DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_2_155 УДК 338:004
УЛУЧШЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ НА БАЗЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Абдулкадыров Арсен Саидович
кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
Дьяков Виктор Федорович
аспирант, ФГБНУ «Экспертно-аналитический центр», г. Москва, Россия e-mail: [email protected]
Целью исследования выступает обоснование перспектив совершенствования практики принятия управленческих решений в предпринимательстве в современных условиях на базе искусственного интеллекта на примере Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. Выдвигается гипотеза о том, что усовершенствовать практику принятия управленческих решений позволяет искусственный интеллект. Сделано предположение, что из-за несформированности инфраструктурного обеспечения в регионах Северо-Кавказского федерального округа эта возможность не в полной мере реализована. Обосновано, что развитие цифровой экономики региона происходит циклически: новая инфраструктура, доступная для предпринимательства, открывает возможности для его модернизации, способствует росту его эффективности, тем самым повышается уровень цифровизации в регионе и создаются предпосылки к формированию новой инфраструктуры.
Ключевые слова: управленческие решения; предпринимательство; искусственный интеллект; цифровая экономика; регион; модернизация.
UDC 338:004
IMPROVING THE PRACTICE OF MAKING MANAGERIAL DECISIONS IN ENTREPRENEURSHIP BASED ON ARTIFICIAL
INTELLIGENCE
Abdulkadyrov Arsen Saidovich
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Research Institute UEPS, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
Dyakov Viktor Fedorovich
postgraduate student, Federal State Budgetary Institution "Expert-Analytical center", Moscow, Russia e-mail: [email protected]
The purpose of the study is to substantiate the prospects for improving the practice of making managerial decisions in entrepreneurship in modern conditions based on artificial intelligence on the example of the North Caucasus Federal District of the Russian Federation. In our work, we put forward a hypothesis that artificial intelligence can improve the practice of making managerial decisions in entrepreneurship in modern conditions. It has been suggested that due to the lack of infrastructure support in the regions of the North Caucasian Federal District of the Russian Federation, this opportunity has not been fully realized. It is substantiated that the development of the digital economy of the region occurs cyclically: the new infrastructure available for entrepreneurship opens up opportunities for its modernization, contributes to the growth of its flexibility and efficiency, thereby increasing the level of digitalization in the region and creating prerequisites for the formation of a new infrastructure.
Keywords: management decisions; entrepreneurship artificial intelligence; digital economy; region; modernization.
Основу корпоративного управления составляет принятие решений, определяющее гибкость и эффективность бизнеса, способность к своевременному реагированию на негативные события во внутренней среде и нейтрализации негативного влияния факторов внешней среды. В современной экономике и менеджменте признается несовершенство принятия управленческих решений в деятельности бизнес-структур, обусловленное рядом проблем. Одной из них является сложность, непрозрачность корпоративной и рыночной среды предпринимательства, мониторинг которой затруднен, - как результат, менеджеры, как правило, выявляют не все актуальные проблемы бизнеса, что приводит к неполноте охвата корпоративного управления и принятию не всех решений, которые необходимы и актуальны в реальности [1-3].
Другая проблема принятия управленческих решений связана с ограниченными аналитическими способностями менеджера, по причине чего он может принимать управленческие решения либо несвоевременно, либо нерационально, интуитивно. Рациональность решений менеджера также сдерживается его подверженностью влиянию «человеческого фактора». К числу общепризнанных проблем также относится неполнота информационной поддержки, когда менеджер не в полной мере учитывает контекст, в котором принимает решения. Эта проблема вызвана сложностью сбора и аналитики данных, а также тем, что полномасштабный сбор информации может привести к превышению затрат на принятие решений над их результатами в виде преимуществ для бизнеса.
В условиях цифровой экономики актуальность проблемы совершенствования практики корпоративного управления еще больше возрастает, поскольку, выступая драйвером роста и модернизации региональной хозяйственной системы, бизнес определяет возможности развития цифровой экономики в регионе.
В статье мы выдвигаем гипотезу о том, что усовершенствовать практику принятия управленческих решений в современном предпринимательстве позволяет искусственный интеллект. Также предполагаем, что из-за несформированности инфраструктурного обеспечения в регионах Северо-Кавказского федерального округа Российской Федера-
ции эта возможность не в полной мере реализована.
Контент-анализ исследований и публикаций по заданной теме показал, что проблема совершенствования практики корпоративного управления изучается в узком контексте с учетом преимуществ только для предприятия при его рассмотрении в качестве абстрактной обособленной хозяйственной системы. На наш взгляд, такая точка зрения приводит к расхождению теории и практики цифровой модернизации предпринимательства, поскольку в теории признаются возможности развития этого процесса, но на практике для этого отсутствуют необходимые возможности - инфраструктура. Поэтому необходимо изучение перспектив совершенствования практики корпоративного управления в широком контексте с учетом также преимуществ для региона как социально-экономической среды, в которой функционирует и развивается предприятие [4].
Так, например в регионах Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации достигнут практически полный охват организаций широкополосным Интернетом. Так, в Республике Ингушетия 92,7 % организаций используют широкополосный Интернет, в Ставропольском крае - 91,2 %. Облачные сервисы используются в изучаемых регионах гораздо менее активно - их применяют 30,2 % организаций в Республике Ингушетия и 26,3 % организаций в Ставропольском крае.
