Научная статья на тему 'Украшения сяньби'

Украшения сяньби Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
597
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украшения сяньби»

Ю. С. Худяков, Юй Су-Хуа

УКРАШЕНИЯ СЯНЬБИ *

Весьма информативным источником по истории и культуре племен сяньби (сяньбэй) являются личные украшения мужчин, женщин и детей, относившихся к разным сянь-бийским родо-племенным подразделениям и социальным группам, в период существования сяньбийской культуры, памятники которой к настоящему времени изучены на территории Внутренней Монголии и Южной Маньчжурии в Китае, а также в южной части Восточного Забайкалья в России. Украшения, характерные для сяньбийской культуры, обнаружены в памятниках разных кочевнических культур на территории Южной Сибири и Центральной Азии, что является важным свидетельством культурного влияния сяньбийцев на другие центрально-азиатские кочевые племена.

В древности и средневековье украшения у многих кочевых народов выполняли не только эстетическую, но и знаковую, этнокультурно-различительную и социально-дифференцирующую, а также магическую, охранительную и лечебную функции. По форме и набору украшений, являвшихся важными и непременными атрибутами прически и костюма, можно было определить принадлежность владельцев к конкретному этносу или родо-племенному подразделению, установить их положение в социальной иерархии кочевого общества, узнать их соответствие той или иной возрастной, половой, профессиональной группе. В силу высокой стоимости и портативности некоторые виды украшений, как и другие предметы роскоши, уже в эпоху древности стали предметами обмена и торговли, в ходе которых перемещались на большие расстояния от мест своего изготовления, и продуктами целенаправленного ремесленного производства с целью продажи. По находкам привозных украшений в со-

* Работа выполнена по гранту РГНФ № 04-0100535.

ставе предметного комплекса кочевнических культур можно судить о направлениях и степени интенсивности торговых и культурных связей как между самими кочевыми племенами, так и с народами стран оседло-земледельческой цивилизации, и с определенными городскими и ремесленными центрами. Некоторые типы украшений производились в течение ограниченного временного периода определенными производственными центрами. По находкам таких изделий имеется возможность довольно точного определения хронологии памятников, в составе инвентарного комплекса которых они обнаружены. Среди украшений, найденных в кочевнических древностях, имелись предметы из благородных металлов, драгоценных и редких поделочных камней, цветного стекла, кораллов, раковин и другого редкого сырья. Это способствовало повышению ценности подобных изделий и престижности владения ими в кочевом обществе. Украшения были символом богатства и знатности владельца. Некоторые виды украшений служили амулетами - оберегами. Они должны были охранять владельца от возможного воздействия злых сил, болезней и других напастей.

В силу своей принадлежности к этнодиф-фиренцирующим элементам костюмного комплекса украшения были призваны определять принадлежность владельца к определенному кочевому этносу. Определенным своеобразием отличается набор украшений сяньбийских кочевых племен, игравших в течение первой половины I тыс. н. э. важную роль в политической и военной истории Центральной и Восточной Азии. Особенно велико было влияние сяньбийцев на другие кочевые народы Центрально-Азиатского историко-культурного региона во 11-111 вв. н. э., в период существования сяньбийской державы. В это время представители знати многих кочевых племен, находившихся в политической зависимости от сяньбийцев, стремились подражать и за-

1ББЫ 1818-7919.

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Том 5, выпуск 3: Археология и этнография © Ю. С. Худяков, Юй Су-Хуа, 2006

имствовать престижные элементы сяньбий-ской военно-дружинной культуры: наиболее эффективное вооружение, элементы воинского и конского убранства, украшения.

В настоящей статье рассматриваются наиболее распространенные виды украшений, обнаруженные китайскими исследователями в процессе раскопок памятников сяньбий-ской культуры на территории Внутренней Монголии и Южной Маньчжурии [26-29]. Находки украшений обнаружены в большей части раскопанных к настоящему времени памятниках сяньбийской культуры. Судя по этим находкам, сяньбийцы носили различные виды украшений. Среди них серьги, подвески, нашивные и подвесные бляхи, бляшки и накладки, кольца и «наперстки». Помимо этих предметов важную эстетическую, социально-знаковую и этнодифферен-цирующую роль в сяньбийской культуре выполняли металлические нашивные бляхи и поясные пряжки, бляхи и накладки. (Эти предметы сяньбийской торевтики ранее уже анализировались авторами настоящей статьи [4. С. 237-241].) В сяньбийских памятниках встречаются также и другие виды украшений, в том числе браслеты, шпильки или заколки для поддержания прически, каменные и стеклянные бусы, пронизки, раковины каури, изучение которых заслуживает специального анализа.

В публикациях китайских археологов, вводящих в научный оборот сяньбийские украшения, многие виды изделий описываются и характеризуются суммарно в составе предметного комплекса конкретного памятника, при раскопках которого они были обнаружены. В составе анализируемой коллекции предметов имеются вещи из сяньбийских могильников Ваньгун II, Иминь II, Лаохэшэнь, Люцзяицзы, Сандао-вань, Синьлуншань, Чжалайнор I и III, Хо-убаоши во Внутренней Монголии и Южной Маньчжурии [26-29]. Рассматриваемые памятники сяньбийской культуры в трудах китайских исследователей датируются в широком хронологическом диапазоне со II в. до н. э. по III в. н. э. Этот период соответствует истории сяньбийских племен, со времени их выделения из состава объединения дунху до крушения единой великой сяньбийской державы после гибели вождя Кэби-нэна. М. В. Воробьев предложил выделить этот период в качестве этапа культурогене-

за «ранних сяньби» [7. С. 216]. Период существования культуры «поздних сяньби» связан со временем завоевания сяньбийс-кими племенами муюнов и тоба северных районов Китая и образования государств, во главе которых стояли сяньбийские династии [2. С. 80; 10. С. 70-72, 86-97]. Сяньбийцы могли оказывать наиболее существенное влияние на другие кочевые этносы Центральной Азии в период существования сяньбий-ской державы в П-Ш вв. н. э. Именно в это время престижные элементы сяньбийской военно-дружинной культуры стали объектами активного подражания и заимствования со стороны представителей родовой знати других кочевых народов [17. С. 19-29; 18. С. 38-42; 21. С. 164-168].

