Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.
2024. № 55. С. 235-248. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 55. pp. 235-248.
Научная статья
УДК 7.048.38:7.04-035.3
doi: 10.17223/22220836/55/19
УКРАШЕНИЯ ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ И СТАРООБРЯДЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА: К ВОПРОСУ ОБ ОБЩНОСТИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Наталья Викторовна Ануфриева
Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина,
Екатеринбург, Россия, nvp. anufrieva@gmail. com
Аннотация. В статье исследован вопрос о связи орнаментального декора уральских старообрядческих рукописных памятников и народного искусства домовой росписи и домовой резьбы середины XIX - начала XX в. Искусство книжного декора, которое с момента своего возникновения отличалось строгим разделением по стилевым признакам, продиктованным определенными схемами и правилами построения, к середине XIX в. стало приобретать черты авторского творческого подхода к изображаемому, приблизившись к мастерству народных промыслов и отразив яркость и красоту народного декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: орнаментика, рукопись, домовая роспись, домовая резьба, Уральский регион, старообрядчество
Благодарности: статья подготовлена в рамках выполнения гоcзадания Министерства науки и высшего образования РФ по теме «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов», № FEUZ-2023-0018.
Для цитирования: Ануфриева Н.В. Украшения деревянных домов и старообрядческих рукописей второй половины XIX - начала XX века: к вопросу об общности композиционных элементов // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 55. С. 235-248. doi: 10.17223/22220836/55/19
Original article
DECORATIONS OF WOODEN HOUSES AND OLD BELIEVER MANUSCRIPTS OF THE SECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURIES: TO THE QUESTION OF THE COMMONALITY OF COMPOSITIONAL ELEMENTS
Natalia V. Anufrieva
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation, nvp. anufrieva@gmail. com
Abstract. In the diversity of the ornamental decoration of the Old Believer handwritten literary artefacts, one can distinguish stable stylistic trends and book design techniques that have developed in the regions where the Old Believer population is densely populated. In addition, in the book decoration of the late Cyrillic manuscript tradition, there are a lot of original elements that do not fit the description of traditional forms of well-known ornamental styles. Such book decorations, as a rule, are designated as author's. One of the
© Н.В. Ануфриева, 2024
variants of the author's solutions in the manuscript decoration is the use of motifs of folk arts and crafts.
The purpose of this study is to determine a connection between the art of decorating Old Believer manuscripts and one of the areas of folk arts and crafts - house painting and carving of the second half of the 19th - beginning of the 20th centuries. The source base is the Old Believer ornamented manuscripts of that time, which are stored in the Repository of the Ural Federal University's Laboratory of Archaeographical Studies. Using the method of comparative analysis of the ornamental decoration of Old Believer manuscripts and elements of external paintings of wooden houses (gables, the space under the roof around the upper window and the closing of the eaves overhang, etc.), we managed to find similarities and a common symbolic component, the meaning of which was to demonstrate the strength and well-being of the house, reliable protection, and also showed the dream of beautiful gardens of Eden. Book decor with such motifs can be seen more often in singing manuscripts, where the beauty of the musical text was reinforced by the rich colors of the drawings of the Divine abodes. The ornamented initials of the manuscripts are often very close to the expressive tracery in house paintings.
Novelty in the methods of designing a handwritten book in the second half of the 19th -beginning of the 20th centuries consisted in rapprochement with the folk arts and crafts of painting and wood carving. If in an earlier period book decoration was distinguished by some "elitism", since it had its own strict stylistic and typical features, its own schemes and rules of construction and occupied a separate niche in the art of the book, now it has come close to folk crafts, reflecting the brightness, beauty and immediacy of a folk art. A new step in the study of the ornamentation of manuscripts of the late tradition became the study of its connection with the art of house painting and woodcarving. The study of this type of ornamental decoration will allow us to take a broader look at the problem of Cyrillic literacy, which is closely related to other types of art, and will also provide an opportunity to see and fully appreciate the creative potential of Old Believer scribes.
Keywords: ornamentation, manuscript, house painting, house carving, Ural region, Old Believers
Acknowledgments: The article was prepared within the framework of the state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, "Interaction of cultural and linguistic traditions: the Urals in the context of the dynamics of historical processes," No FEUZ-2023-0018.
For citation: Anufrieva, N.V. (2024) Decorations of wooden houses and old believer manuscripts of the second half of the XIX - beginning of the XX centuries: to the question of the commonality of compositional elements. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 55. pp. 235-248. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/55/19
Старообрядческие рукописи, искусно украшенные по листам декоративным орнаментом, - одна из ярких составляющих русской культуры. Переписчики, художники-миниатюристы, оформители создавали произведения книжно-рукописного искусства, следуя древнерусским художественным традициям во всей их красоте, богатстве красок, глубине внутреннего содержания. Однако изобразительные подходы к оформлению у разных групп старообрядцев различались. Крупные центры старообрядчества вырабатывали свои, оригинальные во многом, способы декорирования рукописей исходя из собственного подхода и видения художественного наследия предков, а также привнося элементы народных традиций, сложившихся в регионах компактного проживания старообрядцев.
