Радзиевский В.А.1
УКРАИНА И КРЫМ: ИЗ РЕАЛИЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Ключевые слова: демократия, культура, Украина, Крым, Н.Поклонская, история, культурология, нацизм.
Keywords: democracy, culture, Ukraine, Crimea, N. Poklonskaya, history, cultural studies, Nazism.
На Украине, как и в Крыму, сегодня жизнь стремительно меняется. Однако векторы и тенденции изменений несколько отличны. Если Украина развивается в «тисках свободной демократии», то «Крым в объятиях России». На Украине, похоже, взят курс не только на мегаукраинизацию и на «тотальную деруссификацию».
В духовно-нравственной парадигме Украины и Крыма издавна важную роль играли устоявшиеся конструктивные моральные ориентиры, позитивные векторы нравственного развития личности и общества, традиционные этические константы, общечеловеческие идеалы и истины.
К концу 2017 г., спустя три с половиной года после «нашего возвращения в родную гавань», как говорят многие крымчане, можно говорить о первых итогах существенных перемен в культурной жизни как на Украине, так и на полуострове.
С одной стороны, после вхождения Крыма в состав РФ, полуостров получил колоссальные дотации, значительные средства были выделены на развитие культуры, особое внимание стало уделяться проблемам безопасности и благосостояния. С другой - Крым стал одним из очагов раздора братских государств, стал поводом для взаимных обвинений, ссор и разногласий.
Цель статьи - в научной рефлексии показать основные тенденции развития культуры современного Крыма и Украины в контексте сегодняшних реалий.
Тема Украины и ее богатой культуры очень популярна на Украине, в России и в Европе. Современные же статус и роль Крыма реже обсуждались русскими и украинскими учеными (В. Король, В. Орленко, Н. Щербак и др.), но комплексного изучения в культурологическом аспекте социокультурных изменений, произошедших на полуострове в 2014-2017 гг., сделано не было.
Культурные связи, которые должны были бы содействовать нормализации русско-украинских отношений, пока буксуют. Тому подтверждение - и отдельные законы и местные инициативы. Среди них - языковые «квоты» не только в СМИ (ограничение русскоязычных постановок в театрах, включая запреты демонстрации из-за языка произведений Л. Толстого, переводов на русский Л. Украинки и т.д.2). Выпускники школ Украины с 2018 при внешнем независимом тестировании не будут сдавать русский язык. Зато для тестирования предусмотрены английский, испанский, немецкий и французский языки3.
Экспертный совет Украины, куда входит и разведчик СБУ, не позволил продавать ряд книг4. Среди запрещенной литературы из РФ - «учебники и энциклопедии»5. Ведь «каждую книжку нужно переводить на украинский, делать аннотацию и передавать на «суд» (экспертный совет - прим авт.), который и решит, можно ли ее читать украинцам или нет»6. Не удивительно, что среди исторической литературы «в «ban» попали в том числе и книги Бориса Аку-нина»7. Вскоре и гастролеров из России будут пропускать через СБУ8.
Украинских чиновников и политиков хотят ограничить в пересечении русской границы. Например, «запретить поездки чиновникам в РФ без «спецразрешения» от МИД. В Раду уже внесен проект закона, запрещающий чиновникам и депутатам ездить в РФ»9. Не удивительно, что «в СБУ хотят сажать всех чиновников и политиков, кто съездит в Россию»10, а «бизнесмены и артисты могут быть следующими в черном списке»11. А что дальше? Похоже, что в результате восточная граница Украины может оказаться на очень специфическом замке. Неужели правы будут те, кто
1 Радзиевский Виталий Александрович - кандидат культурологии, доцент Киевского национального университета культуры и искусств, член-корреспондент Международной академии креативной педагогики, член-корреспондент Международной академии фундаментальных основ бытия, академик Украинской технологической академии.
2 Шевченко А., Рылев К. «Анну Каренину» выбросили из театра из-за языка // Вести. 2017. - 23 октября. - С. 10.
3 ВНО. Русский исключили из перечня тестов // Вести. 2017. - 13 сентября. - С. 3.
4 Химия и Акунин - под запретом // Вести. 2017. - 22 сентября. - С. 1.
5 Там же с. 3.
6 Там же.
7 Там же.
8 Маркин Я. Гастролеров из России пропустят через СБУ // Вести. 2017. - 6 октября. - С. 3.
9 СБУ хочет спецразрешений на поездки в Россию // Вести. 2017. - 12 октября. - С. 2.
10 Маркин Я., Разенкова М. За визит в Москву - шесть лет тюрьмы // Вести. 2017. - 9 октября. - С. 4.
11
Там же.
возмущается возможностью попасть на «шесть лет тюрьмы» за визит в РФ, причем это и для «тех, кто навестил родственников»1?
Расхваливая Европу, определенные силы всячески способствуют «замораживанию» связей (в том числе и продуктивного культурного полилога) со странами СНГ. Даже глава МИД Украины «предупредил украинцев об опасности поездок в Беларусь»2. После этого и пресс-секретарь МИД Беларуси посоветовал белорусам не ездить на Украину3. В это же время на западной границе Украины «все хорошо». Хотя и есть якобы места, где вроде «граница не охраняется ... участки используются... для контрабанды»4. Если верить СМИ, то «главный военный прокурор Анатолий Матиос фактически заявил о том, что 150 километров украинско-венгерской границы не могли толком охранять из-за того, что земли были переданы в частные руки»5. «Частная граница. 150 километров.» - сокрушался Матиос6. Как бы ни вывезли и шедевры культуры.
Многие тенденции на Украине вызывают обоснованную тревогу. Даже в Киеве и Киевской области орудуют лжекопы7. За 9 месяцев 2017 года на журналистов на Украине нападали 75 раз8. Если верить опросам, то 35% украинцев хотят эмигрировать. Для сравнения: год назад их было на 5% меньше (30%)9. Причем на западе Украины (самой «сознательной национально») таковых 41%, а «поработать за пределами страны хотели бы 44% украинцев»10. Многие из трудоспособных граждан ориентированы хотя бы на временный отъезд (62%). Остальные украинцы (дети, больные, пенсионеры, инвалиды), вероятно, просто не могут уехать на заработки из-за своей «неприспособленности». Основная причина у «беглецов» из Украины - «лучшие условия жизни» (64%)11.
