Научная статья на тему 'Украина, Крым, Россия, ЕС'

Украина, Крым, Россия, ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
234
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украина, Крым, Россия, ЕС»

март 2014 г.

Выпуск 32(48)

Юрий Игрицкий,

заведующий Отделом Восточной Европы, ИНИОН РАН

УКРАИНА, КРЫМ, РОССИЯ, ЕС

Никогда раньше отношения между Россией и Украиной, украинцами и русскими не подвергались столь тяжелым испытаниям. И в отношениях России с Европейским союзом (шире говоря - с Западом) дело еще не доходило до такой острой фазы противостояния. Информационная война грозит перерасти в полномасштабную холодную войну образца 1946-1953 гг. Наблюдатель из какой-нибудь иной Галактики мог бы поразиться обилию прямо противоположных и взаимоисключающих оценок происходящего.

Загадка и разгадка - в самой Украине. Здесь нет вины страны и народа, но есть бесспорная вина политических элит, которые и при Кравчуке, и при Кучме, и при Ющенко, и при Януковиче преследовали каждая свои интересы в борьбе за власть и материальные ресурсы, опираясь на поддержку внешних сил и не желая искать компромиссы во имя сохранения единства страны и ее стабильного развития.

Ошибочно поэтому и сводить корни украинского кризиса к дилемме «с кем быть», с Европой или с Россией. Сама дилемма с точки зрения здравого смысла искусственна, она суть порождение крайне националистического и шовинистического менталитетов, продукт воображения людей, полагающих, что сложнейшие вопросы национального развития можно решить посредством простого выбора однозначной геополитической ориентации.

Но этот краткий вердикт не помогает понять, почему в последние несколько месяцев события в Украине складывались именно так, как они складывались, а не иначе. Что уж говорить о понимании этих событий рядовыми людьми, если даже премьер-министр России заявил, что не понимает происходящего там, а Президент РФ на пресс-конференции в Ново-Огареве признался, что определенные вещи стали для него неожиданными.

1. Янукович и Майдан

Действительно, в ежедневной хронике событий, которые начали разворачиваться в эпицентре, Киеве, еще в конце прошлого 2013 г., остаются вопросы, на которые пока нет ответа. После насильственного разгона силами МВД в целом мирной демонстрации 30 ноября началась серия столкновений демонстрантов и органов правопорядка с человеческими жертвами. Кто нападал и пускал в ход оружие первыми в ходе этих столкновений с декабря 2013 г. по февраль 2014 г. - милиция, «Беркут», боевики в толпе или неопознанные снайперы? Какую роль в эскалации противостояния сыграли провокаторы и кем они являлись? Каким был бы ход событий, если бы не было провокаций, бомбометаний и выстрелов?

Есть факты, которые представляются непреложными. Прежде всего это тяжелейшее экономическое положение Украины, которое А. Турчинов, бывший советник Кучмы и соратник Тимошенко, ныне исполняющий обязанности президента страны (обойдем пока вопрос о легитимности его статуса), охарактеризовал предельно кратко: экономическая ситуация катастрофическая, на казначейском счете нет средств. Именно ухудшение материального благосостояния миллионов украинцев на фоне роста коррупции и состояний украинских олигархов вызвало их фундаментальное недове-

рие к политике В. Януковича и к нему лично - отцу миллиардера А. Януковича. Десятки тысяч людей, среди которых были не только украинцы, но и русские (сообщается - немногим менее трети) вышли на Майдан выразить протест против режима, который они считали антинародным.

Фактом является и силовой разгон омоновцами демонстрации, в которой преобладала студенческая молодежь, 30 ноября 2013 г. Если недовольство украинцев политикой Януковича было порохом грядущих баталий, то этот разгон, приведший к человеческим жертвам, стал подожженным бикфордовым шнуром. В последующие дни число митингующих возросло до сотен тысяч человек.

Факт, однако, и в том, что в толпах, составлявших плоть евромайдана, очень быстро обозначились группы и отряды хорошо обученных и дисциплинированных уличных бойцов, вооруженных дубинками и «коктейлями Молотова», иначе говоря, самодельными бомбами.

И факты таковы, что ведомые этими группами люди стали поджигать автомобильные шины и захватывать государственные и общественные учреждения, что уже никак нельзя зачислить в разряд мирного протеста и преследуется по закону во всех без исключения странах мира.

