Постсоветские исследования. Т.4. № 3 (2021) КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ CONFLICT POTENTIAL
Научная статья / Research article Украина и конфликт в Нагорном Карабахе В. М. Шнейдер
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия ORCID: 0000-0001-6117-7086, [email protected]
Аннотация. Нагорно-Карабахский конфликт, являющийся по сути конфликтом между Арменией и Азербайджаном, остаётся актуальной проблемой для всех стран евразийского региона, включая государства постсоветского пространства. В статье проводится анализ позиции Украины по конфликту в Нагорном Карабахе. На эту позицию влияет ряд факторов, связанных с текущим состоянием украино-армянских и украино-азербайджанских отношений. Среди ключевых факторов можно выделить политический, экономический и социокультурный. По итогам проведённого анализа автор приходит к выводу о том, что Украина стабильно поддерживает позицию Азербайджана по Нагорно-Карабахскому конфликту. Эта поддержка обусловлена успешным двусторонним сотрудничеством Украины и Азербайджана в экономической и военно-политической сферах, а также связана с эффективным взаимодействием стран на международной арене, в частности, в рамках организации ГУАМ. Поддержка Азербайджана со стороны Украины объясняется и уважением к территориальной целостности Азербайджана, поскольку с точки зрения международного права вся территория Нагорного Карабаха относится к Азербайджану, а Нагорно-Карабахская Республика является непризнанным государством. В то же время, несмотря на стабильную политическую поддержку, Украина отвергает возможность участия в военном конфликте на стороне Азербайджана. Осенью 2020 г. Украина неоднократно призывала стороны к прекращению боевых действий и мирному урегулированию конфликта. На взвешенную позицию Украины во многом влияет социокультурный фактор, который связан с важной ролью армянской диаспоры в общественно-политической жизни Украины и длительной историей гуманитарного сотрудничества между украинским и армянским народами.
Ключевые слова: Украина, Армения, Азербайджан, Нагорно-Карабахский конфликт, двусторонние отношения
Для цитирования: Шнайдер В. М. Украина и конфликт в Нагорном Карабахе. Постсоветские исследования. 2021;4(3):234-241.
Ukraine and Nagorno-Karabakh conflict Vadim M. Shneyder
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-6117-7086, [email protected]
Abstract. The Nagorno-Karabakh conflict, which is essentially a conflict between Armenia and Azerbaijan, remains an actual problem for all countries of the Eurasian region, including the states of the post-Soviet space. The article analyzes the position of Ukraine on the Nagorno-Karabakh conflict. This position is influenced by several factors related to the current state of the Ukrainian-Armenian and Ukrainian-Azerbaijani relations. Among the key factors are political, economic and sociocultural. Based on the results of the analysis, the author concludes that Ukraine stably supports Azerbaijan's position on the Nagorno-Karabakh conflict. This support relates to the successful bilateral cooperation between Ukraine and Azerbaijan in the economic and military-political spheres and is also associated with the effective interaction of countries in the international arena within the framework of the GUAM organization. Ukraine's support for Azerbaijan is also explained by respect for the territorial integrity of Azerbaijan, since from the point of view of international law, the
entire territory of Nagorno-Karabakh belongs to Azerbaijan, and the Nagorno-Karabakh Republic is an unrecognized state. At the same time, despite stable political support, Ukraine rejects the possibility of participating in the military conflict on the side of Azerbaijan. In the fall of 2020, Ukraine has repeatedly appealed to both sides of the conflict to end hostilities and peacefully resolve the conflict. The balanced position of Ukraine is largely influenced by the sociocultural factor, which is associated with the important role of the Armenian diaspora in the social and political life of Ukraine and the long history of humanitarian cooperation between the Ukrainian and Armenian peoples.
Keywords: Ukraine, Armenia, Azerbaijan, bilateral relations, Nagorno-Karabakh conflict
For citation: Shneyder V. M. Ukraine and Nagorno-Karabakh conflict. Postsovetskie issledo-vaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(3):234-241. (In Russ.)