Заграница все чаще становится не «сладким Раем», а «настоящим адом». Есть примеры гибели украинцев за границей, но инцидент сентября 2017 г. со смертью дочери эмигрантки из Украины особый. Пятилетняя девочка умерла «в Хургаде после процедуры женского обрезания»12. Растет процент выходцев из Украины, работающих вне Европы и предающих свою веру и культуру.
Внутри Украины среди новостей опять популярны темы «врагов Майдана» и «агентов Кремля». В начале осени 2017 г. «Печерский суд обязал операторов мобильной связи предоставить следователям Генпрокуратуры все данные о телефонных звонках в период с ноября 2013 по март 2014 года»13. Причем «следователи потребовали доступ к мобил-кам всех абонентов»14.
По мнению экспертов, следователи «ставят под контроль нашу личную жизнь»15. Кроме того, на Украине «тайны следствия как таковой нет, так как тот же генпрокурор может на всю страну без приговора суда рассказать о материалах дела ...., на каждого человека могут завести надуманное уголовное дело, связанное с сепаратизмом, захватом власти и т.д.»16. Юрист И. Либерман считает, что «данные мобильного оператора могут стать поводом для открытия
17
дела против человека» .
Отдельная тема - сайт «Миротворец», ищущий не только «сепаратистов». Он давно «прославился» публикацией личных данных О. Бузины и О. Калашникова, вскоре расстрелянных. Позже - скандал с публикацией личных данных иностранных журналистов. Теперь с сайтом «сотрудничают хакеры»18, а «опубликованную на нем информацию можно использовать как повод для открытия уголовного дела»19. Среди фигурантов сайта не только украинцы. Есть, например, соратник Саакашвили из Всероссийской партии ветеранов России20. Небезынтересно, что, по словам пресс-секретаря «Правого сектора», среди спонсоров «Правого сектора» была и одна из богатейших женщин России - Ольга Миримская, совладелица банка БКФ и компании «Русский продукт»21.
В наши дни и в Крыму сложилась непростая социокультурная обстановка: десятилетия пребывания полуострова в ареале украинской культурной экспансии дают о себе знать.
В августе 2017 г. мы провели опрос 200 жителей Севастополя, Симферополя, Евпатории и Ялты, поинтересовавшись, поддерживают ли они основные социокультурные тенденции на полуострове и культурную политику Крыма
1 Маркин Я., Разенкова М. За визит в Москву - шесть лет тюрьмы // Вести. 2017. - 9 октября. - С. 4.
2 МИД. В Беларуси для украинцев небезопасно // Вести. 2017. - 15 сентября. - С. 4.
3 Там же.
4 Петик М. 150 км границы «охраняют» селяне // Вести. 2017. - 18 октября. - С. 3.
5 Там же.
6
Там же.
7 Дранник А. В Киеве и области орудуют лжекопы // Вести. 2017. 3 октября. - С. 6.
8 На журналистов нападали 75 раз // Вести. 2017. - 5 октября. - С. 3.
9 35% украинцев хотят эмигрировать // Вести. 2017. - 4 октября. - С. 4.
10
Там же.
11
Там же.
12 Разенкова М. 5-летняя украинка стала жертвой жестокого ритуала // Вести. 2017. - 14 сентября. - С. 5.
13 ГПУ хочет влезть в телефоны украинцев // Вести. 2017. - 29 сентября. - С. 1.
14 Там же.
15 Кучкина А. ГПУ хочет читать переписку украинцев // Вести. 2017. - 29 сентября. - С. 4.
16 Там же.
17
Там же.
18 Вести. 2017. - 13 сентября. - С. 1.
19 Там же, с. 3.
20
Там же.
21 «Правый сектор» финансирует россиянка // Вести. 2017. - 22 сентября. - С. 3.
в целом? Большинство (65% респондентов) одобрило основные современные социокультурные тенденции Крыма и культурную политику, осуществляемую на полуострове. Негативно отозвались 14% опрошенных, не определились в своей позиции или затруднились с ответом 11% и отказались отвечать - 10% респондентов. Больше всего на территории полуострова поддерживают основные современные социокультурные тенденции и культурную политику жители Севастополя. При этом надо учесть, что часть недовольных «незаконным отторжением Крыма от Украины» покинула его, а некоторые оппоненты официального Киева приехали и обосновались в Крыму.
В 2014-2017 гг. на Украине было снесено множество памятников, но Крым миновала эта участь. На полуострове были восстановлены старые памятники (А. Суворову, Г. Потемкину-Таврическому, В. Долгорукову-Крымскому, Я. Булгакову и др.), сооружались новые («Вежливым людям» в Симферополе, стараниями Н. Поклонской царю Николаю II у Ливадийского дворца, возводят памятник «Примирению» в Севастополе и др.). А памятник императрице Екатерине II, по словам главы Крыма С. Аксенова, «возрожден в честь воссоединения Крыма с Россией в 2014 году. На-всегда»1.
Кто-то заметил, что если на Украине происходит переименование (улиц, площадей и т.д.), то в Крыму не наблюдают «топографических репрессий». Впрочем украинские культурные реалии не стоит описывать исключительно в коричневых тонах, как это делают некоторые россияне. На Украине продолжается (пусть по чьему-то мнению и однобокое) развитие культуры. Конечно, процессы не всегда имеют позитивный характер, но происходящее в Киеве нельзя назвать ни стагнацией, ни «смертью культуры». Тому свидетельство - большое количество написанных и изданных книг о «Революции Гидности» и АТО, появились музеи, постаменты и памятные доски «новым героям» (преимущественно революционерам и воинам, сражавшимся на Донбассе). Слушая украинские СМИ, сообщающие об успехах на разных нивах (в т.ч. «на фронте» украинизации) трудно сказать, что Украина - это «некое сонное царство» или «серое бездеятельное пространство».
Если на развитие культуры Крыма были выделены громадные средства из федерального бюджета России, то на Украине многое делают неправительственные организации, международные структуры и волонтеры. На Украине это не всегда осуществляется планомерно (ср. спонтанность волонтеров и нерегулярное финансирование из-за границы, включая помощь диаспоры Канады, США и т.д.), а в Крыму дотирование иногда имело целевое назначение. Например, только на Митридатскую лестницу было выделено 1,2 млрд. рублей2. Один из траншей в 1,8 млрд. рублей был выделен для реконструкции основных объектов культуры Крыма3. Новые вложения в культуру Крыма были обусловлены выявлением «дополнительно 2,5 тысяч объектов культурного наследия»4.
