Научная статья на тему 'Украинский вопрос накануне Первой мировой войны'

Украинский вопрос накануне Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
527
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЛИЦИЯ / GALICIA / РУСИНЫ / RUTHENS / УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / UKRANIAN NATIONALISM / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / FIRST WORLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лавренов С.Я.

В статье рассматривается один из сложных и актуальных вопросов новейшей истории происхождение украинского национализма, который впервые с особой силой проявился накануне и в ходе Первой мировой войны. Автор рассматривает роль Австро-Венгрии в пропаганде политико-идеологических основ украинского национализма среди русин, проживавших преимущественно в Галиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRANIAN QUESTION ON THE EVE OF THE FIRST WORLD WAR

The article covers one of the complicated and actual issue of modern history roots of Ukranian nationalism, what firstly with concentration reveals on the eve and within the First World War. Author envisages role of the Austria-Hungary in propaganda of political and ideological fundamentals of Ukranian nationalism among Ruthens in Galicia.

Текст научной работы на тему «Украинский вопрос накануне Первой мировой войны»

УДК: 323.14 ЛАВРЕНОВ С.Я.,

заведующий отделом Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ, доктор политических наук e-mail: lavrs2009@yandex.ru

LAVRENOV S.,

Chief of Department of Moldova and Pridnestrovye of the Institute of CIS doctor of political sciences

Ключевые слова:

Галиция, русины, украинский национализм, Первая мировая война

Keywords:

Galicia, Ruthens, Ukranian nationalism, First World War

УКРАИНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается один из сложных и актуальных вопросов новейшей истории - происхождение украинского национализма, который впервые с особой силой проявился накануне и в ходе Первой мировой войны. Автор рассматривает роль Австро-Венгрии в пропаганде политико-идеологических основ украинского национализма среди русин, проживавших преимущественно в Галиции

UKRANIAN QUESTION ON THE EVE OF THE FIRST WORLD WAR

The article covers one of the complicated and actual issue of modern history - roots of Ukranian nationalism, what firstly with concentration reveals on the eve and within the First World War. Author envisages role of the Austria-Hungary in propaganda of political and ideological fundamentals of Ukranian nationalism among Ruthens in Galicia.

Западные регионы современной Украины — Галиция, Буковина и Закарпатье — до 1918 г. являлись восточными провинциями Австро-Венгерской империи. Без малого полтора столетия (Закарпатье — значительно дольше) они находились под скипетром Габ-

сбургов, чья внутренняя и внешняя политика XIX — начала XX в. оказала существенное влияние на развитие жизнедеятельности не только этих областей, но и той части Украины, которая находилась в составе Российской империи.

Присоединив по итогам первого раздела Польши Галицкую Русь (1772 г.), австрийцы столкнулись с тем, что здесь проживают не только поляки, но и русины. Русинская нация имеет древние исторические корни.

В частности, Закарпатье когда-то являлось частью Древней Руси, но было захвачено венграми уже в Х в. и с тех пор вплоть до 1945 г. развивалось в отрыве от русских и украинских земель — в составе Венгрии, Австрии, позже Чехословакии. Тем не менее память о Руси у местных славян оказалась укорененной и отразилась в самоназвании — «русины». Сохранить свой, близкий к литературному русскому язык, так же как и многие культурные традиции Древней Руси, русинам удалось во многом благодаря тому, что их предки проживали в условиях гористой местности, в окружении иноязычного, исповедующего иную веру населения.

Австрийская администрация, не заинтересованная в признании общерусских корней русинов, предпочитала идентифицировать их в качестве отдельного народа — «рутенов» (нем. Russinen, Rutnenеn), чтобы таким образом отличить их от русских, российских подданных, в дальнейшем из политических соображений — как ветви украинцев. Последнее сопровождалось целенаправленным насаждением среди русинов идеологии украинского национализма. Имея прежде всего антироссийскую направленность, украинский национализм, по замыслу Вены, должен был также способствовать ослаблению влияния поляков, доставлявших центральной

власти немало хлопот своими великодержавными амбициями.