Анализ книжной орнаментики рукописей поздней традиции позволяет выделить основные виды (стили) книжного декора, созданные старообрядческими мастерами. К наиболее распространенным стилям книжной орнаментики этого периода относятся поморский, возникший в среде старообрядцев-
беспоповцев, поселенцев Севера, по берегам рек Выг и Лекса (Выго-Лексинское общежительство) [1. С. 6-10; 2. С. 594-652; 3. С. 80-84, 160-166, 170-173; 4. С. 171-176; 5. С. 13-14, 100-107; 6. С. 10-14, 22-69 и др.], гуслиц-кий, распространенный в среде старообрядцев-поповцев и названный так по географическому месту своего происхождения - Гуслицкая волость Богородского уезда (главный книгописный центр Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища) [1. С. 10-12; 5. С. 14-15, 112-129; 6. С. 17-19, 102-139; 7; 8 и др.], ветковский, возникший в старообрядческих центрах Ветки и Стародубья - районов пограничья между Польшей и Россией [6. С. 1417, 70-101; 9. С. 448-451; 10. С. 299-308; 11. С. 127-379 и др.], старопечатный [1. С. 12-13; 12. С. 296-335; 13. С. 35-42 и др.]. На территории Урала повсеместно встречаются также рукописи, в декоративном оформлении которых можно проследить черты местной региональной традиции, отражающей художественное соединение элементов вышеперечисленных оригинальных стилей декорирования [14].
Однако зачастую в оформлении рукописей можно встретить орнаментальные сюжеты, не попадающие под описание указанных сформировавшихся стилей. Это оригинальные декоративные элементы, которые возникают, с одной стороны, как производные от ранних древнерусских приемов книжного оформления, а с другой - как нечто новое, продиктованное развитием искусства конкретного периода времени (барокко, рококо, ампир, модерн). Старообрядческие книжники в своей работе по оформлению рукописей шли в ногу со временем, показывая не только образцы «древлеп-равославной» старины, но и отражая новые авангардные тенденции искусства эпохи. Как правило, все «нестандартные» подходы к декору рукописей, т.е. без включения знакомых глазу узоров известных книжных стилистик поздней рукописной традиции, мы обозначаем как авторские, поскольку созданы они определенным мастером со своим почерком, индивидуальной манерой изображения и отношением к нему. В целом понятие авторства следует рассматривать как результат внутреннего анализа системы художественных элементов, характерных для конкретного места и времени, их творческой переработки и воплощения в знаковой форме, близкой мироощущению художника. Авторский подход можно проследить в индивидуальной манере изображения, в собственной оригинальной интерпретации художественного языка какого-либо стиля или использования его отдельных устойчивых элементов.
В разнообразии авторских решений и подходов к книжному оформлению старообрядческими художниками мы выделяем группу рукописей, собранных на территории Уральского региона, в орнаментике которых прослеживаются яркие элементы народного декоративно-прикладного искусства (рис. 1).
Такие способы книжного оформления чаще встречаются в рукописях второй половины XIX - начала XX в. Это достаточно большой блок рукописных книг, декор которых до сих пор не имеет четкого феноменологического обоснования. Что было в основе бурной фантазии художника, предлагавшего пестрые нарядные декоративные элементы в книжном оформлении, больше походившие на яркие росписи предметов либо на убранство народного костюма?
Рис. 1. Праздники и Обиход на крюках. Конец XIX - начало XX в. Заставка. ЛАИ УрФУ. VII.96p/520.
Л. 68
Fig. 1. Prazdniki and Obikhod notated with kriuki. The end of 19th - beginning of 20th centuries. Headpiece.
LAS UrFU. VII.96p/520, sheet 68
Цель исследования
Поставлена задача рассмотреть элементы выявленного яркого книжного декора второй половины XIX - начала XX в., выходящие за рамки бытовавших в книгах и четко обозначенных стилей рукописной орнаментики этого периода времени. Установление их генезиса, связи с народным декоративно-прикладным искусством, а именно с элементами домовой росписи и домовой резьбы.
К работе привлечены старообрядческие рукописи с орнаментальным декором второй половины XIX - начала XX в. собрания Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета и отдельные фотоизображения домовых росписей регионов Русского Севера и Урала, взятые из электронного ресурса свободного доступа. Сопоставление и сравнительный анализ отдельных элементов и целых композиций, выстроенных в определенный смысловой ряд и представляющих символическую картину восприятия мира верующим человеком, позволили сделать предварительные заключения о существовании в данном контексте непосредственной связи между двумя видами искусств.
