Научная статья на тему 'Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде'

Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде»

КУЛЬТУРОЙ

_"Г-_".---'■-r ' ISSN 2222-2480

Электронное периодическое рецензируемое научное издание

выходит с 2010 года

2011/1 (2)

Содержание Теоретическая культурология

Межуев В.М.

Размышления о культуре и культурологии: культурология в контексте современного гуманитарного знания (Статья 2)

Пелипенко А.А. Наброски к манифесту смыслогенетической теории культуры

Историческая культурология

Вишленкова Е.А. Темпоральность и восприятие времени в российском университете XIX века (Часть 1)

Прикладная культурология

Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность (Лекции 4-5)

Быховская И.М.

Спорт:культурологические

векторы анализа феномена

Гуманитарные исследования

Жукова О.А.

Духовный опыт и культура разума: религиозно-философская традиция в университетском образовании

УДК 008:061.2/.3

Севан О.Г.

Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде

2011 год стал важным этапом разработки темы «культура дерева», когда автор статьи приняла участие в выставке «Уилл Прайс. Параллели.

Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде» в качестве научного

консультанта. 22 февраля 2011 г. в Государственном музее архитектуры

им. А.В.Щусева во флигеле «Руина», известного своим холодом в зимнее время (все как на улице!), состоялось открытие экспозиции. Она собрала много посетителей, особенно молодежи, знающей об участии современных архитекторов в выставке, что, конечно, радует .

Известный английский архитектор У.Прайс посетил многие страны мира, изучая и фотографируя архитектуру, в том числе и российскую. Его интересный исследовательский опыт представлен в книге «Архитектура в дереве», которая и стала основой предложенной экспозиции. Многие из представленных им исторических памятников сохраняются в музеях под открытым небом или стали объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ряд из них были изучены куратором выставки Николаем Малининым и предложены на выставке в параллели с современными постройками. Архитектурный критик продемонстрировал и новые российские деревянные постройки, которые уже стали частью нашей культуры в последнее десятилетие.

Особенность экспозиции состоит в попытке сопоставления и сравнения деревянной архитектуры старой и новой, исторической и

Малая культурологическая энциклопедия

Бондарев А.В.

Эдуард Саркисович Маркарян: памяти ученого

Шестаков В.П.

Западное барокко в российской интерпретации

Юбилейные даты

К 90-летию

Георгия Степановича Кнабе

Мошняга П.А.

Корифеи гуманитарной мысли

России

Рецензии

Суханова Т.Н.

Theatrum mundi. Современный театральный процесс в пространстве культурологии: рецензия на книгу: А.В. Вислова «Русский театр на сломе эпох. Рубеж ХХ-ХХ1 веков» (М. : Университетская книга, 2009. 288 с.)

Чистякова В.О. «Тот, который не стрелял»: рецензия на кинофильмы «Журавли над Ильменем» и «Снайпер Саха» (киностудия «Сахафильм»)

Научная жизнь

Международный научный

конгресс «Польша - Россия.

Трудные вопросы.

Три нарратива:история,

литература, фильм»

(5-7 октября 2010 г., Польша)

К Международному дню дерева

Севан О.Г.

Культура дерева - дерево в культуре

Севан О.Г.

Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде

современной, традиционной и новаторской, отреставрированной или разваливающейся и заброшенной. Здесь можно проводить много параллелей, и не только те, что были предложены автором книги и участниками экспозиции. Сам факт поиска аналогий показывает необходимость понимания того, почему именно сегодня встал вопрос о таком объединении, в частности, в российской культуре.

На выставке можно увидеть много уникальных современных построек, находок, деталей, но есть и «простоватые», особенно, если их сравниваешь с теми, что выбраны для параллели из прошлого. Но не хочется быть особенно критичным при анализе параллельного сопоставления, поскольку данные о памятниках в книге Прайса представлены с XI в. по 1920-е гг. Здесь есть дворцы императоров и знати, купцов, держащих в подчинении города, и пр. А здания нашего времени - это куда как более демократичная и стилистически молодая архитектура последнего десятилетия. Да и назначение объектов, как их функции и обитатели - разные. В нашей стране современная деревянная архитектура только встает на ноги, находится в поиске образцов, новых конструкций и технологий, и это при повсеместном исчезновении на глазах памятников уникального деревянного зодчества, что заслуживает специального разговора в связи с обсуждаемой темой. Если исчезнут памятники, что можно будет взять за исторические образцы, в чем будет проявляться российская самобытность?

