Научная статья на тему 'УКРАИНА, QUO VADIS? ПОСЛЕВКУСИЕ ПРАЗДНИКА'

УКРАИНА, QUO VADIS? ПОСЛЕВКУСИЕ ПРАЗДНИКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / УКРАИНСКИЙ ТРАНЗИТ / РЕСПУБЛИКА УКРАИНА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мироненко Виктор Иванович

Четвёртая, последняя статья подготовленного в Центре украинских исследований Института Европы РАН к 30-летию провозглашения независимости Украины цикла посвящена тому, как затронутые в предыдущих статьях особенности трансформации украинских общества и государства отразились в праздничных мероприятиях, дискурсах и нарративах. Представившаяся возможность анализа пройденного страной пути была использована далеко не полностью. Юбилейные мероприятия прошли, оставив ощущение некоторой недосказанности. И это в известной мере характеризует ситуацию - внутреннюю и внешнюю, в которой оказалась украинская республика в начале четвёртого десятилетия своего суверенного существования. Романтический его период завершился, а реалистический пока не наступил. От событий и суждений юбилейного года осталось ощущение общей неопределённости и политической нерешительности. Вывод, предлагаемый автором, состоит в том, что время выжидания, деклараций и паллиативов для Украины прошло. Наступает время трезвых оценок и смелых действий. Страна стоит перед необходимостью решительной перезагрузки политической системы и критического пересмотра целей, средств и темпов модернизации и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINE, QUO VADIS? AFTERTASTE HOLIDAY

The fourth and final article prepared in the Centre for Ukrainian Studies of the Institute of Europe of the RAS for the 30th anniversary of Ukraine’s independence cycle, devoted to the way in which the features of transformation of Ukrainian society and the State addressed in previous articles were reflected in the celebrations, discourses and narratives. The opportunity to analyse the country’s path has not been fully exploited. The anniversary events were held, leaving a sense of understatement. This to a certain extent characterizes the situation - internal and external - in which the Ukrainian Republic found itself at the beginning of the fourth decade of its sovereign independent existence. His romantic period is over, and the realistic one has not been started yet. A sense of general uncertainty and political indecision has been left from the events and judgments of the anniversary year. The conclusion proposed by the author of the article is that the time for waiting, declarations and palliatives for Ukraine has passed. It is time for sober judgment and decisive action. Countries face a decisive reboot of the political system and a critical review of the goals, means and pace of modernization and development.

Текст научной работы на тему «УКРАИНА, QUO VADIS? ПОСЛЕВКУСИЕ ПРАЗДНИКА»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №5

УДК 328.1, 329.1

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52021119127

УКРАИНА, QUO VADIS? ПОСЛЕВКУСИЕ ПРАЗДНИКА

Виктор Иванович Мироненко

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: victor@mironenko.org, ORCID: 0000-0001-8817-9372

Ссылка для цитирования: Мироненко В.И. Украина, quo vadis? Послевкусие праздника // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2021. №5. С. 119-127. DOI: 10.15211/vestnikieran52021119127

Аннотация. Четвёртая, последняя статья подготовленного в Центре украинских исследований Института Европы РАН к 30-летию провозглашения независимости Украины цикла посвящена тому, как затронутые в предыдущих статьях особенности трансформации украинских общества и государства отразились в праздничных мероприятиях, дискурсах и нар-ративах. Представившаяся возможность анализа пройденного страной пути была использована далеко не полностью. Юбилейные мероприятия прошли, оставив ощущение некоторой недосказанности. И это в известной мере характеризует ситуацию - внутреннюю и внешнюю, в которой оказалась украинская республика в начале четвёртого десятилетия своего суверенного существования. Романтический его период завершился, а реалистический пока не наступил. От событий и суждений юбилейного года осталось ощущение общей неопределённости и политической нерешительности. Вывод, предлагаемый автором, состоит в том, что время выжидания, деклараций и паллиативов для Украины прошло. Наступает время трезвых оценок и смелых действий. Страна стоит перед необходимостью решительной перезагрузки политической системы и критического пересмотра целей, средств и темпов модернизации и развития.

