Научная статья на тему 'Украинские реалии как актуальный вопрос культурологии'

Украинские реалии как актуальный вопрос культурологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
542
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / УКРАИНА / НАЦИЗМ / СУБКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ / CULTURE / UKRAINE / NAZISM / SUBCULTURE / CULTUROLOGY / HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Радзиевский Виталий Александрович

Вопросы культурологии и истории стали актуальными в связи с изменением ментальной парадигмы, с общественными трансформациями и социокультурными изменениями в условиях постмайданной Украины. Автор рассматривает опасность украинского национализма в контексте базовых социокультурных рефлексий в современном культурно-историческом дискурсе Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of the culturology and history have become topical after the changes in the mental paradigm took place, as well as the social transformations and sociocultural shifts in the conditions of postsoviet post «maydan» Ukraine occurred. The author touches upon the danger of the Ukrainian nationalism in the context of the main sociocultural reflection in the modern cultural and historical discourse of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Украинские реалии как актуальный вопрос культурологии»

УДК 316.75(477)

В. А. Радзиевский

Украинские реалии как актуальный вопрос культурологии

Вопросы культурологии и истории стали актуальными в связи с изменением ментальной парадигмы, с общественными трансформациями и социокультурными изменениями в условиях постмайданной Украины. Автор рассматривает опасность украинского национализма в контексте базовых социокультурных рефлексий в современном культурно-историческом дискурсе Украины.

Ключевые слова: культура, Украина, нацизм, субкультура, культурология, история

Vitaliy A. Radziyevskyy

Ukrainian reality as a topical issue of culturology

The issues of the culturology and history have become topical after the changes in the mental paradigm took place, as well as the social transformations and sociocultural shifts in the conditions of postsoviet post «maydan» Ukraine оссurred. The author touches upon the danger of the Ukrainian nationalism in the context of the main sociocultural reflection in the modern cultural and historical discourse of Ukraine.

Keywords: culture, Ukraine, Nazism, subculture, culturology, history

Концептуально важно отметить: то, что в наше время происходит на Украине, неудивительно для тех, кому годами внушают о феномене величия и об особенностях украинцев, а также о древности их государства. Так, например, глава Конгресса украинских националистов А. Ивченко давно утверждал: государству Украина - «семь тысяч лет»1. Наукоподобные идеологические конструкции и этноцентричные индикаторы десятилетиями вдохновляют многих националистов, подталкивая их к разным культурным и политическим акциям. Историография «исследователей», обосновывающих семь тысяч (иногда и более) лет сугубо украинской истории, активно растет после 1991 г.2

Среди деятелей культуры, изучающих историю становления украинской державы, культуры и нации, выделяются две группы наиболее известных. С одной стороны, объективные историки (П. Толочко, Г. Ивакин, А. Моця, А. Толочко,

B. Король, В. Орленко, Н. Щербак и др.), с противоположной - тенденциозные (А. Дубина, А. Кур,

C. Наливайко, С. Плачинда, В. Сергийчук, Л. Си-ленко, Ю. Шилов, М. Чмихов и др.). Их мысли и будем иметь в виду в дальнейшем.

Цель статьи - проанализировать знаковые украинские реалии и их тенденции как актуальный вопрос современной культурологии.

В новой постмайданной парадигме культурного развития Украины при трансформации кодов, смене ключевых брендов и коррекции концептов не очень удивили составленные экспертами Министерства культуры Украины списки друзей (белые) и списки врагов (черные) «от культуры»3. Некоторым, попавшим в списки,

могут грозить серьезные неприятности. Так, М. Пореченкова разыскивает СБУ, «суд заочно приговорил его к аресту»4: обвиняют актера в терроризме (ч. 3. ст. 258 УК Украины, что влечет до пятнадцати лет лишения свободы).

Анализ многих украинских СМИ первой половины 2015 г., в значительной степени отражающих украинские реалии, свидетельствует о том, что фундаментальное место в них занимает национальная проблема. В СМИ часто акцентируется внимание на вопросах титульной нации, на многолетней северо-восточной культурной экспансии, на имперской политике Москвы в области культуры и на усиливающейся угрозе (в т. ч. и социокультурной) со стороны России. Проведенные нами в Киеве опросы летом 2015 г. (интервьюировано 100 респондентов) свидетельствуют, что для многих киевлян проблемы личной и национальной безопасности являются первоочередными. Почти половина опрошенных (47 из 100 человек) отдают предпочтение национальным вопросам перед социальными, есть и такие (16 из 100), кто боится интервенции северного соседа.

Знаковым стало и то, что летом 2015 г. прославился харизматичный и разумный министр культуры Украины В. Кириленко: он был главным в судьбоносном тушении крупного пожара под Киевом5. Но когда же будут окончательно погашены (в разных уголках планеты) тлетворные очаги нетерпимости, ксенофобии, фашизации, экстремизма и агрессии? Кто ликвидирует их последствия? Неужели где-то на земном шаре могут появиться новые Бухенвальды и Талер-гофы, Майданеки и Терезины? Когда на нашей

41

В. А. Радзиевский

планете закончатся преследования, аресты и убийства деятелей культуры?

