Научная статья на тему 'Угрозы развития услуг сферы торговли в условиях конкурентной среды'

Угрозы развития услуг сферы торговли в условиях конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ / СИСТЕМА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ / СЕТЕВЫЕ ТОРГОВЫЕ КОМПАНИИ / ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудов Азнаур Сапарович

В статье рассматриваются проблемы развития услуг в сфере торговли, раскрыты тенденции развития, а также предложены мероприятия по увеличению ресурсного потенциала и максимальной реализации организаций сферы торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угрозы развития услуг сферы торговли в условиях конкурентной среды»

УГРОЗЫ РАЗВИТИЯ УСЛУГ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ

КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

THE THREAT OF SERVICES TRADE IN A COMPETITIVE ENVIRONMENT

Дудов Азнаур Сапарович, д.э.н., профессор, ректор НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»

Dudov Aznaur Saparovich PhD, Professor, Rector KNOW VPO "Kislovodsk Institute of Economics and Law " Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития услуг в сфере торговли, раскрыты тенденции развития, а также предложены мероприятия по увеличению ресурсного потенциала и максимальной реализации организаций сферы торговли.

Ключевые слова: услуги в сфере торговли, Стратегия развития торговли, система оптовой торговли, сетевые торговые компании, формирование универсального торгового ассортимента, распределительные центры.

Summary. The article deals with problems of development of services in the areas of trade, revealed trends, as well as proposed measures to increase the resource potential and maximize the scope of trade organizations.

Keywords: trade services, trade development strategy, the system wholesale, network marketing companies, forming a universal trading range, distribution centers.

Как отмечается в Стратегии развития торговли в Российской

Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года (приказ

Минпромторга РФ от 31.03.2011 № 422 «Об утверждении Стратегии

развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период

до 2020 года») характерной чертой развития оптовой торговли в развитых

странах стало повышение степени концентрации оптового оборота. В

результате крупные независимые оптовые фирмы превратились в

организаторов торгового оборота. Малые фирмы сузили поле своей

деятельности и сосредоточились на оказании клиентам

специализированных услуг.

Характерной чертой современной оптовой торговли за рубежом

является комбинирование оптовых и розничных операций у торговых фирм.

Причем такое комбинирование имеет две стороны: первая - оптовые

организации выполняют функции розничного звена, реализуя товары

непосредственно населению, вторая - розничные предприятия берут на себя

функции оптовой торговли, устанавливая прямые контакты с производителем товаров.

Представленная Стратегия отмечает, что другими прогрессивными направлениями в развитии оптовой торговли за рубежом стали:

создание в составе сетевых торговых компаний распределительных центров, не выполняющих самостоятельную закупочную деятельность, но обеспечивающих формирование универсального торгового ассортимента для бесперебойного снабжения супермаркетов;

образование "открытых распределительных центров" в качестве самостоятельных оптовых фирм;

расширение сети магазинов-складов по технологии "Кэш-энд-Кэрри"; расширение оптово-розничных структур по торговле специфическими группами товаров;

образование закупочных центров при ассоциациях розничных торговых предприятий, потребительских кооперативов, крупных независимых супер- и гипермаркетов.

Уместно привести следующие цифры. Согласно рейтингу стран по индексу эффективности логистики Всемирного Банка российский рынок транспортно-логистических услуг в 2010 году находился на 94 месте (из 155 стран), при этом другие страны из БРИК обладают лучшей логистикой (Бразилия - 41 место, Индия - 47, Китай - 27).

В силу особенностей транспортно-дорожной инфраструктуры, которая имеет лучевое строение, существенная часть товаропотоков идет не напрямую между регионами, а проходит через Москву. Если сравнить объемы оптовой торговли, приходящейся на душу населения в Москве и в среднем по Российской Федерации, то разрыв по некоторым видам товаров составляет более чем в 5 раз.

Обращаясь к региональному аспекту развития оптовой торговли в Ставропольском крае отметим, что основным нормативно-правовым документом, регламентирующим данную отрасль является утвержденная

приказом комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию от 28 января 2011 № 13/01-07 о/д « Программа развития потребительского рынка и услуг Ставропольского края на 2011 - 2015 годы».

В ней, в частности, приводится комплекс мероприятий по

совершенствованию сферы оптовой торговли в Ставропольском крае. Процитируем Программу.

