Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4
УДК 327.8
Виктор МИРОНЕНКО
«УКРАИНСКИЙ ТРАНЗИТ»-5.
МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ КАК ТЕСТ ДЛЯ УКРАИНЫ
Аннотация. Украина находится в состоянии трансформации, в поиске адекватной общественно-политической модели. Имеющиеся там степени свободы, проявившиеся в длинном электоральном цикле - от последних президентских выборов до предстоящих местных, выделяют эту страну на общем фоне т.н. «постсоветского пространства». Происходящие на Украине процессы представляют большой интерес в том числе и с точки зрения её дальнейшей эволюции, места в Европе и в драматически меняющемся мире. В очередной статье из предлагаемого Центром украинских исследований Института Европы РАН цикла рассматриваются ситуация накануне назначенных на конец октября местных выборов, их организация, значение и возможные последствия. Завершающие электоральный цикл местные выборы могут обозначить собой окончание относительно длительного периода новейшей истории Украины и начало перезагрузки всей её политической системы.
Ключевые слова: Украина, местные выборы, украинский транзит, четвёртая украинская республика, «электоральная революция», Восточная Европа, второй трансформационный кризис.
Предлагаемый текст является продолжением цикла статей, посвящённых Украине и отражает точку зрения Центра украинских исследований Института Европы РАН1. Страна находится в состоянии трансформации, в поиске адекватной общественно-политической модели. Этим она выделяются на общем фоне Восточной Европы.
Существует точка зрения, что Украина переживает второй трансформационный кризис2. Её опыт сравнительно позднего обретения национальной государственности в меняющемся «до неузнаваемости» мире3, в условиях, когда сама эта форма общественной организации переживает глубокий кризис, представляет интерес для новых независимых государств Восточной Европы и не только для них. Его изучению посвящён упомянутый цикл и настоящая статья.
Общий политический контекст
25 октября 2020 г. на Украине состоятся очередные местные выборы и первые выборы
© Мироненко Виктор Иванович - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра украинских исследований Отдела страновых исследований ИЕ РАН. Адрес. 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail. victor@mironenko.org.
Статья поступила в редакцию: 14.08.2020.
DOI. http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420203742.
1 Мироненко В.И. «Украинский транзит»: попытка анализа и прогноза // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №3. С. 95-l00; Он же. «Украинский транзит»-2 // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2019. №4. С. 21-26; Он же. «Украинский транзит»-3. О некоторых уроках украинских «революций» // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №1. С. 94-99; Виктор Мироненко. «Украинский транзит»-4. Испытание пандемией 2/ Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №3. С. 95-100.
2 Ермолаев А. Второй трансформационный кризис. Strategic Group Sofia, 2019. URL: http://project705127. 3ilda.ws/vtoroj-transformazionij-krizis? (дата обращения: 06.08.2020).
3 Европа между двух океанов / Под общ. ред. Ал.А. Громыко, В.В. Журкина, В.П. Федорова и др. М.: ИЕ РАН, СПб: Нестор-История, 2019.
в созданных в процессе децентрализации базовых административно-территориальных единицах - объединённых общинах (громадах)1. Подготовка к ним и они сами будут проходить в непростых внутренних и внешних политических условиях. С одной стороны, то, что произошло на Украине весной и летом прошлого года - президентские и парламентские выборы -положило конец известной правовой неопределённости. Украина вернулась в правовое поле, к установившейся было в ней традиции решать возникающие проблемы политическими и правовыми средствами. С другой стороны, для обозначения происходящего с весомыми основаниями был использован оксюморон «электоральная революция»2. В обществе сохраняется надежда на то, что длинный электоральный цикл, радикальная смена лиц в украинской политике приведут к смене её типа, к её гуманизации, к перезагрузке всей политической системы.
Препятствия на этом пути - внутренние и внешние - столь велики, что вызвали сомнения в правильности выбора цели. Но, устойчивая приверженность «европейскому выбору» подтверждает, что цель обозначена правильно. Если бы в июле с.г. на Украине был проведён референдум о вступлении в Европейский Союз, его поддержали бы 57,9% опрошенных граж-дан3. Причём, как свидетельствуют другие исследования, европеизацию они понимают не как формальный акт присоединения, это как желаемую цель отметили лишь 3,3%4, а как радикальное переустройство всей общественно политической жизни на Украине.
