pISSN 2073-2872 Экономическая безопасность
eISSN 2311-875Х
УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РФ
Нина Валерьевна ШУБИНА
старший преподаватель кафедры экономики и управления,
Бизнес-школа Череповецкого государственного университета, Череповец, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Получена 01.08.2017 Получена в доработанном виде 24.08.2017 Одобрена 16.09.2017 Доступна онлайн 28.09.2017
УДК 338.2 JEL: L52, L73,
О12
Ключевые слова:
экономическая безопасность, угрозы,
деревообрабатывающая отрасль, мониторинг
Аннотация
Предмет. Вопросам национальной и региональной экономической безопасности в научной и периодической литературе уделялось достаточно много внимания со стороны современных ученых, в то время как проблема отраслевой экономической безопасности носит только прикладной характер. В статье представлено обоснование необходимости выделения и представления экономической безопасности отрасли как отдельной экономической категории, выработки механизма ее оценки на примере деревообрабатывающей отрасли РФ, одним из этапов которого является определение угроз, влияющих на отрасль. Цели. Определение места экономической безопасности отрасли в региональном разрезе национальной экономики, формирование обобщенного механизма оценки экономической безопасности отрасли и выработка системы критериев экономической безопасности деревообрабатывающей отрасли. Классификация угроз экономической безопасности лесопромышленного комплекса РФ на основе проведенного анализа показателей отрасли.
Методология. В рамках данного исследования использовались методы аналитической, динамической и графической интерпретации научной и статистической информации.
Результаты. Несмотря на то что деревообрабатывающая отрасль составляет всего 2,9% общего объема промышленного производства и не относится к стратегическим отраслям промышленности РФ, она имеет довольно высокую территориальную распределенность и оказывает непосредственное влияние на экономическую безопасность регионов и государства. Однако для объективной и достоверной оценки экономической безопасности отрасли необходима выработка механизма ее формирования, а определение и классификация угроз, влияющих на отрасль, является первым и ключевым этапом.
Выводы. Сделан вывод о необходимости фундаментальных исследований в рамках формирования концепции отраслевой экономической безопасности. На примере деревообрабатывающей отрасли показано, что спектр угроз экономической безопасности достаточно широк, и влияние их различное. Именно поэтому при определении экономической безопасности отрасли необходимо определять рейтинг угроз, степень их влияния и возможные последствия в случае их проявления.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Шубина Н.В. Угрозы экономической безопасности деревообрабатывающей отрасли РФ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 9. - С. 1692 - 1711. https://doi.Org/10.24891/ni.13.9.1692
Введение
В последнее десятилетие четко обозначилась тенденция выделения оценки экономической безопасности отраслевых направлений в структуре национальной экономической безопасности. В научно-исследовательских работах рассмотрены проблемы
экономической безопасности различных секторов промышленности,
продовольственной безопасности, технологические, энергетические, социально-экономические аспекты экономической безопасности предприятий и отдельных регионов.
1692
Это определено стратегическими целями развития экономики Российской Федерации, направленными на сокращение периода кризисного спада и стагнации, обеспечение финансовой устойчивости и ускорения процессов роста в ключевых отраслях, оказывающих влияние на национальную экономику. Проблемы государственной экономической безопасности определяются экономической политикой в отношении отдельных отраслей и могут быть решены в контексте повышения уровня их экономической безопасности.
Однако несмотря на достаточное количество работ, посвященных анализу экономической безопасности отдельных отраслей
промышленности и ее повышению, обобщенное понятие экономической безопасности отрасли по-прежнему не сформулировано.
Экономическая безопасность отрасли
В результате проведенного обзора и анализа существующих понятий в отечественной и зарубежной литературе1 [1] установлено, что экономическую безопасность отдельных отраслей следует рассматривать как составляющую экономической безопасности национальной экономики, но в несколько ином разрезе, чем региональную. Образно говоря, региональная экономическая безопасность - это поперечный срез национальной экономики, тогда как отраслевая экономическая безопасность - это продольный разрез. Основным отличительным свойством экономической безопасности отрасли является отсутствие ее территориальной привязанности и целостности - в отличие от региональной безопасности.
Еще одно отличие отраслевой экономической безопасности заключается в том, что она
1 DickK. Nanto Economics and National Security: Issues and Implications for U.S. Policy in Industry and Trade // CRS Report for Congress, January 4, 2011. doi: https://fas.org/sgp/crs/natsec/R41589.pdf
является элементом каждой, отдельно взятой, экономической безопасности,
рассматриваемой в рамках отдельного региона. Следовательно, отраслевая безопасность непосредственно зависит от специфических условий функционирования и значимости рассматриваемой отрасли в экономической безопасности конкретного региона, равномерности размещения ее сырьевых и производительных сил, а также особенностей отраслевого инновационного развития.
