Научная статья на тему 'Уклад жизни школы в контексте педагогического знания'

Уклад жизни школы в контексте педагогического знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ / СФЕРЫ ДЕЙСТВИЯ УКЛАДА: КУЛЬТУРНО-ДУХОВНАЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ (ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ) / ОРГАНИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ / POLITICAL (IDEOLOGICAL) / WAY OF SCHOOL LIFE / SPHERE OF ACTION OF THE WAY / CULTURAL-SPIRITUAL / ORGANIZATIONAL-EDUCATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хренова Татьяна Петровна

Рассматривается актуальность введения понятия «уклад жизни школы», выделяются его признаки в опоре на теорию и практику использования данного понятия в философии, социологии и педагогике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Way of School life in a Context of Pedagogical Knowledge

The article considers the urgency of introduction of a concept of «way of school life», shows its attributes based on the theory and practice of use of the given concept in philosophy, sociology and pedagogics

Текст научной работы на тему «Уклад жизни школы в контексте педагогического знания»

УДК 371/5

Хренова Татьяна Петровна

Tatyana Khrenova

УКЛАД ЖИЗНИ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

THE WAY OF SCHOOL LIFE IN A CONTEXT OF PEDAGOGICAL KNOWLEDGE

Рассматривается актуальность введения понятия «уклад жизни школы», выделяются его признаки в опоре на теорию и практику использования данного понятия в философии, социологии и педагогике

The article considers the urgency of introduction of a concept of «way of school life», shows its attributes based on the theory and practice of use of the given concept in philosophy, sociology and pedagogics

Ключевые слова: уклад школьной жизни, сферы дей- Key words: way of school life, sphere of action of the way, ствия уклада: культурно-духовная, политическая cultural-spiritual, political (ideological), organizational-(идеологическая), организационно-образовательная educational

Начало 90-х гг. XX в. характеризуется инновационным развитием российского сообщества, создающим новый образ жизни - новый уклад, определяющийся изменениями в идеологии, экономике, общественной жизни России, опирающийся на иные смыслообразующие представления о мире, о месте человека в этом мире.

Новый заказ государства и общества образованию влечет за собой смену парадигмы образования, что приводит к осмыслению необходимости формирования уклада школьной жизни, отвечающего вызовам нового времени. Осуществляющиеся в России правовые и экономические реформы, модернизация образования в числе главных приоритетов провозглашают потребность общества в воспитании граждан, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. Данные приоритеты закреплены в принятом на Санкт-

Петербургской Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные задачи гражданского образования России» Меморандуме, провозгласившим в сентябре 2002 г. компоненты демократического уклада жизни школы.

В январе 2003 г. письмом Министерства образования Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» уточнены положения меморандума и, в частности, говорится о том, что гражданское образование «... представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни ...».

Развитие демократического уклада жизни имеет глубокие исторические корни. В начале XX в. американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи в своей работе «Реконст-

рукция в философии» утверждал, что школа в условиях демократии служит осуществлению демократической идеи. Дьюи основал культуро- и ребенкосообразную школу, связывающую процесс социализации, освоение ребенком мира с индивидуальным учением, базирующимся на его личном опыте. Он так характеризует уклад жизни своей школы: «... в школе жизнь ребенка становится все определяющей целью. Обучение? Конечно, но жизнь - на первом месте, а обучение только при содействии этой жизни и для нее» [3; С. 54]. В школе Дж. Дьюи была заложена возможность обучающего сотрудничества как в самом образовательном пространстве, так и в создании специальных педагогических проблемных ситуаций.

Известный российский педагог С.Т. Шацкий в 1903 г. пишет о том, что «новый уклад жизни, новых людей должна дать школа» [8, Т.1, 108]. Рассматривая педагогическую деятельность Л.Н. Толстого, он обращает внимание на рассуждения писателя о духе школы, составляющем сущность, успешность учения. Подхватывая и развивая эту мысль, С.Т. Шацкий делает вывод о причинах неудач в педагогической деятельности и говорит о том, что они часто определяются соотношениями «. между преподаванием и уровнем текущей жизни класса .. Социальная сторона школьной жизни всегда реальна, всегда действенна, но постоянно находится вне области педагогического понимания. Разбираться в ней - значит устранить многие тормозы общения с детьми», мешающие им продуктивно использовать свое школьное время, т.е. время организованной жизни [8, Т2, С. 47]. Главная задача школы, -считал С.Т. Шацкий, - организовать разнообразную, разносторонне развивающую и воспитывающую деятельность детей.