Ключевые слова: Украина, независимость, либерализация, украинский транзит, республика Украина, безопасность, евроинтеграция.

Статья поступила в редакцию: 11.10.2021.

UKRAINE, QUO VADIS? AFTERTASTE HOLIDAY

Victor I. Mironenko

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: victor@mironenko.org, ORCID: 0000-0001-8817-9372

For citing: Mironenko, V.I. (2021). Ukraine, quo vadis? Aftertaste holiday. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 23(5): 119-127. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran52021119127

© Мироненко В.И. - к.и.н., в.н.с., рук. Центра украинских исследований Отдела страновых исследований ИЕ РАН.

Abstract. The fourth and final article prepared in the Centre for Ukrainian Studies of the Institute of Europe of the RAS for the 30th anniversary of Ukraine's independence cycle, devoted to the way in which the features of transformation of Ukrainian society and the State addressed in previous articles were reflected in the celebrations, discourses and narratives. The opportunity to analyse the country's path has not been fully exploited. The anniversary events were held, leaving a sense of understatement. This to a certain extent characterizes the situation - internal and external - in which the Ukrainian Republic found itself at the beginning of the fourth decade of its sovereign independent existence. His romantic period is over, and the realistic one has not been started yet. A sense of general uncertainty and political indecision has been left from the events andjudgments of the anniversary year. The conclusion proposed by the author of the article is that the time for waiting, declarations and palliatives for Ukraine has passed. It is time for sober judgment and decisive action. Countries face a decisive reboot of the political system and a critical review of the goals, means and pace of modernization and development.

Key words: Ukraine, independence, liberalization, Ukrainian transit, Republic of Ukraine, security, European integration.

Article received: 11.10.2021.

Украина отметила 30-летие независимости. В первой из посвящённых этому событию статей речь шла об особенностях предшествующего периода (Мироненко 2021а), который некоторые украинские эксперты определяют как «первый трансформационный кризис» (Ермолаев 2019, Minakov 2021). Во второй - о двух миражах: государстве, как панацее, и ЕС, как «земли обетованной» (Мироненко 2021Ь). В третьей - о некоторых особенностях и итогах общественного развития и государственного строительства в республике за 30 лет трансформации (Мироненко 2021с). Последняя в этом цикле статья посвящена анализу того, что изменилось и изменилось ли что-то на Украине в юбилейном году, и как это отразилось в общественном сознании: другими словами, тому, как из этой временной точки видится прошлое, настоящее и будущее украинской республики обществу и политикам.

Всё происходящее на Украине, как, впрочем, и в любой другой стране, необходимо рассматривать в историческом контексте. Мы попытались это сделать, насколько позволяли рамки журнальной статьи «К истории Третьей украинской республики (1991-2021)» в №5 журнала «Современная Европа» за этот год. В ней речь идёт о том, что независимость здесь часто мыслится не только как свобода от внешнего политического диктата, но и как дистанцирование от собственного прошлого, от своей истории. Во всяком случае, от некоторых её этапов. В целом, «новую (...) украинскую историографию, - пишет украинский историк Я. Грицак, -трудно охарактеризовать однозначно» (Грицак 2011: 130), она находится в процессе становления. Но привычка рассматривать исторические факты в «дюркгеймовском духе» в ней укоренилась прочно (Космина 2015). Для нового исторического нарратива республики характерны, с одной стороны, стремление продлить его как можно дальше в прошлое (Зеленский 2021, Обращение академика Толочко...), а с другой - желание замолчать целые периоды, дискретность в восприятии политической истории (Толочко 2013). В украинской историографии времён Второй («советской») украинской республики политический режим Первой - УНР / ЗУНР если и упоминался, то лишь как буржуазно-националистический, контрреволюционный (История Украинской ССР 1984). Похожая судьба постигла и её саму. «В отечественной исто-

риографии времён независимости, - пишет Петр Толочко, - образ советской Украины изменен до неузнаваемости» (Толочко 2013).