Историография проблемы
Проблема связи народного искусства и оформительских приемов рукописной книги затронута в работах отдельных исследователей [15-18]. Так, сотрудниками Пушкинского Дома, долгие годы изучавшими духовную культуру Русского Севера, были выявлены имена некоторых мастеров (И. Колод-кин, Ф. Королев, Т. Копылов, Е. Меньшиков, М. Останин, В. Третьяков и др.), которые занимались производством книг (переписка, художественное оформление, переплет), а также росписью прялок, домашней утвари и писанием икон [15]. По словам В.П. Бударагина, «...те сведения, которыми мы располагаем на сегодняшний день, позволяют сделать вывод о непрерывно-
сти и высоком уровне северодвинской рукописной традиции, о ее тесных связях с народным прикладным искусством» [15. С. 405]. В исследовании И. Клестровой также прослеживается мысль о связи народной традиции декорирования предметов быта и искусства оформления рукописей в работах мастеров Русского Севера, когда художник мог переносить, к примеру, узор вышивки в рукопись, что «...свидетельствует о свободе автора в выборе орнамента, поиске вдохновения для мотивов в окружающих предметах или книгах-образцах, которые изначально предназначались для украшения текстиля» [18. Р. 94].
Предварительные исследования связи узоров книжного декора и народных промыслов, бытовавших на Урале, показали, что прямого взаимодействия этих двух видов искусств здесь не происходило [17]. По нашим данным, знаменитые уральские свободнокистевые росписи - нижнетагильская, нижнесалдинская, обвинская, кунгурская и др. были предназначены для украшения бытовых предметов, элементов интерьера. Они занимали свою особую нишу в культурном пространстве народного декоративно-прикладного искусства и не включались в традиционные приемы оформления уральских рукописей [17. С. 78]. Анализ узоров и тщательное сопоставление двух разновидностей оформительского искусства - декорирования книг и бытовых предметов - привело нас к твердому убеждению что, несмотря на видовое единство (орнамент), они имеют существенные отличия по внешним признакам, смысловому наполнению, и, соответственно, по назначению. Однако в ходе этого исследования не были рассмотрены такие виды народного декоративного искусства, как домовая резьба и домовая роспись. Именно здесь мы можем констатировать, что существует связь декора рукописной книги и искусства оформления деревянного дома. При этом связь обнаружилась только с элементами внешней росписи домов, т.е. передних фронтонов, пространства под крышей вокруг верхнего окна, подшивки выноса кровли и нижней части мезонина и балкона (рис. 2).
Рис. 2. Дом в д. Шоромская (Архангельская обл.) с расписным балконом и подшивкой свесов крыши.
Кон. XIX в.
Fig. 2. A house in the Shoromskaya village (Arkhangelsk region) with a painted balcony and closing of the roof overhang. The end of 19th century
Надо признать, что декоративную роспись домов с внешней стороны в большем разнообразии можно наблюдать в северных регионах (Северная Двина, Мезень, Пинега и др.). Роспись северных крестьянских домов красочна, с неожиданными цветовыми решениями и сочетаниями. Облик же уральского дома, по словам В.А. Барадулина, «...всегда был суровым... Во второй половине XIX в. простой окраской и скромной росписью стали выделять наиболее важные и выразительные части фасада - окна, карнизы, калитки и ворота» [20. С. 76]. Для Урала в большей степени характерен такой вид внешнего оформления деревянного дома, как домовая резьба, которой искусно декорировали наличники, карнизы. Уральская резьба по дереву, наряду с витиеватым и нарядным обрамлением, в большинстве своем все же отличается простотой и лаконичностью геометрических линий, четкой симметрией узора и двуцветной окраской, выделяющей рельефную фактуру деревянной поверхности.
Взаимовлияние двух видов искусств и особенности их развития на Урале
Традиция украшения домов уходит вглубь веков. Самые ранние летописи повествуют о красочном оформлении теремов, церквей и пр. Но роспись зажиточных крестьянских домов появилась только в XIX в. и достигла своего расцвета во второй половине XIX - начале XX в. Она развивалась во многих российских регионах: Русский Север (Карелия, Заонежье), Нижегородское Заволжье, Урал (Прикамье, Средний Урал, Сибирское Зауралье) [16. С. 12, 35-36]. На Урале, по словам В.А. Барадулина, к середине XIX столетия появляются первые упоминания современников об окраске и росписи домов, что было признаком благосостояния и зажиточности [20. С. 72]. Красота окружающего мира, образы христианского рая, переплетенные с орнаментикой, уходящей корнями в языческие верования, тесно сплелись в представлении людей о прекрасном, что отразилось в украшении дома. Уральские росписи домов хотя не отличались такой яркостью и сочностью красок, как в северных домах, тем не менее отражали общую традицию. С самого начала освоения восточных районов страны оба региона были тесно связаны друг с другом, что проявлялось в культурно-бытовой сфере. В культуре Урала всегда видна «северорусская основа», что проявлялось в обрядах, устном творчестве, народном зодчестве, формах бытовой утвари, фольклорных традициях и др. Как показывают исследования этнографов, условия жизни заставляли переселенцев из других, несеверных областей, носить одежду, строить дома по северорусскому образцу как наиболее соответствующему местным климатическим условиям [20. С. 20].
Все элементы домовой росписи располагались в строго определенном порядке, и каждый из них имел не только декоративное эстетическое значение, но и хранил некий смысл. По словам А.Б. Пермиловской, «.орнаментация декоративного убранства представляет собой знаковую систему, репрезентирующую эстетическую и мифопоэтическую информацию.» [21. С. 113]. Весь комплекс элементов украшения дома представлял целостную систему, которая символически отражала мир представлений человека об окружающем пространстве, о своем месте в нем, и обозначал надежную защиту, крепость дома.