Таким образом, имеет место неравномерность распределения инвестиционных и производственных ресурсов в обеспечении экономической безопасности отрасли в разрезе отдельных регионов. А это значит, что механизмы оценки экономической безопасности региона нельзя в полной мере применять к оценке отраслевой экономической безопасности.
Из сказанного следует, что несмотря на значительный объем научных и исследовательских работ по проблемам экономической безопасности, существует объективная необходимость в исследованиях, посвященных изучению особенностей экономической безопасности отраслей, обеспечению их экономической безопасности в условиях высокой изменчивости состояний окружающей среды, а также выработки обобщенной системы индикаторов (показателей), отражающих уровень экономической безопасности различных отраслей (и конкретно в нашем случае -отрасли деревообрабатывающей промышленности).
Проведенный анализ позволил выявить, что несмотря на отсутствие категориального понятия экономической безопасности отрасли, современные ученые, изучая отдельно взятые отрасли, предлагали подобные механизмы оценки отраслевой экономической безопасности. В обобщенном виде механизм оценки экономической безопасности любой отрасли чаще всего представляет собой
1693
алгоритм, включающий в себя следующие этапы (рис. 1):
1) определение группы ключевых факторов, влияющих на экономическую безопасность отрасли (в каждом конкретном случае факторы могут различаться);
2) формирование системы показателей экономической безопасности отрасли и их предельных (пороговых) значений;
3) проведение мониторинга по отслеживанию изменения динамики значений определенных показателей и их соответствия критериальным (пороговым) значениям;
4) проведение мониторинга по выявлению угроз конкретной отрасли: конъюнктура рынка, объемы и структура производства и потребления производимой продукции; уровень развития инновационных исследований и разработок;
5) оценка экономической безопасности отрасли на основе полученных показателей с использованием динамических моделей.
Отличительной особенностью изучения каждой конкретной отрасли является разработка и определение механизма мониторинга факторов внешней и внутренней среды, а также выбор показателей, отражающих эффективность деятельности отрасли.
В качестве показателей результативности стратегий и мероприятий по повышению уровня экономической безопасности отрасли рассматриваются:
- устойчивое состояние финансового, научно-исследовательского, технологического, производственного и кадрового потенциала отрасли;
- стабильные институциональные, правовые, организационно-экономические отношения государственных органов управления;
- наличие разработчиков, производителей и инвесторов, обеспечивающих способность предприятий отрасли функционировать на инновационной основе и гарантирующих доступность для потребителей и высокую эффективность производимой продукции как в отдельно взятых регионах, так и в рамках национальной экономики.
Для оценки уровня экономической безопасности отрасли можно использовать уже существующие методики, рассмотренные и объединенные в условные группы [2, 3]: наблюдения; оценку темпов экономического роста отрасли; методы экспертной оценки; методы анализа и обработки сценариев (прогнозирования); методы многомерного статистического анализа; методы теории нечетких систем; методы прикладной математики; индикативные методы; методы с использованием индекса экономической безопасности и пр.
В большинстве из них в качестве критерия экономической безопасности отрасли выступает оценка состояния отраслевой экономики с точки зрения важнейших процессов, проистекающих в ней.
Рассмотрев их достоинства и недостатки, можно прийти к заключению, что совершенной единой общепризнанной методики оценки экономической безопасности не существует. Так, в целях анализа и выявления угроз чаще всего используются методы наблюдения и анализ динамики темпов экономического роста отрасли. Для получения количественной оценки все чаще отдают предпочтение экспертным
заключениям, многомерным методам статистического анализа и интегральному показателю экономической безопасности. Реже применяются методы теории нечетких систем и другие методы прикладной математики. По нашему мнению, для оценки уровня экономической безопасности отрасли следует использовать комплексный подход, включающий совокупность методик для
1694
нивелирования их недостатков и повышения 2) рыночный фактор (импорт и экспорт эффективности. деревообрабатывающей продукции);
Экономическая безопасность отрасли деревообрабатывающей промышленности
Рассмотрим, как формируется механизм оценки экономической безопасности деревообрабатывающей отрасли.
Изучению состояния проблем отрасли деревообрабатывающей промышленности посвящен ряд научных исследований, проведенных М.А. Булгаковой [4], А.О. Веселовой [5], А.В. Дадалко [6],
A.В. Журовой [7], А.В. Константиновым [8],
B.Н. Мякшиным [9], Е.Б. Олейник и В.Ю. Шмидтом2, В.А. Пыткиным3,
A.В. Сатывалдиевым [10], С.В. Сембером [11],
B.С. Сухановым [12], М.А. Шишеловым4, Ю.Д. Шмидтом и Л.В. Кимом5, другими современными учеными, и посвященных различным аспектам функционирования отрасли. В то же время вопросы оценки и обеспечения экономической безопасности отрасли деревообработки в данных работах затронуты не были.