С целью формирования краевой оптовой сети, как многоуровневой и территориально развитой системы товародвижения, сориентированной на местных товаропроизводителей будут приняты меры:

- по развитию материально-технической базы оптового

продовольственного комплекса Ставропольского края путем содействия в создании и функционировании логистических центров поставок,

осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами, распределительных центров, оптовых продовольственных рынков, иных объектов и форматов оптовой торговли для обеспечения в товарах хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, а также за счет реконструкции и модернизации функционирующих объектов оптовой торговли (оптовых продовольственных баз, товарных складов, др.); по развитию потребительской кооперации (сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, др.);

- по созданию условий для: развития предпринимательской кооперации

(между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, региональными сельхозтоваропроизводителями,

федеральными поставщиками и производителями товаров с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей), интеграции

оптовой и розничной торговли; повышения деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров;

- по обеспечению приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства.

К крупнейшим предприятиям оптовой торговли в крае следует отнести следующие (табл.1).

Таблица 1 - Крупные оптовые организации в Ставропольском крае

Наименование Местонахождение

ООО «САВтрейд» г. Ставрополь

ЗАО ТД «Бабаевский» г. Ставрополь

ООО «Ставропольторг» г. Ставрополь

ООО ТПП «Меркурий» г. Ставрополь

ООО «Г енри и К» г. Ставрополь

ООО «Торг-опт» г. Ставрополь

ИП Борцова Л.Д. г. Ставрополь

ООО «Балтика-Ставрополь» г. Ставрополь

ООО «Опт-торг» г. Пятигорск

ООО «Кормилица КМВ» г. Пятигорск

ИП Доронина Е.Н. г. Пятигорск

ООО «Криолот» г. Пятигорск

ООО «Альфафиш» г. Пятигорск

ООО «Русь»

г. Невинномысск

Источник: [3].

Результаты конъюнктурных обследований 74 предприятий и организаций оптовой торговли (включая 29 предприятий малого бизнеса), проводимых государственным органом федеральной статистики, свидетельствуют о том, что среди факторов, препятствующих росту деловой активности предприятий, лидирующим является высокий уровень налогов (табл. 2). Он отрицательно сказывается на работе 77% обследованных предприятий. Недостаток финансовых средств оказывает негативное влияние на деятельность 41,9% обследованных предприятий, неплатежеспособность покупателей - на 68,9%, высокие транспортные расходы - на 39,2% предприятий.

Таблица 2 - Результаты обследовании конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле

Виды товаров Число обследов. организаций, единиц Оборот оптовой торговли млн. руб. Факторы, ограни1 деятельность предп швающие риятий, единиц

Неплатежесп. покупателей Недостаток финансовых средств Высокий уровень налогов Высокие транспор расходы

Всего 74 15152,5 51 31 57 29

в т.ч. осуществляющих продажу:

автотранспор. средств 3 147,1 3 2 3 2

автомобильн. деталей, узлов и принадлежностей к автомобилям 6 510,5 4 2 5 1

сельхозсырья и живых животных 5 791,0 2 3 4 1

пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий 14 2833,3 10 6 11 8

одежды, включая нательное белье и обуви 2 34,1 2 2

текстильных и галантерейных изделий 1 58,2 1 1

бытовых электротоваров 2 14,8 1 - 2 2

парфюмерных и косметических товаров 2 604,0 2 - 2 1

фармацевтич. и медицинских товаров 8 1826,3 4 3 7 3

бытовой мебели и прочих неэлектрических 2 157,2 1 1 1

бытовых товаров

топлива 7 2314,9 4 3 5 2

металлов и металлических руд 4 402,7 3 1 2 2

лесоматериал и стройматериалов 4 291,3 4 3 3 -

химических продуктов 5 1117,3 4 4 3 2

машин и оборудования 1 208,8 1 - - -

прочих товаров 8 3841,0 5 4 6 4

Источник: [5].

На улучшение экономического положения в третьем квартале 2010 года (по сравнению со II кварталом) указали 23% респондентов. Почти 60% показали, что положение не изменилось и 17,5% - ухудшилось.