Те, кто ругает официальный Киев, порой очень хвалит Крым. Даже в Симферопольском музее врача-священнослужителя Луки Войно-Ясенецкого можно услышать о «политическом чуде» 18.03.2014 года. Подлинными достижениями кто-то называет успехи в борьбе на территории Крыма с «чёрной археологией», а отчасти - с «чёрной историей» и «чёрной культурологией».
Отметим, что шедевры археологии Крыма подвергались разграблению издавна. Памятники античности и раннего Средневековья грабили столетиями. В период Крымской войны англо-французские интервенты разграбили коллекцию Керченского музея древностей. Во время фашистской оккупации гитлеровцы ограбили множество объектов культуры на территории СССР, вывозили они содержимое и из многих музеев Крыма. Долгие годы, особенно в постсоветское время, тяжелой проблемой на полуострове была «чёрная археология».
Некоторые «чёрные археологи» (по утверждению сотрудников УФСБ Республики Крым и г. Севастополя)5 были связаны с украинскими и зарубежными олигархами, а потому воровали и грабили под заказ, лишая миллионы крымчан и гостей древней Тавриды возможности видеть часть национального богатства.
Однако, по нашему убеждению, и в Украинском Крыму велась соответствующая борьба с контрабандой и иными деяниями злоумышленников.
Незаконные «поставки», нелегальная торговля, латентные схемы, распространение подделок - это и иное практиковали «чёрные археологи» Крыма после развала СССР6. Только в наши дни, - по утверждению создателей выставки «Достояние республики. ФСБ против «чёрной археологии». К столетию органов безопасности России», - удалось изменить тенденции распространенные за последние десятилетия. Они уверены, что «чёрный рынок» антиквариата Крыма много лет интересовал теневых дельцов из разных стран. На сегодняшний день, несмотря на старания сотрудников правоохранительных органов (ранее Украины, а теперь и России), многие сокровища Крыма были вывезены, а иногда и безвозвратно утрачены: «Преступная деятельность в ряде случаев привела к гибели археологических памятников (например, античных некрополей Илурат и нимфей, некрополя средневекового города Бакла)»7.
Жители и гости Крыма с 15 июня до 31 августа 2017 могли увидеть более 200 находок от II века до н.э. до III века н.э., изъятые за последние годы у «чёрных археологов» силами ФСБ. Это осуществлялось силами руководства РФ и Крыма (С. Аксенова, Н. Поклонской и др.), а также правоохранительных органов в рамках программ противодействия преступности и коррупции.
1 Крымская газета. 2016. - 20 августа.
2 Шипшинович М. Возвращение памяти // Крымская газета. 2017. - 2 февраля. - С. 4.
3 Там же.
4 Там же.
5 Материалы с экспозиции выставки «Достояние республики. ФСБ против «чёрной археологии». К столетию органов безопасности России», представленной с 15 июня до 31 августа 2017 года в Центральном музее Тавриды г. Симферополя.
6
Там же.
7 Там же.
По мнению официального Симферополя, в конце ХХ и в начале XXI века сотни тысяч крымчан были «отлучены» от русской истории. История Украины, при всем её величии и славе, это интересная, но во многом региональная история.
Трудно понять процессы, происходившие на Украине в течение нескольких столетий, вне контекста событий, которые происходили в Москве и в Петербурге. Судьба многих украинских земель решалась в столицах. Молодые крымчане, как и украинцы в целом, десятилетиями мало знали о России и о её богатой истории. Скорее создавались «образы», «иллюзии» и «привидения» данной истории. Правда, и русские десятилетиями были отлучены от своего подлинного прошлого. В сознании многих приживалась псевдоистория, «чёрная история». Падение КПСС открыло дорогу к переосмыслению прошлого. Но взгляды на минувшее оказались разными. То, что сейчас происходит (по мысли оппонентов официального Киева) на Украине - это следствие отказа и от изучения совместного русско-украинского прошлого, от общих истоков, от традиционного изложения истории, замалчивание кровного и духовного братства, многовекового исторического единства. Разумеется, в Киеве на эти процессы смотрят по-другому. На Пе-черских холмах жаждут возвращения Крыма в орбиту своего влияния (в т.ч. и культурного). У Банковой свои доводы и аргументы.
Из городов Крыма интересом к истории (со стороны внешнего наблюдателя), стараниями Н. Поклонской, выделяется Евпатория. Там экс-прокурор Крыма разместила лозунги о величии России и её истории («Наша история -Великая» и т.д.). Впечатляет и забота депутата о некоторых объектах культуры. Среди них - Ливадийский дворец, чью экспозицию она со своими помощниками и соратниками обогатила многими экспонатами (картины с изображением Николая II и членов его семьи, большое количество фотографий начала ХХ в., вещи, принадлежащие царской семье, некоторые интересные артефакты и т.д.). Как сказал 5 августа 2017 г. один из посетителей Ливадии, «прямо дворец Наталии Владимировны».
Надо признать, что пламенная и целеустремленная прокурор-борец с квазиисторическим и, на наш взгляд, далеко не всегда объективным, порой тенденциозным и не заслуживающим похвал1 фильмом А. Учителя «Матильда» весьма заботится о развитии культуры Крыма. Какова бы ни была политическая позиция Н. Поклонской (мы можем во многом не соглашаться с ней и не только в политике или в «русско-крымской идеологии»), но многочисленные меценатские действия представительницы Крыма в Государственной Думе для культуры полуострова трудно не заметить. Судя по пожертвованиям (которые собирались ею, её единоверцами и единомышленниками долгие десятилетия), впечатляет готовность дамы-политика отдать свое последнее для блага и просвещения ближних. Ведь по данным Интернета, «политическая Львица» совершенно не олигарх. Поражают искренность, жертвенность, щедрость, самоотдача и самоотверженность известной Госпожи, что весьма ощутимо не только на примерах Евпатории, Симферополя и Ялты. Похоже, что единственное ее личное материальное богатство - подаренные наручные часы, зато в душе - украинские доброта, мудрость, сострадательность, духовность и отзывчивость.
