tures, 2005, vol. 37, no. 6, pp. 547-61.
8. Houston, D.J. Public-service motivation: A multivariate test', Journal of Public Administration Research and Theory, 2006, vol. 10, no. 4, pp. 713-27.
9. Cattel R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the sixteen personality factor questionnaire (16 PF). Illinois, 1970, p.320.
© Большакова Ю.М., 2014
Автор статьи - Юлия Михайловна Большакова, кандидат политических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
М.И. Чекалев, доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет;
О.В. Волох, доктор политических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.
УДК 321
И.Н. Супаров Омская гуманитарная академия Я.В. Плихун
Омский государственный педагогический университет
УКРАИНСКИЙ СИНДРОМ: БОРЬБА МЕНТАЛИТЕТОВ И «ИГРА ПРЕСТОЛОВ»
Предпринята попытка ответить на вопросы: чем сегодня больна Украина? что такое украинский синдром? каковы исторические корни этого социального заболевания? Радикализация украинского общества, фашизация власти привели к нарушению баланса сил и интересов между обществом и государством, к угрозе развала государственности Украины. Разгадать феномен этих событий, раскрыть их суть, определить причины явлений - задача авторов статьи.
Ключевые слова: украинский синдром, исторические корни конфликта, дифференциация и борьба менталитетов, фашизация власти, столкновение этносов.
Синдром (от греч. syndrom - скопление) - закономерное сочетание симптомов заболевания, обусловленных единым патогенезом. Социальный синдром есть закономерное сочетание симптомов развития болезненных процессов в обществе и государстве, когда в первую очередь отмечается несостоятельность политической и экономической элиты, когда вверху царит казнокрадство и коррупция, а внизу обнищание, недовольство и яростное противостояние населения власти - майдан, референдумы, вооруженное сопротивление. Все это сопровождается борьбой менталитетов, «игрой престолов» и всеобщим хаосом.
События на Украине осенью 2013 - весной 2014 г. эхом отозвались в дальнем и ближнем зарубежье. Что это: государственный переворот, революция, анархия, гражданская война, гуманитарная катастрофа [1, с. 3]? Вообще, ситуацию в Украине, а теперь и в Европе сложно охарактеризовывать потому, что нарушилась логика исторического процесса. Но дать оценку этим событиям необходимо.
Радикализация в украинском обществе достигла апогея. «Градус недоверия и недовольства» привел к нарушению баланса сил и интересов в обществе и государстве, политическому кризису, возникла угроза самой украинской государственности. Очевидно одно: точка невозврата пройдена.
Многие политологи пытаются разгадать феномен этих событий, раскрыть их суть, определить причины и тенденции. Большинство причин не лежит на поверхности. По мнению авторов статьи, ничто так не революционизирует массы, как сверхбогатое положение власти, выраженное через олигархат и клановость. Отсюда соответствующее настроение граждан.
Конечно, нельзя отрицать и западное влияние - втягивание Украины в ЕС и НАТО, обработку мнения граждан, их «европеизацию» (Манн С. Теория хаоса и стратегическая мысль). Однако суть скрыта в другом, и сейчас она все больше и больше проявляется в реальной жизни украинского общества и государства. Пожалуй, нигде в мире нет такого «единого» народа, который был бы так разобщен и амбивалентен, прежде всего ментально, исторически, географически и, конечно же, через язык общения [2, с. 7]. 21 февраля 2014 г. президент Украины В. Янукович и лидеры оппозиции попытались разрешить проблему, подписав документ об урегулировании конфликта при участии Франции, Германии и Польши. Однако противостояние перешло в антагонистическую плоскость и приобрело необратимый характер. Свергнутый президент Украины В. Янукович 2 апреля в интервью каналу НТВ сказал, что Украина оказалась расколота на Запад и Восток по экономическому укладу.