Изучение сяньбийских украшений открывает возможность выделить подобные предметы в других синхронных кочевнических культурах Центрально-Азиатского историкокультурного региона.

Среди рассматриваемых сяньбийских украшений одним из наиболее распространенных видов женских украшений являются витые проволочные серьги. Они изготавливались из золотой или серебряной округлой в сечении проволоки разного диаметра. У некоторых серег один из концов этой проволочной основы был расплющен в округлый, овальный или ромбический лепесток. В состав конструкции некоторых наиболее сложных серег входили миниатюрные подвески в виде золотых лепестков и каменные бусины.

Все серьги могут быть классифицированы по формальным признакам.

По материалу изготовления они делятся на классы: золотые и серебряные. По способу крепления серьги можно разделить на отделы: крюковые и крюковые с лепестком. По сечению стержня-основы они делятся на группы: с одинарным и двойным витым стержнем. По форме серьги делятся на типы, а по наличию дополнительных деталей - на варианты.

К первому отделу в составе первого класса можно отнести серьги с крюковым разъемом, один из концов которого расплющен в виде лепестка. Большая часть серег данного отдела относится к группе с двойным витым стержнем, сплетенным из сложенной вдвое металлической проволоки. По форме стержня среди них выделяется несколько типов.

Тип 1. Серьги с крюковым креплением и лепестком, двойным витым стержнем, двумя горизонтальными ответвлениями и овальным окончанием с двумя спиралями, обращенными внутрь. На ответвлениях с обеих сторон имеется по три шестиугольных лепестка-подвески, еще восемь таких лепестков-подвесок прикреплено к окончанию. На проволоку окончания надета шаровидная бусина. Верхние концы проволоки, из которой сплетена серьга, завершаются загнутым крюком и округлым лепестком с приострен-ным кончиком. Такие серьги обнаружены в могильнике Лаохэшэнь (рис. 1, 1).

Тип 2. Серьги с крюковым креплением и лепестком, двойным витым стержнем, четырьмя горизонтальными ответвлениями и овальным окончанием со спиралями, обращенными внутрь. На ответвлениях и окончании имеется по две шестиугольных лепестка-подвески. Верхние концы проволоки, из которой сплетена серьга, завершаются загнутым крюком и округлым лепестком с приостренным кончиком. Такие серьги также обнаружены в могильнике Лаохэшэнь (рис. 1, 2).

Тип 3. Серьги с крюковым креплением и лепестком, двойным витым стержнем, шестью кольцевыми ответвлениями и овальным окончанием, внутри которого имеется сердцевидная петля. На проволоку окончания надета шаровидная бусина. Верхние концы проволоки, из которой сплетена серьга, завершаются загнутым крюком и округлым лепестком. Такие серьги обнаружены в могильнике Лаохэшэнь (рис. 1, 6).

Тип 4. Серьги с крюковым креплением и лепестком, двойным витым стержнем, четырьмя кольцевыми ответвлениями и округлым окончанием с двумя кольцами, обращенными внутрь. Верхние концы проволоки, из которой сплетена серьга, завершаются загнутым крюком и округлым лепестком. Такие серьги обнаружены в могильнике Ла-охэшэнь (рис. 1, 7).

Тип 5. Серьги с крюковым креплением и лепестком, двойным укороченным витым стержнем, двумя кольцевыми ответвлениями и округлым окончанием с двумя кольцами, обращенными внутрь. На проволоке окончания одной из серег данного типа имеется шаровидная бусина. Верхние концы проволоки, из которой сплетена серьга, завершаются загнутым крюком и округлым лепестком. Такие

серьги обнаружены в могильнике Лаохэшэнь (рис. 1, 3; 2, 11).

Тип 6. Серьги с крюковым креплением и лепестком, двойным удлиненным витым стержнем с восемью кольцевыми ответвлениями и небольшим кольцевым окончанием. Верхние концы проволоки, из которой сплетена серьга, завершаются загнутым крюком и лепестком. Такие серьги обнаружены в могильнике Лаохэшэнь (рис. 1, 4, 5; 2, 1, 2).

Тип 7. Серьги с крюковым креплением и лепестком, двойным укороченным витым стержнем, двумя кольцевыми ответвлениями и небольшим кольцевым окончанием. Верхние концы проволоки, из которой сплетена серьга, завершаются загнутым крюком и лепестком. Такие серьги обнаружены в могильнике Лаохэшэнь (рис. 2, 14, 15).

Тип 8. Серьги с крюковым креплением и лепестком, двойным удлиненным витым стержнем, с надетыми на проволоку двумя парами цилиндрических пронизок, двумя кольцевыми ответвлениями и небольшим кольцевым окончанием. Верхние концы проволоки, из которой сплетена серьга, завершаются загнутым крюком и узким овальным лепестком. Такие серьги обнаружены в могильнике Синьлуншань (рис. 1, 12, 13).

Тип 9. Серьги с крюковым креплением и лепестком, двойным укороченным стержнем и небольшим кольцевым окончанием. Верхние концы проволоки, из которой сплетена серьга, завершаются загнутым крюком и узким овальным лепестком. Такие серьги обнаружены в могильнике Синлуншань (рис. 1, 14).

Ко второй группе первого отдела относятся серьги, изготовленные из одинарного стержня. Среди них выделен один тип.

Тип 1. Серьги с крюковым креплением и лепестком, кольчатым окончанием. Такие серьги обнаружены в могильнике Ваньгун II (рис. 2, 16).

Ко второму отделу первого класса относятся серьги с крюковым окончанием без расплющенного лепестка. Часть из них выделяется в группу с двойным витым стержнем.