16 апреля 2015 г. в центре Киева был застрелен украинский писатель, журналист и телеведущий О. Бузина. В своих работах он приводил шокирующие многих сограждан факты6, в том числе избирательно цитировал и высказывания нашего гениального Т. Шевченко7. Вполне закономерно, что многим украинцам, воспитанным в реалиях независимой державы, трудно согласиться не только с О. Бузиной. Так, Н. Хвы-левой (автор крылатого афоризма «Прочь от Москвы») ненавидел Кобзаря за то, что «именно Шевченко кастрировал нашу интеллигенцию»8. Отдельные оппоненты пытаются оспаривать, запрещать и строго осуждать различные умозаключения О. Бузины9. Конечно, люди имеют право на ошибки и слабости. Но стоит ли «искать скелеты в чужих шкафах», «копаться в грязном белье» или строить свой имидж на обличениях и посягательствах выдающихся личностей? Если то, что пишет способный культуртрегер, правда, то это надо признать и принять, а если ложь -опровергнуть и раскритиковать.

Странными выглядят и культурные дискуссии о «законных» территориальных претензиях отдельных европейцев к России в Азии. Их пытаются, например, обосновать присутствием отдельных кичливых соседей (иногда и их компактным проживанием) в разных частях России. Согласно этой логике, украинцы еще до 1654 г. заселяли и русскую Азию10. Немало «народных витиев» в разные времена желало захватить едва ли не всю Россию. Так, А. Розенберг «дарил» Украине все до Тамбова, а некоторые хотят даже забрать территории вплоть до Дальнего Востока. Знали б отдельные китайцы, - которые наживаются на «украинской теме»11, - какие не только точки, а целые зоны бифуркации, эпистемологические выкладки, метаморфозы сознания, «легитимные» доводы и аксеологические матрицы у их амбициозных конкурентов!

Не будем перечислять множество подвигов и заслуг отважных запорожских казаков, начиная со времен Ивана Грозного. Тогда они еще не ведали, что они «украинцы», а мыслили себя подданными московского государя родом из Речи Посполитой, а после 1654 г. - из южных пределов великого царства. Этноним «украинцы» распространился более чем через два столетия. Даже Т. Шевченко, употребляя топоним «Украина», не знал слов «украинец» или «украинка»12, хотя О. Бузина утверждал, что еще у М. В. Ломоносова (в 1734 г. учился в Киеве) впервые «появится новое диковинное слово „украинцы"»13. Неужели все-таки «Киевскую Русь» в Х1Х в. выдумали в Москве, а украинцев

«сконструировали» в XVIII в. в Питере, задумав в далекой от Полтавы и Чернигова Архангелогородской губернии?

Даже недоброжелатели вынуждены согласиться с тем, что для многих уроженцев иных земель (включая украинцев) Россия стала заботливой матерью - «Россией-матушкой»14. Многие украинцы диаспоры чувствовали и чувствуют себя частью исторической Руси, будучи патриотами России и подсознательно разделяя мысль своего выдающегося земляка, - мудрого сподвижника Петра I, уроженца Киева, но прославившегося в Санкт-Петербурге - Феофана Прокоповича. Этот талантливый драматург, писатель и ученый высказал тезис о триединстве русского народа («триедин народ русский - великороссы, малороссы и белорусы»). Сторонниками этой концепции были выдающиеся деятели отечественной культуры и истории. Среди них были и выходцы с юга единой страны (Н. Гоголь, Н. Костомаров, А. Розумовский, А. Безбородко, Г. Данилевский, И. Паскевич, В. Боровиковский, Д. Левицкий, Л. Горка, Й. Горленко, К. Кондратович, П. Конюскевич, К. Ратник и многие другие). Напомним актуальные не только для украинских реалий афоризмы: «бескультурье - основа деградации», а «патроны не в стволах, а в головах». Они конструктивнее (не столько национальных и гипотетических «культурфилософских», сколько комично-трагичных) лозунгов и трендов типа: «Он уже умер за Украину. А ты?»15. Нужно, чтобы не получилось так, как у бессмертного Т. Шевченко: «Погибнеш, згинеш, УкраТно, не стане знаку на землЬ16. Небезынтересно отметить и то, что Петербург в XIX и в начале ХХ в. многие заслуженно именовали «колонией образованных малороссиян»17.

Идея единства и братства славян издавна не нравилась многим. Еще до А. Пушкина были те, кто мечтал ссорить и сталкивать «славян между собою». Уже раздаются требования называть славный и державный, древний и вечно молодой Киев не матерью городов русских, а «батьком мкт укра'Тнських». Кому-то хочется удивлять мир утверждениями типа: «мы - народ от племени Христа и Девы Марии» или «от Девы Марии и Андрея Первозванного»18. Хотя не только история и культурология могут «превратиться» в рупор старо-новой агитации и пропаганды. Неужели уже померкший в Европе призрак коммунизма где-то в мире заменит не менее шумный барабашка в виде ультрарадикального национализма или его более антикультурного, человеконенавистнического собрата - нацизма?