Символизм внешней отделки дома можно представить следующим образом. Весь дом целиком - это пространство рая, в котором есть место его внешнему ограждению (защитные стены, ограда, врата), которое рисуется на подшивке выноса кровли либо на фронтоне в виде геометрических прямых цветных линий либо квадратов, ромбов, треугольников, а также декоративных вазонов с цветами, располагающихся по линии ограждения. Обязательным атрибутом входа в райское пространство являются врата, которые также рисовали на фронтоне дома в верхней части выноса кровли в виде изогнутого арочного свода, витиевато украшенного, под которым нередко помещали балкон, который и был собственно входом в жилище или, символически, в пространство самого рая (рис. 2). Внутренняя роспись стен помещений, а также утвари, предметов интерьера уже непосредственно показывала красоту цветущего рая. Человек привносил во внутреннее убранство дома красоту, чистоту и порядок, чтобы приблизить свою жизнь к ощущению идеального, т.е. райского места пребывания. Внешний и внутренний красочно расписанный облик дома был важен для хозяев именно с этой точки зрения - приближения к раю как совершенному месту обитания. Внутренняя роспись дома -это отдельный вид декоративного искусства, который отражен в различных стилистиках прикладных росписей по дереву, но никак не связанный с оформлением рукописей, созданных старообрядцами Урала.
В украшениях рукописных Праздников на крюковых нотах конца XIX -начала XX в. собрания Уральского федерального университета можно увидеть те самые символически значимые элементы внешней домовой росписи [22]. Рисунок заставки на л. 12 демонстрирует цветущий райский сад, окруженный оградой в виде разноцветных прямых линий, а также выстроенных «елочкой» на «вратах» с выразительной перекладиной, украшенной геометрическими вставками и мотивами вазонов (рис. 3).
Рис. 3. Праздники и Обиход на крюках. Кон. XIX - нач. XX в. Заставка. ЛАИ УрФУ. VII.96p/520.
Л. 12
Fig. 5. Prazdniki and Obikhod notated with kriuki. The end of 19 - beginning of 20 centuries. Headpiece.LAS UrFU. VII.96p/520, sheet 12
Примерно такой же порядок расположения декоративных элементов виден в домовой росписи: полосы, квадраты, ромбы, украшения на фронтоне стены вокруг верхнего окна, арочные вставки над пространством балкона с нарисованными цветами, райскими птицами. Фигурно вырезанные и составленные из досок арки, как правило, расписывались мастерами особенно выразительно и красочно, поскольку это был центральный элемент композиции, напоминающий церковный купол. Заставка на л. 68 отражает эту же тематику, рисуя цветущий сад, окруженный изгородью в виде прямых линий, арочных проемов, башенок, куполов, вазонов с цветами (см. рис. 1). Возможно, художник хотел изобразить Небесный град Иерусалим с куполами церквей, с полукруглыми витражными оконными проемами и с обилием фантастически красивых цветов, трав и деревьев. Не случайно в этой композиции мы видим сбоку и разноцветного петушка на верхушке полевого украшения. В рукописях с самыми разнообразными видами книжных стилистик можно увидеть нарисованных птиц (голуби, павлины, петушки). Этот мотив был также распространен и как украшение дома в виде красочной росписи либо элемента домовой резьбы. Образ каждой из птиц имел как христианское значение и символизировал воскресение человеческой души, так был и одним из элементов народной культуры, корнями уходящей в язычество [17. С. 75-76].
Рисунки заставок, инициалов, концовок этой рукописи фактически показывают отдельные элементы композиции райского сада, например, изображения проемов с яркими полосками, с арками можно соотнести с «вратами рая». Мотивы цветов либо вазонов с цветами, которые всегда присутствуют в общей композиционной схеме рая, также встречаются в рукописи в виде маргинальных вставок на полях либо отдельных концовок. Вазоны с пышными, вертикально вытянутыми цветами - один из наиболее распространенных мотивов домовой росписи. Он использовался для декора как свесов крыши снаружи дома, так и внутри дома.
В домовых росписях можно встретить узорочье, которое зачастую напоминает известные формы орнаментированных инициалов рукописей (рис. 4).
Рис. 4. Дом в д. Керас (Архангельская обл.) с расписным фронтоном, балконом и подшивкой свесов
крыши. 1910 г.
