Научная статья на тему 'Угрозы финансовой безопасности РФ в современнной геополитической ситуации'

Угрозы финансовой безопасности РФ в современнной геополитической ситуации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угрозы финансовой безопасности РФ в современнной геополитической ситуации»

УГРОЗЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В СОВРЕМЕНННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Ковалева Светлана Александровна, к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» Государственный университет -УНПК

Реформирование политических и социально-экономических основ общественного строя в России не только не разрешило всех сложных проблем финансовой безопасности государства, но и обусловило проявление новых, чрезвычайно опасных по долговременным последствиям угроз, рисков и вызовов.

Угрозы финансовой безопасности Российской Федерации нарастают в связи с введением экономических санкций со стороны Евросоюза и США, что обусловливает необходимость выработки комплекса системных мер по формированию благоприятных предпосылок для реализации стратегической цели — создания в России общества и экономики инновационного типа [1].

Специфика и многогранность данной задачи предполагает системное и комплексное ее решение. Данный подход должен включать в себя разработку и реализацию государственной политики на основе взаимосвязанных, взаимодополняющих мер и мероприятий, объединенных стратегической целью и охватывающих ресурсы всех субъектов федерации и существующих институтов общественного развития.

Основу государственной политики по обеспечению финансовой безопасности, как правило, составляет сбалансированная и непротиворечивая нормативно-правовая база. В этой связи следует отметить, что значение и место правовых мер в обеспечении финансовой безопасности трудно переоценить, так как от их выработки, принятия, а в дальнейшем и применения зависят не только легитимность различных форм и методов обеспечения финансовой безопасности, но и ее содержание и результативность [5].

Под законодательным обеспечением финансовой безопасности понимается закрепление в компетенции и ответственности органов государственной власти Российской Федерации взаимосвязанной и скоординированной совокупности целей, задач, принципов, основных направлений их функционирования как элементов системы обеспечения финансовой безопасности.

В этой связи, видимо, целесообразно провести мониторинг законодательства, регулирующего экономико-финансовые процессы. Необходимо отделить правовые нормы, которые определяющим образом воздействуют на экономику и социальную сферу, от тех, которые влияют на них слабо по причине неосуществимости либо в силу отсутствия эффективных механизмов их реализации. Для этого важно осуществить кодификацию нормативно-правовой базы, устранить противоречия, содержащиеся в нормах федерального, регионального и местного

законодательств, определив приоритеты правового регулирования в сфере финансовой безопасности [2].

Анализ развития социально-экономической ситуации в стране свидетельствует, что необходим комплекс мер, которые бы позволили не только выявлять угрозы финансовой безопасности, находить пути их нейтрализации, но создавали условия для эффективного и динамичного развития российской экономики.

Речь идет о повышении действенности и эффективности компонентов политико-правового механизма обеспечения финансовой безопасности, объединяющих все элементы системы в целях реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации, как концепции, определяющей одно из направлений государственной экономической политики.

При этом наряду с принципами обеспечения финансовой безопасности в ее фундамент должны быть заложены требования по достижению инновационного характера экономики, повышению ее эффективности на основе увеличения производительности труда.

Это предполагает активную политику государства, ориентированную на экономическое развитие, которое обеспечивается всей системой хозяйственных отношений. В основе данной политики должно быть обеспечение технических, организационных и экономических условий функционирования экономики в режиме расширенного воспроизводства с учетом ее открытости для внешнеэкономического сотрудничества при сохранении способности оперативного и адекватного реагирования на неблагоприятные внешние воздействия и угрозы с целью сведения к минимуму их негативных последствий.

Реализация этих направлений предполагает не только улучшение социально-экономической ситуации в стране, а также обеспечение непосредственно финансовой безопасности, но и национальной безопасности в целом. Без качественно нового характера экономических отношений и экономического роста Россия обречена на отставание от развитых стран мира и, как следствие, на утрату экономического, а значит, и политического суверенитета.

Разработанная стратегия инновационного развития страны опирается на один из главных факторов — на реализацию человеческого потенциала (человеческого капитала), на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного совершенствования технологий, повышения экономических результатов, жизни общества в целом [3].

На протяжении более чем полувека концепция «человеческого капитала» являлась основой выработки и проведения экономической политики ведущих стран мира (США, Германии, Франции, Великобритании, Японии, Китая). Россия только сейчас подходит к возможности реализации этой концепции на практике. Очевидно, что без

практического применения ее положений невозможно будет добиться ни

инновационного развития, ни экономического роста, ни обеспечения финансовой безопасности.

В этих целях необходимо не только увеличение финансирования фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники, но также и повышение эффективности использования всех видов человеческих ресурсов.

Крайне важным представляется разработка и последовательное претворение в жизнь целостной системы мер, направленных на сохранение такого уровня развития отечественного научно-технического и производственного потенциала, который гарантировал бы развитие национальной экономики за счет собственных интеллектуальных и технологических ресурсов, оборонную достаточность и финансовую независимость страны в случае негативного изменения политических и экономических условий, осуществление строгого государственного и общественного контроля над использованием совокупного фонда изобретений и разработок.