На экономическую безопасность деревообрабатывающей отрасли оказывают влияние факторы, которые можно разделить на четыре основные группы (рис. 2):
1) обеспечение отрасли (ресурсное, финансовое, техническое, инновационное, информационное и пр.);
2 Олейник Е.Б., Шмидт В.Ю. О рациональной производственной структуре регионального лесопромышленного комплекса // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 34. С. 45-50.
3 Пыткин А.Н., Швечков А.В. Организация рыночного механизма функционирования лесопромышленного комплекса. Пермь: Изд-во НИИУМС, 2003. 52 с.
4 Шишелов М.А. Деревообрабатывающая промышленность как главный вектор развития лесопромышленного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 3. С. 15-25.
5 Шмидт Ю.Д., Ким Л.В. Экспорт продукции лесопромышленным комплексом Дальневосточного региона // Вестник ТГЭУ. 2008. № 4.
3) состояние отрасли (динамика финансово-экономических показателей);
4) внешние факторы, которые и составляют возможности экономического развития отрасли и/или угрозы ее экономической безопасности.
Следует отметить, что экономическая безопасность деревообрабатывающей промышленности также является составной частью экономической безопасности большинства регионов и страны в целом, а следовательно, формируется под влиянием факторов макро-, мезо- и микроуровня.
На макроуровне государство обеспечивает управление экономической безопасностью лесопромышленной отрасли, которая основана на стратегии национальной безопасности страны. Вертикальная структура управления лесопромышленным комплексом РФ представлена на рис. 3.
Высшим органом управления Правительство РФ, которое Министерство промышленности и Российской Федерации выработку государственной
является через торговли осуществляет политики и
нормативно-правовое регулирование, а также выполняет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности лесопромышленного комплекса.
Регулирование отрасли осуществляется на основе следующих документов:
• Лесной кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой РФ 08.11.2006, одобрен Советом Федерации 24.11.2006 (в ред. федеральных законов от 21.07.2014 № 250-ФЗ);
• О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу
1695
площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности: постановление Правительства РФ от 22.05.2008 № 310;
• Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (с изм. и доп. от 31.03. 2017).
В рамках территориального развития лесопромышленного комплекса разрабатываются и внедряются региональные стратегии развития ЛПК.
Реализация и внедрение программ, стратегий, проектов осуществляется на уровне предприятий. Предприятия
лесопромышленного комплекса можно подразделить на три группы:
1) государственные предприятия (около 5% от общего количества всех предприятий);
2) акционерные общества, в уставном капитале которых имеется государственная собственность (чуть более 7%);
3) акционерные общества без участия государства (около 88% от общего количества крупных и средних предприятий).
При этом необходимо отметить, что, деревообрабатывающая промышленность не превышает 3% в общей структуре обрабатывающих производств (рис. 4), следовательно, эта отрасль не является стратегической и инвестиционно привлекательной для национальной экономики. Данный фактор значительно снижает эффективность развития отрасли и увеличивает риск проявления угроз, влияющих на ее экономическую безопасность. Кроме того, затрудняет функционирование единой системы экономической безопасности
высокая территориальная распределенность предприятий отрасли (рис. 5) [13].
Комплексное рассмотрение существующих методик оценки экономической безопасности отрасли позволило сделать вывод о необходимости определения и выработки основных критериев и индикаторов (показателей), характеризующих уровень экономической безопасности
деревообрабатывающей отрасли РФ. Критериями экономической безопасности деревообрабатывающей отрасли являются признаки, на основе которых осуществляется оценка состояния экономики отрасли с позиции обеспечения ее устойчивого функционирования.
В Федеральном законе «О безопасности»6 определены критерии состояния экономики, отвечающие требованиям национальной экономической безопасности. Сопоставляя критерии национальной [14] и региональной безопасности [15] и основываясь на практических исследованиях, определим критерии экономической безопасности деревообрабатывающей отрасли в целях обеспечения национальной безопасности (рис. 6).
1. Способность отраслевой экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. В настоящее время уже наблюдается зависимость деревообрабатывающей промышленности от импорта основных видов продукции, что противоречит важнейшим требованиям экономической безопасности.
2. Устойчивость финансовой системы отрасли и ее предприятий, стабильные цены на сырье и комплектующие, нормализация финансовых потоков и расчетных отношений с партнерами и контрагентами, обеспечение финансово-экономических условий для активизации инвестиционной деятельности.
1696
6 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (в ред. от 05.10.2015 № 285-ФЗ).
