УДК 371.72
УКРЕПЛЕНИЕ ИММУНИТЕТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
STRENGTHENING THE IMMUNE SYSTEM IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES
Никишкина Вероника Андреевна
студент
институт технологии экономики и сервиса Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Nikishkina Veronika Andreevna
student
institute of technology economics and service Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Коробейникова Елена Ивановна
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna senior lecturer department of physical culture Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. Физическая активность является ключевым фактором, определяющим здоровье на протяжении всей жизни. Недостаток активности увеличивает риск заболеваний. Современные школьники находятся под влиянием малоподвижного образа жизни, поэтому одним из инструментов помощи учащимся является физическая активность. В рамках школьного урока у учителей появляется возможность благотворно влиять на иммунитет школьников и предотвращать их заболевания. Данная работа направлена на популяризацию укрепления иммунитета во время занятий физи-ческой культурой.
Abstract. Physical activity is a key determinant of lifelong health. Lack of activity increases the risk of diseases. Modern schoolchildren are influenced by a sedentary lifestyle, so one of the tools to help students is physical activity. As part of the school lesson, teachers have the opportunity to have a beneficial effect on the immunity of schoolchildren and prevent their diseases. This work is aimed at popularizing the strengthening of immunity during physical education.
Ключевые слова: физическая активность, иммунитет, физическая культура, упражнения, школа, школьники.
Keywords: physical activity, immunity, physical education, exercises, school, pupils.
Здоровье - понятие многогранное, и это не только отсутствие болезни, не только благополучное физическое состояние. Здоровье на сегодняшний день в широком смысле рассматривают как интегральную характеристику человека и общества, которую следует понимать, как духовную, физическую, психическую и социальную составляющие. С рождения до 7 лет у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Одним из факторов, формирующих здоровье, является физическое развитие.
Наметившаяся и сохраняющаяся тенденция к ухудшению показателей здоровья детей, влечет за собой ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах. Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Формирование мотивации здоровьесберегающего поведения, направленное на удовлетворение жизненно важных биологических потребностей человека, - одно из важнейших задач профилактической работы учреждений здравоохранения и образования. Ведущий фактор здоровья - это образ жизни человека, формирующийся с детства - в быту, в процессе учебы и отдыха, а также в определенных природно-климатических условиях. Каждый человек способен существенно влиять на среду, в которой он живет, и изменять свой образ жизни при наличии мотивации здоровьесберегающего поведения [1]. На сегодняшний день проблема сохранения здоровья актуальна как для человеческого общества, так и подрастающего поколения. Исследования многих специалистов указывают на стабильное ухудшение состояния здоровья населения России, и причиной тому в первую очередь можно назвать то, что у молодежи не сформировано стремление к правильному образу жизни. Даже в сознательном возрасте не каждый человек понимает, насколько важно заботиться о себе и своем теле. В настоящее время дети и подростки школьного возраста живут в условиях, требующих быстрой обработки больших объемов информации, и, разумеется, это не может не повлиять на их восприятие и мышление. Современный школьник живет в мире, где его эмоции, желания и стремления подвержены влиянию преходящей моды и новостей из мира, где новые потребности и пути их реализации появляются с невероятной скоростью. Ритм жизни диктует постоянные изменения, и с внедрением современных технологий в процесс воспитания и обучения, влиянием ухудшающейся экологической ситуации как никогда актуальной становится проблема здорового образа жизни школьников.
Педагогические мероприятия, направленные на оздоровление обучающихся, ради улучшения воздействия на обучающихся необходимо проводить системно, используя комплексный подход. Профессиональные навыки наряду с личной заинтересованностью педагога, а также поставленными задачами во многом определяют выбор тех или иных методов организации деятельности по формированию культуры здоровья. Работа учителя - это всегда целенаправленная деятельность по формированию личности ребенка в условиях учебного учреждения, в котором школьники проводят большую часть своей жизни. Именно в школьном возрасте закладываются психофизиологические основы здорового образа жизни, рассматри-
ваются социальные аспекты профилактики заболеваний. Основным критерием физического здоровья человека следует считать его энергопотенциал, то есть возможность потреблять энергию из окружающей среды, накапливать ее и мобилизовать для обеспечения физиологических функций. Справедливо замечали древние философы: какова деятельность человека, таково его и самочувствие.
