УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 316.42
угрозы и вызовы россии
в экономической, социальной
и военной сферах
В. В. яковлев, доктор технических наук, профессор кафедры управления и защиты в чрезвычайных ситуациях E-mail: [email protected]
М. В. ГРАВИТ,
кандидат технических наук, доцент кафедры управления и защиты в чрезвычайных ситуациях E-mail: [email protected]
А. А. ГОРБАЧЕВА, аспирантка кафедры управления и защиты в чрезвычайных ситуациях E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
В настоящее время в Институте военно-технических образовательных программ (ИВТОБ) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета разработан ряд методик для оценки и управления рисками в техногенной сфере. Вместе с тем практически без внимания остаются проблемы чрезвычайных ситуаций в социальной сфере, где в сложившихся условиях угрозы стабильности становятся настолько активными, что могут в любой момент перейти в чрезвычайные ситуации. Основная цель настоящей статьи заключается в попытке заострить внимание сотрудников ИВТОБ, аспирантов, студентов, а также коллег из других учебных заведений на необходимости проведения исследований по анализу риска в социальной сфере.
Авторами выполнен обзор сообщений средств массовой информации и разработок по рассматриваемой теме. В соответствии с принципами системного анализа в статье рассмотрены верх-
ние иерархические уровни угроз государственной стабильности, непосредственно влияющие на жизненные интересы личности.
Сделан вывод, что на основе концепции национальной безопасности и результатов комплексного анализа потенциальных возможностей в стране формируется долгосрочная государственная политика национальной безопасности. Дано определение социального риска как особой разновидности рисков, в которой субъектом и объектом риска выступает индивид, определенная социальная группа или все общество в целом. Вероятность наступления негативных последствий для данных социальных групп обусловлена несоответствием индивидуальных (групповых) социальных действий процессам в окружающем социальном пространстве, протекающим в обстановке реально существующей неопределенности.
Установлено, что риск и его оценка для социальной сферы представляют собой второстепенные
малоинформативные характеристики, не способные повлиять на решение задачи оптимизации требований к основным параметрам системы, на развитие рассматриваемого процесса.
Ключевые слова: системный анализ, риск, национальная безопасность, угроза
Российская Федерация - это многонациональное государство с неповторимыми историческими достижениями во всех сферах, одна из крупнейших мировых держав [7]. Долгосрочные интересы страны направлены на сохранение своей самобытности, обеспечение национальной безопасности, политического суверенитета, устойчивого социально-экономического развития. Общая структура формирования политики безопасности государства представлена на рис. 1.
Национальные интересы России заключаются в устойчивом росте уровня жизни всего населения, демократическом развитии страны в целом и обеспечении развития человека (личности). К жизненно важным интересам личности можно отнести конституционные права и свободы, духовное и ин-
теллектуальное развитие, защиту чести и личного достоинства, гарантированную защиту личности и имущества и необходимый минимум материальных и экологических условий существования при тенденции к их улучшению.
В то же время жизненно важными интересами общества являются следующие [15]:
• становление структур гражданского общества;
• возрождение и гражданская поддержка семьи;
• создание механизмов общественного контроля, формирование политической и правовой культуры населения;
• достижение и поддержание национального согласия;
• выход из кризисной демографической и экологической ситуаций;
• повышение интеллектуальной и социальной активности;
• преодоление экономического кризиса и содействие обеспечению защиты интересов русскоязычного населения в других странах;
Рис. 1. Формирование концепции национальной безопасности
Угрозы и безопасность Threats and security - 39 -
• духовное возрождение России и культурное интеллектуальное развитие общества в русле глобального цивилизованного процесса. К жизненно важным интересам государства относятся защита суверенитета и территориальной целостности России, формирование устойчивых основ демократии, обеспечение социально-политической и экономической стабильности, защита правопорядка, борьба с преступностью и коррупцией, обеспечение эффективной внешней и внутренней политики и развитие системы международных связей.