3. Экономически обоснованная структура внешней торговли, гарантирующая обеспечение доступа производимой продукции деревообрабатывающей промышленности на внешний рынок, высокий уровень покрытия внутренних потребностей за счет импорта, установление приоритета внешнеэкономических отношений со странами ближнего зарубежья.
4. Обеспечение высокого научного потенциала деревообрабатывающей отрасли, создание научно-технологического института, позволяющего поддерживать условия для развития научно-технического прогресса отрасли на стратегически важных направлениях.
5. Определение и обеспечение максимально необходимого государственного регулирования социально-экономических процессов в деревообрабатывающей промышленности, гарантирующего стабильное функционирование отраслевой экономики.
6. Создание единого экономического отраслевого пространства и системных межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение отраслевых, региональных и общегосударственных интересов и предусматривающего формирование интегрированной системы отраслевых межрегиональных рыночных отношений.
7. Обеспечение социально-экономических, инновационно-технологических и правовых условий, исключающих возможность криминализации отрасли и появления условий для создания коррупционных структур в процессе ее функционирования.
Критериальная оценка экономической безопасности деревообрабатывающей отрасли на уровне регионального развития (в целях обеспечения экономической безопасности отрасли) имеет более конкретное выражение:
- обеспечение эффективности и оптимальности использования ресурсов для производства продукции деревообработки и переработки, развитие технологий, направленных на использование вторсырья;
- стремление к экологической чистоте производства, сокращение уровня отходов и выбросов в окружающую среду;
- развитие регионального и межрегионального сотрудничества с аналогичными и/или смежными производствами.
Степень достижения определенных критериев можно проследить на основе изменений показателей экономической безопасности отрасли. Результаты финансовой деятельности крупных и средних предприятий отрасли деревообрабатывающей промышленности за 2010-2015 гг. представлены в табл. 1.
Как следует из анализа данных, приведенных в табл. 1, структура затрат на производство за исследуемый период практически не изменилась. А вот темпы прироста выручки к приросту затрат на производство (рис. 7) показывают неблагоприятную тенденцию формирования прибыли в отрасли. Прирост затрат на производство все чаще превышает темпы прироста выручки, либо равен ей.
Причинами этого являются как внешнеэкономические факторы (рост инфляции, курса валют, снижение уровня платежеспособности конечного потребителя и пр.), так и внутренние (старое технологическое оборудование, рост производственных затрат, сокращение числа квалифицированных специалистов и т.д.). Кроме того, европейские санкции против России привели к замораживанию или аннулированию контрактных договоров с наиболее крупными инвесторами, что спровоцировало стремительный рост цен на пиломатериалы и повлияло на сальдированный финансовый результат.
1697
Одновременно низкий курс рубля в 20142015 гг. повлиял на новые проекты, под строительство которых были сделаны займы в конвертируемой валюте, но приносящие доход в национальной валюте. Нереализованные проекты временно «заморозили» ввиду повышенного риска капитальных вложений в деревообработку. Все эти факторы негативным образом сказались на рынке, где количество конкурентов растет.
Динамика импорта и экспорта деревообрабатывающей продукции представлена на рис. 8. Доля экспорта продукции деревообработки на протяжении последних пяти лет устойчиво повышалась, однако в 2015 г. объем экспорта снизился ниже уровня 2010 г. (в текущих ценах). Это связано с низкой конкурентоспособностью поставляемой на зарубежный рынок продукции.
К концу 2015 г. наблюдалось снижение импорта относительно 2010 г. почти на 40%. Это связано с тем, что в 2014 г. были запущены новые промышленные площадки -
000 «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» (Татарстан), ЗАО ПДК «Апшеронск» (Краснодарский край) совокупной
о
производственной мощностью более 780 м3 (в перспективе предполагалось увеличение до
о
1 600 м3). Это приведет и к дальнейшему вытеснению части импортной продукции с российского рынка.
Правительство РФ в целях повышения эффективности развития ЛПК осуществляет комплекс мер по поддержке отрасли, в частности':
• таможенно-тарифные преференции, которые направлены на сокращение экспорта необработанной древесины;
• отмена экспортных пошлин на продукцию глубокой переработки (бумагу);
• отмена экспортных пошлин на ввозимое деревообрабатывающее оборудование, не производимое в России;
• освобождение от взимания НДС при ввозе деревообрабатывающего оборудования, не производимого в России8.
Увеличение стоимости основных фондов происходит в основном за счет обновления оборудования (за шесть лет прирост составил 7,1%). Степень износа основных фондов на предприятиях деревопереработки составляет более 42%, и за последние шесть лет она выросла почти на 5,2%.