Fig. 4. A house in the Keras village (Arkhangelsk region) with a painted pediment, balcony and closing
of the roof overhang. 1910
Это изображения стилизованных побегов с завивающимися стеблями, с обозначенными цветными точками, штрихами, как правило, неярких натуральных тонов. Они восходят к распространенным в русском декоративном книжном искусстве киноварным инициалам так называемого филигранного стиля. Этот стиль представляет собой легко струящийся нарядный орнаментальный рисунок в виде веточек, штрихов, точек и т.д., он отличается особенной неповторимостью и даже уникальностью, поскольку был результатом творческого решения художника. Секрет создания такого орнамента состоит в обозначении одной или нескольких точек, от которых идет прорисовка произвольно и творчески намеченного узора. Происхождение филигранного стиля в инициалах корнями уходит в раннюю книжность начиная с XI в. Киноварные буквицы филигранного стиля проходили через всю историю русской рукописной книги, будучи ярким, актуальным, полюбившимся многим поколениям художников и не зависящим от изменений и запросов времени художественным элементом. Мастера книги зачастую шли дальше, проявляя инициативу и включая в композиции инициалов раскраску, как правило, приглушенных коричневых, синих тонов. Так, по листам рукописного сборника духовных стихов начала XX в. собрания ЛАИ УрФУ помещены элементы украшений (заставки, концовки) с подобной орнаментикой (рис. 5) [23].
Рис. 5. Сборник. Нач. XX в. Инициалы. ЛАИ УрФУ. V.4p/539. Л. 5 об., 10 Fig. 5. Miscellany. The beginning of 20 century. Initials. LAS UrFU. V.4p/539, back sheet 5, sheet 10
Домовая резьба, также широко используемая во внешнем убранстве деревянных построек, была распространена во многих российских регионах, особенно в Поволжье, центральных районах, Урало-Сибирском регионе. Резное убранство, гармонирующее с архитектурным решением, придавало праздничный нарядный облик постройке. Как легким кружевом покрывали мастера узорочьем из дерева оконные наличники и ставни, подзоры (доски под карнизом кровли крыльца), причелины (доски на свесах крыши) и другие элементы дома. В декоре рукописной книги нередко встречаются разнообразные мотивы домовой резьбы: затейливые узоры с изображением вьющихся растений, фантастических птиц, русалок, львов либо более упрощенных
геометрических узорных форм. Одним из излюбленных мотивов домовой резьбы был образ винограда - струящиеся гроздья, обвитые листвой, в сочетании с цветами либо одиночные вертикально свисающие грозди. Образ мягко извивающейся виноградной ветви со спелой гроздью издревле применялся мастерами домовой резьбы не только для демонстрации красоты, богатства, щедрости природы, но также для создания защиты пространства дома, поскольку этот образ, по народным поверьям, своим причудливым плетением и обрамлением отгонял темные нечистые силы. По словам Т.А. Бернштам, «.раскрашивались масляной краской конструктивные детали на фасаде строения - наличники, ставни, обшивки торцов и т.д., что имело магическую и прагматичную, защитно-предохранительную цели.» [24. С. 195]. Символ винограда также несет в себе глубокий христианский смысл и олицетворяет саму Божественную сущность, следуя словам Библии: «Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь» (Ин. 15:1). В знаковой охранительной системе домового убранства языческие и христианские мотивы, удивительным образом переплетаясь, не противоречили друг другу, а напротив, выражали народные представления о красоте, гармонии, надежности и защите. В украшениях рукописных книг нередко встречается мотив виноградной ветви либо отдельной грозди винограда. Такие элементы декора были широко распространены во многих старообрядческих региональных стилях декорирования (поморской, гуслицкой, ветковской, шарташской), и нередко этот мотив напоминает витиеватый узор домовой резьбы.
Что было первично, книжный декор или народно-прикладное узорочье домовой росписи? Другими словами, художник книги брал за образец домовую резьбу и переносил ее рисунок в книгу или же мастер по дереву запечатлевал в своей работе то, что увидел в книге? Ответить однозначно на этот вопрос сложно, поскольку оба вида оформительского искусства активно развивались в одно и то же время, а именно во второй половине XIX - начале XX в. В это время происходит необычайный всплеск интереса к украшению домов. Не только купцы, но и многие зажиточные крестьяне стремились придать своим избам индивидуальность и неповторимость. Вначале преобладали простая окраска и скромная роспись, которыми стали выделять наиболее важные и выразительные части фасада - окна, карнизы, калитки и ворота. Постепенно домовая роспись усложнялась, дополнялась новыми элементами и активно распространялась по регионам России, в том числе и на Урале. По словам В.А. Барадулина, искусство декоративной росписи уральского дома к концу XIX в. было частью значительного общенационального явления [20. С. 6-7].
И в это же время мы наблюдаем не менее активный всплеск развития книжно-оформительского искусства. Однако теперь оно развивается несколько иначе, чем в предыдущие годы. Если ранее, к середине XVIII - началу XIX в., окончательно оформились основные направления развития орнаментального декора рукописных книг в региональных центрах старообрядчества и было четкое стилистическое разделение книжного декора, то с середины XIX в. прослеживается тенденция проникновения разнообразных новых элементов в орнаментику рукописей. В это время, иногда именуемое «эпохой историзма» [25], были запущены процессы углубленного изучения исторических корней, самобытности народа, что отразилось на многих сферах культу-
ры, в том числе в оформлении рукописной книги. В заставках, инициалах, концовках старообрядческих рукописей этого времени можно разглядеть элементы орнаментики прошедших эпох, например, балканского, неовизантийского стилей. Ощутимо было влияние на книжную орнаментику актуального на тот период времени стиля модерн, а также народного декоративно-прикладного искусства. В свою очередь, орнаментика рукописных книг также могла оказывать влияние на развитие отдельных видов искусства, например живописи. Вспомним, к примеру, творчество В. Васнецова, И. Билибина, которые в своем обращении к старине не могли не заметить выразительных оформительских приемов рукописной книги, и во многих произведениях художников «читаются» стилистики декора русской рукописной традиции.