Победа В. Зеленского на президентских выборах и партии «Слуга народа» - на внеочередных парламентских, казалось бы, создали для этого достаточные условия. Но, использованы они были лишь отчасти. Не последнюю роль в этом сыграли крайне неблагоприятные обстоятельства: пандемия COVID 19, продолжающаяся «гибридная война» в Донбассе, сопротивление отодвинутых от власти групп влияния и др.
Встал вопрос и о том, когда проводить местные выборы. Если иметь в виду закрепление обретённых политических позиций, следовало поспешить с местными выборами и организовать их на пике популярности и надежд, как многие и советовали. Но, чтобы сделать наметившиеся изменения необратимыми, подвести под них надёжный фундамент, нужно было вначале завершить децентрализацию и территориально-административную реформу и только потом приступать к местным выборам. На это не хватило времени.
Особенности и условия проведения выборов
Административно-территориальное деление Украины и правила проведения выборов изменились не полностью5. Вместо 490 прежних районов теперь будет почти вчетверо меньше - 136 (от 3 до 7 на область). В соответствии с Избирательным кодексом и несколькими уточняющими его положения законами и постановлениями парламента первые выборы в объединённых общинах («громадах») будут проходить одновременно с очередными местными выборами. Определение центров территориальных общин («громад») и утверждение их территорий возложено на правительство6. Укрупнены административные единицы базового уро-
1 Постанова Верховно! Ради Украши № 795-IX «Про призначення чергових мюцевих виборiв у 2020 рощ» вщ 15.07.2020. Верхован Рада Украши. Законодавство Украши. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/795-20#Text (дата обращения: 14.08.2020).
2 Моцок В. «Електоральна револющя» в американськш полггищ сприяння демократ для Схвдно! Свропи // Зсторико-полггичш проблеми сучасного свиу: зб. наук. ст. Т. 25-26. - Чершвщ: Рута, 2013.
3 УН1АН. URL: https://www.unian.ua/politics/chi-pidtrimuyut-ukrajinci-vstup-v-yes-i-nato-opituvannya-novini-ukrajina-11111849.html (дата обращения: 14.08.2020).
4 Кшвський мiжнародний шститут соцюлогп, квггень, 2019. URL: https://kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=851&page=1 (дата обращения: 14.07.2020).
5 Чижов Г. Украинский транзит: Новые правила для местных выборов. Европейский диалог, 14.08.2020. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/08/13/ukrainskij-tranzit-novye-pravila-dlja-mestnyh-vyborov/ (дата обращения: 14.08.2020).
6 Закон Украши № 562-IX. вщ16 квггая 2020 року «Про внесення змш до деяких закошв Украши щодо визна-
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4
вня - территориальные общины (громады). В областях их уже около тысячи, а к выборам их будет 1 470. Число местных советов и депутатов уменьшится, но территория их ответственности расширится.
Выборы депутатов сельских, поселковых, городских советов (территориальных общин («громад») с числом избирателей до 10 тыс. будут проведены по мажоритарной системе. В округах, на которые эти общины будут поделены, может быть избрано не менее двух и не более четырёх депутатов. Там, где проживают больше 10 тыс. избирателей, выборы будут проводиться по пропорциональной системе с открытыми списками в территориальных избирательных округах. Избирателям предложат проголосовать за партийный список и, кроме того, выбрать в своей территориальной части этого списка кандидата, который им особенно нравится. Чем больше голосов получит тот или иной кандидат, тем больше у него шансов стать депутатом.
Главы районов и областей по-прежнему не выбираются: функции исполнительных органов областных и районных советов остаются за областными и районными государственными администрациями, руководителей которых назначает президент. Главы сёл, посёлков и городов, где меньше 75 тыс. избирателей, будут выбираться по системе относительного большинства в один тур. Там же, где избирателей больше 75 тыс., для победы нужно будет набрать более половины голосов с возможностью проведения второго тура, для победы в котором нужно будет простое большинство.