К настоящему времени сотрудниками Института военно-технических образовательных программ (ИВТОБ) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в достаточной мере разработаны методики оценки и управления рисками в техногенной сфере [2-4, 14]. Совместно с Инженерно-строительным институтом разработаны учебные пособия, готовится к изданию монография по моделированию управления безопасностью. Вместе с тем практически без внимания остаются проблемы чрезвычайных ситуаций в социальной сфере, где к настоящему времени угрозы стабильности становятся настолько активными, что могут в любой момент превратиться в чрезвычайные ситуации.
В настоящей работе авторами выполнен обзор сообщений средств массовой информации и разработок по рассматриваемой теме [6, 9, 13]. Главная цель данной статьи заключается в попытке заострить внимание сотрудников ИВТОБ, аспирантов, студентов, а также коллег из других учебных заведений на необходимости проведения исследований по анализу риска в социальной сфере.
Рассмотрим основные вызовы и угрозы в различных областях.
В области социальных отношений основной внутренний вызов безопасности страны связан с незавершенностью создания и нестабильностью структур демократических институтов власти и управления. Одной из важнейших угроз национальной безопасности следует признать терроризм и национализм.
В экономической области основными вызовами и угрозами являются импорт высокотехнологичных машин, оборудования и экспорт топливно-сырьевых ресурсов, прогрессирующее социальное расслоение общества, распространение преступности и коррупции, сращивание криминальных структур с органами власти, а также захват криминальными структурами некоторой части предприятий и отраслей производства [17].
Основными угрозами в интеллектуальной и социокультурной сферах можно считать снижение уровня образованности общества, чувства патриотизма и уверенности в будущем.
В военной области снижается боеспособность Вооруженных сил и военно-промышленного потенциала страны, неэффективно функционируют системы воспитания молодежи, отсутствует уважение к армии и воинской службе.
В экологической области налицо износ производственного оборудования, несовершенство и моральное устаревание технологий [1], рост масштабов техногенного загрязнения среды, снижение трудовой дисциплины. Кроме того, имеет место важнейший недостаток системы природопользования - истребление природных богатств ради сиюминутной выгоды [5], недостаточно средств, выделяемых на оздоровление природной среды.
В информационной сфере налицо отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации, а также слабая отечественная элементная база технических средств.
Наиболее опасным внешним вызовом национальной безопасности страны признается возможность неконтролируемых дезинтеграционных процессов на территории бывшего СССР. Вызывает тревогу неурегулированность вопроса о статусе россиян, проживающих в ряде новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР. Основные составляющие внешних угроз России на современном этапе схематично представлены на рис. 2.
К числу внешних угроз в политической сфере можно отнести действия других государств, направленные на подрыв государственного суверенитета и территориальной целостности России, политическую изоляцию страны, ослабление связи России с бывшими союзными республиками и странами Восточной Европы. Кроме того, потенциальными угрозами являются попытки втягивания нашей страны в локальные международные конфликты, а также территориальные претензии (к примеру, на Курильские острова).
Общая зависимость развития отечественной экономики от степени использования минерального сырья и объема добычи и использования углеводородного сырья представлена на рис. 3 и 4.
Относительно основных внешних угроз в экономической сфере, можно сделать вывод, что происходит ослабление экономической самостоятельности страны. Такая ситуация ведет к деградации технологического и промышленного потенциалов,
-48 (285) - 2014-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorites and security
Информационная интервенция. Искажение роли СССР во Второй мировой войне
Рис. 2. Основные составляющие внешних угроз России на современном этапе
Усл. ед.
Объем экспорта минерального сырья
Уровень развития экономики
Время
Рис. 3. Зависимость уровня развития отечественной экономики от степени использования минерального сырья
Усл. ед.
Природный газ
Время
Рис. 4. Прогнозируемые объемы добычи и использования углеводородного сырья
закреплению за Россией топливно-сырьевой ориентации в мировой экономике, что особенно опасно в условиях ограничений по добыче нефти и газа [18]. Культивируется неблагоприятный инвестиционный климат, что может привести к ограничению присутствия России на международных рынках, стимулированию утечки интеллектуальной собственности, вывозу валютных запасов и стратегически важного сырья, культивированию структурно перекошенного товарооборота, подрыву ресурсной базы машиностроения и деградации финансовой, организационной и информационной инфраструктур поддержки
российского экспорта и рационализации структуры импорта [16].