В Советской России влияние уклада жизни школы на эффективность образовательного процесса рассматривали такие педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они описывали специфическую атмосферу, дух, стиль взаимоотношений участников образовательного процесса, каждый из которых

создал в собственной практике такое образовательное учреждение, которое отличалось от других именно своим, самобытным укладом.

Наши современники И.О. Фрумин, А.А. Пинский, В.И. Зверева, М.М. Поташник, А.Н. Тубельский в своих работах также раскрывают роль скрытого содержания образования, именно этим термином определяют уклад школьной жизни их зарубежные коллеги Я. Миллер, У. Селлев, Х. Даниелс, Н. Оверлей.

Рассматривая пути создания эффективной российской школы, П. Монтимор, А. Пинский утверждают, что различные педагогические коллективы достигают хороших результатов за счёт таких факторов, как уклад жизни школы. По мнению В. И. Зверевой, школьная культура, включающая систему ценностей, норм, традиций, обычаев, подходов к решению школьных проблем, является важным составным компонентом педагогической системы школы. Раскрывая вопросы проектирования развития школ, М.М. Поташник рассматривает развитие школы как изменение и становление социальной (гуманистической) системы, имеющей признаки «живого организма», и говорит о том, что в связи с этим школа должна иметь свой дух, традиции, эмоциональный настрой.

В исследовании Г.Н. Козловой по теме: «Воспитание в системе деятельности отечественной общеобразовательной средней школы (первая половина ХХ в.)» высказывается мысль о том, что выделение ведущей, специфической в отношении обучения и социализации личности формы воспитания - «уклада жизни», способствует его закреплению как главного фактора воспитания. Последний действует на уровне учреждения в целом, создает новое направление для обновления форм, средств воспитания в их единстве с целями и показателями эффективности.

Впервые к проблеме определения понятия «уклад жизни» обратились социологи России (Е. Ануфриев, И. Бестужев-Лада, А. Бутенко, А. Ципко), которые в 70-90 гг. прошлого столетия проводили исследования в рамках

концепции образа жизни человека. Они пришли к выводу, что под образом жизни следует понимать совокупность форм деятельности, взятых в неразрывном единстве с условиями этой деятельности. По отношению к укладу жизни было признано, что это понятие носит преимущественно социально-экономический

характер и должно применяться для характеристики элементов общественного хозяйства, типичных для той или иной группы или общества в целом.

Впоследствии понятие «уклад» пополнилось новым содержанием. В частности, Ю.И. Семёнов определяет общественно-экономический уклад как «более или менее сложившуюся, оформившуюся совокупность производственных отношений..» [4; С. 27]. М.Я. Гефтер даёт определение, которое расширяет наполненность понятия «уклад». Это уже не просто совокупность общественных отношений, но и общественный строй и, следовательно, в него, наряду с производством, входит культурно-духовная и идеологическая сферы, что для понимания смысла уклада жизни школы наиболее важно [2].

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что уклад - это порядок, который характеризуется отношениями в культурно-духовной, политической, производственной сферах.

Уклад - явление динамичное, связанное с изменениями в различных сферах жизнедеятельности. Именно на этот аспект обращает внимание С.А. Никольский (2001 г.). По его мнению, «уклад есть постоянно воспроизводящаяся, затухающая (деградирующая) или развивающаяся система общественных отношений в рамках конкретного типа хозяйственно-экономической деятельности человека, испытывающая на себе воздействия производственных (технологических), идеологических и культурно-духовных новаций, которые включаются в уклад как в результате усилий отдельных индивидов, так и через систему общественных и государственных институтов и организаций» [4; С. 27].

Как видим, определение понятия уклада жизни школы вызывает затруднение ввиду его широты и отсутствия однозначности. Отчасти это понятие воспринимается субъективно, но, тем не менее, складывается некий смысловой контур.

Ученый и педагог А.Н. Тубельский определяет понятие «уклад жизни школы» как «. совокупность таких условий, как атмосфера школьной жизни, образовательный процесс, взаимоотношения учителей и учеников между собой, разрешение всевозможных проблем и конфликтов, нормы и правила школьной жизни...» [7; С. 4].