Расширяются возможности участия политических партий, но сужаются - для самовыдвижения. Оно теперь допускается лишь в маленьких общинах (громадах), где меньше 10 тыс. избирателей. Беспартийным теперь будет трудно пробиться в списки. Сохранено право на самовыдвижение для кандидатов на должности глав городов, посёлков и сёл. Впервые к избирательным спискам политических партий будет предъявлено требование соблюдений гендерной квоты - на каждые пять кандидатов в депутаты не менее двух женщин.
Партийно-политический аспект выборов
Выиграть за счёт личного рейтинга молодого президента не получится. Хотя среди других украинских политиков он по-прежнему вне конкуренции, соотношение «доверия-недоверия» составляет 38% против 45%. И это ставит главный вопрос украинской политики ближайших месяцев (а, может быть, и лет) о том, достаточно ли прочным будет фундамент, подводимый под подлежащую капитальной реконструкции политическую систему молодой украинской государственности фундамент.
В связи с тем, что на предстоящих выборах значительно повышается роль партий (а их сегодня на Украине более 350), ещё одним важным становится вопрос узнаваемости и определённости политического лица партии «Слуга народа». Пока что она его не обрела, что вполне может привести к внутрипартийным разногласиям.
Депутатская фракция начала распадаться на несколько групп, которые в случае досрочных парламентских выборах могут превратиться в самостоятельные политические проекты1. Наряду с общей неудовлетворённостью темпами обещанных и ожидаемых преобразований, это уже начало сказываться на отношении людей к президентской партии. И хотя, она пока что лидирует в рейтинге общественных симпатий (см. таблица 1), не факт, что такое положение вещей сохранится до конца октября.
чення територш та адмшстративних центов територiальних громад». Верховна Рада Украши. Законодавство Украши. URL: https://zakon.rada.gov.Ua/laws/show/562-IX#Text (дата обращения: 10.08.2020).
1 Радчук А. Партии в Украине накануне местных выборов. Европейский диалог, 04.08.2020. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/08/03/partii-v-ukraine-nakanune-mestnyh-vyborov/ (дата обращения: 06.08.2020).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4
Электоральные симпатии украинских граждан
Таблица 1
Партии Поддерживают, %
июль
Слуга народа 41,5
Оппозиционная платформа «За жизнь» 12,5
Голос 8,8
Европейская солидарность 8,3
Родина (Батьшвщина) 7
Сила и честь 4,6
Оппозиционный блок 3,8
Источник: Центр Разумкова. ВВС, 14.07.2020. URL: https://www.bbc.com/ukrainian/news-49015291 (дата обращения: 13.07.2020).
В завершающей фазе большого электорального цикла общенациональная повестка дня неизбежно будет потеснена местной. Далеко не везде национальные лидеры симпатий избирателей оказываются таковыми и в регионах, не говоря уже о городах и сёлах. Так, например, в Киеве, лидерами общественных симпатий являются «Европейская солидарность», партия «Удар», в Харькове - «Блок Кернеса - Успешный Харьков» и «Оппозиционный блок «За жизнь», во Львовской области - «Европейская солидарность», «Голос», «Самопомощь» и ВО «Свобода», в Донецкой и Луганской областях1 - «Оппозиционная платформа», чей рейтинг повышается по мере убывания надежд на скорое достижение мира в регионе2. В целом в последние годы отмечается рост авторитета местных властей. Есть мнение, что людей будет больше заботить защищённость и обеспеченность в своём регионе, городе, на своей «малой родине»3.
* * *
Сегодня трудно прогнозировать ход и результаты местных выборов на Украине. Вряд ли можно рассчитывать на появление новых политических сил национального масштаба. Это может произойти только на следующем этапе «украинского транзита», что внесёт в него существенные коррективы. Выборы активизируют общественно-политическую жизнь на местах, что способно стать «сильным средством против «соблазна регионального экономического сепаратизма»4. Вряд ли стоит сильно опасаться и того, что Я. Мунк обозвал другим оксюмороном - «недемократический либерализм»5. Суть его состоит в том, что нет диктатуры более жестокой и политически бесплодной, чем диктатура толпы. Украина знает это по собственному опыту, как, впрочем, и то, что в отличие от персоналистской диктатуры, массовые протестные выступления имеют внутри себя сильный ген альтернативности. «Электоральная революция» на Украине после двух «цветных» в 2004 и 2014 гг. свидетельствует о том, что
процесс демократизации здесь развивается примерно так, как это представлял себе С. Хан-
6
тингтон .