Идеологическими борцами нового фронта могут стать даже старые классики украинского варианта соцреализма. Вспомним выдающихся

42

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Украинские реалии как актуальный вопрос культурологии

литераторов, экс-коммунистов И. Драча, В. Яво-ривского и «иже с ними», ставших пламенными глашатаями национального сознания. Соцреализм может превратиться в укрреализм: место метода социалистического реализма заменит реализм национальный. Украинский реализм -это прославление успехов национального строительства, в т. ч. и активное участие в этом отдельных деятелей культуры. Национальный реализм с его перекодированием актуальных проблем может иметь разные оттенки. Среди них возможны весьма прогрессивные и конструктивные. Но не дойдут ли где-то на планете до переосмысления от класса-диктатора (вспомним диктатуру пролетариата) - к нации-гегемону, к нации-диктатору, к нации-тирану?

Но не может ли воспевание успехов национального строительства привести к воспитанию в духе ультранационализма? Не произойдет ли подмена устоявшихся смыслов и моделей, деформация базовых паттернов, девальвация основополагающих ценностей, переструктури-рование концептуальных положений и векторов развития, трансформация понятий и категорий, гипотетическое расчеловечивание людей с дегуманизацией и моделированием новых алгоритмов сознания, девиантизация поведенческих стереотипов, корреляция фундаментальных культурных констант и ментальных модусов? Не осуществится ли искажение дефиниций, преломление ключевых параметров, гипертрофирование не только ряда метазадач, метапредметных подходов или специфических маркеров, но и переиначевание и даже изменение знаковых матриц и культурных кодов?

Новые «инженеры человеческих душ» смогут конструировать, руководствуясь примесями романтизма, примерами героизма (преимущественно выдуманного) и идейностью в духе времени и места. Часто такие «новые реалисты» обладают особенными свойствами хамелеона. Этим «даром» («хамелеонизмом») обладают люди-перевертыши. Они многократно меняют позицию (начинал как коммунист, потом «трансформировался» в демократа, затем - в либерала, а теперь - в радикала, но жизнь идет и поиск продолжается). Важно, чтобы где-то в Европе (а шире - и далеко от Европы) националистический реализм не превратился в нацистский идиотизм или в обыкновенный фашизм.

Новые реалии принуждают некоторых «ученых» переписывать историю. В нездоровой фантазии возникают миражи неких не русско-польских, а «украинско-москальских» битв и даже войн. Новым «подвижникам» приходится корректировать всю культуру. Кроме «черных» археологов «на промысел» выходят «черные»

культурологи, историки, педагоги, философы и иные недобросовестные борцы гуманитарного фронта. Они пытаются перекодировать общество, переосмысливая знаковые события и переписывая не только отечественную историю. Не удивительна на планете и «охота» на инакомыслящих, причем иногда даже «из-за неосторожного высказывания»19. Отсюда доносы (за «неправильные» взгляды) на «потенциальных врагов»20. Для кого-то сепаратист оказывается опаснее фашиста. В неких странах, возможно, информаторы могут заслуженно становиться героями и спасителями, ибо они «уши и глаза» различных режимов и тиранов, кто десятилетиями выискивает им оппонентов и иногда невинных жертв.

Медленно развивается (некогда очень популярное) украинское кино. Прошел нашумевший и двусмысленный сериал «Останнш (т. е. последний. - В. Р.) москаль». В нем немало места отводилось «приколам» о приезде «москаля» к гуцулам. Однако не всем кажутся смешными шутки типа: «Давайте мы москаля оставим, приручим, разведем здесь москалей и будем бить. Ну, чтоб на всех хватило» или «Хорошая новость, дядь Вань! - Что, Москва сгорела?». Культура призвана и должна мирить, сплачивать, объединять, консолидировать, а не разжигать агрессию, ненависть, злобу и антипатию. Нашлись даже люди, которые в украинском сегменте Интернета продают украшения со свастикой (для некоторых «свастика - это не нацистский, а древнеславянский символ»21).

Известное изречение говорит, что в семье не без урода, в государстве не без глупцов, а в народе не без скудоумных. Беда, если где-то на планете вместо здравого смысла, справедливости, патриотизма, любви, мира и гуманизма начинают доминировать их до неузнаваемости извращенные производные, модифицируясь в противоестественные антиподы и порождая этноцентризм, лукавство, ультранационализм, ксенофобию, вражду и ненависть. Несложно и недолго некоторым делинквентным ультраэкстремистам «декоммунизацию» пожелать превратить в противозаконную и аморальную «нацизацию». Популярный украинский культуролог Ю. Каныгин утверждает, что для К. Маркса «украинцы (тот самый «южнорусский» народ)... «этнический мусор», «отработанный материал», который сметет с лица земли пролетарская революция»22. А русский язык для заангажирован-ных русофобов оказывается якобы «примитивным», «матерным»23 и далеким от украинского, а общие культурные, исторические и религиозные корни восточных славян вообще «тают».