Таким образом, в оформлении рукописной книги второй половины XIX -начала XX в. можно проследить новые черты. Если в более ранний период книжный декор отличался некоторой «элитарностью», поскольку имел свои строгие стилевые и типовые особенности, свои схемы и правила построения и занимал отдельную нишу в искусстве книги, то теперь он вплотную приблизился к народным промыслам, отразив яркость, красоту и непосредственность декоративно-прикладного творчества. Сопоставление рукописного декора и приемов декоративно-прикладного искусства домовой росписи и резьбы по дереву указанного периода времени - это новый шаг в изучении орнаментированных рукописей поздней традиции, который позволит нам шире взглянуть на проблему кириллической книжности, тесно связанную с другими видами искусства и включающую в себя оформительские техники с немалой долей творческого подхода и фантазии. Книжную орнаментику с мотивами домовой росписи и резьбы можно обозначить как разновидность авторского стиля. Она привлекает внимание неординарным подходом к изображению, выразительностью рисунка, сочностью красок, в которых читается неподдельный восторг перед красотой и совершенством Божественного мира и райских садов. Изучение такого вида орнаментального декора позволит лучше понять и оценить творческий потенциал старообрядческих книжников. И дальнейшие исследования этой проблематики, следуя словам Н. Кондакова: «.уже не могут ограничиваться эстетическим анализом отдельных рукописей, но должны стремиться к изучению всего исторического явления, на почве разнообразных художественных и культурных влияний и наряду с работою народного и личного творчества.» [26. С. IV].
Список источников
1. Ануфриева Н.В. Иллюминированные рукописи древлехранилища ЛАИ УрГУ (к вопросу о классификации) // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Вып. 6. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2005. С. 3-27.
2. Юхименко Е.М. Старообрядчество: История и культура. М. : Русская православная старообрядческая церковь, 2016. 852 с.
3. Ненашева Л.В. Рукописная книга Русского Севера ^К^КК вв. М. : Северный паломник, 2019. 390 с., ил.
4. Ненашева Л.В. Художественное оформление северных рукописных книг // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 41. С. 163-178.
5. Максимов М.А. Старообрядческая рукописная книга в собрании М.А. Максимова. Каталог выставки «От Аввакума до Агафьи». СПб. : ООО Типография «НП-Принт», 2021. 175 с.
6. Максимов М.А. Буквица и вязь русского кириллического письма XVIII-XIX веков. СПб. : ООО Типография «НП-Принт», 2022. 148 с.
7. Агеева Е. А. Гуслицкие певцы и книгописцы в пору расцвета XIX - начала XX в. и гонений 1930-х гг. // Историко-краеведческий альманах «Гуслицы». Ильинский Погост, 2010. Вып. 8. С. 142-149.
8. Подтуркина Е.А. Художественное оформление старообрядческой рукописной книги гуслицкого письма XVIII-XX вв. URL: https:// otherreferats.allbest.ru/culture/01021354_0.html (дата обращения: 25.10.2020).
9. Бобков Е.А., Бобков А.Е. Певческие рукописи с Ветки и Стародубья // ТОДРЛ. Л. : Наука, 1989. Т. 42. С. 448-451.
10. Кочергина М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (17601920 г.). Брянск: ООО «Ладомир», 2011. 451 с.
11. Леонтьева С.И., Нечаева Г.Г. Книжная культура. Ветка. Минск : Белорусская энциклопедия им. Петруся Бровки, 2013. 527 с.
12. Дианова Т.В. Старопечатный орнамент / Орнаментика Русских рукописей XI-XVII вв. // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М. : Наука, 1974. Ч. II.
13. Мухина Н.В. Интерпретация старопечатного стиля орнаментики в крестьянском книжно-рукописном искусстве Урала XVIII - нач. XIX в. // Вестник ЮУрГУ. Челябинск, 2008. № 6 (106).
14. Ануфриева Н.В. Шарташская стилистика оформления старообрядческих рукописей: генезис, основные черты // Религиоведение. Благовещенск : АмГУ, 2023. № 1. С. 154-164. URL: https://religio.amursu.ru/index.php/ru/new-archive/2-
15. Бударагин В.П. Северодвинская рукописная традиция и ее представители // ТОДРЛ. Л. : Наука, 1979. Т. 33. С. 401-405.
16. УхановаИ.Н. Изделия старообрядцев-мастеров народного искусства в собрании Государственного Эрмитажа // Старообрядчество в России (XVII—XX вв.) : сб. науч. тр. ГИМ. М. : Языки славянской культуры, 2004. Вып. 3. C. 311-338.
