Научная статья на тему 'Укрепление доходной базы муниципальных образований'

Укрепление доходной базы муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
997
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РФ / СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ / TAXABLE BASE / EQULIBRATION OF LOCAL BUDGETS / ACCOUNT OBLIGATIONS OF LOCAL BUDGETS / LOCAL GOVERNMENTS / SPECIFICATIONS OF DEDUCTIONS IN LOCAL BUDGETS / THE FEDERAL LEGISLATION / THE BUDGETARY CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / COLLECTIVENESS OF TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Сергей Николаевич

С учетом закрепления доходных источников за местными бюджетами и разграничения расходных полномочий, произведенным в нескольких вариантах, было установлено, что ни один из просчитанных вариантов не позволяет муниципальным образованиям полностью обеспечить потребность в бюджетных средствах на выполнение полномочий органов местного самоуправления. В статье изложены некоторые направления увеличения налогооблагаемой базы по тем налогам, которые являются в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ основными доходными источниками местных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING OF PROFITABLE BASE OF MUNICIPAL UNIONS

Taking into account fastening of profitable sources to local budgets and differentiation of the account powers, made in several variants, it has been established that none of the counted variants doesn't allow municipal unions to provide completely requirement for budgetary funds on performance of powers of local governments. Some directions of increasing in taxable base over those taxes which are the basic profitable sources of local budgets according to the Budgetary Code of the Russian Federation are stated in article.

Текст научной работы на тему «Укрепление доходной базы муниципальных образований»

system of managing quality of the agricultural production is offered.

The key words. Quality. System of managing quality. Marketing approach. Purchasing segment. Special-purpose market. Control.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

УКРЕПЛЕНИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

С. Н. Козлов, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» НГИЭИ

Краткая аннотация. С учетом закрепления доходных источников за местными бюджетами и разграничения расходных полномочий, произведенным в нескольких вариантах, было установлено, что ни один из просчитанных вариантов не позволяет муниципальным образованиям полностью обеспечить потребность в бюджетных средствах на выполнение полномочий органов местного самоуправления. В статье изложены некоторые направления увеличения налогооблагаемой базы по тем налогам, которые являются в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ основными доходными источниками местных бюджетов.

Ключевые слова. Налогооблагаемая база, местный бюджет, органы местного самоуправления, федеральное законодательство, Бюджетный Кодекс РФ, собираемость налогов.

Федеральный закон № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установил качественно новые подходы к организации местного самоуправления на территории РФ и новые принципы функционирования финансовой системы муниципальных образований.

Наиболее значимым нововведением стало наделение муниципальных образований полномочиями по решению вопросов местного значения, разграничение полномочий между муниципальным районом и поселениями и наделение последних собственными финансовыми ресурсами [3].

В соответствии с этим законом в структуре бюджетной системы субъектов Федерации выделяется новый уровень бюджетов. Систему местных бюджетов будут представлять бюджеты городских округов и консолидированные бюджеты муниципальных районов, состоящие из бюджетов районов и бюджетов поселений (сельских и городских).

На территории Княгининского муниципального района с 1 января 2000 г. созданы 9 муниципальных образований, в том числе 1 городское, 8 сельских.

Все указанные муниципальные образования в соответствии с законодательством должны иметь свой самостоятельный бюджет, а их органы исполнительной власти наделяться закрепленными доходными и расходными полномочиями.

Создание всех необходимых условий для успешного функционирования бюджетной системы «четвертого» уровня является первоочередной задачей как органов государственной власти субъектов, так и органов местного самоуправления.

Принятие на местном уровне решений об установлении земельного налога, налога на имущество физических лиц, единого налога на вмененный доход, а также правовых актов, регламентирующих вопросы использования муниципального имущества, приобретает особое значение, так как именно эти доходы будут определять доходную базу бюджетов городских и сельских поселений [1].

В настоящее время во всех муниципальных образованиях Княгининского муниципального района проведены предварительные расчеты по определению доходной и расходной частей их бюджетов.

Так, по предварительным расчетам, с учетом закрепления доходных источников за местными бюджетами и разграничения расходных полномочий, произведенным в нескольких вариантах, было установлено, что ни один из просчитанных вариантов не позволяет муниципальным образованиям полностью обеспечить потребность в бюджетных средствах на выполнение полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 14, 15, 16 Федерального закона № 131-Ф3.