Дилемма внешней политики

Основное внимание в ходе подготовки к юбилею и на юбилейных мероприятиях уделено было не внутренним, а внешним аспектам политической жизни Украины. Первые предполагалось обсудить в рамках Всеукраинского форума «Украина 30». Несмотря на представительный состав его участников и разнообразие предложенных для обсуждения вопросов, большого общественного резонанса он не получил. Юбилейные мероприятия в основном вращались вокруг внешнеполитических проблем (инаугурационный форум «Крымской платформы», «саммит первых леди и джентльменов») и проблем безопасности (военный парад в Киеве, торжественное прохождение военных кораблей в Одессе).

Последовавшие за ними события (рабочий визит В. Зеленского в США и его встреча с Дж. Байденом, его участие в 37 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выступление и несколько встреч «на полях», многочисленные комментарии министра иностранных дел Д. Кулебы) не оказали заметного влияния на процесс международного позиционирования Украины, но добавили ему несколько новых оттенков.

Ощутимым было стремление сохранить интерес к Украине и закрепиться на позиции страны - члена европейской семьи, пускай пока что в неё не приглашённой. На юбилейных мероприятиях обозначились с разным уровнем участия 46 стран, большинство европейских государств, страны Северной Америки, Австралия и Новая Зеландия. То есть представлены были практически весь Европейский союз и Североатлантический альянс (НАТО). На Украине это было воспринято как признание её принадлежности к этой политической «семье».

Одновременно, однако, возросла и неуверенность в близкой перспективе евроинтегра-ции, в постоянстве и действенности политической поддержки ЕС (Кулеба к ЕС...) в связи с высказываниями его официальных лиц, а также неопределённостью позиции стран-лидеров и выборами в ФРГ (Савшок 2021; Ретиг 2021). Пока что преобладает мнение, что наихудший для Украины сценарий не реализовался. Вице-премьер А. Резников полагает, что позиция в отношении Украины у всех политических сил, которые потенциально войдут в коалицию, примерно одинакова и состоит в поддержке её независимости и суверенитета (Коалщя в Нь меччиш...). Не добавило оптимизма и поведение некоторых не столь влиятельных, но важных для Украины стран, например, Венгрии. Несколько ослабели, но, судя по всему, сохраняются, избыточные, на наш взгляд, надежды на прямое подключение США к разрешению внутренних и внешних проблем Украины.

Форум «Ялтинская европейская стратегия», возобновлённый после годичного перерыва, прошёл незаметно, что тоже можно считать свидетельством некоторого торможения евро-интеграции Украины. Долго оставалась вакантной должность генерального директора Правительственного офиса координации европейской и евро-атлантической интеграции. Впрочем, вице-премьер О. Стефанишина полагает, что соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС выполнено на 58% (Стефашшина: Украша виконала Угоду.). Далеко не все украинские политики настроены столь оптимистически. Д. Кулеба заявил, что он «немного устал от того, что слыш(ит), как другие государства напутствуют нас на необходимость проведения реформ, не говоря правды: они не хотят нас принимать в ЕС не потому, что мы не готовы, они сами не готовы» (Кулеба к ЕС.). «Украина разочарована в обещаниях Запада, - заявил он в интервью The Independent, - (...) и рассчитывает только на себя - свою армию, дипломатию и народ. Эта страна усвоила несколько горьких уроков, которые показали, что обещания За-

пада скорее всего не будут выполнены. Мы не верим обещаниям» (Украша бшьше не Biprnb общянкам.).

