Научная статья на тему 'Украшения тела человека: функциональный анализ'

Украшения тела человека: функциональный анализ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
501
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / УКРАШЕНИЕ ТЕЛА / ТАТУИРОВКА / САМОВЫРАЖЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шамаева Ю. Ю.

Откуда у людей берется желание наносить на тело татуировки, шрамы, пирсинг? Актуальность данного вопроса в современном обществе определена модой на «украшения» тела. С медицинской точки зрения, татуировки и шрамы можно рассматривать как увечья и травмы. Но в культуре они приобретают символическое значение.Боди-арт, тату, менди, шрамирование можно рассматривать как направления искусства, как стилевые атрибуты, как способ самовыражения. В некоторых культурах, например, африканских народов, украшения тела считались необходимостью, указывали на статус человека в обществе, на принадлежность к определенному роду, обществу, религии, профессии.Происхождение символов, использующихся для украшения тела, имеют глубокие исторические корни. Их значение и функции разнообразны. Выделим основные:1. Историко-культурная функция реализуется в традиционном использовании определенных символов, характерных для культуры данного народа.2. Религиозная функция связана с включением украшений тела в систему религиозного культа. Как правило, такие «украшения» тела не выставляли на показ. Их символическое значение указывает на связь земного мира с миром сакральным.3. Социальная функция заключается в демонстрации принадлежности человека к определенной социальной группе.4. Функция индивидуализации связана с самовыражением личности через образы, используемые для украшения ее тела.«Словарь символов» Х.Э. Керлота содержат указание, что изображения животных, птиц или растений характеризуют желаемые качества человека, такие как храбрость, усидчивость, отвага, трудолюбие, мудрость, целеустремленность и другие. Люди, стремящиеся нанести определенный знак на свое тело, хотят приобрести соответствующие качества. Не случайно, психологи говорят об амбициозности людей, украшающих свое тело.В настоящее время современные технологии и бурное развитие искусства украшения тела открывают перед людьми все новые возможности для самовыражения, но каждый символ есть только часть символической культуры, на которую он указывает. Таким образом, стремление выделиться с одной стороны, оказывается стремлением быть «как все» с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украшения тела человека: функциональный анализ»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2014. Volume 4. Issue 11

Ю: 2014-11-27-^4321 Тезис

Шамаева Ю.Ю.

Украшения тела человека: функциональный анализ

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Откуда у людей берется желание наносить на тело татуировки, шрамы, пирсинг? Актуальность данного вопроса в современном обществе определена модой на «украшения» тела. С медицинской точки зрения, татуировки и шрамы можно рассматривать как увечья и травмы. Но в культуре они приобретают символическое значение.

Боди-арт, тату, менди, шрамирование можно рассматривать как направления искусства, как стилевые атрибуты, как способ самовыражения. В некоторых культурах, например, африканских народов, украшения тела считались необходимостью, указывали на статус человека в обществе, на принадлежность к определенному роду, обществу, религии, профессии.

Происхождение символов, использующихся для украшения тела, имеют глубокие исторические корни. Их значение и функции разнообразны. Выделим основные:

1. Историко-культурная функция реализуется в традиционном использовании определенных символов, характерных для культуры данного народа.

2. Религиозная функция связана с включением украшений тела в систему религиозного культа. Как правило, такие «украшения» тела не выставляли на показ. Их символическое значение указывает на связь земного мира с миром сакральным.

3. Социальная функция заключается в демонстрации принадлежности человека к определенной социальной группе.

4. Функция индивидуализации связана с самовыражением личности через образы, используемые для украшения ее тела. «Словарь символов» Х.Э. Керлота содержат указание, что изображения животных, птиц или растений характеризуют желаемые

качества человека, такие как храбрость, усидчивость, отвага, трудолюбие, мудрость, целеустремленность и другие. Люди, стремящиеся нанести определенный знак на свое тело, хотят приобрести соответствующие качества. Не случайно, психологи говорят об амбициозности людей, украшающих свое тело.

В настоящее время современные технологии и бурное развитие искусства украшения тела открывают перед людьми все новые возможности для самовыражения, но каждый символ есть только часть символической культуры, на которую он указывает. Таким образом, стремление выделиться с одной стороны, оказывается стремлением быть «как все» с другой.

Ключевые слова: философия, украшение тела, татуировка, самовыражение, философия искусства

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.