1 На контролируемых украинской властью частях их территории, за исключением 10 объединённых территориальных общин (громад) в Донецкой области и 8 - в Луганской области, где проведение выборов пока что признано невозможным.
2 Кмиъ Ю. Мiсцевi вибори - 2020. Перспективи, прогнози, нацюнальний та регюнальний вимiр. Львiвський портал, 08.07.2020. URL: https://portal.lviv.ua/news/2020/07/08/mistsevi-vybory-2020-perspektyvy-prohnozy-natsionalnyj-ta-rehionalnyj-vymir (дата обращения: 10.08.2020).
3 Ермолаев А. Украина: испытание ультраглобализмом. Strategie Group Sofia. 2020, апрель. URL: http://sg-sofia.com.ua/ukraina-ispitaniye-ultraglobalizmom-yermolaiev (дата обращения: 16.04.2020).
4 Там же.
5 Mounk Y. Illiberal Democracy ore Undemocratic Liberalism. Project Syndicate, June 9, 2016. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/trump-european-populism-technocracy-by-yascha-mounk-1-2016-06?barrier=accesspaylog (дата обращения: 18.08.2020).
6 Huntington S. How Countries Democratize // Political Science Quarterly. 1991. Vol. 106, №4. P. 579-616.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4
Эти выборы, так или иначе, желает этого кто-то или нет, станут завершающим актом довольно длительного периода новейшей истории. Украина, опережая в либерализации и Россию, и Беларусь, вступает по мнению А. Ермолаева во «второй трансформационный кризис». «Почти 30-летний период существования специфического "суррогатного капитализма" и корпоративных государств в пост-советском пространстве исчерпал свой исторический потенциал»1. Поднимающаяся волна новых трансформаций в Восточной Европе, которую уже можно наблюдать на Украине, вполне вероятно вовлечет в политику более широкие социальные слои, генерирует новое поколение политиков, поставит в политическую повестку дня радикальную перезагрузку сформировавшихся здесь гибридных политических систем.
Очевидный кризис традиционной формы национального государства, известный хаос в международных отношениях, говорят о том, что вопрос, как жить дальше, повис в воздухе и превращается в глобальную угрозу. Опыт Украины - одного из самых молодых национальных государств, становление которого пришлось на время турбулентности в мировом масштабе, может оказаться поучительным и полезным. Предстоящие местные выборы сами по себе не решат стоящих перед Украиной проблем. Но, независимо от конкретных результатов выборов, завершение децентрализации, изменение административно-территориального устройства страны и испытание его национальной политической кампанией поставит вопрос об организация большого политического диалога о цели, времени и правилах переходного периода. Впереди, возможно, самый интересный и, надеемся, плодотворный этап «украинского транзита».
Список литературы
Европа между двух океанов / под общ. ред. Ал.А. Громыко, В.В. Журкина, В.П. Федорова и др. М.: ИЕ РАН, СПб: Нестор-История, 2019.
Ермолаев А. Второй трансформационный кризис. Strategic Group Sofia, август 2019. URL: http://project705127.tilda.ws/vtoroj-transformazionij-krizis? (дата обращения: 06.08.2020).
Кмт Ю. Мiсцевi вибори - 2020. Перспективи, прогнози, нацюнальний та регюнальний вимiр. Львiвський портал, 08.07.2020. URL: https://portal.lviv.ua/news/2020/07/08/mistsevi-vybo ry-2020-perspektyvy-prohnozy-natsionalnyj-ta-rehionalnyj-vymir (дата обращения: 10.08.2020).
Мироненко В.И. Год гнева и надежды // Мир перемен. 2020. №1. С. 123-130.
Моцок В. «Електоральна револющя» в американськш полчищ спряння демократ^ для Схщно! Свропи // 1сторико-полггичш проблеми сучасного св^у: зб. наук. ст. Т. 25-26. Чершвщ: Рута, 2013. С. 97-102.
Радчук А. Партии в Украине накануне местных выборов. Европейский диалог, 04.08.2020. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/08/03/partii-v-ukraine-nakanune-mestnyh-vyborov/ (дата обращения: 06.08.2020).