Пессимизм украинского министра мог стать следствием как несколько завышенных ожиданий от встречи президентов Украины и США, так и общей неудовлетворённости отношением ЕС к Украине. Оно, действительно, неоднозначно. В ежегодном послании главы Европейской комиссии У. фон дер Ляйен украинская тема практически отсутствовала (State Of The Union.). Весьма критически настроены в этом отношении украинские эксперты. А. Ермолаев задаётся вопросом: «Кому пришло в голову выпрашивать этот статус (MNNA - главного союзника США не члена НАТО - В.М.) у США при непростых отношениях США и ЕС. Почему никому не приходит в голову добиваться особого партнёрства с Францией или Германией... В интригах с Соединёнными Штатами только расширяется трещина недоверия. Признать реальность - не значит потерпеть поражение, это значит быть адекватным.» (Украина может поссорить.).

С другой стороны, члены ЕС - соседи Украины по-прежнему считают украинскую проблематику важной как для себя, так и для всего союза. Посол Польши на Украине Б. Цихоц-кий полагает, что для совместного преодоления вызовов на внешнеполитической арене необходим новый формат отношений с Украиной, к которому следует привлечь также и Чехию, Венгрию, Словакию, Румынию и страны Балтии (Польша предложила Украине.). Расстановка акцентов в речах украинских политиков заставляет думать, что в поиске более решительной поддержки Украины - экономической и военной - происходит известная переориентация. Если это и есть упоминавшийся президентом и главой его администрации т.н. «план Б», вряд ли следует в ближайшее время ожидать каких-то решительных перемен во внешней политике.

Как бы там ни было, евроинтеграция как главная цель сохраняется, но приходит понимание того, что путь «в Европу» будет не простым и не быстрым, и лежит он не столько через внешнюю политику, сколько через политику внутреннюю.

Сохраняется и даже углубляется, несмотря на усилия стран-посредников, тупик в российско-украинских отношениях, на бумаге остаются Минские соглашения, в состоянии стагнации нормандский процесс.

Внутренние политические процессы

Наблюдение за происходившим на Украине в юбилейном году наводит на мысль о слабой корреляции жизни большинства граждан и политической жизни. Последняя бурлит в столице, заметна в крупных городах, во властных институтах, экспертном сообществе и СМИ, освещена снаружи, но непрозрачна изнутри. Первая же освещена значительно хуже, политически слабо формализована, но хорошо ощутима, особенно в малых и средних городах. Два этих процесса протекают часто порознь, подолгу не соприкасаясь. А когда это происходит, как в 1993, 2004, 2014 гг., «искрят», «воспламеняют» накопившийся горючий социальный материал и приводят к политической бифуркации - пресловутым украинским «майданам». Когда же этот материал частично выгорает, они снова расходятся, каждый возвращается в своё прежнее русло. Новая украинская государственная администрация, встретив сопротивление осуществлению своих обещаний и планов, пытается одновременно сблизить и развести два этих процесса, обезопасив себя и страну от социального взрыва. Эти усилия дают временный эффект, но не решают главную задачу - объединить их в общий трансформационный процесс.

Пока что, судя по всему, такая ситуация всех устраивает. Внизу после нескольких неудачных попыток её радикально изменить, ощутима усталость и некоторая успокоенность. Вверху, после эйфории от электоральных успехов, - тоже. Такое положение вещей может сохраняться довольно долго при условии, что разрыв уже не в уровне, а в образе жизни народа и элит не будет расти, если «верхи» будут вести себя скромнее и будут уделять внимание не только внешней, но и внутренней безопасности. А «низы» не почувствуют угрозу своему нынешнему, пусть и не вполне устраивающему их существованию, той относительной экономической и личной свободе, которую они себе отвоевали. Установилось неустойчивое равновесие, но оно непредсказуемо и может быть нарушено как при попытке его окончательно закрепить, так и при попытках его резко изменить. Новое поколение украинских политиков рискует попасть в ситуацию политического цугцванга, в которой регулярно оказывалось предыдущее.