Министр иностранных дел России С. Лавров, давая интервью Первому каналу российского телевидения 30 марта 2014 г., констатировал: «У западных и юго-восточных украинцев разные системы ценностей». Стоит добавить, почему это произошло? Скорее всего, потому, что образовалась разная система координат социума. Об этом же говорит и К. Затулин, директор института СНГ. Аналогичные точки зрения высказывали политики, писатели, режиссеры, обычные граждане, включая самих жителей Украины. Уместно обратиться к произведениям В. Аксенова: «Остров Крым», А. Аннинского: «Русские плюс» (М., 2003), С. Хантингтона «Грядущее столкновение цивилизаций» (Полис. 1994. № 1). Писатель С. Лукьяненко вообще упрощает проблему и причиной всего считает украинский характер: «Устроив эту кровавую бойню собственных детей, украинцы дружно наращивают градус безумия» [1, с. 3].
Характер, как известно, проявляется в поступках, а они являются ментальными особенностями этноса, которые могут объединять или, наоборот, разъединять. В нашем случае -русских и украинцев. Объединять может общая история, территория, соседство, неизбежный общий исторический процесс и другое. Так, интернациональных русско-украинских браков во второй половине ХХ в. заключалось уже не менее 10% от общего числа зарегистрированных. Существует такая статистика: украинских фамилий в России на территории Краснодарского края, Ханты-Мансийского автономного округа, в Приморском крае, Воронежской, Курской, Ростовской областях примерно половина от всего числа жителей. Ассимиляционный процесс русских и украинцев идет в пользу русских. Последняя перепись населения в начале XXI в. показала, что только «чистых» украинцев на территории Российского государства насчитывается до 3 миллионов человек и свыше 5 миллионов - постоянно находятся на заработках. В Украине, что не раз озвучивалось в 2013 и 2014 гг., проживало порядка 10 миллионов чисто русского населения, а русскоязычного - от 63% до 83% от всего населения Украины, включая Крым и все восточные и южные области [2, с. 7]. Имеет место обратный парадокс: русские не смешались в украинском большинстве. Это еще одно уникальное свойство русского менталитета.
Разница ментальностей, на первый взгляд незаметная, - в общении, поступках и, конечно, в образе жизни. Свидетельством тому являются художественные фильмы: «Белая Гвардия» по роману М. Булгакова, «Неуловимые мстители», «Свадьба в Малиновке» (о событиях гражданской войны), «В бой идут одни старики» (о событиях Великой Отечественной войны). Некоторые проводят параллель: русские, украинцы, белоруси и образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, это хорошее образное сравнение. Не мешало бы им и дальше идти рука об руку.
Украинцы говорят себе, что они быстро думают. Если это так, то русские думают глубже. Это традиционное противоречие оси «юг - север». Однако русские, живущие и голосовавшие на юго-востоке Украины и в Крыму, в 2013-2014 гг. опровергли этот тезис. Суть состоит в том, чтобы не довести противостояние до абсурда, как между такими близкими,
схожими, но, вместе с тем, противоположными народами, как турки и армяне, евреи и арабы, англичане и ирландцы [3].
Если рассматривать данную проблематику исторически, то становится понятно, почему восточные и западные украинцы такие разные. (С. Миронов привел статистические данные, которые свидетельствуют, что противоречия между ними даже больше, чем между русскими и украинцами.) Да, действительно, государство Киевская Русь существовало в ЕХ-ХП вв. Однако фактически оно утвердилось в княжение Святослава Игоревича (945-972), а после правления Владимира II Мономаха (1113-1125) пришло в упадок. Значит, о его доминанте мы можем юридически констатировать лишь за период в 150 лет. За это время должна была в едином государстве сформироваться единая народность. Но, скорее всего, она так и не сформировалась. Об этом говорят следующие факты:
1) за 150 лет не могло и не произошло слияния в единую народность северных славян, срединных вятичей и кривичей с южанами (полянами, тиверцами, уличами, радимичами) и западными (дулебами, белыми хорватами и древлянами). Такие процессы должны иметь более длительный период. Значит, язык, религия и традиции остались в целом прежними;
2) норманы - россы (или ненорманы - русичи) установили лишь династическую составляющую, но никак не этническую (общенародную), и управляли подвластной территорией. Их было не более 7% от всего населения, включая неславян. Святослав обошел племена славян и обложил их данью (хазар, булгар, аланов). Можно доказать, что за 200, максимум 250 лет, они не смешивались с местным населением (особенно на первом этапе). Об этом свидетельствуют документы («Повесть временных лет» и другие летописи), а также договоры с Византией. Это происходило от правления Олега с 882 г. до конца правления Владимира I Крестителя - 1015 г.;
3) после периода раздробленности (начало было положено на Любечском съезде русских князей в 1097 г.) и усобиц до конца правления Мстислава Великого (1132) можно констатировать распад некогда могучего, единого, но отнюдь не целостного государства - Киевской Руси. К середине XII в. на территории бывшей Киевской Руси существовало около 50 княжеств, выделялись: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская республика и другие. Причины общеизвестны;
4) в довершении всего в период монгольского нашествия закончился и удельный период независимости почти всех русских земель. С 1237 по 1241 г. монголы включили русские княжества и земли в состав Золотой Орды. (Кстати, татары и монголы, как ошибочно полагают многие историки, далеко не один и даже не родственные народы.)