Большое значение имеет поддержка культурных объектов Крыма крупнейшими федеральными учреждениями культуры. К сожалению, культурный диалог Украины и России за последние годы весьма ослаб, но грядущее неумолимо взывает к необходимости его активизации, к важности взаимодействия и взаимопонимания двух братских народов и стран-соседей.
Киев в значительной степени сегодня ориентируется на определенные круги в Вашингтоне, а в отношении Крыма трудно переоценить влияние материковой России.
Сотрудники музеев Москвы и Санкт-Петербурга оказывают помощь южным коллегам. На втором этаже Лива-дийского дворца музееведы поместили экспозицию «Крымская коллекция» из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В ноябре 2016 г. в Особняке Румянцева в Санкт-Петербурге была открыта выставка «Путешествие в Крым». «Крымская коллекция» из северной столицы, экспонируемая в Ливадии, - это продолжение выставочного цикла, приуроченного к 230-летию вхождения Крыма в состав России. Другая выставка («Моя история. Романовы»), представленная во дворце, - из Москвы.
Особый интерес на выставке «Моя история. Романовы» вызывает изобилие, казалось бы, несущественных фактов и деталей из истории России. Среди многих тем, представленных в экспозиции, отметим одну из самых незначительных - появление в Московском царстве и в Российской империи различных цветков и растений. Казалось бы на фоне важных государственных и общественных успехов и проблем (достижений в науке и в культуре, в увеличении количества населения и расширении территорий, смут и нестроений, революций и т.д.) это пустяк. Однако, за более чем три столетия «цветочного обогащения» державы просматривается интересная тема «царской фитокультуроло-гии». «Цветочно-плодовая» тема данной экспозиции может быть интерпретирована и как одна из первых экспозиций в Крыму, где удачно сочетаются общеисторические глобальные тенденции в истории России и небольшие, но знаковые и заслуживающие внимания эстетические (цветы, в т.ч. как подарки и украшения) презентации.
Успехом в противодействии «чёрной культурологии» являются, в частности, достижения в борьбе с адептами опасных сект. Обеспечение духовной безопасности выразилось и в нейтрализации ряда сторонников ИГИЛ. В 2013 г. в Крыму активно действовали, например, запрещенные в РФ турецкая секта «Нарджулар» и салафиты. В Общественном совете при крымском правительстве комитет по вопросам образования, науки, молодежи и спорта до 2014 г. возглавлял пастор Т. Литвин (из секты «Посольство Божье» Сандея Аделаджи)2. К 2017 г. в Крыму, вроде бы, «деструктивным сектам» возведен пусть и не надежный, но все же некоторый заслон.
1 См. Радзиевский В. О лжеучительных строптиво-лицедейных ядах фильма Учителя. - ruskline.ru/news_rl/... /о_1гЬеисЫ1;е1
пуЬ_81хор11УоНсе11е]пуЬ_уа11аЬ_Шта_исЫ1е1уа/
2 Нагорная О. Денежная религия // Крымская газета. 2016. - 9 декабря. - С.4-5.
К сожалению, на Украине ситуация с «привнесенными культами» непростая. В середине сентября 2017 года киевляне и гости Киева могли неоднократно увидеть «новую духовность» в действии: даже «главную улицу города перекрыли на три дня ради гуляний ввиду празднования Дня благодарения»1. Многочисленных адептов, пришедших на «слёт» неподалеку от Майдана, убеждали, что «мы с каждым годом живем только лучше»2, будто нет инфляции, бедности и войны.
Киевский Дворец спорта в начале осени 2017 г. «был забит под завязку. «Сеанс» излечения рака, СПИДа, туберкулеза, а также различных родовых проклятий проводил лидер... Мунтян, чьими билбордами в течение месяца был обклеен весь Киев»3. Среди посетительниц «было много стильно одетых девушек. Они с упоением слушали «мессию»»4. В июле 2017, как и годом ранее «вход на проповеди стоил $100»5, а 17 сентября 2017 г. послушать экс-заключенного заклинателя, восклицавшего «Я чувствую, как у кого-то исцелился рак. Дух рака уйди»6 и т.д., можно было, вроде, бесплатно. Как и услышать утверждения: от «Украина расцветет» до «Яценюк и Турчинов сектанты, вот и нас всех тянут»7. Вспоминаются суждения об опасностях массового гипноза и афоризм: «чья власть - того и вера».
Кажется, что все выходы не только из станций киевского метро «оккупировали» запрещенные в РФ «иеговисты», многие «злачные места» замечательных украинских мегаполисов «надежно захватили и закрепили за собой» десятки сект. Среди них и те, которые, по мнению российского религиоведа, профессора А. Дворкина, являются «тоталитарными сектами» и «деструктивными культами».
«Свобода совести» сегодня кое-где очень напоминает модель «свободы без совести». Конечно, на Украине есть немало честных и объективных деятелей культуры. Тому примеры - и шедевры украинского кино, как, например, документальный фильм режиссера Колыхалине Луссине «Спасти и сохранить» (2016 года). Он, вероятно, является - по глубине философии и по компоновке фактов - заметным не только на постсоветском пространстве (в Крыму аналогов нет). Фильм повествует о проблемах свободы совести и демократии на примере событий начала XXI века и, на наш взгляд, достоин демонстрации в Москве и Вашингтоне, Лондоне и Париже, в населенных пунктах (особенно в учебных заведениях) РФ, Украины и Крыма.
Сегодня в Крыму пытаются реализовать поддержку культур разных народов. Только «в 2016 г. выплаты крымским татарам составили 168 миллионов рублей»8, осуществляется поддержка «крымскотатарского языка, что реализуется через поддержку обучения ему в школах, финансирование крымскотатарских музеев, театров и памятных дней»9.
В ряде музеев Крыма можно увидеть фотографии политиков (В. Путина в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого; С. Аксенова и М. Шеремета в городском музее Симферополя; Сталина, Черчилля, Рузвельта, царской семьи и Н. Поклонской в Ливадийском дворце и т.д.). В 2017 г. в Ялте на улице Рузвельта открыли памятник этому 32-ому президенту США. В целом, политический «фокус» для Крыма не всегда позитивен.