В военной области происходит рост потенциальной военной опасности (на западе - расширение НАТО к границам России, на юге - политическое и экономическое усиление Турции, на востоке - резкий подъем военно-промышленного потенциала Китая и его территориальные претензии к России). Кроме того, увеличивается опасность существующих и вероятность появления потенциальных очагов локальных войн, растет международный терроризм, возникает риск применения оружия массового поражения и возможности быстрого создания мощных военных группировок вблизи границ России.
В экологической сфере к основным внешним угрозам можно отнести использование территории России для захоронения отходов вредных производств, размещение экологически опасных производств и объектов, а также неконтролируемый трансграничный перенос загрязняющих веществ [11]. Внешними угрозами в информационной сфере (см. рис. 2) являются попытки ведущих мировых держав не допустить Россию к участию в международном информационном обмене, вмешательство иностранных компаний в развитие национальных информационных систем, стремление сократить использование русского языка, а также искажение исторической роли СССР во Второй мировой войне. Сегодняшние школьники в США считают, что победу над фашизмом одержали американцы и англичане, что решающим этапом войны было сражение на Тихом океане, что русские вели второстепенные
боевые действия для отвлечения сил противника от основных направлений. Значительная часть японских школьников уверены, что атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки осуществили русские.
На основе анализа национальных ценностей и интересов, внешних и внутренних угроз и вызовов национальной безопасности в различных сферах формируется концепция национальной безопасности. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440, сказано, что обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз, но и на осуществление комплекса мер по развитию и укреплению материальных и духовных ценностей общества, суверенитета и территориальной целостности государства [10].
Главным приоритетом деятельности государства является повышение качества жизни его граждан. На основе Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300, и результатов комплексного анализа потенциальных возможностей формируется долгосрочная государственная политика национальной безопасности (см. рис. 1).
Основные средства и ресурсы обеспечения национальной безопасности, помимо объективных преимуществ географического положения и наличия стратегических ядерных сил, связаны с интеллектуальным богатством России, высоким научно-техническим потенциалом, возможностями ее природы и богатством недр [11]. Особенно следует выделить определяющее значение интеллектуального потенциала как первоисточника всех прочих ресурсов общества и государства.
Вместе с тем интеллектуальное богатство России в настоящее время находится на стадии деградации. Введение бакалавриата в высшей школе, сокращение инженерных вузов, широкое привлечение иностранных студентов и преподавателей, материальное стимулирование публикации научных статей в иностранных журналах, резкое увеличение административного аппарата вузов, введение для аспирантов подготовки, оторванной от основной тематики и от научного руководителя, неопределенность с составом и дисциплинами диссертационных советов - вот далеко не полный перечень угроз подготовке квалифицированных специалистов для отечественной экономики и системы высшего образования. О качестве высшего образования, его содержании в обществе до настоящего времени
четкой позиции не выработано. Абстрактные баллы ЕГЭ не могут сформировать личности с активной гражданской позицией, при этом достаточно сложно определить критерии оценки как образовательной системы, так и ее выпускников [12].
Традиционное представление о риске, которое часто используется для оценки безопасности в техногенной сфере, в данном случае представляется непригодным. По общему смысловому содержанию, риск - это ответственность за решения, принятые в условиях неопределенности [20]. Такое понимание риска определяет условия, без выполнения которых нет смысла рассуждать о риске. Необходимо выполнение двух следующих условий [19]:
• альтернативности: лицо, принимающее решение в той или иной ситуации, должно иметь возможность выбора варианта действий, в том числе и бездействия;
• стохастичности: решения принимаются в условиях недостаточной информации, при наличии случайных параметров, воздействий, случайного процесса развития событий. Действительно, если у лица, принимающего
решение, не будет альтернативы, т.е. необходимо директивно выполнить строго определенное действие, то результат сводится к вероятности реализации последствий либо к их оценке, и ответственность в этом случае целиком возлагается на автора директивы.