Именно в этот последний период и произошло окончательное размежевание русских земель; теперь уже по ментальному принципу. Польские и литовские князья после битвы при Синей Воде с монголами смогли переподчинить себе земли, завоеванные ими ранее. Это были западные и юго-западные княжества. На их базе и стали складываться украинская и белорусская народности. После 1569 г., то есть после объединения Польши и Литвы в единое государство - Речь Посполитую, в их составе осталась значительная часть западных и южных русских земель.
Восточно-славянские княжества, бывшие под началом Орды, - вятичи, кривичи, слове-не и другие племена - положили начало русской народности с центрами во Владимире, Твери и Москве, что произошло во времена княжения Ивана I Калиты (1325-1340). Национальный характер народов имел изначально разную специфику и последствия. Украинская народность имела в большей степени польское влияние, белорусская - литовское, а русская -ордынское. Это не меняет их славянской сущностной основы и не умаляет праславянское происхождение, но, тем не менее, не исключает черты приобретенного характера, присущие их покровителям и господам.
Именно в XV-XVI вв. эти три славянские народности фактически и построили основы своей новой государственности, некогда присущей в обобщенном виде древней Киевской
Руси. Оставалось «дикое поле» - территория между Днепром, Доном и Волгой. Здесь история имеет более выраженные контуры: редко заселенная кочевыми и коренными племенами (печенегами, торками, половцами, кипчаками и др.), территория стала к XV-XVI вв. активно заселяться и осваиваться переселенцами из юго-восточной Украины и юга России, то есть славянским населением. Так, к XVII-XVШ вв. казаки, заселявшие эти земли, и переместившиеся сюда славяне составили один этнос. Позже на его основе образовалось Запорожское и Донское казачества, ставшие прообразом новой формы государственности и ментальности. Именно левобережная Украина и приняла эту форму (см.: Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»), а современные Луганская, Донецкая, Харьковская и Днепропетровская области имеют в своей основе эту составляющую. Они стали называться Малороссией. Крым активно заселяется русскими людьми после присоединения к России в 1783 г. Этому способствовали царский указ и усилия князя Г.А. Потемкина. Названные земли стали называться Новороссией. Именно в тот период на юго-востоке Украины, точнее сказать, на части Российской империи (юридически и фактически), сложились свои принципы бытия и образ жизни, отличный от того, что сложился на остальной территории Украины. Там жили по-другому, говорили по-другому, имели иные традиции и уклад, словом, создали свою систему ценностей. Именно здесь и были заложены основы русской идентичности Востока Украины. Скорее правы те политики и историки (д.и.н. Лавров, д.ф.н. Жириновский и др.), которые говорят, что Украина как государство была создана большевиками в большей степени искусственно после 1917 г. [3, с.13]. Например, Ленин ратовал за присоединение восточных земель (Донецк, Луганск, Харьков) в пользу Украины в 20-х годах XX в.; Сталин в 1939-1940 гг. способствовал присоединению западных областей к Украине, (Буковина, Бессарабия, Закарпатье). Хрущев в 1954 г. фактически подарил Украине Крым в нарушение всех процедур и юридических норм внутреннего и международного права. Так Украина стала довольно большим политическим образованием в составе СССР, входила в ООН после войны и до 1991 г. являлась отдельным субъектом международного права.
