Научная статья на тему 'Украинские реалии: анализируя прошлое и настоящее'

Украинские реалии: анализируя прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
352
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / Украина / нацизм / субкультура / культурология / история / culture / Ukraine / Nazism / subculture / culturology / history
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украинские реалии: анализируя прошлое и настоящее»

Радзиевский В.А.1

УКРАИНСКИЕ РЕАЛИИ: АНАЛИЗИРУЯ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Ключевые слова: культура, Украина, нацизм, субкультура, культурология, история.

Keywords: culture, Ukraine, Nazism, subculture, culturology, history.

Я непоколебимо верю, что наука и мир восторжествуют над невежеством и войной.

Пьер Кюри

В доминирующем в советское время в общественно-политическом и историческом дискурсе господствовало представление о том, что из древнерусской народности сформировались три братских народа - русский, украинский и белорусский. В то же время в соответствии с доминирующими дореволюционными представлениями (в 2015 г. сходную точку зрения неоднократно - в Петербурге, Севастополе и т.д. - высказывал и Президент РФ В. Путин) это, по существу, один народ, единый восточнославянский суперэтнос с отдельными этнокультурными особенностями. Схожие мысли высказывал и Президент Украины П. Порошенко. Так, в интервью «Первому каналу Украинского радио» он заявил, что русские и украинцы, в принципе, являются единым народом: «Народ России и Украины - это, без сомнения, единый славянский народ, который ни в коей мере не должен был воевать друг с другом. На сегодняшний день моя задача и цель состоят в том, чтобы устранить все разногласия между братскими народами, все исправить»2. При этом главное не просто кровное родство, а духовное единство, ментальная консолидация.

С конца ХХ в. между русскими и украинцами, братскими народами (по иной версии - между двумя ответвлениями одного суперэтноса) пытаются найти исторические поводы для трений и противоречий, в т.ч. и при содействии извне. Вместо единства недруги насаждают между нами вражду. После единой духовной купели (Крещения) нам навязывают разногласия. А ведь и князь Дмитрий Донской, и воевода Дмитрий Боброк с Волыни, и многие русичи из разных частей расколотого Отечества вместе бились с Мамаем за единую Русь.

Цель статьи - в историческом и культурфилософском контекстах проанализировать ключевые истоки современных украинских реалий.

Среди деятелей культуры, изучающих историю становления украинской державы, культуры и нации, выделяются две группы наиболее известных. С одной стороны - объективные историки (П. Толочко, Г. Ивакин, А. Моця, А. Толочко, В. Король, В. Орленко, Д. Табачник и другие), с другой, - тенденциозные (А. Дубина, А. Кур, С. Нали-вайко, С. Плачинда, В. Сергийчук, Л. Силенко, Ю. Шилов, М. Чмихов и иные). Их мысли и высказывания будем иметь в виду в дальнейшем.

Россия, ставшая для многих не только своих, но и чужих сынов и дочерей не мачехой, а матушкой, щедро обошлась и с малороссами-украинцами. За историю их цивилизационного бытия именно на русский период приходится наибольший культурный расцвет, изобилие, материальный и духовный прогресс Украины.

Средний уровень и длительность жизни предков современных украинцев до 1654 г. были невысокими. Кратковременный расцвет Киевской Руси омрачался хазарскими, печенежскими, половецкими и иными набегами. Междоусобные брани истощили Киевскую Русь, а татаро-монгольское иго окончательно погубило ее. На смену пришел литовский и польский гнет, отягощенный частыми татарскими и турецкими набегами. Целью крымских татар, изнурявших юг Руси, часто был не домашний скот и драгоценности (их было мало), а люди (ясыр). Новых рабов бойко продавали на невольничьих рынках ближнего Востока и северной Африки. Не у всех девушек складывалась судьба как у Анастасии Лисовской, ставшей влиятельной султаншей Роксоланой. За несколько столетий миллионы юношей и девушек умерли от непосильных трудов за сотни верст от Украины. Даже украинские гетманы часто расплачивались за помощь татар собственным народом - тысячи людей уводили южные союзники в рабство3. Самуил Величко в начале XVIII в. описывал увиденную им Правобережную Украину (находилась под Польшей) - Волынь и княжество Русское (тогдашнее название Галичины) до Львова, Замостья, Бродов и дальше как многие обезлюдившие города и замки, пу-

1 Радзиевский Виталий Александрович - кандидат культурологии, доцент Киевского национального университета культуры и искусств, член-корреспондент Международной академии креативной педагогики, член-корреспондент Международной академии фундаментальных основ бытия, академик Украинской технологической академии.

