Научная статья на тему 'Укрощение строптивых цен'

Укрощение строптивых цен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНЫ / БЕЛАРУСЬ / ФАРМРЫНКИ СНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Фармацевтическая отрасль, которую эксперты считали мало зависящей от спадов и подъемов в экономике и называли «тихой гаванью» в мировом океане финансового кризиса, также не избежала рецессии. В Беларуси, как и в других странах, имеющих государственную систему здравоохранения, ситуация первоначально выглядела не столь удручающей…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Укрощение строптивых цен»

90

ФАРМРЫНКИ СНГ

СТРОПТИВЫХ ЦЕН

РЕМШииМ 2009 август-сентябрь

БЕЛАРУСЬ

Укрощение

Фармацевтическая отрасль, которую эксперты считали мало зависящей от спадов и подъемов в экономике и называли «тихой гаванью» в мировом океане финансового кризиса, также не избежала рецессии. В Беларуси, как и в других странах, имеющих государственную систему здравоохранения, ситуация первоначально выглядела не столь удручающей...

Однако уменьшение налоговых поступлений в 2009 г. вынудило власти к пересмотру республиканского бюджета. В соответствии с Указом №264 от 28 мая 2009 г., доходы и расходы республиканского бюджета на текущий год утверждены в сумме Вг54,9 трлн. руб. при нулевом дефиците. Формально (по сравнению с утвержденным в ноябре прошлого года Законом о бюджете) произошло лишь сокращение расходов бюджета на сумму дефицита в размере Вг2,8 трлн. руб. Но оказалось, что реальное сокращение расходов будет практически в четыре раза больше.

По словам министра финансов Беларуси Андрея Харковца, «общая сумма сокращения бюджетных смет и расходов составила Вг11 трлн. руб. На эту сумму сокращены конкретные бюджетные сметы». В то же время, как сообщается в пресс-релизе Минфина, «несмотря на сокращение расходов бюджета, планируется в полном объеме профинансировать социальные программы и мероприятия. Объем бюджетных расходов на здравоохранение запланирован с ростом к прошлому году более чем на 20%».

Однако, по мнению экспертов, новые параметры бюджета-2009 демонстрируют, что инфляция и девальвация уже «съели» это номинальное увеличение. По сравнению с бюджетом 2008 г., рост расходов на здравоохранение действительно составил почти 23%. Однако минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя Беларуси (с учетом средств на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) установлен в размере чуть выше Вг503 тыс. руб., как

и в 2008 г. Хотя в соответствии с первоначальными бюджетными планами на 2009 г. данный норматив был установлен в размере Вгб77 тыс. 535 руб. Так что во время уточнения параметров бюджета норматив был урезан на 26%. По сравнению с утвержденным в ноябре прошлого года Законом о бюджете на 2009 г. общее сокращение расходов составило порядка 18%. При этом больше всего пострадала самая важная статья — медицинская помощь населению. Она урезана на 23%, или на Вг193 млрд. руб. На 22% сокращены расходы на санитарно-эпидемиологический надзор, на 20% — на прикладную научную деятельность в области здравоохранения, — посчитали эксперты интернет-сайта «Завтра твоей страны».

Поскольку расходы на лечение белорусов остались на уровне 2008 г., Министерство здравоохранения приложило немало усилий, чтобы и цены на ЛС сохранить на прошлогоднем уровне. Это оказалось непросто, учитывая, что к началу мая в аптеках запасы лекарств по старым ценам практически закончились, а препараты из новых поставок подорожали минимум на 20%.

Проведенный Министерством здравоохранения анализ контрактных цен на одни и те же ЛС по поставкам в IV квартале 2008 г. и I квартале 2009 г. (в долларовом эквиваленте в пересчете на белорусские рубли) показал, что по отдельным позициям цены выросли на 40—150%. При этом доллар подорожал по отношению к белорусскому рублю только на 30%.

В адрес зарубежных производителей, поставляющих ЛС в Беларусь, было отправлено около сотни писем, в кото-

рых выражалась заинтересованность в присутствии их продукции на отечественном фармацевтическом рынке, а также просьба изыскать возможность оставить цены на уровне 2008 г. Министр здравоохранения Беларуси Василий Жарко призвал всех владельцев лицензий на осуществление фармацевтической деятельности максимально снизить оптовые и торговые надбавки на ЛС и изделия медицинского назначения с учетом роста отпускных цен, определенных в прайс-листах, и расчетно-отпускных цен на оптовом фармацевтическом рынке.

С начала года Минздравом был организован еженедельный мониторинг розничных цен на наиболее востребованные наименования лекарств в аптеках всех форм собственности по всей республике. В перечень для мониторинга включено всего около 40 белорусских и зарубежных медикаментов, что позволяет отслеживать ценовые изменения на фармацевтическом рынке и оперативно принимать меры в случае резкого, неоправданного роста цен.

Следующим шагом по «обузданию» цен на ЛС стало создание (в соответствии с приказом Минздрава от 14 мая 2009 г. №468) Совета по вопросам анализа рынка лекарственных средств Республики Беларусь и сдерживания роста цен. Он создан в целях обеспечения Министерства здравоохранения Республики Беларусь обоснованной и достоверной информацией для использования этой информации в интересах государственного регулирования в сфере обращения ЛС.