В какой-то степени свою «лепту» в этот процесс внесли в разные времена так называемые национальные патриоты Украины, люди разных мастей и идей, включая одиозные: гетман И. Мазепа, воевавший на стороне Карла XII, приближенные Екатерины II графы А.А. Безбородко и К.Г. Разумовский, поэт Т.Г. Шевченко, анархист и одновременно батька Н. Махно, националист С. Петлюра, гетманы Украины Скоропадский, М. Сагайдачный, националист и враг польского и русского народов С. Бандера. Многие из них стояли у идеологических и политических истоков украинского государства. В теоретическом смысле колоссальную роль сыграли такие фигуры, как Н. Костомаров, входивший в состав Кирилло-мефодиевского тайного общества, созданного в 1848 г., Пантелеймон Кулиш, создатель 3-томника украинского языка, Михаил Грушевский, написавший труд о происхождении и генезисе украинского этноса. Все они говорили о преимуществе украинской культуры по сравнению с иной другой, включая русскую. Но муза истории Клио - дама капризная, и как всегда все переиначила.
Нельзя не отметить, что особую роль в установлении «украинской привилегированности» сыграли политические деятели Австро-Венгерской и Германской империи (Габсбурги и Гогенцоллерны). Особенно отличился канцлер Отто фон Бисмарк, заявивший, что «русских и украинцев необходимо столкнуть», чтобы Германия и Австро-Венгрия были победителями в мировой войне. Безусловно, и отсюда произрастают корни современного конфликта этих этносов.
Немаловажную роль в этой пропагандистской проблематике сыграли и современные политики. Так, Л. Кравчук, обладавший достоверной информацией о том, что в 1990 г. 67% украинцев были против выхода из СССР, в 1991 г. инициировал и подписал Беловежские соглашения о распаде СССР с Б.Н. Ельциным и С.С. Шушкевичем. Следующий лидер и президент Украины, Л. Кучма, проявляя внешнюю лояльность к России, вместе с тем, в своей кни-
ге «Украина - не Россия» выразился куда более цинично по отношению к ней. Президент Ющенко демонстративно дистанцировался от России, а премьер Юлия Тимошенко после своего «премьерства» и отсидки в местах лишения свободы в телефонном разговоре с С. Шухричем, одним из лидеров «Партии регионов», прямо заявила, что: «...кацапов надо, видимо, стрелять, блин, из ядерного оружия и оставить от России выжженное пространство, стрелять особенно тех, которые живут в Украине.», то есть 8 миллионов русских. Это сейчас и происходит в Донецке и Луганске (явное повторение фашистской фразеологии). И все это почему-то через «блин». Это выглядело карикатурно и не в пользу самой Ю. Тимошенко, кандидата в президенты Украины. Вот такие действия украинских политиков наблюдает весь мир и, что самое главное, два наших родственных народа, или, как сейчас модно говорить, один общий народ.
Мы упоминали о подписании 21 февраля 2014 г. В. Януковичем и представителями новой власти, А. Яценюком, В. Кличко, О. Тягнибоком, мирного соглашения. Позже В. Януко-вич будет свергнут этой коалицией и окажется изгнанным из страны. При этом ему не помогли западные свидетели и посредники. Первый Майдан 2004 г. получил перманентное продолжение (совсем по Троцкому) в 2013-2014 гг. Это уже не просто «подрались паны, чтобы у холопов затрещали чубы», это, скорее, украинский бунт, более бессмысленный и беспощадный (А.С. Пушкин). Поистине: «есть у революции начало.». На митингах украинские националисты позволяли себе оскорбительные для россиян выходки (россияне - «москали», «жидва», «кацапы» и многое другое, «всех их необходимо посадить на ножи»).
Между тем на российских митингах, прошедших в поддержку Крыма, не было ни одного оскорбительного слова в адрес украинского народа. Наоборот, только слова о дружбе и единстве. Может, прав был Александр Исаевич Солженицын, пророчески писавший, что надо быть выше этих дрязг и спокойно отвечать на нападки украинских националистов. «Пусть время докажет, кто прав». Об этом же сейчас говорят и авторитетный советский политический обозреватель В. Фалин, и А. Пушков, ведущий программы «Постскриптум», и многие западные, как прошлые, так и современные, политики, например Э. Тодд, написавший труд «После империи». Об этом говорят цифры и общественное мнение жителей Запада и США, которые в подавляющем большинстве выступают против вмешательства во внутренние дела и конфликт Украины и России (по данным опроса центра изучения общественного мнения в США, таких от 58% до 62%; в Германии - 82%).