2 Президент Украины Петр Порошенко: «Украина и Россия это один народ. Мы не должны воевать» // Славянские новости. 2015. - № 12 (190), 27 июня - 17 июля. - С. 3. - http://politrussia.com/news/poroshenko-rossiya-i-463/

Подробнее: Радзиевский В.А. Основные резонансные субкультуры в культурном пространстве Украины: кросскультурный анализ // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - № 4 (17), декабрь 2013, с. 117-121.

стые валы и т.д.1 Жизнь сохранялась на Левобережной (Московской) Украине, которая долго не платила налогов в русскую казну. От благополучной и сытной жизни у малороссиян, по признанию в 1761 г. гетмана К. Разумовского, расцветало винокурение и пренебрежение к земледелию и скотоводству2.

На Украине до 1917 года сохранялось казачье сословие, а крепостное право во времена Гетманщины учредила казачья старшина. Екатерина II только подтвердила это положение: «Каждому из поселян остаться в своем месте и звании, где он по нынешней последней ревизии написан». Уровень жизни украинских крестьян в XIX веке превосходил уровень жизни крестьян великороссийских губерний. Ф. Булгарин (автор романа «Мазепа») ставил уютные дома малороссов в пример для других жителей империи. В Малороссии в XIX в. в сельских избах висели иконы и литографии с портретами императорской семьи. Григорий Шевченко не перерабатывал на поле и промышлял как чумак, а его сын Тарас до 13 лет - или в школе, или пасет общественный (не панский) скот. У крепостных на Украине были деньги: в Кирилловском имении помещика семьи Шевченко П. Энгельгардта по описи 1845 г. значилось 29 кабаков. Продать крестьянина без земли и разрывать семьи при Николае I запрещал закон. Помещиков контролировала государственная администрация.

Вследствие стабильности, спокойствия и относительного достатка в XVШ-XIX вв. значительно увеличивалось население. Если при Богдане Хмельницком население обезлюдившей Украины едва насчитывало 700 тысяч душ, то по переписи 1897 года малоросов в пределах империи было уже более 22,5 млн3. Для сравнения: население Киева XII в. составляло около 50 тысяч человек, а всей Киевской Руси - до 12 миллионов (П. Толочко). С XIII ст. по XVII ст. из-за частых нападений врагов и колониальных условий наблюдается уменьшение численности населения юга Руси и снижение его культурного потенциала. Переяславская Рада 1654 г. способствовала кардинальным переменам. Ни распад Древней Руси, ни татаро-монгольское иго, ни польское засилье не способствовали благополучию населения. До XIX в. спасение Москвой многих малороссов от истребления было для современников очевидным фактом.

К середине XIX в. мировоззренческая ситуация начала изменяться. Главой «украинской партии» тогда был П. Кулиш, закончивший пять классов гимназии в Нежине и создавший для малороссов упрощенное правописание и новые мифы. Традиционно на юге пользовались общерусским правописанием (использовали «яти», «еры», не знали апострофа и т.д.), восходящим еще к периоду Древней Руси. Позже П. Кулиш покаялся в заблуждениях молодости, начав осуждать исторические сказки (включая и свои ранние труды). Об этом свидетельствуют его трехтомная «История воссоединения Руси», «Мальована гайдамаччина», «Отпадение Малороссии от Польши». Выразилась переоценка и в стихах для украинофилов:

З того ж то ми часу Вкрату

Вибрiхувати (грубая форма слова «выдумывать - В. Р.) почали (начали - В. Р.), I на Петра й на Катерину (речь о Петре I и Екатерине II - В. Р.) Хулу та клевету верзли4.

Теперь для бывшего казакофила малороссийские казаки - бандиты и убийцы, любящие выпить и ограбить. Прогрессивная сила на Украине - это Российская империя и именно Московской Руси удалось сохранить наследие Руси Киевской5.

Уже не одно столетие (не только в Средневековье) отдельным «инквизиторам» от культуры, науки и образования мешают сторонники мира, любви, взаимопонимания, добра и гуманизма. Есть люди, кому не нужны не только Н. Гоголь и поздний П. Кулиш, но и многие другие поборники плюрализма, подлинной демократии и исторической справедливости. Любая мудрая, ответственная, последовательная и дальновидная власть защищает свою идеологию6. Это закономерно, ведь для некоторых оппонентов сторонников Н. Гоголя утверждения типа: «Русь - единая, а многие украинцы - это те же русские с незначительными особенностями и испорченные многолетней пропагандой», - являются страшным преступлением.