Многие сотрудники музеев Крыма сообщают о «многих похищенных у них уникальных экспонатах». Речь идет об «амстердамской истории». Позиции Киева и Симферополя по этому вопросу диаметрально противоположны. Накануне смены власти в Киеве в 2014 г. и событий с этим связанных на выставку «Крым - золото и тайны Чёрного моря» в Европу отправили, по словам куратора этой выставки В. Мардвинцевой, «лучшие экспонаты»10 четырех крымских музеев. Это 1071 шедевр: 190 из Керченского историко-культурного заповедника, 215 из Бахчисарайского историко-культурного заповедника, 451 из Центрального музея Тавриды и 215 музейный предмет из Национального заповедника «Херсонес Таврический». Музейные предметы в Крым не вернулись, а суд в Амстердаме постановил вернуть вышеуказанные экспонаты из музеев полуострова государству Украине. В Киеве такое решение европейцев приветствовали.
Кроме артефактов из золота, отвезенных на выставку из Крыма в Нидерланды, были представлены даже китайские шкатулки I века н.э. Сугубую ценность представляли из Боспорского царства предметы сарматского быта. Это сосуды в виде барашков-водолеев, ценный золотой шлем скифского воина IV века до н.э., скульптура Змееногой богини, подвесные сережки в виде мужских фигурок, височное кольцо с изображением павлина, застежки в форме цикады и ряд иных11. Юридическая и моральная оценка деяний отдельных европейцев будет дана не только юристами и экспертами Украины и Крыма.
Говоря о переменах в культурной жизни полуострова, надо отметить позицию и настроения его жителей. Подавляющее большинство крымчан рады тому, что избежали «бандеризации полуострова». На Украине же многих беспокоит «русификация украинского Крыма» и утрата контроля над «нашей землей». Вместе с тем немало людей на полуострове (более 20% собеседников) скучают по «Украине без Мазеп и Петлюр» и рады бы вернуться «в ту республику, которой уже нет», тепло вспоминая В. Щербицкого и даже Л. Кучму.
1 Дранник А., Приходько Б. Воскресение в столице: от псалмов до экзерцизма // Вести. 2017. - 18 сентября. - С. 7.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 Шевченко Т. 18 фактов // Крымская газета. 2017. - 19 мая. - С. 28.
9 Там же.
10 Андрюхин А. Не все золото, что вердикт // Культура. 2016. - 16-22 декабря. - С. 6.
11
Там же.
В Крыму ностальгия по УССР (шире - по СССР) и по Украине обусловлена многими факторами. Например, по мнению ряда экспертов, высоким развитием в РФ правовой культуры (отсутствие коллизий и пробелов в законодательстве и пр.). Это налогообложение, не устраивающее некоторых крымчан: «ущемление» жителей полуострова при нелегальной сдаче в аренду туристам комнат и иных жилых помещений, невозможность экс-украинцам «аккуратно ловкачить», «понемногу богатеть за счет бюджета», «дерибанить средства», осуществлять всевозможные незаконные сделки и т.п. Многие «предприниматели» (незаконные по существу, ибо привыкли не делиться с родным государством) оказались «не в своей тарелке». Отдельные чиновники (такие, пожалуй, бывают в любом государстве) остались «без откатов» и потеряли доходные места. Надо признать, что за последние годы налоговое право изменилось и на Украине, поэтому действительно некоторые мечтатели хотят «туда, чего уже нет и не будет».
Разве «мечтатели-бегуны» в «надуманную реальность» не напоминают грубовато-печальный украинский афоризм: «Дурень думкой богатеет». И в РФ, и на Украине схожие тенденции в налоговых вопросах, и они все дальше уходят от советских реалий с возможностями «для кого-то где-то нагреть страну»1.
Немало крымчан вспоминают украинскую гастрономическую культуру и говорят, что «при Украине не все было плохо». Украинские продукты в Крыму были дешевыми, качественными и общедоступными. Многие люди хотят «украинские цены при российских зарплатах» (украинские зарплаты существенно уступают русским, а цены обычно на продовольствие на Украине ниже). Большинство крымчан видят свое будущее в культурном единстве с великой Россией. Но при этом Украина (может даже больше УССР) остается в сердцах многих крымчан.
Неслучайно, если верить СМИ, то даже ненавистная некоторым оппонентам (особенно в Киеве) Н. Поклонская некогда изучала украинский язык и другим якобы предлагала знать песенную «мову»2. Что говорит не о «флюгерст-ве», а о любви и к Украине-неньке. Являясь чистосердечной украинкой-русофилкой, в 2017 г. она потрясающе ревностно оберегала историческую справедливость, православную духовность и «русские скрепы». Поведение депутата-подвижницы свидетельствует о ее ментальности бесстрашной и мужественной, искренней и женственной южной казачки. Наверное, в значительной степени на таких цельных самоотверженных, пылких, верных и харизматичных личностях строилось величие не только Московского царства, но и Российской империи.
Некоторым россиянам экс-киевский прокурор кажется «неграмотной» (например, А. С. Грибоедова не знает). А что бывшая гражданка Украины должна знать «о каком-то» А. Чацком, если она учила великую украинскую литературу в контексте величественной культуры Украины и изучаемые Украинкой образовательные программы отличались от российских? Может, «просвещенные» критики осуждаемой ими пани-депутата процитируют реплики действующих лиц таких талантливых драматургов Украины как М. Старицкий или М. Кропивницкий? Увы, русские интеллигенты-критики Great Lady не только украинских классиков не читали, но даже таких славных фамилий не слыхали. Так кому стыд и позор? Или Вы, «знатоки-критиканы» не знали, что Украина - это особая, щедрая и благодатная земля, богатая своими талантами, достижениями, успехами и достоинствами? Среди них - далеко не только красивейшие женщины и смелые мужчины.
Возникает далеко «не личностный вопрос» Поклонской: проблема шире - это трагедия «нерусскости русскоязычной Украины» и все более углубляющегося раскола и водораздела (он был ощутим даже в «брежневские времена») между «русскостью» России и «русскостью» Украины. Разве при внимательном взгляде не просматривается различие в культурных кодах?