В юбилейном году имело место продвижение на нескольких важных для страны направлениях внутренней политики. Наиболее заметным оно было в борьбе с коррупцией и политическим влиянием олигархов, в переустройстве судебной системы, децентрализации и укреплении обороноспособности страны. В сентябре парламент принял закон «О предотвращении угрозам национальной безопасности, связанным с чрезмерным влиянием лиц, имеющим значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархами)». «Новый закон (.), - отмечается в международном обозрении Stratfor, - поставит администрацию президента Владимира Зеленского перед растущими ожиданиями и ответственностью, которые могут оказать влияние на международную поддержку его партии и его перспективы на выборах 2023 года» (In Ukraine, Zelensky's Anti-Oligarch Bill.). Закон, как и ожидалось, встретил сильное скрытое сопротивление и посеял сомнения в монолитности пропрезидентской партии «Слуга народа» и её фракции в парламенте. Именно так многими было воспринято смещение со своего поста председателя Верховной Рады, одного из ближайших соратников президента В. Зеленского Д. Разумкова. Но в целом президенту удалось удержать ситуацию под своим контролем, и, судя по всему, он не намерен отказываться от своего антиолигархического курса.

Медленно, со сбоями и остановками, продвигается судебная реформа. «Страна имеет редкий шанс для всеохватывающей судебной реформы (.), - заявил глава представительства ЕС на Украине Матти Маасикас, - в июле было одобрено законодательство о реформировании Высшего совета правосудия и перезапуске Высшей квалификационной комиссии судей; одна из частей судебной системы уже реформирована.» (Момент ютини.). Однако в отчёте Европейской аудиторской палаты говорится, что, несмотря на помощь в создании конкурентной среды, проведении судебной реформы и поддержку гражданского общества., всё ещё широко распространена коррупция, а поддержка со стороны Евросоюза не принесла ожидаемых результатов. Европейский аудитор Юхан Партс считает, что в ЕС нет стран, сравнимых по масштабам коррупции с Украиной (Момент ютини.).

Децентрализация споткнулась о проблему раздела государственных финансов между центром и местной властью, усугублённую значительным повышением цены на природный газ, что неизбежно вызовет рост цен на коммунальные услуги. Компании-поставщики утверждают, что цены на природный газ для населения останутся теми же - до 9 грн за кубометр и могут изменяться только в сторону понижения. Компания «Нафтогаз Украины» установила фиксированный годичный тариф на природный газ 7,96 грн/м3 с НДС, без стоимости доставки. Продолжаются, пока что без особого успеха, попытки найти способы компенсиро-

вать повышение цены за импортируемый из России газ для потребителей (Украинцам изменят правила.).

Наиболее успешно идёт процесс цифровизации госуправления. Выступая в Стенфорд-ском университете, В. Зеленский продемонстрировал ¡РИвпв с программой «Государство в смартфоне». «Сегодня, - сказал он, - 26 млн украинцев могут онлайн в смартфоне оформить документы на рождение ребенка, пользуются другими цифровыми документами, получили разрешение на строительство, могут открыть бизнес за 7-15 минут. Украина стала первой страной в мире, имеющей цифровой паспорт.» (В Украши немае часу мрiяти.). Но всё это не освобождает от ощущения, что созданное за прошедшие 30 лет новое независимое государство обходится обществу слишком дорого. Его оптимизация, удешевление остаются актуальнейшей задачей, в том числе и за счёт ускоренной цифровизации.

В условиях угроз безопасности страны, процесс укрепления обороноспособности стоит на одном из первых мест в политической повестке дня. В начале месяца в ходе визита В. Зеленского в США оборонными ведомствами двух стран было подписано рамочное соглашение о стратегических основах партнёрства. Этому предшествовала дискуссия в парламенте и экспертном сообществе о возможности предоставления Украине статуса ЫЫЫЛ. Остановились на том, что подписанное соглашение «обеспечивает международно-правовую поддержку со стороны США суверенитета, территориальной целостности и независимости Украины» (Укра'ша та США тдписали...).