Складывается впечатление, что Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ, в котором были законодательно закреплены за местными бюджетами налоговые доходы, принимался без учета объема дополнительных полномочий, переданных на муниципальный уровень Федеральным законом № 131-Ф3.

Финансирование осуществления органами местного самоуправления новых полномочий влечет за собой увеличение расходных обязательств местных бюджетов. Поэтому необходимо обеспечить сбалансированность местных бюджетов за счет роста налогооблагаемой базы, увеличения числа местных налогов и повышения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режи-

мами, установленными федеральным законодательством, в соответствии с возросшим объемом расходных обязательств муниципальных образований.

Рассмотрим некоторые направления увеличения налогооблагаемой базы по тем налогам, которые являются в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ основными доходными источниками местных бюджетов.

Среди зачисляемых в бюджеты муниципальных образований доходных источников наиболее объемным является налог на доходы физических лиц, его удельный вес в общей сумме налоговых доходов бюджета Княгининского муниципального района 2009 г. составляет 23,8 % (65030,3 тыс. руб.).

Как положительный момент, следует отметить, что, начиная с 2006 года, законодательством предусмотрено закрепление за муниципалитетами данного налога на постоянной основе, в виде единого норматива отчислений (20 % -район; 10 % - поселения), что стимулирует проведение на местном уровне рациональной налогово-бюджетной политики, направленной на перспективное развитие и эффективное использование налогового потенциала муниципальных образований.

Действующее налоговое законодательство предусматривает зачисление налога на доходы физических лиц по месту работы. В связи с этим местные бюджеты недополучают значительные финансовые ресурсы для развития инфраструктуры муниципальных образований и предоставления населению социальных услуг.

Так, например, более 55 % работоспособного населения Княгининского муниципального района работают в городе Нижний Новгород, следовательно, подоходный налог с их заработной платы зачисляется в бюджет областного центра, но всеми социальными услугами они пользуются, как правило, по месту жительства (детские сады, школы, больницы, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.)

При этом налоговые вычеты (социальные, имущественные) по налогу на доходы физических лиц производятся по месту проживания налогоплательщика, т.е. возврат сумм налога производится из бюджета, в который он не поступал. Поэтому, на наш взгляд, необходимо в Налоговом кодексе предусмотреть норму, устанавливающую порядок уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, что позволит создать более благоприятные условия для проживания граждан и для развития социальной инфраструктуры муниципального образования.

Кроме того, с целью укрепления доходной базы муниципальных районов следует увеличить норматив отчислений в их бюджеты налога на доходы физических лиц хотя бы до 50 %, так как согласно законодательству в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению земельный налог и налог па имущество физических лиц, взимаемые только на межселенных территориях. Таким образом, с целью компенсации выпадающих доходов, следует закрепить за муниципальными районами, в которых отсутствуют межселенные территории, не менее 50 % налога на доходы физических лиц и внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс (ст. 61.1).

Следует разработать и заключить соглашения о сотрудничестве с хозяйствующими субъектами, где отдельным пунктом отразить необходимость выплаты заработной платы не ниже уровня, установленного представительным органом местного самоуправления, обязательность её индексации в связи с инфляцией, а также перспективы ее роста на срок заключенного соглашения [4].

В Княгининском муниципальном районе по состоянию на 01.01.2009 г. заключено 112 соглашений с работодателями в части установления минимального размера заработной платы 4 500 руб. в месяц. Всего в районе зарегистрировано предприятий и организаций (юридических лиц) и индивидуальных

предпринимателей - 139. Администрация района осуществляет постоянный контроль за соблюдением условий соглашения.

По нашему мнению, следует снова вернуться к вопросу о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, снизив при этом налоговую нагрузку для, тех категорий граждан, доходы которых не превышают 100,0 тыс. руб. в год. В основном, это работники бюджетной сферы: учителя, врачи, деятели науки и культуры. В то же время предлагается увеличить ставку налога для категорий граждан с доходами свыше 1,0 млн. руб. в год.

В ситуации, когда имеет место резкое расслоение населения по уровню доходов, применять единую ставку подоходного налога, по крайней мере, не логично.

Может последовать возражение, что люди с высокими доходами будут вынуждены их скрывать, но в таком случае более эффективно должны работать соответствующие контролирующие органы.