В рамках Совета были созданы рабочие группы по формированию реестра отпускных цен на ЛС и по разработке соглашения с производителями по сдерживанию цен на лекарства. Реестр отпускных цен, по словам специалистов, планируется создать в виде регулярно обновляемого электронного справочника ЛС с указанием цен производителей, оптовых и рознич-

ФАРМРЫНКИ СНГ 91

август-сентябрь 2009 РШШ1ШМ

ных цен, курсов валют для возможности оперативного мониторинга динамики цен.

Задача второй группы Совета — разработка текста документа, который содержал бы механизмы, ограничивающие бесконтрольный рост цен в будущем. Таким документом стал Меморандум по сдерживанию цен на ЛС отечественных и зарубежных производителей в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Это соглашение о намерениях сроком на 1 год, согласно которому каждая из подписавшихся сторон берет на себя определенные обязательства.

В частности, Минздрав Республики Беларусь должен обеспечить:

« разработку и функционирование электронного справочника ЛС с указанием цен заводов-производителей ЛС, оптовых и розничных цен, курса доллара, евро и т.д. для возможности оперативного мониторинга динамики цен;

« определение номенклатуры ЛС, подлежащих мониторингу;

4 осуществление сравнительного анализа цен на ЛС в странах СНГ (Россия, Украина, Казахстан) и дальнего зарубежья, исходя из базового уровня на определенную дату;

+ взаимодействие с Государственным таможенным комитетом и Министерством экономики Республики Беларусь по уменьшению (отмене) таможенных пошлин и других таможенных платежей на ЛС, а также НДС на ЛС, ввезенные из Российской Федерации, на период кризиса (по выделенным номенклатурным группам) и по предоставлению необходимой ценовой информации на ввозимые в Республику Беларусь ЛС;

« фиксирование цен на регистрацию (перерегистрацию) ЛС на 2009 г. Компании-производители, со своей стороны, должны:

« принять меры к мораторию цен на поставляемые ЛС, а в случае необходимости поднятия цен заблаговременно информировать Министерство здравоохранения Беларуси о предстоящем повышении, в обязательном порядке предоставляя обоснование;

справка...

Определение оптовых и розничных надбавок регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 №366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику». Определенная документом шкала стимулирует, по мнению специалистов, в первую очередь реализацию недорогих лекарств. В частности, если отпускная цена на ЛС не превышает 5 долл. за упаковку, допускается оптовая надбавка до 11%, торговая — до 30%. Если цена ЛС составляет от 5 до 10 долл., размер оптовой и торговой надбавки не должен превышать 10 и 25% соответственно. При цене от 15 до 30 долл. возможна оптовая надбавка до 8%, торговая — до 17%. В случае если отпускная цена на препарат составляет 50—100 долл., то оптовая надбавка ограничивается 4%, торговая — 6%.

« сохранять фиксированные цены на лекарства согласно условиям тендерных закупок;

+ проводить мониторинг ЛС в аптечных сетях на предмет выявления фальсификата и завышения цен на производимую ими продукцию. Ведущие дистрибьюторы, присоединившиеся к Меморандуму, обязуются: « сдерживать рост цен на ЛС путем применения оптимальных оптовых наценок, а в случае повышения цены предоставлять обоснование;

+ еженедельно предоставлять информацию в Министерство здравоохранения для мониторинга цен на ЛС.

Раз в месяц на заседании Совета будет даваться оценка выполнению условий Меморандума.

Всем производителям и дистрибьюторам, работающим на белорусском фармацевтическом рынке, было предложено присоединиться к соглашению. Из 90 компаний к Меморандуму к середине июня присоединились около 60-ти. Но специалисты Министерства здравоохранения настроены достаточно оптимистично. По словам начальника Управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения РБ Людмилы Реутской, в адрес Минздрава был направлен ряд официальных писем от зарубежных компаний, в которых они выражали поддержку данной инициативе, однако существующая корпоративная процедура подписания таких документов является достаточно протяженной во времени, в особенности в отношении транснациональных компаний.

В целях обеспечения пациентов препаратами первой необходимости в Совет министров РБ Минздравом было внесено предложение о расширении перечня ЛС отечественного производства, цены на которые регулируются Министерством экономики. Существующий Перечень ЛС было предложено расширить на 30 МНН, среди которых: современные антибиотики, сердечно-сосудистые и онкологические препараты, а также пользующиеся особым спросом у населения. Также Министерством здравоохранения РБ регулярно пересматривается Перечень ЛС, обязательных для наличия в аптеках всех форм собственности. Недавно он пополнился препаратами российского производства. Документ был принят во исполнение договоренности между Беларусью и Россией о равном доступе на рынки ЛС обеих стран.

Помимо вышеперечисленных мер, в Министерстве здравоохранения систематически проводятся рабочие совещания с отечественными и зарубежными фармпроизводителями, субъектами хозяйствования, имеющими лицензии на фармацевтическую деятельность.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.