Доказано, что референдум в Крыму был легитимным. В пользу присоединения к России проголосовало 96,7% из 86%, пришедших на голосование. Крымчане выбрали Россию потому, что в подавляющем большинстве являются русскими, и, как сказал Р. Пэрри, западный корреспондент и политический обозреватель: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.» (см.: результаты референдума) [4, с. 7]. О достоверных результатах голосования говорят многие как современные политики, так и вышедшие в отставку: С. Берлускони, Г. Шредер, министр иностранных дел Германии Штайнмайер, председатель социалистической партии Германии, депутат Бундестага Гизи и др. А президент Чехии М. Земан считает, что Н.С. Хрущев был не прав, когда просто подарил Крым Украине.
Российские украинцы играли и играют колоссальную позитивную роль в жизни российского народа и государства. Они, по сути, стали, как и русские, основообразующим народом, приняв русскую культуру и духовность, и работают на благо России. Их не только никто не унижает - ими гордятся и считают патриотами и национальными героями России. Это современные политики и руководители регионов: В.И. Матвиенко - председатель Совета Федерации, губернаторы Савченко, Полтавченко, секретарь СНГ Христенко, бывший министр культуры Швыдкой, нынешний министр культуры Мединский; известные деятели культуры, искусства и кинематографа, режиссеры: Бортко, Бондарчук, Хотиненко и другие; артисты: Филиппенко, Лановой, Никоненко, Петренко, Ворошило, Мирошниченко, Н. Еременко и др.; певцы: М. Козловский, Н. Вертинский, Л. Лещенко; политологи и политические
обозреватели: Т, Колесниченко, Н. Нарочницкая, Чередниченко, В. Баранец, И. Коротченко, О. Бондаренко, И. Прокопенко (РЕН ТВ), С. Доренко; писатели: Короленко, Зощенко, Аверченко; герои и полководцы Великой Отечественной войны: Гречко, Рыбалко, Тимошенко (руководитель генерального штаба в 1941 г.), Еременко, Москаленко, Понамаренко (руководитель партизанского движения на Украине и в Белоруссии) и многие другие. (Историческая справка: 94% украинцев в годы Великой Отечественной войны сражались в рядах Советской армии, и только 6% на стороне Вермахта).
Даже в далекой и не столь далекой истории России украинцы внесли свой существенный вклад. Мы уже говорили о Разумовском, Кочубее, Безбородко. Сюда же можно причислить и первых деятелей Советского государства: В.А. Антонова-Овсеенко, Н.В. Крыленко, П.Е. Дыбенко, А.Д. Цюрупу. В конце царского периода династии Романовых 4-ю Государственную думу возглавлял украинец М.В. Родзянко, а героем Балканской войны с Турецкой империей 1877-1878 гг. был генерал И.В. Гурко. И наоборот, этнические украинцы, хотя и «надевшие» на себя русские фамилии, мягко говоря, не оправдали доверие русского народа: это Н.С. Хрущев и М.С. Горбачев, а также современные и прошлые исторические фигуры: Донсков, Балашов, Турчинов, призывающие к борьбе с русским народом. Восхищение у русских, живущих как в Украине, так и в России, вызывают Сергей Аксенов - премьер-министр Крыма, Владимир Константинов - председатель Верховного совета Крыма, Алексей Чалый -народный мэр г. Севастополя, а также И. Кнырик - руководитель Русского общества Крыма; «народные губернаторы», которые, несмотря на угрозы и аресты, проявили чудеса мужества и храбрости в Восточной Украине: П. Губарев, А. Харитонов, А. Клинчаев, В. Болотов, В. Пономарев, и активисты: А. Булатов, Л. Баранов, К. Долгов; О. Царев - кандидат в президенты Украины от партии регионов; В. Рогов - журналист, освещавший события на Майдане, народные и вечевые лидеры и руководители русских общин и городов юго-востока Украины (Донбаса, Харькова, Луганска): Лукьянов, Логинов, Корякин, Черняков. Особое восхищение вызывают спецкоры многих телеканалов, работающие и работавшие во время событий на Майдане, в Крыму и на юге-востоке Украины.