Тип 1. Серьги с крюковым креплением, двойным укороченным витым стержнем, образующим три овальных проема и округлое окончание. На проволоку окончания надета шаровидная бусина. Верхний конец проволоки, из которой сплетена серьга, образует

Рис. 1. Сяньбийские серьги и подвески: 1—14,17—19 - серьги;

15,16, 20 - подвески; 1-11 - Лаохэшэнь; 12-14 - Синьлуншань; 15—20 - Сандаовань

загнутый крюк. Такие серьги обнаружены в могильнике Лаохэшэнь (рис. 1, 8).

Тип 2. Серьги с крюковым креплением, двойным удлиненным вертикальным стержнем с четырьмя боковыми кольцевыми ответвлениями и округлым окончанием. У двух серег окончание образует внутренние кольца. На проволоку окончания надета шаровидная бусина. Верхний конец проволоки, из которой сплетена серьга, образует загнутый крюк. Такие серьги обнаружены в могильнике Лаохэшэнь (рис. 1, 9; 2, 12, 13).

Тип 3. Серьги с крюковым креплением, двойным укороченным витым стержнем с двумя боковыми кольцевыми ответвлениями и округлым окончанием с двумя внутренними кольцами. На проволоку окончания надета шаровидная бусина. Верхний конец проволоки, из которой сплетена серьга, образует загнутый крюк. Такие серьги обнаружены в могильнике Лаохэшэнь (рис. 1, 10,11; 2, 3-5, 7-9).

Тип 4. Серьги с крюковым креплением, двойным укороченным витым стержнем с двумя боковыми кольчатыми ответвлениями и округлым окончанием. Верхний конец проволоки, из которой сплетена серьга, образует вытянутый несомкнутый крюк. Такие серьги обнаружены в могильнике Сандаовань (рис. 1, 17).

Тип 5. Серьги с крюковым креплением, двойным укороченным витым стержнем с одним коротким боковым ответвлением и овальным окончанием со спиралью, обращенной внутрь. Верхний конец проволоки, из которой сплетена серьга, образует загнутый крюк. Такие серьги обнаружены в могильнике Сандаовань (рис. 2, 20).

Тип 6. Серьги с крюковым креплением, двойным укороченным вертикальным стержнем и овальным окончанием. Верхний конец проволоки, из которой сплетена серьга, образует загнутый крюк. У одной серьги конец крюка обломан. Такие серьги обнаружены в могильнике Чжалайнор III (рис. 2, 21, 22).

Ко второй группе второго отдела относятся серьги, изготовленные из одинарного стержня.

Тип 1. Серьги с крюковым креплением, коротким прямым стержнем и овальным окончанием. Верхний конец проволоки, из которой изготовлена серьга, образует небольшой загнутый крюк. Такие серьги обнаружены в могильнике Сандаовань (рис. 1, 19; 2, 19).

Тип 2. Серьги с крюковым креплением и овальным несомкнутым окончанием. Вер-

хний конец проволоки, из которой изготовлена серьга, образует загнутый крюк. Такие серьги обнаружены в могильнике Сандаовань (рис. 1, 18).

Типологическое разнообразие сяньбийских серег весьма велико. Однако среди них преобладают серьги с крюковым креплением с лепестком или без него и двойным витым вертикальным стержнем с боковыми кольцевыми ответвлениями и округлым окончанием, на которое достаточно часто надевали шаровидную бусину. Серьги усложненной вычурной формы с обращенными внутрь спиралями и подвесными лепестками встречаются значительно реже. Все эти серьги происходят из одного памятника -могильника Лаохэшэнь. Всего в этом памятнике обнаружено 40 серег, 27 из них золотые, 13 - серебряные. Близкие по конструкции, но значительно более упрощенной формы серьги происходят из могильника Син-луншань. Еще более простой формой можно считать серебряную серьгу с крюковым креплением, лепестком и кольцевым окончанием из могильника Ваньгун II. Лаохэшэ-ньские и синьлуншаньские серьги, вероятно, ведут свое происхождение от близких по форме, но более простых по конструкции витых серег, которые были распространены у предков сяньбийцев, племен дунху. Подобные серьги были обнаружены в памятниках Пиньян и Чжаодоу, раскопанных китайскими археологами в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке Китая [19. С. 105]. Серьги, подобные ваньгунской, были обнаружены в раннем хуннском памятнике Даодуньцзы в Северном Китае [15. С. 99]. В материалах этого памятника найдено только три экземпляра золотых проволочных серег. Находки подобных серег известны в могильнике Усть-Эдиган булан-кобинской культуры Горного Алтая [3. С. 69; 14. С. 54; 16. С. 67-68]. Интересно, что в памятниках хуннской культуры в Забайкалье и Монголии серьги встречаются достаточно редко и представлены иными формами. В материалах Дырестуйс-кого могильника они снабжены каменными подвесками к спиралевидным проволочным серьгам [9. С. 193; 11. С. 38]. Наиболее сложные формы витых серег со спиралевидными ответвлениями и шестиугольными лепестками-подвесками находят аналогии в комплексе украшений древних корейцев [6. С. 120]. Видимо, витые серьги нужно относить к вос-

Рис. 2. Сяньбийские серьги и подвески: 1—5, 7—16, 19—22 - серьги;

6, 17, 18 - подвески; 1—5, 7—15 - Лаохэшэнь; 6 - Хоубаоши; 16 - Ваньгун II, 17—20 - Сандаовань; 21, 22 - Чжалайноэр III

точноазиатскому ареалу распространения подобных украшений, поскольку для культур Центральной Азии они не характерны. Более простые по конструкции серьги с одинарным вертикальным стержнем и овальным окончанием в комплексах сяньбийской культуры встречаются достаточно редко. Поиск аналогий подобным формам затруднен.

Характерной особенностью распространения данного вида украшений в сяньбий-ской культуре является приуроченность разных форм определенным памятникам. Взаимная встречаемость однотипных серег в разных памятниках полностью отсутствует.

Это является свидетельством обособленности разных этнических подразделений сянь-бийцев в употреблении такого важного вида украшений. Серьги для сяньбийцев служили дифференцирующим признаком для групп внутри этноса. Однако в целом ношение разных типов серег заметно отличает сяньбий-цев от хуннов.