Фактом, наконец, следует признать, что 16 января 2014 г. Янукович внес на рассмотрение в Верховную раду, а Рада приняла антидемократические законы, ограничивающие права мирных демонстрантов и доступ граждан к ресурсам Интернета, а также ужесточающие ответственность за «экстремизм» и «организацию массовых беспорядков» без четкой юридической квалификации этих явлений. Эти законы вызвали новый всплеск протестных акций, и на внеочередном заседании Рада при согласии Януковича отменила их, а затем в течение десяти дней с 12 по 21 февраля в ходе переговоров с лидерами оппозиции Янукович принял их основные требования, включая возврат к конституции 2004 г., досрочные президентские выборы и амнистию задержанным майдановцам.

Здесь мы подходим к очень важной дате - 21 февраля 2014 г. В этот день состоялись переговоры Януковича с Яценюком, Кличко и Тягнибоком при посредничестве глав МИД Германии и Польши Ф.-В. Штайнмайера и Р. Сикорского, а также главы Департамента континентальной Европы МИД Франции Э. Фурнье. Все участники переговоров, включая европейцев, поставили свои подписи под соглашением, предусматривавшим принятие новой конституции Украины и проведение досрочных президентских выборов, а также (sic!) провозглашавшим, что «власть и оппозиция воздержатся от применения силовых мер». С учетом посреднической миссии германского, французского и польского дипломатов это соглашение должно было иметь вес для всех оппозиционных сил и могло по крайней мере способствовать стабилизации обстановки в Киеве и стране в целом. Однако праворадикальный, ультранационалистический сегмент оппозиции во главе с Дм. Ярошем отказался признать компромисс и сложить оружие, если президентом до новых выборов останется Янукович. Итак: Янукович фактически сдал свои позиции; Европа выдала Януковичу временный кредит доверия; майда-новские ультрас отвергли мирный путь процесса, кото-

Выпуск 32(48)

март 2014 г.

рый они называли «народной революцией», во имя вооруженного, насильственного свержения существующей власти.

В ночь на 22 февраля, воспользовавшись тем, что во исполнение соглашения отряды милиции ушли из центральной части Киева, ультрас осадили здания Верховной рады и правительственных органов, а наутро ворвались в опустевшую резиденцию Януковича, который по трусости или глупости покинул столицу, отправившись в вояж на Восток Украины. Дальнейшие события развивались так головокружительно быстро, как они развиваются в фильме, снятом методом замедленной сьемки. Верховная рада, в которой одномоментно произошла кардинальная перегруппировка сил, 328 голосами проголосовала за отстранение Януковича от власти. Это была та самая Рада, которая принимала и отменяла сверхжесткие законопроекты Януковича от 16 января. Партия Януковича, Партия регионов отступилась от него. И это, бесспорно, свидетельствовало о том, что власть в Украине переживала острейший кризис, который одновременно был и кризисом политических элит.

Однако каким бы трусливым или глупым ни оказался президент Украины в данной ситуации, он оставался легитимно избранным. Согласно Конституции Украины досрочная смена президента допускается в следующих случаях: 1) он сам подает в отставку; 2) он неизлечимо болен; 3) он умирает. Импичмент президенту выносится, если он признается виновным в государственной измене. Все эти кризисные ситуации не получают разрешения в течение одного дня, как это было в Киеве; они требуют, в частности, заключения Конституционного суда (который был распущен не имевшим на это права правительством). Рада обвинила Януковича в том, что он «самоустранился» от выполнения своих конституционных полномочий, иными словами, перестал работать. Угроза Майдана побудила его вылететь то ли в Харьков, то ли в Донецк (что и без данной угрозы было абсолютно в пределах его полномочий), но отстранение его от власти в таких обстоятельствах нельзя квалифицировать иначе, как государственный переворот, совершенно нелегитимный. Ни трусость, ни глупость, ни внезапные поездки высшего должностного лица по стране - не повод для его смещения; это в лучшем случае повод для разбирательства в той же Раде.

Каким же образом правительства стран Запада сочли возможным признать легитимность совершенного переворота, тем самым дезавуировав подписи своих представителей под достигнутым накануне соглашением? Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон подчеркивал на своем сайте в Интернете 19 февраля: «На президенте Януковиче лежит особая ответственность за деэскалацию конфликта». Выходит, 19 февраля и 21 февраля Янукович был для ЕС законным президентом, а 22 - уже нет?