Киевского князя Владимира Крестителя

43

В. А. Радзиевский

«перекрашивают» в украинца. В память тысячелетия его кончины готовили «духовный концерт», а президент П. Порошенко издал указ о праздновании знаменательной культурной даты24. Правда, с крупным международным концертом не сложилось - многие потенциальные гости оказались под запретом. Э. Кустурица, например, собирался выступать, говорить о мире и «назвал Киев духовным центром Европы»25, но оказался невъездным из-за симпатий к политике Москвы. Складывалось впечатление, что 1000-летие преставления князя Владимира носило не столько культурный и исторический, сколько искаженно-религиозный (гибридный «христиано-языческий») характер. От христианства - богослужения, от «неоязычества» - почти под стенами Киево-Печерской лавры выступили гипертрофированные экстремисты: «радикалы группировки „Черная радуга" устроили провокацию в парке Славы. Они развесили плакаты „Насилуй, убивай, святым становись" с изображением святого Владимира и распивая шампанское рядом»26.

Некоторые культурологи поддерживают и принятие запрета на использование на Украине слов «Россия» и «Русь» применительно к Российской Федерации. Принятие соответствующего законопроекта обосновывают якобы присвоением Россией исторического названия Украины. Народный депутат Украины О. Кор-чинская утверждает: «Принятие проекта закона будет способствовать защите национальных интересов Украины, исторического и культурного наследия украинского народа, сохранению независимости Украины, восстановлению исторической и социальной справедливости, а также консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры»27. В. Одоевский отмечал, что в старину финны называли русских вейнелейсами. Навряд ли сегодня здравой является фантасмагорическая мысль переименовать Россию в Вейнеляндию, а русских - в вейнелейсов.

Существенным является то, что константы и экзистенции славной украинской культуры и истории, быта и нравов традиционно мудры и поучительны, моральны и благородны, велики и величественны, содержательны и глубинны, возвышенны и человеколюбивы, назидательны и миролюбивы. Знаковым же в развитии нового витка национального патриотизма и его имплементации в массовое сознание стало использование с весны 2014 г. на заборах, домах, вывесках и т. д. желто-голубых цветов28.

Таким деятелям культуры, как Ж. Депардье, М. Рурк, С. Безруков, С. Сигал и О. Газманов не стоит беспокоиться. Но как быть «внутренним»

оппонентам мейнстриму постмайданной украинской культуры? В 2014 г. в Одессе и Киеве радикалы, именующие себя «патриотическая молодежь, националисты», пытались сорвать концерты Ани Лорак, среди их криков звучали: «Ганьба!», «Самовар - вокзал - Россия», «Куек -за буек» и т. д. Были даже дымовые шашки и прямая агрессия на певицу29. Сайт «Миротворец» опубликовал персональные данные экс-нардепа Украины О. Калашникова и писателя О. Бузины. Обоих вскоре убили, а иные «герои» сняли памятную доску, посвященную памяти погибшего О. Бузины30.

О. Бузина, по мнению его недоброжелателей, - «зарвавшийся», «дерзкий» и «обнаглевший», - совершал переосмысление украинской истории и культуры. По мнению противников О. Бузины, это было непатриотично, недопустимо, вызывающе, криминально, кощунственно, бессовестно, оскорбительно и унизительно. Ведь писатель и журналист пожелал «реконструировать возникновение Украины... как историю массовых психозов и навязчивых идей»31. Отчасти он это и осуществил, что, конечно, тенденциозно и для многих стало настоящим культурным шоком. Но какие новые идеи иногда вкладывают отдельные пусто- и сквернозвоны, а также красно- и чернобаи в уши подрастающему поколению и наглядно их демонстрируют? Любые крайности и перегибы часто деструктивны и разрушительны, суррогаты солидарности и братства - особого рода имитации, а симулякры справедливости, правды и патриотизма выглядят как фальшивые ценности или как иллюзии.

Уже более десяти лет у некоторых в моде одежда с специфическими надписями (например, футболки «Дякую тобЬ Боже, що я не москаль», в переводе - «Спасибо тебе, Господи, что я не москаль»). Еще в середине 2005 г. две такие футболки («с перлом» «Дякую тобЬ Боже, що я не москаль») приобрел себе «по 25 грн»32 и тогдашний выдающийся замминистра МВД (в 2014-2015 гг. Председатель Луганской областной государственной администрации, с июля 2015 г. - Председатель Закарпатской областной государственной администрации), талантливый руководитель и один из великих деятелей современной Украины Геннадий Москаль. Как настоящий украинец-патриот, он, вероятно с тонкой иронией, в 2005 г. констатировал: «я буду показывать такую майку»33. Логичны и уроки мужества (в т. ч. с участием «героев АТО»), проверка преподавателей, учителей, правоохранителей и иных граждан на сепаратизм с дальнейшим информированием (доносами) об их взглядах, ведь надо перевоспитывать общество. Особенно не-

44

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Украинские реалии как актуальный вопрос культурологии

которые подчеркивают необходимость научить детей осуждать врагов, писать письма и рисовать рисунки на фронт, а главное - правильно понимать и излагать события 2013-2015 гг.34 В 2015 г. в школах еще один новый праздничный тренд: вместо выпускных застолий и балов, в частности, - общение с бойцами АТО. Например, «классы в этот день пойдут в военный госпиталь или в психиатрическую лечебницу, в которой лечат бойцов АТО»35.