17. Ануфриева Н.В. Семантика древнерусской орнаментики: к вопросу о различии подходов к изучению декора кириллических рукописей и предметов декоративно-прикладного искусства // Вестник УрО РАН. Екатеринбург : Автограф, 2012/4 - 42. С. 70-79.
18. KlestrovaI. Authors of the Artistic Decorations in Old Believer Manuscripts between the Known and the Unknown // Daugavpils University, 2014.
19. Домовые росписи Русского Севера - фотографии Николая Телегина // Мастерская росписи Татьяны Гринчук. 2017. URL: https://www.livemaster.ru/topic/2345215-domovye-rospisi-russkogo-severa-fotografii-nikolaya-telegina (дата обращения: 25.01.2022).
20. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Л. : Художник РСФСР, 1987. 200 с.
21. Пермиловская А.Б. Декоративное убранство и символика народной архитектуры Русского Севера. // Вестник Вятского государственного университета. Культурология. 2011. С. 110-114. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dekorativnoe-ubranstvo-i-simvolika-narodnoy-arhitektury-russkogo-severa/viewer (дата обращения: 05.07.2022).
22. Праздники и Обиход на крюковых нотах. Рукопись. Кон. XIX - нач. XX в. ЛАИ УрФУ. УП.96р/520. 148 л.
23. Сборник. Рукопись. Нач. XX в. ЛАИ УрФУ. V^/539. 63 л.
24. Бернштам Т.А. Старообрядцы и крестьянская бытовая роспись на Севере и в Поволжье: XVIII-XX вв. // Сборник МАЭ РАН. СПб. : Наука, 2008. Т. LIV. 214 с.
25. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е-1890-е годы: Каталог выставки / авт.-сост.: Е.А. Анисимова и др. СПб. : Славия, 1996. 428 с.
26. Кондаков Н.П. Введение // Буслаев Ф.И. Исторические очерки по русскому орнаменту в рукописях. Петроград : Издание Академии наук, 1917. VI. 216 с.
References
1. Anufrieva, N.V. (2005) Illyuminirovannye rukopisi drevlekhranilishcha LAI UrGU (k voprosu o klassifikatsii) [Illuminated manuscripts in the book collection of the Ural States University's LAS (on the classification)]. Ural'skiy sbornik: Istoriya. Kul'tura. Religiya. 6. pp. 3-27.
2. Yukhimenko, E.M. (2016) Staroobryadchestvo: Istoriya i kul'tura [OldBelievers: History and Culture]. Мoscow: Russian Orthodox Old Believers' Church.
3. Nenasheva, L.V. (2019) Rukopisnaya kniga russkogo severa XV-XX vv. [Manuscript book of the Russian north of the 15th-20th centuries]. Moscow: Severnyy palomnik.
4. Nenasheva, L.V. (2021) The artistic decoration of northern manuscripts. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 41. pp. 163-178. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/41/13
5. Maksimov, M.A. (2021) Staroobryadcheskaya rukopisnaya kniga v sobranii M.A. Maksimova. Katalog vystavki "Ot Avvakuma do AgafI" [Old Believer manuscript book in the collection of M.A. Maksimov. Catalog of the exhibition "From Avvakum to Agafya"]. St. Petersburg: NP-Print.
6. Maksimov, M.A. (2022) Bukvitsa i vyaz' russkogo kirillicheskogo pis'ma XVIII-XIX vekov [Initial letters and ligature of Russian Cyrillic writing of the 18th- 19th centuries]. St. Petersburg: NP-Print.
7. Ageeva, E.A. (2010) Guslitskie pevtsy i knigopistsy v poru rastsveta XIX - nachala XX v. i goneniy 1930-kh g. [Guslitsky singers and writers during the heyday of the 19th - early 20th centuries and the persecution of the 1930s]. Guslitsy. 8. pp. 142-149.
8. Podturkina, E.A. (2013) Khudozhestvennoe oformlenie staroobryadcheskoy rukopisnoy knigi guslitskogopis'maXVIII-XXv. [Artistic design of the Old Believer handwritten book of the Guslitsky letter of the 18th-20th centuries]. Abstract of Art History Cand Diss. [Online] Available from: https://www.dissercat.com/content/khudozhestvennoe-oformlenie-staroobryadcheskoi-rukopisnoi-knigi-guslitskogo-pisma-xviii-xx-v (Accessed: 25th October 2020).
9. Bobkov, E.A. & Bobkov, A.E. (1989) Pevcheskie rukopisi s Vetki i Starodub'ya [Singing manuscripts from Vetka and Starodubye]. Trudy Otdela drevnerusskoy literatury. 42. pp. 448451.
10. Kochergina, M.V. (2011) Starodub'e i Vetka v istorii russkogo staroobryadchestva (1760— 1920 g.) [Starodubye and Vetka in the history of Russian Old Believers (1760-1920)]. Bryansk: Ladomir.
11. Leontyeva, S.I. & Nechayeva, G.G. (2013) Knizhnaya kul'tura. Vetka [Book Culture. Vetka]. Minsk: Belarusian Encyclopedia of Petrus Brovka.