В Украине произошла уличная революция. Как показывает вся история прошлого века, отношение к уличным революциям и в соответствующих странах и в мире вообще детерминируется одним-единственным фактором - симпатией или антипатией к их участникам, целям и политическим смыслам. И этот фактор ни в малейшей степени не отражен, да и не может быть отражен, в международном праве.

2. Крым

Феномен уличных революций («оранжевых», «цветных», «роз» и т.д.) заразителен. Возможно, начало XXI в. войдет в историю именно под знаком этого феномена. И если уж он возникал, принимая характер цепной реакции, то в одной, то в другой стране евразийского, ближневосточного и североафриканского ареалов, то ему совсем просто перекинуться из региона в регион на территории одной страны. Применительно к России 1917 г. отечественные историки назвали этот

процесс «триумфальным шествием советской власти». Но вот незадача: на окраинах Российской империи триумфальное шествие оборачивалось всплесками национализма и сепаратизма.

Крым продолжил майданную уличную революцию - но по-своему. Референдум в Крыму и его результаты нелегитимны? А какая легитимность требуется уличной революции? Легитимность булыжника (как на Монмартре в дни Парижской Коммуны или на Красной Пресне в 1905 г.)? Легитимность штыка (как при взятии Зимнего дворца в октябре 1917 г.)? Легитимность горящих покрышек (как на Майдане)? В Крыму всего этого не было, это была одна из самых мирных трансформаций власти в новейшей истории. Представляется существенным подчеркнуть: крымский переворот означал отказ от власти не только Майдана, но и режима Януковича.

Решающую роль в событиях в Крыму сыграло, конечно, то, что две трети населения полуострова на протяжении десятилетий составляли русские, и они хорошо помнили, что с 1918 по 1954 г. Крым входил в состав РСФСР, а в составе Украинской ССР оказался по воле первого секретаря ЦК КПСС Хрущёва и послушного ему президиума Верховного Совета СССР. Это решение было нелегитимным даже по меркам условной легитимности партийного государства, каким был Советский Союз, поскольку не прошло не только референдума, но и предварительного обсуждения на Верховном Совете.

Легитимность статуса Крыма выступает, таким образом, не постоянной, а переменной величиной и зависит от точки зрения аналитика. Формально-юридически крымчане нарушили Конституцию Украины, организуя референдум о своей судьбе, что по букве закона является прерогативой Верховной рады и президента; но формально-юридическим нарушением было и отстранение Януковича от власти, не говоря уже о решении «нового правительства» Украины сменить Конституционный суд.

В такой ситуации (назовем ее ситуацией мирной революции) на передний план выступают сущностные, содержательные, социальные факторы. Независимо от того, какую юридическую силу имеют итоги состоявшегося референдума - они вне сомнений отразили волю народа, проголосовавшего за воссоединение с Россией. Почти все население Крыма (более 90% голосовавших) при высокой явке избирателей (70-80%) сделало выбор в пользу России. Можно сколько угодно говорить об «аннексии Крыма» - но этот факт отменить нельзя. Могут ли быть скорректированы озвученные цифры? Если только в очень небольшой степени, что не меняет принципиально общей картины. Невозможно представить, что такое большое число людей были запуганы организаторами референдума, а их ответы фальсифицированы. Воля населения Крыма проявила себя вполне определенно, и с этим нельзя не считаться. К сожалению, большинство западных политиков и наблюдателей попросту не обращают внимания на этот факт. Увлекшись перетягиванием геополитического каната и соревнованием мировых амбиций, Запад, в первую очередь США, забыли о правах человека, чье верховенство провозгласили сами.

В февральских телефонных разговорах с Янукови-чем вице-президент США Дж. Байден призывал украинского президента воздержаться от применения силы и подчеркивал поддержку своей страной движения Украины по пути, выбранному ее народом. В Крыму народ выбрал свой путь. Народ нелегитимен?

Уместно также напомнить, что в отношении независимости Косово Международный суд ООН 22 июля 2010 г. постановил: одностороннее провозглашение независимости части государства «не нарушает какие-либо нормы международного права». Этому решению аплодировали официальные лица США, Великобритании, Франции, Германии. «Это вопрос о праве народов на самоопределение, - заявила юридический советник МИД ФРГ С. Васум-Райнер, выступая на слу-

март 2014 г.

Выпуск 32(48)

шаниях в Гаагском суде. - К таким народам не применяется международная правовая норма об уважении территориальной целостности государства». К односторонним декларациям о независимости надо отнестись просто как к «фактическим событиям». Выход Крыма из-под юрисдикции Украины и стал таким фактическим событием.