В итоге наблюдаемое в настоящее время увеличение масштабов оптовой торговли в Ставропольском крае дало основание для выявления в ходе проведенного ситуационного анализа следующих тенденций:

- рост массового и серийного производства, присущий крупным предприятиям;

- увеличение производства товаров не по заказам, а впрок, что способствует увеличению товарных запасов;

- рост числа уровней посредников между производителями и пользователями;

- усиление степени адаптации товаров к нуждам промежуточных и конечных пользователей в связи с наличием большого разнообразия товаров и видов упаковки, учитывающих индивидуальный спрос и др.

Несмотря на отмеченные позитивные тенденции в развитии сферы оптовой торговли региона, необходимо отметить ряд негативных:

- уменьшение числа крупных и средних предприятий, что разрушает систему оптовой торговли;

- завышение конечных цен в результате существования большого числа посредников;

- увеличение доли «теневого» сектора;

- несовершенство системы мониторинга за качеством поставляемой продукции;

- нерациональное использование складских площадей;

- низкий уровень обеспеченности товарными запасами крупных и средних предприятий;

- неравномерность территориального распределения предприятий сферы оптовой торговли и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, анализ динамики показателей сферы оптовой торговли в Российской Федерации, Северо-Кавказском федеральном округе и Ставропольском крае свидетельствует об их устойчивой положительной динамике за последние годы и, на наш взгляд, краткосрочном снижении абсолютных значений (либо только темпов прироста) оборота оптовой торговли. Для повышения эффективности работы организаций сферы оптовой торговли чрезвычайно важно изучить их ресурсный потенциал и наметить мероприятия по его увеличению и максимальной реализации, что нашло отражение в предложенной соответствующей методике. Ресурсный потенциал сферы оптовой торговли мезоуровня должен определяться как сумма аналогичных показателей каждого хозяйствующего субъекта соответствующего профиля с учетом синергетического эффекта (формула (1)).

Р Пмезо

±РП, + Син (1)

2=1

где РПмезо - мезоуровневый ресурсный потенциал предприятий оптовой торговли;

РП - ресурсный потенциал отдельно взятого предприятия сферы оптовой торговли (микроуровень);

N - количество предприятий сферы оптовой торговли;

Син - величина синергетического эффекта от совместного действия предприятий сферы оптовой торговли.

Во избежание включения в расчеты одних и тех же ресурсов предприятий, участвующих в звеньях торгового процесса, предложенная формула нуждается в корректировке для технологически связанных между

собой товаров, работ и услуг (формула (2)):

пт]

2 РП - 2 РП , -2РП , (2)

2=1 2=1 2=1

где т- количество технологически автономных товаров, работ и услуг (или предприятий, оказывающих технологически автономные работы или услуги). Под технологической автономией мы понимаем отсутствие последующих и (или) предыдущих звеньев технологической цепочки в процессе производства и предоставления услуг;

j - количество технологически связанных между собой товаров, работ и услуг.

При расчетах необходимо также учитывать фактор межотраслевого взаимодействия (формула (3)):

Р Попт скорр 2рп, -2РП , + Син (3)

=1 =1

где РПопт_скорр- скорректированный ресурсный потенциал предприятий оптовой торговли;

к- количество предприятий, оказывающих услуги агентам иной отраслевой и региональной принадлежности.

На микроэкономическом уровне ресурсный потенциал отдельного предприятия сферы оптовой торговли может быть рассчитан по формуле (4):

РП ^лот (РПмат+ РПпр+ РПтр+ РПинт+ РПфин+ РПэкол+ РПиннов) (4)

где fп0т- обобщенная функция ресурсного потенциала;

РПмат- ресурсный потенциал материальных ресурсов;

РПпр- ресурсный потенциал производственных ресурсов;

РПтр- ресурсный потенциал трудовых ресурсов;

РПинт- ресурсный потенциал интеллектуальных ресурсов;

РПфин- ресурсный потенциал финансовых ресурсов;

РПэкол- ресурсный потенциал экологических ресурсов;

РПиннов- ресурсный потенциал инновационных ресурсов.