Чижов Г. Украинский транзит: новые правила для местных выборов. Европейский диалог, 14 августа 2020. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/08/13/ukrainskij-tranzit-novye-pravila-dlja-mestnyh-vyborov/ (дата обращения: 14.08.2020).
References
Mounk, Y. Illiberal Democracy or Undemocratic Liberalism. Project Syndicate. June 9, 2016. Available at: https://www.project-syndicate.org/commentary/trump-european-populism-technocra cy-by-yascha-mounk-1-2016-06?barrier=accesspaylog (accessed: 18.08.2020).
1 Ермолаев А. Украина: испытание ультраглобализмом...
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4
Huntington, S. (1991) How Countries Democratize. Political Science Quarterly. Vol. 106, no.4. Р. 579-616.
Gromyko, Al. A., Zhurkin, V.V., Fedorov, V.P. (2019) (eds.) Evropa mezhdu dvuh okeanov [Europe between the two oceans]. Moscow: IE RAN, St. Petersburg: Nestor-Istoriya. (In Russian).
Mironenko, V. (2020) God gneva i nadezhdy [A Year of Anger and Hope]. Mir Peremen [The World of Transformations]. 1. Р. 123-130. (In Russian).
Ermolaev, A. Vtoroj transformacionnyj krizis [Second Transformational Crisis]. Strategic Group Sofia. August 2019. Available at: http://project705127.tilda.ws/vtoroj-transformazionij-krizis? (accessed: 14.08.2020). (In Russian).
Radchuk, A. Partii v Ukraine nakanune mestnyh vyborov [Parties in Ukraine on the eve of local elections]. Evropejskij dialog [European dialogue]. 04.08.2020. Available at: http://www.eedialog. org/ru/2020/08/03/partii-v-ukraine-nakanune-mestnyh-vyborov (accessed: 06.08.2020). (In Russian).
Chizhov, G. Ukrainskij tranzit: Novye pravila dlya mestnyh vyborov [Ukrainian transit: new rules for local elections]. Evropejskij dialog [European dialogue]. 14 August 2020. Available at: http://www.eedialog.org/ru/2020/08/13/ukrainskij-tranzit-novye-pravila-dlja-mestnyh-vyborov/ (accessed: 14.08.2020). (In Russian).
Mocok, V. (2013) «Elektoral'na revolyuciya» v amerikans'kij politici spryannya demokratii dlya Skhidnoi Gvropi [«Electoral Revolution» in the American Policy for the Promotion of Democracy in Eastern Europe]. In: Istoriko-politichni problemi suchasnogo svitu: zb. nauk. st. Vol. 25-26 [Historical and political problems of the contemporary world: collection of scientific articles]. Cher-nivci: Ruta. Р. 97-102. (In Ukrainian).
Kmi't, Y. Miscevi vibori - 2020. Perspektivi, prognozi, nacional'nij ta regional'nij vimir [Local elections - 2020. Perspectives, projections, national and regional dimensions]. L'vivs'kij portal [Lviv portal]. 8 July 2020. Available at: https://poital.lviv.ua/news/2020/07/08/mistsevi-vybory-2020-perspektyvy-prohnozy-natsionalnyj-ta-rehionalnyj-vymir (accessed: 10.08.2020). (In Ukrainian).
«Ukrainian Transit»-5. Local Elections as a Test for Ukraine
Author. Victor Mironenko, Candidate of Sciences (History), Chief of the Centre for Ukrainian Studies of the Department of Countries Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: victor@mironenko.org.
Abstract. Ukraine is in a state of transformation, in search of an adequate social and political model. The degree of freedom there, manifested in a long electoral cycle ranging from the last presidential election to the forthcoming local elections, stand the country in the general picture of the so-called «post-Soviet space». The processes taking place in Ukraine are of great interest in terms of its further evolution and place in Europe and in a dramatically changing world. Another article from the Ukrainian Studies Centre of the Institute of Europe RAS cycle, proposed by the Centre, examines the situation in the run-up to the local elections scheduled for the end of October, their organization, their significance and possible consequences. The author believes that the closing electoral cycle of local elections in may mark the end of a relatively long period of Ukraine's recent history and the beginning of a reboot of its entire political system.
Key words: Ukraine, local elections, Ukrainian transit, fourth Ukrainian republic, «electoral revolution», Eastern Europe, the second transformational crisis.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420203742.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4