Конфликт в Нагорном Карабахе является одним из самых драматичных событий конца ХХ - начала ХХ! вв. на постсоветском пространстве. Историки сходятся во мнении, что важными предпосылками для современного карабахского конфликта послужил ряд событий начала ХХ в., в первую очередь геноцид армян в Османской империи (1915 г.) и армяно-азербайджанская война (1918-1920 гг.) [Де Ваал, 2005: 179-181]. В 1923 г. была создана Нагорно-Карабахская автономная область, которая вошла в состав Азербайджанской ССР несмотря на то, что большинство населения области составляли армяне. Как пишет в своей книге один из самых известных исследователей конфликта Томас де Ваал, Нагорный Карабах является регионом, который «населен преимущественно армянами и в котором сильны традиции армянского самоуправления», но при этом географически «расположен восточнее естественного рубежа между Арменией и Азербайджаном, и экономически был интегрирован с Азербайджаном» [Де Ваал, 2005: 183]. В 1987 г. делегация карабахских армян передала письмо в Москву с просьбой присоединить Нагор-но-Карабахскую область к Армянской ССР. Начиная с 1988 г., конфликт перешёл в острую фазу и сопровождался взаимным насилием. После распада СССР в 1991 г. началась полномасштабная война между самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республикой (которую поддерживала Армения) и Азербайджаном.
Первая Карабахская война закончилась подписанием в 1994 г. Бишкекского протокола и соглашения о прекращении огня. Тем не менее, в последующие годы продолжались локальные столкновения между сторо-
нами на линии соприкосновения. Ситуация существенно обострилась 1 апреля 2016 г., когда произошла эскалация конфликта. При этом известные российские эксперты С. Маркедонов и А. Дубнов подчёркивали, что в обострении ситуации в регионе не заинтересованы ни Россия, ни США, ни ЕС.1 В результате уже 5 апреля стороны достигли соглашения о прекращении огня. Однако события 2016 г. окончательно показали, что конфликт в Нагорном Карабахе не является замороженным, а дестабилизация ситуации может произойти в любое время. Азербайджан, обладающий более значительными ресурсами, чем Армения, стремился к восстановлению контроля над территориями Нагорного Карабаха, а также семи прилегающих районов. По итогам военных действий, продолжавшихся с 27 сентября по 10 ноября 2020 г., Азербайджан получил контроль над значительной частью спорных территорий. При этом вдоль линии соприкосновения сроком на пять лет (с возможностью продления) располагается миротворческий контингент России. При этом статус оставшейся неподконтрольной Азербайджану территории Нагорного Карабаха (включающей в себя столицу непризнанной Нагорно-Карабахской Республики г. Степанакерт) так и не был определён, что в отдалённой перспективе может снова привести к дестабилизации ситуации в регионе.
События 2020 г. показали, что Нагорно-Карабахский конфликт, являющийся по сути конфликтом между Арменией и Азербай-
1 Огонь в Закавказье: как размораживается карабахский конфликт // РБК // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/politics/02/04/2016/56ffb0b29a79476 4fea1d779 (дата обращения: 01.03.2021)
джаном, остаётся актуальной проблемой для всех стран евразийского региона, включая государства постсоветского пространства, а также такие страны как Турцию и Иран. В данной статье основное внимание уделено позиции Украины по конфликту в Нагорном Карабахе.