Основным доходным источником для бюджетов поселений является земельный налог, который, начиная с 2005 г., полностью зачисляется в местные бюджеты. Этот налог в доходах бюджетов городских и сельских поселений Княгинин-ского муниципального района занимает от 30 % до 60 %. С 1 января 2006 г. введена новая система налогообложения земельным налогом. Налогооблагаемой базой является кадастровая стоимость земельных участков. Исчисление суммы земельного налога производится по станкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что в условиях резкого роста земельного налога органам местного самоуправлении необходимо проводить гибкую и грамотную политику по предоставлению налоговых льгот.

С одной стороны, у муниципалитетов стоит задача наполнения их бюджетов, с другой - недопущение социаль-

ного взрыва, в результате резкого увеличения суммы земельного налога как юридических, так и физических лиц по сравнению с 2005 годом. Решениями представительных органов власти муниципального района в дополнение к федеральным льготам принят ряд местных льгот.

Доходы бюджета района, выпадающие в результате предоставления льгот, планируется компенсировать за счет изыскания резервов роста поступлений земельного налога в консолидированный бюджет муниципального района. В частности, планируется ускорить сплошную инвентаризацию выделенных земельных участков с целью привлечения к налогообложению новых хозяйствующих субъектов, а также активизировать работу местных органов власти совместно с ИФНС по снижению недоимки [2].

Еще одна проблема возникает при разграничении права на землю, когда большая часть земельных участков на территории муниципального образования, как правило, переходит в федеральную собственность. Согласно федеральному законодательству земельные участки также предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование федеральным и региональным органам власти. Кроме того, с учетом перехода в

2006 году подавляющей части налогоплательщиков, (юридических лиц) с уплаты земельного налога на арендную плату за землю, местные бюджеты теряют значительную часть своих доходов.

В результате указанных причин из бюджетов муниципальных образований выпадает почти 60 % поступлений от земельного налога. В связи с этим, было бы целесообразно рассмотреть вопрос об изменении законодательства о разграничении собственности на землю с тем, чтобы более обоснованно относить к муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в пределах территорий муниципальных образований.

Наряду с земельным налогом, в полном объеме в бюджеты поселений зачисляется и налог на имущество физических лиц.

На сегодняшний день в большинстве муниципальных районов и городских округов размеры ставок налога на имущество с высокой инвентаризационной стоимостью установлены на среднем уровне или ниже. В результате местные бюджеты несут значительные потери.

Для получения данного налога в полном объеме органы местного самоуправления должны провести полную инвентаризацию всех объектов налогообложения (жилых домов, квартир, дач и гаражей), создать реестр объектов налогообложения, определить их собственников плательщиков налога, затем установить конкретные ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

В Княгининском муниципальном районе с целью пополнения доходов бюджета решением представительного органа местного самоуправления установлены дифференцированные, максимально возможные ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества (табл. 1)

Таблица 1

Соотношение стоимости имущества и ставок налога

Стоимость имущества Ставка налога в %

До 300 тыс. руб. 0,1

От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. 0,3

Свыше 500 тыс. руб. 2,0

В результате работы, проводимой органами местного самоуправлении Княгининского муниципального района, поступления налога на имущество физических лиц в бюджет Княгининского района постоянно растут. Если в 2005 г. они составляли 141,6 тыс. руб., то в 2006 г. - 157,7 тыс. руб., в

2007 г. - 200,5 тыс. руб., в 2008 г. - 802,7 тыс. руб., в 2009 г. -

1315,5 тыс. руб., в 2010 г. планируется получить в бюджет -1567,8 тыс. руб.

Следует отметить, что с 2005 г. в местные бюджеты не поступает налог на имущество организаций, который полностью зачисляется в региональные бюджеты.

Более того, Федеральный закон № 139-ФЗ от 11 ноября 2003 г. «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», с 1 января 2006 г. отменил налоговую льготу по налогу на имущество организаций в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.

Закон субъекта эту льготу также не предусмотрел, в результате муниципалитеты вынуждены платить налог на имущество жилищно-коммунального комплекса, находящегося в муниципальной собственности, который полностью зачисляется в региональный бюджет.

Только по Княгининскому муниципальному району данные потери составляют более 70,0 тыс. руб., а в будущем муниципалитеты будут вынуждены, и виду отсутствия источника финансирования, предусмотреть эти расходы в тарифах на услуги ЖКХ, что приведет к очередном) их росту, и данная проблема будет переложена па плечи населения.

С целью недопущения необоснованных расходов местных бюджетов предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и сохранить льгот) по налогу на муниципальное имущество ЖКХ.

