток терапевтических больных, поэтому были организованы терапевтические эвакогоспитали и терапевтические отделения в крупных эвакогоспиталях. Так, в Ульяновске терапевтический профиль был придан эвакогоспиталю № 1646, на базе которого была организована госпитальная терапевтическая клиника Воронежского медицинского института. За годы Великой Отечественной войны через эвакогоспитали Ульяновской области прошло 4483 терапевтических больных [6].
В помощь здравоохранению Общество Красного Креста г. Ульяновска за период с 1941 по 1944 г. подготовило 3358 медицинских сестер, 9579 санитарных дружинниц, 315 тыс. значкистов «Готов к санитарной обороне». Доноры ульяновского Общества Красного Креста сдали за годы войны 29 тыс. л крови. Работа общества строилась на основе благотворительных пожертвований и за счет членских взносов [9].
В ответ на призыв Родины «Все для фронта, все для победы!» общественность, партийные советские организации, промышленные предприятия взяли шефство над каждым ЭГ. Так, для удовлетворения возросших потребностей в перевязочном материале в г. Ульяновске было создано бинторезное производство, которое выпустило 316500 шт. бинтов. На заводе им. И.В. Сталина группа
инженеров наладила производство электромагнитов большой мощности для удаления инородных тел из глаза [2]. На мясокомбинате города изготавливали гематоген. Другие предприятия помогали ЭГ транспортными средствами, материалами для ремонта помещений, производили заготовку дров, помогали в уборке урожая с подсобных хозяйств эвакогоспиталей [7, 12].
В соответствии с приказом Народного комиссариата здравоохранения СССР от 1 декабря 1941 г. в районах, богатых лекарственной растительной флорой, в т.ч. и в Поволжье, увеличивались заготовки лекарственного растительного сырья. Особое внимание уделялось изучению дикорастущей лекарственной флоры, выявлению новых мест произрастания. В г. Ульяновске в декабре 1941 г. была открыта база-фабрика для хранения и переработки сырья, поступающего со всего Поволжья [7, 11]. Она снабжала сырьем фармацевтическую промышленность. В 1942 г. на территории Ульяновской области было заготовлено 24,2 т лекарственных растений по 39 наименованиям, в 1943 г. - 37,7 т по 46 наименованиям, в 1944-1945 гг. - 58,2 т по 59 наименованиям. 1 марта 1942 г. была открыта производственная галенова лаборатория, изготавливающая медикаменты из местного сырья. Лаборатория производила настойки, капли, мази, растворы, линименты. Был организован выпуск витаминных, потогонных, грудных, аппетитных, слабительных и других лекарственных сборов. В 1944 г. их было выпущено 2500 кг, в 1945 г. - 3250 кг. В специальной упаковке сборы направлялись в эвакогоспитали и другие лечебные учреждения страны.
Следует отметить, что все ЭГ в Ульяновской области во время войны были полностью снабжены медикаментами и медицинским инструментарием, жестким и мягким инвентарем, укомплектованы врачебным и обслуживающим персоналом. Санитарное состояние госпиталей было удовлетворительным. Смену нательного и постельного белья проводились один раз в десять дней. Стирка белья проводились в прачечных эвакогоспиталей.
Лечебная работа в ЭГ строилась по принципу использования комплекса лечебных мероприятий с применением всех из-
вестных в то время эффективных средств. Огромное значение имела хирургическая работа, активность которой в годы войны возросла в 1,5 раза. Во всех ЭГ при хирургических операциях применяли местную анестезию растворами новокаина. С целью экономии перевязочного материала пользовались древесными сосновыми и еловыми опилками. По своим гигроскопическим и антисептическим свойствам они превосходили марлю. Опилки подсушивали, просеивали через металлические сита, помещали в мешочки, стерилизовали и накладывали на раны. Метод был предложен главным хирургом Саратовской области профессором С.Р. Миротворце-вым [1]. В мае 1942 г. Пленум Госпитального совета при Народном комиссариате здравоохранения СССР рекомендовал применять данный метод при лечении ран во всех эвакогоспиталях страны. С гигроскопической целью использовался также мох.
Особое место во всех ЭГ занимало переливание крови. Например, в ЭГ № 999 за годы войны было произведено 1099 переливаний, в ЭГ № 1646 - 1229, в ЭГ № 1647 - 1070 переливаний. Обычно переливалось по 200 мл на одну трансфузию [1].