У людей РФ и Украины может быть один язык, но совершенно разное (иногда - диаметрально противоположное) восприятие и понимание процессов. Их «ментальные скрепы» и «культурные константы» в силу политических и иных процессов все более отличаются друг от друга. Ибо все же не просто язык - «душа» культуры, а «душа» культуры - это традиционная духовность (народно-религиозная ментальная парадигма или проще - определенная историческая идеология). Н. Поклонская, вероятно, интуитивно (или осознанно?) почувствовала глубину той опасности, которую другие не увидели. Юго-восток Украины, как и Крым, - это далеко не центральная или северо-западная Россия.
Русскомыслящие говорят на одном языке, но думают разными категориями. И без общих «духовных скреп» вряд ли можно конструктивно договориться не только гражданам Украины и РФ, но и крымчанину с сибиряком, надолго приехавшему в гости в Крым. Русский язык, как и любой другой, - это лишь средство для взаимопонимания при наличии общей духовно-понятийной базы.
Если нет духовной основы, - то язык не поможет, он способствует знакомству, общению и налаживанию отношений, но не «надежно цементирует» и не «полнокровно одухотворяет» их. Это показывает опыт Югославии, Северной Ирландии и многих других «болевых точек», включая наш Донбасс.
Не секрет, что многие говорящие на русском языке украинцы (особенно молодежь), с каждым годом становятся все более чуждыми традиционной русской культуре. Для некоторых из них уже не только герои Грибоедова, но и фамилии Пушкина и Лермонтова мало о чем говорят. Более того - многие русскомыслящие на Украине граждане в силу известных событий осознают себя горячими противниками так называемого «русского мира». Из потенциальных «друзей» РФ формируются «враги» России.
О чем говорить, если «фундаменты личности» кардинально отличны? Для кого-то где-то, - вследствие потери себя (а потому отсутствие угрызений стыда и ощущений совести, при ее потери), - святыни забыты, духовные ценности нивелированы, девиантность стала культурной нормой, а вчерашний мейнстрим - девиантностью, иногда стандарты «оделинквентились», а «закон» «аномился».
1 Филонич В. За просрочку налога грозят солидные штрафы // Вести. 2017. - 13 октября. - С. 3.
2 Ср. Скойбеда У. Люди, долго работавшие с Натальей Поклонской: Она у нас неистовая во всем // Комсомольская правда. -М., 2017. - 21 октября. - https://m.kp.ru/daily/26747.7/3775856/
Семена, брошенные еще в конце 80-х и в начале 90-х гг. ХХ века, дают теперь кровавые всходы не только на Донбассе, но и в своеобразности восприятия различных событий в десятках миллионов голов не только граждан Украины. Вместо трех братских «русскостей» (из РФ, Украины и Донбасса) мы видим болезненное противостояние. Да, язык важен, но фундаментом должна быть вера, историческая духовность. Что толку от общности языка, когда тысячи говорящих по-русски людей стреляют друг в друга? Причем, если верить отдельным социологам, в сентябре 2017 г. «54% украинцев готовы отстаивать территориальную целостность Украины с оружием в руках»1 (в 2 раза больше, чем в 2012 г.)2.
Глядя на выступления недругов самого популярного депутата Госдумы, невольно замечаем, что часто осуждения Дамы из Крыма напоминают наглое хамство и даже издевательство над Россией, над русским народом и над всем Православным миром. Святотатцы и кощунники не просто неуважительно «тыкают» славянскому прокурору и демонстрируют достойного Человека в нелепых ситуациях (часто ими же самими выдуманными), но и лукаво, по-сатанински высмеивают Отечественную культуру и историю, возомнив себя выше не только «гордой» Натальи Владимировны и «жалкой» России, но и мудрее Самого Господа Бога. Многочисленные «веселые монтажи» (иногда даже с фразами В. Жириновского) направлены не столько против самой «милой и симпатичной Цели», сколько против духовности Руси, особенно против Православной Церкви. А ведь именно христианские ценности и Православная вера -это то, что может сегодня спасти и Россию, и Украину. Не случайно Ф. М. Достоевский говорил, что «русский без Православия - дрянь, а не человек». Наверное, таких псевдорусских субъектов сейчас немало на постсоветском пространстве. Что им «некая» Поклонская? Они ради красного словца похулят и Бога, и Веру, и Родину, и маму, и отца! Их и людьми назвать сложно. Очень уж напоминают они бездушных духовных мутантов - без стыда, чести и совести.
В условиях кровавого побоища на Донбассе и отсутствия конструктивного украино-русского диалога надеяться на кровнородственные узы ошибочно: нужен духовный стержень, религиозные скрепы, апелляция к любви, к вере и к общему прошлому. Афоризм «без Бога ни до порога» известен на всем пространстве Руси и именно путем святости можно помирить и объединить братские народы.
Таким образом, повторяется ситуация, когда сосед идет на соседа, а брат на брата. Правда, опыт гражданской войны хорошо показал, что часто воевали за конкретных вождей и атаманов, а смерть даже за «доброго дядьку» - это все-таки часто нелепая и глупая кончина. Одно дело - отдать жизнь за «веру, царя и Отечество», другое - расчетливо и меркантильно за «шефа-мародера, за его золотой мешок и за собственные шкурные интересы».
Феномен Н. Поклонской (условно говоря) показывает много граней «русской ойкумены», среди которых и проблема «спасения единства славянства». Ведь после 2014 г. в глазах россиян малоросс «времен Гоголя» грозит стать не «украинцем Сталина», а «новым бандеровцем». На этом фоне для Москвы «бренд Поклонской» просто уникален и спасителен. Как, возможно, и для самого Киева.
Кто, что, как и куда бы в словах и выражениях не «приписывал» Наталье Владимировне (нечто вроде чьих-то писем с «дивной информацией» типа «храмы в Донецке захватили бандеровцы» и т.п.) нельзя не обратить внимания на искренность, ревность, отзывчивость, душевность и сердечность неравнодушной Наталии. Часто случайные «оговорки» уникальной православной патриотки (над которыми смеются коварные злопыхатели и бессердечные «грамотеи») -это чистосердечная боль и искренние страдания за народ беззаветной и жертвенной альтруистки, глубоко моральной и искренне заботливой матери-славянки.