Выступая за единую, соборную и нераздельную независимую Украину, мы констатируем, что часть ее нынешней территории - завоевания XVIII-XX веков. Был ли, например, до вхождения в состав УССР украинским Львов, если в нем по переписи 1931 г. проживало 198 тысяч поляков, 45 тысяч евреев, а западных украинцев - 35 тысяч 173 человека? Есть мнение, что союзником Гитлера по логике должен рассматриваться не И. Сталин, а Великобритания, Франция и Польша, заключившие с нацистами в 1938 г. Мюнхенскую сделку и уничтожившие Чехословакию, отметим также, что пакт Молотова-Риббентропа, разграничивавший зоны интересов в Восточной Европе пошел на пользу,

1 Подробнее: Бантыш-Каменский Д.Н. Истор1я Малой Россш. - М.: Тип. Семена Селивановского, 1830. - В 3 ч. Ч. 2. и Ч. 3.

2 Ср.: Радзieвський В.О. Базовi резонанст субкультури сучасно! Украши: монографш. - К. : Видавництво «Логос», 2014. -

664 с.

3 Бузина О. Истории от Олеся Бузины: Когда на Украине было жить хорошо - 2 // Сегодня. - 22 февраля 2008.

4 Бузина О. Истории от Олеся Бузины: Прозрение хуторского философа // Сегодня. - М., 2008. - 18 января.

5 Там же. Ср.: Радзиевский В. А. Украинская интеллигенция: культурный феномен или субкультурная реальность? // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. 2014. - № 3 (20), сентябрь. -С. 10-15.

6 См.: Милиневский Н. В Украине за год запретили 376 фильмов из России: считаем их потери // Вести. - М., 2015. - 13 августа. - С. 11; Литвинова Н. Запрещенные книги на рынке стоят 200-400 грн // Вести. - М., 2015. - 12 августа. - С. 3; Актера-стрелка Пореченкова разыскивает СБУ // Вести. - М., 2015. - 28 января. - С. 3; Ср.: Радзиевский В.А. Восточнославянская субкультурная общность России и Украины: историко-этнолингвистический экскурс // Россия и современный мир = Russia and the contemporary world: Научный журнал / РАН. ИНИОН. Институт экономики; Редкол. Ю.И. Игрицкий (гл. ред.) и др. - М., 2014. -№ 2. (83). - С. 187-196.

в первую очередь, Украине1. Конечно, нельзя диктатору И. Сталину за присоединение к УССР западноукраинских земель посмертно давать Героя Украины, но стоит ли его демонизировать? Не забывая страшный голодомор и кровавые репрессии, отметим, что голодали не только на Украине и репрессировали не только украинцев. Преступления перед народами - это одно, а заслуги, в т.ч. и содействие (возможно и вынужденное) при объединении в единую, большую, хлебосольную, щедрую братскую Украину, - другое.

Больно и обидно, что в XXI в. может начаться обратный, дезинтеграционный, деконсолидационный процесс. Соборная, единая, великая, славная Украина может начать распадаться: «убегут» Закарпатье (ср. русинский и иные вопросы), Галичина (о ее особенности говорили Ю. Луценко, П. Толочко и др.), украинская Буковина (к западной части Украины присматриваются соседи) и другие.

Как правило, любое разделение, раскол, ссора и конфликт свидетельствуют, говоря используя православный тезаурус, не только об умножении греха и беззакония, оскудении любви (в т.ч. братолюбия), увеличении распрей и нестроений, но и являются признаками эгоизма, гордыни и самообмана. Закономерно, что вследствие разделений возникают и вполне логичные (для подобной своеобразной логики) суждения типа того, что Украину, по сути, якобы населяют три народа - галичане, новороссы и собственно украинцы2.

Интернационализм, гостеприимство, дружелюбие и отсутствие ксенофобии не только на юго-востоке Украины ассимилировали многих. Донбасс, Екатеринославль (нынешний Днепропетровск), Елисаветград (Кировоград), Херсон, Николаев, Одесса и многие иные города и земли, именуемые в XIX веке «нашей Америкой», мыслились как города и земли славы русского (в т.ч. и малорусского) оружия, а «новороссы имели не меньшие шансы остаться субэт-

з

носом великороссов» , чем украинизироваться.

В своем «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даль в определении «Наречия новороссийского» утверждал, что новороссы говорят по-русски, но с некоторыми особенностями произношения, ведь влияет и «язык малорусский; но общая наклонность и желание - говорить по-московски... Если с одной стороны иноплеменцы здесь обмоскалились, то с другой, во всех даже и великорусских селениях, народ принял этот говор... Слов, принадлежащих собственно Новороссийскому краю, кажется нет»4.