На промышленных предприятиях деревообрабатывающей отрасли лишь 10% основных производственных фондов можно считать современными - в ЛПК большую роль играет уровень морального износа основных фондов, что вызвано высокими темпами развития научно-технического прогресса в области совершенствования оборудования и технологий для деревообрабатывающей промышленности. Последние пять лет (с 2011 по 2015 г.) объем инвестиций в отрасль практически не изменился, хотя их доля в общем объеме инвестиций в обрабатывающие производства снижается (рис. 9).
Сложившаяся тенденция свидетельствует о том, что предприятия деревообрабатывающей отрасли не привлекают инвесторов. Данное направление промышленности является капиталоемким и низкорентабельным, поэтому предприятия отрасли вынуждены использовать собственные средства в качестве источника инвестирования.
7 ЛПК России в 2015-2016 гг.: итоги, перспективы, меры государственной поддержки. URL: http://lesonline.ru/n/50008
8 Сергеев И. ЛПК России в 2015—2016 гг. // Лесной регион. 2016. № 5. URL: http://lesregion.ru/main/2744-lpk-rossii-v-20152016-gg.html
1698
В то же время в рамках стратегии развития ЛПК реализуется план по импортозамещению. В него по состоянию на конец 2015 г. были включены и 34 инвестиционных проекта. Также в качестве меры господдержки действует механизм субсидирования
9
процентных ставок по кредитам .
Несмотря на принимаемые меры, ситуация в лесоперерабатывающей отрасли остается достаточно сложной. Не менее 1/3 предприятий деревообрабатывающей промышленности ввиду неустойчивых показателей финансово-экономической
деятельности являются убыточными и находятся на грани разорения.
Классификация угроз экономической безопасности отрасли деревообрабатывающей промышленности РФ
Представленные далее факторы характеризуют состояние отрасли деревообрабатывающей промышленности не только с позиции ее развития, но и с точки зрения влияния внешних воздействий.
Если угрозы на макроуровне определяются внешнеэкономической политикой, государственным регулированием отрасли, территориальным размещением сырьевых ресурсов, то на микроуровне (региональном) регулируется деятельность отдельных предприятий лесопромышленного комплекса, которая обеспечивает развитие отрасли в целом, отдельных регионов и формирует экономическую среду мезоуровня (отрасли).
Источники угроз на этих уровнях могут формироваться не только вне отрасли, но и внутри ее (рис. 10).
На отраслевом (мезо-) уровне угрозы возникают вследствие отсутствия и /или неэффективности механизмов и процессов, влияющих на функционирование отрасли, и определяются конъюнктурой рынков сырья и готовой продукции.
На микроуровне составляющими экономической безопасности
лесопромышленного комплекса являются инновационно-технологическая, кадровая, финансово-экономическая, маркетинговая, материально-техническая, информационная и экологическая компоненты.
Выводы
Неравномерность распределения и развития ЛПК в различных регионах РФ приводит к искажению и формализации обобщающих показателей функционирования отрасли, затрудняет выявление угроз и усложняет принятие решений по их нейтрализации.
В целом спектр угроз экономической безопасности достаточно широк, однако не все они в равной степени оказывают влияние на деятельность предприятий отрасли. Отсюда следует, что при оценке уровня экономической безопасности помимо определения перечня угроз необходимо определять их рейтинг, степень влияния и возможные последствия (в случае их проявления).
Именно поэтому в рамках дальнейших исследований представляется целесообразным провести разработку механизма мониторинга возможностей и угроз, оказывающих потенциальное и фактическое воздействие на экономическую безопасность отрасли деревообрабатывающей промышленности РФ.
9 Там же.
1699
Таблица 1
Результаты финансовой деятельности предприятий отрасли деревообрабатывающей промышленности РФ за 2010-2015 гг.
Table 1
Financial performance of enterprises in the timber industry of the Russian Federation, 2010-2015
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Выручка от продажи продукции, млн руб. 180 420 257 673 297 937 283 033 310 045 360 121
Индексы цен производителей, % 108,9 108,7 101,6 104 103 109,3
Оборотные активы, всего, млн руб. 118 523 146 010 160 017 154 719 196 941 215 867
В том числе:
- запасы 44 635 51 840 51 764 47 363 61 921 73 557
- денежные средства и денежные 7 946 10 301 17 499 11 180 17 877 14 670
эквиваленты
- краткосрочные финансовые вложения за исключением денежных эквивалентов 8 147 17 580 14 756 20 737 21 463 26 290
Суммарная задолженность 189 429 243 019 267 213 244 685 340 851 389 958
по обязательствам, млн руб.