3. Украина и Россия

Драматический, если не сказать трагический, аспект событий в Украине и особенно потери Украиной Крыма состоит в том, что отношение украинцев к России (не только политической элиты, но и определенной части народа) окрасилось в негативные тона; критически обострилось противостояние восточной и западной ее частей. Кое-кто из украинских публицистов и исследователей высмеивает привычное клише о двух «братских» народах.

Но еще один непреложный факт состоит в том, что исторически Украина неизмеримо теснее связана с Россией, чем с любой другой страной Восточной Европы, не говоря уже о Западной. Киевская Русь была единым государством восточных славян от Черного моря и Карпат до истоков Волги. Через Киев в Московскую Русь пришло христианство; семь веков спустя через Московскую Русь в Киев пришла безопасность от постоянных вторжений и господства Польши и Литвы. Если отвлечься от междоусобных конфликтов и войн на западных и южных рубежах Украины, то следует отметить, что основная часть ее нынешней территории, воспринимаемая в качестве единой общности по левую и правую стороны Днепра, сложилась после трех разделов Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией в конце XVIII в., в правление Екатерины II. В разные эпохи в Украине появлялись сепаратистски мыслящие представители правящей элиты, стремившиеся отделить ее от России (гетман Мазепа, гетман Скоропадский), но широких, всеукраинских социальных движений в их поддержку не возникало. Возникновение квазисамостоятельных политических образований в Украине в 1918-1920 гг. объяснялось исключительно ходом военных действий и разбродом в условиях Гражданской войны, когда целостная Украина (Малороссия) фактически перестала существовать. А в составе Советского Союза Украина, наоборот, расширилась до пределов, невиданных ранее.

И в Первой, и во Второй мировых войнах украинцы сражались бок о бок с русскими, белорусами и другими народами за независимость единой страны -России и СССР. Два народа были действительно братскими с одним ареалом обитания: если в Украине на протяжении ХХ в. проживало то чуть более, то чуть менее 20% этнических русских, то в России - порядка 16% украинцев. Бесчисленное множество межэтнических браков и вовсе стирало грань между двумя народами.

Сейчас ситуация иная. Единой страны нет, есть два суверенных государства. И в самой Украине налицо расхождение интересов и ценностей не только по социально-классовому, но и по национальному признаку. Нет сомнений, что в Западной Украине существует мощное тяготение к вхождению в общеевропейский интеграционный процесс по примеру Польши, Словакии, Венгрии и Румынии. Согласно итогам всеукраинского репрезентативного опроса населения, еще в сентябре 2006 г. вступление Украины в ЕС поддерживало 67% населения в западной части страны, 57 - в центральной, 39 - в восточной и только 29% - в южной1. Опрос в конце прошлого года выявил, что 45% украинцев не поддерживают евромайдан; 48% считают, что у В. Яну-

1 Балакирева О., Дмитрук Д., Левин Р. Проблемы интеграции в Единое экономическое пространство: Общественное

мнение на Украине // Мир перемен. - М., 2007. - № 1. - С.122.

ковича были основания не подписывать соглашение об ассоциации с ЕС, а 35% полагают, что таких оснований не было»2. Следовало, видимо, прошлой осенью найти средства и решиться на общенациональный референдум по поводу ассоциации с ЕС, а затем руководствоваться его итогами.

Если сегодня трудно определить степень братских чувств украинцев и русских, то есть сфера, значение которой трудно переоценить - это экономические связи двух государств. Уточним: особенно для Украины. 90% украинской водки и вин экспортируется в Россию. Если в первом квартале 2013 г. доля Украины во внешнеторговом обороте России составляла 4,4% (ощутимо снизившись с 6,2% в 2011 г.), то доля России во внешнеторговом обороте Украины равнялась 30,6%. Об энергетической взаимозависимости Украины и России не приходится и говорить; 52% продукции «Газпрома» в прошлом году шло в Европу через Украину. По объему инвестиций в украинскую экономику Россия - третья страна (после Германии и Голландии). Мощнейшее межотраслевое сотрудничество двух стран было и остается не только экономически взаимовыгодным, но и обеспечивает социально значимые рабочие места (к примеру, треть ракетно-космической продукции Южного машиностроительного завода в Днепропетровске поставляется российским предприятиям). Хрестоматийным примером партнерства остается интеграция авиационной промышленности Украины и России.