К числу своеобразных, специфичных для сяньбийской культуры видов украшений относятся пластинчатые подвески со спиралевидными ответвлениями. По форме крепления эти подвески делятся на отделы, по сечению - на группы, по форме - на типы.

К первому отделу относятся подвески с пластинчатым крюком; по сечению они относятся к группе пластинчатых; по форме пластины среди них выделяется два типа.

Тип 1. Подвески с крюковым креплением, расширяющейся к нижней части пластиной, тремя округлыми вдавлениями по центральной вертикальной оси и четырьмя парами боковых спиральных ответвлений по обеим сторонам. Спиралевидные ответвления значительно увеличиваются в диаметре от верхних к нижним. Все ответвления скручены в спираль сверху вниз. В верхней части подвески имеется пластинчатый крюк с обломанным концом. Эта подвеска обнаружена в могильнике Сандаовань (рис. 1, 15).

Тип 2. Подвески с крюковым креплением, расширяющейся к нижней части пластиной с одним округлым вдавлением в центре, тремя парами боковых спиралевидных ответвлений по обеим сторонам и одним спиралевидным ответвлением внизу. Спиралевидные ответвления заметно увеличиваются в диаметре от верхних к нижним. Самым крупным ответвлением является нижняя спираль, расположенная по центру пластины. Все ответвления скручены в спираль сверху вниз. В верхней части подвески имеется пластинчатый крюк. Эта подвеска обнаружена в памятнике Хоубаоши (рис. 2, 6).

Ко второму отделу относятся подвески с проволочным креплением. По сечению они относятся к одной группе пластинчатых. По форме они делятся на четыре типа.

Тип 1. Подвески с крюковым креплением, расширяющейся к нижней части пластиной с двумя округлыми вдавлениями по центральной вертикальной оси, тремя парами боковых спиральных ответвлений по обеим сторонам и одним спиралевидным ответвлением на удлиненном плавно изогнутом окончании. Спиралевидные ответвления увеличиваются от верхних к нижним. Самым крупным ответвлением является нижняя спираль, расположенная по центру пластины. Все ответвления скручены в спираль сверху вниз. В верхней части подвески имеется проволочный крюк, круто загнутый на лицевую сторону. Эта подвеска обнаружена в могильнике Сандаовань (рис. 1, 16).

Тип 2. Подвески с крюковым креплением, расширяющейся к нижней части укороченной пластиной и двумя парами боковых спиральных ответвлений. Спиралевидные ответ-

вления расширяются от верхних к нижним. Все ответвления скручены в спираль сверху вниз. В верхней части подвески имеется проволочный крюк, круто загнутый на лицевую сторону. Эта подвеска обнаружена в могильнике Сандаовань (рис. 2, 18).

Тип 3. Подвески с крюковым креплением, расширяющейся к нижней части укороченной пластиной и тремя асимметрично расположенными боковыми спиральными ответвлениями. Одно ответвление расположено с левой, два с правой стороны. Верхнее правое ответвление скручено в спираль сверху вниз. Правое нижнее и левое ответвления скручены в спираль снизу вверх. В верхней части подвески имеется проволочный крюк, круто загнутый на левую сторону. Эта подвеска обнаружена в могильнике Сандаовань (рис. 1, 20).

Тип 4. Подвески с обломанным, вероятно крюковым креплением, двойной расширяющейся пластиной на одном вертикальном стержне и кольцевым обрамлением. Верхняя часть пластины имеет одно вдавле-ние в центре и две пары боковых спиральных ответвлений по обеим сторонам. Нижняя часть пластины имеет два вдавления по центральной вертикальной оси, две пары боковых спиральных ответвлений по обеим сторонам и одно спиральное ответвление в нижней части. Верхняя пара ответвлений в верхней и нижней части пластины скручена в спираль сверху вниз. Нижняя пара ответвлений в верхней и нижней части пластины скручена в спираль снизу вверх. Нижнее ответвление, расположенное по центру пластины, скручено в спираль сверху вниз. Эта подвеска обнаружена в могильнике Сандаовань (рис. 2, 17).

Подвески со спиралевидными ответвлениями не находят точных аналогий в комплексах кочевнических культур Центральной Азии. Серьги со спиралевидно закрученными одинарными или двойными окончаниями бытовали в культурах хунно-сяньбийско-го времени в Саяно-Алтае [14. С. 55].

В наборе сяньбийских украшений значительное место занимают нашивные, петельчатые и подвесные бляхи, нашивные бляшки и накладки. По способу крепления они делятся на отделы, по сечению на группы и по форме на типы.

К первому отделу блях относятся нашивные, с отверстиями для пришивания к ма-

терчатой или кожаной основе. По сечению все такие бляхи относятся к одной группе рельефных; по форме среди них выделяется три типа.

Тип 1. Нашивные округлые бляхи с пятью сферическими выступами и пуансон-ным орнаментом, прямоугольным выступом наверху с двумя округлыми ответвлениями с

обеих сторон, украшенными по периметру пуансонным орнаментом. У одной бляхи на выступе имеется штырь. Обе бляхи обломаны: повреждена нижняя округлая часть, у одной бляхи - верхний штырь. Бляхи пришивались к основе через два округлых отверстия на верхнем выступе. Обе бляхи обнаружены в могильнике Лаохэшэнь (рис. 3, 1, 2).

Рис. 3. Сяньбийские бляхи, бляшки и накладки, кольца и «наперстки»:

1-3, 9-11, 29 - нашивные и петельчатые бляхи; 4, 7 - «наперстки»;

5, 6, 12,13,19-25, 30 - бляшки; 8, 15-17 - кольца; 14,18, 22 - накладки;

26 - подвесная бляха; 27, 28 - бляхи; 1, 2, 4, 6, 7, 10-12,14,15,18 - Лаохэшэнь; 3 - Ваньгун II, 5, 9, 19-25, 29, 30 - Сандаовань; 8, 16,17, 26-28 - Люцзяицзы; 13 - Синьлуншань

Тип 2. Нашивные округлые бляхи с пятью сферическими выступами, окаймленные по периметру пуансонным орнаментом. Бляхи пришивались к основе через четыре округлых отверстия, расположенных по краю. Такая бляха обнаружена на могильнике Вань-гун II (рис. З, З).