В том числе:
- кредиторская 64 646 98 782 102 156 81 646 101 606 95 702
- задолженность по кредитам банков
и полученным займам 124 783 144 237 165 057 163 039 239 245 294 256
Кредиторская задолженность, млн руб. 215 604 98 782 102 156 81 646 101 606 95 702
Дебиторская задолженность, млн руб. 46 551 65 518 59 008 66 955 85 492 93 237
Коэффициент текущей ликвидности, % 109,2 113,2 101,2 117,1 113,6 103,1
Коэффициент обеспеченности собственными -80,9 -82,6 -88,7 -85,5 -91,3 -119,7
оборотными средствами, %
Рентабельность активов организаций, % 0,8 -2,1 -1,1 0,8 -5,5 -2,5
Источник: Росстат
Source: Rosstat
1700
Рисунок 1
Обобщенный механизм оценки экономической безопасности отрасли Figure 1
The generic mechanism for evaluating the sectoral economic security
Источник: составлено автором Source: Authoring
1701
Рисунок 2
Укрупненная модель экономической безопасности деревообрабатывающей отрасли Figure 2
A consolidated model of economic security of the timber security
Источник: составлено автором Source: Authoring
Рисунок 3
Структура управления лесопромышленным комплексом РФ Figure 3
The management architecture of the forestry industry of the Russian Federation
Источник: составлено автором Source: Authoring
1702
Рисунок 4
Доля деревообрабатывающей промышленности в структуре обрабатывающих производств РФ, % Figure 4
Percentage of the timber industry out of all processing enterprises of the Russian Federation
Источник: Росстат Source: Rosstat
Рисунок 5
Размещение лесных ресурсов по округам РФ на 2015 г. Figure 5
Forestry resource endowment by federal district of the Russian Federation, 2015
Источник: Росстат Source: Rosstat
1703
Рисунок 6
Критерии экономической безопасности деревообрабатывающей отрасли Figure 6
Criteria of the economic security of the timber industry
Критерии экономической безопасности деревообрабатывающей отрасли РФ
Экономически обоснованная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ
производимой продукции деревообрабатывающей промышленности на внешний рынок
Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию отрасли и/ или создание коррупционных структур в процессе ее функционирования
Поддержание научного потенциала отрасли, создание научно-технологического института, способного обеспечить научно-технический прогресс отрасли на стратегически важных направлениях
Способность отраслевой экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства
Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов в отрасли деревообрабатывающей про мыши енно сти
Сохранение единого экономического отраслевого пространства и широких межрегионатьных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов
Устойчивость финансовой системы отрасли и ее предприятий, стабильность цен на сырье и комппектующи. нормализация финансовых потоков и расчетных отношений с партнерами и контрагентами, обеспечение финансово-экономических условий для активизации
инвестиционной деятельности
Источник: составлено автором Source: Authoring
1704
Рисунок 7
Динамика темпов роста выручки от реализации и затрат на производство продукции, % Figure 7
Growth rate of revenue from sales and production costs, percentage points
Источник: составлено автором Source: Authoring
Рисунок 8
Динамика изменений импорта и экспорта деревообрабатывающей продукции РФ в 2010-2015 гг. Figure 8
Trends in import and export of the Russian timber products, 2010-2015
Источник: составлено автором Source: Authoring
1705
Рисунок 9
Инвестиции в основной капитал предприятий по обработке древесины и производству изделий из дерева Figure 9
Investment in fixed assets of enterprises in timber processing and timberware
Источник: составлено автором Source: Authoring
1706
Рисунок 10
Классификация угроз экономической безопасности лесопромышленного комплекса РФ Figure 10
The classification of threats to the economic security of the timber industry of the Russian Federation
Угрозы экономической безопасности лесопромышленного комплекса РФ
H;i макроуровне (государственное управление) На мезоуровне (отраслевое управление) На микроуровне (региональное управление)
Внешнеполитические, правовые и рыночные аспекты
Неблагоприятные изменения в условиях внешнеэкономической торговли, ограничения на ввоз и вывоз сырья и продукции. Несогласованность с зарубежными государствами по нормативно-правовой основе, регламентирующей внешнеэкономические отношения Несовершенство информационной безопасности отрасли. Не проработан механизм регистрации в системе добровольной сертификации - высокие временные и финансовые затраты. Нестабильность рынков сбыта готовой продукции и полуфабрикатов ЛПК Отсутствие бюджетного финансирования для создания межсезонных производственных запасов
Фпнапсово-ипвестшщоппые и пнноспцпонные аспекты
Снижение инвестиционной привлекательности отрасли. Сокращение объемов финансирования целевых программ и проектов. Несовершенство государственного регулирования в области налогообложения, таможенных квот, льготного кредитования, государственных гарантий, защиты от инфляционных процессови пр. Рост цен на лесные ресурсы (сырье). Неравные экономические условия при проведении аукционов ятя потенциальных арендаторов лесных ресурсов. Не развита интеграция в смежные отрасли. Финансовые и инвестиционные вложенияв отрасль по регионам неравномерны Финансовая неустойчивость предприятий отрасли. Отсутствие эффективной методологии отбора инвестиционных проектов. Отсутствие инновационно-технологического и продуктового развития
Прошводственно-экономическпе к логистические аспекты
Высокаятерриториальная распределенностъпредприятий отрасли. Ограничение потребления сырья (сокращение вырубки лесов) Рост цен на энергоресурсы, комплектующие и пр Неэффективная транспортно-логистическаяинфр аструктур а отрасли. Количество и размер предприятий в конкретном регионе, их объемы производства различны Высокий износ основных фондов. Высокий уровень отходов производства. Не соответствующаятребова-ниям квалификация управленческих кадров. Низкое качество кадрового потенциала
Источник: составлено автором Source: Authoring
Список литературы
1. Ronis S.R Economic Security: Neglected Dimension of National Security? Conference Center for Strategic Conferencing, Institute for National Strategic Studies. August 24-25, 2010.