При лечении открытых ран широко использовалось лечение солнечными лучами. Для этого были оборудованы специальные аэросолярии. Широко применялось торфо-, глино-, парафино- и водолечение. Особенно эффективными были аппликации из торфа. Для восстановления функций раненых конечностей применяли лечебную физкультуру и трудотерапию. В каждом ЭГ был организован кабинет лечебной физкультуры.
В комплексе лечения раненых большое значение имело лечебное питание. Во всех эвакогоспиталях работало по два врача-диетолога. Раненые получали витамины в виде настоев из плодов шиповника и хвои, широко применялся гематоген. Готовили отвары из овса и отрубей, в первые блюда добавляли дрожжевые крошки, часто готовили печеный картофель.
Результаты лечения в эвакогоспиталях в зависимости от контингента раненых были разные. До 80, а в отдельных эвакогоспиталях - до 92 % раненых и больных воинов
возвращались в строй. Показатель хирургической активности оставался высоким.
В результате комплексной терапии раненых наблюдались хорошие результаты. В среднем по области ЭГ возвратили в строй до 65,4 % раненых бойцов [10].
Сроки лечения по отдельным видам ранений не превышали сроков лечения, установленных Народным комиссариатом здравоохранения. Некоторое удлинение сроков лечения отмечалось при тяжелых ранениях плечевых и тазобедренных суставов. Для сокращения сроков лечения практиковалось обследование раненого в первые часы поступления и назначение полного комплекса лечебных мероприятий.
За годы Великой Отечественной войны через эвакогоспитали Ульяновской области прошло около 133 тыс. раненых и больных воинов Красной Армии [2].
Для обмена опытом один раз в неделю проводились межгоспитальные конференции врачей с обсуждением новых достижений в процессе практической работы.
Мощность и структура коечного фонда по ходу войны в госпиталях г. Ульяновска существенно менялась. Так, в августе 1941 г. было развернуто 2800 коек, из которых 83,4 % были общехирургические, 12,5 % -общетерапевтические и 4,1 % - инфекционные. В апреле 1942 г. было развернуто 4965 коек за счет размещения раненых в коридорах, залах, столовых и установки двухъярусных коек. Хирургические койки составили 68,9 %, неврологические, инфекционные и поражения ЛОР-органов - 9,8 %, терапевтические -7,9 %, челюстнолицевые, глазные и урологические койки - 2,2 % [5].
В последующие годы в связи с продвижением наших войск далеко на запад и удалением линии фронта снизилось число общехирургических коек и увеличилось число терапевтических и специализированных коек. Постепенно ЭГ стали глубоко тыловыми, а затем и поступление раненых прекратилось. Позже прекратился и процесс эвакуации раненых, наступил период придания госпиталям определенного профиля. Так, на базе ЭГ № 1645 функционировала госпитальная хирургическая клиника эвакуированного в г. Ульяновск
Воронежского медицинского института, и он стал ЭГ для раненых в конечности. ЭГ № 1646 с 1943 г. имел крупное торакальное отделение с концентрацией в нем раненых в грудную клетку, поэтому он получил соответствующий профиль. В ЭГ № 999 находились общехирургические раненые и больные.
После окончания войны все здания и подсобные помещения эвакогоспиталей были преобразованы в госпитали для инвалидов Великой Отечественной войны. Одновременно в г. Саратове был открыт НИИ ортопедии и восстановительной хирургии, куда направлялись на консультации и лечение инвалиды Великой Отечественной войны. В г. Ульяновске лечением инвалидов Великой Отечественной войны занимались 4 госпиталя разных профилей и специализаций. Врачи этих госпиталей определяли также квалификацию ранений для трудоустройства инвалидов.
Заключение. За годы войны медики г. Ульяновска и Ульяновской области своей самоотверженной деятельностью, широко используя достижения медицинской науки, обеспечили возврат в строй около 70 % раненых и 90 % больных воинов. Важную роль в оказании медицинской помощи сыграли эвакогоспитали Ульяновска и Ульяновской области.
Подвиг военных медиков навеки останется ярчайшим примером милосердия и героизма для всех последующих поколений.
1. Винокуров В. Г. Лечебная работа в эвакогоспиталях Ульяновской области во время Великой Отечественной войны и забота об инвалидах войны в послевоенный период / В. Г. Винокуров // Материалы научно-практической конф., посвященной 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. - Ульяновск, 1995. - С. 84-87.
2. Винокуров В. Г. Тыловые лечебные учреждения Ульяновской области в годы Великой