Тип З. Нашивные округлые полусферические бляхи со сферической выпуклостью в центре и плоским бордюром по периметру, украшенным пуансонным орнаментом. Бляхи пришивались к основе через два округлых отверстия на бордюре. Такие бляхи обнаружены в могильнике Сандаовань (рис. З, 9, 29).

Ко второму отделу относятся петельчатые бляхи, которые имеют пластинчатую петлю на тыльной стороне. По форме они относятся к одному типу.

Тип 1. Петельчатые округлые сферические бляхи с бордюром и солярным орнаментом из расходящихся лучей по периметру или в центральной части. Бляхи крепились через петлю, вероятно, к кожаному ремешку. Такие бляхи обнаружены в могильнике Ла-охэшэнь (рис. З, 10,11).

К третьему отделу отнесены подвесные зооморфные бляхи, которые имеют округлые петельки. Двойная цепочка сохранилась только у одной бляхи.

По сечению подобные бляхи относятся к одной группе. В первую группу выделяются барельефные бляхи. По форме они относятся к одному типу.

Тип І. Подвесная бляха с изображением лежащей лошади. Фигура лошади изображена в профиль, обращена головой вправо. У нее показана непропорционально большая голова, опущенная мордой вниз, приострен-ное ухо, короткая шея с коротко постриженной гривой. Левая передняя нога согнута в коленном суставе, правая передняя нога подогнута, правая задняя нога согнута в коленном суставе. Копыта передней и задней ног соединены. Туловище показано от груди до крупа непропорционально укороченным. Сзади короткий, опущенный вниз хвост. На голове за ухом и на крупе две петли с цепочками, на которых бляха подвешивалась. Эта бляха обнаружена в памятнике Люцзяицзы (рис. З, 2б).

К данному отделу условно отнесены еще две бляхи с зооморфными изображениями, хотя способ их крепления установить не уда-

лось. Они имеют по одному небольшому округлому отверстию для крепления. По сечению эти бляхи делятся на две группы.

В первую группу выделяются барельефные бляхи. По форме они относятся к од-номы типу.

Тип 1. Бляха с изображением обращенных в разные стороны лошадей. Фигуры лошадей показаны в профиль. У них изображены крупные головы с приостренны-ми ушами, короткие шеи с коротко постриженными гривами, часть корпуса и передние ноги. Одна из передних ног у каждой лошади согнута в коленном суставе, другая обломана. Эти две парциальные фигуры лошадей симметрично обращены в противоположные стороны. Петля с округлым отверстием для крепления расположена на голове лошади, обращенной в левую сторону. Эта бляха обнаружена на памятнике Люцзяицзы (рис. 3, 27).

Данная бляха находит аналогии среди подобных по конструктивным особенностям, но более простых по исполнению бляшках с изображением парных «янусовидных» конских головок в комплексах таштыкской культуры в Минусинской котловине [5. С. 107].

Ко второй группе отнесены барельефные бляхи с гнездами для инкрустации. Они представлены одним типом.

Тип 1. Бляха с профильным стилизованным изображением лошади, идущей слева направо. У лошади показана крупная голова с челкой в виде «гребня», короткая шея с коротко постриженной гривой, короткое туловище и круп. Хвост «по-кошачьи» задран вверх и закинут на круп. Ноги обломаны. По всей поверхности головы и туловища лошади имеются гнезда для вставок инкрустации. Эта бляха была обнаружена в памятнике Люцзяицзы (рис. 3, 28).

Прямых аналогий данной бляхе в торевтике кочевнических культур Центральной Азии нет. Эта находка свидетельствует о вероятном знакомстве сяньбийских мастеров, изготавливавших художественные изделия из металла, с вещами, выполненными в полихромном стиле. Стилизованная манера исполнения бляхи, элементы синкретизма в передаче образа лошади с чертами кошачьего хищника и выделенная челка в виде «гребня» позволяют отнести эту бляху ко времени трансформации звериного стиля в полихромный. Украшения, выполненные в

таком стиле, изредка встречаются в памятниках хуннской культуры [24. С. 80]. Судя по всему, полихромная мода, ставшая преобладающей в сарматской культуре на ее позднем этапе, достигла не только хуннов, но и сяньбийцев.

К числу украшений у сяньбийцев относятся разнообразные нашивные и петельчатые бляшки. Некоторые из них по своей конструкции похожи на округлые бляхи, но отличаются меньшими размерами.

Большая часть обнаруженных в памятниках сяньбийской культуры бляшек относится к одному отделу - нашивных, прикреплявшихся к основе с помощью пришивания через округлые отверстия. По сечению они делятся на две группы.

К первой группе относятся рельефные бляшки. Среди них выделяется три типа.

Тип 1. Нашивные округлые полусферические бляшки со сферической выпуклостью в центре и плоским бордюром по периметру, украшенным пуансонным орнаментом. Бляшки пришивались к основе через два округлых отверстия на бордюре. Такие бляшки были обнаружены в могильнике Лаохэшэнь (рис. З, б, 12).

Тип 2. Нашивные ромбические полусферические бляшки со сферической выпуклостью в центре ромбической пластинки. Бляшки пришивались к основе через два округлых отверстия на концах пластины. Такие бляшки были обнаружены в памятнике Сандао-вань (рис. З, 20, 21, 2З-2З).

Тип З. Нашивные крестообразные бляшки с небольшими сферическими выпуклостями в центре и на каждом конце крестообразной пластины с ромбическими окончаниями. Бляшки пришивались к основе через отверстия на концах. Такая бляшка была обнаружена на памятнике Сандаовань. Она сохранилась не полностью: два конца из четырех обломаны (рис. З, 19).

Ко второй группе относятся плоские бляшки. Среди них выделяется два типа.

Тип І. Каплевидные бляшки в виде овальной пластинки с приостренным верхним и округлым нижним концом. Такая бляшка была обнаружена в памятнике Сандаовань (рис. З, З).