На особенности украино-армянских и украино-азербайджанских отношений влияет ряд факторов. Развитию отношений между Украиной и Азербайджаном во многом способствовало эффективное двустороннее экономическое сотрудничество. После прихода на пост президента Азербайджана Г. Алиева (1993 г.) и подписания «Контракта века» в 1994 г. (соглашение между 13 крупными нефтяными компаниями из 8 государств мира о совместной разработке азербайджанских нефтяных месторождений в Каспийском море) азербайджанская экономика стала показывать устойчивый рост. В Украине экономическая ситуация также стабилизировалась во второй половине 1990-х гг. В результате денежной реформы 1996 г. страна обрела свою национальную валюту - гривну1 - а дальнейшие экономические реформы повлияли на рост экономики в начале 2000-х гг. Экономический интерес Украины в отношениях с Азербайджаном во многом был связан с возможностью сотрудничества в сфере энергетики. Эффективность взаимодействия в данной сфере отметил в том числе президент Украины Владимир Зеленский по итогам встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Баку в 2019 г. В частности, Зеленский отметил эффективную деятельность государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR в Украине и подчеркнул, что руководство Украины будет всячески способствовать работе компании по поставкам нефти и газа, разработке газовых месторождений в Украине и другим взаимовы-
годным проектам.2 Помимо этого, ряд инфраструктурных проектов в Украине реализуется с участием азербайджанских инвесторов. Один из примеров - капитальный ремонт участка трассы М-01 «Киев — Чернигов — Новые Яриловичи» протяжённостью 38 км,3 которая является важным транспортным коридором между Украиной и Беларусью. Таким образом, экономические отношения между Украиной и Азербайджаном активно развиваются. По размеру товарооборота Азербайджан находится на 30-м месте среди внешнеэкономических партнёров Украины с годовым показателем более 3,18 млрд долл.4 При этом показатели импорта из Азербайджана в Украину превышают показатели экспорта в обратную сторону более чем на 135 млн долл.5
Армения по общему размеру товарооборота находится только на 68-м месте в списке внешнеэкономических партнёров Украины с показателем 559 млн долл. При этом более 500 млн долл. приходится на экспорт товаров из Украины в Армению.6 Следует отметить, что из стран бывшего СССР Украина имеет меньший объём товарооборота только с Кыргызстаном и Таджикистаном. По данным на 2018 г. основными статьями украино-армянского товарооборота являлись товары агропромышленного комплекса (около 46% в общей структуре импорта и более 50% в структуре экспорта).7
1 Про грошову реформу в УкраЫ // Законодавство Украши // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://zakon.rada.gov.ua/cgi-
bin/laws/main.cgi?nreg=762/96#Text (дата обращения: 02.03.2021)
2 Украша та Азербайджан активiзують ствпрацю у сферi м1жнародних перевезень - Володимир Зеленсь-кий // Президент Украши // [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://www.president.gov.ua/news/ukrayina-ta-azerbajdzhan-aktivizuyut-spivpracyu-u-sferi-mizh-58929
3 Володимир Зеленський провiв телефонну розмову з Президентом Азербайджану // Президент Украши // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.president.gov.ua/news/volodimir-zelenskij-proviv-telefonnu-rozmovu-z-prezidentom-a-63857 (дата обращения: 14.03.2021)
4 Показники зовшшньо! торговл Украши // Митна служба Украши Украши // [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://bi.customs.gov.ua/trade/#/imex (дата обращения: 14.03.2021)
5 Там же.
6 Там же
7 Торговельно-економiчне сшвробггаицтво мiж Укра-!ною та Вiрменieю // Посольство Украши в Республь щ Вiрменiя [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://armenia.mfa.gov.ua/posolstvo/387-
Таким образом, развитие экономических связей с Азербайджаном представляется для Украины более перспективным, учитывая сотрудничество в стратегически важных для Украины областях (энергетика и развитие инфраструктуры). Экспорт товаров в Армению приносит Украине поступления в бюджет, однако по показателю положительного сальдо товарооборота Армения находится лишь на 32 месте среди всех внешнеторговых партнёров Украины.1
Украино-азербайджанское взаимодействие в военно-технической сфере было изначально выгодно обеим сторонам. Азербайджан, потерпевший поражение в Первой Карабахской войне, стремился к усилению своего военного потенциала. В то же время Украина, получившая после распада СССР большое количество и военной техники, и вооружений, и технологий, и производственных мощностей, была заинтересована в укреплении своих позиций на рынке оружия и поиске новых покупателей. [Белашен-ко, Шоджонов 2020: 204] Президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью газете Le Figaro в октябре 2020 г. назвал Украину в числе стран, где Азербайджан закупает во-оружение.2
В свою очередь, для Армении приоритетным направлением военного сотрудничества является взаимодействие со странами-партнёрами по ОДКБ, в первую очередь с Россией. На сайте министерства обороны Армении Украина указана в числе стран, с которыми "в оборонной сфере продолжительно развиваются контакты",3 однако
torgovelyno-jekonomichne-spivrobitnictvo-mizh-ukrajinoju-ta-virmenijeju (дата обращения: 14.03.2021)
1 Показники зовшшньо! торговлi Украши // Митна служба Украши Украши // [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://bi.customs.gov.ua/trade/#/imex (дата обращения: 14.03.2021)
2 Ильхам Алиев дал интервью французской газете «Фигаро» // Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://ru.president.az/artides/44170 (дата обращения: 14.03.2021)
3 Военно-политическое сотрудничество // Министер-
ство обороны Республики Армения // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://mil.am/ru/pages/39 (дата обращения: 14.03.2021)
примеров реального двустороннего взаимодействия в данной сфере не обнаружено.