Австрийская Галиция в тот момент была разделена на Восточную (административный центр — Лемберг, совр. Львов) и Западную (административный центр — Краков). По данным австрийской переписи, сделанной по критерию использования «обиходного языка», в уездах Восточной Галиции превалировали русины (62,5%), а в Западной — поляки (от 53 до 99,9%) [6].

Межнациональная обстановка в Галиции, прежде всего в восточной ее части, была сложной, отношения между конфессиями и нациями традиционно напряженными. Местный административный аппарат здесь был представлен в основном поляками [22]. Наличие в руках власти во многом предопределило и решение вопроса собственности. Около трети всей территории Галиции принадлежало польскому дворянству, владевшему латифундиями (землевладение, занимающее большую площадь) свыше 1 тыс. га.

Подавляющее большинство русинов, занимаясь мелким земледелием, находилось в той или иной степени зависимости от крупных собственников польского происхождения [19]. Между поляками и русинами на этой почве не раз возникало острое противостояние. Взаимная неприязнь усугублялась тем, что поляки, уже добившись автономии в рамках империи Габсбургов, теперь стремились воссоздать Речь Посполитую в ее прежних границах, включая земли, на которых проживали русины [3].

Стремясь реализовать свой мега-проект, поляки готовы были идти на

крайние меры. 21 февраля 1846 г. в Кракове началось польское восстание, лидеры которого провозгласили конечной целью восстановление Польши в границах 1772 г., а ближайшей — распространение восстания на Восточную Галицию, которая должна была стать базой польского освободительного движения. Именно в этот период появилась одна из первых украинских националистических организаций — «Рускш Соборъ», созданная во Львове в 1848 г. и занимавшаяся прежде всего пропагандой объединения поляков и русинов для совместной борьбы против России. Тогда же, в 1848—1849 гг. в Австрии появился, признанный пока лишь ею, новый этноним «украинцы» наряду с древнейшим этнонимом «русины».

Галиция и после поражения польского восстания оставалась регионом повышенной конфликтогенности. В Вене посчитали, что влияние поляков в провинции должно быть ослаблено за счет обострения сословно-кон-фессиональных противоречий между польским католическим дворянством и русинским крестьянством, православным или униатским по своему вероисповеданию. С другой стороны, Вена не хотела полностью отказываться от польского государственничес-кого проекта, имевшего очевидную антироссийскую направленность [30]. После объединения Западной и Восточной Галиции в 1867—1870 гг. правительство империи Габсбургов санкционировало официальный статус польского языка для обоих регионов, тем самым закрепив здесь доминирование поляков во властных

структурах. Вплоть да начала ХХ в. польское влияние при императорском дворе было значительно сильнее, чем русинов. Проводимая поляками политика ассимиляции способствовала активизации украинофильского движения в Австро-Венгерской империи, стремившегося сохранить оказавшуюся под угрозой национально-культурную самобытность. Неслучайно в начале XX столетия в венском журнале «Русинское ревю» (впоследствии «Украинское обозрение») прозвучало мнение, что «30-миллионный украинский народ для Европы считается почти исчезнувшим» [36].

В украинском национализме австрийские власти видели не только сдерживающий фактор против польской великодержавности, но и возможность использовать его для ослабления влиятельного русофильского течения в Галиции, Буковине и Закарпатье, опиравшегося на сеть научно-просветительских и культурных центров, поддерживаемых российскими властями, которые, в частности, финансировали местные печатные издания (львовскую газету «Слово» и др.) [15].

Со второй половины XIX в. в Галиции при помощи униатской церкви и профессуры Львовского университета стала формироваться украинская националистическая идеология. Этот процесс уже в скором будущем принес определенные результаты. В 1863 г. в ходе польского восстания (1863—1864 гг.) во львовском журнале «Мета» было впервые опубликовано стихотворение П.П. Чубинского «Ще не вмерла Ук-раша», ставшее в XX в. гимном укра-

инских националистов, а в несколько переработанной форме — и гимном Украинской республики. Время и место публикации символично, как символично и явное подражание польскому гимну «Еще Польска не сгине-ла» [14]. Однако в тот момент вовлечь сколько-нибудь значимое число русин в восстание польским руководителям не удалось. Антироссийские, в отличие от антипольских, настроения здесь приживались с трудом.