Помимо этого требуется целенаправленное развитие научно-технического потенциала, способного обеспечить суверенитет России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, приоритетных направлениях фундаментальной и прикладной науки, создание и развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, прежде всего на основе реализации федеральных программ и инновационных проектов.

На основе повышения инновационной и инвестиционной активности в перспективе представляется необходимым осуществить обновление и глубокую модернизацию основных производственных фондов, производственного потенциала и технологий, обеспечивающих высокий технический и научный уровень производства и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Что же касается истоков современных проблем социально-экономического развития России и, соответственно, уязвимости ее финансовой безопасности, то в этом плане уместно будет привести слова, прозвучавшие еще в XIX веке и приписываемые начальнику главного штаба русской армии Н.И. Обручеву о том, что «если Россия бедна и слаба, то это, прежде всего, потому, что очень часто она неправильно решала самые коренные политические вопросы: где следует и где не следует жертвовать своим достоянием» [4]. Над этими словами следует серьезно подумать. Всегда ли мы правильно и разумно жертвуем своим национальным достоянием?

Справедливость этих слов наиболее очевидна при анализе реформирования экономической и финансовой сферы государства. Практически весь почти двадцатилетний период реформирования не принес системе экономической безопасности ничего, кроме комплекса проблем, многое из того, что было накоплено в СССР, оказалось утрачено.

Сама же экономика страны, ее социально-экономическая сфера функционируют в режиме постоянной перестройки. При этом каждый новый этап часто предполагает отрицание предшествующего. Тем не менее это не исключает возможности корректировки экономического курса, а также повышения роли и места органов государственной власти для разработки и реализации соответствующего механизма обеспечения финансовой безопасности.

Функционирование этого механизма характеризуется тесным взаимодействием его основных структурных элементов, к которым относятся: субъекты политики обеспечения финансовой безопасности, система законодательства, система политических и социальных отношений; система факторов, условий и предпосылок, способствующих своевременному выявлению угроз финансовой безопасности России, их минимизации, снижению и предотвращению; система правотворчества и правоприменительной практики; деятельность субъектов по обеспечению финансовой безопасности.

Определение опасностей и угроз финансовому развитию сводится к выявлению случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений финансовой безопасности, а также разработке комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности [6]. Меры и механизмы, обеспечивающие финансовую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации с экспертизой принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции финансовой безопасности.

Реализация механизма обеспечения финансовой безопасности не может быть осуществлена действиями какого-либо одного ведомства или на отдельных направлениях деятельности. Защита экономических интересов, прав, свобод общества и граждан обеспечивается всеми институтами общества и государства. Ключевую роль в этом плане играет Совет безопасности Российской Федерации как орган, непосредственно осуществляющий подготовку предложений Президенту Российской Федерации по важнейшим направлениям обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем именно глава государства определяет экономический курс и ставит стратегические задачи органам государственной власти по обеспечению финансовой безопасности.

Список литературы

1. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. 4 декабря 2014 г. Российская газета, 2014, 5 декабря.

2. Скворцова Ю.В. Модернизация правовой системы России: теоретико-методологический аспект. Москва, РУДН, 2012, с. 148-149.

3. Страдзе А.Э. Социальная активность в Российском обществе: структурно-деятельностное измерение. Ростов-на-Дону, 2013, с. 94-96.

4. Попов В. Д. Парадоксы в судьбе России (коммуникативный психоанализ власти и

общества). Москва, ИД «Камерон», 2005, с. 64.

5. Влияние теневого сектора на финансовую безопасность страны в текущей геополитической ситуации/ С. А. Ковалева / Экономика и менеджмент: от теории к практике / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Ростов-на-Дону, 2015. С. 109-111.

5. Буренина Н.Б. Стратегия эффективного управления экономической безопасностью Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/30/upravlenie-ekonomicheskoy-bezopasnostyu (21.08.2015г.)

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Комаревцева Ольга Олеговна, магистрант Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ

Представленная статья включает в себя теоретические аспекты управления изменениями в экономических системах муниципального образования. Управление изменениями является основным элементом для построения модели функционирования территории. Но прежде всего для этого требуется выделить основные особенности данного управления, в качестве которых выступают предпосылки изменений, рисковая составляющая, вероятностный подход и контроллинг.

Неопределенность изменений становятся основными предпосылками для работы и управления экономическими системами. При этом в условиях трансформации и модификации внешних и внутренних процессов возникает необходимость в выявлении основных аспектов, способствующих более интенсивному развитию экономических систем.

Управление изменениями в экономических системах - это организационно-моделирующий процесс принятия и поддержания субъекта в необходимом для эффективного функционирования состоянии.

Управление изменениями в экономических системах - это совокупность запланированных и контролируемых событий, происходящих в экономических процессах определенного субъекта.

Управление изменениями в экономических системах - процесс преобразования экономических, социальных, информационных, технологических элементов однородной системы, заключающейся в необходимости адаптации данных элементов к условиям внутренней и внешней среды.

Из представленных выше определений видно, что управление изменениями - это, прежде всего, динамичный процесс. Данный процесс определяет как функциональное, так и стационарное состояние системы. Аспект динамичности включает в себя и скорость происходящих изменений, а именно лаговый период от перевода, поиска информации о изменении до закрепления в экономической системе. Кроме того,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.