Анализируя особенности внутренней политики в Украине и странах-участницах конфликта в Нагорном Карабахе, можно прийти к выводу, что Украина и Армения обладают рядом сходств во внутриполитической ситуации. В обеих странах существует сменяемость власти и отмечается высокая конкуренция среди различных политических сил. При этом страны испытывают и схожие проблемы, в том числе связанные с высоким уровнем коррупции. В рейтинге организации Freedom House, которая оценивает уровень политических и гражданских свобод в государствах мира, Украина и Армения в 2020 г. попали в категорию «частично свободных стран» и получили схожие баллы и характеристики. В то же время Азербайджан был признан одной из самых несвободных стран постсоветского пространства (меньше баллов получили только Таджикистан и Туркменистан).4
Внутриполитическое сходство Армении и Украины не привело к развитию двусторонних отношений в политической сфере. В то же время во внешнеполитической сфере Украина гораздо активнее взаимодействует с Азербайджаном. Одним из форматов сотрудничества является организация ГУАМ, членами которой, помимо Азербайджана и Украины, являются Грузия и Молдова. Все эти страны объединяет наличие неподконтрольных территорий, и взаимодействие по вопросам урегулирования конфликтов является одной из важных задач организации. Следует подчеркнуть, что страны-участницы ГУАМ поддерживают позиции друг друга в международных спорах, что проявляется, в частности, в голосованиях в ООН. Так, в 2008 г. состоялось голосование по проекту резолюции, предложенной Азербайджаном под заголовком «Положение на оккупированных территори-
ях Азербайджана». В резолюции, в частности было заявлено об «уважении и поддержке суверенитета и территориальной целост-
4 Global freedom status // Freedom House // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
https://freedomhouse.org/explore-the-map?type=fiw&year=2021 (дата 14.03.2021)
обращения:
ности Азербайджанской Республики в пределах её международно признанных границ», а также выдвинуто требование «немедленного, полного и безоговорочного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики». 1 Несмотря на то, что все государства-члены ООН де-юре считают Нагорный Карабах территорией Азербайджана (об этом свидетельствует непризнанный статус Нагорно-Карабахской Республики), данную резолюцию поддержали только 39 стран, в том числе все страны-члены ГУАМ. Политическая позиция Украины по конфликту в Нагорном Карабахе и в дальнейшем не претерпела изменений. Так, в октябре 2020 г. министр иностранных дел Украины Д. Ку-леба заявил, что Украина всегда поддерживала территориальную целостность Азер-байджана.2 Подобная позиция Украины вызывала недовольство среди жителей Армении, в частности, в июле 2020 г. представители партии «Дашнакцутюн» провели акцию протеста у посольства Украины в Ереване.3
Отметим, что Азербайджан также фактически поддержал территориальную целостность Украины на голосовании по Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 27 марта 2014 г.,4 в то время как Армения стала одной из 11 стран, не поддержавших резолюцию. В связи с этим можно говорить о стабильной взаимной поддержке Украины и Азербайджана по ключевым для двух стран внешнеполитическим вопросам. Не следует забывать и об активном развитии
1 Резолюция 62243 Генеральной Ассамблеи ООН // Организация объединённых наций // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/62/243 (дата обращения: 14.03.2021)
2 Глава МИД Украины: «Мы всегда поддерживали территориальную целостность Азербайджана» // BBC // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.bbc.com/russian/news-54426568 (дата обращения: 14.03.2021)
3 Посольство Украины в Ереване забросали контейнерами с борщом // BBC // [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/politics/15/07/2020/5f0f22f89a79475 9232e1344 (дата обращения: 14.03.2021)
4 Резолюция 62243 Генеральной Ассамблеи ООН //
Организация объединённых наций // [Электронный
ресурс] - Режим доступа: URL:
https://undocs.Org/ru/A/RES/68/262 (дата обращения: 14.03.2021)
украино-турецких отношений, которое наблюдается в последние годы. Учитывая, что Турция фактически является главным военно-политическим союзником Азербайджана, укрепление двусторонних связей Украины и Турции также могло повлиять на позицию Украины по конфликту в Нагорном Карабахе.