В целях увеличения налогооблагаемой базы по имущественным налогам необходимо, на наш взгляд, введение налога на недвижимость в качестве местного налога В этом

случае он заменит для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов недвижимости. Государственной Думой сейчас рассматривается законопроект, предусматривающий введение налог; на недвижимость в рамках обеспечения законодательной базы по формированию рынка доступного жилья.

Необходимо также внести изменения в налоговое и административное законодательство, устанавливающее механизм привлечения физических лиц к ответственности за уклонение от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости.

В целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество, а также с учетом перспективы введения налога на недвижимость в Княгининском муниципальном районе проводится большая подготовительная работа.

По состоянию на 1.01.2010 г. данные мероприятия позволили выявить и поставить на налоговый учет по месту нахождения имущества более 20 субъектов малом» предпринимательства.

С целью увеличения налогооблагаемой базы по единому налогу на вмененный доход было бы целесообразно внести дополнения в Налоговый кодекс Российским Федерации и расширить перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению данным налогом. В первую очередь, в перечень следует включить такие виды деятельности, по которым субъекты предпринимательства представляют, как правило, недостоверные показатели своей финансово-хозяйственный деятельности.

Так, например, на территории Княгининского муниципального района находятся более 5 автозаправочных станций с численностью работающих более 50 человек. За 2009 г. данными предприятиями уплачено налогов во все уровни

бюджетов 27,8 тыс. руб., в т.ч. в местный бюджет 5,5 тыс. руб.

Даже при установлении среднего уровня базовой доходности по АЗС в размере 12 000 руб. в месяц (хотя реально он гораздо выше) они должны будут заплатить только в местный бюджет более 30 тыс. руб.

Включение в перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход, таких как автозаправочные станции, позволит реально увеличить поступления в местные бюджеты.

Основные направления деятельности органов местного самоуправления по укреплению доходов муниципальных образований представлены на рисунке 1.

Единый налог на вмененный доход является одним из важнейших инструментов регулирования занятости населения, обеспечения соответствующего уровня оплаты труда, легализации доходов и, как следствие, увеличения поступлений в бюджет и по налогу на доходы физических лиц.

Рис. 1. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по укреплению их доходов

Для улучшения бюджетной обеспеченности муниципальных образований, следует транспортный налог передать на местный уровень и придать статус местного налога, так как в соответствии со статьями 14 - 16 закона № 131-ФЗ вопросы по содержанию и строительству автомобильных дорог местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, между населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, в границах городского округа являются полномочиями соответственно поселения, муниципального района, городского округа.

В целях повышения собираемости транспортного налога было бы целесообразно установить в Налоговом кодексе Российской Федерации норму, устанавливающую обязанность плательщика транспортного налога предъявлять

справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате транспортного налога при регистрации, перерегистрации, прохождении технического осмотра транспортных средства.

Проведенные предварительные расчеты по формированию прогноза консолидированного бюджета Княгининско-го муниципального района на 2011 год показывают, что предлагаемые мероприятия по укреплению доходной базы муниципальных образований позволят обеспечим, сбалансированность бюджетов поселений и муниципального района в условиях введения Федерального закон» №131 - ФЗ в предстоящем финансовом году в полном объеме.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Воронин, А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.

3. Поляк, Г. Б. Бюджетная система России: Учеб. для вузов - М.-.ЮНИТИ, 2009. - 140 с.

4. Сычева, Н. Г. Актуальные проблемы укрепления региональных финансов / под. ред. М.: Финансы, 2004. - 416с.

5. Официальный портал Правительства Нижегородской области http://www.govermnent.nnov.ru

STRENGTHENING OF PROFITABLE BASE OF MUNICIPAL UNIONS

S. N. Kozlov, the senior teacher of the chair ((Bookkeeping the analysis and audit» the NGIEI

Annotation. Taking into account fastening of profitable sources to local budgets and differentiation of the account powers, made in several variants, it has been established that none of the counted variants doesn't allow municipal unions to provide completely requirement for budgetary funds on performance of powers of local governments. Some directions of increasing in taxable base over those taxes which are the basic profitable sources of local budgets according to the Budgetary Code of the Russian Federation are stated in article.

The key words. Taxable base, equlibration of local budgets, account obligations of local budgets, local governments, specifications of deductions in local budgets, the federal legislation, the Budgetary Code of the Russian Federation, collectiveness of taxes.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК

Е. И. Толикина, аспирант кафедры «Экономика и статистика» НГИЭИ

Аннотация. В статье рассматривается сущность управленческого учета, выполнен обзор специальной литера-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.