В конце XX в. на Украине возник феномен украинизированных русских. Проблема даже не в Иванах, забывших, что они русские, и не помнящих предков. В большинстве своем русские на Украине, как и украинцы в России, традиционно чувствовали себя своими, родными. Смешанные браки в СССР нивелировали национальный вопрос, что особенно было заметно на многонациональном и доброжелательном юге УССР. Ведь при «смешении кровей, которое произошло в СССР в XX веке, в каждом (или почти в каждом!) россиянине. можно обнаружить украинца, а в каждом украинце - россиянина»5. Потому и при почти восьми миллионах этнических русских на заре украинской независимости фактически не было создано ни русской партии, ни действенного русского движения. Множество граждан независимой Украины говорили и думали по-русски, а откалывались от Москвы по социальным («у нас сало, хлеб, богатая земля и т.д.»), а не национальным причинам.

Расколы - это часто своеобразные культурно-национальные «чернобыли». УССР создавалась из разных, часто не совсем однородных частей. Ведь, например, ханский Крым - это не великая гетманская Малороссия. Сегодня в мире истории есть много и фальсификаций, и табу. По замечанию академика НАН Украины П. Толочко, «многие из историков почему-то решили, что украинцы были всегда»6. Комплекс второсортности, чувство ущербности, восприятие своей неполноценности, искаженное самолюбие, гипертрофированный этноцентризм, как и стереотип «младшего брата», приводят некоторых, в том числе и представителей современных народов, к изоляционизму. Как бы из-за отказа от духовного и исторического наследия, ослабления моральных качеств и из-за недальновидности не только западным европейцам (начинается новый, тихий, ползучий процесс завоевания Европы) в будущем не повторить судьбу уже вымерших аборигенов! Во многих странах сегодня возникают проблемы внутренних субкультурных колоний, субнаций и субгетто.

Смелость, порядочность, моральность, порой воинственность и патриотизм были издавна присущи малороссам. Почему, например, современные культурологи забывают, что смелый казак (часто бесстрашный, доблестный и победоносный) с отрезанной головой врага - популярная народная картинка Украины XVIII столетия?1. Однако, гиперагрессия - явление жестокое и негативное.

Не только командующий Украинской Повстанческой Армии (сокращенно - УПА) Р. Шухевич, служа в 201-м полицейском батальоне, уничтожал белорусских партизан во время Великой Отечественной войны. Он имел предшественников и из среды запорожских казаков. Среди казаков были как бесстрашные борцы, легендарные личности, смелые воины и народные герои (Байда Вишневецкий, Иван Сирко и многие другие), так и негодяи. В «Баркулабов-ской летописи» запорожцы предстают как банды мародеров, нанятые польским королем для войн против соседей

1 Подробнее: Бузина О. Истории от Олеся Бузины: Алтарь Победы // Сегодня. - М., 2011. - 7 мая.

2 Бузина О. Нынешнюю Украину, по сути, населяют три народа: галичане, новороссы и собственно украинцы // Сегодня. -М., 2010. - 27 сентября.

3 Там же.

4 Цит. по: Бузина О. Истории от Олеся Бузины: Новороссия против Галичины. Вековая борьба // Сегодня. - М., 2007. -13 апреля.

5 Бузина О. Погружение в братоубийство // Сегодня. - М., 2015. - 11 февраля.

6 Цит. по: Назаренко М. Ведущий специалист по древнему Киеву академик Петр Толочко: «Мы уже договорились до того, что Иисус Христос был щирим украинцем, гуцулом» // Бульвар Гордона. 2006. - март, № 10 (46). - С. 14, подробнее - с. 14-15.

7 Ср.: Бузина О. Истории от Олеся Бузины: Кого замучили украинцы? // Сегодня. - М., 2008. - 4 июля.

(«горше злых неприятелей, або злых татар»)1. В 1595 г. «герой» С. Наливайко с двумя тысячами доблестных казаков захватил Могилев, а «мещан, бояр, людей учтивых так мужей, яко и жен, детей малых побили, порубали, попоганили (т.е. изнасиловали - В.Р.), скарбов теж незличоных побрали с крамов и с домов». В 1601 г. король завербовал четыре тысячи запорожцев во главе с С. Кошкой, чтоб сразиться со шведами, но, согласно летописцу (см. «Баркулабовскую летопись»), «ничего доброго» мужественные казаки никому не сделали, а по дороге домой «взяли штурмом» Полоцк и Витебск. По свидетельству Ф. Филиповича, смелые, но агрессивные запорожцы «великую шкоду чинили, а место славное Витебск звоевали, злата-сребра множество побрали, мещан учтивых порубали»2.