Тем не менее, несмотря на однозначную политическую поддержку позиции Азербайджана по Нагорно-Карабахскому конфликту, в ходе войны 2020 г. МИД Украины призывал стороны к прекращению боевых действий и мирному урегулированию конфлик-та.5 Также министр иностранных дел Украины Д. Кулеба заявил, что Украина может выступить в роли посредника между Арменией и Азербайджаном.6 В связи с этим широкий резонанс вызвало заявление депутата Верховной Рады Людмилы Марченко, заявившей, что Украина может предоставить военную помощь Азербайджану. Владимир Зеленский сразу же заявил, что Украина не будет оказывать военную поддержку ни одной из сторон конфликта, резко отреагировал на слова депутата и министр внутренних дел Украины А. Аваков.7
Причины умеренной риторики руководства Украины в ходе войны в Нагорном Карабахе могут быть связаны с наличием длительных гуманитарных связей с Арменией. На территории современной Украины армяне проживают в течение многих веков. К
5 Призываем стороны вернуться к диалогу. Заявление МИД Украины о ситуации в зоне карабахского конфликта // Panorama.am // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.panorama.am/ru/news/2020/09/27/%D0%9 C%D0%98%D0%94-
%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0 %BD%D1%8B-
%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0% B0%D1%85/2368249 (дата обращения: 14.03.2021)
6 Глава МИД Украины: «Мы всегда поддерживали территориальную целостность Азербайджана» // BBC // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.bbc.com/russian/news-54426568 (дата обращения: 14.03.2021)
7 Депутатка "слуги" каже, що Укра1на за потреби вш-ськово шдтримае Азербайджан... // Громадське // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://hromadske.ua/posts/deputatka-marchenko-zayavüa-sho-ukrayina-za-potrebi-vijskovo-pidtrimaye-azerbajdzhan-avakov-zaperechuye (дата обращения: 14.03.2021)
примеру, во Львове армяне живут с XIII в., а одна из самых известных достопримечательностей города - Армянская церковь, построенная в XIV в. и входящая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В XVI-XVII вв. большое количество армян проживало в других западных регионах Украины -Подолье, Буковине. В настоящее время, по данным Переписи населения 2001 г., больше всего армян проживает в восточных и южных регионах Украины - Харьковской, Запорожской, Херсонской, и Николаевской областях.1 Одной из отличительных особенностей армянской диаспоры в любой стране является сохранение национальных традиций, знание родного языка, а также принадлежность к Армянской апостольской церкви. В постсоветское время на территории Украины был построен ряд церквей (в частности, в Харькове, Херсоне, Одессе и Николаеве). С 2013 г. строится армянский собор в Киеве, который после завершения строительства должен стать крупнейшим армянским храмом Восточной Европы.2 Строительство Армянской Апостольской церкви в настоящий момент также идёт в Луцке.3 Инициатором этих проектов стала общественная организация «Союз армян Украины», которая объединяет все действующие в Украине армянские общины. Союз армян Украины активно участвует в общественной жизни различных регионов Украины, а во время войны в Нагорном Карабахе в 2020 г. эта организация вела сбор средств для предоставления гуманитарной помощи в Армению.4 Также организация обращается к
1 Банк даних // Всеукрашський перепис населения 2001 р. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://database.ukrcensus.gov.ua/MULT/Database/Censu s/databasetree_uk.asp (дата обращения: 15.03.2021)
2 Строительство Армянского Собора в столице Украины вступает в финальную фазу // Aravot Ru // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.aravot-ru.am/2019/12/29/318860/ (дата обращения: 15.03.2021)
3 В Луцке идёт строительство Армянской Апостольской церкви // Союз армян Украины // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.sau.org.ua/sau-news/v-lutske-idet-stroitelstvo-tserkvi (дата обращения: 15.03.2021)
4 Союзом армян Украины продолжается единый сбор
средств для помощи в Армению // Союз армян Укра-
ины // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
https://www.sau.org.ua/ru/sau-news/spilkoyu-virmen-