URL: http://ndupress.ndu.edu/Portals/68/Documents/Books/economic-security.pdf
2. Смирнова О.П. Механизм обеспечения экономической безопасности в технологически сопряженных видах деятельности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 9.
С.230-239.
3. Орехова Т.Р., Карагодина О.В. и др. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 105 с.
4. Булгакова М.А. Социально-экономические факторы, влияющие на экономическую безопасность лесопромышленного комплекса Северо-Западного федерального округа // Бизнес в законе. 2010. № 5. С. 284-286.
5. ВеселоваА.О., СоловьёваЕ.В. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 11. С. 106-110. URL: https://e-koncept.ru/2014/14318.htm
6. Дадалко А.В. Перспективы развития лесного комплекса России и Беларуси на территории Союзного государства, подвергшейся природным и техногенным катастрофам: материалы межгосударственной научно-практической конференции «Ключевые проблемы в обеспечении экономической безопасности государств - участников Союзного государства». М.: АЭБ МВД, 2010. С. 110-114.
7. Журова А.В. Анализ проблем экспорта продукции лесопромышленного комплекса // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 1. С. 128-133.
8. Константинов А.В. Исследование стратегической экономической безопасности как объекта управления в лесном секторе экономики // Лесотехнический журнал. 2015. № 2. С. 203-214.
9. Мякшин В.Н., Песьякова Т.Н. Сбалансированная оценка деятельности регионального лесопромышленного комплекса // Вестник ЮУрГУ. Сер. Экономика и менеджмент. 2008. № 20. С. 80-84.
10. Сатывалдиев А.В. Комплекс показателей эффективности в рамках системы контроллинга на предприятиях деревообрабатывающей промышленности // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. 2014. № 11. URL: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/3137-2014-11-05-11-34-20
11. Сембер С.В., Матевка Т.В. Кластеры в сфере лесопромышленного производства региона: проблемы и перспективы развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 5. С. 66-73.
12. Суханов В.С. О стратегии и тактике развития лесопромышленного комплекса России. Пути повышения эффективности работы предприятий лесопромышленного комплекса России: монография. М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. 240 с.
13. Шубина Н.В. Сравнительный анализ производства продукции деревообработки по федеральным округам РФ: материалы III Международной научно-практической
1708
конференции студентов, магистрантов и преподавателей «От синергии знаний к синергии бизнеса». Омск: Полиграфический центр КАН, 2016.
14. Илларионов А., Моисеев Н.В. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35-58.
15.НовиковаИ.В., КрасниковН.И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. С. 132-138.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
1709
pISSN 2073-2872 Economic Security
elSSN 2311-875X
THREATS TO ECONOMIC SECURITY OF THE TIMBER INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Nina V. SHUBINA
Cherepovets State University, Cherepovets, Vologda Oblast, Russian Federation [email protected]
Article history: Abstract
Received 1 August 2017 Importance The article provides the rationale for qualifying the economic security Received in revised form of an industry as a separate economic category. I devise a mechanism for its evaluation 24 August 2017 with the evidence from the timber industry of the Russian Federation and identify sectoral
Accepted 16 September 2017 threats as one of the steps in the process.
Available online Objectives The research determines the importance of sectoral threats as part
28 September 2017 of the regional view of the national economy. I forge a generic mechanism for evaluating
the sectoral economic security, and outline a set of economic security criteria JEL classification: L52, L73, for the timber industry. The article also presents a classification of threats to the economic 012 security of Russia's timber industry by analyzing sectoral indicators.