В 1603 г. четыре тысячи бесстрашных запорожцев во главе с гетманом И. Куцковичем в Баркулабовской и Шу-пенской волостях украли деньги, 50 кабанов, 60 пудов меда, 500 мер жита, 150 «яловиц» (то есть, коров), 500 кур и 300 возов сена, и изнасиловали даже шестилетнюю девочку. «И такое творилось постоянно!», - комментировал украинский писатель, - ведь у их современников «присутствуют образы не "святых рыцарей", а насильников и головоре-

3

зов» .

Гетмана П. Сагайдачного с двадцатью тысячами казаков наняла Варшава, чтобы посадить на московский престол королевича Владислава. Первой жертвой казаков стал русский город Путивль (сейчас в составе Украины). Потом в городах Ливны, Елец, Лебядин, Данков, Скопин, Ряжск и других оккупанты-запорожцы уничтожили «многих мужчин, женщин и детей до младенческого возраста» .

Московия в Смутное время потерпела ущерб не только от поляков, но и от южноруссов. Можно прочитать ужасную картину погромов запорожцев: «Труп лежал на трупе!.. убивали священников даже на Рязанщине. Жители выдержавшего осаду Сагайдачного крошечного городка Михайлов отмечали 27 августа 1618 года (день, когда "злой Сагайдак" снял осаду) как самый великий праздник вплоть до Октябрьской революции!»5. Библиотеку Ивана Грозного, согласно весьма спорным и сомнительным умозаключениям, уничтожили «до последнего листика украинские и польские оккупанты, захватившие Кремль в 1612 году»6. Даже если допустить такое, то не лучше было бы перевезти ее в Варшаву или в Киев? Библиотека впоследствии пригодилась бы, например, в Киево-Могилянской академии. Вскоре гетман П. Сагайдачный сообщит о желании Войска Запорожского послужить Москве, а та наделила запорожцев жалованьем. Видимо, были учтены воинственность, удаль, доблесть и смелость некоторых бесстрашных украинцев и Л. Толстым. В его рассказе «Набег» батальон русской армии, где слышался «малороссийский говор», отважно принимает участие в военных действиях на Кавказе.

Агрессивность породила на Украине и первый серьезный внутренний раскол. Он восходит к личности неординарного И. Мазепы, когда кучка заговорщиков во главе с гетманом нарушила присягу. До Мазепы были гетманы-предатели (Юрий Xмельницкий, Иван Выговский и прочие), но те измены не приводили к серьезным последствиям и нестроениям среди казацкой верхушки. Интересно, что астрологи предсказывали Карлу XII и И. Мазепе разгром России. Среди значений слова «мазепа», приводимых известным украинским ученым Б. Гринченко, были «простофиля», «глупец», «простак», «вахлак», «маска», «замазура», «неопрятный, грубоватый и простоватый человек». Дуру в народе называли «мазепською дiвчиною»7. Б. Гринченко констатирует неприязнь и презрение к Мазепе в украинской народной молве, хотя сам был украинофилом и считал, что «Iнтелiгенцiя вся в нас змоскалена... рвдну ж мову в мужи-чих устах вважае за "хахлацький жаргон"»8. Слово «жаргон» у нас часто ассоциируется с криминальной субкультурой (криминальный жаргон). Агрессивность жаргонов обусловлена ограниченностью, примитивностью, узостью применения и понимания. Но сегодня украинский язык не жаргон, не арго и не сленг, а, по утверждению украинских исследователей (С. Садовенко, Н. Ткач и др.), второй по мелодичности язык Европы и мира. Правда, Украина славится не только красотой языка, богатством черноземов, трудолюбием народа, изобилием природы, очарованием женщин и многим иным.

Многие малороссы-украинцы были патриотами и своего края, и общего Великого Отечества, они прославились на разных поприщах. Бывший гетман Д. Многогрешный, став русским воеводой, покорял чукчей. А. Каппелер отмечал, что когда Петр I начал реформировать Россию, то 60% епископов были родом из Украины. Древний Киев, именуемый матерью градов русских, Иерусалимом земли русской, новым Царьградом, Меккой славянства и иными заслуженными названиями, стал духовной метрополией большой и грозной евразийской державы.