12. Dianova, T.V. (1974) Staropechatnyy ornament / Ornamentika Russkikh rukopisey XI-XVII vv. [Early printed ornament / Ornamentation of Russian manuscripts of the 11 th- 17th centuries]. In: Lazarev, V.N., Podobedova, O.I. & Shmidt, S.O. (eds) Drevnerusskoe iskusstvo. Rukopisnaya kniga [Old Russian Art. Handwritten Books]. Vol. 2. Moscow: Nauka. pp. 296-335.
13. Mukhina, N.V. (2008) Interpretatsiya staropechatnogo stilya ornamentiki v krest'yanskom knizh-no-rukopisnom iskusstve Urala XVIII - nach. XIX v. [Interpretation of the early printed style of ornamentation in the peasant manuscript art of the Urals XVIII - early 19th century]. Vestnik YuUrGU. 6(106). pp. 35-42.
14. Anufrieva, N.V. (2023) Shartashskaya stilistika oformleniya staroobryadcheskikh rukopisey: genezis, osnovnye cherty [The Shartash stylistics of Old Believer manuscript design: genesis, main features]. Religiovedenie. 1. pp. 154-164. [Online] Available from: https://religio.amursu.ru/in-dex.php/ru/new-archive/2-
15. Budaragin, V.P. (1979) Severodvinskaya rukopisnaya traditsiya i ee predstaviteli [The Severodvinsk handwritten tradition and its representatives]. Trudy Otdela drevnerusskoy literatury. 33. pp. 401-405.
16. Ukhanova, I.N. (2004) Izdeliya staroobryadtsev-masterov narodnogo iskusstva v sobranii Gosudarstvennogo Ermitazha [Products of Old Believer folk art masters in the collection of the State Hermitage]. In: Staroobryadchestvo vRossii (XVII—XXvv.) [Old Believers in Russia (the 17th - 20th centuries)]. Vol. 3. Moscow: Yazyki slavyanskoy kultury. pp. 311-338.
17. Anufrieva, N.V. (2012) Semantika drevnerusskoy ornamentiki: k voprosu o razlichii podkho-dov k izucheniyu dekora kirillicheskikh rukopisey i predmetov dekorativno-prikladnogo iskusstva [Semantics of Old Russian ornamentation: On the issue of differences in approaches to the study of the decor of Cyrillic manuscripts and objects of decorative and applied art]. Vestnik UrO RAN. 4-42. pp. 70-79.
18. Klestrova, I. (2014) Authors of the Artistic Decorations in Old Believer Manuscripts between the Known and the Unknown. Daugavpils University. 2. pp. 90-101.
19. Telegin, N. (2017) Domovyye rospisi Russkogo Severa [House Paintings of the Russian North]. [Online] Available from: https://www.livemaster.ru/topic/2345215-domovye-rospisi-russkogo-severa-fotografii-nikolaya-telegina (Accessed: 25th January 2022).
20. Baradulin, V.A. (1987) Narodnye rospisi Urala i Priural'ya [Folk paintings of the Urals]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR.
21. Permilovskaya, A.B. (2011) Dekorativnoe ubranstvo i simvolika narodnoy arkhitektury Russkogo Severa [Decorative decoration and symbolism of folk architecture of the Russian North]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya. 1-4. pp. 110-114.
22. LAS UrFU. (n.d.) Prazdniki i Obikhod na kryukovykh notakh. Rukopis'. Kon. XIX - nach. XXv. [Holidays and Everyday Life on Hook Notes. Manuscript. Late 19th - early 20th century]. УП.96р/520.
23. LAS UrFU. (n.d.) Sbornik. Rukopis. Nach. XX v. [Collection. Manuscript. Early 20th century]. 4r/539. 63 p.
24. Bernshtam, T.A. (2008) Staroobryadtsy i krest'yanskaya bytovaya rospis' na Severe i v Povolzh'e: XVIII-XX vv. [Old Believers and peasant household painting in the North and the Volga region: 18th - 20th centuries]. Sbornik MAE RAN. LIV.
25. Anisimova, E.A. (1996) Istorizm v Rossii. Stil' i epokha v dekorativnom iskusstve 1820-e-1890-e gody: Katalog vystavki [Historicism in Russia. Style and Era in Decorative Arts 1820s-1890s: The Exhibition Catalogue]. St. Petersburg: Slaviya.
26. Kondakov, N.P. (1917) Vvedenie [Introduction]. In: Buslaev, F.I. Istoricheskie ocherki po russkomu ornamentu v rukopisyakh [Historical essays on Russian ornament in manuscripts]. Petrograd: Academy of Sciences.
Сведения об авторе:
Ануфриева Н.В. - старший научный сотрудник, старший хранитель фондов Лаборатории археографических исследований Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Anufrieva N.V. - Senior Researcher, Senior Keeper of the Collections of the Laboratory of Ar-chaeographical Studies of the Ural Humanitarian Institute of the Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: nvp. anufrieva@gmail .com
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 15.05.2022; одобрена после рецензирования 01.05.2023; принята к публикации 15.08.2024.
The article was submitted 15.05.2022; approved after reviewing 01.05.2023; accepted for publication 15.08.2024.