Methods This research relies upon methods of analytical, dynamic and graphic interpretation of scientific and statistical data.
Results Although the timber industry accounts for 2.9 percent of total commercial production, without being regarded as a strategic sector of the Russian industrial production, it is very dispersed geographically and influence the economic security of regions and the State. However, the unbiased and reasonable evaluation of the economic security requires a mechanism reflecting its formation. First and foremost, sectoral threats should be identified and classified.
Conclusions and Relevance I conclude fundamental researches need to be carried out for articulating the concept of sectoral economic security. Illustrating the timber industry, Keywords: economic security, I showcase that possible threats vary and have a different impact. Hence, economic threats, timber industry, security can be evaluated if threats, their impact and possible consequences are determined
monitoring and ranked.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Shubina N.V. Threats to Economic Security of the Timber Industry of the Russian Federation.
National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 9, pp. 1692-1711. https://doi.org/10.24891/ni.13.9.1692
References
1. Ronis S.R. Economic Security: Neglected Dimension of National Security? Conference Center for Strategic Conferencing, Institute for National Strategic Studies, 2010.
URL: http://ndupress.ndu.edu/Portals/68/Documents/Books/economic-security.pdf
2. Smirnova O.P. [Competitiveness as a mechanism to ensure economic security in technologically conjugated activities]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra = Economy: Yesterday, Today and Tomorrow, 2016, no. 9, pp. 230-239. (In Russ.)
3. Orekhova T.R., Karagodina O.V. et al. Ekonomicheskaya bezopasnost'sovremennoi Rossii v usloviyakh krizisa: monografiya [The economic security of modern Russia in crisis: a monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014, 105 p.
4. Bulgakov M.A. [Socio-economic factors influencing the economic security of the forestry sector in the Northwestern Federal District]. Biznes v zakone = Business in Law, 2010, no. 5,
pp. 284-286. (In Russ.)
1710
5. Veselova A.O., Solov'eva E.V. [Governmental regulation of the timber industry]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnalKontsept, 2014, no. 11, pp. 106-110. (In Russ.) URL: https://e-koncept.ru/2014/14318.htm
6. Dadalko A.V. [Future development of the forestry sector of Russia and Belarus within the Union State affected by natural and technological catastrophes]. Klyuchevyeproblemy v obespechenii ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstv - uchastnikov Soyuznogo gosudarstva: materialy mezhgosudarstvennoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Key Issues in Ensuring the Economic Security of the Union State Countries]. Moscow, Ministry of Internal Affairs
of the Russian Federation Publ., 2010, pp. 110-114.
7. Zhurova A.V. [Analysis of export problems of timber processing complex output goods]. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii = The Russian Customs Academy Messenger, 2009, no. 1,
pp. 128-133. (In Russ.)
8. Konstantinov A.V. [Study of strategic economic security as the object of management in the forest sector]. Lesotekhnicheskii zhurnal = Forestry Engineering Journal, 2015, no. 2, pp. 203-214.
(In Russ.)
9. Myakshin V.N., Pesyakova T.N. [Balanced activity estimate of the regional timber processing complex]. Vestnik YuUrGU. Ser. Ekonomika i menedzhment = Bulletin of South Ural State University. Series Economics and Management, 2008, no. 20, pp. 80-84. (In Russ.)
10. Satyvaldiev A.V. [The set of performance indicators within the controlling system on woodworking enterprises]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. Elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2014, no. 11. (In Russ.) URL: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/3137-2014-11-05-11-34-20
11. Sember S.V., Matevka T.V. [Clusters in the areas of timber production in the region: problems and prospects]. VestnikNGIEI = Bulletin of NGII, 2016, no. 5, pp. 66-73. (In Russ.)
12. Sukhanov V.S. O strategii i taktike razvitiya lesopromyshlennogo kompleksa Rossii. Puti povyshenii effektivnosti raboty predpriyatii lesopromyshlennogo kompleksa Rossii: monografiya [On the strategy and tactics for developing the forestry complex of Russia. Ways for improving the efficiency of timber processing enterprises of Russia: a monograph]. Moscow, Palmarium Academic Publishing, 2014, 240 p.
13. Shubina N.V. [A comparative analysis of timber production by federal district of the Russian Federation]. Ot sinergii znanii k sinergii biznesa: materialy IIIMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 3rd Int. Sci. Conf. From Knowledge to Business Synergy]. Omsk, Printing center of CAEN Publ., 2016.
14. Illarionov A., Moiseev N.V. [Criteria of economic security]. Voprosy Ekonomiki, 1998, no. 10, pp. 35-58. (In Russ.)
15. Novikova I.V., Krasnikov N.I. [Indicators of economic security of a region]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University, 2010, no. 330, pp. 132-138. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
1711