Неудивительно переименование улиц, переулков, площадей и целых поселений. Даже имя А. Пушкина порой убирают с украинских улиц (например, в Ивано-Франковске некоторые узрели у поэта «антиукраинскую позицию»36). В Киеве начали исчезать таблички с названиями «Московская», «Горького», «Гагарина», «Панфиловцев», «Щербакова», «Пугачева», «Фрунзе», «Красноармейская», «Димитрова» и др.37 В немилости оказался даже проспект Победы. Возможно, что правы те, кто предостерегает о нацизме, извещая о том, что «представители радикальной организации „Черный комитет" разбили памятную табличку основателю Донецко-Криворожской Советской Республики Федору Сергееву - Артему на ул. Артема... представители „Радикальной молодежи" кувалдами раздробили мемориальную табличку знаменитому советскому полководцу маршалу Жукову. Следующими. будут памятники в районе метро „Арсенальная" и мемориал массовым убийствам в Бабьем Яру»38.

Есть на Украине надежда и на позитивные гуманистические тенденции39, на инкорпорацию передового опыта, легитимизацию принципов товарищества и на формирование подлинного патриотического национального сознания. Неслучайно многие уважаемые люди не только из власти агитируют за подлинную демократию, плюрализм, гуманизм и общечеловеческие ценности в их национальных формах. На школьных базарах фишкой стали «патриотические школьные принадлежности. Кроме того, на школьных товарах отразилась и военная ситуация на востоке страны»40. Так, везут «патриотические папки и альбомы», продают желто-синие (цвета национального флага) ручки, обложки с украинскими узорами, вышивки, гербы, тетради в красно-черных цветах УПА и т. д. Важно подчеркнуть, что в современных реалиях нигде в мире недопустимо подменять конструктивный и культурообразующий патриотизм деструктивным и антигуманным ультранационализмом, а любовь к Родине - ненавистью к соседу и т. п.

Детям предлагают играть в патриотические игры (в т. ч. вместо уже подзабытой «Зарницы» как обязательную вводят национальную

«Джуру»), делать сувениры для бойцов АТО, из школьной программы хотят исключить отдельных известных писателей (например, М. Булгакова), планируют проводить встречи с военными, участвовавшими в АТО, осуществлять сбор средств для армии и т. д.41 Летом 2015 г. украинские дети играют в «правый сектор» и блокпосты (т. е. якобы «выбирают роли национальных героев и их противников»42). Но не получатся ли из некоторых делинквентых, квазипатриотичных школьников борцы, отрицающие холокост?

Может ли кто-то из них оказаться на месте 17-летнего Влада Кучера, учащегося в Польше? Украинец (не любящий евреев, а на руке которого красуется крупный трезубец) «опубликовал на своей страничке „ВКонтакте" фото, на котором он показывает средней палец мемориалу погибшим в концлагере „Майданек" евреям. Теперь его отчислили из техникума Люблина, а его делом занимается польская прокуратура»43. Чему удивляться, если даже в Киеве «представители радикальных группировок пошли на службу к мэрии»?44 А ведь недавно жертвами радикалов становились даже магазины П. Порошенко45. Атакуют президента не только экстремисты. На канале И. Коломойско-го «квартальщики» (В. Зеленский - друг И. Коло-мойского) цинично и пошло высмеяли избранного народом гаранта46. Но генеральную линию (в поддержку президента) стараются соблюдать многие деятели культуры и педагоги. Отсюда и стихи в честь П. Порошенко, даже сравнения его с Петром I47. Неудивительна и популярность (многотысячные тиражи и обилие на прилавках) книг новых и старых националистических идеологов. Среди них и С. Плачинда, который в конце своего «научного» эссе кульминационно «пророчествовал»: «В вечном конфликте между Россией и Украиной рано или поздно победит Украина»48.

Человек должен любить свою Отчизну, гордиться державой и отчей землей. Однако святая любовь не должна сопрягаться с фанатизмом или фетишизацией, сопровождаясь ксенофобией, этноцентризмом или ультранационализмом. Да, Отечество не выбирают, а я как гражданин единой, соборной и нераздельной Украины люблю, почитаю и ценю Родину. Украина в духовном плане величайшая и уникальнейшая страна. Она не только географический центр Европы и богата не только мелодичными песнями, танцами, борщом или галушками. На Украине родилось немало гениальных и талантливых личностей, среди которых были и те, кто обогатил мировую культуру (Н. Гоголь, Г. Сковорода, А. Ведель, Д. Бортнянский, М. Березовский и многие другие). Среди народов

45

В. А. Радзиевский

планеты украинцы прославились культурными достижениями, трудовыми подвигами и научными открытиями.

Резюмируя, отметим, что ведущие прогрессивные научные дискурсы и рефлексии мировой и отечественной культурологической и исторической мысли достоверно и убедительно свидетельствуют следующее. Нельзя, чтобы попирались общечеловеческие идеалы: любви, добра, свободы, гуманизма, братства, равенства, справедливости, толерантности, безопасности, терпимости, чести и достоинства. Важны также историческая объективность, суверенность, взаимоуважение между странами и народами, их добрососедство и культурное сотрудничество. Недопустимо, чтобы печальные уроки ХХ столетия могли пройти даром. Неприемлимо, чтобы ХХ1 столетие вместо века плодотворного культурного расцвета, интеллектуального прогресса и духовного взаимодействия стало для человечества периодом кроваво-коричневой вакханалии. Это базовый аксиоматический аргумент. Важно также констатировать, что украинские реалии как актуальный вопрос современности, имея большое значение, требуют дальнейшего взвешенного, последовательного и всестороннего научного анализа и глубокого объективного культурологического осмысления. Нужна не только адекватная научная оценка происходящего, но и грамотный рецепт выхода из сложившейся непростой социокультурной ситуации.