После поражения восстания борьба за умы русинов продолжилась с удвоенной силой, для чего по-прежнему использовались возможности профессуры и церкви. Особый размах она приобрела в начале ХХ в., по мере того как стало очевидным, что столкновения между Австро-Венгрией и Россией не избежать. Среди русинской интеллигенции, но прежде всего среди молодежи, велась активная пропаганда о якобы принадлежности их к украинской нации. Цитаделью «самостийников», проповедовавших украинскую национальную исключительность, стал Львов. Идейным их вдохновителем являлся профессор Львовского университета М. Грушевский, который в своей «Иллюстрированной истории Украины» [13] поставил целью обосновать этническое отличие украинцев (истинных русских) от московитов (в его концепции — потомков финнов и татар). Утверждалось, что финно-монгольская Москва самозванно присвоила себе наименование вначале славянской Руси, а затем России. Утверждалось также, что русины — не что иное, как старое название украинцев. Значи-

тельный вклад в попытку историко-философского осмысления происхождения и смысла украинства внесли униатский митрополит А. Шептицкий и его сподвижники, подчеркивающие особость украинцев среди славянских племен. Именно они, сохранив домонгольскую этническую идентичность, являются, в соответствии с этой концепцией, истинными наследниками Киевского государства.

Вена поощряла подобные изыскания. Этнокультурная близость малороссов востока и запада предоставляла шанс для продвижения идеи украинства с запада на восток, на территорию Российской империи, тем более что в Малороссии вызревал свой слой самостийников, стремившихся к достижению независимости от центральной власти.

Благодаря националистической пропаганде, а также политике преференций по отношению к части русинов Вене в определенной степени удалось расколоть русинское население на сохранивших верность славянскому архетипу русофилов и тех, кто воспринял идеи украинского национализма. В конечном счете, в русинстве оформилось два течения: старорусинов (в польской терминологии — москво-филов), оставшихся на позициях традиционного общерусского единства, и молодорусинов, готовых признать себя отдельным народом, т.е. русинами-украинцами.

Значительную роль в расколе русинов, исходя уже из своих интересов, сыграли польские националисты. К самой программе украинского национализма они относились скеп-

тически. С точки зрения польских националистов, стремление украи-нофилов к собственному национальному государству являлось «типичной детской болезнью почти всех молодых культур» [32]. Однако поддержка украинофильства позволяла полякам достичь двоякой цели: ослабить русинское движение внутренними междоусобицами и одновременно канализировать идеологию украинского сепаратизма на территорию Российской империи с целью подрыва ее государственных основ. После того как идеи украинства в начале ХХ в. были поддержаны властями Австро-Венгрии, одобрившими хождение термина «украинцы» в официальных документах, украинская самостийная идея приобрела черты «национально-освободительного» движения.

В печатных изданиях, например в венском журнале Ukrainische Rundschau, все чаще стали продвигаться идеи о «верности и преданности русинов своей нации, которая выдержала нашествие татарских и турецких орд» [33]. Утверждалось, что в отличие от поляков, воспринявших западноевропейскую культуру, украинцы благодаря своей пассионарности колонизировали территорию, которую незаконно захватили русские после освобождения от монголо-татарского ига.

По мере приближения мировой войны украинское движение в Галиции приобретает все более выраженный антироссийский характер. Лидеры украинского движения сделали ставку на победу Тройственного союза, которая позволила бы им создать независимое украинское государство

или, по крайней мере, добиться широкой автономии в рамках империи Габсбургов. Данный принцип отразился в заявлении украинских националистов, принятом в декабре 1912 г., в котором, в частности, говорилось: «Во имя будущего украинского народа по обе стороны границы, в случае войны между Австрией и Россией, вся украинская община единодушно и решительно встанет на сторону Австрии против Российской империи, как величайшего врага Украины» [11].