Тип 2. Округлые бляшки в виде округлой пластинки с утолщением в центре. Такая бляшка была обнаружена в памятнике Сан-даовань (рис. З, ЗО). Способ крепления дан-

ных бляшек не вполне ясен, поскольку не выделены отверстия или какие-либо другие приспособления.

Петельчатые бляшки относятся к одной группе - рельефных. Они представлены одним типом.

Тип 1. Петельчатые округлые сферические бляшки. Такая бляшка была обнаружена на памятнике Синьлуншань (рис. 3, 13).

Наиболее распространенными во времени и пространстве по форме были петельчатые округлые сферические бляшки. В памятниках кочевнических культур восточных районов Центральной Азии они известны из комплексов культуры плиточных могил в Забайкалье, дворцовской культуры в Восточном Забайкалье, культуры верхнего слоя Сяцзядянь во Внутренней Монголии и Маньчжурии [8. С. 46; 23. С. 56; 25. С. 141]. Подобные бляшки встречаются в материалах предметных комплексов культур хунну и дунху [11, С. 100; 19, С. 105]. Вероятнее всего, в сяньбийской культуре подобные бляшки могут являться наследием предметного комплекса племен дунху. Нашивные округлые сферические бляшки были также широко распространены в культурах кочевников Центральной Азии в хунно-сяньбийское время. Аналогичные по форме золотые бляшки известны в наборе нашивных украшений носителей булан-кобинской культуры Горного Алтая [3. С. 67-69]. Подобные украшения были характерны для юэчжей [13. С. 70].

В числе сяньбийских украшений имеются накладки. По способу крепления они относятся к одному отделу - нашивных. По сечению накладки делятся на две группы.

К первой группе относятся рельефные накладки. По форме они могут быть включены в один тип.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тип 1. Нашивные прямоугольные накладки с закругленными концами, полосой сферических выступов по центральной продольной оси и пуансонным орнаментом по периметру. Накладки пришивались к основе через округлые отверстия по сторонам и на концах. Одна из накладок сохранилась не полностью, в виде двух обломков. Эти накладки были обнаружены в могильнике Ла-охэшэнь (рис. 3, 14,18).

Ко второй группе можно отнести гладкие накладки. Они выделяются в один тип.

Тип 1. Нашивные плоские накладки трапециевидной формы с закругленным кон-

цом, гладкой поверхностью, окаймленные пуансонным орнаментом. Накладки пришивались к основе через отверстия по сторонам и на концах. Один из концов накладки обломан. Эта накладка обнаружена в памятнике Сандаовань (рис. 3, 22).

Накладки с полосой сферических выступов не имеют прямых аналогий в синхронных культурах кочевников Центральной Азии. Вероятнее всего, они являются своеобразной трансформацией полусферических бляшек, которые нередко нашивались полосами. В данных изделиях они оказались соединены в рамках одной накладки. Накладка из памятника Сандаовань имеет сходство с бронзовыми накладками - «диадемами», являвшимися украшениями головных уборов в комплексах айрыдашского типа в Горном Алтае. В могильнике Лаохэшэнь были обнаружены накладки из листового золота с изображением ланей [21. С. 165].

Среди сяньбийских украшений определенное место занимали металлические вещи, надевавшиеся на пальцы и запястья рук. В числе таких изделий были предметы, которые называются «наперстками», или «напалечниками». По способу крепления они относятся к одному отделу - петельчатые; по сечению выделяются в одну группу - цилиндрические; по форме могут быть выделены в один тип.

Тип 1. Петельчатые с полуовальным щитком и узкой пластинчатой петлей. Подобные предметы вряд ли могли использоваться в качестве «наперстков», скорее могли применяться в качестве кольца, надевавшегося на палец правой руки для натяжения тетивы лука. Такие предметы были обнаружены в памятниках Лаохэшэнь, Сандаовань и Люц-зяицзы (рис. 3, 4, 7).

В сяньбийских комплексах найдены также металлические кольца разных форм. Большая часть колец изготовлена из бронзы, значительно реже встречаются кольца из серебра и золота. Как правило, кольца находятся на фалангах пальцев умерших людей, которые были погребены в сяньбийских могильниках. Исключение составляют кольца из памятника Люцзяицзы, местоположение которых в могилах не указано китайскими исследователями. В могильнике Лаохэшэнь было обнаружено наибольшее количество (72) бронзовых, серебряных и золотых цельных и разъемных пластинчатых колец.

Иногда их носили на всех пальцах обеих рук. (Такой случай был зафиксирован в одной из могил в памятнике Лаохэшэнь.) В памятнике Люцзяицзы были обнаружены кольца иных форм: округлые кольца с разъемной полосой и свернутые в спираль из проволоки. Кольца были обнаружены также в памятнике Чжалайнор I, однако их конструкция точно не описана.

По способу крепления они относятся к одному отделу - со сквозным округлым проемом. По сечению они делятся на несколько групп. К первой группе относятся кольца с уплощенной в сечении, сплошной полосой. Они могут быть выделены в один тип.

Тип 1. Округлые кольца с широкой сплошной неразъемной полосой. Такое кольцо было обнаружено в памятнике Люцзяицзы (рис. 3, 8).

Ко второй группе относятся кольца с полуовальной в сечении разъемной полосой. Такие кольца относятся к одному типу.

Тип 1. Округлые кольца с узкой разъемной полосой. Обнаружены в памятниках Ла-охэшэнь и Люцзяицзы (рис. 3, 15, 16).

К третьей группе относятся кольца из округлой в сечении проволоки, свернутой в спираль. Они выделяются в отдельный тип.

Тип 1. Округлые кольца с полосой, свернутой из золотой проволоки в спираль в четыре оборота. Такое кольцо было обнаружено на памятнике Люцзяицзы (рис. 3, 17).

Кольца с округлым проемом, пластинчатой или полуовальной цельной или разъемной полосой были распространены во многих древних культурах Центральной Азии. Однако для культуры плиточных могил и хуннской культуры они не были характерны. В то же время проволочные витые спиралевидные кольца были известны в качестве украшений в культуре дунху [19. С. 105].