Примечания

1 Цит по: Плачинда С. Лебедiя: як i коли виникла Украша. Киев: Калита, 2006. С. 4.

2 Например, писатель, историк и культуролог С. Плачинда в течение многих лет утверждал: «Украина - родина самого древнего письма, которое чеканилось на камне с XII тысячелетия до н. э.». И более того: «Мы, украинцы, можем гордиться тем, что нашей нации 20 тыс. лет». Правда, схема его подсчетов сложна, ведь далее он утверждает: «Мы, украинцы, тут были вечно... мы стоим на этой земле миллион лет». А потом провозглашает: «Мы, украинцы, имеем полное право праздновать семь тысяч лет украинской государственности. Такой возраст и украинской нации» (Плачинда С. Указ. соч. С. 7, 11, 45).

3 Милиневский Н. Фильмы со 117 артистами запретят в Украине // Вести. 2015. 10 июля. С. 5.

4 СБУ: актера-стрелка Пореченкова разыскивают // Там же. 28 янв. С. 3.

5 Коротков Д. Почему пожар тушил министр культуры // Там же. 11 июня. С. 3.

6 Он, например, писал, что идеолог украинской самостийности Н. Михновский повесился в Киеве в 1924 г.

Непривычно, а иногда обидно и даже больно многим украинцам (и автору этих строк тоже) читать отдельные ключевые, знаковые цитаты О. Бузины. Некоторые из них бросают тень на наших гениев. Трудно спокойно принять, что «первая украинка» - поэтесса Леся Украинка «писала еще и под влиянием наркотиков» и якобы была лесбиянкой. И. Франко - «расист» («негров и папуасов считал низшей расой») и «украинофоб». «Керенский и Ельцин. стали отцами украинской независимости», «Сосюра - классик из дурдома», а поэт Василь Вышиваный - «трансвестит в вышиванке» (Бузина О. Союз плуга и трезуба: как придумали Украину. Киев: Арий, 2014. С. 3, 76- 86, 165, 446, 456).

7 Процитируем пару таких «шедевров»: «Я от природы вышел какой-то неоконченный» (Бузина О. Вурдалак Тарас Шевченко, или Поддельный Кобзарь. 5-е изд. Киев: Арий, 2014. С. 7), «Попробовал было стихи писать, но такая дрянь полезла с пера.» (там же. С. 12). Великий Украинец у О. Бузины то «в стихах. настоящий уголовник!», то расист, то человеконенавистник (в том числе «кругом мене, де не гляну, не люди, а змп...»), то «алкогольный» заговорщик -член «Общества мочемордия», то «грантоед и гусекрад» (там же. С. 14, 20-21, 54, 38, 115). Гении тоже люди. По мнению неординарного, - по версии некоторых его врагов, «пытливого, въедливого и дотошного», - Олеся Бузины, даже в воспоминаниях современников Тарас Григорьевич предстает «обпивалой и объедалой - нахлебником из богемы» (там же. С. 115) со склонностями к нарциссизму и эксгибиционизму (там же. С. 118-119). Еще получается, что великий Т. Шевченко страдал от триппера (там же. С. 153) и даже был обкраден в публичном доме.

8 Бузина О. Вурдалак Тарас Шевченко. С. 226.

9 Ведь О. Бузина, например, писал, что «галичане развалили Киевскую Русь», «галичане - это по сути славянизированные молдаване»; во Львове «умер в доме сумасшедших Иван Франко»; «безродная девка, степная Елена Прекрасная, не оставившая собственных детей, стала матерью, ненароком родившей Украину!»; гетман П. Дорошенко - «марионетка» в «пиратском» набеге на Львов, ведь он был (согласно и «Летописи Самовидца») «только третьим после турецкого визиря и крымского хана»; «Мазепа - слуга пяти господ»; казачьи вояки начала XVIII в., по слову цитируемого О. Бузиной фельдмаршала Миниха, «как мыши, только даром хлеб едят»; открыватель «украинских племен» и «древнеукраинских князей», «отец нации» М. Грушевский - «лукавый дедок», умеющий «смело перешагивать через трупы» и, по собственному признанию, «не принадлежащий к породе героев». Цитировал О. Бузина и прославленного философа-просветителя Вольтера: «земля запорожцев - самого странного народа на свете. Это шайка русских, поляков и татар, исповедующих нечто вроде христианства и занимающихся разбойничеством» (Бузина О. Тайная история Украины-Руси. Киев: Дов1ра, 2008. С. 77, 79, 136, 144, 184, 193, 212, 240, 307-329).