Антироссийская платформа объединила часть украинофилов и польских националистов, обвинявших «москалей» во всех бедах Польши и Украины. Стратегической целью являлось превращение «самостийной» Украины в буфер между Россией и Европой, в инструмент политики западных держав против Российской империи. Борьба за идею требовала организационного оформления. В предвоенный период в Галиции появились украинские националистические организации «мазепинцев» типа «Русский Сокол» и «Сечь», которые к лету 1914 г. насчитывали в своих рядах до 135 тыс. человек [1]. Параллельно в Восточной и Западной Галиции развивалось польское «сокольское» движение, где местная молодежь проходила как идеологическую, так и военную подготовку [2]. Кроме «соколов» в Галиции действовали различного рода польские стрелковые союзы и стрелковые дружины, различного рода военные союзы [1].

В отличие от молодорусинов старо-русины при малейшей возможности преследовались властями, в том числе

в судебном порядке. В условиях приближающейся войны русофильские элементы Галиции становились для Габсбургов и поляков все более враждебным элементом. Так, за донос на москвофила в Галиции выплачивалась премия [25]. На процессах, проведенных против русофильской интеллигенции австрийскими и венгерскими властями в декабре 1913 г. в Мармарош-Сигете и в марте 1914 г. во Львове, основными доказательствами злонамеренности обвиняемых и их связи с русской разведкой стали напечатанные в России богослужебные книги и Святое Писание, а также найденный при обыске «Тарас Бульба» [9]. Помимо отдачи под суд по отношению к русофильскому движению применялись такие методы преследования, как высылка, административный арест и пр. Это не могло не подорвать потенциал русофильского движения.

С началом войны представители русофильского течения оказались перед угрозой не только скорых на расправу военно-полевых судов, но и самочинных расправ со стороны польских и украинских националистов. Во Львове, например, перед его эвакуацией было арестовано до 8 тыс. человек, подозреваемых в москвофильстве. Значительная часть арестованных русофилов была выслана в концентрационные лагеря Терезин и Телер-гоф [18]. Несмотря на репрессивную политику, русофильские настроения тем не менее продолжали преобладать в сельской местности, в отличие от городов [20]. Подобная картина наблюдалась не только в сентябре 1914 г., но и летом 1916 г. в ходе Брусиловского

наступления. Принимавший участие в этих событиях маршал А.М. Василевский вспоминал: «Местные жители, которые именовались тогда русинами, встречали нас с распростертыми объятиями и рассказывали о своей нелегкой доле. Австрийские власти, смотревшие на них как на чужеземцев, яростно преследовали всех, кого они могли заподозрить в «русофильстве». Значительная часть местной славянской интеллигенции была арестована и загнана в концентрационный лагерь «Телергоф», о котором ходили страшные легенды» [5].

Сложная обстановка в предвоенный период сохранялась на территории Малороссии, входившей в состав Российской империи. В результате разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) и решений Венского конгресса (1815 г.), в то время как часть древних русских земель (Галицкая Русь) осталась за пределами России, в состав Российской империи вошли коренные польские земли, чье население не было заинтересовано в спокойствии приграничных территорий России. В Юго-Западном крае — на Волыни, Подолии и Правобережной Украине после Венского конгресса польское управление было восстановлено почти в прежней полноте. Все важнейшие отрасли управления были сосредоточены в руках поляков, администрация и школы были польскими. Несмотря на это, поляки, стремившиеся к возрождению независимой Польши в ее исторических границах, не оставляли мысль о восстании. С этим во многом было связано появление политического украинофильства.

В середине 1824 г. в Житомире состоялся съезд польских заговорщиков, на котором, среди прочего, было решено развернуть пропаганду среди украинских крестьян на Правобережье, чтобы привлечь их на сторону поляков. Зародившись на Правобережье в польских кругах, украинский национализм с самого начала ставил своей целью вызвать у малороссов стремление отделиться от России с последующим переходом их на сторону Польши. Для этого была поставлена цель пробудить у малороссов (украинцев) сознание их самостоятельной национальной идентичности, отличной от великороссов. Особое место в связи с этим, так же как и в Галиции, уделялось изысканиям на исторические и лингвистические темы, призванных обосновать этот тезис. В частности, Ф. Духинский, разрабатывая теорию о неславянском происхождении «москалей», пытался убедить читателей, что «Москва», несмотря на некоторые признаки европейской страны, остается азиатским и опасным для Европы государством.