В числе сяньбийских украшений были металлические браслеты. Они изготавливались из толстой бронзовой или золотой проволоки или отливались в специальных формах. По способу крепления они относятся к одному отделу - со сквозным округлым проемом, по сечению делятся на несколько групп.

К первой группе относятся браслеты с полуовальной в сечении полосой. По форме они относятся к одному типу.

Тип 1. Округлые браслеты с узкой несомкнутой или цельной кольцевой полосой, орнаментированной на внешней поверхности

рельефно выделенными ромбическими выступами. Такие браслеты обнаружены в памятниках Лаохэшэнь и Сандаовань (рис. 4,

1, 5, 7, 8).

Ко второй группе относятся браслеты с округлой в сечении полосой. По форме они выделяются в отдельный тип.

Тип 1. Округлые браслеты с узкой несомкнутой или цельной кольцевой полосой. Та-

кие браслеты были обнаружены в памятниках Лаохэшэнь и Сандаовань (рис. 4, З, 6, 9-12).

К третьей группе относятся браслеты с плоской в сечении полосой; принадлежат к одному типу.

Тип І. Округлые браслеты с широкой несомкнутой полосой. На полосе одного из браслетов имеются округлые отверстия. Кон-

Рис. 4. Сяньбийские браслеты: 1-4, 12 - несомкнутые; З-11 - кольцевые; 1-4 - Лаохэшэнь; З-9, 11, 12 - Сандаовань; 10 - Чжалайноэр III

цы этого браслета обломаны. Такие браслеты были обнаружены в могильнике Лаохэшэнь (рис. 4, 2, 4).

Браслеты были обнаружены также в предметном комплексе памятника Люцзяицзы, однако их форма не описана.

Браслеты подобных форм были распространены в разных кочевнических культурах Центральной Азии. В памятниках культуры плиточных могил в Забайкалье в единичном случае встречен витой браслет из золотой проволоки [23. С. 58]. Для хуннской культуры браслеты не характерны. Они встречаются в комплексах культур скифского и хунно-сарматского времени в Саяно-Алтае и Западной Сибири [12. С. 304]. Близкие по конструкции браслеты бытовали у монгольских кочевых племен вплоть до развитого средневековья. Подобные рельефные браслеты были обнаружены в памятнике кидань-ского времени Цогт-Хиргист-Хоолой в Гобийском Алтае [20. С. 175].

Набор украшений из памятников сянь-бийской культуры, исследованных на территории Внутренней Монголии и Южной Маньчжурии, весьма разнообразен. В его составе выделяются своеобразные комплексы, характерные для разных памятников.

Один из таких комплексов выделяется на материалах могильника Лаохэшэнь. Для него были характерны серьги с витым стержнем, боковыми ответвлениями и бусиной на окончании; округлые полусферические бляхи, бляшки и накладки с пуансонным орнаментом. Реже встречались в составе этого набора фигурные нашивные бляхи с пятью сферическими выпуклостями и петельчатые бляхи с солярным орнаментом. К данному комплексу относятся также простые кольца, «наперстки» и несомкнутые разнотипные браслеты. Как отмечено выше, иногда лаохэшэньские модницы носили по кольцу на каждом пальце обеих рук.

Иной комплекс украшений был присущ группе сяньбийского населения, хоронившего своих умерших в могильнике Сандаовань. Сяньбийские номады, которым принадлежал этот памятник, украшали себя простыми по форме кольцами с крюковым креплением, коротким витым или гладким стержнем и овальным окончанием. В то же время они достаточно часто использовали разнотипные подвески со спиралевидными ответвлениями. В качестве нашивных украшений

ими использовались полусферические бляхи и ромбические бляшки со сферическими выпуклостями, а также такие редкие формы, как каплевидные и крестообразные бляшки и трапециевидные накладки с пуансон-ным орнаментом. Сандаованьские браслеты преимущественно кольцевые, среди них есть орнаментированные рельефные и гладкие округлые; только один браслет имеет несомкнутую полосу.

В других сяньбийских могильниках устойчивого комплекса украшений не наблюдается. В Синьлуншане зафиксирован своеобразный набор витых серег и петельчатая сферическая бляшка. В Люцзяицзы были обнаружены цельные и витые кольца и разнотипные бляхи с изображением лошадей и конских голов. В Чжалайноэре III были обнаружены упрощенные формы витых серег с овальным окончанием и браслет с рифленой поверхностью. В могильнике Ваньгун II была обнаружена серьга с крюковым креплением и лепестком и сферическая бляха с пятью выпуклостями. В памятнике Хоубаоши была найдена подвеска со спиралевидными ответвлениями.

Различия в наборе украшений разных памятников объясняются разной хронологией и локальными особенностями.

Несмотря на отмеченные различия, в целом сяньбийский комплекс украшений имеет свой определенный набор вещей, который сформировался на базе предшествующего дунхусского и достиг своего расцвета в период возвышения сяньбийской державы под влиянием контактов с другими кочевыми и оседлыми народами. Можно полагать, что некоторые формы украшений были восприняты сяньбийцами от хуннов, юэчжей и когу-ресцев. В настоящее время довольно сложно проследить влияние китайской моды на сянь-бийский комплекс украшений [10. С. 141]. В свою очередь, сяньбийские украшения как один из элементов военно-дружинной культуры стали объектами подражания и заимствования со стороны кочевых племен Сая-но-Алтая и всей Центральной Азии в эпоху «сяньбийского великодержавия». Вероятно, под влиянием сяньбийцев получили распространение полусферические бляшки и серьги с лепестком в булан-кобинской, а сферические бляхи и бляшки - в кок-пашской культуре и памятниках айрыдашского типа в Горном Алтае, коньковые подвески - в та-

штыкской культуре Минусинской котловины [1. С. 28; Ъ. С. 107; 14. С. З4; 22. С. 1З2].