Необходимость эффективного усвоения образовательного материала - одна из важнейших задач современного школьника, решение которой сильно затруднено внешними и внутренними факторами. Физическая активность является важнейшим условием комфортного влияния умственных нагрузок на организм и усвоения им теоретического материала. Двигательная активность способствует позитивному функционированию всей системы внутренних органов, и активируют процессы, отвечающие за выносливость организма, способность к мозговой деятельности, зрительную концентрацию, креативное мышление, усвоение информации. Таким образом, физические нагрузки, сбалансированная двигательная активность и развитие мышечной системы напрямую влияет на работоспособность мозга; оказывается влияние на повышение общего уровеня здоровья; увеличивается выносливость головного мозга и активируется здоровая работоспособность нервной системы.
Каждому ученику необходима сильная и эффективная иммунная система, особенно когда на защиту организма воздействуют внешние факторы, такие как учебная нагрузка, смена времен года, неправильное питание и малоподвижный образ жизни, которые присутствуют в повседневной жизни современного школьника. Сочетание этих факторов может вызвать большую уязвимость и, следовательно, привести к ослаблению защитной системы. Иммунная система защищает школьника от атак потенциально опасных микроорганизмов.
Физическая активность помогает оптимизировать защитные силы организма против инфекции. А в условиях пандемии COVID-19 для многих людей это важнее, чем когда-либо. К счастью, исследования дают четкое представление о том, как физические упражнения влияют на иммунную систему и как подходить к упражнениям для достижения наилучших результатов.
Согласно обзору 2019 года, опубликованному в журнале Sport and Health Science, физические упражнения мобилизуют иммунные клетки, борющиеся с патогенами и воспалениями, по всему организму и помогают замедлить воздействие старения на иммунную силу. Физическая активность также может вымывать бактерии из легких и дыхательных путей и вызывать изменения в антителах или белых кровяных клетках, чтобы помочь бороться с инфекциями [1].
Физические упражнения эффективны в снижении риска и тяжести хронических заболеваний, которые могут увеличить уровень воспаления в организме. Это воспаление приводит к худшим результатам, когда ваша иммунная система пытается бороться с инфекцией. Например, в Нью-Йорке пациенты с ожирением, диабетом и сердечными заболеваниями имеют худшие результаты от COVID-19 [4].
Принятие правильного подхода к наиболее эффективным упражнениям во время занятий физической культурой во имя иммунного здоровья является ключевым. Здесь выделяется научно обоснованные стратегии для укрепления иммунной системы школьников с помощью физических упражнений:
- ^средоточение на последовательности;
- охранение интенсивности;
- ^блюдение восстановительных пауз;
- cмена кардио на силовые тренировки;
- занятия на улице.
Регулярность занятий физической культурой является важнейшим фактором в обеспечении иммунной пользы для школьников. Почему последовательность так важна? Это происходит из-за постоянного суммирования новых результатов занятия с уже имеющимися. Каждая тренировка добавляет преимущества предыдущей.
В прошлом иммунологи беспокоились по поводу гипотезы «открытого окна», идеи о том, что высокоинтенсивные физические упражнения могут на самом деле привести к краткосрочному падению иммунитета. Однако через два года после того, как в 2018 году иммунологи впервые оспорили эту идею, исследования 2020 года подтвердили, что увеличение интенсивности упражнений не подавляет иммунитет и не увеличивает риск инфекции.
Высокоинтенсивные упражнения, обычно считающиеся чем-то, что увеличивает ваш сердечный ритм более чем на 85% от его максимального значения (220 минус ваш возраст), могут быть частью любой программы упражнений, направленной на улучшение иммунного здоровья школьников. Занятия по физической культуре могут включать бег, кардио тренировку, а также быстро развивающуюся плиометрическую силовую тренировку [2].
Болезнь после высокоинтенсивных занятий обычно связана с быстрым восстановлением. По мере увеличения интенсивности, частоты и продолжительности упражнений необходимо увеличить и количество отдыха, который важен для детского организма, чтобы оправиться от стресса и снова стать сильнее.
Существует ряд признаков, после которых детям может потребоваться больше восстановления, которые характеризуются усталостью, сильной болью в мышцах после тренировочного занятия, длительностью более трех дней, а также снижением продуктивности тренировки.
Методы восстановления детского организма на уроках физической культуры включают в себя:
- дыхательная гимнастика;
- легкая прогулка;
- непринужденная беседа с детьми;
- низкоинтенсивная йога;
- расслабление мышц или тренировки на растяжку.