В том случае, если в процессе отсутствуют случайные величины или параметры (что трудно представить), должна быть разработана корректная модель оценки последствий, а выбор варианта действий может быть осуществлен на основе решения, допустим, задачи математического программирования, гарантирующего выбор оптимального варианта. Использование в исследованиях по техногенной безопасности при математическом моделировании детерминистских, а не стохастических моделей оправдано лишь тем, что в математическом отношении детерминистские модели проще, удобнее, и во многих случаях модель процесса представима в виде систем дифференциальных уравнений, теория и методы исследования которых хорошо разработаны [18]. Более того, в социальной сфере комплексный показатель риска как меры безопасности утрачивает свойство аддитивности; порядок величин ущерба и их значимость в социальной сфере не могут оцениваться в привычных для техногенной сферы единицах.
Рассмотренные подходы к возможным угрозам и вызовам в социальной сфере вынуждают сделать несколько неожиданный вывод.
Риск и его оценка в привычном представлении для социальной сферы представляют собой второстепенные малоинформативные характеристики, не способные повлиять на решение задачи оптимизации требований к основным параметрам системы, на развитие рассматриваемого процесса. Выделим общие характеристики социального риска. Социальные риски не являются следствием причин, обусловленных природными или технологическими процессами, а также индивидуальными биологическими и поведенческими особенностями отдельных видов. Социальный риск - это, прежде всего, вероятность наступления неблагоприятных последствий, обусловленная разнонаправлен-ностью и несинхронизированностью поведения субъектов (группы) и конкретного социально-культурного пространства, в которое субъекты (группы) интегрированы. Социальный риск рассматривается в связи с социальными изменениями как результат несоответствия действий субъекта и объекта риска изменениям социальной среды. Социальные риски можно отнести к рискам второго порядка, являющимся комплексным результатом различных действий множества социальных субъектов и затрагивающим функционирование всего общества или отдельных его институтов.
Таким образом, «социальный риск» можно определить как особую разновидность риска, где субъектом и объектом является индивид, определенная социальная группа или общество. Вероятность наступления негативных последствий для них обусловлена несоответствием индивидуальных (групповых) социальных действий процессам в окружающем социальном пространстве, протекающих в обстановке реально существующей неопределенности [8].
Список литературы
1. Антропогенное загрязнение природной среды: масштабы и последствия. URL: http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-konspekt-lekcii/243-antropogennoe-zagryaznenie-prirodnoi-sredy-masshtaby-i-posledstviya.html.
2. Биненко В.И., Донченко В.К. Риски стихийных бедствий и оценка их последствий // Проблемы безопасности и ЧС. 2010. № 2. С. 70-90.
3. БиненкоВ.И., ДонченкоВ.К., РастоскуевВ.В. Риски и экологическая безопасность природно-хозяйс-твенных систем. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2012. 353 с.
4. Биненко В.И., Храмов Г.Н., Яковлев В.В. Чрезвычайные ситуации в современном мире и
проблемы безопасности жизнедеятельности. СПб.: ИВТОБ СПбГПУ, 2004. 400 с.
5. Бутков П.П. Альтернативная энергетика в России: материалы научно-практич. конф. «Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях». СПб: ИВТОБ СПбПУ, 2010. С. 3-8.
6. Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Экономические основы военной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 7. С. 2-10.
7. Гуменюк В.И., Кулинкович А.В., Климзов А.Г. Научно-техническая политика государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: материалы научно-практич. конф. «Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях». СПб: ИВТОБ СПбПУ, 2010. С. 31-33.
8. Жмайло А.И. Социальный риск как показатель социетальной трансформации современного общества. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnyy-risk-kak-pokazatel-sotsietalnoy-transformatsii-sovremennogo-obschestva.
9. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Проблемы самореализации личности в современных условиях инноваций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 6. С. 53-57.
10. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: утв. Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440. URL: http://law.edu.ru/norm/ norm.asp?normID=126103 8&subID= 100126845,1001 26846#text.
11. Методологические аспекты оценки воздействия на природную и социально-экономическую среду. URL: http://unece.org/fileadmin/DAM/env/eia/ documents/CentralAsiaGuidelines/Annex%204%20-%20Russian.pdf.
12. Механик А. Элитное образование для всех. URL: http://expert.ru/expert/2013/31/elitnoe-obrazovanie-dlya-vseh.