Первоначально основным требованием украинофильских сил было закрепление за украинским языком статуса литературного (до этого он функционировал в качестве разговорного). Основанием для этого стали получившие широкое распространение произведения Т. Шевченко и И. Котляревского. Со временем украинские националисты заявили о том, что украинская литература возникла еще в IX в., приписывая украинцам авторство «Слова о полку Игореве» [3].

Главной целью развернувшейся политико-идеологической пропа-

ганды являлось идентифицирование империи Романовых с рядовой восточной деспотией, автократией «татарских ханов и византийцев» [26]. В соответствии с этой идеологемой Украина, ведущая свою историю от Киевской Руси, обладает, в отличие от России, длительным опытом самостоятельной государственности и собственной политической культурой [27]. Соответственно, украинские националисты резко выступали против отождествления русской и украинской истории, заявляя, что присоединение украинских земель по решению Переяславской рады 1654 г. к России было вынужденной мерой, поскольку в этот исторический период украинцы обескровили себя в ожесточенной борьбе против поляков и татар.

Матримониальные и дипломатические связи киевских князей с западноевропейскими монархами трактовались как принадлежность Украины и украинцев к западноевропейскому культурно-политическому ареалу [24].

Отсюда делался вывод о том, что украинцы обладают «этнологическим чувством независимости» в отличие от «покорившихся татарам москалей». Еще одним аргументом подобного рода стало утверждение, что лишь украинцы смогли сохранить подлинный язык Руси, а «москали» исказили его. Дальше фантазия типичного украинского националиста рисовала следующий образ украинца: воин-крестьянин, в случае необходимости меняющий плуг на оружие, у которого бьется через край жизненная сила и неутолимая воля к жизни [31].

Украинские националисты, отождествляя понятия «Украина» и «Русь», чрезвычайно расширили границы государства Украина, опираясь в том числе на выводы западных исследователей, в частности немецкого философа конца XIX столетия Э. Гарт-мана, который определял украинскую границу по линии Витебск — Курск — Саратов — Астрахань. Украинский географ С. Рудницкий, опубликовавший перед мировой войной работу под названием «Краткая география Украины», заявлял, что украинские земли ограничивались лишь тремя горными цепями — Карпатами, Яйлой и Кавказом. Стараниями Рудницкого именно украинцы являлись колонизаторами Сибири и Туркестана [17].

Некоторые известные украино-филы, такие как М. Максимович и Н. Костомаров, занимали более умеренные позиции, рассматривая русских и украинцев в качестве «двух русских народностей», которые в будущем сольются, как во времена Киевской Руси. Возрождение единого этноса, по их мнению, будет сопровождаться кардинальными изменениями в политической жизни: самодержавие будет вынуждено уступить место древнерусскому народовластию.

Царское правительство, естественно, не могло согласиться с подобной политизированной трактовкой истории. После событий 1863—1864 гг. возможности для развития в России украинского национализма были резко ограничены. На территории Российской империи было запрещено преподавание в школе и издание книг на украинском языке. Препо-

давательский состав фильтровался по критерию лояльности к царскому режиму. Заподозренные в украино-фильстве педагоги переводились на работу в великорусские губернии. Многие украинофилы предпочитали эмигрировать в Галицию, в результате чего основным центром украинского национализма окончательно стала австрийская Галиция.

В ходе войны политическое противостояние между русофилами и украи-нофилами приняло антагонистическую форму. Это привело к тому, что в 1915 г. вместе с отступающими русскими войсками Западную Украину покинуло и значительное число русофилов. В результате к 1915 г. русофильское движение в Галиции, Закарпатье и Буковине во многом сошло на нет. Однако и планам украинских националистов по массовой мобилизации своих сторонников в австро-венгерскую армию не суждено было сбыться. В частности, после занятия австрийскими войсками русской Волыни большая часть украинского населения отказалась признавать власть Австро-Венгрии. Немногие изъявили желание воевать на стороне центральных держав [16].