Исследование 2018 года в журнале Immunology Research показывает, что каждое интенсивное занятие физической культурой повышает иммунитет организма школьника на клеточном уровне. Более того, поддержание здорового уровня мышечной массы может укрепить иммунитет [5]. Для оптимального иммунитета и общего здоровья, необходимо применять как кардио тренировки школьников, так и силовые. Применение аэробной тренировки на уроках физической культуры укрепляет все тело. Примеры аэробной активности включают бег трусцой, плавание
и езду на велосипеде. Силовые тренировки могут включать в себя упражнения с весом тела (такие как приседания и отжимания), а также упражнения, использующие свободные веса, полосы сопротивления или другое оборудование.
Независимо от того, где проводятся активные двигательные занятия: в зале или на свежем воздухе, любое из них принесет неоценимую пользу иммунной системе детей. Но существуют и дополнительные преимущества тренировок на открытом воздухе. Пребывание на свежем воздухе повышает уровень витамина D, поддерживающего иммунную систему. Кроме того, физические упражнения на свежем воздухе могут укрепить иммунную систему, активируя парасимпатическую систему организма «отдых и переваривание», согласно исследованию 2015 года, опубликованному в журнале Frontiers in Psychology [3]. Обычно доступные варианты активного отдыха включают ходьбу, бег, езду на велосипеде и выполнение упражнений с отягощениями, такие как отжимания на траве или от скамейки. Воздействие солнечного света, особенно по утрам, может помочь регулировать циркадные ритмы организма для дальнейшего укрепления здорового иммунитета.
Известно, что физические упражнения играют фундаментальную роль в профилактике основных хронических заболеваний, и научные исследования в течение многих лет были связаны с пониманием механизмов, лежащих в основе преимуществ движения. Среди многих направлений исследований тех, кто занимается изучением вызванных физическими упражнениями изменений метаболического статуса, указывают на то, что они также влияют на улучшение иммунной функции.
Механизмы, лежащие в основе этих преимуществ, различны и включают в себя:
- улучшение гуморального иммунитета (выработка антител, которые связываются с вирусами, бактериями и веществами, чужеродными организму);
- стимуляция высвобождения ряда веществ (например, MAEPK/ERK, AMPK, TOR), связанных с улучшенным распознаванием антигенов (вещества, признанные иммунной системой опасными).
Один из главных факторов, влияющих на иммунную систему - это физическая активность и регулярность упражнений. Регулярные занятия физической культурой в школе при умеренной интенсивности нагрузок способны повысить иммунную систему. Малоподвижный образ жизни повышает риск инфекционных заболеваний, и не только. В условиях современной системы образования и особенностей ритма жизни школьников занятия физической культурой являются влиятельным элементом в укреплении иммунитета и сохранении здоровья учеников. Влияние физической культуры и спорта на физическое и психологическое состояние человека подтверждено различными научными исследованиями и наблюдениями, общество прилагает немало усилий к тому, чтобы среди молодежи сложилось правильное отношение к физической культуре и спорту. Еще Гиппократ, живший в V веке до нашей эры, говорил: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Литература
1. Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. Москва : Медицина. 1991. С. 160.
2. Can exercise affect immune function to increase susceptibility to infection? Richard J Simpson [et al.]. // PubMed. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32139352/ (дата обращения 21.05.2021).
3. Мин Куо. How might contact with nature promote human health? Promising mechanisms and a possible central pathway // Frontiers in Psychology. URL: www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2015.01093/full (дата обращения 21.05.2021).
4. Майкл О. Шредер. Managing High Blood Pressure During the Coronavirus pandemic // U.S. News and World Report. URL: https://health.usnews.com/conditions/articles/managing-high-blood-pressure-during-the-coronavirus-pandemic (дата обращения 21.05.2021).
5. Эйла Карине Фортунато. Strength Training Causes Important Changes in Physiological, Immunological, and Inflammatory Biomarkers // National Center for Biotechnology Information, U.S. National Library of Medicine. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6038656/ (дата обращения 21.05.2021).
References
1. Laptev A. P. Zakalivaytes' na zdorov'e [Temper your health]. Moscow, Meditsina Publ., 1991, 160 p.
2. Richard J.Simpson. Can exercise affect immune function by increasing susceptibility to infection? Available at: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32139352/ (accessed 21.05.2021).
3. Min Kuo. How can contact with nature contribute to human health? Available at: www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2015.01093/full (accessed 21.05.2021).
4. Michael O. Schroeder. Managing High Blood Pressure During the Coronavirus pandemic Available at: https://health.usnews.com/conditions/articles/managing-high-blood-pressure-during-the-coronavirus-pandemic (accessed 21.05.2021).
5. Ayla Karine Fortunato. Strength Training Causes Important Changes in Physiological, Immunological, and Inflammatory Biomarkers. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/ articles/PMC6038656/ accessed 21.05.2021).