Среди рассмотренных сяньбийских украшений самостоятельный интерес представляют бляхи с зооморфным сюжетом. Они имеют важное значение для характеристики сяньбийского звериного стиля, изученного преимущественно по материалам поясного набора [4. С. 2З9-240]. При изображении лошадей использована каноническая поза копытного животного, выполненного в профиль, с использованием характерной манеры показа головы с выделенной челкой, туловища и согнутых в коленных суставах передних и задних конечностей. Возможно, истоки подобной манеры могут восходить к ханьской традиции изображения лошадей, бегущих иноходью. В дальнейшем подобная манера получила распространение в петроглифике и торевтике номадов Центральной Азии в хун-но-сяньбийское время.

Антиподальные изображения конских голов на подвесных бляшках, характерные для таштыкской культуры, имеют прототипы в предшествующей тагарской культуре. Однако присутствие данного сюжета в торевтике господствующего в центрально-азиатских степях сяньбийского этноса могло придать ему дополнительную актуальность.

Использование для зооморфных блях приемов инкрустации, характерных для по-лихромного стиля, свидетельствует о наличии культурных контактов сяньбийцев с сар-матоидными номадами в западных районах Центральной Азии.

В целом изученный комплекс украшений свидетельствует о сложном процессе формирования данного престижного набора вещей в составе традиционного костюма сяньбийс-ких номадов, сохранившихся локальных различиях в его составе и направленности этнокультурных контактов с другими народами центрально-азиатского историко-культурного региона.

Список литературы

1. Бобров В. В. и др. Восточный Алтай в эпоху великого переселения народов (III-VII века) / В. В. Бобров, А. С. Васютин, С. А. Васютин. Новосибирск, 200З.

2. Бобров Л. А., Худяков Ю. С. Военное дело сяньбийских государств северного Ки-

тая ГУ-УГ вв. н. э. // Военное дело номадов Центральной Азии в сяньбийскую эпоху. Новосибирск, 2005.

3. Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С. Реконструкция женских головных уборов из могильника Усть-Эдиган в Горном Алтае // Археология, этнография и антропология Евразии. 2004. № 1.

4. Борисенко А. Ю. и др. Образы и сюжеты сяньбийской торевтики / А. Ю. Борисенко, Ю. С. Худяков, Юй Су-Хуа // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2005. Т. 11. Ч. 1. Материалы годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН.

5. Вадецкая Э. Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб., 1999.

6. Воробьев М. В. Древняя Корея. Историко-археологический очерк. М., 1961.

7. Воробьев М. В. Маньчжурия и Восточная Внутренняя Монголия (с древнейших времен до IX в. включительно). Владивосток, 1994.

8. Комиссаров С. А. Комплекс вооружения культуры верхнего слоя Сяцзядянь // Военное дело древнего населения Северной Азии. Новосибирск, 1987.

9. Коновалов П. Б. Хунну в Забайкалье (погребальные памятники). Улан-Удэ, 1976.

10. Крюков М. В. и др. Китайский этнос на пороге средних веков / М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Софронов. М., 1979.

11. Миняев С. С. Дырестуйский могильник. СПб., 1998.

12. Могильников В. А. Саргатская культура // Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М., 1992.

13. Сарианиди В. И. Храм и некрополь Тиллятепе. М., 1989.

14. Тетерин Ю. В. Серьги гунно-сармат-ской эпохи Южной Сибири (проблемы типологии и хронологии) // Вестник Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. Новосибирск, 2005. Т. 4, вып. 5: Археология и этнография.

15. У Энь и др. Могильник сюнну в деревне Даодуньцзы уезда Тунсинь в Нинся / У Энь, Чжун Кань, Ли Цзиньцзэн // Китай в эпоху древности. Новосибирск, 1990.

16. Худяков Ю. С. Археология Южной Сибири II в. до н. э.- V в. н. э. Новосибирск, 1993.

17. Худяков Ю. С. Вооружение центрально-азиатских номадов в II—V вв. н. э. // Военное дело номадов Центральной Азии в сянь-бийскую эпоху. Новосибирск, 2005.

18. Худяков Ю. С., Юй Су-Хуа. Комплекс вооружения сяньби // Древности Алтая: Изв. лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 2000. № 5.

19. Худяков Ю. С., Юй Су-Хуа. Опыт выделения археологических комплексов племен дунху // Традиционная культура Востока Азии. Благовещенск, 1999. Вып. 2.

20. Худяков Ю. С., Цэвээндорж Д. Средневековое впускное коллективное захоронение из могильника Цогт-Хиргист-Хоолой в Гобийском Алтае // Древности Алтая: Изв. лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 1999. № 4.

21. Худяков Ю. С. и др. Сяньби и Южная Сибирь / Ю. С. Худяков, С. В. Алкин, Юй Су-Хуа // Древности Алтая: Изв. лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 1999. № 4.

22. Худяков Ю. С. и др. Археологические исследования в долинах рек Ороктой и Эди-ган в 1988 году / Ю. С. Худяков, С. Г. Скобе-

лев, М. В. Мороз // Археологические исследования на Катуни. Новосибирск, 1990.

23. Цыбиктаров А. Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья. Улан-Удэ, 1998.

24. Цэвээндорж Д. Новые данные по археологии хунну (по материалам раскопок 1972-1977 гг.) // Древние культуры Монголии. Новосибирск, 1985.

25. Эрдэнэбаатар Д., Худяков Ю. С. Находки бронзовых шлемов в плиточных могилах Северной Монголии // Рос. археол. 2000. № 2.

26. Чаюхоуци Сандаовань муди (Могильник Сандаовань в аймаке Чаюхоуци) // Нэй-мэнгу вэньу каогу цзи. Пекин, 1994.

27. Чжалайнор гумуцюнь 1986 нянь цин-ли фацзюэ баогао (Отчет раскопок могильника Чжалайнор в 1986 г.) // Нэймэнгу вэньу каогу цзи. Пекин, 1994.

28. Юйшу Лаохэшэнь (Лаохэшэнь в уезде Юйшу). Пекин, 1987.

29. Ян Хуансинь. Цзилинь Дааньсянь Хоу-баоши муди даоча (Изучение могильника Хо-убаоши в уезде Даань провинции Цзилинь) // Каогу. 1997. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.