Несколько лучше обстояли дела у украинофилов в Закарпатье, Галиции и Буковине. Вознаграждением для них за активную помощь австро-венгерской армии стало полученное из Вены разрешение создать во Львове свой политический орган — Головну украшську раду (Главный украинский совет). В мае 1915 г. этот украинский политический орган был преобразован в Загальну украшську раду (Всеобщий украинский совет), в состав которого

вошли 24 представителя Галиции, 7 — Буковины и 3 активиста Союза освобождения Украины [11]. Один из первых законодательных актов Рады санкционировал формирование легиона украинских сечевых стрельцов, который принял участие в военных действиях в составе 25-го корпуса армии Австро-Венгрии. Добровольцев набралось около 28 тыс. человек, австрийское командование ограничилось приемом на службу лишь 2,5 тыс. добровольцев [23]. Продолжали создаваться организации националистического толка, наиболее значимой из которых стал образованный в Венгрии в августе 1914 г. Дмитрием Донцовым при непосредственной поддержке Министерства иностранных дел Австро-Венгрии Союз Визволення Украши (Союз освобождения Украины) [4]. Непосредственной целью союза была организация помощи войскам стран Тройственного союза в борьбе с Российской империей на фронтах мировой войны, конечной задачей являлось создание автономного монархического государственного образования под протекторатом Австро-Венгрии и Германии. Это, в свою очередь, предполагало отделение Малороссии от Российской империи. Союзом была развернута пропаганда среди военнопленных украинского происхождения, служивших в русской армии. Националисты ходатайствовали перед германским и австро-венгерским командованием о переводе украинских пленных в отдельные концентрационные лагеря (около 50 тыс. человек в Германии и около 30 тыс. человек в Австрии). Штаб-квартира Союза ос-

вобождения Украины первоначально располагалась во Львове, но вскоре перебазировалась в Вену.

В дальнейшем рада в своих действиях, однако, пошла дальше того, что предполагалось в Вене. На том основании, что Украина слишком велика для того, чтобы ее можно было бы присоединить к Австро-Венгрии или иному государству, конечной целью было объявлено создание независимого украинского государства [21].

В 1915 г. из-за возникших политических разногласий финансирование союза со стороны австро-венгерского МИДа было сокращено, в связи с чем организация перенесла свою деятельность на территорию Германии, где совместно с германским генеральным штабом занималась подготовкой диверсионных групп для действий в тылу русской армии [23]. Первая подготовленная националистами диверсионная группа начала действовать уже в феврале 1916 г. 1 мая 1918 г., в связи с утратой военной необходимости, Союз освобождения Украины прекратил свою деятельность.

Реализация планов украинских националистов, как и следовало ожидать, встретила растущее сопротивление со стороны польских националистов, не желающих примириться с намерением украинцев разделить Галицию. После победы Германии и Австро-Венгрии в мировой войне они были намерены восстановить независимую Польшу с включением в нее и всей Галиции. Для этого были основания. Начиная с 1915 г. руководство стран Тройственного союза приступило к обсуждению вопроса о будущем разделенной

Польши, большая часть территорий которой оказалась под властью немцев и австро-венгров. Предполагалось, что Польшей будет управлять монарх из династии Габсбургов или Гогенцоллернов. 5 ноября 1916 г. Австрия и Германия совместным манифестом объявили о восстановлении Польского королевства. Решение о территориальных границах и о главе государства откладывалось на конец войны. Накануне 4 ноября 1916 г. император Франц Иосиф I подписал указ о предоставлении всей Галиции автономии, что означало решение спорного вопроса в интересах поляков. В ответ 6 ноября 1916 г. Загальна украшська рада приняла резолюцию, в которой депутаты Рады выразили крайнее неудовлетворение тем, что Вена не сдержала своего обещания относительно раздела Галиции на две провинции [35]. Однако полный разрыв украинских националистов с империей Габсбургов произошел лишь с фактическим развалом последней.