В целом уровень цифровизации бизнеса в регионах Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации умеренный. Он наиболее высок в Республике Ингушетия (33 %) и наименее выражен в Республике Дагестан (18 %). Поскольку данные об использовании искусственного интеллекта не приводятся отдельно, все перечисленные технологии применяются для интеллектуальной поддержки (автоматизации) принятия управленческих решений в бизнесе.
Следовательно, существующий опыт и инфраструктура достаточны для применения отдельных средств автоматизации при принятии управленческих решений в современных корпоративных структурах, но не позволяют системно автоматизировать этот процесс на базе искусственного интеллекта. Нами разработана логическая схема со-
Республика
Ставропольский
кран
Чеченская 23 Республика
Республика 23 Северная Осетия-Алания
Республика Ингушетия
Кабардино-
Балкарская
Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Рисунок 1 - Индекс цифровизации бизнеса в регионах Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации, в %
вершенствования практики принятия управленческих решений в предпринимательстве на базе искусственного интеллекта, которая
системно отражает этот процесс и учитывает преимущества и для предприятия, и для цифровой экономики региона (рис. 2).
£ Е £ &
и Й
§ а
доступ, аналитика
систематический мониторинг
£
Организация
Корпоративная цифровая база данных
Поддержка принятия решений
доступ аналитика
выявление анализ
,*^ггро&лемы з * 1
Рисунок 2 - Логическая схема совершенствования практики принятия управленческих решений в предпринимательстве на базе искусственного интеллекта
Искусственный интеллект (А1) проводит систематический мониторинг внутрикорпоративной предпринимательской среды и рыночной среды в регионе. Благодаря этому он выявляет актуальные проблемы, анализирует их, формирует корпоративную цифровую базу данных и предоставляет поддержку принятия решений менеджером. В результате для предприятия создаются следующие преимущества:
- системное видение и полнота выявления проблем;
- ускоренное принятие решений для своевременного решения проблем;
- принятие более рациональных решений;
- полномасштабная информационная поддержка принятия решений;
- опора на прорывные практики принятия решений.
При этом создаются преимущества для
цифровой экономики региона: рост цифровой конкуренции, институционализация практики применения искусственного интеллекта, а также ускоренный рост при устойчивости цифровой экономики. Развитие цифровой экономики региона происходит циклически: новая инфраструктура, доступная для предпринимательства, открывает возможности для его модернизации, способствует росту его гибкости и эффективности, тем самым повышается уровень цифровизации в регионе и создаются предпосылки к формированию новой инфраструктуры [5].
То есть на примере искусственного интеллекта демонстрируется, что его внедрение в практику корпоративного принятия решений нуждается в инфраструктурной поддержке. В свою очередь оно повышает уровень автоматизации предпринимательства, стимулируя государство к созданию новой инфраструктуры, а также формируя опыт применения искусственного интеллекта при
принятии решений и способствуя его инсти-туционализации.
Следовательно, между государственным и корпоративным управлением в условиях цифровой экономики существует тесная двусторонняя связь, вызывающая их взаимообусловленность и способность к генерированию эффекта синергии в виде ускоренного построения и развития цифровой экономики. Эта связь наиболее отчетлива и сильна на уровне региона, что подчеркивает особенную перспективность изучения регионального аспекта цифровой экономики. Цифровиза-ция бизнеса, декларируемая на различных уровнях в нашей стране находится вначале своего пути, анализ современного опыта цифровизации бизнеса в регионах показал, что в практику принятия решений внедрены отдельные цифровые технологии, но системная автоматизация этой практики еще не достигнута - ей будет способствовать предложенная выше логическая схема.
Список литературы_
1. Каштанов В. В., Дьяков В. Ф. Искусственный интеллект как ключевая технология цифровой трансформации бизнеса и экономики // Военно-экономический вестник. 2019. № 3-4.
2. Дьяков В. Ф. Некоторые вопросы этики искусственного интеллекта // Военно-экономический вестник. 2019. № 3-4.
3. Еремина И. Ю., Абдулкадыров А. С., Эйрих Г О. Развитие инновационных форм занятости в нефтегазовых компаниях // Индустриальная экономика 2022. Т. 1. № 1. С. 54-59.
4. Ковнерев М. А., Голод К. К. Развитие отраслей микроэлектроники и искусственного интеллекта как важнейших элементов оборонных НИОКР в авиационной промышленности России // Военно-экономический вестник. 2020. № 1.
5. Khachaturyan A.A., Khachaturyan K.S., Abdulkadyrov A.S. (2018). Model of innovational development of modern Russian industry. Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, с. 44-50.
References_
1. Kashtanov V. V., Dyakov V. F. Artificial intelligence as a key technology of digital transformation of business and economy. Military-economic Bulletin. 2019. No. 3-4.
2. Dyakov V. F. Some questions of ethics of artificial intelligence. Military-economic Bulletin. 2019. No. 3-4.
3. Eremina I. Yu., Abdulkadyrov A. S., Eirikh G. O. Development of innovative forms of employment in oil and gas companies. Industrial Economy 2022. Vol. 1. No. 1. pp. 54-59.
4. Kovnerev M. A., Golod K. K. Development of microelectronics and artificial intelligence industries as the most important elements of defense R&D in the Russian aviation industry. Military-economic Bulletin. 2020. № 1.
5. Khachaturian A.A., Khachaturian K.S., Abdulkadyrov A.S. (2018). The model of innovative development of modern Russian industry. Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 44-50.