Минский процесс оставался замороженным. Провалом завершились состоявшиеся 20 сентября в режиме видеоконференции переговоры в нормандском формате (Политсоветники «Нормандской четвёрки».). В тот же день указом №477/2021 президент Украины ввёл в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 17 сентября «О предложениях к проекту закона «О государственном бюджете на 2020 год» по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны». Предлагается выделить на эти цели средства в объёме не менее 5,95% ВВП, обеспечить первоочередное финансирование соответствующих расходов, повысить денежное обеспечение военнослужащих, принять меры к созданию и финансированию агентства оборонных технологий и государственного

целевого фонда развития оборонно-промышленного комплекса (Зеленський увiв в д^...).

* * *

30-летие провозглашения независимости, приуроченные к нему мероприятия, добавив несколько новых оттенков процессу адаптации Украины к этой относительно новой для неё реальности, не внесли в него каких-либо решительных изменений. Но они подтвердили сделанный нами ранее вывод о том, что Украина в своём развитии подошла к историческому рубежу.

Режим Третьей республики, исполнив свою историческую роль, исчерпал свои потенциальные возможности и нуждается в радикальной перезагрузке. Программы реформ в течение всех тридцати последних лет объявлялись неоднократно. Но проводились они половинчато, пока не затрагивали интересы влиятельных социальных групп или структур. «Неформальные институты структурируют взаимодействие элит более последовательно и предсказуемо. В основе неформального институционного устройства часто лежит обмен материальными выгодами и услугами между субъектами власти, получаемыми благодаря доступу к государственным ресурсам, активам и влиянию на государственную политику перераспределения» (На1е 2014).

Трансформационная пауза явно затянулась. Отмечавшаяся дата давала возможность осмыслить пройденный путь, обозначить и обсудить приобретения и потери, очередные цели и средства социально-экономической трансформации и государственного строительства. Они не были использованы в полной мере, и эта задача остаётся актуальной.

Список литературы / References

Hale, H. E. (2014). Patronal politics: Eurasian regime dynamics in comparative perspective. Washington, DC: George Washington University Press.

In Ukraine, Zelensky's Anti-Oligarch Bill Risks Backfiring. Startfor. 28.09.2021. Available at: https://worldview.stratfor.com/article/ukraine-zelensky-s-anti-oligarch-bill-risks-backfiring?utm_ source=mc_email&utm_medium=email&utm_campaign=midweek (accessed 01.10.2021).

Minakov, M. (2021). Thirty Yeas of Democratization Attempts in Ukraine. Kennan Institute, Wilson Center.

SuB, J. (2021). State Of The Union - Europe Lies Between Glasgow And Kabul. Friedrich Naumann Foundation. 16.09.2021. Available at: https://www.freiheit.org/european-union/state-union-europe-lies-between-glasgow-and-kabul (accessed 25.09.2021).

«В Украши немае часу мрiяти, бо вона мае мету»: Зеленський виступив у Стенфордь УН1АН. 02.09.2021. [«There is no time to dream in Ukraine, because it has a purpose»: Zelensky spoke at Stanford. UNIAN. 02.09.2021. (in Ukrainian).] Available at: https://www.unian.ua/politics/v-ukrajini-nemaye-chasu-mriyati-bo-vona-maye-metu-zelenskiy-vistupiv-u-stenfordi-video-novini-ukrajina-11532844.html (accessed 02.10.2021).

Грицак, Я. (2011). Страст за нацiоналiзмом. Стара iсторiя на новий лад. Критика, Кшв. [Gritsak, J. (2011). Passions for nationalism. Old story in a new way. Critica, Kyiv. (in Ukrainian).]

Зеленський увiв в д^ ршення РНБО щодо збшьшення фшансування сектора нацбезпеки та оборони: що даль УН1АН. 20.09.2021. [Zelensky put into effect the decision of the National Security and Defense Council to increase funding for the national security and defense sector: what's next. UNIAN. 20.09.2021. (in Ukrainian).] Available at: https://www.unian.ua/politics/zelenskiy-uviv-v-diyu-rishennya-rnbo-po-finansuvannyu-sektora-nacbezpeki-ta-oboroni-shcho-dali-novini-ukrajina-11551294.html (accessed 21.09.2021).