Трудно сейчас прогнозировать, куда пойдет Украина и как будут развиваться события, особенно на юго-востоке: в Луганской и Донецкой областях, но ясно одно: современная искусственная эскалация конфликта радикализирует общественное сознание масс и поднимает «градус недовольства» на недопустимую планку. Истину гласят историки и поэты: «Революцию задумывают романтики, делают фанатики, а ее результатом пользуются подонки. Она (революция) начинается как праздник, а заканчивается как трагедия. Не эту ли закономерность мы наблюдаем сегодня на Украине?», - заключает В. Костиков [4, с. 8]. К сожалению, эту формулировку часто забывают. А надо бы помнить всегда, иначе такие авантюристы, как Р. Шухевич (один из руководителей УПА, УНА - УНСО), вновь заявят о себе и скажут, как некогда он произнес: «Пусть из 40 миллионов украинцев останется половина, но мы создадим государство от Сана до Дона...». (Имеется в виду создание через насилие.) Можно, конечно, все упростить и сказать, что, собственно, будет недалеко от истины: украинцы в 1991 г. не захотели жить с «кацапами и москалями» и отделились, а россияне, живущие в основном в Крыму, на юге и востоке Украины в 2013-2014 гг. не захотели жить вместе с «хохлами и бандеровцами» и объявили об отделении от западной и центральной Украины. Наверное, они слишком противоположны и вряд ли уживутся вместе. Поэтому и произошел раскол. Доказательством служат зверства и жестокости (2-томник: «Украинские националистические организации в годы Великой Отечественной войны»), которые творила дивизия СС Галичина на своей и чужой территории, например под Сталинградом, в Хатыни, на Во-лынщине. Этим зверствам поражались даже немецкие оккупанты.
Таким образом, «борьба престолов» в Украине только началась, не закончилась она 25 мая 2014 г. (выборы президента на Украине), и вряд ли она закончится в 2014 г., когда на политическую арену выйдут, как уже сейчас становится понятным, «заклятые друзья» из
партий «Батькивщина», «Свобода» и правого сектора - Ю. Тимошенко, О. Тягнибок, Д. Ярош и другие. На Майдане уже звучало, что даже среди своих - «майданутых» (термин В.В. Жириновского) - политиканов нет единства. Скорее всего, весь мир, включая жителей России, будет наблюдать в Украине очередную «песнь льда и пламени» (термин Дж. У. Мартин) и, конечно же, «игру престолов». Они будут выяснять даже не то, кто более «матери истории ценен», а то, кто является лучшим и наиболее полезным народу Украины. Нам же осталось одно: молиться за будущее и надеяться на лучшее устройство страны. Политики должны помнить, что отвечают и за то, что они делают, и за то, чего они не делают, ибо возникший социальный синдром может уничтожить не только государственность, но и генетический фонд нации, введя украинский социум в гуманитарную катастрофу.
В отношениях между людьми всегда существует странный парадокс: противоположная сторона всегда требует от «визави» терпимости, проявляя при этом доминанту нетерпимости, исключая принцип уступчивости, который должен действовать между равными. Таковыми в Украине по Конституции являются украинцы и русские.
Безусловно, народ в Украине один, но, к сожалению, он оказался очень разным. Разница эта характеризуется, в первую очередь, поступками. Жители Крыма и Юго-Востока Украины защищают не только свою землю и право проживать на ней, но и свою культуру, традиции, устои и будущее своих детей. Это проявление разницы менталитетов Запада и Востока Украины, духовных ценностей, образа жизни и мыслей. Все это говорит об одном: нации сходятся и расходятся не столько благодаря или вопреки родству крови, сколько из-за родства характеров и мировоззрений. «Чтобы отнять у народа его будущее, достаточно исказить его прошлое» - так гласит политическая история и современная геополитическая ситуация.