13. Мушкетова Н.С. Стратегия продвижения России на мировом рынке образовательных услуг вузов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С. 9-15.
14. Проблемы пожарной безопасности: пути их решения и совершенствование противопожарной защиты. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/4053/2/ conf_fire_2012.pdf.
15. Россия, за которую мы в ответе. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23.02.1996. URL: http://intelros.ru/2007/02/05/poslanie_ prezidenta_rosii_borisa_elcina_federalnomu_sobraniju_ rf_rossija_za_kotoruju_my_v_otvete_1996_god.html.
Угрозы и безопасность
- 43
16. Товарная структура экспорта и импорта России. Проблемы диверсификации и рационализации товарооборота. URL: http://studfiles.ru/preview/436100.
17. Угрозы национальной безопасности России. URL: http://orientir.milportal.ru/ugrozy-natsional-noj-bezopasnosti-rossii.
18. Характеристика нефтяного комплекса России. URL: http://finam.ru/analysis/coreview00059/ default.asp.
19. Яковлев В.В. Экологическая безопасность, оценка риска. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2008. 501 с.
20. ЯковлевВ.В., ГравитМ.В., Недрышкин О.В. Перспективы развития программных комплексов расчета пожарного риска и проектирования процессов пешеходной динамики в условиях пожара // Научно-технические ведомости. 2014. № 3. С. 17-21.
National interests: priorities and security Threats and security
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
THREATS AND CHALLENGES TO RUSSIA IN ECONOMIC, SOCIAL AND MILITARY SPHERES
Vyacheslav V. YAKOVLEV, Marina V. GRAVIT, Anna A. GORBACHEVA
Abstract
Importance Currently, the Institute of Military and Technical Educational Programs (IMTEP) of the Saint Petersburg State Polytechnic University has developed a number of methods for assessment and risk management in the technogenic sphere. At the same time, inadequate or no attention is paid to the emergency problems in the social sphere, where threats to stability may at any time become emergencies. Methods The main purpose of this article is to try to attract attention of the IMTEP staff, graduate students, students and colleagues from other educational institutions on the need for research in the field of risk analysis in the social sphere. We have reviewed the media reports and studies on the considered topic. In accordance with the principles of system analysis, the article discusses upper hierarchical levels of threats to the State stability, which directly affect the vital interests of an individual.
Results We conclude that based on the concept of national security and the results of the integrated analysis of potential capacities, the country is under formation of a long-term State policy of national security. The paper provides a definition of social risk as a special type of risk, where an individual, a particular social group or the entire society act as a subject and an object of risk. The probability of negative consequences for these social groups is conditioned by the inconsistency of individual (group)
social actions with the processes in the surrounding social space, occurring in the environment of really existing uncertainty.
Conclusions and Relevance We found out that risk and its assessment represent secondary, less informative characteristics for the social sphere, which are not able to affect the optimization of requirement to basic parameters of the system, on the development of the process under consideration.
Keywords: system analysis, risk, national security, threat
References
1. Anthropogenous pollution of the natural environment: extent and consequences. Available at: http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-konspekt-lekcii/243-antropogennoe-zagryaznenie-prirodnoi-sredy-masshtaby-i-posledstviya.html. (In Russ.)
2. Binenko V.I., Donchenko V.K. Riski stikhiinykh bedstvii i otsenka ikh posledstvii [Natural disaster risks and the assessment of their consequences]. Problemy bezopasnosti i ChS - Issues of security and emergencies, 2010, no. 2, pp. 70-90.
3. Binenko V.I., Donchenko V.K., Rastoskuev V.V. Riski i ekologicheskaya bezopasnost' prirodno-kho-zyaistvennykh sistem [Risks and environmental security of natural and economic systems]. St. Petersburg, SPSPU Publ., 2012, 353 p.
4. Binenko V.I., Khramov G.N., Yakovlev V.V. Chrezvychainye situatsii v sovremennom mire iproblemy bezopasnosti zhiznedeyatel 'nosti [Emergency situations in the modern world and problems of life safety]. St. Petersburg, IMTEP of SPSPU Publ., 2004, 400 p.