Легко ли в России в наши дни найти образ и пример столь самоотверженного служения своему Отечеству?
В истории известно немало патриоток славянства. Но так ли уж много есть «эталонов» и «образцов» бесстрашных, пламенных и обаятельных Дам-Красавиц, отдающих себя от всей души без остатка всеобщему российскому благу? Не случайно царская армия в значительной степени держалась на малороссах.
Ну а как же быть с инкриминируемой кое-кому на Украине «изменой Родине»? Ни в коей мере и ни коем образом не оправдывая такое страшное явление как «предательство», стоит вспомнить евангельскую фразу «не судите и не судимы будете». Особенно, если судьями (или в их роли) выступают те, кто сами умело «переприсягал» и не только после распада СССР. Более того - проблему свободы выбора никто не отменял. Да, «предательство» нельзя терпеть и воспринять как норму, но иногда измену можно понять, простить и оправдать.
Вспомним библейских предателей-апостолов: Иуду и Петра. Оба они раскаялись в содеянном. Но Иуда не исправился, а пошел и покончил с собой (самоубийство есть непростительная хула на Святого Духа), а апостол Петр исправился и со временем стал первоверховным проповедником и одним из столпов христианства. Евангельский Закон предполагает не только его соблюдение: мало не совершать зла, необходимо делать добро. Аксиома «любви и добра» - должна стать ключом к решению русско-украинских проблем, путем адекватных уступок, мира и толерантности. Крым может (должен?) стать «территорией любви и добра» и превратиться в образец для новой модели славянского, а, возможно, даже и мирового устройства. Очень хочется, чтобы в новом миропорядке не было ущемлений и репрессий, а господствовали подлинные братство, сотрудничество, уважение, справедливость, почтение и взаимопомощь, скрепленные узами Мудрости, Веры, Надежды и Любви.
Стоит ли «оценивать» деяния, которое совершили в конце ХХ века миллионы не только экс-советских граждан? Разве среди «отцов-демократов» современной Украины мало вчерашних «детей и внуков Ильича» и «профессиональных» комсомольцев и коммунистов? Сколькие из сегодняшних руководителей некоей прекрасной страны присягали когда-то в верности Москве? Изменились политические реальности и объективная ситуация? Да, пусть же будет «по словам Вашим». Тогда и мерка должна быть соответствующей: если одни стали «изменниками» из-за изменения
1 Рейтинг. Половина граждан готова воевать за Украину // Вести. 2017. - 6 октября. - С. 2.
2 Там же.
одних границ, то другие - из-за перекройки других кордонов. Может, я как гражданин и патриот Украины с этим в корне и не согласен, и мечтаю, чтобы Крым был украинским и ориентировался, в первую очередь, на Киев. (Думаю, что так и будет, когда создастся одна культурно-историческая славянская общность (суперэтнос) и единая украинско-русская держава).
При адекватном подходе, не только Москва, но и Киев вполне мог бы достойно «разыграть карту Поклонской» с участием самой Н.В. Поклонской. Например, в полилоге на юго-востоке страны, приблизив к Киеву в культурном отношении не только Крым, но и утихомирив Донбасс. Ведь рано или поздно все ссоры и конфликты заканчиваются, и чем раньше закончится трагедия на малой Родине Н.В. Поклонской («девушка-политик» родом из Луганской области), тем будет лучше всем (и украинцам, и россиянам, и многим другим, включая европейцев). Жаль, что никто пока не додумался имплементировать милого, талантливого и обаятельного политика в важнейшее дело мирного урегулирования кровоточащей раны славянства.
Ни в коем случае не выступая в роли апологета яркой Персоны, замечу, что «пассаж с Чацким» вышел-таки «ляпом» для злопыхателей депутата. Пусть докажут, что А. С. Суворов не произносил слов, сказанных украинкой Н.В. Поклонской! Очень хочется верить, что крымчанка, будучи в значительной степени продуктом украинской культуры, все же любит и Россию, и Украину.
Неудивительно, что на Украине (в СМИ, в украинском сегменте Интернета) Наталья Владимировна подвергается критике и осуждению, но удивительно ее «шельмование» в РФ. Например, «похулила» «Крымская Весна» коммунистических идолов, но что тут удивительного? Разве Вы, коммунисты, не знаете, что на Украине компартия и коммунистическая идеология, по сути, вообще запрещены? Разве многие на Украине не отождествляют «ленинизм» с «фашизмом»? Украинский национализм - это отдельная тема.
Вместе с тем можно почти уверенно сказать, что многие жители полуострова хотят нормализации отношений с братской Украиной, но «без Бандер и Шухевичей».
Устоявшаяся ментальность некоторых крымчан не вписалась пока в общероссийские стандарты. Но и в России есть люди (особенно оппозиционеры), подвергающие сомнению «русскость полуострова». В их словах тоже бывает правда и искренность. Хотя Крым традиционно и был самым пророссийским регионом Украины, он все-таки много десятилетий жил в мейнстриме украинских культурно-политических реалий и не только Н.В. Поклонскую учили в крымской школе и в вузе по «программам Киева».
На всеукраинском референдуме 1.12.1991 г. 57% севастопольцев и 54% крымчан проголосовали за независимость Украины1. Ранее, 20 января 1991 г., за автономию Крыма как субъекта СССР высказалось 93% проголосовавших, а в 2014 г. «за воссоединение с Россией высказались почти 97%»2. Некоторые крымчане, протестуя, покинули и продолжают покидать полуостров.
В советское время в Крым инвестировал порой весь Союз. Поэтому облагораживали социокультурную инфраструктуру (музеи, клубы, театры, библиотеки и т.д.), совершенствовали условия культурного отдыха трудящихся. Туристические маршруты, культурно-просветительские и оздоровительные мероприятия, военные проекты (особенно в Севастополе) и т.д. Важной вехой для развития инфраструктуры стало соединение в 1958-1961 гг. Симферополя с Ялтой посредством троллейбусного маршрута. Повышался уровень культурного обслуживания, и Крым «обрастал» и множеством путей сообщения, и культурными учреждениями. Ударно строили санатории, пансионаты и дома отдыха, где важную роль отводили культурным программам.