Вышеобозначенная концепция имеет следующую подоплеку: «игра престолов» подразумевает в своей основе борьбу менталитетов, в данной ситуации она коррелируется умонастроением граждан, которое и будет определять образ жизни. Как показывает история, состоящая из текущих видимых и грядущих событий, выиграет тот, кто сконцентрирует свою волю и будет отстаивать не только интересы действующей нелегитимной Киевской власти (хунты), но в равной степени и интересы русскоязычного населения всех регионов Украины, включая Юго-Восток, в том числе и провозгласивших независимость Донецкой и Луганской народных республик, являющихся, по-видимому, предтечей Новороссии.
Карательная операция фашиствующей власти и вооруженное противостояние ей Донецкого и Луганского населения показывает, что русский характер и менталитет оказываются выше духа боевиков-неонацистов. Именно русский характер обладает одной уникальной чертой: он в критических ситуациях, когда стоит вопрос жизни и смерти - «быть или не быть», мобилизует и объединяет вокруг себя разные народы во имя одной цели - бороться до полной победы и выживать всем миром.
Библиографический список
1. Россия - не Рашка // Аргументы и факты. - 2014. - № 12.
2. Спасибо, что нас не бросили // Аргументы и факты. - 2014.- № 10.
3. Раздел по-славянски // Аргументы и факты. - 2014. - № 9.
4. Костиков, В. Рукопожатие-то крепкое / В. Костиков // Аргументы и факты. - 2014. - № 22.
5. Возвращение домой // Аргументы и факты. - 2014. - № 2.
6. Власть в Киеве захватили тоталитарные секты? // Комсомольская правда. - 2014. - 21 апр.
7. В Киеве верховодят атаманы // Российская газета. - 2014. - № 6371 (99).
8. Как майдан разорвал страну // Аргументы и факты. - 2014. - № 11.
9. Карта и территория // Новая газета. Выпуск. - 2014. - № 46, 28 апр.
10. Почти война // Труд. - 2014. - № 061, 25 апр.
11. Путин, В. Украина нас касается. И еще как / В. Путин // Московский комсомолец. - 2014. - № 26531,
24 мая.
I.N. Suparov Omsk Academy of the Humanities Y.V. Plihun
Omsk State Pedagogical University UKRAINIAN SYNDROME: FIGHT OF MENTALITIES AND GAME OF THRONES
The authors of the article are raising questions: what is the Ukrainian syndrome? What are the historical roots of this social disease? Radicalization of Ukrainian society, fascization authorities, led to the disruption of the balance of forces and interests between society and the State, to the threat of the collapse of the statehood of Ukraine. The authors of this article to find the cause of the syndrome.
Key words: Ukrainian syndrome, the historical roots of the conflict, differentiation and fighting mentality, fascization of power, the confrontation ethnic groups.
REFERENCES
1. Russia - not Rashka. Argumenty andFakty, 2014, no. 12.
2. Thank you that we do not cast. Argumenty and Fakty, 2014, no. 10.
3. Section in Slavonic. Argumenty and Fakty, 2014, no. 9.
4. Kostikov V. Handshake is strong. Argumenty and Fakty, 2014, no. 22.
5. Return home. Argumenty and Fakty, 2014, no. 2.
6. Power in Kiev seized totalitarian sects? Komsomolskaya Pravda, 2014, April 21.
7. In Kiev dominate atamans. The Russian newspaper. Federal issue no. 6371 (99), 2014.
8. Like Maidan ripped the country. Argumenty and Fakty, 2014, no. 11.
9. The map and the territory. Novaya Gazeta, 2014, no. 46, April 28,
10. Almost war. Labor, 2014, no. 061, April 25,
11. Putin V. Ukraine us concerns. And yet how. Moskovskiy Komsomolets, 2014, no. 26531, May 24,
© Супаров И.Н., Плихун Я.В., 2014
Авторы статьи:
Игорь Николаевич Супаров, кандидат философских наук, докторант, Омская гуманитарная академиия; Яна Васильевна Плихун, аспирант, Омский государственный педагогический университет.
Рецензенты:
В.Г. Пузиков, доктор философских наук, профессор, Омский государственный педагогический университет; О.В. Волох, доктор политических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.