Коалщя в Имеччиш буде сприятливою для Украши - Кулеба. УНИАН. 28.09.2021. [The coalition in Germany will be favorable for Ukraine - Kuleba. UNIAN. 28.09.2021. (in Ukrainian).] Available at: https://www.unian.ua/politics/hto-b-ne-stoyav-na-choli-uryadu-nimechchini-koaliciya-bude-spriyatlivoyu-dlya-ukrajini-kuleba-novini-ukrajina-11559145.html (accessed 30.09.2021).

Момент ютини для судово'1 реформи: яким шляхом тде Украша. Свропейська правда. 15.09.2021. [The moment of truth for judicial reform: which way Ukraine will go. European truth. 15.09.2021. (in Ukrainian).] Available at:

https://www.eurointegration.com.ua/experts/2021/09/15/7127811/ (accessed 16.09.2021).

Савшок, В. (2021). «Золота» шмецька акщя: хто стане молодшим партнером у новш ко-алщп. Свропейська правда. 24.09.2021. [«Golden» German action: who will be the junior partner in the new coalition. European truth. 24.09.2021. (in Ukrainian).] Available at: https://www.eurointegration.com.ua/articles/2021/09/24/7128184/ (accessed 30.09.2021).

Стефашшина: Украша виконала Угоду про асощащю на 58%. Свропейська правда. 22.09.2021. [Stefanishyna: Ukraine has fulfilled the Association Agreement by 58%. European truth. 22.09.2021. (in Ukrainian).] Available at:

https://www.eurointegration.com.ua/news/2021/09/22/7128103/ (accessed 23.09.2021).

Украша бшьше не Biprnb обiцянкам Заходу - Кулеба. УШАН. 14.09.2021. [Ukraine no longer believes in the promises of the West - Kuleba. UNIAN. 14.09.2021. (in Ukrainian).] Available at: https://www.unian.ua/politics/ukrajina-bilshe-ne-virit-obicyankam-zahodu-kuleba-novini-ukrajina-11544640.html (accessed 15.09.2021).

Украша та США тдписали оборонну угоду: деталь УШАН. 01.09.2021. [Ukraine and the United States signed a defense agreement: details. UNIAN. 01.09.2021. (in Ukrainian).] Available at: https://www.unian.ua/politics/ukrajina-ta-ssha-pidpisali-oboronnu-ugodu-detali-novini-ukrajina-11529886.html (accessed 02.09.2021).

Зеленский, В. (2021). Речь Президента Владимира Зеленского по случаю 30-й годовщины независимости Украины. Президент Украины. 24.08.2021. [Speech by President Vladimir Zelensky on the occasion of the 30th anniversary of Ukraine's independence. President of Ukraine. 24.08.2021. (in Ukrainian).] Available at: https://www.president.gov.ua/ru/news/promova-prezidenta-volodimira-zelenskogo-z-nagodi-30-yi-rich-70333 (accessed 24.09.2021).

Ермолаев, А. (2019). Второй трансформационный кризис // Горизонты событий (2): 21-34. [Ermolaev, A. (2019). The second transformational crisis. Horizons of events (2): 21-34. (in Russian).]

Кондуфор, Ю.Ю. (отв. ред.) (1985). История Украинской ССР. Наукова думка, Киев. [Condufor, Yu.Yu. (ed.) (1985). History of the Ukrainian SSR. «Scientific Thought», Kiev. (in Russian).]

Косьмина, В.Г. (2015). Навсегда ли разошлись пути Украины и России // Общественные науки и современность (4): 141-151. [Kosmina, V.G. (2015). Have the paths of Ukraine and Russia diverged forever. Social sciences and contemporary world (4): 141-151. (in Russian).]