Уклад жизни школы, - считает Г.К. Се-левко, — это его обобщённая характеристика, отражающая относительно устойчивые и постоянно поддерживаемые особенности, наиболее значимые для содержания и качества жизни детей и взрослых в школе. Уклад жизни школы рассматривается им, прежде всего, через призму условий бытия членов сообщества, видов их деятельности, действующих норм и правил поведения, реальных возможностей, создаваемых для школьников, характер взаимоотношений в коллективе детей и взрослых [6].

В рассуждениях доктора педагогических наук Е.А. Александровой подчеркивается роль системы межличностных отношений педагогов, детей, родителей, администрации, других сотрудников и представителей фирм и учреждений городского/сельского сообщества в формировании уклада сообщества. «Уклад есть некий устоявшийся порядок жизнедеятельности школы как социального института в целом», - утверждает Е. Александрова [1; С. 62].

Определяя уклад как способ организации жизни, как интегративную характеристику, Н.Ю. Конасова пишет: «В самом общем виде уклад - это тот или иной способ организации жизни. Уклад школьной жизни - характеристика, интегрирующая в себе проявления различных компонентов образовательной системы: общих целей образования, образовательных целей учащихся, педагогических целей, со-

держания образования, организации образовательного процесса, отдельных образовательных технологий» [9; С. 146].

Таким образом, рассмотрение разных точек, анализ предложенных определений понятия «уклад жизни школы» позволяет делать вывод о том, что уклад жизни школы - порядок жизнедеятельности школы, который определяется системой общественных отношений между участниками образовательного процесса. Данная система отношений может воспроизводиться, деградировать или развиваться в рамках конкретного типа образовательной деятельности учреждения под действием тех-

1. Александрова Е.А. Уклад образовательного учреждения как фактор развития его пространства / Е.А. Александрова // Уклад школы будущего: сб. науч. ст. / Под ред. Н.Б. Крыловой. - М.: НИИ школьных технологий, 2007. - С. 62-74.

2. Гефтер М.Я. Многоукладность - характеристика целого / М.Я. Гефтер // Вопросы истории капиталистической России. Проблема многоук-ладности. - Свердловск, 1972. - 90 с.

3. Дьюи Д. Демократия и образование: пер с англ. /Д. Дьюи. - М.: Педагогика - Пресс, 2000. -С. 54.

4. Никольский С.А. Аграрная экономика, сельская общность и проблема социально-экономических укладов / С.А Никольский // Вопросы философии. - 2000. - № 12. - С. 16-27.

5. Семенов Ю.И. Категория «общественноКоротко об авторе_________________________________

Хренова Т.П., методист, Забайкальский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ЗабКИПКРО), Заслуженный учитель РФ хгепоуа_1р@ mail.ru

Научные интересы: исследования в области общей педагогики, истории педагогики и образования. В частности, исследование такого педагогического феномена, как школьный уклад: определение понятия «уклад школьной жизни», становление данного понятия в истории образования, развитие школьных укладов в различные периоды жизни педагогического сообщества

нологических, идеологических и культурно-духов-ных новаций, которые включаются в уклад как в результате усилий отдельных педагогов (учащихся, родителей), так и через систему общественных и государственных институтов и организаций. Уклад жизни школы, таким образом, представляет собой каркас, который выстраивает, обеспечивает взаимосвязи всех сфер деятельности школы, играет интегративную функцию и связывает воедино когнитивные, ценностные, регулятивные смыслы жизнедеятельности школьного организма.

________________________________Литература

экономический уклад», ее значение для философской и исторических наук / Ю.И. Семенов //Философские науки. - 1964. - № 3. - С. 27.

6. Селевко Г. Уклад жизнедеятельности современной школы / Г. Селевко, О. Соловьева // Народное образование. - 2006. - № 1. - С.183-188.

7. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей: метод. пособие / А.Н. Тубельский. - М., 2001. - С. 154.

8. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / С.Т. Шацкий. - Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - Т. 2. - 416 с.

9. Эффективное управление школой в современных условиях. - СПб.: КАРО, 2005. - С. 272..

_______________________Briefly about the author

Khrenova T., Methodologist, Transbaikalian Regional Institute of Improving the Qualification of the Pedagogical Workers (ZabKIPKRO), Merited Teacher of RF

Areas of expertise: research in the field of the general pedagogics, history of pedagogics and education. In particular, research of such pedagogical phenomenon as a school way of life: definition of a concept of «way of school life », formation of the given concept in the history of education, development of school ways of life during various periods of life of the pedagogical community

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.