10 Так, известный украинский историк В. Сергийчук подчеркивает, что в 1642 г. 188 украинцев с их семьями были переведены на великую реку Лену, к первому Якутскому воеводе стольнику П. П. Головину. Далее аргумен-

46

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Украинские реалии как актуальный вопрос культурологии

тация усиливается: «были украинские казаки в походах Василия Пояркова в 1643 и Семена Дежнева - в 1648 гг. В 1671 г. они заселяли уже „страны охотсюя i нерчинсш''». Потом, в Х1Х в. много выходцев с Украины было в Забайкалье, Восточном Урале, Якутии; украинцы «строили БАМ, осваивали залежи полезных ископаемых в Тюмени, Якутии, Норильске...» (Серпйчук В. УкраТнц в 1мперп. Киев: Фотовiдеосервiс, 1992. С. 78-79, 81).

11 Омельянчук О. В Китае шьют одежду с тризубцами // Вести. 2015. 23 апр. С. 4. Ср.: Олшник С. I навпь вишиванки китайськ // Експрес. 2014. 4-11 грудня. С. 13; Коротков Д. Дожились, что у нас уже бандуры производства Китая // Сегодня. 2011.29 июля. С. 7; и др.

12 Бузина О. Союз плуга и трезуба. С. 52. Подробнее см.: Радзиевский В. А. Восточнославянская субкультурная общность России и Украины: историко-этнолингвистический экскурс // Россия и современный мир = Russia and the contemporary world: науч. журн. / РАН, ИНИОН, Ин-т экономики; редкол. Ю. И. Игрицкий (гл. ред.) и др. М., 2014. № 2 (83). С. 187-196; Радзieвський В. О. Базовi резонанса субкультури сучасноТ УкраТни: монографiя. Киев: Логос, 2014. 664 с.

13 Бузина О. Тайная история Украины-Руси. С. 13.

14 Ср.: Серпйчук В. Указ. соч. С. 82.

15 Бузина О. Утешение историей. Киев: Арий, 2015. С. 357.

16 Его же. Вурдалак Тарас Шевченко. С. 228.

17 Его же. Союз плуга и трезуба. С. 16.

18 Канипн Ю. М. Вiхи священноТ кторп: Русь-УкраТна. Киев: А. С. К., 2006. С. 200, 238.

19 Балаева Т. Заклеймили за неуважение к мове // Вести. 2015. 20 июля. С. 4.

20 Среди «потенциальных врагов» упоминают пацифистов и «сторонников Москвы» в виде «бытовых сепаратистов». Им якобы могут грозить немалые сроки -7-12 лет лишения свободы (ст. 110 УК Украины) - об этом напоминают бдительные доносчики и стукачи: они «уже раздают инструкцию по их поиску» (Козуб Т., Мирная Т., Ба-клаженко Р. Объявили охоту на «бытовых сепаратистов» // Вести. 2015. 10 апр. С. 4. Ср.: Серов И., Крикуненко И. Охота на сепаратистов // Сегодня. 2015. 5 авг. С. 5; Омельянчук О. Неблагонадежных выкладывают в сеть // Вести. 2015. 21 апр. С. 4; Петик М. Как работают информвойска // Там же. 18 марта. С. 5; Балаева Т. Русскую литературу в школах хотят сократить // Там же. 31 марта. С. 5; и др.). Так, в Харькове соответствующая литература и ролики в СМИ объясняют, что сепаратистом является не только тот, кто ждет «русский мир» или раскола Украины, но «сепаратист - даже тот, кто агитирует против мобилизации, распространяет слухи об угрозе русскому языку и просто сеет страхи и панические настроения» (Козуб Т., Мирная Т., Баклаженко Р. Указ. соч. С. 4).

21 Балаева Т. В сети продают украшения со свастикой // Вести. 2015. 1 июля. С. 4.

22 Канипн Ю. М. Вiхи священноТ кторп. С. 6. Ср.: Там же. С. 280.

23 Железный А. Происхождение русской ненорматив-

ной лексики // Персональный сайт Анатолия Ивановича Железного. URL: http: // uzhforum. com (дата обращения: 20. 10. 2015). Ср.: Канипн Ю. М. Вiхи священно! кторп.

24 Про вшанування пам'ят Князя КиТвського Воло-димира Великого - творця середньовiчноТ свропейськоТ держави Руси-УкраТни: указ Президента УкраТни П. О. Порошенко, № 107/2015 вщ 25 лютого 2015 року.

25 Милиневский Н., Омельянчук О. К нам приедут Кустурица, Мамонов и Zdob si zdob // Вести. 2015. 13 июля. С. 6. Ср.: Милиневский Н. Кинопродюсеры заставляют своих актеров молчать // Вести. 2015. 26 февр. С. 11.

26 Радикалы развесили плакаты с призывами к насилию // Там же. 3 авг. С. 9.

27 См.: Опубликован текст законопроекта о запрете называть РФ Россией // Там же. 7 июля. URL: http: // vesti-ukr. com (дата обращения: 20. 10. 2015).

28 В городе желто-голубые даже канализационные люки // Метро+. 2014. 22 апр. С. 3.

29 Рылеев К. Концерт Лорак атаковали радикалы // Вести. 2014. 27 нояб. С. 1, 11.

30 Пуляев П. Активисты-самозванцы сняли памятную доску Бузине // Там же. 2015. 15 июля. С. 5.

31 Бузина О. Союз плуга и трезуба. С. 9.

32 Украинский вопрос // Кореспондент. 2005. 8 окт. С. 64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Там же. С. 64.

