Научная статья на тему 'Уклонение от уплаты налогов: уголовная ответственность'

Уклонение от уплаты налогов: уголовная ответственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1453
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAXES / УКЛОНЕНИЕ / EVASION / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / PUBLIC DANGER / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Замытская Ольга Александровна

Уплата налогов и сборов является конституционной обязанностью, закрепленной статьей 57 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый должен платить законно установленные налоги и сборы. Уклонение от уплаты налогов является общественной опасностью, так как, скрывая доходы, налогоплательщики причиняют существенный ущерб бюджету государства. Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уклонение от уплаты налогов: уголовная ответственность»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ: УГОЛОВНАЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Замытская О.А. Email: Zamytskaya637@scientifictext.ru

Замытская Ольга Александровна - магистрант, кафедра уголовного права, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация: уплата налогов и сборов является конституционной обязанностью, закрепленной статьей 57 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый должен платить законно установленные налоги и сборы. Уклонение от уплаты налогов является общественной опасностью, так как, скрывая доходы, налогоплательщики причиняют существенный ущерб бюджету государства. Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Ключевые слова: налоги, уклонение, общественная опасность, уголовная ответственность.

EVASION OF TAXES: CRIMINAL LIABILITY Zamytskaya O.A.

Zamytskaya Olga Aleksandrovna - Undergraduate,

DEPARTMENT OF CRIMINAL LAW, NORTH-WEST INSTITUTE OF MANAGEMENT RUSSIAN ACADEMY OF THE NATIONAL ECONOMY AND THE STATE SERVICE UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, ST. PETERSBURG

Abstract: рayment of taxes and fees is the constitutional duty fixed by article 57 of the Constitution of the Russian Federation according to which everyone has to pay lawfully established taxes and fees. Evasion of taxes is public danger as hiding income taxpayers cause essential damage to the budget of the state. Can be ways of evasion of taxes and (or) collecting as action in the form of deliberate inclusion in the tax declaration or other documents which submission according to the legislation of the Russian Federation on taxes and fees is obligatory, obviously false data, and the inaction which is expressed in deliberate non-presentation of the tax declaration or other specified documents. Keywords: taxes, evasion, public danger, criminal liability.

УДК 343.2/.7

Уплата налогов и сборов является конституционной обязанностью, закрепленной статьей 57 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый должен платить законно установленные налоги и сборы [1, с. 2].

Основным нормативным документом, определяющим систему налогов, сборов и страховых взносов, взимаемых в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).

Налогоплательщики обязаны уплачивать налоги, сборы и страховые взносы своевременно и в полном объеме в бюджеты и во внебюджетные фонды различного уровня, в размерах и сроки, установленные законодательством [3, с. 45].

Уклонение от уплаты налогов является общественной опасностью, так как, скрывая доходы, налогоплательщики причиняют существенный ущерб бюджету государства. Доходы от уплаты установленных налогов и сборов направляются на пенсионное и социальное обеспечение населения, бесплатное образование и здравоохранение, поддержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства, финансирование оборонной и правоохранительной деятельности государства, реализации намеченных социальных и целевых программ.

Непоступление запланированных денежных средств приводит к невозможности исполнения всех намеченных социальных и целевых программ, к необходимости экономить на значимых для населения страны направлениях бюджетной политики. Ухудшение ситуации с формированием доходной части ведет к образованию дефицита федерального бюджета, который приходится покрывать за счет увеличения внешнего долга и расходования средств резервного фонда.

За уклонение от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов предусмотрена уголовная ответственность по статье 198 Уголовного кодекса РФ или по статье 199 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).

Недобросовестные налогоплательщики применяют различные схемы ухода от уплаты налогов и получение необоснованной налоговой выгоды, такие как:

- неправомерное применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость при приобретении товара с использование посредников по посредническим договорам;

- применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость при операциях на внутреннем рынке с использованием посреднических договоров и договоров займа;

- уклонение от налогообложения прибыли посредствам заключения договоров лизинга с взаимозависимой организацией;

- уклонение от налогообложения прибыли посредствам вексельных операций;

- уклонение от обложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении экспортных операций посредством использования неотчитывающихся организаций и обналичивания денежных средств через банк;

- уклонение от обложения налогом на доходы физических лиц посредством использования договора займа и обналичивания денежных средств;

- уклонение от обложения налогом на добавленную стоимость при экспорте посредством использование фиктивного товара;