Герой-генерал Б. Перовский начал покорение Средней Азии, другой генерал-украинец П. Котляревский - легенда кавказских войн. Запорожцы после ликвидации Сечи почти в полном составе были переведены Екатериной II на Кубань и переименованы в черноморских казаков. Из трех гвардейских пехотных полков середины XVIII ст., Измайловский был фактически сформирован выходцами из Украины. И им умело командовал малоросс К. Разумовский. Рожденный в Глухове А. Безбородко сумел стать личным секретарем Екатерины II, главой коллегии иностранных дел и канцлером Российской империи. Полтавчанин И. Паскевич командовал лучшей дивизией России - 1-й Гвардейской. У него в подчинении находился и будущий император Николай I. По плану И. Паскевича русская армия оборонялась в 1812 году под Смоленском. Его 26-я пехотная дивизия участвовала в битве под Бородино. И. Паскевич победил в вой-

1 Ср.: Бузина О. Истории от Олеся Бузины: Кого замучили украинцы? // Сегодня. - М., 2008. - 4 июля.

2 Там же.

3 Там же.

4 Гетман Сагайдачный. Чувардинский А. Г., Палий А. И. - К.: Науковий свгг, 2002. - 225 с.

5 Бузина О. Истории от Олеся Бузины: Кого замучили украинцы? // Сегодня. - М., 2008. - 4 июля.

6 ГГ^

Там же.

7 См. подробнее на эту тему: Бузина О. Истории от Бузины: Последняя осень Мазепы // Сегодня. - М., 2008. - 5 сентября.

8 Цитаты Б. Д. Гринченко. - http://www.PersonBio.com>view_post.php?id_info=2552

нах с Персией, Турцией, разгромил мятеж поляков в 1831 году. Украинец адмирал В. Завойко оборонял от англичан и французов Камчатку, а генерал Р. Кондратенко погиб в Порт-Артуре. Позже были красные маршалы - Р. Малиновский, К. Ворошилов, К. Москаленко, С. Тимошенко и П. Рыбалко, а генерал-лейтенант, также из Украины, Кузьма Деревянко от СССР подписал Акт о капитуляции Японии в 1945 г., который завершал II Мировую войну.

Многие выходцы с юга великой державы становились выдающимися деятелями культуры. Это писатели Н. Гоголь, М. Булгаков и М. Зощенко, певцы И. Козловский и А. Вертинский, режиссеры С. Бондарчук и А. Довженко и тысячи других подвижников общеславянского делания. Среди них, например, и почти забытый Григорий Данилевский. Он был популярнейшим романистом («Сожженная Москва», «Мирович», «Беглые в Новороссии», «На Индию при Петре I», «Черный год», «Уманьская резня» и др.), описывающим приключения украинцев в империи.

Россия всегда была гостеприимна и доброжелательна даже к выходцам из отдаленных земель. Кроме предка Пушкина, при Петре I мы знаем нанятых в Амстердаме темнокожих художника, корабельного мастера и морского офицера.

Одна из причин конфронтации во всем мире - ультранационализм. Это часто завуалированный нацизм - раковая опухоль, метастазы которой раскалывают человечество, толкая брата на брата. Евангельские максимы «блаженны миротворцы» и «да возлюбим друг друга» сегодня очень важны, в т. ч. для конструктивного и равноправного развития, творчества и сотрудничества.

Советская власть, породившая украинизацию, отказалась от дореволюционной концепции триединого русского народа, у истоков которой стоял киевлянин Феофан Прокопович, сподвижник Петра I. А ведь до монгольского нашествия Киев был столицей великой, пусть и страдающей междоусобицами, но еще не до конца разделенной и духовно единой Руси, и населяли Русь - русские. В советские времена предположили, что в XIV-XV вв. произошло их разделение на братские народы. Однако даже в XVШ-XIX ст. жители Киева или Чернигова считали себя русскими, оставаясь ими до начала XX века. При Екатерине II, Николае I и Александре II чувство общерусского единства переживалось с особой силой, и дело не только в судьбоносных войнах на юге империи, но и во всеобщей солидарности, духовной сплоченности, общем единомыслии и национальной соборности.

В XX столетии все радикально изменилось. Начиная с 20-х гг. из союзного центра поддерживали в бывшей Малороссии ту часть населения, которая идентифицировала себя как украинцы (длительные и краткосрочные украинизации, культура «шароварная» в противовес городской и т.д.). После 1991 г. культуртрегеры из Западной Украины третировали «змоскаленых» восточников, предлагая по сути «галицинизацию». Не учитывались, например, работы Д. Табачника и П. Толочко, доказывающие, что украинцы-малороссы и украинцы-галичане отличны между собой. Забывалось, что украинцы-малороссы созидали Российскую державу, давая миру тысячи выдающихся личностей, а галичане ютились на периферии польской окраины Австрии, будучи представлены преимущественно забитыми «хлопами». Да, среди галичан тоже были прогрессивные, волевые и мудрые люди, включая так называемых «москвофи-лов», но лишь вторая половина XX века принесла полноценную жизнь на западные земли Украины.