Одним из условий устойчивого развития предприятий сферы оптовой

торговли, расширения товарооборота, диверсификации оказываемых услуг и повышения их качества является рост ресурсного потенциала, который следует выразить в виде формулы (5):

где РП0 - значение ресурсного потенциала предприятия сферы оптовой торговли в начальный период исследования;

РП^ - значение ресурсного потенциала;

РП, - значение ресурсного потенциала на конец исследуемого периода. Таким образом, из формул (4) и (5) следует заключение (6) в виде:

РПмат_0+ РПпр_0+ РПтр_0+ РПинт-0+ РПфин_0+ РПэкол_0+ РПиннов_0 — РПматч+

где РПмат_0, РПмат_2, РПмат_г ресурсный потенциал материальных

ресурсов на начало периода, в процессе хозяйственной деятельности, на конец периода;

РПпр_0, РПпр_2, РПпр_t- ресурсный потенциал производственных ресурсов на начало периода, в процессе хозяйственной деятельности, на конец периода;

РПинт_0, РПинт_2, РПинт_t- ресурсный потенциал интеллектуальных ресурсов на начало периода, в процессе хозяйственной деятельности, на конец периода;

РПтр_0, РПтр_,, РПтр_t- ресурсный потенциал трудовых ресурсов на начало периода, в процессе хозяйственной деятельности, на конец периода;

РПфин_о, РПфин_2, РПфин_t- ресурсный потенциал финансовых ресурсов на начало периода, в процессе хозяйственной деятельности, на конец периода;

РПэкол_0, РПэкол_, РПэкол_г ресурсный потенциал экологических ресурсов на начало периода, в процессе хозяйственной деятельности, на конец периода;

РПиннов_0, РПиннов_2, РПинн0в_t- ресурсный потенциал инновационных ресурсов на начало периода, в процессе хозяйственной деятельности, на

РПо < РП , < РП,, (5)

-иннов i

— РПмат_t+ РПпр_t+ РПTр_t+ (6)

конец периода.

Представленные формулы расчетов совокупности ресурсного потенциала возможно использовать как для отдельного предприятия, так и в целом для отрасли и региона.

В заключение, в качестве иллюстрации приведем прогнозные данные реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на ближайшее десятилетие по инерционному, энерго-сырьевому и инновационному сценариям (табл. 3-4).

Таблица 3 - Прогноз реализации Стратегии для инерционного сценария развития экономики в текущих ценах

Параметр 2011 2012 2013 2014 2015 2020

Добавленная стоимость, трлн. руб. 8,2 9,0 9,9 10,9 11,9 17,5

Вклад сектора в ВВП, % 20,4% 20,4% 20,6% 20,8% 20,8% 20,8%

Торговый оборот, всего, трлн. руб. 54,9 60,1 66,1 72,7 80,1 118,8

Оборот розничной торговли, трлн. руб. 17,7 19,5 21,6 24,0 26,6 40,5

Индекс физического объема оборота розничной торговли, % к 2009 г. 108% 112% 118% 124% 131% 160%

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. 125 138 154 171 190 296

Оборот оптовой торговли, трлн. руб. 3 7,2 40,6 44,4 48,7 53,5 78,4

Занятость, млн. чел. 12,7 12,6 12,7 12,7 12,9 12,4

Заработная плата, тыс. руб. в месяц 17,5 18,9 20,6 22,7 25,1 39,1

Налоговые платежи, млрд. руб. 813 909 1 022 1 148 1 291 2 100

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 399 462 539 628 730 1 168

Производительность розничной торговли, тыс. руб. на занятого 1 823 2 039 2 274 2 544 2 804 4 832

Размер современных продовольственных торговых площадей, млн. кв. м 11,7 12,5 13,6 14,7 15,2 29,4

Обеспеченность современными продовольственными торговыми площадями, кв. м на тыс. чел. 82 89 96 105 109 215

Доля современных форматов розничной торговли, % 35% 38% 41% 44% 45% 60%

Доля сетей в розничной торговле, % 25% 27% 30% 32% 35% 55%

Доля малых предприятий от общего количества предприятий торговли, % 52% 50% 47% 45% 45% 32%

Доля оборота розничной торговли, приходящийся на малый бизнес, % 65% 62% 59% 56% 55% 40%

Источник: [4].