истории армянского народа и, в том числе, к самой трагичной её странице - геноциду армян в Османской империи в 1915 г. На официальном уровне Украина не признала геноцид армян и, учитывая тесные экономические и политические связи с Турцией, в ближайшее время позиция руководства страны по этому вопросу, скорее всего, не изменится. Тем не менее, этот вопрос остаётся актуальным для украинского общества. В 2013 г. депутаты Верховной Рады выдвинули законопроект о признании геноцида армян. Соавторами законопроекта стали депутат от «Партии регионов», председатель Союза армян Украины В. Шатворян и депутат от «Батькивщины» (нынешний министр внутренних дел Украины) А. Аваков.5 Сегодня А. Аваков является одним из самых влиятельных политиков Украины и, судя по заявлениям в социальных сетях, его позиция по признанию геноцида армян остаётся неизменной.6 Проекты постановлений по признанию геноцида армян по-прежнему регулярно вносятся депутатами Верховной Рады, представляющими различные политические силы (например, в 2015 г. инициаторами законопроекта стали представители партий «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт», «Оппозиционная платформа» и «Возрождение».7
Азербайджанская диаспора также старается принимать участие в общественной жизни Украины. Согласно данным переписи населения, большая часть украинских азербайджанцев проживает в восточных регионах Украины, а также в Киеве. В 2013 г.
ukrayini-trivaye-yedinij-zbir-koshtiv-dlya-dopomogi-u-virmeniyu (дата обращения: 15.03.2021)
5 Почему Украина не признала армянскую трагедию геноцидом // ВВС // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2015 /04/150424_ru_s_armenia_ukraine (дата обращения: 15.03.2021)
6 Арсен Аваков о Геноциде армян: Безнаказанность порождает новые преступления // News.am // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://news.am/rus/news/574528.html (дата обращения: 15.03.2021)
7 Проект постанови про визнання Геноциду вiрмен-ського народу // Верховна Рада Украши // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511 =54640 (дата обращения: 15.03.2021)
была создана общественная организация «Объединённая диаспора азербайджанцев Украины».1 Также в стране действует Азербайджанский культурный центр имени М. Магомаева, который принимает участие в различных культурных мероприятиях как на государственном, так и на местном уров-нях.2 О важности гуманитарного сотрудничества между Украиной и Азербайджаном заявляли и президенты двух стран - В. Зеленский и И. Алиев. В частности, И. Алиев отметил, что во многих учебных заведениях Украины уделяется внимание истории Азербайджана, а также изучению азербайджанского языка.3 Следует подчеркнуть, что успешное взаимодействие между Украиной и Азербайджаном в политической и экономической сферах, безусловно, позитивным образом повлияло и на сотрудничество в сфере культуры. Одним из ярких примеров такого сотрудничества стало открытие в Киеве в 2013 г. уникального общественного пространства - Парка имени Г. Алиева, который был возведён компанией SOCAR4. Растущие инвестиции со стороны Азербайджана в экономику Украины, скорее всего, позволят реализовать и новые проекты в данной сфере.
Таким образом, представляется очевидным, что отношение Украины к конфликту в Нагорном Карабахе во многом зависит от особенностей двусторонних отношений с Арменией и Азербайджаном. На позицию Украины влияют различные факторы, в том числе политический, экономический и со-
циокультурный. По итогам проведённого анализа можно прийти к выводу о том, что Украина стабильно поддерживает позицию Азербайджана. Это связано как с успешным сотрудничеством в военно-политической сфере (в том числе в рамках организации ГУАМ), так и с активно развивающимися двусторонними отношениями в сфере экономики. Поддержка Азербайджана со стороны Украины объясняется и уважением к территориальной целостности Азербайджана, поскольку с точки зрения международного права вся территория Нагорного Карабаха относится к Азербайджану, а Нагорно-Карабахская Республика является непризнанным государством. В то же время в ходе войны 2020 г. политическая поддержка не трансформировалась в военное сотрудничество. Напротив, Украина призвала стороны к прекращению боевых действий и мирному урегулированию конфликта. Такая взвешенная позиция может объясняться важной ролью армянской диаспоры в общественно-политической жизни Украины и длительной историей гуманитарного сотрудничества между украинским и армянским народами.