Несомненно, цель данной выставки - презентация отдельных уникальных объектов, штучных, которые сами по себе очень интересны, но, к сожалению, на фотографиях в экспозиции не вписаны в культурную среду. Среды-то вокруг них и нет. Есть природа, есть отдельные проблески воды, леса, неба, иногда чего-то соседствующего. Но культурное окружение отсутствует. Не увидишь на выставке ландшафтов, города, села, пространства страны. Их нет, как нет на фотографиях и людей. (Архитекторы придерживаются точки зрения, что при фотографировании акцент необходимо делать только на архитектуре.) Или, может быть, средовой подход будет целью следующей выставки?

Идея сохранения и развития исторической среды деревянного села или города, столь распространенная в Северной Европе еще 30 лет назад, не получила поддержки в нашей стране. Есть редкие примеры городов (Томск, Иркутск и некоторые малые города, как-то Елабуга и Городец), где с трудом пробивается такой подход. А в столице при строительстве культовых деревянных построек, заполонивших площади у выходов метро, проектировщики и церковники бессмысленно заимствуют образцы северных памятников, искажают их, и выдают за современное деревянное зодчество. Аналогичные тенденции можно наблюдать в торговых и туристических

комплексах, располагающихся в городах, как и в жилых постройках, расположенных поблизости.

В этой связи перед специалистами, заказчиками, руководителями российской культуры

встает вопрос: где же получают образование архитекторы, работающие в дереве? Есть ли сегодня специализированные программы, курсы, направления, ориентированные на изучение мирового и отечественного деревянного наследия и его связи с современностью? Ответ - нет. Конечно, сегодня ряд сайтов демонстрируют самые разные по уровню и качеству примеры. Некоторым удается попасть в мастерские архитекторов, которые не так давно пришли к дереву и совершили прорыв в нашем современном строительстве. Но этих объектов, как известно, не увидишь за высокими заборами, хотя имена отечественных мастеров известны: Николай Белоусов и Тотан Кузембаев, Александр Бродский, Евгений Асс, Юрий Григорян. Есть и мировые авторитеты - Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Герман Кауфман, Сами Ринтала, Имре Маковец и другие архитекторы. Работы многих из них представлены на выставке «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде».

Экспозиция заставляет думать и ставит много вопросов. Могут ли деревянные памятники России, имеющие собственные региональные особенности, служить образцами для использования их конструкций, деталей, образов в современном строительстве, т.е. можно ли (да и надо ли) искать конкретную взаимосвязь между ними? Сохраняются ли сами памятники деревянного зодчества как элементы среды поселений и как примеры для формирования современной архитектуры? Можно ли говорить о российской самобытности, глядя не только на памятники, но и на постройки нашего времени, и что из них появится в Списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО завтра? Можно ли представить не отдельные объекты современности сами по себе, а в культурной среде, в определенном контексте? Сможет ли следующая выставка поставить более сложную задачу, которая позволит обсуждать и решать вопросы сохранения и развития среды наших городов, сел, культурных ландшафтов, и не только деревянных? И, наконец, есть ли и могут ли быть не параллели, а пересечения в деревянной архитектуре вчера, сегодня и, быть может, завтра?

На 21 марта 2011 г. запланировано проведение круглого стола -семинара, на котором предстоит обсудить проблемы, частично сформулированные выше: образование в сфере деревянной архитектуры, как в реставрации, так и в новом строительстве; совмещение и сочетание появляющихся деревянных сооружений в исторической среде деревянных городов; современное использование опыта музеев под открытым небом с целью

реконструкции сельских и городских центров; образование местных жителей и многое другое.

© Севан О.Г., 2011 Статья поступила в редакцию 1 марта 2011 г.

Севан Ольга Георгиевна,

кандидат архитектуры,

заведующая Сектором проблем культурной среды поселений Российского института культурологии (Москва), e-mail: [email protected]

UDC 008:061.2/.3

Sevan O.

Will Price. Parallels: Wooden Architecture Yesterday, Today and All Over

Sevan Olga Georgievna,

PhD in Architecture,

Head of the Department for the Study

of Cultural Milieu of Settlements

of the Russian Institute for Cultural Research (Moscow)

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.