Кулеба к ЕС: Не держите Украину на крючке реформ. Корреспондент. 11.09.2021. [Kuleba to the EU: Do not keep Ukraine on the hook of reforms. Correspondent.11.09.2021. (in Russian).] Available at: https://korrespondent.net/ukraine/4396249-kuleba-k-es-ne-derzhyte-ukraynu-na-kruichke-reform (accessed 30.09.2021).

Мироненко, В.И. (2021a). Украина, quo vadis? Миражи третьей республики // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (1): 38-45. [Mironenko, V.I. (2021a). Ukraine, quo vadis? Mirages of the third republic. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (1): 38-45. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran120213845

Мироненко, В.И. (2021b). Украина, quo vadis? Автономное плавание // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (3): 48-53. [Mironenko, V.I. (2021b). Ukraine, quo vadis? Autonomous navigation. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (3): 48-53. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran320214853

Мироненко, В.И. (2021c). Украина, quo vadis? Тридцать лет. Итоги и уроки // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (4): 88-95. [Mironenko, V.I. (2021c). Ukraine, quo vadis? Thirty years. Results and lessons. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (4): 88-95. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran420218895

Мироненко, В.И. (2021d). К истории Третьей украинской республики (1991-2021). Часть 1 // Современная Европа (5): ... [Mironenko, V.I. (2021d). On the history of the Third Ukrainian Republic (1991-2021). Part 1. Sovremennaya Evropa (5): ... (in Russian).] (In print).

Обращение академика П.П. Толочко к учителям. YouTube. 18.08.2021. [Address by academician P.P. Tolochko. Go to the teachers. YouTube. 18.08.2021. (in Russian).] Available at: https://www.youtube.com/watch?v=Sbgsw8dnx30 (accessed 09.10.2021).

Политсоветники «Нормандской четвёрки» не смогли сформулировать итоговый документ к саммиту. Интерфакс. 20.09.2021. [The political advisers of the Normandy Four were unable to

formulate a final document for the summit. Interfax. 20.09.2021. (in Russian).] Available at: https://rn.interfax.ru/792450 (accessed 21.09.2021).

Польша предложила Украине новый дипломатический формат. Корреспондент. 16.09. 2021. [Poland has offered Ukraine a new diplomatic format. Correspondent. 16.09.2021. (in Russian).] Available at: https://korrespondent.net/ukraine/4397726-polsha-predlozhyla-ukrayne-novyi-dyplomatycheskyi-format (accessed 17.09.2021).

Ретиг, М. (2021). Тёмно-зелёные надежды. IPG. 23.09.2021. [Retig, M. (2021). Dark green hopes. IPG. 23.09.2021. (in Russian).] Available at: https://www.ipg-journal.io/regiony/evropa/temno-zelenye-nadezhdy-1-1375/ (accessed 04.09.2021).

Толочко, П.П. (2018). Украина между Россией и Западом: историко-публицистические очерки. СПб.: СПбГУП. [Tolochko, P.P. (2018). Ukraine between Russia and West: historical-publicistic essays. Saint-Petersburg: SPbGUP. (in Russian).]

Украина может поссорить США и ЕС! Зеленскому и Раде нужно понять главное. Ермолаев. YouTube. 11.09.2021. [Ukraine can embroil the US and the EU! Zelensky and the Rada need to understand the main thing ... Ermolaev. YouTube. 11.09.2021. (in Russian).] Available at: https://www.youtube.com/watch?v=Y2hs2v2Owxs (accessed 12.09.2021).

Украинцам изменят правила оплаты за газ. Корреспондент. 28.09.2021. [The rules of payment for gas will be changed for Ukrainians. Correspondent. 28.09.2021. (in Russian).] Available at: https://korrespondent.net/ukraine/4401428-ukrayntsam-yzmeniat-pravyla-oplaty-za-haz (accessed 28.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.