В начале 1960-х реконструировали «Артек». В нем появилось 150 новых зданий, 3 медцентра, школа, 3 бассейна, киностудия («Артекфильм»), стадион на 7 тысяч мест и многое иное. В «Артек» приезжали лидеры государств и деятели культуры, там снимали фильмы и проводили тысячи культурных мероприятий.
За годы независимости Украины в Крыму открыли газопровод в Судаке, построили немало дорог и квартир, открыли водопроводы, усиленно работал «Черноморнефтегаз»3. Финансовые возможности Украины были меньше советских. Это особенно ощущалось в культурных процессах (закрытие клубов и т.д.). Крым не был «падчерицей», но и не был любимцем «мамы» Украины.
Сегодня и на Украине, и в Крыму развивается фестивальная и театральная жизнь. Но развивается по-разному. В Киеве с оглядкой на Запад, в Крыму - на Москву. Даже в украинский период крымской истории Россия помогала искусству Крыма. Так, в 2008 г. в Ялте театр им. А.П. Чехова реконструировали по инициативе Президента РФ В.В. Путина. 28 марта 2016 г. в театре им. А.П. Чехова впервые вручили новую высшую театральную премию полуострова «Золотой грифон»4.
В 2016 г. в Ялте прошел I Международный этнофестиваль «Человек». Популярны такие фестивали, как «Победили вместе», «Золотой витязь», «Точка сборки», «Алые паруса», «Пристань менестрелей», «Крымский маяк», фестиваль имени М. Волошина и некоторые иные, включая этнофестивали (греков и др.). В городке Щелкино, где нет даже общественного транспорта, в последние годы гремит слава «Казантипа поэтического». Развивается в Крыму и киноиндустрия. Как пример - фильм 2017 г. А. Пиманова «Крым» как современная история Ромео и Джульетты (главные герои - из Крыма и Киева). Невольно вспоминается недавняя трагическая история югославских Ромео и Джульетты.
1 Третья оборона. 2017. - Август. - С. 1.
2 Крымская газета. 2017. - 20 января. - С. 2.
3
Республика. 2014. - 10 апреля. - С. 8-9.
4 Крымская газета. 2016. - 4 марта. - С. 23.
В 2016-2018 гг. к 100-летию Солженицына осуществляется «проведение мероприятий в библиотеках, музейных и культурно-досуговых учреждениях»1. Библиотеки также развиваются. Так, в Севастополе Морская библиотека им. М.П. Лазарева, отметившая в 2017 г. 195-летие, за полгода провела более 50 мероприятий. Не менее популярна в Севастополе и ЦГБ им. Л.Н. Толстого (среди прочих достижений, там вручали литературную премию им. Л.Н. Толстого).
Подводя итог, отметим, что в последние годы и Украина, и Крым существенно изменились. Посещая многие музеи и учреждения культуры полуострова, нельзя не отметить влияние общероссийского духовного мейнстрима. Большое внимание на Украине и в Крыму уделяют теме патриотизма. Но звучит эта тема по-разному, и герои (в отличие от советских времен) не одни и те же. Существенно, например, переосмыслена в Крыму (в сравнении с украинскими реалиями) роль Великой Отечественной войны (сам термин «Великая Отечественная война» уже позабыт на Украине). Это особенно хорошо ощущается в Севастополе, в том числе в музее «35-я береговая батарея».
Один из примеров влияния России на Крым - это и существенно преображенный Ливадийский дворец, партнерами которого стали, среди прочих благожелателей, и коллеги из Санкт-Петербурга. В учреждениях культуры (особенно в музеях) больше внимания стали уделять Крыму в контексте русской истории и культуры.
Официальная украинизация Украины продолжается, напоминая все более «гипердеруссификацию». В культуре Крыма украинский язык продолжает присутствовать, хотя и не столь ощутимо, как ранее. Сохранены украинские названия, а крупнейшая религиозная конфессия Крыма носит «старое» украинское название. Это Украинская православная церковь Московского патриархата (часть Русской православной церкви); та самая церковь, чьи храмы на Украине захватывают сегодня неадекватные экстремисты и радикалы.
Нам очень дороги Киев и Львов, Одесса и Харьков, Донецк и Днепр, Тернополь и Чернигов и печально осознавать, что, возможно, далеко не только жители этих городов, сами того не зная (и не догадываясь!), уже попали под тотальный контроль постохлократии XXI века. Даже, точнее, под «общепланетарный», глобальный (!) мегаконтроль. Как иначе понять следующую информацию «двойного контроля украинцев»: «СБУ прослушивает разговоры с мобильных телефонов, используя систему, смонтированную специалистами ЦРУ США. В этом в интервью The New York Times призналась экс-глава отделения СБУ по связям с иностранными правительствами Виктория Горбуз. Все телефонные перехваты переводят на английский в течение 24 часов и передают в США»2. Спикер СБУ Елена Гитлян-ская на просьбу газеты «Вести» ответить по данному вопросу сказала: «Мы не хотели бы комментировать эту инфор-
3
мацию» .
Часто борцы за свободу попадают в рабство, а борцы за лучшее грядущее, порабощенные обманом и самообманом, становятся заложниками лжи, ненависти и зла. ХХ век явил немало примеров неудачных попыток построения счастливого будущего. Многие революционеры XXI века забыли, что, согласно позиции христиан, первым революционером был сатана. Да, тот самый «лжец» и «человекоубийца от начала», который сеет смерть сегодня не только на трудовом Донбассе, но и обман в сердцах миллиардов добрых жителей нашей планеты.
Крым потенциально может стать одной из площадок для конструктивного русско-украинского диалога, который может привести к взаимопониманию и мирному сосуществованию. Об общих истоках и о родстве русских и украинцев неоднократно высказывался Президент РФ В.В. Путин, а многие представители братских народов давно мечтают о мире, согласии, дружбе, мудрости и сотрудничестве. Хочется видеть Крым мостом для братского единения, а не ареной для склок, ссор и разногласий. Крым из «яблока раздора» должен превратиться в «плод консолидации», в связующее звено славянского мира, а иначе и не может быть, ибо будущее - за миром, любовью и взаимопониманием.
1 Крымская газета. 2016. - 4 марта. - С. 23.
2 Признание. «СБУ слушает телефоны и передает все в ЦРУ» // Вести. 10.10.2017. - 10 октября. - С. 4.
3 Там же.