Среди десятков украинских деятелей XX в. особое место занял С. Бандера. Убийство в 1934 г. польского министра внутренних дел Б. Перацкого возмутило даже главу украинских националистов экс-петлюровца полковника Е. Коновальца. С. Бандеру выдали полякам1. После убийства П. Судоплатовым Е. Коновальца украинских националистов возглавил А. Мельник. По его просьбе Абвер взял на себя все расходы, необходимые для организации подрывной деятельности в СССР. Среди завербованных был и «карьерист, фанатик и бандит» (слова полковника Абвера Э. Штольце, руководившего националистами в их борьбе с Советским Союзом2) С. Бандера, освобожденный немцами из польской тюрьмы. Идеология бандеровцев - «интегральный национализм» - почти копия гитлеровского национал-социализма3.

30 июня 1941 года в захваченном немцами Львове бандеровцы провозгласили Акт независимости Украины и сформировали правительство. Это должно было быть тоталитарное образование фашистского образца. С. Бандера торопился, чтоб не делить власть с националистами «мельниковцами». Нацисты создавали марионеточные государства - «независимые» фашистские Словакию, Xорватию и, возможно, возникла б и «незалежна нацюнал-сощалютична Украша». Но агент Бандера «вместо того, чтобы согласовать свои действия с Абвером, ударился в самоуправство»4 и «раса господ» указала Бандере со товарищи, где их место5.

Известный украинский писатель-юморист О. Вишня называл главного оуновца «фюрером самостшно! дiрки»6 В августе 1941 года В. Канарис поручил Э. Штольце прекратить связь с С. Бандерой и во главе националистов удерживать уравновешенного, спокойного и относительно интеллигентного А. Мельника.

Для разрыва с С. Бандерой был использован тот факт, что он в 1940 г., получив от Абвера большую сумму денег для финансирования созданного подполья, присвоил их, переведя в один из швейцарских банков. Оттуда они бы-

1 См. Судоплатов П. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997.

2

Подробнее: Центральный Государственный Архив Общественных Объединений Украины. - Ф. 57. - Оп. 4. - Д. 338. - Л.

280-288.

3 Бузина О. Повторение, мать учения: Ветераны УПА пилили пленных, как бревна // Сегодня. - М., 2007. - 18 мая.

4 Бузина О. Истории от Олеся Бузины. Степан Бандера: «Наша влада буде страшною!» // Сегодня. - М., 2007. - 19 октября.

5 Бузина О. Истории от Олеся Бузины: Алтарь Победы // Сегодня. - М., 2011. - 7 мая.

6 Цит по: Бузина О. Истории от Олеся Бузины. Степан Бандера: «Наша влада буде страшною!» // Сегодня. - М., 2007. -19 октября.

ли изъяты немецкими кураторами и возвращены С. Бандере. Такой же факт имел место и с А. Мельником1. Абвер сформировал два украинских диверсионных батальона («Роланд» и «Нахтигаль») и активно использовал крайних националистов в войне. При отступлении В. Канарисом были даны указания о создании националистического подполья (банд) для борьбы, проведения террора, диверсий, шпионажа. Об этом свидетельствовал Э. Штольце2. Известным терактом бандеровцев стало нападение 29 февраля 1944 года на автомобиль освободителя Киева генерала Н. Ватутина. Разве смерть Н. Ватутина или Я. Галана, как и 15 апреля 2015 г. убийство О. Калашникова, - это не деяния, направленные далеко не только против них? Трудно оспаривать, что победа над фашизмом была «под Красным знаменем, не под украинским желто-синим»3. Против аргументов нужны контраргументы, а не пули.

Служба безопасности ОУН С. Бандеры часто была кровавее и страшнее НКВД, а мерами наказания было множество казней4. Есть якобы доказательства того, что их «принципом было - лучше расстрелять десять невиновных, чтобы наказать одного виновного», при этом было достаточно, если только «подозревает УПА. И вы в этом, по их логике, и виноваты! До такого не додумались даже в гестапо!»5.