Параметры и границы украинско-российского экономического сотрудничества в условиях ассоциации Украины с ЕС требуют специального анализа. Здесь сложнейший узел проблем, но важно подчеркнуть, что они были и остаются решаемыми и сами пути решения этих проблем не являются взаимоисключающими. Сложность задачи оттеняется тем фактом, что нынешний премьер Украины А. Яценюк отложил подписание экономической части пакета о «евроассоциации» Украины - т.е. сделал то же самое, что четыре месяца назад сделали Н. Азаров с В. Януковичем. Ну не готова Украина жить и работать по европейским стандартам! Продукция украинских предприятий неконкурентоспособна по сравнению с европейской не только на внешнем, но и внутреннем рынке; в Европу ее по демпинговым ценам не пустят, а в самой Украине придется поднимать цены в соответствии с требованиями ЕС (скажем, на газ на 50%). Крайне острой стала бы ситуация в производстве и сбыте сельскохозяйственной продукции, прежде всего зерна (Украина - один из его крупнейших мировых производителей). И т.д. и т.п.

Существенную проблему в экономическом треугольнике «Украина-Россия-ЕС» представляет возможность ре-экспорта Украиной получаемой ею продукции в обе стороны. Премьер Н. Азаров (вот истинный и непонятый патриот Украины!) хотел, чтобы Украина вошла в зону свободной торговли и с Европой и с Россией. Этого по понятным причинам не желала Россия, опасавшаяся неконтролируемого доступа европейских товаров на свой внутренний рынок. Правительство Украины надеялось, что Запад через МВФ расширит и увеличит объемы кредитной программы - это смягчило бы негативные последствия осложнения торговых отношений с Россией. Но МВФ на это не пошел. С точки зрения экономики и финансов для него Украина в тот момент была ничем не предпочтительней Греции или Кипра.

И только тогда, когда Россия подняла планку кредита Украине до 15 млрд долл., а через три месяца Крым стал частью Российской Федерации, Запад решился излить на Украину поток финансовой помощи, суммарно намного превосходящей российскую. Парадоксально, но выходит, что, потеряв Крым, нынешние

2 Известия. - М., 2013. - № 235, 13 декабря. - С. 7.

Выпуск 32(48)

март 2014 г.

власти Украины должны благодарить Россию за финансовую щедрость Запада.

И еще одно обстоятельство следует упомянуть в этой связи. Угроза роста сил и влияния правого радикального национализма и экстремизма проявила себя столь явно именно в ситуации обострения отношений Украины и России. Евромайдан был, образно говоря, театром, за кулисами которого зрели и укреплялись тенденции не только русофобии, но также антикоммунизма и антисемитизма. Традиционная нацистская ставка на силу, подкрепленная ультранационалистической пропагандой в духе Степана Бандеры, вдохновляла выступления «Правого сектора», возглавляемого Дм. Ярошем и партии «Свобода» О. Тягнибока (чья расистская идеология была осуждена депутатами Европарламента в 2012 г.). Действия крайне правых - насилие и террор в отношении органов местной власти в разных регионах Украины, рэкет и рейдерские захваты предприятий - не требуют комментариев. И, возможно, это хорошо, что ультраправая угроза проявляет себя явно в ситуации, когда к Украине прикованы взоры мировой общественности. Нынешняя украинская власть безуспешно пыталась поставить крайне правые силы под свой контроль и сейчас, похоже, готова запретить их деятельность, компрометирующую саму власть в глазах Евросоюза и всего мира. Это предвещает новый виток обострения внутриполитической борьбы в стране. Если Яценюк и Турчинов решатся на реальное противодействие ультрас, то, возможно, выяснится, какие силы стоят за последними, не только духовно, но и материально. Не стоит паниковать, полагая, что неонацизм уже торжествует в украинской политической жизни, но и сбрасывать со счетов потенциал бандеровской угрозы нельзя.

4. Россия и Запад

Скатывание Запада и России к новой холодной войне не сулит ничего хорошего ни Западу, ни России. Можно сказать, что в известном смысле слова обе стороны проворонили молниеносный скачок Украины к крайне агрессивному национализму за считаные недели конца 2013 - начала 2014 г., когда «оранжевая» революция стала явственно окрашиваться в черно-коричневые тона. Сейчас крайне важно, чтобы черно-коричневый «революционный» менталитет не укрепился в умах людей на фоне противостояния России и США/ЕС. В этом заинтересованы все стороны.