34 Балаева Т. Школьникам расскажут о срыве ассоциации и агрессии России // Вести. 2015. 12 мар. С. 4. Ср.: Козуб Т., Адаменко О. Люстрация дошла до школ и университетов // Там же. 2014. 12 нояб. С. 4; В украинских школах планируют ввести уроки мужества и проверять учителей на сепаратизм // Metro. com. ua. 2014. 04 авг. С. 2; Сорокин М., Браткова А. Как детей в Киеве в радикалы вербуют // Вести. 2015. 27 мар. С. 8.

35 Балаева Т. Пойдут в церкви и встретятся с бойцами АТО // Там же. 20 мая. С. 5.

36 В Ивано-Франковске отомстили Пушкину за Мазепу. URL: http: // antifashist. com (дата обращения: 20. 10. 2015).

37 Касьянова И. Власти хотят сменить названия 10 улиц // Вести. 2014. 6 нояб. С. 9; Ее же. Разрешили пить ночью и переименовывали улицы // Там же. 14 нояб. С. 6; Ее же. Москву гонят с улиц и площадей // Там же. 2015. 1 апр. С. 6; Хотят переименовать еще 15 улиц // Там же. 1 июля. С. 7; Переименуют ул. Гагарина и Мира // Там же. 30 июля. С. 5; и др.

38 Браткова А., Касьянова И., Сорокин М. Радикалы хотят уничтожить и вечный огонь // Там же. 18 мая. С. 6.

39 Хочется верить, что уходит в прошлое печальная и провокационная пропаганда человеконенавистнических идей, включая их каннибалическое воплощение. Так, в городе Николаеве в 2014 г. даже на школьной ярмарке Первой украинской гимназии, организованной в помощь воюющим на Донбассе бойцам, предлагали «сознательные» сладости с русскими и украинскими названиями. Среди них - пирог «Бандерiвський», «Сирники з москалем», «Со-лодкий Ляшко на ДонбасЬ, пирожки «Танки на Москву», «Желто-голубые звезды Кремля», запеканка «Мозги

47

В. А. Радзиевский

Жириновского», бесплатно давали всем попробовать вишневый компот под названием «Кровь российских младенцев» и т. п. (Воронцов А. Сладкая ярмарка // Родительский комитет. 2014. № 12 (49). С. 7).

40 Литвинова Н. Дневник с памяткой о бомбежке и тетради УПА // Вести. 2015. 3 авг. С. 5.

41 Чему теперь научат в школе // Там же. 10 авг. С. 1, 10-11.

42 Литвинова Н., Балаева Т. Дети играют в «правый сектор» и блокпосты // Там же. 4 авг. С. 4.

43 Пуляев П. Украинского студента могут судить в Польше // Там же. 4 июля. С. 4.

44 Браткова А., Сорокин М. Радикалы теперь стали помощниками властей? // Там же. 5 авг. С. 7.

45 Сорокин М. Радикалы хотят и дальше громить магазины Roshen // Там же. 15 янв. С. 8; Взорвался магазин «Рошен» // Там же. 29 мая. С. 3; Сорокин М. Радикалы устроили бунт в магазине Президента // Там же. 26 июня. С. 6; и др.

46 Процитируем: «Где твои конфеты „Вечерний дефолт*?! И апофеоз антивластной риторики в целом: „Ты делаешь страну, Петя? А ты знаешь, что у тебя ничего не выйдет? Потому что собрались все здесь - пончик, трубочка, желатин, мука, сметана, сахар. Только из этого всего ты киевский торт не сделаешь. Знаешь, почему? Яйца нужны*» (Коротков Д. Коломойский открыл comedy-фронт // Вести. 2015. 26 мая. С. 2).

47 1ст^я в школь 2014. № 4/5. С. 47; № 6/7. С. 4344; и др.

48 Плачинда С. Лебед1я. С. 158. Для него это понятно, ведь «ленивые московитяне жили в дикости, собственно, вели полузвериное существование» (там же. С. 143). Далее в тексте ненависть популярного автора разгорается: «Зависть, ненависть убогого разумом и беднейшего к умнейшему, богатейшему, еще и - красивейшему соседу станет основою вечного национального конфликта между московитянами и украинцами» (там же. С. 143). Необходимо констатировать, что внедрение в массы агрессивных «ученых» умозаключений порождает дикие высказывания типа детской фразы маленькой украинки, готовой «резать русню» (См.: Украинская девочка с ножом в руках готова «резать русню». URL: http: // tubethe. com (дата обращения: 20. 10. 2015). Ср.: Я буду резать русню! URL: http: // Politikus. ru (дата обращения: 20. 10. 2015). И далее: «Резать русню» - цветочки, а теперь о ягодках. URL: http: // x-true. info (дата обращения: 20. 10. 2015), а также клипы типа «Я бандеровец», «Я укроп, ты укроп» (там же). Многолетнее зомбирование часто дает свои плоды. Причем не только в больном воображении или в раболепствующих пропагандистских СМИ, но в отдельном случае оно может коррелироваться и с трагичными реалиями далеко не только Ближнего Востока или ЮгоВостока традиционно щедрой, хлебосольной и гостеприимной Украины.

48

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.