Крах Российской империи, в свою очередь, привел к образованию двух украинских государств: Украинской народной республики (УНР) и Западно-Украинской народной республики (ЗУНР). Украинская народная республика была провозглашена 7 (20) ноября 1917 г. в Киеве III Универсалом Центральной Рады, авторство которого принадлежит В. Винниченко. Первоначально республике предоставлялась широкая автономия в составе демократической России. Позже, 25 января 1918 г., в ответ на ультиматум правительства большевистской России о задержании русских каза-

ков и белых офицеров, следовавших через территорию Украины на Дон, Центральная Рада заявила о полной независимости Украинской народной республики.

Председателем Центральной Рады, высшего законодательного органа республики, был избран М.С. Грушевский, впоследствии перешедший на сторону большевиков. Заместителями председателя Центральной Рады были избраны В. Науменко, С. Ефремов и В. Винниченко [4]. Украинской народной республике, однако, не суждено было долго просуществовать.

26 января (8 февраля) 1918 г. Киев заняли войска Рабоче-крестьянской Красной армии. 9 февраля 1918 г. между Украинской народной республикой и странами Тройственного союза в Брест-Литовске был подписан мирный договор. По условиям этого договора державы стран Тройственного союза признавали суверенитет Украинской народной республики. Со своей стороны, Украинская народная республика обязалась не вступать в союзы, направленные против стран Тройственного союза, а также поставлять им продовольствие и сырье.

Вскоре Центральная Рада обратилась к странам Тройственного союза с просьбой о помощи в борьбе против Красной армии. Германским войскам удалось в короткие сроки вытеснить большевистские части с территории Украины. Затем, вопреки достигнутым договоренностям, немцы инициировали государственный переворот, в результате которого на территории Украинской народной республики была установлена власть гетмана П.П. Скоропадского.

Осенью 1918 г., когда стала очевидной неизбежность гибели Австро-Венгерской империи, украинские националисты в Галиции активизировали борьбу за создание независимого государства. В результате 1 ноября 1918 г. во Львове была провозглашена Западно-Украинская народная республика. По замыслам украинских националистов, вновь образованное государство помимо Восточной Галиции должно было включить в себя территории Закарпатья и часть Буковины. Не исключалась возможность при благоприятных условиях воссоединения с Украинской народной республикой.

Подобные намерения не устраивали польских националистов, намеревавшихся включить всю Галицию в состав нового независимого польского государства. В результате разразилась

польско-украинская война, длившаяся с 1 ноября 1918 г. по 17 июля 1919 г. С началом лета после затяжных позиционных боев польская армия перешла в наступление. Украинские войска оказались зажатыми в так называемом «треугольнике смерти» между польской, Красной и Белой армиями. В ходе Чортковского наступления украинцам удалось пробиться из окружения и закрепиться ненадолго в Галиции. Однако вскоре под натиском польских войск они были вынуждены покинуть Галицию. Последняя, вместе с частью Буковины, вошла в состав Польши, другая часть Буковины оказалась в составе Румынии, Закарпатье отошло к Чехословакии. Планам украинских националистов о создании независимого государства и на этот раз не суждено было сбыться.

Список литературы

1. Австро-Венгрия. Военная подготовка в Галиции // Сборник Главного управления Генерального штаба. 1914. Вып. 62. С. 26—27.

2. Австро-Венгрия. Военная подготовка населения // Сборник Главного управления Генерального штаба. 1914. Вып. 58. С. 44—45.

3. Баринов И.И. Украинская доктрина в политике Австро-Венгрии и генезис украинского национализма // История и современность. 2012. Вып. 1 (15). С. 79.

4. Без права на реабилитацию. Сборник публикаций и документов, раскрывающих антинародную фашистскую сущность украинского национализма и его апологетов: в 2 кн. 2006. Кн. 1. С. 195, 16.

5. Василевский А.М. Дело всей жизни. М., 1973. С. 28.