5. Butkov P.P. [Alternative energy in Russia]. Problemy bezopasnosti v chrezvychainykh situatsiyakh: materialy nauchno-praktich. konf. [Proc. Sci. Conf. "The security problems in emergency situations"]. St. Petersburg, IMTEP of SPSPU, 2010, pp. 3-8.
6. Vikulov S.F., Khrustalev E.Yu. Ekonomicheskie osnovy voennoi bezopasnosti Rossii [Economic foundations ofthe Russian military security]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2014, no. 7, pp. 2-10.
7. Gumenyuk V.I., Kulinkovich A.V., Klimzov A.G. [The scientific and technical policy of the State in the field of protection of the population and territories from emergency situations]. Problemy bezopasnosti v chrezvychainykh situatsiyakh: materialy nauchno-praktich. konf. [Proc. Sci. Conf. "The security problems in emergency situations"]. St. Petersburg, IMTEP of SPSPU, 2010, pp 31-33.
8. Zhmailo A.I. Sotsial'nyi risk kak pokazatel' sotsietal 'noi transformatsii sovremennogo obshchestva [Social risk as an indicator of societal transformation in the modern society]. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/sotsialnyy-risk-kak-pokazatel-sotsietalnoy-transformatsii-sovremennogo-obschestva. (In Russ.)
9. Kiseleva I.A., Simonovich N.E. Problemy samorealizatsii lichnosti v sovremennykh usloviyakh innovatsii [Problems of personal self-realization in the modern conditions of innovation]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2014, no. 6, pp. 53-57.
10. Order of RF President "On Approval of the Concept ofthe Russian Federation transition to sustainable development" of April 01, 1996 № 440. Available at: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID= 126103 8&su bID= 100126845, 100126846#text. (In Russ.)
11. Methodological aspects of assessing the impact on the natural and socio-economic environment. Available at: http://unece.org/fileadmin/DAM/env/eia/ documents/CentralAsiaGuidelines/Annex%204%20-%20Russian.pdf. (In Russ.)
12. Mekhanik A. Elitnoe obrazovanie dlya vsekh [Elite education across-the-board]. Available at: http:// expert.ru/expert/2013/31/elitnoe-obrazovanie-dlya-vseh. (In Russ.)
13. Mushketova N.S. Strategiya prodvizheniya Rossii na mirovom rynke obrazovatel'nykh uslug vuzov [The
strategy of Russia's promotion in the global market of educational services of higher educational institutions]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'-National interests: priorities and security, 2014, no. 5, pp. 9-15.
14. Fire safety problems: their solutions and improvement of fire protection. Available at: http://elar. urfu.ru/bitstream/10995/4053/2/conf_fire_2012.pdf. (In Russ.)
15. We are responsible for Russia. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation of February 23, 1996. Available at: http://intelros.ru/2007/02/05/ poslanie_prezidenta_rosii_borisa_elcina_federalnomu_ sobraniju_rf_rossija_za_kotoruju_my_v_otvete_1996_ god.html. (In Russ.)
16. Commodity structure of exports and imports in Russia. The problem of diversifying and rationalizing trade turnover. Available at: http://studfiles.ru/ preview/436100. (In Russ.)
17. Threats to the Russian national security. Available at: http://orientir.milportal.ru/ugrozy-natsional-noj-bezopasnosti-rossii. (In Russ.)
18. Characteristics of the Russian petroleum industry. Available at: http://finam.ru/analysis/ coreview00059/default.asp. (In Russ.)
19. Yakovlev V.V. Ekologicheskaya bezopasnost', otsenka riska [Environmental security, risk assessment]. St. Petersburg, SPSPU Publ., 2008, 501 p.
20. Yakovlev V.V., Gravit M.V., Nedryshkin O.V. Perspektivy razvitiya programmnykh kompleksov rascheta pozharnogo riska i proektirovaniya protsessov peshekhodnoi dinamiki v usloviyakh pozhara [Prospects for developing software systems for fire risk calculation and designing pedestrian dynamics processes in the event of fire]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti -Scientific and technical news, 2014, no. 3, pp. 17-21.
Vyacheslav V. YAKOVLEV
Saint Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]
Marina V. GRAVIT
Saint Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]
Anna A. GORBACHEVA
Saint Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]