Таблица 4 - Прогноз реализации Стратегии для энерго-сырьевого сценария развития экономики в текущих ценах

Параметр 2011 2012 2013 2014 2015 2020

Добавленная стоимость, трлн. руб. 8,3 9,2 10,2 11,2 12,4 18,4

Вклад сектора в ВВП, % 20,2% 20,3% 20,5% 20,5% 20,4% 19,9%

Торговый оборот, всего, трлн. руб. 55,5 61,1 67,8 75,2 83,1 124,7

Оборот розничной торговли, трлн. руб. 1 7, 9 19,8 22,2 24,9 27,7 42,7

Индекс физического объема оборота розничной торговли, % к 2009 г. 109% 114% 122% 129% 137% 177%

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. 126 140 156 175 195 301

Оборот оптовой торговли, трлн. руб. 37,6 41,3 45,6 50,3 55,4 82,0

Занятость, млн. чел. 12,8 12,7 12,9 12,9 13,0 13,1

Заработная плата, тыс. руб. в месяц 17,7 19,3 21,2 23,5 26,2 42,0

Налоговые платежи, млрд. руб. 821 925 1 049 1 188 1 339 2 206

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 403 472 557 657 773 1 252

Производительность розничной торговли, тыс. руб. на занятого 1 826 2 056 2 312 2 610 2 931 4 912

Размер современных продовольственных торговых площадей, млн. кв. м 11,8 13,0 14,5 16,2 17,7 35,1

Обеспеченность современными продовольственными торговыми площадями, кв. м на тыс. чел. 83 92 102 114 125 247

Доля современных форматов розничной торговли, % 35% 39% 42% 46% 50% 65%

Доля сетей в розничной торговле, % 26% 29% 32% 36% 40% 60%

Доля малых предприятий от общего количества предприятий торговли, % 52% 49% 46% 42% 40% 27%

Доля оборота розничной торговли, приходящийся на малый бизнес, % 65% 61% 58% 54% 50% 35%

Источник: [4].

Таблица 5 - Прогноз реализации Стратегии для инновационного сценария развития экономики в текущих ценах

Параметр 2011 2012 2013 2014 2015 2020

Добавленная стоимость, трлн. руб. 8,4 9,3 10,3 11,4 12,6 19,6

Вклад сектора в ВВП, % 20,3% 20,4% 20,5% 20,4% 20,2% 19,3%

Торговый оборот, всего, трлн. руб. 56,1 62,1 68,9 76,2 84,2 132,7

Оборот розничной торговли, трлн. руб. 1 8, 1 20,2 22,7 25,3 28,1 45,7

Индекс физического объема оборота розничной торговли, % к 2009 г. 111% 116% 124% 132% 140% 191%

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. 127 142 159 176 196 314

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оборот оптовой торговли, трлн. руб. 3 8,0 41,9 46,2 50,9 56,1 86,9

Занятость, млн. чел. 12,9 12,9 12,9 12,9 12,8 13,5

Заработная плата, тыс. руб. в месяц 17,8 19,6 21,7 24,2 27,6 47,7

Налоговые платежи, млрд. руб. 831 940 1 066 1 204 1 358 2 349

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 408 481 570 672 800 1 360

Производительность розничной торговли, тыс. руб. на занятого 1 829 2 073 2 349 2 667 3 081 5 206

Размер современных продовольственных торговых площадей, млн. кв. м 12,0 13,5 15,3 17,3 19,9 40,8

Обеспеченность современными продовольственными торговыми площадями, м2 на тыс. чел. 84 95 107 121 139 281

Доля современных форматов розничной торговли, % 35% 39% 44% 48% 55% 70%

Доля сетей в розничной торговле, % 27% 31% 35% 40% 45% 65%

Доля малых предприятий от общего количества предприятий торговли, % 52% 48% 44% 40% 35% 22%

Доля оборота розничной торговли, приходящийся на малый бизнес, % 65% 61% 56% 52% 45% 30%

Источник: [4].

Таким образом, к настоящему времени в сфере торговли происходят сложные противоречивые процессы поступательного развития, значительно осложнившиеся кризисными явлениями на фоне насыщенной конкурентной среды при изобилии товаров и услуг.

Литература:

1. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг)

для каждой критерии субъектов малого и среднего предпринимательства.-Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008г. №

556//http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=law; n=78660

2. Оборот розничной торговли и общественного питания по городам и районам Ставропольского края. Январь-декабрь 2008г.- Ставрополь: Ставропольстат, 2009.- 65с.

3. Стратегия развития потребительского рынка в Ставропольском крае на период до 2020 года// http: // www.stavregion.ru/ economy

4. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года

5. URL://http://www.lenust.ru/publications/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.