6. Военно-статистическое описание // Главное управление Генерального Штаба. Пг.: Изд. отдела генерал-квартирмейстера. 1915. Ч. 1. Восточно-Галицийский район. С. 151.

7. ГАРФ. Ф. Р5325. Оп. 4 с. Д. 287. Л. 2.

8. Записки Н.В. Берга о польских заговорах и восстаниях. М., 1873. С. 105.

9. Клопова М. Защита на Днестре и Сане. «Русское движение» и его судьба накануне Первой мировой войны // Родина. 2010. № 3. С. 90—91.

10. Кулшич I. М. Украша в загарбницьких планах тмецького 1мпер1ал1зму (1900— 1914 р. ). К., 1963. С. 67.

11. Левицький К. 1стор1я полтчно1 думю галицьких украшщв, 1848—1914. Льв1в, 1924. Ч. II. С. 634.

12. Левицький К. 1стория визвальних змагань галицьких украшщв з часу св1тово1 вшни. Льв1в, 1929. С. 67.

13. Грушевскш М. Иллюстрированная исторiя Украины. СПб.: Товарищество «Просвещеше», 1912.

14. Марчуков А.В. Украинское национальное движение: УССР. 1920-1930-е годы: цели, методы, результаты. М., 2006. С. 69, 115.

15. Миллер А.И. Россия — Украина: история взаимоотношений. М., 1997. С. 83.

16. Ронге М. Разведка и контрразведка. М., 1939. С. 126—127.

17. Рудницький С.Л. Коротка географ1я Украши. Льв1в, 1914. С. 61—121.

18. Русская Галиция и «мазепинство». М., 2005. С. 213.

19. Русский инвалид. 1914. № 205. 18 сент. С. 5.

20. Сергиевский Б.В. Воспоминания. Нью-Йорк, 1975. С. 19.

21. Цегельский Л. СамостшнаУкраша // Видень. 1915. С. 4, 9.

22. Шимов Я. Австро-Венгерская империя. М., 2003. С. 32.

23. Abbot P., Pinak F. Ukrainian Armies 1914-1955. Oxf., 2004. P. 7-8.

24. Barwinskyj A. Die Rolitischen und kulturellen Beziehungen der Ukrainer zu Westeuropa. In: Die Ukraine. Kriegs politsche Einzelschriften. H. 12. B., 1916. P. 8-12.

25. Cornwall M. The Undermining of Austria-Hungary. Battle for Hearts and Minds. N.Y., 2000. P. 20; «Украинцы... могут сделаться честными австрийцами» // Военно-исторический журнал. 1997. № 3. С. 60.

26. Der Weltkrieg und das ukrainische Problem: ein Beitrag zur Aufklarung der gegen wartigen politischen Lage. B., 1915. P. 12.

27. Donzow D. Die ukrainische Staatsidee und der krieggegen Rusland. B., 1915. P. 8.

28. Magocsi P.R. The Roots of Ukrainian Nationalism: Galicia as Ukraine's Piedmont. Toronto L. Buffalo, 2002. P. 47.

29. Ostwald P. Die Ukraine... P. 37.

30. Snyder T.D. The Red Prince: The Secret Lives of a Habsburg Archduke. Basic Books/ RandomHouse, 2008. P. 51.

31. Ukraine: Land, Volk, Geschichte, Kultur, Wirtschaft, Politik. B., 1938. P. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Ukrainische Phantasien. 1918. № 2.

33. Ukrainische Rundschau. 1908. № 9.

34. Vavrik V.R. Terezin and Talerhof. N.Y., 1966. Р. 184; Cervinka У Mojerakouskezalare. Praha, 1928. S. 92; Kwilecki A. Lemkowie: Zagadnienie Migracjii Asymilacji. Warsz., 1974. S. 137.

35. Zahradnicek T. Jakvyhrat cizivalku. Cesi, Polacia a Ukrajinci 1914-1918. Praha, 2000. S. 61.

36. Zahradnicek T. Jakvyhrat cizivalku. Cesi, Polacia a Ukrajinci 1914-1918. Praha, 2000. S. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.