С. Бандера любил играть на мандолине и петь. Не вполне корректно и разумно звучат саркастические суждения, что «в лице Бандеры нация потеряла выдающегося деятеля искусств. Но хор имени Веревки еще не поздно переименовать в хор имени Бандеры. А еще лучше - объединить. Здорово бы звучало - Академический хор имени Банде-ры и Веревки!»6. О. Бузину можно критиковать и осуждать, но даже Министерство образования Украины на исходе 2014 г. снова запретило (как уже было при Президенте В. Ющенко) слова «Великая Отечественная война».

История свидетельствует о том, что афоризм «в единстве наша сила» являлся победоносным для восточных славян со времен Куликовской битвы и до совместных побед во II Мировой войне. Вместе русские и украинцы сокрушали Карла XII и Наполеона I, громили турок и немцев, освобождая свои исконные земли. Многие годы в неразрывном единстве и взаимопонимании мудрые, трудолюбивые украинцы и русские самоотверженно приумножали мир и благосостояние, утверждая торжество справедливости, любви, равенства, добра, братства и гуманизма на планете. Приоритетом XXI в. должны стать дружба и согласие, мир и любовь, причем не только между братскими странами. Необходимы взаимопонимание, толерантность, равноправие и сотрудничество разных, - в том числе и различающихся между собой, - людей, государств и народов ради прогресса и процветания всего человечества, ради дальнейшего развития культуры и науки.

Вызывают споры и сомнения многие высказывания и положения не только О. Бузины, но очень больно, когда брат воюет с братом или когда где-то попираются принципы демократии и плюрализма7. Не слишком ли дорогой ценой дается иногда людям вразумление? Вспоминаются слова гениального Тараса Шевченко: «Обшмиъся ж, брати мо!, бо лихо вам буде» («Обнимитесь же, мои братья, ибо горе вам будет»)!

Академик НАН Украины П. Толочко в работе «Нас разрывают на части!» отмечал, что каким бы испытаниям ни подвергались отношения русского и украинского народов в прошлом, в конечном итоге, их православно-цивилизационная общность и этническое родство оказывались сильнее8. Рецепт прекращения междоусобных распрей прост - возлюбим друг друга: русский украинца, украинец русского, русский русского, украинец украинца, соединимся в любви, братолюбии и единомыслии. Для этого есть серьезные основания и прежде всего - общность в истории, культуре, единство в православной вере и в менталитете, наличие схожести в складе ума и характера, в народном быту и в языке.

Таким образом, анализируя украинские реалии в историческом и культурфилософском дискурсах, в некоторых фактах можно найти оправдания рефлексий отдельных современных украинских сказаний и утверждений (например, походы запорожцев на Московию и Беларусь). Однако есть и альтернатива: существуют и иные веские и аргументированные факты. Среди них - в определенных конкретно-исторических условиях и в культурно-политических реалиях позитивная миссия Москвы. По существу московский протекторат смягчал татаро-турецкую и польско-литовскую экспансии, подавляя процессы колонизации и порабощения, останавливая создавшиеся предпосылки для вымирания малороссов.

Важно отметить и то, что бесстрашные, самоотверженные и талантливые выходцы с юга великой страны внесли значительный вклад в развитие общей державы и в приумножение ее благосостояния. Украинцы существенно обогатили европейскую и мировую науку, культуру и образование, но очень хочется надеяться, что еще большие достижения ждут Украину и украинцев в будущем.

1 Подробнее: Центральный Государственный Архив Общественных Объединений Украины. - Ф. 57. - Оп. 4. - Д. 338. -Л. 280-288.

2 Там же.

3 Бузина О. Повторение, мать учения: Когда разрушили советскую Украину, ее разрушили вообще // Сегодня. - М., 2014. -

6 мая.

4 «Повстанська розвщка дiе точно й вщважно...». Документальна спадщина тдроздшгв спещального призначення Органь зацй украшських нацюнатспв та Украшсько! повстансько! армп. 1940-1950-т! роки / Веденеев Д., Биструхш Г. - К.: К1.С., 2006. -568 с.

5 Бузина О. Повторение, мать учения: Ветераны УПА пилили пленных, как бревна // Сегодня. - М., 2007. - 18 мая.

6 Бузина О. Истории от Олеся Бузины. Степан Бандера: «Наша влада буде страшною!» // Сегодня. - М., 2007. - 19 октября.

7 См. подробнее: Радиевський В. О. Нотатки з субкультури аномп : монографiя. - К. : Вид-во «Логос», 2012. - 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Толочко П. П. «Нас разрывают на части!» // Единая Русь. 2004. - 15 декабря. - http://edrus.org/content/view/29/47/

См. подробнее на эту тему: Радзиевский В. А. От вражды к единству // Наш современник. - М., 2015. - Июнь, № 6. - С. 226243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.