1 Объединённая диаспора азербайджанцев Украины // ОДАУ // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://aze.in.ua/uabd (дата обращения: 15.03.2021)
2 Культурный центр имени Муслима Магомаева // ОДАУ // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://aze.in.ua/kyltyrnitsentr (дата обращения: 15.03.2021)
3 Украша та Азербайджан активiзують ствпрацю у сферi мшнародних перевезень - Володимир Зеленсь-кий // Президент Украши // [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://www.president.gov.ua/news/ukrayina-ta-azerbajdzhan-aktivizuyut-sprvpracyu-u-sferi-mizh-58929 (дата обращения: 15.03.2021)
4 Парк имени Гейдара Алиева в подарок // SOCAR // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://socar.ua/ru/infrastruktura/park-imeni-gejdara-alieva-v-podarunok (дата обращения: 15.03.2021)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белашенко Д., Шоджонов И. Украинско-азербайджанские отношения: основные сферы сотрудничества, проблемы и перспективы развития. // Via in Tempore. История. Политология. №47 (1), 2020. С. 202-210 Де Ваал Т. Чёрный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной. Пер. с англ. О. Алякринского / Томас де Ваал - М., Текст, 2005. - 413 с. Курылев К.П., Семибратов Е.В., Шабловский В.С. Взаимодействие Украины со странами ГУАМ на примере голосования в Генеральной Ассамблее ООН. // Дипломатическая служба. №3 (2018). С. 25-34 Курылев К.П. Факторы, определявшие внешнюю политику Украины по вопросу Нагорно-Карабахского урегулирования (1992-1994 гг.) // 30-летие конфликта в Нагорном Карабахе: сборник научных статей / под ред. К.П. Курылева. М.: РУДН, 2019. С. 40-51 Маркедонов С.М. Тридцать лет Нагорно-Карабахского конфликта: основные этапы и перспективы урегулирования. // Постсоветские исследования. Т.1 №2, 2018. С. 129-138 Ниязов Н.С. Военно-техническое сотрудничество Украины и Азербайджана в 1994-2014 годах // Кавказ и глобализация. Т.8 №3-4, 2014. С. 35-46 Пивовар Е.И. Евразийский интеграционный проект: предпосылки, становление, развитие: глобальные процессы на постсоветском пространстве. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2019. - 899 с.
REFERENCES
Belashenko D., Shodzhonov I. Ukrainsko-azerbajdzhanskie otnosheniya: osnovnye sfery sotrud-nichestva, problemy i perspektivy razvitiya. // Via in Tempore. Istoriya. Politologiya. №47 (1), 2020. S. 202-210
De Vaal T. Chyornyj sad. Armeniya i Azerbajdzhan mezhdu mirom i vojnoj. Per. s angl. O. Al-
yakrinskogo / Tomas de Vaal - M., Tekst, 2005. - 413 s. Kurylev K.P., Semibratov E.V., Shablovskij V.S. Vzaimodejstvie Ukrainy so stranami GUAM na primere golosovaniya v General'noj Assamblee OON. // Diplomaticheskaya sluzhba. №3 (2018). S. 25-34
Kurylev K.P. Faktory, opredelyavshie vneshnyuyu politiku Ukrainy po voprosu Nagorno-Karabahskogo uregulirovaniya (1992-1994 gg.) // 30-letie konflikta v Nagornom Karabahe: sbornik nauchnyh statej / pod red. K.P. Kuryleva. M.: RUDN, 2019. S. 40-51 Markedonov S.M. Tridcat' let Nagorno-Karabahskogo konflikta: osnovnye etapy i perspektivy
uregulirovaniya. // Postsovetskie issledovaniya. T.1 №2, 2018. S. 129-138 Niyazov N.S. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Ukrainy i Azerbajdzhana v 1994-2014 godah
// Kavkaz i globalizaciya. T.8 №3-4, 2014. S. 35-46 Pivovar E.I. Evrazijskij integracionnyj proekt: predposylki, stanovlenie, razvitie: global'nye pro-cessy na postsovetskom prostranstve. - Sankt-Peterburg: Aletejya, 2019. - 899 s.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Шнейдер Вадим Михайлович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ. Vadim M. Shneyder, PhD (History), senior researcher of the the Institute of Post-Soviet and Interregional Studies of the RSUH.