По большому счету России сейчас не нужно никаких новых внешнеполитических треволнений. Приняв в свой состав Крым, она заинтересована в сохранении сложившегося на сегодня статус-кво. Что касается США и ЕС, то некие санкции в отношении России приняты и тем самым Запад выполнил свой идейно-политический долг, соответствующий видению мира в категориях Pax Americana; следующие волны или очереди санкций будут связаны не с изменением ситуации по Крыму (это нереально), а с тем, в чем Запад соблаговолит усмотреть новые нарушения международного права Россией и «эскалацию военного вмешательства».

Здесь следует подчеркнуть, что поскольку в международном праве давным-давно живут бок о бок плохо совместимые друг с другом интерпретации территориальной целостности государств и права народов на самоопределение, в политике мировых игроков при желании всегда можно усмотреть нарушения одного из этих принципов. Но контрпродуктивным со стороны США и ЕС был бы намеренный поиск покушения России на территориальную целостность Украины «после Крыма». Продуктивным же был бы мониторинг соблюдения Украиной прав человека и равноправия всех национальностей в западной, центральной, восточной и

южной ее частях. Россия поддерживает западную идею создания «контактной группы» по Украине и, больше того, предлагает, чтобы суверенитет и нейтралитет Украины гарантировались совместно Россией, ЕС и США (так называемый «план Лаврова»).

Болевой точкой в этом случае, скорее всего, останутся требования русского и русскоязычного населения восточных областей Украины о проведении собственных референдумов, аналогичных крымскому, федерализации Украины и даже возможном провозглашении ими независимости. Если умеренным политикам Запада не удастся отговорить «революционную» власть Украины от враждебных шагов в отношении этих областей (как они это сделали, добившись отмены закона о лишении русского языка статуса регионального в феврале 2014 г.), угомонить рвущуюся в президенты и жаждущую крови «оранжевую принцессу» и ей подобных, то неизбежно последуют апелляции «русской Украины» к России. И эти апелляции поставят перед последней трудные задачи. Донбасс, Луганщина и Харьковщина - не Крым, здесь доля этнических русских в населении не превышает 30-40%, но стремление защитить их от произвола ультранационалистов опять поднимет на ноги Россию. Урезонивающая роль «контактной группы» и совместные гарантии суверенитета Украины со стороны ведущих мировых игроков помогли бы избежать всего этого.

Россия заинтересована также в полном и объективном освещении всех связанных с Украиной событий зарубежными СМИ. Пропагандистский лейтмотив «Русские идут!» вносит панику в и без того взвинченное восприятие действий России западноевропейцами и американцами. Итальянский эксперт Дж. Кьеза справедливо указывает на то, что стереотипно негативная интерпретация российской политики в отношении Украины во многом обусловлена чрезвычайно низким уровнем знаний даже западных политиков об Украине, Крыме, их истории и текущей ситуации. Бывший государственный секретарь США Г. Киссинджер в недавнем интервью CNN предостерег политическую элиту Запада от чрезмерного давления на Россию, ибо состояние «осажденной крепости» может вызвать только реакцию самоутверждения.

С экономической точки зрения Западу трудно «наказать» Россию, не наказывая себя. Товарооборот между Россией и ЕС в конце 2013 г. превысил 410 млрд долл. Как подчеркивает «Daily Telegraph», треть европейского импорта энергоресурсов приходится на Россию.

Замораживание счетов и вкладов - тоже обоюдоострое оружие. Если российские вклады на Западе оцениваются в 160 млрд долл., то вклады стран Запада в России - в 242 млрд долл.

С точки зрения европейской и мировой безопасности, чем скорее уляжется ситуация вокруг Украины и Крыма, тем лучше. Подчеркну еще раз: Россия не заинтересована в дальнейшей ее дестабилизации. Для РФ военное вмешательство в ход событий в восточных областях Украины - дело не только морально невыигрышное, но и невероятно обременительное. Единственный поворот событий, который мог бы оправдать это вмешательство и пренебречь рисками - геноцид русского населения. Но это трудно представить, если только к власти в Украине не придут штурмовые отряды Яроша и Тяг-нибока. А такой вариант не нужен ни умеренным националистам, пользующимся всемерной поддержкой Запада, ни самому Западу.

Вот только ни те, ни другие пока не смирились с новым статус-кво, который утвержден Россией. Этот статус-кво плох для них, но другого не существует, чем бы ни закончились президентские выборы в Украине в мае этого года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.