- уклонение от обложения налогом на добавленную стоимость посредством использования посредников номинально участвующих в перепродаже товара;

- уклонение от обложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении экспортных операций посредством фиктивных сделок и вексельных расчетов;

- уклонение от обложения налогом на добавленную стоимость при экспорте посредством фиктивных сделок;

- уклонение от обложения единым налогом, уплачиваемым по упрощенной системе налогообложения, посредством заключения договора аренды и уступки распоряжения банковским счетом;

- уклонение от обложения налогом на прибыль посредством применения вексельных схем;

- уклонение от обложения налогом на прибыль, налог НДС посредством применения вексельных схем;

- уклонение от обложения налогом на доходы физических лиц посредством применения страховых схем;

- уклонение от уплаты налога на прибыль путем использования договоров о совместной деятельности;

- уклонение от обложения налогом на добавленную стоимость посредством договора лизинга.

Самый распространенный способ уклонения от налогообложения в настоящее время является умышленное использование в хозяйственной деятельности фиктивных посредников (российских, иностранных), деятельность который сводится к созданию видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности, фирм -«однодневок». Под фирмой - «однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, являются органом, защищающим публичные интересы государства, связанные с осуществлением полномочий за исполнением налогового законодательства. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, предусмотренного статьями 198, 199 УК РФ, материалы направляются в следственные органы.

К обстоятельствам, содержащим признаки налоговых преступлений, относятся:

1) Размер недоимки по налогам (сборам, страховым взносам)

для физических лиц:

- сумма неуплаченных налогов (сборов, страховых взносов) сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 900 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм, либо превышающая 2700 тыс. руб. (крупный размер, предусмотренный ч. 1 ст. 199 УК РФ);

- сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 4500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм, либо превышающая 30500 тыс. руб. (особо крупный размер, предусмотренный ч. 2 ст. 198 УК РФ);

для организаций:

- сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5000 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм, либо превышающая 15000 тыс. руб. (крупный размер, предусмотренный ч. 1 ст. 199 УК РФ);

- сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15000 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих уплате сумм, либо превышающая 45000 тыс. руб. (особо крупный размер, предусмотренный ч. 2 ст. 199 УК РФ);

2) умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений;

3) умышленное непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным [2, с. 119].

Федеральным законом от 03.07.2016 № 325-Ф3 «О внесении в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ» увеличена сумма не уплаченных налогов и сборов для отнесения к крупному и особо крупному размеру, и привлечь нарушителей к уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства становится сложнее, так как размер неуплаченных налогов увеличен в среднем в 2-2,5 раза.

Суды при вынесении решения о привлечении к уголовной ответственности руководствуются УК РФ, а также Постановлением Пленума Верховного суда РФ от

28.12.2008 № 64 «О практике применения судами к уголовной ответственности за налоговые преступления» (далее - Пленум).

Пленум был подготовлен на основании анализа судебной практики по вопросам налоговых преступлений, и стал одним из основных нормативно-правовых актов содержащих признаки и характеристики налоговых преступлений [5, с. 6].

Если действия налогоплательщика причиняют ущерб государству и обществу вследствие совершения налогового и другого преступления в сфере экономической деятельности, он может быть привлечен к уголовной ответственности независимо от извлечения им личной имущественной выгоды.

Список литературы /References

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ. № 7-ФКЗ, № 2-ФКЗ. № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс ».

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64// СПС «КонсультантПлюс».

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ Бец Е.Д. Email: Bets637@scientifictext.ru

Бец Екатерина Дмитриевна - студент, юридический факультет, Всероссийский государственный университет юстиции Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: работа посвящена анализу правового статуса членов семьи и брачно-семейным отношениям по кодексу «Тан люй шу и» в средневековом Китае в период правления династии Тан. Рассмотрены основные положения средневекового китайского семейного права, в том числе статус младших и старших родственников, нормы заключения и расторжения брака, а также наказания за нарушение традиционных брачно-семейных норм. Приведены примеры традиций и обычаев в средневековой китайской семье. Затронуты статьи законодательства, а именно главы, касающиеся семейного права. Отдельное и значительное внимание уделяется уголовным разъяснениям династии Тан, так как именно в этом источнике подробно рассмотрены члены семьи как субъекты правоотношений. Ключевые слова: правовое положение, право средневекового Китая, "Тан люй шу и ", династия Тан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.